рефераты
рефераты
Главная
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Логика
Военная кафедра
Банковское дело
Биржевое дело
Ботаника и сельское хозяйство
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство

Скульптура XVIII века


Скульптура XVIII века

Во второй половине XVIII столетия начинается неуклонный расцвет

отечественной пластики. Круглая скульптура развивалась до этого медленно, С

трудом преодолевая восьмисотлетние древнерусские традиции в отношении к

языческому «болвану». Она не дала ни одного большого русского мастера в

первой половине XVIII в., но тем блистательнее был её взлёт в следующий

период. Русский классицизм как ведущее художественное направление этой поры

явился величайшим стимулом для развития искусства больших гражданских идей,

что и обусловило интерес к ваянию в этот период. Ф.И. Шубин, Ф.Г. Гордеев,

М.И. Козловский, Ф.Ф. Щедрин, И.П. Прокофьев, И.П. Мартос – каждый сам по

себе был ярчайшей индивидуальностью, оставил свой, лишь ему свойственный

след в искусстве. Но всех их объединяли общие творческие принципы, которые

они усвоили ещё в Академии в классе скульптуры профессора Никола Жилле.

Русских художников объединяли также общие идеи гражданственности и

патриотизма, высокие идеалы античности.

Интерес к “героической античности” влияет и на выбор богов и героев: на

смену излюбленным в петровское время Нептунам и Вакхам приходят Прометей,

Поликрат, Марсий, Геркулес, Александр Македонский, герои гомеровского

эпоса.Русские скульпторы стремятся воплотить в мужском образе черты

героической личности, а в женском – идеально прекрасное, гармонически

ясное, совершенное начало. Это прослеживается как в монументальной,

архитектурна-декоративной, так и в станковой пластике.

В отличие от барокко архитектурно-декоративная пластика в эпоху

классицизма имеет страгую систему расположения на фасаде здания: в основном

в центральной части, главном портике и в боковых ризалитах, или венчает

здание, читаясь на фоне неба.

Говоря в целом о скульптуре второй половины XVIII в., следует признать

одно очень важное общее, в той или иной степени характерное для всей

русской пластики этого времени, независимо от её отношения к архитектуре

или её жанра: она всегда представляет совмещение, слияние черт барокко и

классицизма, барочных и классических тенденций, особенно на заре рождения

классицизма.

Вместе русский классицизм отличался от общеевропейского отношением к

античности. Для русских мастеров античность никогда не была важнейшим и

почти единственным объектом изучения и подражания. В русском классицизме

нет также безусловного и жесткого приоритета разума над чувством,

эмоциональность образа всегда напоминает о живой связи с барокко. Кроме

того, в основе всех классицистических произведений русских мастеров лежит

внимательное изучение натуры, как лежало оно в основе работ скульптора

Растрелли, всем своим творчеством как бы подготовившего расцвет русской

пластики второй половины XVIII в.

Достижения портретного жанра в скульптуре связаны прежде всего с

творчеством Федота Ивановича Шубина (1740-1805), земляка Ломоносова,

прибывшего в Петербург, в сущности, уже художником, постигшим тонкости

костерезного дела. Первое произведение Шубина по возвращении на родину –

бюст бывшего вице-канслера А.М Голицына – свидетельствует уже о полной

зрелости мастера. Такой характерный образ скульптору помогает создать

необычайное разнообразие выразительных средств, которыми он владеет.

После успеха бюста Голицына императрица приказала «никуда его не

определять, а быть собственно при Ея Величестве». В 1774 г. Шубину

присуждено звание академика. Скульптор редко обращалс\ к бронзе, он работал

в основном в мраморе и и всегда использовал, в сущности, очень замкнутую и

ограниченную форму бюста. Языкрм пластики он создает образы необычайной

выразительности, исключительной энергии, совсем не стремясь к их внешней

героизации.

Шубин работал не только как иортретист, но и как декоратор. Он исполнил

58 овальных мраморных исторических портретов для Чесменского

дворца(находятся в Оружейной палате), скульптуры для Мраморного дворца и

для Петергофа.

В 1775-1785гг. Шубин был занят работами для Мраморного дворца. Это 42

скульптурных произведения, которые он исполнил вместе с итальянцем Валли и

австрийским скульптором Дункером.

В 70-е годы рядом с Шубиным работает ряд молодых выпускников Академии.

Годом позже Шубина её закончил и проходил пенсионерство в Париже и в Италии

Федор Гордеевич Гордеев (1744-1810). Н возвратился в Петербург в 1772г.,

в 1776г. получил звание академика. Творческий путь Гордеева был тесно

связан с Академией он всю жизнь преподавал там и даже некоторое время был

её ректором.

Гордеев – мастер монументально-декоративной скульптуры. Русские мастера

умели глубоко проникнуться идеалами античности, именно гремческой

античности. Подобно тому, как в средневековый период были творчески

восприняты древнерусскими мастерами традиции византийского искусства, так в

период классицизма во второй половине XVIII столетия русские ваятели

постигали и творчески переосмысливали принципы эллинистической скульптуры.

Так, первая работа Гордеева «Прометей » и два надгробия Голицыных несут

в себе много барочных черт: сложность силуэта, экспрессию и динамику,

живописность общего композиционного замысла, патетику жестов аллегорических

фигур.

Ещё яснее принципы классицизма в творчестве Гордеева прослеживаются в

барельефах на античные сюжеты для фасадов и интерьеров Останкинского

дворца.

Гордеев принимал участие в создании главных памятников Петербурга: ему

принадлежат змея «Медного всадника» и рельеф на воронихинском постаменте

памятника Суворову Козловского: знамёна, гении и щит с надписью « Князь

Италийский граф Суворов-Рымникский 1801»

Последние работы Гордеева – четыре барельефа на северном портике

Казанского собора.

В творчестве замечательного русского скульптора редкого дарования

Михаила Ивановича Козловского (1753-1802)



© 2009 РЕФЕРАТЫ
рефераты