рефераты
рефераты
Главная
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Логика
Военная кафедра
Банковское дело
Биржевое дело
Ботаника и сельское хозяйство
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство

Ахмет Байтурсынов


Ахмет Байтурсынов

Ахмет Байтурсынов – поэт, учёный, тюрколог, переводчик, педагог,

публицист, общественный деятель. В своё время он стал жертвой

несправедливости, сталинских репрессий, более полувека не удостаивался

упоминания, его имя не занимало достойного места в истории Казахстана. Лишь

сейчас, в условиях перемен, когда устраняются «белые» пятна в истории,

народу возвращены имена таких его деятелей, как Шакарим Кудайбердиев, Ахмет

Байтурсынов, Магжан Жумабаев, Жусупбек Аймауытов, Мыржакып Дулатов.

А. Байтурсынов родился 28 января 1873 года в урочище Сартюбек Тургайского

уезда в семье простого крестьянина. Его отец Байтурсын, считавшийся

потомком народного батыра Умбетая, был храбрым, умным человеком, с чувством

собственного достоинства, не мирившимся с производством и бесправием в

казахских аулах, часто вступавшим в конфликт с местными феодалами и

царскими властями. В 1885 году Байтурсын и его брат были осуждены на 15 лет

и сосланы в Сибирь за то, что разбили голову начальнику уезда. Расправа

властей над отцом, родственниками и поддержавшими их аульчанами оставила

горькое впечатлениеу будущего поэта. В «Письме к матери», написанном в 1909

годуиз Семипалатинской тюрьмы, А. Байтурсынов об этих событиях пишет так:

Сердце моё, сражённое в 13 лет, сохранило неизлечимую рану и глубокий след.

Ахмет обучался грамоте у аульного муллы. В 1886 году он поступил в

Тургайское двухклассное русско-казахское училище, затем учился в школе

киргизских учителей в Оренбурге, которую окончил в 1895 году. Он долго

учительствовал в аульных, волостных школах, а также двухклассных русско-

казахских училищах в Актюбинском, Каркалинском уездах и в городе Кустанае.

К тем ранним временам относятся стихи, которым он дал название «Сеятель

разума». Ахмет Байтурсынов был одним из первых просветителей Казахстана,

которые осознали, что просвещение, образование принест ощутимую пользу

народу лишь в условиях свободы, общественных перемен. Он нередко выступал с

разоблачением произвола местных управителей и колониальной политики

царского самодержавия.

Революция 1905-1907 годов вызвала в нём надежду на перемены, он активно

участвует в народных волнениях, часто выступает перед демонстрантами,

организует группу казахских интеллигентов, вместе с ними составляет петицию

в адрес правительства в Петербурге.В годы наступления реакции продолжает

работу в подпольных организациях. Жандармы арестовывают Байтурсынова и его

товарищей и в 1909 году заключают в Семипалатинскую тюрьму, продержав под

следствием восемь месяцев. Затем его выслали за пределы казахской земли,

долгое время он находился под надзором полиции, но борьбу за свободу своего

народа не прекращал.

В те годы он писал стихи и сделал перевод из русской классики, в частности

из произведений И.А. Крылова. Сборник «Сорок басен» А.Байтурсынова увидел

свет в 1909 году в Петербурге. Он принёс ему известность поэта, переводчика

и человека, болеющего всей душой за народ. Сборник стихов «Комар» выходил

отдельными изданиями в 1911 и 1914 годах в Оренбурге. Стремясь вызволить

народ из оков отсталости, Ахмет Байтурсынов глубоко понимал, что подъём

культуры можно осуществить через всеобщее просвещение и усвоение достижений

общечеловеческой цивилизации. К этим годам относится начало пути

А.Байтурсынова по стезе науки. Исследуя природу казахского языка , он пишет

статьи и учебники по языкознанию, впоследствии появляются его научные

исследования по языкознанию.

1913-1917 гг. – примечательный период в жизни Ахмета Байтурсынова. Он был

редактором газеты «Казах», единственной тогда на казахском языке,

выпускавшейся в Оренбурге. Здесь он публикует немало своих статей по

вопросам просвещения, литературы и языкознания, знакомя читателей с богатым

культурным наследием народа, призывая к свету знаний, духовному

совершенству.

В бурные годы Февральской и Октябрьской революций, как и многие

представители российской и казахской интеллигенции, А.Байтурсынов не сразу

разобрался в сути и содерджании происходящих событий и некоторое время

находился под влиянием националистических настроений. Но вскоре в 1919

году, убедившись в пагубности для казахского народа политики правых

националистических партий, он переходит на сторону совесткой власти,

участвует в работе Революционного комитета по управлению Казахским краем.

Получив мандат за подписью В.И. Ленина, он бессменно трудится в его

составе, внеся заметный вклад в подготовку государственности казахского

народа. После образования Казахской советской республики, будучи членом

правительства., А. Байтурсынов работает наркомом просвещения республики,

затем в газете «Ак жол», в академическом центре Казахстана при народном

Комиссариате просвещения, пишет ряд трудов по языкознанию и

литературоведению.

В тяжёлые дни перегиба в числе трёх десятков государственных и культурных

деятелей без всяких оснований в 1929 году А. Байтурсынов был арестован,

сидел в тюрьме, затем сослан в Архангельск. В 1934 году благодаря

вмешательству М. Горького и его жены Е. П. Пешковой, с помощью

Международного Красного Креста его освободили, но свобода длилась недолго,

в 1937 году А.Байтурсынова вторично арестовали и вскоре приговорили к

расстрелу. Только спустя полвека справедливость восторжествовала, в 1988

году советским судом он посмертно оправдан за отсутствием состава

преступления. Такова была тяжёлая судьба одного из ярких представителей

культуры казахского народа.

Наряду с работой учителя и занятием наукой, активной общественной

деятельностью А. Байтурсынов плодотворно работал в области художественного

слова, принимал участие в развитии реалистических, гуманистических,

просветительских традиций казахской литературы в условиях 20 века. На

рубеже 19-20 веков одной из главных проблем казахской литературы был

национальный вопрос, состояние казахского общества, пути его развития.

А. Байтурсынов активно включился в литературный процесс сборниками стихов и

переводов «Кырык мысал» (Сорок басен), «Маса» (Комар), изданием образцов

фольклора, разработкой проблем истории и теории казахской дитературы в

научно-теоретических статьях, трудах, учебниках.



© 2009 РЕФЕРАТЫ
рефераты