рефераты
рефераты
Главная
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Логика
Военная кафедра
Банковское дело
Биржевое дело
Ботаника и сельское хозяйство
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство

Чернышевский Н.Г.


Чернышевский Н.Г.

РЕФЕРАТ

Чернышевский. Н. Г.

Чернышевский, Николай Гаврилович (12(24).VII.1828, Саратов - 17(29).Х.1889,

там же) - экономист, философ, публицист, литературный критик, прозаик.

Революционный демократ. Родился в семье священника. До 12 лет воспитывался

и учился дома, под руководством отца, отличавшегося многосторонней

образованностью, и в тесном общении с родственной семьей Пыпиных

(двоюродный брат Чернышевского - А. Н. Пыпин - стал известным историком

литературы).

По собственному признанию, "сделался библиофагом, пожирателем книг

очень рано..." (Поли. собр. соч. - Т. 1.- С. 632; далее указываются том и

страница). В 1812-1845 гг. Ч. учился в Саратовской семинарии, где ему

прочили блестящую духовную карьеру (сочинения Ч. хранились в семинарской

библиотеке). Изучал многие языки, в т. ч. восточные (под наблюдением

профессора Г. С. Саблукова написал "Обзор топографических названий в

Саратовской губернии татарского происхождения"). Однако духовное поприще не

влекло Ч., и, не закончив семинарию, он поступил в 1846 г. на отделение

общей словесности философского факультета Петербургского университета, где

занимался славянской филологией у профессора И. И. Срезневского (составил

"Опыт словаря из Ипатьевской летописи"); теорией словесности - у профессора

А. В. Никитенко (написал диссертацию "О "Бригадире" Фонвизина"); всеобщей

историей; физикой (долго работал над проектом вечного двигателя) и др. Но

академические занятия составляли лишь часть интересов Ч., все более

склонявшихся в сторону политики (он пристально следил за революционными

событиями в Западной Европе 1848 - 1849 гг.), философских и экономических

учений (А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Л. Фейербах и др.) После ареста петрашевцев

в 1849 г. он отметил в дневнике, что "сам никогда бы не усомнился бы

вмешаться в. их общество и со временем, конечно вмешался бы" (1, 274). В

круг друзей Ч. входила М. Л. Михайлов, петрашевец А. В. Ханыков, И. И.

Введенский (педагог и переводчик, на вечерах у которого собиралась

радикально .настроенная молодежь). За годы учебы в университете (1846-1850)

были выработаны основы мировоззрения. Сложившееся в 1850 г. убеждение в

необходимости революции в России сочеталось с трезвостью исторического

мышления: "Вот мой образ мысли о России: неодолимое ожидание близкой

революции и жажда ее, хоть я и знаю что долго, может быть, весьма долго, из

этого ничего не выйдет хорошего, что, может быть, надолго только увеличатся

угнетения и т. д. - что нужды? мирное, тихое развитие невозможно". С

1850 г. в дневнике появляются записи свидетельствующие об атеизме. Форму

борьбы за улучшение человеческой жизни видел Ч. и в художественной

литературе, особенно высоко ценя Н. В. Гоголя, М. Ю. Лермонтова, В. Г.

Белинского, А. И. Герцена, Жорж Санд, Ч. Диккенса Он пробовал свои силы в

прозе (рассказ о Лили и Гете, повесть о Жозефине, "Теория и практика"

"Отрезанный ломоть"). Выйдя из университета кандидатом, Ч., после

кратковременной работы репетитором во 2-м кадетском корпусе в Петербурге,

служил старшим учителем словесности Саратовской гимназии (1851-1853), где

говорим в классе "такие вещи, которые пахнут каторгой!* (1,418). К этому

периоду относится его сближение с сосланным в Саратов историком Н. И.

Костомаровым (их объединяло признание огромной роли народа в истории, хотя

Костомаров был далек от революционных выводов). В апреле 1853 г. Ч. женился

на Ольге Сократовне Васильевой, дочери саратовского врача, предупредив ее о

грозящей ему, вследствие его образа мыслей, опасности: "...у нас будет

скоро бунт а если он будет, я буду непременно участвовать в нем" (1. 418).

Чувства Ч. к невесте, его мысли о семейной жизни запечатлены в "Дневнике

моих отношений с той, которая теперь составляет мое счастье. Впоследствии

Ч. посвятил жене романы "Что делать?" и "Пролог". Вернувшись в мае 1863 г.

в Петербург, Ч. преподавал во Втором кадетском корпусе, одновременно

готовясь к экзаменам на степень магистра и работая над диссертацией

"Эстетические отношения искусства к действительности". Диспут по

представленной еще осенью 1853 г. профессору Никитенко диссертации

состоялся 10 мая 1855 г. и явился манифестацией материалистических иней в

эстетике, вызвав раздражение университетского начальства. Диссертация была

официально утверждена лишь в январе 1859 г. Параллельно шла журнальная

работа, начатая летом 1853 г. рецензиями в журнале "Отечественные записки",

издаваемом А; А. Краевским. Решающее значение для всей дальнейшей судьбы Ч.

имело его знакомство осенью 1853 г. с Н. А. Некрасовым и окончательный

выбор - весной 1855 г. - между "Современником" и "Отечественными записками"

в пользу некрасовского журнала. С того времени Ч., вышедший в отставку,

занимался почти исключительно журнальной работой для "Современника" (в 1858

г. редактировал и "Военный сборник").

Сотрудничество Ч. в "Современнике" (1854- 862), где его роль быстро

стала ведущей (Некрасов в августе 1856 г., уезжая почти на год 1*а'

границу, передал редакторские полномочия 1.), пришлось на период

общественного подъема. (вязанного с подготовкой крестьянской реформы. *

революционной ситуации (1859-1861). Под руководством Ч. и Некрасова, а с

1857 г. и Добролюбова определилось революционно-демократическое направление

журнала. Изменялся состав сотрудников: постепенно уходили критики и

писатели либерально-дворянской ориентации А. В. Дружинин, В. П. Боткин, П.

В. Анненков, Н. Толстой, А. Н. Майков, А. А. Фет, И. С. Тургенев, Д. В.

Григорович и др.), уступая место иномышленникам его руководителей (М. Л.

Михайлову, Н. В. Шелгунову, М. А. Антоновичу, Г. 3. Елисееву и др.), по

преимуществу из разночинцев. В тематике статей журнала возрастала роль

политических, экономических вопросов: с июня 1858г. появляется особая

рубрика "Устройство быта помещичьих крестьян", в 1859 г. журнал становится

"литературным и политическим". направление и тактику "Современника" не

полностью принимали издававшие в Лондоне газету "Колокол" Герцен и Н. П.

Огарев, питавшие в период подготовки крестьянской реформы определенные

иллюзии относительно политики Александра II. В июне 1859 г. Ч. ездил в

Лондон объясняться с Герценом по поводу его статьи "Very dangeruos!!" в

"Колоколе" (№ 44), содержащей резкие выпады в адрес "Современника" в связи

с ироническим освещением в журнале "обличительной" литературы (материалы

сатирического отдела "Свисток", статья "Литературные мелочи прошлого года"

Н. А. Добролюбова). Следствием поездки было примирительное выступление

Герцена в "Колоколе" (№ 49), однако полностью разногласия искоренены не

были; надежды Герцена на правительство окончательно будут убиты лишь

пореформенной реакцией.

С 1854 г. Ч. вел в "Современнике" отдел критики и библиографии. В

конце 1857 г. он передал его Добролюбову. Встреча и многочасовая беседа Ч.

с Добролюбовым в апреле 1856 г. завершилась приглашением Добролюбова в

постоянные сотрудники "Современника" и положила начало дружбе, очень много

значившей для обоих. Ч. полностью полагался на Добролюбова как соредактора,

заботился о его бытовых, денежных делах. Он очень тяжело пережил его раннюю

смерть в ноябре 1861 г. "Я тоже полезный человек, но лучше бы я умер, чем

он... Лучшего своего защитника потерял в нем русский народ писал Ч. о

Добролюбове. Ч. собрал и уже в 1862 г. частично опубликовал "Материалы к

биографии Н. А. Добролюбова", подготовил первое собрание его сочинений

(Добролюбов Н. А. Соч.: В 4 т. -Пб., 1862).

С приходом Добролюбова в "Современник" Ч. сосредоточился

преимущественно на политической (в 1859-1862 гг. он вел ежемесячные

политические обозрения), экономической, философской темах. В серии статей,

посвященных классовой борьбе во Франции с ее революционными кульминациями

1830 и 1848 г.: "Кавеньяк" (Современник 1859.-№ 1, 3); "Борьба партий во

Франции при Людовике XVIII и Карле Х" (1858.- № 8, 9); "Франция при

Людовике Наполеоне" (не пропущено цензурой, 1859); "Июльская монархия"

(1860) и др., Ч., широко привлекая материалы западных историков (Ф. Гизо,

Л. Блана и др.), интерпретировал события в свете интересов "работников". Он

подчеркивал бесплодность борьбы за политические преобразования, если они не

приводят к улучшению материальных условий рабочих, лицемерие либералов

("умеренных республиканцев"), в решительные моменты предающих интересы

народа. Считая общественный строй Западной Европы выше русских феодально-

крепостнических порядков, Ч. в то же время отмечал формальный характер

свободы западного "работника" - "на факте - раба нищеты". Он подверг

критике развиваемый многими буржуазными экономистами принцип

невмешательства государства в частное предпринимательство, свободной

конкуренции: "Тюрго" (1858.-№ 9), "Экономическая деятельность и

законодательство" (1859.-№ 2). В противовес "теории капиталистов"

(оправдывающей получение прибыли, в т. ч. земельной ренты, собственниками,

не участвующими в производительном труде) Ч. развивает, опираясь на

некоторые положения классиков английской политической экономии (А. Смита,

Д. Рикардо), "теорию трудящихся", согласие которой необходимо "полное

соединение качеств собственника и работника в одном и том же лице". При

этом Ч., вслед за Фурье. Р. Оуэном, подчеркивает преимущества крупного

производства, объединения работников - "товарищества" - как формы,

наилучшим образом удовлетворяющей потребностям личности; в апелляции к

потребностям и ограничении их "разумными" проявлялся антропологизм,

просветительский рационализм Ч. ("Капитал и труд", 1860.-№ 1). Наиболее

полно свои экономические воззрения Ч. изложил в примечаниях и переведенным

им "Основаниям политической Экономии" Дж. - Ст. Милля (1860.-№ 2-4, 6- 8,

11) и в "Очерках из политической экономии (по Миллю)" (1861.-№ 6-10. 12).

Он вскрыл тщетность усилий Милля сочетать интересы капиталистов и рабочих,

несостоятельность учения Т. Мальтуса о превосходящем возможности

производства росте народонаселения, обосновал проект социалистического

общественного устройства. К. Маркс писал в послесловии ко второму изданию

"Капитала" о книге Милля: "Это - банкротство "буржуазной" политической

экономии, что мастерски показал уже в своих "Очерках политической экономии

(по Миллю)" великий русский ученый и критик Я. Чернышевский". (К. Маркс и

Ф. Энгельс об искусстве - Т. 1.- С. 524). Применяя разрабатываемую

экономическую теорию к специфическим условиям России, Ч. подчеркивал

важность сохранения - после отмены крепостного права - крестьянской общины

как естественной основы "товариществ", считал возможным благодаря общине

избежать для России мучительной капиталистической ступени развития.

("Критика философских предубеждений против общинного владения". 1858 - №

12; "Экономическая деятельность и законодательство". 1859 - №2; "Суеверие и

права логики", 1859 - №10). Такой взгляд, характеризующий Ч. как

крестьянского, утопического социалиста, отличался в то же время от

славянофильского преклонения перед общиной (для Ч. она признак отсталости

страны), от антитезы молодой России и старого Запада: "Запад, далеко

опередивший нас, далеко еще не исчерпал своих сил..." (7, 618).

Убежденность в прогрессе, несмотря на драматизм многих эпох - источник

исторического оптимизма Ч. ("Апология сумасшедшего"; не пропущена цензурой,

18611 "О причинах падения Рима". 1861.-№ 5).

Наиболее системное выражение взгляды Ч. на природу, общество, человека

получили в его главной философской работе "Антропологический принцип в

философии" (1860.--№ 4-5). Творчески развивая антропологическую теорию

Фейербаха, Ч. вносит в нее классовые мотивы, тем самым преодолевая

антропологизм и устанавливая иерархию "эгоизмов": "...общечеловеческий

интерес стоит выше выгод отдельной нации, общий интерес целой нации стоит

выше выгоды отдельного сословия, интерес многочисленного сословия выше

выгод малочисленного" (7, 286)., В целом статьи Ч. своей неизменно сильной

стороной имеют защиту интересов самого "многочисленного сословия" - русских

крестьян, французских рабочих, "простолюдинов". Он "был также революционным

демократом, он умел влиять на все политические события его эпохи в

революционном духе, проводя через препоны и рогатки цензуры идею

крестьянской революции, идею борьбы масс за; свержение всех старых властей.

"Крестьянскую реформу" 61-го года, которую либералы сначала подкрашивали, а

потом даже прославляли, он назвал мерзостью, ибо он ясно видел ее

крепостнический характер, ясно видел, что крестьян обдирают гг. либеральные

освободители, как липку"

Отношение Ч. к правительственной кампании по крестьянскому вопросу

менялось по мере того, как прояснялась суть реформы. Начиная с 1857 г. Ч.

регулярно освещал экономические и политические аспекты темы, доказывая

необходимость освобождения крестьян с землей, без выкупа или с минимальным

выкупом, сохранения общины, установления крестьянского местного

самоуправления и др. ("О новых условиях сельского быта"., 1858.-№ 2-4;

полемика с противниками крестьянской общины, выступавшими в "Экономическом

указателе" И. В. Вернадского; ведение с июня 1857 г. рубрики "Устройство

быта помещичьих крестьян" и др.). Убедившись же в грабительском характере

готовящейся реформы, Ч. бойкотирует предреформенный ажиотаж; по

обнародовании манифеста 19 февраля 1861 г. "Современник" прямо не отозвался

на него. В "Письмах без адреса", написанных после реформы и адресованных

фактически Александру II (опубл. , за границей в 1874 г.), Ч. обвинил

самодержавно -бюрократический режим в ограблении крестьян, имеющем одно

положительное следствие - рост политического самосознания народа: "Когда

люди дойдут до мысли "ни от кого другого не могу я ждать пользы для своих

дел", они непременно и скоро сделают вывод, что им самим надобно взяться за

ведение своих дел". Рассчитывая на крестьянскую революцию, круг

"Современника" во главе с Ч. в 1861 г. прибегал к нелегальным формам

борьбы. Ч. написал революционную прокламацию "Барским крестьянам от их

доброжелателей поклон". Вместе с воззванием "К молодому поколению"

Шелгунова (при возможном участии Михайлова), "Русским солдатам от их

доброжелателей поклон и "Русским солдатам" Шелгунова прокламация Ч. была

осуществлением плана обращения к различным слоям населения. По

воспоминаниям членов "Земли и воли" (А. А. Слепцова, Л. Ф. Пантелеева), Ч.

был причастен к этой подпольной организации, созданной с целью руководства

крестьянским восстанием, ожидаемым к весне 1863 г. (по окончании "временно-

обязанного состояния крестьян", т. е. их работы на помещиков).

В обстановке растущей пореформенной реакции (расстрел крестьян в с.

Бездна Казанской губ., репрессии против студентов и закрытие Петербургского

университета, арест Михайлова, В. А. Обручева и др.) внимание III отделения

все более привлекает деятельность Ч. С осени 1861 г. за ним была

установлена полицейская слежка (использовались и такие средства, как подкуп

прислуги). Но Ч. был умелым конспиратором, в его бумагах не находили ничего

подозрительного. В июне 1862 г. было запрещено на восемь месяцев издание

"Современника" и "Русского слова".

7 июля 1862 г. Ч. был арестован у себя на квартире (жена с двумя

сыновьями гостила в Саратове). Поводом для ареста послужило перехваченное

на границе письмо Герцена и Огарева к Н. А. Серно-Соловьевичу, в котором

предлагалось издавать "Современник" в Лондоне или в Женеве. В тот же день

Ч. стал узником Алексеевского равелина Петропавловской крепости, где пробыл

до вынесения приговора - гражданской казни, состоявшейся 19 мая 1864 г. на

Мытнинской прощали. Он был лишен всех прав состояния и присужден к 14 годам

каторжной работы в рудниках, с последующим поселением в Сибири; Александр

II сократил срок каторги до 7 лет. Судебный процесс по делу Ч. тянулся

очень долго из-за отсутствия прямых улик; роковую роль в нем, как и в делах

Михайлова и арестованного позднее Шелгунова, сыграли написанные Вс. Д.

Костомаровым (участвовавшим в напечатании прокламаций) фальшивые бумаги. В

вину Ч. вменялись, помимо написания "Барским крестьянам...", также его

подцензурные статьи в "Современнике"; Ч. и его друзья тщетно боролись с

полным отсутствием законности.

В крепости Ч. обратился к художественному творчеству. Здесь, с 14

декабря 1862 г. по 4 апреля 1863 г., был написан роман "Что делать? Из

рассказов о новых людях". За ним последовали оставшиеся незаконченными

повесть "Алферьев" (1863) и роман "Повести в повести" (1863), "Мелкие

рассказы" (1864). Увидел свет - по недосмотру цензуры - лишь роман "Что

делать?" (Современник. - 1863.-ЛГо 3-5).

20 мая 1864 г. Ч. под конвоем отправили в Е Сибирь, где он находился

сначала на руднике Кадае Нерчинского округа (месте каторги и скорой смерти

Михайлова), а с сентября 1865 г. - в тюрьме Александровского завода. По

официальному разрешению в Кадаю в августе 1865 г. приезжала на несколько

дней О. С. Чернышевская с сыном Михаилом. Круг общения Ч. на каторге

составляли политические заключенные (С. Г. Стахевич. П. Ф. Николаев и др.),

впоследствии вспоминавшие о читках Ч. не дошедших до нас художественных

произведений, в особенности сожалевшие о пропаже отосланного в Петербург

Пыпину романа "Старина", вобравшего в себя обширный автобиографический

материал. Его продолжением был "Пролог. Роман из начала шестидесятых годов"

(написан в 1867- 1870 гг.; первая часть - "Пролог пролога" - опубл. в

Лондоне в 1877 г.; в России роман был издан полностью в 1906 г.).

Сохранились также пьесы "Драма без развязки", "Мастерица - варить кашу",

повесть "История одной девушки", рассказы "Кормило кормчему", "Знамение на

кровле" и др.; почти все они были задуманы как части неосуществленных

полностью больших циклов.

Каторга, срок которой истек в 1871 г., оказалась преддверием к худшему

испытанию - поселению в Якутии, в городе (а в сущности в глухом поселке,

где тюрьма была лучшим зданием) Вилюйске, отличавшемся губительным

климатом. Здесь Ч. был единственным ссыльным и мог общаться только с

жандармами и местным якутским населением; переписка была затруднена, а

часто специально задерживалась. Все же Ч. узнал в 1877 г. о смертельной

болезни Некрасова и успел передать ему - в письме к Пыпину - слова любви и

прощания (15, 86-88). Т. к. бумаги Ч. отбирались при обысках, он писал и

сам уничтожал написанное (из созданного в Вилюйске сохранились две части

романа "Отблески сияния"). Только в 1883 г., при Александре III, под

давлением требований "Народной воли" Ч. было разрешено переселиться в

Астрахань. Резкая перемена климата очень повредила его здоровью.

Годы крепости, каторги и ссылки (1862-1883) не привели к забвению

имени и сочинений Ч.- его слава мыслителя и революционера росла, вдохновляя

на смелые планы его освобождения (ему пытались устроить побег Г. А. Лопатин

в 1871 г., И. Н. Мышкин в 1875 г., оба были арестованы; были и другие

попытки). Сам Ч. никогда не просил о смягчении своей участи, в частности,

летом 1875 г. отказался от подачи прошения, к которому его пытались

склонить власти. "А что касается лично до меня, - писал он жене в 1871 г.,

- я сам не умею разобрать, согласился ли б я вычеркнуть из моей судьбы этот

переворот, который повергнул тебя на целые десять лет в огорчения и

лишения. За тебя я жалею, что было так. За себя самого совершенно доволен.

А думая о других, - об этих десятках миллионов нищих, я радуюсь тому, что

без моей воли и заслуги придано больше прежнего силы и авторитетности моему

голосу, который зазвучит же когда-нибудь в защиту их" (14, 504).

По приезде в Астрахань Ч. надеялся вернуться к активной литературной

деятельности, однако публикации его работ, хотя и под псевдонимом, были

затруднительны. Основным источником заработка, в котором крайне нуждалась

семья Ч., стали переводы, тяготившие Ч. тем более, что его глубоко не

удовлетворяли субъективно - идеалистические воззрения авторов переводимых

книг ("Энергия в природе" В. Карпентера, многотомная "Всеобщая история" Г.

Вебера и др.). Используя приемы работы с Миллем, Ч. снабжал переводы

вступительными статьями, послесловиями, нередко выбрасываемыми при издании.

Все же Ч. удалась опубликовать некоторые собственные философские работы:

"Характер человеческого знания" (Русские ведомости 1885.- М. 63-64, под

псевдонимом Андреев), "Происхождение теории благотворности борьбы за жизнь"

(Русская мысль. - 1886. - ЛГ 9, за подписью Старый трансформист). Вместе с

написанным в 1888 г. предисловием к предполагаемому 3-му изданию

"Эстетических отношений..." (состоявшемуся лишь в 1906 г.) эти работы Ч.

заключают в себе резкую критику неокантианства, агностицизма

("иллюзионизма"), характерного для многих философов и естественников тех

лет. Из художественных сочинений Ч. опубликовал "Гимн Деве неба" (Русская

мысль. - 1885.- № 7, под псевдонимом Андреев). Писал повесть "Вечера у

княгини Старобельской". Получив спасенные Антоновичем после ареста Ч.

"Материалы к биографии Н. А. Добролюбова", готовил их к изданию и успел

опубликовать первый раздел (Русская мысль. - 1889.- № 1-2). Первый том

вышел в 1890 г., после смерти Ч.

При всей интенсивности работы Ч. самые дорогие для него замыслы - в

частности, создание давно задуманных популярных энциклопедий по разным

отраслям знаний - осуществить не удалось. В июне 1889 г. .Ч. получил

разрешение вернуться на родину, в Саратов. Он строил большие планы несмотря

на резко ухудшавшееся здоровье. Умер от кровоизлияния в мозг, похоронен на

Воскресенском кладбище в Саратове.

В разностороннем наследии Ч. важное место занимают работы по эстетике,

литературная критика, художественное творчество. Во всех этих областях он

выступил новатором, возбуждающим по сей день споры; к Ч. применимы его

собственные слова о Гоголе как писателе из числа тех, "любовь к которым

требует одинакового с ним настроения души, потому что их деятельность" есть

служение определенному направлению нравственных стремлений" (3, 21).

Эстетическая теория Ч., изложенная в его диссертации "Эстетические,

отношения искусства к действительности" (Спб. , 1855). а также в

авторецензии (Современник. - 1855.- № 6) и ряде работ 1854 г. (из них в

особенности важна статья "О поэзии. Сочинение Аристотеля" // Отечественные

записки. - 1854.- № 9). знаменовала перелом в истории эстетики, разрыв с

ее, идеалистической традицией. Концепции искусства как создания идеала в

эстетике Г. В. Ф. Гегеля (и его популяризатора Ф. Фишера, часто цитируемого

в диссертации) Ч. противопоставил материалистическую формулу прекрасного:

"прекрасное есть жизнь", "прекрасно то существо, в котором видим мы жизнь

такою, какова должна быть она по нашим понятиям; прекрасен тот предмет,

который выказывает в себе жизнь или напоминает нам о жизни..." (2, 10).

Объективным критерием прекрасного выступает у Ч. превосходство предмета над

другими в данном роде (при существенной оговорке, что не все роды

прекрасны). В субъективном же критерии прекрасного - "наших понятиях" - Ч.

подчеркнул социальную обусловленность эстетических вкусов (разных в

крестьянской среде и у аристократии), отказывая многим из них в истинности

(напр. романтическому "увлечению бледною, болезненною красотою" - 2, 11).

Так антропологическая, фейербаховская посылка об общечеловеческих

потребностях осложняется указанием на социальную почву эстетического

идеала. Считая, что потребности (не болезненно-фантастические) человека в

прекрасном вполне удовлетворяются действительностью, Ч. пересматривает

вопрос о содержании искусства, расширяя его границы до "общеинтересного в

жизни" (2, 82). и о его задачах. Первая из них - воспроизведение жизни была

намечена, по Ч., еще в античной эстетике) (Платон, Аристотель), полагавшей

сущность искусства в подражании человеческой жизни (Ч. отмечает искажение

этой мысли классицистами, говорившими о подражании природе в искусстве:

"подражание природе чуждо истинному поэту, главный предмет которого -

человек" (2, 278). Однако воспроизведение жизни, хотя и требует активности

художника - "способности отличать существенные черты от несущественных" (2,

80), составляет лишь формальное начало искусства. Две другие задачи,

искусства - объяснение жизни и вынесение приговора ее явлениям; они

особенно полно могут быть осуществлены в литературе ("поэзии"), которая

"представляет полнейшую возможность выразить определенную мысль. Тогда

художник становится мыслителем, и произведение искусства, оставаясь в

области искусства, приобретает значение научное" (2, 86).

В содержании искусства - "учебника жизни" - подчеркивается общее с

наукой и нравственной деятельностью человека.

Манифест материалистической эстетики Ч. не свободен от противоречий.

Блестяще показав жизненную основу прекрасного и типического и призвав в то

же время художников к овладению передовым мировоззрением, Ч. недостаточно

связал субъективную сторону содержания искусства (объяснение жизни и

вынесение приговора) с творческим, в т. ч. формотворческим, процессом и

ограничил роль фантазии. В результате положение о том, что "жизнь не думает

объяснять нам своих явлений", в то время как "в произведениях науки и

искусства это сделано (2, 87), осталось в значительной мере декларативным,

поскольку не была до конца прослежена специфика объяснения жизни на "языке

искусства". Недооценка Ч. творческой типизации, особенно заметная на фоне

гегелевского учения об идеализации в искусстве, отчасти была полемической

издержкой "апологии действительности сравнительно с фантазиею" (2, 89).

Уязвимым было и отрицание закономерности трагического, сведение его к

"ужасному в человеческой жизни" (2, 301). Впоследствии Ч. показал огромную

роль творческой типизации, на службе у которой и состоит фантазия, вымысел.

Так в творчестве Пушкина им подчеркнута огромная роль долго обдумываемого

плана, предшествующего исполнению: "Прояснить в своем уме основную мысль

романа или драмы, вникнуть в сущность характеров, которые будут ее

проявлять своими действиями. сообразить положения лиц, развитие сцен - вот

что 1 важно..." (2, 452).

Диссертация Ч., большинству читателей известная по авторецензии,

вызвала острые дискуссии. Ее не приняли многие ведущие писатели и критики

(Тургенев, Л. Толстой, Анненков, Дружинин и др.), упрекавшие автора в

умалении искусства. Эстетика была областью, где раньше всего обнаружились

расхождения между либералами и демократами присутствовавший на защите

диссертации Шелгунов отметил, что "умственное направление шестидесятых

годов в первый раз в своем зачаточном виде было провозглашено в 1855

г. на публичном диспуте в Петербургском университете"

Литературная критика Ч., опирающаяся на его эстетическую теорию, в то

же время понималась им как публицистическая деятельность, для которой важны

тесная связь с читателем и понимание его интересов: "Отвлеченные истины

могут быть уместны в ученом трактате, но слова публициста должны прежде

всего сообразоваться с живыми потребностями известного общества в данную

минуту" (5, 648). Такими Ч. считал "слова" Г. Э. Лессинга, Белинского.

Собственно критике, ее истории и теории, посвящены программные статьи: "Об

искренности в критике" (1854.-№ 7); цикл "Очерки гоголевского периода

русской литературы" (1856.-№ 12, 1856.-№1 1-2, 4, 7, 9-12), к ним примыкает

цикл "Лессинг, его время, его жизнь и деятельность" (1856.-№ 10-12; 1857.-

№ 1-4, 6). где деятельность немецкого просветителя осмысляется в свете

сходной русской общественно- литературной ситуации.

В соответствии с выдвинутыми в диссертации задачами искусства Ч.

считает (в статье "Об искренности в критике") важнейшим критерием оценки

произведения истинность его общей идеи, "мысли". Ее фальшивость оправдывает

резкость тона критика, менее всего щадящего признанные авторитеты: "...жар

нападения должен быть соразмерен степени вреда для вкуса публики, степени

опасности, силе влияния, на которые вы нападаете" (2, 257). Поэтому

"превосходная в художественном отношении, но приторная" поэма Гете "Герман

и Доротея" заслуживает более строгого суда, чем какая-нибудь другая

идиллическая поэма какого-нибудь посредственного писаки" (2, 257). С

нелицеприятной критикой выступил сам Ч. в своих первых рецензиях на

произведения популярных писателей: "Роман и повести М. Авдеева" (1854.- №

2), "Три поры жизни. Роман Евгении Тур" (1854.- № 5), выявляя их

подражательность, пустоту содержания, ложный пафос. За "ошибочное

направление" (2, 240) - идеализацию патриархального купеческого быта - он

осудил пьесы "Не в свои сани не садись" и "Бедность не порок" А. Н.

Островского: "бедность не порок. Комедия А. Островского" (1854.- № 5),

резко разойдясь в оценках с "органическим" критиком А. А. Григорьевым. На

примере этих не свободных от славянофильских мотивов пьес Ч. доказывал, что

"ложные по своей основной мысли произведения - бывают слабы даже и в чисто

художественном отношении" (2, 240). Последующая оценка этих пьес

Добролюбовым в статье "Темное царство", в соответствии с принципами

"реальной критики", будет значительно мягче.

В "Очерках..." Ч. охарактеризовал, через их отношение к Гоголю и

гоголевскому, до сих пор "единственному сильному и плодотворному

направлению" (3, 6), деятельность ведущих критиков, журналистов 30-40 гг.:

Н. А. Полевого. О. И. Сенковского, С. П. Шевырева, круга пушкинского

"Современника", Н. И. Надеждина, Белинского (имя которого, по цензурным

условиям, было названо лишь в пятой статье цикла). Подчеркнуты некоторые

общие условия эффективности критики: наличие системы убеждений; забота о

распространении своих мнений в публике (чуждая критикам пушкинского круга -

почитателям Гоголя); эстетический вкус; умение "говорить о том, что нужно

нашей публике в наше время" (3, 225) отличающее Белинского. Как

"образователя" Белинского Ч. выделяет Надеждина, привившего русской критике

начала эстетики Ф. Шеллинга: "От него узнали у нас, что поэзия есть

воплощение идеи ; что красота формы состоит в соответствии ее с идеею"

(3, 163-164). Но первое проявление самостоятельности русской мысли Ч. видит

в Белинском и его сподвижниках, последовательно развивших и применивших к

русской действительности диалектику Гегеля. Белинского Ч. считает и первым

историком русской литературы, определившим исторические заслуги многих

писателей до Пушкина (М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина. Н. М. Карамзина и

др.) и тем самым положившим "границы отрицанию" (3.193), которое у

противников классицизма (Полевой) и романтизма (Надеждин) было абсолютным.

В деятельности Белинского Ч. в особенности выделяет 40 гг., когда критик

преодолевает идущий от гегелевской системы "квиетизм" и проникается

передовыми стремлениями времени (важнейшие из них - "гуманность и забота об

улучшении человеческой жизни" - 3, 302). Отсюда и горячая защита Белинским

Гоголя, "натуральной школы", и полемика с апологетами "чистого искусства"

(а по существу принципа "эпикуреизма"). Ч. подчеркнул возрастающую

публицистичность критики Белинского, статьи которого за 1846-1848 гг.

изобилуют рассуждениями об отраженных в произведении общественных вопросах:

"...в осьмой и девятой статьях, заключающих разбор "Онегина", эпизоды

подобного рода занимают уже наибольшее число страниц" (3, 275).

Акценты, расставленные Ч. в его разборе критики Белинского

(предпочтение последнего периода, оправдание публицистических отступлений и

др.), как и интерпретация творчества Пушкина и Гоголя, расходились с

мнениями "эстетической" критики. Борьба между либералами и демократами в

середине 50 гг. нередко формулировалась ее участниками как защита

"пушкинского" или "гоголевского" направления в литературе, чему

способствовали издания сочинений обоих писателей, осуществленные Анненковым

и П. А. Кулишем. Наиболее развернутым ответом на "Очерки..." Ч. со стороны

"эстетической" критики была статья Дружинина "Критика гоголевского периода

и наши к ней отношения" (Библиотека для чтения. - 1856.-№ 11), где Пушкин

интерпретировался как поэт "чистого искусства", противопоставляемого

"дидактике". Ч. откликнулся на издания Пушкина - еще до "Очерков..."

("Сочинения А. С. Пушкина" // Там же. - 1855 - № 2-3, 7-8) и Гоголя

("Сочинения и письма Н. В. Гоголя" // Там же. - 1857.-№ 8), подчеркивая,

что при огромности заслуг Пушкина как первого русского поэта- художника

(здесь Ч. опирался на суждения Белинского) творчество Гоголя гораздо больше

связано с современной русской действительностью: он "первый научил нас

знать наши недостатки и гнушаться ими" (4, 665). За анализом Ч. трагических

заблуждений Гоголя и их истоков (этой цели служила отчасти и статья об

одном из духовных учителей Гоголя: "Сочинения В. Жуковского" // Там же. -

1857.- № 5) проступал идеал критика - гармония между мировоззрением и

творчеством писателя.

Сложность проблемы соотношения мировоззрения и творчества, в

особенности реалистического, с которой столкнулся Ч. прежде всего при

анализе наследия Гоголя, стимулировала эволюцию его критического метода.

Предвосхищая обоснованные позднее Добролюбовым в статье "Темное царство"

(1859) принципы "реальной критики", он высоко оценивает некоторые

произведения за реализм отражения жизни, даже при уязвимости их авторской

тенденции. Так, у А. Ф. Писемского. воззрение которого на крестьянский быт

"не подготовлено наукой" (4, 571), Ч. находит социальное обличение,

вытекающее из самой достоверности изображения ("Очерки из крестьянского

быта А. Ф. Писемского".- 1857.-№ 4). Не оспаривая прямо тургеневскую мысль

о стихийности чувства, выразившуюся в повести "Ася" ("Русский человек на

rendez-vous" // Атеней. - 1858. - № 18), Ч. подчеркивает зависимость

характера героя, господина М (которому свойственна эта стихийность) от

условий его формирования: "Лучше не развиваться человеку, нежели

развиваться без влияния мысли об общественных делах, без влияния чувств,

пробуждаемых участием в них" (5, 169). Разбор любовного сюжета повести

перерастает в суд над дворянским либерализмом, не подготовленным к

"решительной минуте", под которой имеется в виду прежде всего освобождение

крестьян. Важнейшим открытием Ч., сделанным также на базе "реального"

метода, было определение особенностей таланта молодого Л. Толстого: его

формы психологизма (изображения "диалектики души"), находящейся в прямой

связи с пафосом писателя - "чистотой нравственного чувства" ("Детство и

отрочестве). Сочинения графа Л. Н. Толстого. Военные рассказы Л. Н.

Толстого". 1856.-№ 12). Некоторая избирательность анализа, выявляющего

прежде всего сильные, реалистические моменты содержания, была в то же время

продуманной тактикой Ч. по отношению к писателям либерально - дворянской

ориентации.

Однако критический метод Ч. видоизменялся в зависимости от свойств

произведений: последовательная демократическая авторская тенденция всегда

поддерживалась Ч. (хотя и не заменяла для него таланта: "...тенденция может

быть хороша, а талант слаб..."- 14, 322). К анализу тенденции в особенности

располагала лирика. Любимейшим поэтом Ч. был Некрасов; не имея возможности

писать о поэзии соредактора "Современника", Ч. в. 1856 г. (когда Некрасов

был. за границей) поместил в журнале (№ 11), по выходе "Стихотворений"

Некрасова, столь выразительную подборку его произведений ("Поэт и

гражданин". "Забытая деревня", "Отрывки из путевых записок графа

Гаранского"), что она повлекла за собой цензурное предостережение журналу.

Ч. предсказал долгую жизнь поэзии Огарева ("Стихотворения К. Огарева" //

Там же. - 11850.- № 9), утверждающей счастье "жить для других" (3, 565) и

напоминающей о Герцене (имя которого было под запретом), высоко ценил А.

В. Кольцева ("Стихотворения Кольцева") и др. В прозе он приветствует

"Губернские очерки" М. Е. Салтыкова-Щедрина ("Губернские очерки" // Там же.

- 1857 - № 6), обнаружившие в авторе более высокий, по сравнению с

гоголевским, уровень теоретического обобщения: "Теперь, например, Щедрин

вовсе не так инстинктивно смотрит на взяточничество - прочтите его рассказы

"Неумелые" и "Озорники", и вы убедитесь, что он очень хорошо понимает,

откуда возникает взяточничество, какими фактами оно поддерживается, какими

фактами оно могло бы быть истреблено. У Гоголя вы не найдете ничего

подобного мыслям, проникающим эти рассказы" (4, 633). Противопоставленные

"обличительной" кампании, нападающей на отдельные злоупотребления (комедия

В. А. Соллогуба "Чиновник" и др.). "Губернские очерки" подробно

комментируются Ч. для доказательства наивности надежд на силу

нравственного примера, якобы способного "устранить действие закона

причинности, по которому нравы народа сообразуются с обстановкою народной

жизни" (4. 289).

Отрадный симптом "значительной перемены в обстоятельствах" (7, 884)

видит Ч. ("Не начало ли перемены?" - 1861.-№ 11) в рассказах В. Успенского,

пишущего "о народе правду без всяких прикрас" (7, 856). По Ч.. в рассказах

Успенского преодолевается традиция "идеализации" народа ("Шинель" Гоголя,

Григорович, Тургенев), которому нельзя было помочь ничем, кроме

сострадания. В этом последнем большом критическом разборе Ч. чувствуется

ожидание близящейся народной революции: подчеркивая силу "рутины", обычая в

жизни массы, критик отмечает возможность "минут одушевления" и ставит

сложную проблему руководства стихийным движением. Литературная критика Ч.-

органичная часть его революционной публицистики.

Художественное творчество Ч. не было только вынужденной в условиях

изоляции формой работы: о склонности к беллетристике свидетельствуют и

пробы пера в студенческие годы, и психологическая детализация в дневниках

(1847-1853); кроме того, он имел богатый опыт литературного критика. Как

художник Ч. более всего связан с традицией философской просветительской

прозы (Лессинг, Д. Дидро. Вольтер, А. Н. Радищев, Герцен), выступая в то же

время новатором, в особенности в разработке политической темы. В контексте

русской литературы 60 гг. созданный Ч. тип "разумного эгоиста",

просветляющего разумом стихию чувств. противостоит различным формам

противоречивого сознания. свойственного героям Тургенева, Л. Толстого, Ф.

М. Достоевского и др. Не свободная от просветительских иллюзий,

утверждаемая Ч. концепция гармоничной личности, встающей на путь

революционной борьбы без пафоса жертвенности, вырастала прежде всего на

почве исторической реальности. Герои Ч. 'были типичны и в своем

рационализме и в своем героизме, что обусловило огромный резонанс "Что

делать?" и реализм последующих произведений, имеющих менее счастливую

читательскую судьбу.

В "Что делать? Из рассказов о новых людях" Ч. продолжил открытую

Тургеневым "Отцах и детях" тему нового общественного деятеля. в основном из

разночинцев, сменившего тип "лишнего человека". По отношению к

тургеневскому роману произведение Ч. полемично: "нигилизму" Базарова

противостоят позитивные взгляды "новых людей", его одиночеству и

трагической смерти - их сплоченность и стойкость ("Отцы и дети" как

необходимый фон восприятия подчеркнуты фамилиями Кирсанова и Лопухова,

последняя напоминает о словах Базарова: "...а из меня лопух расти будет..."

- Тургенев И. С. Поли. собр. соч. и писем: В 30 т. - М., 1981.- Т. 7.- С.

121).

Несмотря на "эзопов язык", используемый в борьбе с цензурой (названия

глав, акцентирующие любовно-семейный сюжет, авантюрно- интригующее начало,

загнанный в глубь повествования сюжет об "особенном человеке" -

революционере, система перифраз, аллегорий, цитат и пр.), мировоззрение Ч.

нашло в романе четкое выражение, чему способствовала активность автора-

повествователя как интерпретатора событий. Через голову "проницательного

читателя" автор многократно обращается к части публики, способной стать

"новыми людьми", разъясняя ей конкретную программу действий. Это роман

художественно-публицистический.

Действительность предстает в "Что делать?" в трех временных

измерениях: прошлое - "старый порядок", идейно изживший себя, хотя и

господствующий; настоящее (деятельность "новых людей"); будущее (его абрис

в духе идей утопического социализма дан в "Четвертом сне Веры Павловны").

Через все произведение проходит антитеза старых и "новых людей", поступки

которых кажутся странными обывателям (Марье Алексеевне, "проницательному

читателю"); их удивление, непонимание - источник комических ситуаций.

Отношение к представителям прошлого дифференцировано: жизнь праздная

(Сторешниковы. Серж) на аллегорическом языке романа - "фантастическая

грязь"; трудовая, в заботах о куске хлеба, вырабатывает "злые", но дельные

характеры (Марья Алексевна) - это "реальная грязь", из которой "родится

пшеница" ("Второй сон Веры Павловны")-

Романтический пафос произведения - в устремленности к

социалистическому идеалу, будущему, когда тип "нового человека" станет

"общею натурою всех людей" (Что делать? - С. 149; далее указываются стр.).

Прообразом будущего выступают и личные отношения "новых людей", разрешающих

конфликты на основе гуманной теории "расчета выгод" (новая мораль оттенена

традиционностью сюжетного мотива любовного треугольника: Вера Павловна -

Лопухов - Кирсанов), и их трудовая деятельность (организация швейных

мастерских, учеба Веры Павловны на врача и др.). Эти подробно освещенные

сферы жизни "новых людей" соотнесены с потаенным, "эзоповым" сюжетом,

главным героем которого выступает профессиональный революционер Рахметов.

Но он не одинок: упоминается о "восьми образцах этой породы", несомненно

участие в нелегальной борьбе Лопухова - Бьюмонта после его ухода "со

сцены", мужа "дамы в трауре" и др. Темы любви, труда, революции органично

связаны в романе, герои которого исповедуют "разумный эгоизм",

стимулирующий нравственное развитие личности: "О, сколько наслаждений

развитому человеку! Даже то, что другой чувствует как жертву, горе, он

чувствует как удовлетворение себе, как наслаждение, а для радостей так

открыто его сердце, и как много их у него!" (С. 233). На высшей ступени

этой лестницы развития стоит "особенный человек" Рахметов, сын богатого

помещика, ушедший в революцию, "ригорист", живущий только интересами

"дела". В ссылке на "натуру", разную у "обыкновенных порядочных" и

"особенных" людей, сказался антропологизм Ч. Реалистический принцип

типизации последовательнее выдержан в Рахметове, суровое мужество которого

продиктовано условиями революционной борьбы нач. 60 гг. Призыв к светлому и

прекрасному будущему, исторический оптимизм Ч., мажорный финал сочетаются в

романе с осознанием трагической судьбы его "новых людей": "...еще немного

лет, быть может и не лет, а месяцев, и станут их проклинать, и они будут

согнаны со сцены, ошиканные, страмимые" (С.49).

Публикация романа вызвала целую бурю в критике. На фоне многочисленных

обвинений Ч. в безнравственности, отсутствии художественности и пр.,

остроумно высмеянных в сатирических стихах В. С. Курочкина в "Искре"

("Молодая жена! Ты "Что делать?" взяла?"; "Нет, положительно, роман "Что

делать?" нехорош!", 1863), выделяется серьезностью разбора статья Н. Н.

Страхова "Счастливые люди". (Библиотека для чтений. - 1865.- № 4). Признав

жизненную основу и "напряжение вдохновения" автора, "органический" критик

оспорил рационализм и оптимизм "новых людей" (скрытого трагизма романа он

не увидел) и отсутствие между ними глубоких конфликтов. М. Е. Салтыков-

Щедрин ("Наша общественная жизнь" // Современник. - 1864.- № 1, 3), выразив

сочувствие общей идее романа, отметил, что в ее воплощении автор "не мог

избежать некоторой произвольной регламентации подробностей..." (Салтыков-

Щедрин М. Е. Собр. соч.: В 20 т. -М., 1968. -Т. 6. - С. 324). Горячим

пропагандистом романа стал Д. И. Писарев, выступивший с подробным анализом

его содержания ("Новый тип" // Русское слово. - 1865.- № 10; впоследствии 1

статья была названа "Мыслящий пролетариат").

Исключительное место в русской литературе занимает "Что делать?" по

силе воздействия на общественную жизнь: под его влиянием устраивались

мастерские, коммуны, в частности "коммуна" В. А. Слепцова (см.: Чуковский

К. И. История слепцовской коммуны Чуковский К. И, Люди и книги шестидесятых

годов. - Л., 1934).. Герои Ч. и в особенности Рахметов повлияли на

формирование характера многих деятелей освободительного движения. Роман

стимулировал нравственные и художественные искания русских писателей: как

последователей Ч. ("Степан Рулев" Н. Ф. Бажин?), "Андрей Кожухов" С. М.

Степняка-Кравчинского, "На жизнь и смерть" В. В. Верви-Флеровского и др.),

так и оспаривающих его взгляды, концепцию личности ("Записки из подполья",

"Преступление и наказание" Достоевского, "Некуда" Н. С. Лескова, "Живой

труп" Л. Толстого и др.).

К "Что делать?" тематически близки написанные в крепости повесть

"Алферьев", роман "Повести в повести", цикл "Мелкие рассказы". Здесь также

противопоставлены "новые" и старые люди и утверждается странная в глазах

обывателя - не своекорыстная и свободная от лицемерных условностей - новая

мораль. Однако решение образа автора здесь иное: он скрыт за системой

рассказчиков. Стремление к "объективным" способам изображения характерно и

для последующих произведений ("История одной девушки", "Отблески сияния",

пьесы и др.), включая "Пролог. Роман из начала шестидесятых годов".

В "Прологе" (предназначавшемся для публикации за рубежом) политическая

тема непосредственно отражена в сюжете, в особенности в первой части

("Пролог пролога"), где воссоздана на широкой прототипической основе борьба

демократов с либералами и консерваторами в связи с начатой в Петербурге

предреформенной кампанией (действие происходит в 1857 г.). Вождем

демократов выступает журналист Волги", в котором узнаются многие черты

самого Ч. Незаконченность второй части ("Из дневника Левицкого за 1857

год"), посвященной в основном жизни Левицкого (его прототип - Добролюбов) в

деревне. не позволяет в полном объеме судить о деятельности этого героя,

революционная направленность которой подчеркнута тщательной конспирацией. В

изображении "новых людей" Ч. отходит от принципа группового портрета,

используемого в "Что делать?" (характеристики Лопухова и Кирсанова). Герои

существенно расходятся в понимании перспектив общественного развития,

спорят по тактическим вопросам (политический реализм и "апатия" Волгина

противостоят нетерпению Девиц- кого, некоторым либеральным иллюзиям

Соколовского и в особенности Нивельзина). Оценивая в конце 60 гг. (в

условиях спада крестьянского движения, эволюции либерализма, развития

народничества) предреформенную "весну". Ч. в гораздо большей степени, чем в

"Что делать?", обнажает трудности, стоящие перед "мужицкими" демократами в

связи с неподготовленностью масс к революции. Трезвый анализ Волгиным

общественно-политической ситуации, его революционная тактика - не только

ретроспекция Ч.. но и, вероятно, предостережение народникам (с которыми он

тесно общался в Александровском заводе).

В юмористическом ключе изображены .в романе либералы - "прогрессисты"

(Рязанцев и его почитатели), в гротескно-сатирическом - правительственные

чиновники - деятели реформы (Савелов, Чаплин). Их беспринципность

проявляется не только в политике, но и в личных отношениях (история

Савеловой). Своеобразной параллелью к трудностям политического руководства

массами выступает в романе, тема помощи отдельной личности. В ошибочных

первоначальных прогнозах Волгина относительно Савеловой. Левицкого

относительно Анюты, Настеньки, в его тщетной попытке воздействовать на Мерк

ощутима автополемика с "Что делать?" (история Настеньки Крюковой и др.).

Однако автополемические мотивы "Пролога" не следствие пересмотра концепции

личности и теории "расчета выгод"; рассуждая, извлекая уроки из

заблуждений, главные герои проходят школу самовоспитания, учатся быть

руководителями. Факты повседневности осмысляются как симптомы тенденций,

которые нужно учитывать в политике (случай с Чекаловым). В целом "Пролог"

свидетельствует о развитии революционной мысли Ч. в пореформенный период.

Соч.: Полн. собр. соч.: В 15 т. 1 Под обш. ред. Б. Л. Козьмина и др.-

М.. 1939-1953. Т. 16 (дополнит.): Что делать? Из рассказов о новых людях 1

Изд. полют. Т. И. Орнатсная и С. А. Рейсер. -Л., 1975



© 2009 РЕФЕРАТЫ
рефераты