С.Ю. Витте
С.Ю. Витте
Содержание
Введение…………………………………………………………………….2
Глава I. Очерк жизни и деятельности С.Ю. Витте……………………….4
Глава II. Время и реформы С.Ю. Витте…………………………………...8
2.1. Денежная реформа 1895-1897 гг……………………………...8
2.2. Промышленная политика С.Ю. Витте……………………….13
2.3. Деятельность Витте в сфере аграрного сектора экономики..16
Заключение…………………………………………………………………20
Литература………………………………………………………………….22
Введение
В суете повседневных забот и волнений политической жизни мы порой не
ощущаем того, что вошли в новое XX столетие. Россия приближалась к нему в
условиях глубочайшего системного кризиса, что требовало осмысления
допущенных ошибок, поиска новых подходов к экономической и социальной
политике, осознания своего места в истории человеческой цивилизации. Шли
острейшие споры о путях сочетания рыночного саморегулирования и роли
государства, оздоровления финансовой системы и укрепления доверия к рублю.
В размышлениях о прошлом и его уроках очень важно подняться над
текущими событиями, расширить горизонт нашего мышления. Прекрасный повод
для этого - 150-летие со дня рождения С.Ю. Витте, возглавлявшего на рубеже
XIX и XX вв. Министерство финансов России. За прошедшее столетие о нем и о
его деятельности написано гигантское количество трудов. И трудно найти в
истории нашей страны фигуру, породившую столько взаимоисключающих оценок -
от восторженных похвал до самых примитивных обвинений.
Время смягчает страсти, но вряд ли приближающийся юбилей сблизит оценки
места и роли Витте в развитии России. Граф С.Ю. Витте - фигура сложная и
противоречивая. Он навсегда останется в истории страны как человек
решительной воли и выдающийся организатор, способствовавший подъему
производительных сил России и оздоровлению ее денежной системы, как
провозвестник создания российской школы экономической мысли.
В начале марта 1915 года в центре внимания всей русской прессы
оказалась кончина крупного, хотя уже и давно отставного сановника – графа
Сергея Юльевича Витте. Сам по себе факт смерти частного лица от
прозаической простуды, особенно на фоне событий первой мировой войны,
казалось, был не столь значителен. Тем не менее имя бывшего могущественного
министра финансов и первого председателя Совета Министров Росси в течение
нескольких дней не сходило со страниц столичных и провинциальных газет и
журналов. Вопреки традиции не говорить о покойном ничего плохого, мнения в
оценке личности и деятельности российского премьера, как и при его жизни,
резко разделились. «Одним вредным для России человеком стало меньше», - со
злобой откликнулось черносотенное «Русское знамя» (1915), выразив вслух
чувства и настроение самого императора Николая II. Буржуазная деловая
печать, отражая нараставшие оппозиционные настроения, сожалела об утрате
выдающегося государственного деятеля, преждевременно устраненного с
политической арены. Снова и снова перечислялись заслуги «великого
реформатора»: денежная реформа и винная монополия, Портсмутский мир и
Манифест 17 октября, развитие промышленности и строительство железных
дорог, таможенные тарифы и приобщение России к мировому хозяйству (Биржевые
Ведомости, 1915). Либеральная кадетская пресса, высоко оценивая заслуги
Витте, отмечала сложность, противоречивость его личности. Так, П.Б. Струве,
признавая его одаренность как государственного деятеля, превосходившего
талантом всех сановников царствования трех последних российских
самодержцев, в то же время отмечал, что в отношении нравственности
«личность Витте… не стояла на уровне его исключительной государственной
одаренности», что «он был по своей натуре беспринципен и безыдеен» (Русская
мысль, 1915). В леворадикальных кругах Витте оставил о себе память как
беспощадный каратель революции, жестокий циничный бюрократ, строивший
могущество империи на костях подданных. И все эти отзывы действительно в
той или иной мере отражали какую-то грань этой сложной и противоречивой
натуры, оставившей заметный след в российской истории конца XIX – начала XX
века.
Глава I. Очерк жизни и деятельности С.Ю. Витте
Сергей Юльевич Витте родился 17 июня (старого стиля) 1849 г. в Тифлисе.
Его отец был директором департамента государственных имуществ на Кавказе,
дворянином Псковской губернии. Предками его были голландцы. Мать - дочь
саратовского вице-губернатора, а впоследствии члена главного управления
наместника кавказского А. Фадеева и княжны Елены Долгорукой.
Вместе со своим братом он учился в Тифлисской гимназии, увлекался
музыкой и спортом, получив в итоге весьма посредственные оценки по наукам и
по поведению. Приехав в Одессу, он понял, что они закрывают ему путь в
университет. После этого он уговорил брата переселиться в незнакомый город,
и они переехали в Кишинев. Здесь Витте впервые проявил свой упорный
характер, и после усиленных занятий они с братом окончили экстерном
Кишиневскую гимназию, получив новые аттестаты зрелости. Затем он закончил
физико-математический факультет Новороссийского университета, который
находился в Одессе, с присвоением степени кандидата математических наук,
что дало С.Ю. Витте возможность приступить к педагогической деятельности.
После окончания университета С.Ю. Витте мечтал о кафедре математики.
Однако родные - мать и дядя Р. Фадеев - убедили его, что университетская
кафедра - карьера не для дворянина. Уступив давлению, в 1869 г. в 20 лет он
поступил в канцелярию одесского генерал-губернатора, а затем через
несколько месяцев перешел в управление службы Одесской железной дороги.
Железная дорога сначала была казенной, потом стала эксплуатироваться
частным обществом, а затем вошла в состав общества Юго-Западных железных
дорог. С.Ю. Витте прошел путь от помощника бухгалтера до руководителя
службы движения.
Бюрократическая карьера С.Ю. Витте началась позднее, в 1888 г., когда
он стал лично известен императору Александру III. Oн отказался пустить
царский поезд с повышенной скоростью, как требовала свита императора, и тем
самым вызвал большое неудовольствие начальства. Но спустя два месяца после
этого произошла катастрофа именно по названным Витте причинам. О нем
вспомнили и вскоре он был приглашен в Петербург.
Бывший в то время министром финансов И. Вышнеградский предложил ему
место директора департамента железнодорожных дел. С.Ю. Витте сначала не
хотел менять своего независимого и хорошо оплачиваемого положения на
частной железной дороге на кресло чиновника. Однако министр сообщил, что
этого желает сам император, и тогда предложение было принято. Сначала он
возглавлял департамент железнодорожных дел в Министерстве финансов, а потом
- с февраля 1892 г. - Министерство путей сообщения.
В августе 1892 г. С.Ю. Витте назначается Министром финансов и остается
на этом посту одиннадцать лет. С этой работой связаны все успехи и
достижения С-Ю. Витте, здесь было осуществлено главное дело его жизни -
денежная реформа 1895-1897 гг.
Размах и природа деятельности Министерства финансов в те годы позволяют
говорить о том, что по существу это было своего рода министерство экономики
и, возможно, даже нечто большее. В руках министра финансов было управление
торговлей и промышленностью, торговым мореплаванием и железнодорожным
строительством, отчасти народным просвещением, коммерческим и аграрным
кредитом. Расходная смета министерства финансов и путей сообщения при С.Ю.
Витте выросла со 187 млн. руб. в 1892 г. до 822 млн. руб. в 1903 г. Во всех
расходах бюджета эта доля поднялась с 20 до 43%.
В министерстве сложился качественно иной, профессионально подобранный
кадровый состав чиновников. Для Витте всегда на первом месте стояла
компетенция, а нс происхождение. Складывались добрые отношения с людьми
делового мира - с директором Петербургского международного банка Ротштейном
и Саввой Морозовым. Витте поддержал академика И. Янжула и пригласил на
экономическое отделение Петербургского политехникума ученых, лишенных
возможности преподавать на университетских кафедрах. На должность
управляющего Палатой мер и весов, находившейся в подчинении Министерства
финансов, он рекомендовал Д. Менделеева.
К руководству департаментом торговли и мануфактур Министерства финансов
он привлек В. Ковалевского, которого многие считали "левым". Он выдвинул и
воспитал таких крупных администраторов и финансистов, как А. Путилов -
управляющий Дворянского и Крестьянского банков, а впоследствии - Азиатского
банка, П. Барк - управляющий Волжско-Камского банка, которого Витте
специально посылал за границу учиться банковскому делу.
Еще будучи министром финансов, Витте возглавил в качестве председателя
Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности, созданное 22
января 1902 г. После проведения большой аналитической работы на местах
Особое совещание на 28 своих заседаниях (с 8 декабря 1904 г. по 30 марта
1905 г.) рассмотрело многие крупные вопросы крестьянского правопорядка.
Деятельность Витте на этом посту была направлена на реформу крестьянских
отношений, что было не по душе реакционно настроенной части российской
верхушки.
Одной из причин увольнения Витте с поста министра финансов была его
твердая позиция относительно войны с Японией. Но именно он был выдвинут
общественным мнением на мирные переговоры с Японией в Портсмуте как самый
авторитетный и выдающийся официальный деятель своего времени. Он приобрел
уважение и сочувствие влиятельных кругов американского общества и добился
для России весьма успешных результатов.
Вернувшись в Россию, С.Ю. Витте нашел власть в состоянии полной
растерянности, метания от диктаторского подавления революционного движения
до дарования стране Конституции. Никто не имел готового решения, и судьба
вновь обратила свой взор на бывшего министра финансов. Сам он оказался
перед мучительным выбором: чувством он был за сохранение самодержавия, умом
- за Конституцию.
У С.Ю. Витте был свой план: создание единой и твердой государственной
власти во главе с Советом министров, наделенным неограниченными
полномочиями. Правительство должно было в рамках предоставленных ему
установок выработать основы конституционного строя, который и был бы с
известной постепенностью сформирован. Свои взгляды он изложил в докладе на
имя императора Николая II. В нем подчеркивалось, что корни происходящих в
стране волнений лежат глубже.
На этом историческом документе Николай II начертал: "Принять к
руководству", - и поручил С.Ю. Витте подготовить текст Манифеста, который
был опубликован 17 октября 1905 г. вместе с объяснительной запиской. Сергей
Юльевич Витте стал первым в истории России председателем Совета министров -
постоянно действующего правительственного органа.
В период короткого пребывания во главе правительства он достаточно
четко представлял себе необходимость решения двух задач: посредством займа
получить средства для того, чтобы в течение ряда лет не нуждаться в
деньгах, и вернуть армию из Забайкалья в европейскую Россию. В своих
воспоминаниях он посвятил истории получения займа целую главу, а затем
выпустил специальную книгу.
Глава II. Время и реформы С.Ю. Витте
§ 2.1. Денежная реформа 1895-1897 гг.
Среди реформ С.Ю. Витте, естественно, наибольший интерес вызывает опыт
стабилизации российского рубля. Конечно, современный мир и экономика
качественно отличаются от образцов конца прошлого века. Но много
поучительного в проведении денежной реформы 1895-1897 гг. можно найти и
сегодня. Это и анализ ведущих мировых тенденций, и выбор благоприятной
ситуации для ее проведения, и привлечение к ее разработке и обоснованию
ведущих ученых и практиков России.
Денежная реформа в России готовилась достаточно долго и заняла в целом
примерно 15-17 лет. Значительный вклад в ее проведение внесли три
предшествующих министра финансов - М. Рейтерн, Н. Бунге и И. Вышнеградский.
С.Ю. Витте продолжил и завершил их дело. Причем "действовать новому
министру финансов пришлось в более благоприятной обстановке: на крутом
подъеме была промышленность; продолжался бурный процесс железнодорожного
строительства; ряд позитивных сдвигов наблюдался в сельском хозяйстве;
торговый баланс имел устойчивое положительное сальдо. Немаловажное значение
приобрел и тот факт, что золотой запас государства к началу денежной
реформы увеличился до 645,7 млн. руб." (при И. Вышнеградском - на 309 млн.
руб.). Витте умело реализовал эти преимущества. Его главная цель состояла в
том, чтобы укрепить денежную систему России - несущую конструкцию быстро
формирующегося единого национального рынка.
Началу денежной реформы предшествовал ряд актов, призванных сократить
объем спекулятивных сделок и ослабить валютную интервенцию. 13 июня 1893 г.
банкам было запрещено даже косвенно содействовать игре на курсе.
К числу подготовительных мер можно отнести и заключение таможенного
договора с Германией. В ответ на высокие пошлины на русский хлебный экспорт
Витте провел через Государственный совет закон, в соответствии с которым
тарифные ставки были признаны минимальными лишь для тех стран, которые
придерживались режима наибольшего благоприятствования в отношениях с
Россией. Германия такого режима не придерживалась и ее экспорт в Россию
облагался пошлиной по повышенной ставке. Германия была вынуждена пойти на
уступки. В 1894 г. был заключен новый торговый договор.
В феврале 1895 г. Витте вышел со своими предложениями по реформе
денежной системы. Они были в принципе одобрены Комитетом финансов и
Государственным советом. Постановление Госсовета было в мае того же года
утверждено царем и приняло силу закона. Однако по ряду причин (неведение
населения о планах правительства в области валютной политики, ограничения в
пользовании золотой валютой, неудобство пользования новым курсом - 1
золотой рубль равнялся 1 рублю 48 копейкам кредитными рублями) операции с
золотой валютой шли крайне слабо.
В марте 1896 г. Витте вошел с окончательным проектом денежной реформы в
финансовый комитет, а в апреле - в Государственный совет. Новая денежная
система, построенная на принципе золотого монометаллизма, включала
следующие элементы.
1. Десятирублевая золотая монета новой чеканки представляла собой
основную монету России и законное средство платежа. Золотые монеты чеканки
по закону 1885 г. были обязательны к приему по всем платежам до изъятия их
из обращения по соотношению 1 руб. = 1 руб. 50 коп. в золотой монете новой
чеканки.
2. Платежная сила серебра ограничивалась 50 рублями.
3. Государственные кредитные билеты имели силу законного средства
платежа и включались в пассив банка. Их обмен на золото осуществлялся по
курсу 1 руб. 50 коп. кредитных за 1 руб. золотом, или 66 Ѕ копейки золотом
за кредитный рубль, что соответствовало среднему курсу рубля и соотношению
расчетного баланса, сложившегося в годы перед реформой.
4. Эмиссия кредитных билетов осуществлялась Государственным банком
только для коммерческих операций банка. До 1 млрд. руб. кредитные билеты
обеспечивались золотом на 50%, свыше 1 млрд. руб. - полностью.
5. Все обязательства по правительственным и частным займам, заключенные
в металлических рублях до этого закона, остались неизменными, то есть
подлежали оплате новыми рублями в полуторном размере.
Основные положения проекта уже в марте были опубликованы и дали мощный
толчок дискуссиям, за которыми четко прослеживались позиции разных классов
и социальных групп российского общества. Если в Комитете финансов основные
положения проекта были одобрены, то в Государственном совете они встретили
почти единодушное неприятие. В такой ситуации Витте решил обойти Госсовет и
обратился непосредственно к царю.
Первый закон " О чеканке и выпуске в обращение золотых монет" был
подписан Николаем II на следующий день после совещания -3 января 1897 г.
Были выпущены 10-рублевые золотые монеты - империалы, равнявшиеся 15 рублям
кредитными билетами, и 5-рублевые - полуимпериалы, равнявшиеся 7,5 рубля
кредитными билетами. Следующим актом стал указ от 29 августа 1897 г. об
основах эмиссии кредитных билетов. По сравнению с ранее планировавшейся
суммой выпуска кредитных билетов, обеспеченных золотом на 50%, в размере 1
млрд. руб. она была уменьшена до 600 млн. руб. Наконец, 27 августа 1898 г.
был подписан указ об основах обращения серебряной монеты. Ей была отведена
роль вспомогательных денег, что явилось и определенной уступкой сторонникам
биметаллизма.
Денежная реформа сыграла огромную роль в экономическом росте России,
ускорила развитие национальных производительных сил. В своих воспоминаниях
С.Ю Витте высоко оценил ее результаты и технику осуществления. "Одной из
самых крупнейших реформ, - писал он, -которую мне пришлось сделать..., была
денежная реформа, окончательно упрочившая кредит России и поставившая
Россию в финансовом отношении наряду с другими великими европейскими
державами".
В результате подготовительных мер денежная реформа проводилась по
фактически сложившемуся на рынке до ее начала соотношению между
казначейскими билетами и их золотым содержанием. Поэтому она была
осуществлена без замены денежных знаков, без пересчета цен и обязательств.
Важным условием успеха реформы явилось привлечение к работе над ней
ведущих ученых и государственных деятелей страны. Комиссия, созданная 6
октября 1895 г. "для разработки с юридической стороны вопроса о том, какою
монетою согласно действующим законоположениям, русское правительство
обязано оплачивать государственные кредитные билеты", включала
преимущественно людей науки. В ее состав входили бывший профессор Киевского
университета П. Цитович, профессор Петербургского университета И. Кауфман,
доктор уголовного права II. Неклюдов, автор трудов по гражданскому праву А.
Боровиковский. Проект денежной реформы было поручено защищать получившим
специальное образование работникам Министерства финансов А. Гурьеву и В.
Касперову. Принцип золотого монометаллизма в "Вестнике финансов" официально
защищал профессор Юрьевского университета А. Миклашевский. Запросы по
поводу реформы делались как ученым (профессор В. Лебедев и профессор В.
Лексис), так и банкирам, представителям торговли и промышленности.
Спорным является вопрос о привлечении в страну иностранного капитала и
росте долговых обязательств России перед ее кредиторами. Здесь, думается,
надо различать два момента. С одной стороны, прямое воздействие денежной
реформы на подъем российской экономики и с другой - колоссальный прирост
внешнего долга, направленного на погашение последствий русско-японской
войны (противником которой всегда был Витте). Кстати, как показали
исследования, все неудачи денежных реформ в XIX в. были обусловлены
войнами: Отечественная война 1812 г., крымская кампания, война с Турцией.
Однако при Витте Россия хотя и увеличила свой долг, но уменьшила
стоимость заимствования. Задолженность государства возросла с 4905 млн. до
6679 млн. руб. (на 1 января 1904 г.), то есть на 36%. Причем этому
соответствовало увеличение государственного имущества (приобретение
золотого фонда, железные дороги).
Осуществление денежной реформы в России в 1895-1897 гг. проходило в
условиях острой полемики между ее сторонниками и противниками, между теми,
кто думал об обновлении страны и ее росте, и теми консервативными силами,
которые хотели сохранить сложившуюся ситуацию. За денежную реформу
выступали представители промышленности и торговли. Это было связано с тем,
что вводимые меры по стабилизации рубля и система покрытия банкнот
совпадали с завершением формирования российского национального рынка и
зарождением финансового капитала. Начался процесс сращивания промышленного
и банковского капитала, что сближало интересы промышленников и банкиров.
Против денежной реформы выступало дворянство, а также кулачество. Ее
осуществление "лишило дворянство дешевых денег, которыми оно привыкло
расплачиваться со своими рабочими, получая цену своего хлеба за границей
чистым европейским золотом". Этим и объясняется в конечном счете
сопротивление реформе со стороны Государственного совета.
Подводя итоги рассмотрения плюсов и минусов денежной реформы 1895-1897
гг., можно согласиться с общей оценкой, высказанной в свое время Д.
Лутохиным: "Охранение золотого обращения связано с возложением
значительного бремени на государство, но, не говоря уже про необходимость
этого бремени, благодетельные последствия оздоровления денежного обращения
с лихвой покрывают эти затраты".
§ 2.2. Промышленная политика С.Ю. Витте.
Витте удалось в какой-то мере добиться реализации своих планов. В
российской экономике произошли значительные сдвиги. За время промышленного
подъема 90-х годов, с которым совпала его деятельность, промышленное
производство фактически удвоилось, в строй вступило около 40% всех
действовавших к началу XX века предприятий и было построено столько же
железных дорог, в том числе великая Транссибирская магистраль, в сооружении
которой Витте внес немалый личный вклад.
Железнодорожное строительство осуществлялось как казной, взявшей на
себя преимущественно проведение линий стратегической важности (например,
железная дорога Бологое-Седлецкая), так и частными компаниями. За 11 лет
работы Витте протяженность железнодорожных магистралей возросла почти вдвое
- с 29,4 тыс. до 54,2 тыс. верст. "Железнодорожное хозяйство в приданной
ему Витте форме явилось могучим орудием экономического подъема России. Оно
значительно усилило подвижность населения, что, конечно, облегчало
обрабатывающей промышленности приобретение дешевых рабочих рук,
содействовало росту городов за счет деревни".
К достижениям Витте нужно отнести упорядочение тарифного дела, в
котором он сам был выдающимся специалистом. Проводимая им политика
устойчивости тарифных ставок свидетельствовала о том, что их определение
производилось правильно. Его разработки высоко оценивались учеными, в
частности, А. Чупровым. Снижение пассажирских тарифов, особенно на
значительные расстояния, способствовало развитию пассажирского транспорта,
снизив его убыточность. При этом сообщение для пассажиров четвертого класса
продолжало быть доходным при убыточности сообщения первым классом. Таким
образом, было показано, что казенные предприятия (если не брать во внимание
социальную сферу) по своей экономической природе не должны быть
нерентабельными.
Конечно, интерес Витте к строительству Великого Сибирского пути, а
также среднеазиатской железной дороги был продиктован и имперскими
устремлениями России, возможностью проникновения на азиатские рынки. Можно
по-разному оценивать такой подход. Но С.Ю. Витте был сыном своего времени и
именно подобным образом действовали в ту эпоху представители всех
"прогрессивных" стран.
В итоге Россия по важнейшим экономическим показателям приблизилась к
ведущим капиталистическим странам, заняв пятое место в мировом промышленном
производстве, почти сравнявшись с Францией. Но все же отставание от Запада
и в абсолютных показателях, и особенно по душевному потреблению оставалось
еще весьма значительным [14 ].
Много внимания Витте уделял подготовке кадров для промышленности и
торговли. При нем к 1900 году были учреждены и оснащены оборудованием 3
политехнических института, 73 коммерческих училища, учреждены или
реорганизованы несколько промышленно-художественных заведений, в том числе
знаменитое Строгановское училище технического рисования, открыты 35 училищ
торгового мореплавания.
С ростом промышленности и модернизацией социальной структуры все
большее место занимала проблема взаимоотношений предпринимателей и рабочих.
В царствование Александра III политика правительства в этой области,
отражая общую направленность социальной политики самодержавия, носила
сугубо попечительский характер. Правительством был издан ряд законов,
регулировавших отношения между фабрикантами и рабочими, и создан орган по
контролю за соблюдением этих законов – фабричная инспекция. При Витте
последняя была существенно реорганизована. Деятельность ее к концу 90-х
годов распространялась на 60 губерний и областей Европейской России. В ее
компетенцию входил также контроль за техническим состоянием предприятий,
точным оформлением документации при получении их владельцами ссуд из
Государственного банка и наблюдение за правильным использованием кредитов.
Вместе с тем фабричным инспекторам вменялось в обязанность «следить и
своевременно доводить до сведения министерства финансов… о нездоровых
проявлениях и неустройствах на фабриках, которые могут породить беспорядки»
[15 ].
Первоначально Витте, полностью разделявший попечительный характер
правительственной рабочей политики, склонен был видеть причину стачечного
движения почти и исключительно в подстрекательстве антигосударственных
элементов, которые якобы искусственно стремились внести рознь в отношения
между трудом и капиталом во имя «отвлеченных и заведомо ложных идей…
совершенно чуждых народному духу и складу русской жизни». «В нашей
промышленности, - отмечал он в циркуляре фабричным инспекторам от 5 декабря
1895 года, - преобладает патриархальный склад отношений между хозяином и
рабочим. Эта патриархальность во многих случаях выражается в заботливости
фабриканта о нуждах рабочих и служащих на его фабрике, в попечениях о
сохранности лада и согласия, в простоте и справедливости во взаимных
отношениях. Когда в основе таких отношений лежит закон нравственный и
христианские чувства, тогда не приходится прибегать к применению писанного
закона и принуждения» [16].
Вскоре, однако, рассуждения об особом укладе русской жизни и
патриархальных отношениях на фабриках и заводах совершенно исчезают из
документации министерства финансов. Это и понятно: они никак не увязывались
с виттевской программой индустриализации страны и его новым представлениям
о путях ее развития. К тому же рост забастовочного и революционного
движения служил достаточно убедительным доказательством его
несостоятельности прежних представлений о причинах социальной напряженности
на предприятиях. Именно нарастание стачечного движения побудило
правительство вернуться на путь усовершенствования фабричного
законодательства. При самом активном участии Витте были разработанны и
приняты законы об ограничении рабочего времени на предприятиях (2 июня 1897
года), о вознаграждении рабочих, потерявших трудоспособность в результате
несчастного случая на производстве (2 июня 1903 года), о введении на
фабриках и заводах института фабричных старост (10 июня 1903 года), которые
при всей их ограниченности были все же шагом вперед в разработке рабочего
законодательства. Таким образом Витте, видимо, рассчитывал установить
полный контроль над положением дел в промышленности, начиная от
технического состояния предприятий и кончая сферой социальных отношений.
§ 2.3. Деятельность Витте в сфере аграрного сектора экономики.
Нарастание противоречий в стране вело к переосмыслению роли аграрных
преобразований в подъеме общественных производительных сил России. Витте не
раз обращался к этой проблеме, но всякий раз встречал резкое сопротивление
со стороны наиболее консервативных слоев дворянства.
Возглавив в 1902 г. Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной
промышленности, Витте смог глубже осознать значение крестьянского вопроса и
возможности его решения. Создание такого органа во многом было обусловлено
нарастающим подъемом крестьянского движения. По принятому на его заседании
решению, царь утвердил сеть созданных при нем губернских и уездных
комитетов. Всего было создано 82 губернских и областных комитета и 536
уездных и окружных комитетов, в которые вошли около 12 тыс. человек.
Преобладающую долю в них занимали дворяне: в губернских комитетах их было
66% (крестьян 2%), в уездных 52% принадлежало дворянам и чиновникам при
доле крестьян 17%.
Подводя итоги работы Особого совещания, С.Ю. Витте признает, что
"преуспевание сельскохозяйственной промышленности ближайшим образом зависит
от такого правового положения нашего крестьянства, которое содействовало бы
развитию в нем духа хозяйственной предприимчивости и самодеятельности; вне
этого, а также просвещения крестьянской среды, всевозможные меры в области
экономики и техники сельского хозяйства принесут, по мнению комитетов, лишь
ничтожную пользу".
Главное препятствие подобным преобразованиям заключалось в сохранении
общины. При этом Витте, лавируя между официальной политикой самодержавия и
необходимостью осуществления преобразований, подчеркивает, что "принцип
неприкосновенности общины должен быть совмещен с возможностью выхода из нее
отдельных крестьян".
Объясняя создавшееся положение, Витте обращается к истории развития
аграрных отношений после 1861 г. Он отмечает, что повсеместно можно было
арендовать землю дешевле, чем платить за надельную. Отсюда стремление
крестьян бросить надел. В итоге потребовалось принудительное прикрепление
крестьян к земле. "Все это вполне понятно: каждый, кто имеет долг, охотно
согласится на коллективную ответственность, примет поручителей и
ответчиков; вместе с тем о дарственном или возмездном отчуждении долга, о
завещании его, о наследственных на него правах не может быть речи, ибо это
- обязанность, а не право; с другой стороны, каждый, кто имеет
имущественное право, будет стремиться к полному обладанию им без
соучастников, к извлечению собственной выгоды, в случае отказа от него, к
посмертной передаче его близким по крови или привязанностям лицам".
Обобщая предложения созданных при Особом совещании комитетов, Витте
подчеркивает, что община не предупреждает развитие пролетаризации, а,
напротив, ускоряет ее. Временное землепользование воспитывает самые
хищнические приемы эксплуатации земли, сводится к тому, чтобы "спахать
побольше, хотя и как-нибудь", кормовые угодья уничтожаются, а то, что
остается, лишено всякого ухода. Призывая к свободному выделению крестьян из
общины, Витте говорит о том, что целесообразно содействие выделяющимся из
общины со стороны правительства и общества. Завершая свой анализ, он пишет:
"По моему мнению, принадлежность права на начале личном является условием,
без которого немыслимо развитие экономического благосостояния нашего
крестьянства, ибо поступательное движение материальной культуры основано на
личной предприимчивости, личной трудоспособности, личном умении и личном
расчете'.
Однако изложенные им, хотя и в достаточно деликатной форме, меры по
новому обустройству крестьянского быта, способствующие в целом перелому в
этом деле, вызвали сопротивление дворянского сословия. Витте пришлось
отстранить от руководства работой Особого совещания. Прошло всего полтора
года и П. Столыпин приступил к реализации заложенных и обоснованных Витте
предложений. Поэтому Витте всегда считал, что Столыпин "обокрал" его и не
мог писать о нем без личной неприязни.
Заключение
. В отличие от других правительственных деятелей старого режима, Витте
имел и проводил свои самостоятельные взгляды, придавал большое значение
интересам культуры и просвещения и мог вообще считаться государственным
человеком в западноевропейском смысле этого слова. Он был в теории и на
практике сторонником просвещенного абсолютизма, при котором министры,
пользующиеся доверием верховной власти, имеют возможность беспрепятственно
осуществлять самые смелые мероприятия. В своих двух записках о земстве
(1899) он доказывает даже несовместимость самоуправления с самодержавием.
Он верил в исключительную силу неограниченной бюрократии, пока располагал
всеми ее ресурсами; он привлекал к работе, под ее руководством,
общественных и научных деятелей, ставя пред ними крупные задачи, разрешение
которых зависело всецело от правительства.
Лишившись власти после одиннадцатилетнего управления русскими
финансами, Витте усомнился в достоинствах государственного строя, который
прежде казался ему нормальным для России. Русско-японская война сделала
Витте доступным влиянию конституционных идей. В качестве председателя
комитета министров он пытался еще совместить принцип законности с
самодержавием, но выработанный в этом смысле под его руководством указ 12
декабря 1904 г. остался мертвой буквой. С устранением его от практической
государственной деятельности усилилась его популярностью в русском
обществе.
В позднейшие годы, в своих выступлениях в Государственном совете и в
полемических заявлениях в печати, Витте часто обнаруживал солидарность с
дореформенными идеями, как бы с целью загладить свои прошлые грехи в глазах
представителей реакции. Между тем эти мнимые грехи, связанные с введением
основных элементов конституционного строя, являются на самом деле заслугой
гр. Витте, обеспечивающей ему видное имя в истории. — Кроме книги «Принципы
железнодорожных тарифов» (3 издание) и «Лекций» по финансам (2 издание),
Витте напечатал книжку о «Национальной экономии Фридриха Листа», вышедшую в
1912 г. вторым изданием под заглавием: «По поводу национализма», с
небольшим, но интересным предисловием. Витте различает здесь «национализм
здоровый, убежденный, сильный, а потому не пугливый, стремящийся к охране
плодов исторической жизни государства, и «национализм болезненный,
эгоистичный, стремящийся, по-видимому, к той же цели, но подчиняющийся
более страстям, нежели разуму, и потому нередко приводящий к результатам
противоположным».
С.Ю. Витте, по словам академика Абалкина, останется в истории «как один
из самых крупных российских политиков, способствовавших подъему
производительных сил России…»
Литература
Ананьин Б.В., Ганелин Р.Ш. Сергей Юльевич Витте// Вопросы истории, №8,
1990.
Витте С.Ю. Воспоминания. В 3-х томах.- М., 1960, Т.1., с. 194
История России с начала XVIII до конца XIX века. / под ред. А.Н.
Сахарова, М: АСТ, 1996.
История СССР с древнейших времен до наших дней. Том V. – М: Наука,
1968.
Керенский А.Ф. Россия на историческом перевороте// Вопросы истории, №6
- №8, 1990.
Кучинский Ю. Очерки истории мирового хозяйства. – М., 1954, с.27
Кризис самодержавия в России. 1895-1917 гг. – Л., 1984, с. 74
Соловьев Ю.Б. Самодержавие и дворянство в конце XIX века. – Л., 1970,
с. 220-226, 276-316
http://vitte1897.chat.ru
http://www.prometeus.nsc.ru
http://www.rft.ru
|