рефераты
рефераты
Главная
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Логика
Военная кафедра
Банковское дело
Биржевое дело
Ботаника и сельское хозяйство
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство

А.В. Суворов


А.В. Суворов

Доклад

По историии

Суворов

Александр

Васильевич

Суворов Александр Васильевич [13(24).11.1729 или 1730, Москва, - 6(18).

5.1800, Петербург, похоронен в Александро-Невской лавре], граф Рымникский

(1789), князь Италийский (1799), русский полководец и военный теоретик,

генералиссимус (1799). В детстве под руководством отца генерала Василия

Ивановича Суворова (1705-75), соратника Петра I, изучал артиллерию,

фортификацию, военную историю и иностранные языки, закалял свой слабый от

рождения организм физическими упражнениями. В 1742 записан солдатом в лейб-

гвардии Семёновский полк, в котором в 1748 начал службу капралом. В 1754

произведён в офицеры и направлен поручиком в Ингерманландский пехотный

полк. В 1756-1758 служил в Военной коллегии. Во время Семилетней войны 1756-

63с 1758 на штабных и командных должностях, участвовал в Кунерсдорфском

сражении 1759, во взятии Берлина (1760) и Кольберга (1761). В 1762

произведён в полковники и назначен командиром Астраханского пехотного, а в

1763 - Суздальского пехотного полка (до 1769). В 1764-65 составил и ввёл в

действие так называемое "Полковое учреждение" - оригинальное наставление о

воинском распорядке, правилах обучения и воспитания офицеров и солдат. В

1768-1772, командуя полком, бригадой и отдельными отрядами в корпусе

генерала И. И. Веймарна, действовал в Польше против войск Барской

конфедерации, нанёс им поражения под Ореховом (1769), Ландскруной,

Столовичами (1771) и овладел Краковским замком (1772). В 1770 произведён в

генерал-майоры. В 1772 командовал Санкт-Петербургской дивизией. В 1773 по

личной просьбе направлен на театр русско-турецкой войны в 1-ю армию

генерала-фельдмаршала П. А. Румянцева-Задунайского. В мае - июне 1773 отряд

С. дважды форсировал Дунай и разбил турок у Туртукая. В сентябре 1773

руководил обороной Гирсово и отбросил турецкие войска. В июне 1774 вместе с

генералом М. Ф. Каменским нанёс поражение 40-тысячному турецкому корпусу

при Козлудже. В августе 1774 по приказу императрицы Екатерины II направлен

с войсками для подавления Крестьянской войны под предводительством Е. И.

Пугачева, но восставшие были разбиты до прибытия С., которому пришлось лишь

сопровождать захваченного в плен Пугачева в Симбирск. В 1774-86 командовал

дивизиями и корпусами в различных районах России; руководил сооружением

Кубанской укрепленной линии и усилением обороны Крыма, предотвратил в 1778

высадку турецкого десанта в Ахтиарской бухте, чем была сорвана попытка

Турции развязать новую войну в невыгодной для России международной

обстановке. В 1786 С. был произведён в генерал-аншефы. В начале русско-

турецкой войны 1787-91 командовал 30-тысячным корпусом, оборонявшим

побережье в районе Херсон - Кинбурн, и уничтожил турецкий десант около

Кинбурна (октябрь 1787). В 1788 участвовал в осаде Очакова, где был ранен

(всего за время боевой деятельности С. получил 6 тяжёлых ранений). В 1789

командовал дивизией в Молдавии и, руководя действиями русских и союзных

австрийских войск, разгромил превосходящие силы турок в сражениях при

Фокшанах (июль 1789) и Рымнике (сентябрь 1789). В 1790 С., командуя 30-

тысячным осадным корпусом под Измаилом, в течение 2 недель подготовил штурм

этой сильнейшей крепости и 11(22) декабря 1790 овладел ею. В 1791-94

командовал различными соединениями в Финляндии и на Юге России, руководил

строительством укреплений на границах России. В августе 1794 назначен

командующим русскими войсками, направленными для подавления Польского

восстания 1794. В сентябре - октябре С. нанёс поражения войскам повстанцев

(при Крупчицах, под Брест-Литовском, Кобылкой и др.), его войска штурмом

овладели предместьем Варшавы Прагой и заняли Варшаву; при этом С. проявил

гуманное отношение к "мятежникам" (отпустил пленных, запретил реквизиции,

требовал не допускать "обид жителям" и т. д.). Екатерина II, произведя С. в

фельдмаршалы, в октябре 1795 отозвала его из Польши. Приняв в 1796

командование войсками на юге (в Тульчине), С. написал знаменитое

произведение "Наука побеждать", обобщавшее многолетний опыт обучения и

воспитания войск. "Наука побеждать" явилась прямым протестом на новый

воинский устав императора Павла I, заимствованный у прусской армии. Критика

павловского устава и отказ С. выполнить приказ императора привести

подчинённые ему войска "в мой порядок" повлекли за собой увольнение С. из

армии [6(17) февраля 1797] и ссылку в с. Кончанское Новгородской губернии.

В связи с образованием 2-й антифранцузской коалиции с участием России Павел

I по просьбе союзников в феврале 1799 назначил С. главнокомандующим

русскими войсками, направленными в Италию; С. были подчинены и австрийские

войска. В ходе Итальянского похода Суворова 1799 русско-австрийские войска

под его командованием в апреле - августе разгромили в ряде сражений

французские войска, освободив от них всю Северную Италию. Блестящие победы

С. были одержаны вопреки интригам и вмешательству австрийского гофкригсрата

(придворного военного совета), который крайне затруднял его действия.

Разработанный С. стратегический план дальнейших военных действий,

предусматривавший наступление его армии вместе с воссоздаваемой пьемонтской

армией на Гренобль - Лион - Париж во взаимодействии с австрийской армией

эрцгерцога Карла, которая должна была наступать из Швейцарии, был сорван

Австрией. Её правительство стремилось развязать себе руки для захвата

Италии и добилось согласия Павла I на переброску войск С. в Швейцарию.

"Меня прогнали в Швейцарию, чтобы там уничтожить", - писал С. Однако в

беспримерном в военной истории Швейцарском походе Суворова 1799 русские

войска в сентябре преодолели исключительные трудности и вышли из окружения.

В октябре 1799 Павел I разорвал союз с Австрией и отозвал войска С. в

Россию. С. вновь подвергся царской опале за нарушения "высочайшего устава"

и вскоре умер.

Cуворов, опираясь на вековые военные традиции России, возродил и развил

прогрессивные черты петровской армии в области организации, боевой

подготовки и военного искусства. С. был одним из самых образованных военных

деятелей 18 в.; он знал математику, философию, историю, владел немецким,

французским, итальянским, польским, турецким языками, а также немного

арабским, персидским и финским языками; в совершенстве знал фортификацию;

изучал состояние современных иностранных армий, внимательно следил за ходом

военных и политических событий в Западной Европе, будучи постоянным

подписчиком многих иностранных газет, журналов, научных изданий.

Политическим идеалом С. была "просвещённая монархия". Являясь сторонником

самодержавия, представителем и защитником классовых интересов дворян-

помещиков, С. в то же время осуждал "тиранство" самодержцев (Екатерины II,

Павла I), резко критиковал придворные нравы (фаворитизм, протекционизм,

праздность, угодничество, карьеризм), насаждавшиеся при Павле I прусские

военные порядки и "бесполезную жестокость в войсках". Независимость

суждений С., его огромный авторитет в армии вызывали недоверие к нему со

стороны правительства и были поводом для постоянных унижений, опал и

тайного надзора.

Патриотизм С. был основан на идее службы отечеству, глубокой вере в высокие

боевые способности русского воина ("в свете храбрее россиянина нигде нет"),

в военный талант своих подчинённых и учеников (М. И. Кутузова, П. И.

Багратиона, М. И. Платова, М. А. Милорадовича и др.). С. проявлял гуманное

отношение к мирному населению и пленным ("не меньше оружия поражать

противника человеколюбием"), сурово преследовал мародёрство.

Военно-теоретическая и практическая деятельность С. отражена в его огромном

литературном, документальном и эпистолярном наследии, включающем "Полковое

учреждение", "Науку побеждать", различные наставления, инструкции, приказы,

диспозиции, памятные записки, переписку с военными и государственными

деятелями. Оно характеризует С. как выдающегося военного теоретика,

стратега и тактика, глубоко понимавшего проблемы военного дела, во многом

опередившего своё время, создавшего оригинальную систему взглядов на

способы ведения войны и боя, обучения и воспитания войск, основавшего свою

прогрессивную школу военного искусства. Одержав множество побед над

сильными противниками, С. снискал славу непобедимого и обогатил военную

практику блестящими примерами успешных действий в трудных условиях, а

военную науку - новыми идеями и положениями, составившими в совокупности

суворовскую "науку побеждать". В области стратегии С. считал, что война

должна быть по возможности скоротечной, для чего необходимы своевременная и

энергичная мобилизация всех сил и средств для её успешного ведения с учётом

международной обстановки, сил и намерений противника, постановка перед

вооружёнными силами решительных целей, быстрота наступательных действий с

целью разгрома прежде всего живой силы противника. С. был решительным

противником господствовавшей в то время в европейских армиях кордонной

стратегии. Он рассматривал маневр войск на театре военных действий не как

самоцель, а как средство уничтожения источников снабжения и пополнения

противника, сосредоточения своих сил против его "слабого пункта" для

решительного удара в полевом сражении. Следуя принципу "держать по

возможности все силы свои в совокупности", С. предвосхитил стратегическую

идею массирования сил, обычно приписываемую Наполеону I. С. учил, что успех

сражения обеспечивают тщательная разведка (войсковая, агентурная),

скрытность замыслов и действий, внезапность удара. Громадное значение

придавал он фактору времени: "расчёт времени есть главное правило ведения

войны", "от единого иногда мгновения разрешается жребий сражения".

Непримиримый враг догматизма и шаблона, С. учил: "все кампании различны

между собой", "никакой баталии в кабинете выиграть не можно и теория без

практики мертва". Резко критикуя систему руководства боевыми действиями с

помощью составляемых "для проформы" "примерных планов кабинетов" без учёта

постоянно изменяющейся обстановки, С. считал, что главнокомандующий должен

обладать полнотой власти. Он строго учитывал обстановку и характер театра

военных действий (топография, климат, время года, сырьевые ресурсы, речные

системы, дороги и др.), особенности противника, возможности привлечения в

свою армию местного населения (славян и греков в русско-турецких войнах,

итальянцев и швейцарцев в войне с Францией). Большое внимание С. уделял

задачам обеспечения армии людскими и материальными резервами, транспортными

средствами, чёткой работе квартирмейстерской и штабной служб. Считая

наступление главной формой боевых действий, С. не пренебрегал обороной и

"великим принципом": "никогда не надо слишком удаляться от своих ресурсов".

Тактика С. была органически связана с его наступательной стратегией и

носила решительный характер. С. применял в бою различные боевые порядки:

линии, каре, колонны (полковые, батальонные, взводные и другие) и их

сочетания. Ещё в 1778 он пришёл к выводу о преимуществе применения колонн:

"... колонна та гибче всех построениев, быстра в её движении, ежели без

остановки, то всё пробивает". Действия колоннами сочетались с действиями

пеших и конных егерей в рассыпном строю перед фронтом и на флангах боевого

порядка. С. нередко проводил бои ночью. При действиях против крепостей

отдавал предпочтение решительному и тщательно подготовленному штурму перед

длительной осадой. В 1799 С. разработал "Правила ведения военных действий в

горах". Тактическим приёмом С. являлась быстрота движения войск в

наступлении с целью сократить потери в зоне действительного огня и

сохранить силы для штыковой атаки. В то же время С., увеличив запас

ружейных патронов до 100 на солдата, требовал прицельной стрельбы. С.

тщательно и детально разрабатывал диспозиции сражений, осад, штурмов

крепостей. Вместе с тем после отдачи общего приказа он предоставлял

командирам дивизий и корпусов право действовать "наилучшим образом" по их

усмотрению "в зависимости от местных условий". Большое внимание С. уделял

боевой подготовке войск. Он обучал своих солдат "во всякое способное время"

в мирной и военной обстановке, настойчиво проводя свой принцип: "легко в

ученье - тяжело в походе, тяжело в ученье - легко в походе". С. ввёл в

боевой подготовке "сквозные атаки", то есть двусторонние манёвры армии, во

время которых отрабатывались наступление, оборона, встречный бой, действия

на пересечённой местности, преследование и т. д. Воспитывая войска в духе

"смелой нападательской тактики", С. всеми мерами развивал у подчинённых

инициативу. Не только офицерам, но и унтер-офицерам и солдатам сообщалось о

плане предстоящих действий, так как "каждый воин должен понимать свой

маневр". Инициативу, предприимчивость, храбрость С. поощрял боевыми

наградами, способных (в том числе солдат и унтер-офицеров) продвигал по

службе. С. постоянно заботился о высоком морально-боевом духе войск,

воодушевлял солдат в трудном походе своим красноречием и юмором. С.

воспитывал у них чувство товарищества, профессионального достоинства,

заботился о военной выправке, опрятности и нравственности солдат, выступал

против бессмысленной муштры и жестокого обращения с ними. От подчинённых

требовал грамотности и сообразительности, не терпел "леноумия" и

"немогузнайства". С. поддерживал строгую военную дисциплину, но всегда

считался с обстоятельствами, смягчающими вину нарушителя. Он проявлял

неустанную заботу о здоровье и физической закалке солдат, санитарном

состоянии казарм и лагерей, хорошем питании, обеспечении удобным и тёплым

обмундированием и обувью; ввёл весьма передовые для своего времени "Правила

медицинским чинам". В результате в войсках С. резко сократились

заболевания, которые были бичом армий 18 в. В дореволюционной России лишь

передовые военные деятели и писатели признавали заслуги С., в некоторых

официальных трудах его военное наследие либо оставлялось без внимания, либо

искажалось. В СССР было положено начало подлинно научному изучению военного

наследства С., изданы его труды. 29 июля 1942 Президиумом Верховного Совета

СССР был учрежден военный орден Суворова 3 степеней; 21 августа 1943 пост.

СНК СССР и ЦК ВКП (б) были созданы Суворовские училища. В СССР существуют

музеи С. в Ленинграде, Новой Ладоге, Очакове, Измаиле, Кобрине, с.

Кончанском (Новгородская область), с. Тимановке (Винницкая область), с.

Ундол (Владимирская область). Памятники С. воздвигнуты: в Ленинграде

(скульптор М. И. Козловский, 1801), Новой Ладоге (В. А. Вернер. 1948); в

Очакове (1907), Измаиле (1945), Тульчине (1954) - все Б. В. Эдуарде; в

Кобрине (М. Е. Роберман), Херсоне (Е. Н. Рукавишников, 1950), с. Тимановке,

Симферополе, Калининграде, Кончанском, а также в Рымнике (Румыния). В честь

С. названы населённые пункты - с. Суворово (Пензенская область), с.

Кончанское-Суворово (Новгородская область), с. Суворове (близ Козлуджа,

Болгария).



© 2009 РЕФЕРАТЫ
рефераты