рефераты
рефераты
Главная
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Логика
Военная кафедра
Банковское дело
Биржевое дело
Ботаника и сельское хозяйство
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство

Анатомия в период упадка феодализма


Анатомия в период упадка феодализма

АНАТОМИЯ В ПЕРИОД УПАДКА ФЕОДАЛИЗМА

Прогресс техники оказал огромное влияние на медицину. Эволюционное

учение Дарвина способствовало развитию биологии и анатомии, которая стала

служить запросам медицины. Как уже отмечалось, капиталистические отношения

складывались в странах Европы в различное время, поэтому и развитие наук

происходило не совсем равномерно.

Анатомия еще благодаря трудам Везалия и Гарвея получила прочную научную

основу. Эти ученые принципиально правильно сформулировали строение

человека, но многое еще было неясно и в последующие годы в анатомию

вносились дополнения и уточнения. Так например, Азелли в 1622 г. открыл

лимфатические сосуды, случайно повредив «нерв» брыжейки живой собаки. Пекэ

(1622-1674), еще будучи студентом, Горн (1621—1670) описали вторично

грудной проток, открытый Евстахием. Анатомия начала развиваться и в Англии,

особенно после открытия кровообращения Гарвеем.

Во Франции крупным анатомом был Риолан (1577—1657). Он изучал строение

мозга и стал основателем первого анатомического театра в Париже. Дю Верне

(1648-1740) исследовал орган слуха. Вьессен (1785), который вскрыл более

500 трупов, описал некоторые детали сердечно-сосудистой и нервной систем.

Датчанин Стенов (1638—1686), будучи студентом, открыл проток околоушной

железы, описал многие мышцы. Итальянец Морганьи(1682—1771) одним из первых

обратил внимание на состояние внутренних органов при различных болезнях и

явился создателем патологической анатомии. Он рассматривал организм как

сумму самостоятельных органов. Биша (1771-1802) является основателям учения

о тканях. Согласно его учению, ткани, состовляющие орган, существуют

независимо от него. Биша пренебрегал микроскопом; на частных курсах по

анатомии он вскрывал за год более 600 трупов,создол трактат о 21 ткани.

Таким образом, Биша, Морганьи, а позднее (XIX век) Вирхов встали на

локалистические позиции, принимимая ткань, орган и клетку за основу, где

развиваются патологические процессы. Подобные представления хотя и были

для того времени прогрессивными, но выяснить сущность процессов,

протекающих в больном органе, ткани или клетке, этим ученым не удалось,

так как организм исключался как целое. Концепция целлюлярной патологии

Вирхова (1821—1902) послужила основой для создания патологической

гистологии, но в дальнейшем учение Вирхова стало значительным тормозом на

пути познания патологических процессов в организме.

В Германии успешно работали Меккель (1724-1774), изучающий развитие

эмбриона и строение головы, Вризберг (1739—1808), описавший хрящи гортани.

Итальянец Кальдани (1725-1813) издал первый атлас по анатомии человека,

Масканьи (1752—1815) опубликовал большой трактат с рисунками о

лимфатической системе, Скарпа (1747-1832) подробно описал кости и органы

чувств. Нидерландец Рюишь (1638—1731)и его дочь Рахель прославились

техникой бальзамирования трупов и органов. Ими была разработана техника

инъекции сосудов различными веществами. Петр 1 купил коллекцию препаратов

Рюиша за большую для того времени сумму—30000 гульденов. Через 10 лет Рюишь

продал подобную же коллекцию в Польшу. Коллекция препаратов в России

сохранялась первоначально в Музее "Кунсткамера натуральных вещей», а затем

часть была передана в Военно-хирургическую академию и Казанский

университет. Сохранившшиеся препараты Рюиша и в настоящее время не потеряли

своего значения.

Лодер (1753-1832, профессор в Иене, Галле и Московском университете,

прославился высокой техникой изготовления препаратов. Зоммеринг (1753-1830)

изучал мозг, головные нервы и органы чувств. Чех Прохаска (1749—1820) внес

большой вклад в изучение анатомиинервной системы. Еще до Мажанди и Белла

Прохаска описал значение двигательных и чувствительных нервов. Он писал:

"Никакое мышечное движение не может осуществиться, если раздражитель,

воздействующий на чувствительные нервы, не перейдет в результате некоторого

переключения на двигательные нервы и не вызовет сокращения мышц".

Необходимо отметить, что на Западе к середине XIX столетия развитие

описательной анатомии приостановилось. Это связанно с тем, что для изучения

анатомии потребовались другие методы исследования и научные подходы. В то

же время отход анатомов от описательной макроскопической анатомии связан с

открытием клетки и широким внедрением микроскопического метода в

морфологические исследования.

Как же развивалась анатомия в России? До XVII столетия медицины как

науки в России не существовало. Помощь больным в лучшем случае оказывали

знахари и монахи, причем некоторые из них пользовались трудами

гиппократиков, Аристотеля и Галена. В период объединения княжеств в единое

русское государство и во время многих войн, которые вела Россия за выход к

Балтийскому и Черному морям, потребовалась медицинская помощ раненым и

больным воинам. В Москве в 1620 г. учреждается Аптекарский приказ, который

организует медицинское обслуживание и изготовление медикаментов для армии.

В 1654 г. при нем создается первая в России светская "Школа русских

лекарей" В 1658 г. ее окончили 32 человека. Анатомия преподавалась по

руководству Везалия "Эпитом", переведенному в 1658 г. Епифанием Славенецким

на русский язык (перевод не сохранился). Вторично "Эпитом" переведен на

русский язык в 1975 г. Таким образом, при подготвке лекарей в России

преподавание анатомии по трудам Галена или Авиценны не велось и учебными

пособиями служили "Травники", "Лечебники" и "Докторские сказки".

Определенная система в подготовке лекарей была введена Петром 1. По его

распоряжению были открыты госпитали: в Москве (1707), в Петербурге-

сухопутный (1718), в Кронштадте—морской (1719), в Архангельске (1733) и при

них госпитальные школы подготовке лекарей. К концу XVIII века в 20

госпитательных школах России было подготовлено около 2000 врачей. Главным

предметом в этих школах являлась анатомия, считавшаяся "материей медика". В

1786 г. госпитальные школых были переименованы в Медико-хирургические

училища. В Петербурге организуется Медико-хирургическая академия (1798).

Подобно западным странам, в крупных городах России (в Москве в 1755 г., в

Казани и Харькове в 1804 г., в Варшаве в 1816 г., в Петербурге в 1819 г., в

Киеве в 1834 г., в Адессе в 1865 г., в Томске в 1888 г.) были открыты

университеты с медицинскими факультетами, являющимися колыбелью многих

выдающихся русских ученых и врачей.

Анатомией занимался математик и физиолог швейцарец Бернули (1700-1782),

который изучал значение нервов и кровеносных сосудов для деятельности мышц,

описал расположение желтого пятна сейчатки глаза.

Огромное влияние на развитие науки и медицины в России оказал

М.В.Ломоносов- великий ученый- энциклопедист своего времени. Он сделал

значительный вклад в развитие химии, физики, истории и медицины. Его

прогрессивные взгляды сыграли большую роль в развитии русской науки.

М.В.Ломоносов разработал учение об атомистическом строении материи. Он

первым заложил основы материалистического учения о единстве и целостности

организма. По настоянию М.В. Ломоносова был открыт Московский университет.

Академики- иностранцы препятствовали развитию образования в России.

Академик Тауберг говорил: "Разве де нам десять ломоносовых надобно и один

де нам в тягость".

Непосредственно под влиянием М.В.Ломоносова воспитывалась плеяда русских

врачей: К.И.Щепин, Д.С.Самойлович, Ф.Г.Политковский, А.П.Протасов,

С.Г.Зыбелин, Н.М.Максимович-Амбодик, И.А.Сибирский, П.И.Погорецкий, Н.И.

Карпинский, А.М.Филомафитский и др. К.И.Щепин начал преподавание анатомии

на русском языке вместо латинского и греческого, А.П.Протасов был первым

русским академиком- анатомом, С.Г. Зыбелин изучал индивидуальные

особенности строения человека, разделив людей по телослжению на четыре

типа. Он развивал учение Ломоносова о единстве и целостности организма. В

сочинении: Слово о причине внутреннего союза частей между собою..."

С.Г.Зыбелин критикует идеалистическую "Клеевую теорию" Галлера, обосновывая

теорию взаимного притяжения частиц. Шеин перевел анатомическую терминологию

на русский язык, создал атлас (1742) и перевел на русский язык учебник

Гейстера. Максимович-Амбодик создал первый русский словарь анатомической

терминологии, был основоположником акушерства в России. В 1798 г.

организуется Санкт-Петербургская медико-хирургическая академия (ныне Военно-

медицинская академия имени С.М.Кирова). Первым заведующим кафедры анатомии

и физиологии был проф. П.А.Загорский, создатель анатомической школы в

России. Загорским написанно более 100 работ бо различным вопросам анатомии.

Его перу преналежит первый русский учебник "Сокращенная анатомия или

руководство к познанию строения человеческого тела для обучающихся

врачебной науке", выдержавший 5 изданий. Анатомические данные в нем

излагались в связи с практикой хирургии. Загорский много внимания уделял

русской анатомической терминологии. Продолжателем Загорского был

И.В.Буяльский (1789-1866), который, будучи студентом 3-его курса, исполнял

обязанности помошника прозектора кафедры анатомии, а также принимал участие

в хирургических операциях, производимых проф. И.Ф.Бушем. После окончания

академии Буяльский стал прозектором кафедры анатомии, где в течение только

2-ух лет изготовил 220 анатомических препаратов; он впервые разработал

технику изготовления коррозионных препаратов. С 1833 по 1844 г. он

заведовал кафедрой анатомии в Медикохиррургическое академии, с1831 г.по

1866 г.-кафедрой анатомии Петербуркской академии художеств. Буяльский много

внимания уделял хирургии. В 1846 г. он был назначен на должность "Оператора-

консультанта" всех военно-учебных заведений. Им Созданно много научных

работ по анатомии, хирургии, физиологии, патологии, терапии, акушерству,

фармакологии, офтальмологии, гигиене, истории медицины, судебной медицине и

ветеринарии. Его наиболее крупны труды-

"Руководства врачам к правильному осмотру человческих тел для узнавания

причин смерти, особливо при судебных исследованиях" (1824), "Анатомо-

хирургические таблицы" (1829), "Анатомические записи для обучающихся

живописи и скульптуре в Императорской академии художеств" (1860). Труды

Буяльского принесли русской медицинской науке славу и заложили основу

прикладного направления анатомии.

Е.О.Мухин является физиологом-эксперементатором; Он также сделал большой

вклад в развитие анатомии. Им опубликован труд "Курс Анатомии" в 7 частях

(1815). Он провозгласил врачебный принцип: "Врач не анатом не только

бесполезен, но и вреден". Продолжал развивать русскую анатомию и хирургию

Н.И. Пирогов (1810-1881), основоположник и создатель прикладного

направления анатомии- топографической анатомии. Труд Пирогова

"Хирургическая анатомия сосудистых стволов и фасций"- выдающаяся работа, не

потерявшая значения и в наше время. Его метод изучения органом и друхих

образованийна распиленных трупах позволяет более точно в трехмерном

изображении определить их проекцию и глубину залегания. Пирогов был

выдающийся хирург, разработавший технику многих операций, успешно

использовавший знание анатомии в практических целях. Он первый применил в

России общий наркоз, гипсовую повязку, был создателем военно-полевой

хирургии как науки. С помощью студентов он изучал анатомию и анамалии

органов, кровеносных сосудов, нервных стволов и мышц на 30 тысячах трупах.

Говоря об описательной анатомии XIX века, необходимо особо остановиться

на выдающемся анатоме, педагоге П.Ф.Лесгафте (1837-1909). Лестгафт создал

функциональное направление в анатомии, показал формуобразующее значение

функции, а так же утверждал, что здоровье человека во многом зависит от

активной физической дейтельности. Лестгафт первым применил лучи Рентгена

для изучения анатомии. Его труд "Основы теоритической анатомии" (1892) не

потерял актуальности и в настоящее время, так как содержит совершенно

правильные принципы, объясняющие взаимоотношение формы и функчии. Как

прогрессивный ученый своего времени Лесгафт выступил против порядков,

царивших в Казанском университете. Уволенный с педагогической работы, он не

искал снисхождения и отстаивал прогрессивные идеи. На средства своего

ученикак И.Н.Сибирякова Лесгафт организовал в Санкт-Петербурге

биологическую лабораторию, ставшую 1-ым научно-исследовательским

учереждением в нашей стране.

До создания материалистического учения о целостности организма, его

развитии и функции в единстве с окружающей средой в биалогии и медицине

существовало механическое представление. В то время ученые считали, что

организм представляет колонию клеток, по этому функция его в целом изучению

не подлежит.

Русские марфологи и физиологи всегда выступали против законов,

отрицающих идею развития. Этому способствовало то обстоятельство, что в

силу сложившихся социальных условий развития общества в России науки и

медичина стали развиваться позднее чем на Западе. После отмены крепостного

права в России открылся путь для буржуазных реформ и развития капитализма.

Университеты получили право решать самостоятельно многие научные проблемы,

возникло земская медицина, что несомненно оказало положительное влияние на

развитие медицинской науки в России. Основоположник русской физиологии

И.М.Сеченов (1829-1905) с научных материалистических позиций сформулировал

проблему влияния внешней среды на организм человека. В своей работе

"Рефлексы головного мозга" (1863) Сеченов отметил, что многообразные и

сложнейшии формы нервной дейтельности представляют рефлексы. Открытие этих

рефлексов позволило понять механизмы, через которые устанавливается связь

организма с внешней средой.

Невропотолог и психиатор В.М.Бехтерев (1857-1927) обоготил мировую науку

и, открыв ряд мозговых центров тщательно иследовал проводящие пути

центральной нервной системы. В своих исследованиях Бехтерев исходил из

принципа единства строения и функции мозга. Его взгляды перекликаются с

идеями Павлова об обязательном соответствии деталей конструкции и

динамичесих явлений в нервной системе. Многие годы работы Бехтерева

"Проводящие пути головного и спиного мозга" (1894) наиболее полно освещала

этот вопрос. П.В. Рудановский изучая мозг, впервые применил замораживание

препаратов для изготавления гистологических срезов.

И.П.Павлов (1849-1936) На основе изучения функции кровообращения,

пищеварения и высшей нервной дейтельности продолжил и развил учение

Сеченова о центральной нервной системе. Учение Павлова представляет образец

понимания науки с позиций с диаликтического материализма. Условне рефлексы-

это механизмы, которые дают высшим животным возможность тонкого и точного

приспособления к разнообразным условиям внешней среды. Через условный

рефлекс реализуется изменчивость и приспособляемость организмов. Сеченов и

Павлов установили, что мозг является не только органом психической

дейтельности, но и регулирует жизненые функции организма, что находит

подверждение в практике медицины.

Таким образом, к началу XX века были накоплены многочисленные данные и

анатомию начинают изучать во всех цивилизованных странах.



© 2009 РЕФЕРАТЫ
рефераты