Архитектура Руси в 14-16 вв.
Архитектура Руси в 14-16 вв.
ПРОФЕССИОННАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ № 59
Реферат по истории на тему:
Культура и быт Руси
XIV – XVI веков.
Выполнила:
студентка 1 курса,
очн. ф.
обучения, группы 9-10
Маштакова М.Ю.
Проверила:
Василевская Г.Г.
ТОЛЬЯТТИ 2000
План:
1. Введение ……………………………………………………………… 3
2. Возрождение архитектуры Руси после монголо-татарского нашествия
…………………………………………………………….. 3
3. Архитектура Новгорода ……………………………………………... 4
4. Архитектура Пскова ………………………………………………… 4
5. Архитектура Москвы ………………………………………………… 5
6. Новшества в архитектуре 14-16 в.в. ………………………………… 6
Список используемой литературы ………………………………….. 9
1. Введение
С X в. Почти половина Европейской части России вошла в состав
феодального Древнерусского государства, где сложилась самобытная
художественная культура с рядом местных школ (юго-западные, западные,
новгородско-псковская, владимиро-суздальская), накопившая опыт
строительства и благоустройства городов, создавшая замечательные
памятники древнего зодчества, фрески, мозаики, иконописи. Её развитие
было прервано монголо-татарским нашествием, приведшим Древнюю Русь к
экономическому и культурному упадку и к обособлению юго-западных земель,
вошедших в состав польско-литовского государства. После полосы застоя в
размещавшихся на территории России Древнерусских землях с конца XIII в.
начинает складываться собственно русская (Великорусская) художественная
культура. В ее развитии ощутимее, чем в искусстве Древней Руси,
проявилось воздействие городских низов, ставших важной общественной
силой в борьбе за избавление монголо-татарского ига и объединение
русских земель. Возглавившая уже в XIV в. Эту борьбу великокняжеская
Москва синтезирует достижения местных школ и с XV в. становится важным
политическим и культурным центром, где складываются проникнутое глубокой
верой в красоту нравственного подвига искусство Андрея Рублева и
соразмерная человеку в своем величии архитектура Кремля. Апофеоз идей
объединения и укрепления русского государства воплотили храмы-памятники
XVI в. С развитием экономических и общественных отношений в XVII в.
окончательно ликвидируется обособленность отдельных областей, и
расширяются международные связи, в искусстве нарастают светские черты.
Не выходя в целом почти до конца XVII в. за рамки религиозных форм,
искусство отражало кризис официальной церковной идеологии и постепенно
утрачивало цельность мировосприятия: непосредственные жизненные
наблюдения разрушали условную систему церковной иконографии, а
заимствованные из западноевропейской архитектуры детали вступали в
противоречие с традиционной композицией русского храма. Но этим отчасти
подготовлялось решительное освобождение искусства от влияния церкви,
совершившееся к началу XVIII в. в результате реформ Петра I.
2. Возрождение архитектуры Руси
после монголо-татарского нашествия
После монголо-татарского нашествия долгое время летописи упоминают
лишь о строительстве недошедших до нас деревянных сооружений. С конца
XIII в. в избежавшей разорения Северо-западной Руси возрождается и
каменное зодчество, прежде всего военное. Возводятся каменные городские
укрепления Новгорода и Пскова, крепости на приречных мысах (Копорье) или
на островах, порой с дополнительной стеной у въезда, образующей вместе с
основной защитный коридор – «захаб» (Изборск, Порхов). С середины XIV в.
стены усиливаются могучими башнями, в начале над воротами, а затем и по
всему периметру укреплений, получающих в XV веке планировку, близкую к
регулярной. Неровная кладка из грубо отесанного известняка и валунов
наделяло сооружение живописью и усиливало их пластическую
выразительность. Такой же была кладка стен небольших однокупольных
четырехстолпных храмов конца XIII – 1-й половины XIV вв., которым
обмазка фасадов придавала монолитный облик. Храмы строились на средства
бояр, богатых купцов. Становясь архитектурными доминантами отдельных
районов города, они обогащали его силуэт и создавали постепенный переход
представительного каменного кремля к нерегулярной деревянной жилой
застройке, следующей естественному рельефу. В ней преобладали 1-2
этажные дома на подклетах, иногда трехчастные, с сенями посередине.
3. Архитектура Новгорода
В Новгороде развивалось его прежняя планировка, прибавилось улиц,
ведущих к Волхову. Каменные стены Детинца и Окольного города, а так же
церкви построенные на средства отдельных бояр, купцов, и групп горожан,
изменили облик Новгорода. В XIII-XIV вв. зодчие переходят в завершениях
фасадов церквей от полукружий-«закомар» к более динамичным фронтонам –
«щипцам» или чаще к трехлопастным кривым, отвечавшим форме сводов, более
низких над углами храма. Величественны и нарядны храмы 2-й половины XIV
в. – поры расцвета новгородской республики, - полнее отражавшее
мировоззрение и вкусы горожан. Стройные, удлиненных пропорций, с
покрытием на восемь скатов по трехлопастным кривым, которое позднее
часто переделывалось на пощипцовое, они совмещают живописность и
пластическое богатство архитектурного декора (уступчатые лопатки на
фасадах, декоративные аркады на апсидах, узорная кирпичная кладка,
рельефные «бровки» над окнами, стрельчатые завершения перспективных
порталов) с тектонической ясностью и компактностью устремленной вверх
композиции. Широкая расстановка столбов внутри делала просторнее
интерьеры. В XV в. Новгородские храмы становятся интимнее и уютнее, и
них появляются паперти, крыльца, кладовые в подцерковье. С XIV-XV вв. в
Новгороде появляются каменные жилые дома с подклетками и крыльцами.
Одностолпная «Грановитая палата» двора архиепископа Евфимия,
построенные при участии западных мастеров, имеет готические нервюрные
своды. В других палатах стены членились лопатками и горизонтальными
поясками, что перешло в монастырские трапезные XVI в.
4. Архитектура Пскова
В Пскове, ставшем в 1348 г. независимым от Новгорода, главный,
Троицкий собор имел, судя по рисунку XVII в., закомары, расположенные на
разных уровнях, три притвора и декоративные детали, близкие
новгородским. Поставленный в кремле (Кром) на высоком мысу при слиянии
Псковы и Великой, собор господствовал над городом, который рос к югу,
образуя новые, огражденные каменными стенами части, прорезанные улицами,
ведущими к кремлю. В дальнейшем псковичи разрабатывали тип
четырехстолпной трехапсидной приходской церкви с позакомарным, а позднее
и восьмискатным пощипцовым покрытием. Галереи, приделы, крыльца с
толстыми круглыми столбами и звонницы придавали этим, словно вылепленным
от руки приземистым постройкам, возводившимся вне кремля, особую
живописность. В псковских бесстолпных одноапсидных церквях XVI в.
барабан с куполом опирался на пересекающиеся цилиндрические своды или на
ступенчато расположенные арки. В Пскове, как и в Новгороде улицы, имели
бревенчатые мостовые и были так же застроены деревянными домами.
5. Архитектура Москвы
С началом возрождения Москвы в ней в 1320-1330-х гг. появляются
первые белокаменные храмы. Не сохранившийся Успенский собор и собор
Спаса на Бору с поясами резного орнамента на фасадах восходили по типу к
четырехстолпным с тремя апсидами владимирским храмом домонгольской поры.
Во второй половине XIV в. строятся первые каменные стены Кремля на
треугольном в плане холме при впадении Неглинной в Москву-реку. На
востоке от Кремля расстилался посад с параллельной Москве-реке главной
улицей. Схожие по плану с более ранними, храмы конца XIV – начала XV вв.
благодаря применению дополнительных кокошников в основании барабана,
приподнятого на подпружных арках, получили ярусную композицию верхов.
Это придавало зданиям живописный и праздничный характер, усиливавшийся
килевидными очертаниями закомар и верхов порталов, резными поясками и
тонкими полуколонками на фасадах. В соборе московского Андроникова
монастыря угловые части основного объема сильно понижены, а композиция
верха особенно динамична. В бесстолпных церквах московской школы XIV-
начала XV вв. каждый фасад иногда увенчивался тремя кокошниками. В
формировании к концу XV в. централизованного государства выдвинуло
задачу широко развернуть строительство крепостных сооружений в городах и
монастырях, а в его столице – Москве – возводить храмы и дворцы,
отвечающие ее значению. Для этого были приглашены в столицу зодчие и
каменщики из других русских городов, итальянские архитекторы и инженеры
по фортификации. Основным строительным материалом стал кирпич.
Московский Кремль, вмещавший резиденции великого князя, митрополита,
соборы, боярские дворы, монастыри, был во второй половине XV в. расширен
до нынешних размеров, а посад охватил его с трех сторон и был прорезан
радиальными улицами. На востоке от Кремля возникла Красная площадь,
часть посада была окружена в 1530-х гг. каменной стеной, а затем
каменная стена Белого города и деревоземляная стена Земляного города
окружили столицу двумя кольцами, что и определило радиально - кольцевую
планировку Москвы. Монастыри-крепости, защищавшие подступы к городу и
созвучные Кремлю по своему силуэту, со временем стали композиционными
центрами окраин Москвы. Радиальные улицы с бревенчатыми мостовыми вели к
центру через увенчанные башнями ворота Земляного и Белого городов. Жилая
застройка городских улиц состояла в основном из деревянных домов,
имевших два – три этажа на подклетах, отдельные крыши над каждой частью
дома, средние сени и крыльцо. Кремли других городов, как и в Москве,
следовали в своих планах рельефу местности, а на ровных местах имели
правильные прямоугольные планы. Крепостные стены стали выше и толще.
Навесные бойницы и зубцы в виде ласточкина хвоста примененные
итальянскими архитекторами в Московском Кремле, появились и в кремлях
Новгорода, Нижнего Новгорода, Тулы и др. Позднее башни стали
декорироваться лопатками и горизонтальными тягами, а бойницы –
наличниками. Свободнее от новых влияний были крепости дальних Кирилло-
Белозерского и Соловецкого монастырей, с мощными стенами и башнями,
сложенными из крупных валунов и почти лишенными украшений.
Сохранившаяся часть великокняжеского кремлевского дворца в Москве с
огромным одностолпным залом наделена чертами западной архитектуры
(граненый руст, парные окна, ренессансный карниз), но вся композиция
дворца, слагавшаяся из отдельных зданий с переходами и крыльцами, близка
к композиции деревянных хором. В архитектуре Успенского собора
Московского Кремля, который было предложено строить наподобие
одноименного собора XII в. во Владимире, традиции владимиро-суздальского
зодчества подверглись существенному переосмыслению. Величественный
пятикупольный храм с редкими щелевидными окнами, прорезанными в могучих
барабанах и в глади стен, опоясанных аркатурным фризом, мощнее по
пропорциям и монументальнее своего прототипа. Впечатляющим контрастом
несколько суровым фасадам собора служит интерьер с шестью равномерно
расставленными высокими тонкими столбами, придающими ему вид парадного
зала. Храм-колокольня Ивана Великого, господствовавший не только не
только над Кремлем, но и над всей Москвой, стал традиционным образцом
для подобных высотных доминант и в других русских городах. Попытка
перенести в русский храм мотивы раннего венецианского Возрождения
привела к несоответствию ярусных членений фасада. В других храмах второй
половины XV-XVI в. встречаются свойственные Московской архитектуре XIV-
XV вв. ярусы килевидных закомар, но их ритм менее динамичен, а
размеренные членения фасадов, украшенных аркатурными фризами узорной
кладкой с терракотовыми деталями, делают храмы нарядно-величавыми.
Терракотовые детали встречаются в Белозерье и Верхнем Поволжье,
например, в дворцовой палате в Угличе, где венчающие щипцы над гладкими
стенами заполнены узорной кирпичной кладкой с терракотовыми вставками.
Фасады других светских построек этого времени, как правило, скромнее.
6. Новшества в архитектуре 14-16 в.в.
От XIV-XVI вв. сохранилось несколько деревянных церквей. Более ранние
– «клетские», напоминающие избу с двухскатной крышей и пристройками.
Церкви XVI в. – высокие, восьмигранные, крыты шатром, а пристройки с
двух или с четырех сторон имеют криволинейные кры-ши – «бочки». Их
стройные пропорции, контрасты фигурных «бочек» и строгого шатра, суровых
рубленых стен и резьбы галереи и крылец, их неразрывная связь с
окружающим пейзажем – свидетельства высокого мастерства народных
мастеров – «древоделей», работавших артелями.
Рост Русского государства и национального самосознания после
свержения татарского ига отразился в каменных храмах-памятниках XVI в.
Являя собой высокое достижение московского зодчества, эти величественные
постройки, посвященные важным событиям, как бы соединяли в себе
динамичность деревянных шатровых церквей и ярусных завершений храмов XIV
– XV вв. с монументальностью соборов XVI в. В каменных церквах-башнях
ведущими стали формы, присущие камню, - ярусы закомар и кокошники вокруг
прорезанного окнами шатра. Иногда и шатер заменялся барабаном с куполом
или же башни с куполами окружали центральную, крытую шатром башню.
Преобладание вертикалей наделяло ликующей динамичностью устремленную в
высь композицию храма, как бы вырастающего из окружающего его открытых
«гульбищ», а нарядный декор придавал сооружению праздничную
торжественность
В храмах конца XV и XVI вв. применение так называемого крестчатого
свода, опиравшегося на стены, избавляло интерьер от опорных столбов и
позволяло разнообразить фасады, которые получали то трехлопастное, то
имитирующее закомары завершение, то увенчивались ярусами кокошников.
Наряду с этим продолжали строить четырехстолпные пятикупольные храмы,
иногда с галереями и приделами. Каменные одностолпные трапезные и жилые
монастырские постройки XVI в. имеют гладкие стены, увенчанные простым
карнизом или пояском узорной кладки. В жилой архитектуре господствовало
дерево, из которого строились и дома в 1-2 этажа, и боярские и
епископские дворцы, состоявшие из связанных переходами многосрубных
групп на подклетах.
В XVII в. переход к товарному хозяйству, развитие внутренней и
внешней торговли, усиление центральной власти и расширение границ страны
привели к росту старых городов и возникновению новых на юге и востоке, к
постройке гостиных дворов и административных зданий, каменных жилых
домов бояр и купцов. Развитие старых городов шло в рамках уже
сложившейся планировки, а в новых городах-крепостях пытались внести
регулярность в планировку улиц и форму кварталов. В связи с развитием
артиллерии, города окружались земляными валами с бастионами. На юге и в
Сибири строились и деревянные стены с земляной засыпкой, имевшие башни с
навесным боем и низкими шатровыми крышами. Каменные стены среднерусских
монастырей в то же время теряли свои старые оборонительные устройства,
становились более нарядными. Планы монастырей стали регулярнее.
Укрупнение масштабов Москвы вызвало надстройку ряда кремлевских
сооружений. При этом больше думали выразительности силуэта и нарядности
убранства, чем об улучшении оборонительных качеств укреплений. Сложный
силуэт и богатую белокаменную резьбу карнизов, крылец и фигурных
наличников получил теремной дворец, построенный в Кремле. Возрастает
число каменных жилых зданий. B XVII в. они обычно строились по
трехчастной схеме (с сенями посередине), имели подсобные помещения в
нижнем этаже и наружное крыльцо. Третий этаж в деревянных зданиях часто
был каркасным, а в каменных – с деревянным потолком вместо сводов. Порой
верхние этажи каменных домов были деревянными. В Пскове дома XVII в.
почти лишены декоративного убранства, и лишь в редких случаях окна
обрамлялись наличниками. Среднерусские кирпичные дома, часто
асимметричные, с разными по высоте и форме крышами, имели карнизы,
междуэтажные пояса, рельефные наличники окон из профильного кирпича и
украшались раскраской и изразцовыми вставками. Иногда применялась
крестообразная схема плана, соединение под прямым углом трехчастных
зданий, внутренние лестницы вместо наружных.
Дворцы в XVII в. эволюционировали от живописной разбросанности к
компактности и симметрии. Это видно из сравнения деревянного дворца в
селе Коломенском с Лефортовским дворцом в Москве. Дворцы церковных
владык включали церковь, а иногда, состоя из ряда зданий, окружались
стеной с башнями и имели вид кремля или монастыря. Монастырские кельи
часто состояли из трехчастных секций, образующих длинные корпуса.
Административные здания XVII в. походили на жилые дома. Гостиный двор в
Архангельске, имевший 2-этажные корпуса с жильем наверху и складами
внизу, был в то же время и крепостью с башнями, господствовавшей над
окружающей застройкой. Расширение культурных связей России с Западом
содействовало появлению на фасадах домов и дворцов ордерных форм и
поливных изразцов, в распространении которых известную роль сыграли
белорусские керамисты, работавшие у патриарха Никона на постройке Ново-
Иерусалимского монастыря в Истре. Убранству патриаршего собора стали
подражать и даже стремились превзойти его нарядностью. В конце XVII в.
ордерные формы выполнялись в белом камне.
В церквах на протяжении XVII в. происходила та же эволюция от
сложных и асимметричных композиций к ясным и уравновешенным, от
живописного кирпичного «узорочья» фасадов к четко размещенному на них
ордерному убранству. Для первой половины XVII в. типичны бесстолпные с
сомкнутым сводом «узорочные» церкви с трапезной, приделами и
колокольней. Они имеют пять глав, главки над приделами, шатры над
крыльцами и колокольней, ярусы кокошников и навеянные жилой архитектурой
карнизы, наличники, филированные пояски. Своим дробным декором,
живописным силуэтом и сложностью объема эти церкви напоминают
многосрубные богатые хоромы, отражая проникновение в церковное зодчество
светского начала и утрачивая монументальную ясность композиции.
Список использованной литературы:
1. Искусство стран и народов мира( художественная энциклопедия).
2. Грибушина Н. Г., «История мировой художественной культуры».
3. Энциклопедический словарь юного художника.
4. Ильина Т. В., «История искусств».
|