Цивилизационная Периферия: Азия, Африка и Латинская Америка
Цивилизационная Периферия: Азия, Африка и Латинская Америка
Министерство образования РФ
Свердловский отдел народного образования
Цивилизационная периферия
Выполнил:
Ученик 9в класса
Лицея У.Э и П.
Касаткин Игорь
(Jarry Lee)
Проверил:
Новокрещенных В.А.
_______________
Красноярск 2003 г.
План
1. Латинская Америка во второй половине ХХ века.
а) Модернизация 40-50х гг.;
б) Неоконсерватизм 70-90х гг.
2. Азия и Африка во второй половине ХХ века.
а) Деколонизация;
б) Пути развития;
в) АТР;
г) Итоги.
3. Восточно–Азиатские страны: Япония, Китай, Индия.
а) Япония;
Латинская Америка
1.а)Во время Второй мировой войны создались благоприятные условия для
развития национального капитала в Латинской Америке. Выросли цены на
сырье, ослабло влияние национального капитала, увеличились средства для
вложения в национальную промышленность. Выпуск промышленной продукции в
1958 г. превысил довоенный в 3 раза. Это было следствием модернизации
латиноамериканского общества в 50е гг. Важную роль в этой политике стали
играть национал-реформистские партии, многие из которых иногда
оказывались при власти.
Большинство латиноамериканских стран приняло стратегию
импортзаменяющей индустриализации, то есть политики поощрения
производства тех товаров и услуг, которые раньше ввозились в страну. Эта
политика отражала стремление окрепшей национальной буржуазии упрочить
своё руководящее положение в государственном управлении, потеснить
иностранные компании и связанную с ними агросырьевую олигархию, создать
благоприятные условия для развития национальной экономики. На этой основе
активизировались массовые национал-реформистские партии и движения.
Национал-реформистский курс политики проводили правительства Мексики.
Демократический режим отличался рядом особенностей: сильная власть,
политика уступок рабочему движению. В Мексике продолжалась аграрная
реформа, создание в ряде сфер хозяйства государственного сектора. Рост
экономических связей на североамериканском континенте и экспансия в
страну иностранного капитала впоследствии подвели Мексику к участию в
интеграционной системе Североамериканского соглашения о свободной
торговле (НАФТА).
Сходные черты имела политика Ж.Варгаса в Бразилии в период «нового
государства» и его президентства в 1951-1954 гг.
В отличие от национал-реформизма под влиянием кубинской революции в
ряде стран в 60е и первой половине 70х гг. пришли к власти революционные,
левонационалистицеские режимы, часто опиравшиеся на революционное
офицерство. После победы кубинской революции в 1959 г. революционерам в
Латинской Америке казалось, что перспективен путь вооруженных революций и
партизанских битв. Подогревала подобные идеи и маоистская пропаганда.
В результате военных переворотов в 60е гг. в целом ряде стран пришли к
власти левонационалистические режимы. Это было новым явлением в регионе.
б) До середины 70х годов политика модернизации означала курс на создание
государственного сектора и усиление г. регулирования, защиту
национального рынка, социальные преобразования. Политическое
направление этого курса получило наименование национал-реформизм и
экономический национализм.
С середины 70х гг. в мировой экономике обозначился крутой поворот.
Новая фаза научно-технической революции в развитых капиталистических
странах и экономических кризисы ускорили процесс обновления производства.
В таких условиях гигантские монопольные государственные компании,
сросшиеся с бюрократическим аппаратом, превращались в тормоз
экономического развития. Приватизация части государственного сектора
стала экономической необходимостью.
Новый уровень глобализации, иначе говоря, огромная роль мировых
хозяйственных связей, привлечение современной технологии и иностранного
капитала, стал частью стратегии латиноамериканских стран.
Суть новой стратегии модернизации состояла в разгосударствлении
собственности и поощрении механизмов свободной рыночной экономики.
Таким образом, в странах региона произошло кардинальное переосмысление
места государства в жизни общества. Ушло в прошлое крайнее преувеличение
роли государства.
Основным источником накопления капиталов и модернизации стали широкое
привлечение иностранного капитала в форме инвестиций, займов кредитов,
развитие экспортных отраслей. Эта политика привела к развитию
производства в области энергетики, электронной промышленности, к
ускорению научно-технического прогресса. В 1980 г. валовой национальный
продукт региона превзошёл уровень 1960 г. в 3,5 раза.
Но эти процессы имели и негативные стороны: поражение левых сил в
целом ряде стран и установление авторитарных режимов, громадный рост
внешней задолженности, колоссальные выплаты по внешним долгам, рост
инфляции. Хотя в ряде отраслей занятость увеличилась, в целом число
безработных выросло. Увеличился слой бедных, и оказавшихся на обочине
жизни групп населения.
Важной особенностью межамериканских экономических отношений явилось
развитие региональной экономической интеграции. Для Латинской Америки
оказалась привлекательной идея создания свободной торговле на континенте.
Поэтому в ряде стран получила поддержку идея присоединения к соглашению о
создании североамериканской зоны свободной торговли в составе США, Канады
и Мексики (НАФТА). В 1991 г. Бразилия, Аргентина и другие страны
подписали соглашение о создании Общего рынка стран юга континента. В 2001
г. в Квебеке все страны 2х американских континентов (кроме Кубы)
подписали Декларацию о создании с 2005 г. панамериканской зоны свободной
торговли.
Политика военных режимов и негативные последствия модернизации, её
издержки усилили напряженность в обществе. Недовольство вызывало и
отсутствие демократических свобод и прав человека. В странах континента
стали нарастать забастовки, развертывалась борьба за демократические
права, в неё включились средние слои, мелкие и средние предприниматели.
Господствующие классы укрепили свое положение и не нуждались в
репрессивных режимах.
Изменилась социальная структура латиноамериканского общества. Оно
стало городским и индустриальным. Повысился уровень образования
населения. В итоге в Латинской Америке начался процесс демократизации. С
политической карты страны исчезла последняя диктатура.
Потерпели поражение попытки создания общества, альтернативного
капиталистическому. Сандинистская революция в Никарагуа привела к
установлению революционного режима 1979-1990 гг. однако, она примирением
враждующих сторон. Никарагуанская революция замкнула круг революций,
начатый в 19010 г. мексиканской революцией.
Разрушительные насильственные формы политической борьбы, столь
характерные для латиноамериканской истории, стали сменяться
конструктивными, демократическими.
Впервые в своей истории в концу ХХ в. Латинская Америка развивается без
диктатур и революций.
2. а) До Второй мировой войны в колониях подмандатных территориях
проживало свыше трети населения мира. Тогда колониальные империи были
незыблемы и заменить «владельца» можно было только силой. Вторая мировая
война была развязана Фашистской Германией, Италией и Японией не в
последнюю очередь за захват колоний и мировое господство. Победа
союзников над агрессорами во Второй мировой войне положила конец самой
идее передела колоний и стала похоронным звоном по колонизму вообще.
В 1948 г. еврейское государство было создано, а арабское нет. Началась
гражданская война, в которую оказались вовлечены арабские государства и
великие державы. С того времени произошло пять арабо-израильских войн.
Борьба за создание арабского государства на территории бывшей Палестины
продолжается.
Затем процесс деколонизации переместился в Африку. 1960 год назвали
годом Африки. Речь шла прежде всего о создании нескольких десятков
национальных государств на местах французских и британских колоний в
Тропической Африке. На юге Африки в середине 70х годов завоевали
независимость Ангола и Мозамбик. Этот процесс завершился с созданием
независимой Намибии.
Почему произошел столь сокрушительный развал колониальной системы,
которая казалась незыблемой всю первую половину ХХ в.? можно отметить ряд
важнейших причин: оздоровление мировой обстановки в связи с победой
демократии над фашизмом и тоталитаризмом; нежелание народов колоний жить
в неволе; две сверхдержавы: - СССР и США - выступали против колониализма,
хотя и с разных позиций; ослабление колониальных держав сделало для них
непосильным бременем сохранение империй.
В итоге распада, крушения колониальной системы политическая карта мира
решительно изменилась. На ней появилась сотня новых суверенных
государств. Они составляют ныне большинство членов всемирной ООН.
б) Обретение политической независимости, подход к государственному
руководству национальных лидеров ставили перед ними и новыми
государствами нелегкую задачу выбора путей развития, преодоления
отсталости, голода, нищеты, неграмотности населения. Новые страны стали
перед выбором путей модернизации.
В послевоенном двухполюсном мире первоначально проблема деколонизации
и модернизации нередко была связана с выбором - социалистический или
капиталистический путь развития.
Эти модели развития представляли крупнейшие страны мира-Китай и Индия.
В 50-60е гг. свыше 2х десятков стран избрали «социалистическую
ориентацию». В них был проведен ряд экономических и политических реформ
при использовании опыта европейских социалистических стран. Другие
пытались применить в африканских условиях вариант западноевропейской
парламентской демократии.
Деколонизация в Африке сопровождалась международными и
внутриафриканскими межгосударственными, расовыми и межплеменными
конфликтами. В большинстве новых государств у власти оказались военные
диктатуры или авторитарно-монархические режимы. И «социалистическая
ориентация», и парламентская демократия не привились на африканской
почве. В конечном итоге последствия применения опыта «реального
социализма» оказались отрицательными.
Процесс «догоняющего развития» определился в 70-80е гг. Выбор путей
развития и скорость преобразований зависят от региональных культурно-
цивилизационных особенностей. Таких культурно-цивилизационных регионов в
Азии и Африке три:
1.Азиатско-Тихоокеанский регион.
2.Индо-буддийско-мусульманский регион.
3.Арабо-мусульманский регион.
б) Азиатско-тихоокеанский регион (АТР) за последнюю четверть ХХ в.
превратился в мощную мировую экономическую силу с центром в Японии.
Гонконг, Сингапур, Малайзия, Южная Корея совершили скачок в
экономическом развитии.
Африку как регион можно рассматривать только с географической точки
зрения. Если дифференцировать десятки африканских стран с учетом их
социально-экономических, политических условий, роли религий, то
обнаружатся существенные различия между мусульманской Северной Африкой,
Центральной и Южной Африкой. Государства Центральной Африки раздирают
межплеменные, межгосударственные войны и конфликты. ЮАР проходит сложный
путь избавления от наследия режима апартеида.
г) В 60е гг. страны Азии, Африки Лат. Америки с легкой руки
французского журналиста назвали «третий мир». Между тем последующее
неравномерное развитие этих стран побудило исследователей определить
группы стран со сходными уровнями и особенностями развития. Термин
«третий мир» потерял свой первоначальный смысл.
В Азиатско-Тихоокеанском регионе модернизация принесла экономический
успех.
В 90е гг. возникли новые проблемы. Финансовые кризисы, потрясшие
экономику Восточной и Юго-Восточной Азии, Бразилии и Мексики, отток
капиталов из этих регионов в центры капитализма ставят вопрос о
возможности «догоняющего развития».
К тому же в мировой экономике наступила новая фаза постиндустриального
развития, когда прежние индустриальные производственные силы перерастают в
научно-технические производственные силы, воспроизводство которых
фактически монополизировано США и Западной Европой. Стратегия «догоняющего
развития» преодолеть технический и научно-технический разрыв «Севера» и
«Юга» неспособна в обозримой перспективе.
В Африке, с одной стороны, ускоренно идут процессы роста городов,
развития образования, но, с другой стороны, прежде всего в районах к югу
от Сахары модернизация привела к разрушению традиционных укладов, вырвала
миллионы людей из привычной жизни, а внешний долг, исчисляемый десятками
миллиардов долларов, делает невозможным нормальные условия жизни в
обозримом будущем.
3.Две крупнейшие страны Азии-Китай и Япония-шли разными путями к
модернизации и обновлению после Второй мировой войны. Капиталистическая
Япония и социалистический Китай были исторически разведены на две страны.
Однако, к концу ХХ в. положение изменилось. Китай вышел на путь рыночных
реформ в 1980е гг., превращаясь в страну, открытую для мирового рынка.
а) После поражения в войне в Японии были проведены радикальные
реформы, изменившие социально-экономическую структуру и общественно-
политическую жизнь. Реформы проводились при содействии и даже по инициативе
американских оккупационных властей. Среди них аграрная реформа, передавшая
землю крестьянам и ликвидировавшая клан помещиков и ростовщиков. В
политической области была принята новая конституция, которая хотя и
сохранила институт императора, но лишила его «божественного знака»,
определив его роль подобно британскому монарху-«царствует, но не
управляет». Япония отказалась от войны в качестве средства национальной
политике. В стране утвердилась многопартийная парламентская система с
доминирующей Либерально-демократической партией.
В начале 1950х гг. Япония оставалась преимущественно аграрно-
индустриальной страной, где сельским трудом зарабатывала себе на жизнь
большая часть населения. В промышленности производительность труда была
почти в 6 раз ниже американского показателя. Через три десятилетия Япония
превратилась в передовую индустриальную державу. В 1983 г. объем
промышленного производства в Японии увеличился в 24 раза по сравнению с
1950 г. в течение 2-3х десятилетий среднегодовой темп промышленного
производства составлял около 14%. Ныне Япония-богатое и процветающее
государство, центр современной науки и передовой технологии.
Экономический подъем, названный японским «экономическим чудом», был
следствием ряда факторов. Как и Италия, Япония бедна полезными ископаемыми,
и поэтому она избрала экономическую политику заимствования и использования
зарубежного научно-технического опыта и изобретений при активной роли
государственного регулирования. Япония намного определила другие страны, в
числе и США, в автоматизации производства и внедрении роботов.
В новых условиях Япония продолжила курс «японский дух, европейское
знание», характеризующий сочетание традиций и модернизации в особых
условиях страны. Для осуществления стратегии модернизации в Японии было
создано государственное Управление экономического планирования. Собственные
усовершенствования и требовательность к качеству продукции обеспечили
японскому бизнесу ведущее место в мире по производству видео, аудио и
радиотехники, автомобилей и многих других товаров, имеющих безупречную
репутацию на мировом рынке. Япония, отказавшись от воссоздания большой
армии, несла незначительные расходы на военные нужды. Немаловажным
стартовым фактором был приток американского капитала и технологий.
Однако основная причина экономических успехов-это напряженный труд,
высокая трудовая этика, культура труда, корпоративная дисциплина, уважение
к старшим и другие восходящие к конфуцианским традициям нормы поведения
японцев. Японский опыт организации производства и трудовых отношений
становится достоянием и примером для других новых индустриальных стран.
Библиография
1. «Рассказы по новой истории» ред. А.А.Сванидзе
Изд. «Дрофа» М. 1996.
|