рефераты
рефераты
Главная
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Логика
Военная кафедра
Банковское дело
Биржевое дело
Ботаника и сельское хозяйство
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство

Цивилизационная Периферия: Азия, Африка и Латинская Америка


Цивилизационная Периферия: Азия, Африка и Латинская Америка

Министерство образования РФ

Свердловский отдел народного образования

Цивилизационная периферия

Выполнил:

Ученик 9в класса

Лицея У.Э и П.

Касаткин Игорь

(Jarry Lee)

Проверил:

Новокрещенных В.А.

_______________

Красноярск 2003 г.

План

1. Латинская Америка во второй половине ХХ века.

а) Модернизация 40-50х гг.;

б) Неоконсерватизм 70-90х гг.

2. Азия и Африка во второй половине ХХ века.

а) Деколонизация;

б) Пути развития;

в) АТР;

г) Итоги.

3. Восточно–Азиатские страны: Япония, Китай, Индия.

а) Япония;

Латинская Америка

1.а)Во время Второй мировой войны создались благоприятные условия для

развития национального капитала в Латинской Америке. Выросли цены на

сырье, ослабло влияние национального капитала, увеличились средства для

вложения в национальную промышленность. Выпуск промышленной продукции в

1958 г. превысил довоенный в 3 раза. Это было следствием модернизации

латиноамериканского общества в 50е гг. Важную роль в этой политике стали

играть национал-реформистские партии, многие из которых иногда

оказывались при власти.

Большинство латиноамериканских стран приняло стратегию

импортзаменяющей индустриализации, то есть политики поощрения

производства тех товаров и услуг, которые раньше ввозились в страну. Эта

политика отражала стремление окрепшей национальной буржуазии упрочить

своё руководящее положение в государственном управлении, потеснить

иностранные компании и связанную с ними агросырьевую олигархию, создать

благоприятные условия для развития национальной экономики. На этой основе

активизировались массовые национал-реформистские партии и движения.

Национал-реформистский курс политики проводили правительства Мексики.

Демократический режим отличался рядом особенностей: сильная власть,

политика уступок рабочему движению. В Мексике продолжалась аграрная

реформа, создание в ряде сфер хозяйства государственного сектора. Рост

экономических связей на североамериканском континенте и экспансия в

страну иностранного капитала впоследствии подвели Мексику к участию в

интеграционной системе Североамериканского соглашения о свободной

торговле (НАФТА).

Сходные черты имела политика Ж.Варгаса в Бразилии в период «нового

государства» и его президентства в 1951-1954 гг.

В отличие от национал-реформизма под влиянием кубинской революции в

ряде стран в 60е и первой половине 70х гг. пришли к власти революционные,

левонационалистицеские режимы, часто опиравшиеся на революционное

офицерство. После победы кубинской революции в 1959 г. революционерам в

Латинской Америке казалось, что перспективен путь вооруженных революций и

партизанских битв. Подогревала подобные идеи и маоистская пропаганда.

В результате военных переворотов в 60е гг. в целом ряде стран пришли к

власти левонационалистические режимы. Это было новым явлением в регионе.

б) До середины 70х годов политика модернизации означала курс на создание

государственного сектора и усиление г. регулирования, защиту

национального рынка, социальные преобразования. Политическое

направление этого курса получило наименование национал-реформизм и

экономический национализм.

С середины 70х гг. в мировой экономике обозначился крутой поворот.

Новая фаза научно-технической революции в развитых капиталистических

странах и экономических кризисы ускорили процесс обновления производства.

В таких условиях гигантские монопольные государственные компании,

сросшиеся с бюрократическим аппаратом, превращались в тормоз

экономического развития. Приватизация части государственного сектора

стала экономической необходимостью.

Новый уровень глобализации, иначе говоря, огромная роль мировых

хозяйственных связей, привлечение современной технологии и иностранного

капитала, стал частью стратегии латиноамериканских стран.

Суть новой стратегии модернизации состояла в разгосударствлении

собственности и поощрении механизмов свободной рыночной экономики.

Таким образом, в странах региона произошло кардинальное переосмысление

места государства в жизни общества. Ушло в прошлое крайнее преувеличение

роли государства.

Основным источником накопления капиталов и модернизации стали широкое

привлечение иностранного капитала в форме инвестиций, займов кредитов,

развитие экспортных отраслей. Эта политика привела к развитию

производства в области энергетики, электронной промышленности, к

ускорению научно-технического прогресса. В 1980 г. валовой национальный

продукт региона превзошёл уровень 1960 г. в 3,5 раза.

Но эти процессы имели и негативные стороны: поражение левых сил в

целом ряде стран и установление авторитарных режимов, громадный рост

внешней задолженности, колоссальные выплаты по внешним долгам, рост

инфляции. Хотя в ряде отраслей занятость увеличилась, в целом число

безработных выросло. Увеличился слой бедных, и оказавшихся на обочине

жизни групп населения.

Важной особенностью межамериканских экономических отношений явилось

развитие региональной экономической интеграции. Для Латинской Америки

оказалась привлекательной идея создания свободной торговле на континенте.

Поэтому в ряде стран получила поддержку идея присоединения к соглашению о

создании североамериканской зоны свободной торговли в составе США, Канады

и Мексики (НАФТА). В 1991 г. Бразилия, Аргентина и другие страны

подписали соглашение о создании Общего рынка стран юга континента. В 2001

г. в Квебеке все страны 2х американских континентов (кроме Кубы)

подписали Декларацию о создании с 2005 г. панамериканской зоны свободной

торговли.

Политика военных режимов и негативные последствия модернизации, её

издержки усилили напряженность в обществе. Недовольство вызывало и

отсутствие демократических свобод и прав человека. В странах континента

стали нарастать забастовки, развертывалась борьба за демократические

права, в неё включились средние слои, мелкие и средние предприниматели.

Господствующие классы укрепили свое положение и не нуждались в

репрессивных режимах.

Изменилась социальная структура латиноамериканского общества. Оно

стало городским и индустриальным. Повысился уровень образования

населения. В итоге в Латинской Америке начался процесс демократизации. С

политической карты страны исчезла последняя диктатура.

Потерпели поражение попытки создания общества, альтернативного

капиталистическому. Сандинистская революция в Никарагуа привела к

установлению революционного режима 1979-1990 гг. однако, она примирением

враждующих сторон. Никарагуанская революция замкнула круг революций,

начатый в 19010 г. мексиканской революцией.

Разрушительные насильственные формы политической борьбы, столь

характерные для латиноамериканской истории, стали сменяться

конструктивными, демократическими.

Впервые в своей истории в концу ХХ в. Латинская Америка развивается без

диктатур и революций.

2. а) До Второй мировой войны в колониях подмандатных территориях

проживало свыше трети населения мира. Тогда колониальные империи были

незыблемы и заменить «владельца» можно было только силой. Вторая мировая

война была развязана Фашистской Германией, Италией и Японией не в

последнюю очередь за захват колоний и мировое господство. Победа

союзников над агрессорами во Второй мировой войне положила конец самой

идее передела колоний и стала похоронным звоном по колонизму вообще.

В 1948 г. еврейское государство было создано, а арабское нет. Началась

гражданская война, в которую оказались вовлечены арабские государства и

великие державы. С того времени произошло пять арабо-израильских войн.

Борьба за создание арабского государства на территории бывшей Палестины

продолжается.

Затем процесс деколонизации переместился в Африку. 1960 год назвали

годом Африки. Речь шла прежде всего о создании нескольких десятков

национальных государств на местах французских и британских колоний в

Тропической Африке. На юге Африки в середине 70х годов завоевали

независимость Ангола и Мозамбик. Этот процесс завершился с созданием

независимой Намибии.

Почему произошел столь сокрушительный развал колониальной системы,

которая казалась незыблемой всю первую половину ХХ в.? можно отметить ряд

важнейших причин: оздоровление мировой обстановки в связи с победой

демократии над фашизмом и тоталитаризмом; нежелание народов колоний жить

в неволе; две сверхдержавы: - СССР и США - выступали против колониализма,

хотя и с разных позиций; ослабление колониальных держав сделало для них

непосильным бременем сохранение империй.

В итоге распада, крушения колониальной системы политическая карта мира

решительно изменилась. На ней появилась сотня новых суверенных

государств. Они составляют ныне большинство членов всемирной ООН.

б) Обретение политической независимости, подход к государственному

руководству национальных лидеров ставили перед ними и новыми

государствами нелегкую задачу выбора путей развития, преодоления

отсталости, голода, нищеты, неграмотности населения. Новые страны стали

перед выбором путей модернизации.

В послевоенном двухполюсном мире первоначально проблема деколонизации

и модернизации нередко была связана с выбором - социалистический или

капиталистический путь развития.

Эти модели развития представляли крупнейшие страны мира-Китай и Индия.

В 50-60е гг. свыше 2х десятков стран избрали «социалистическую

ориентацию». В них был проведен ряд экономических и политических реформ

при использовании опыта европейских социалистических стран. Другие

пытались применить в африканских условиях вариант западноевропейской

парламентской демократии.

Деколонизация в Африке сопровождалась международными и

внутриафриканскими межгосударственными, расовыми и межплеменными

конфликтами. В большинстве новых государств у власти оказались военные

диктатуры или авторитарно-монархические режимы. И «социалистическая

ориентация», и парламентская демократия не привились на африканской

почве. В конечном итоге последствия применения опыта «реального

социализма» оказались отрицательными.

Процесс «догоняющего развития» определился в 70-80е гг. Выбор путей

развития и скорость преобразований зависят от региональных культурно-

цивилизационных особенностей. Таких культурно-цивилизационных регионов в

Азии и Африке три:

1.Азиатско-Тихоокеанский регион.

2.Индо-буддийско-мусульманский регион.

3.Арабо-мусульманский регион.

б) Азиатско-тихоокеанский регион (АТР) за последнюю четверть ХХ в.

превратился в мощную мировую экономическую силу с центром в Японии.

Гонконг, Сингапур, Малайзия, Южная Корея совершили скачок в

экономическом развитии.

Африку как регион можно рассматривать только с географической точки

зрения. Если дифференцировать десятки африканских стран с учетом их

социально-экономических, политических условий, роли религий, то

обнаружатся существенные различия между мусульманской Северной Африкой,

Центральной и Южной Африкой. Государства Центральной Африки раздирают

межплеменные, межгосударственные войны и конфликты. ЮАР проходит сложный

путь избавления от наследия режима апартеида.

г) В 60е гг. страны Азии, Африки Лат. Америки с легкой руки

французского журналиста назвали «третий мир». Между тем последующее

неравномерное развитие этих стран побудило исследователей определить

группы стран со сходными уровнями и особенностями развития. Термин

«третий мир» потерял свой первоначальный смысл.

В Азиатско-Тихоокеанском регионе модернизация принесла экономический

успех.

В 90е гг. возникли новые проблемы. Финансовые кризисы, потрясшие

экономику Восточной и Юго-Восточной Азии, Бразилии и Мексики, отток

капиталов из этих регионов в центры капитализма ставят вопрос о

возможности «догоняющего развития».

К тому же в мировой экономике наступила новая фаза постиндустриального

развития, когда прежние индустриальные производственные силы перерастают в

научно-технические производственные силы, воспроизводство которых

фактически монополизировано США и Западной Европой. Стратегия «догоняющего

развития» преодолеть технический и научно-технический разрыв «Севера» и

«Юга» неспособна в обозримой перспективе.

В Африке, с одной стороны, ускоренно идут процессы роста городов,

развития образования, но, с другой стороны, прежде всего в районах к югу

от Сахары модернизация привела к разрушению традиционных укладов, вырвала

миллионы людей из привычной жизни, а внешний долг, исчисляемый десятками

миллиардов долларов, делает невозможным нормальные условия жизни в

обозримом будущем.

3.Две крупнейшие страны Азии-Китай и Япония-шли разными путями к

модернизации и обновлению после Второй мировой войны. Капиталистическая

Япония и социалистический Китай были исторически разведены на две страны.

Однако, к концу ХХ в. положение изменилось. Китай вышел на путь рыночных

реформ в 1980е гг., превращаясь в страну, открытую для мирового рынка.

а) После поражения в войне в Японии были проведены радикальные

реформы, изменившие социально-экономическую структуру и общественно-

политическую жизнь. Реформы проводились при содействии и даже по инициативе

американских оккупационных властей. Среди них аграрная реформа, передавшая

землю крестьянам и ликвидировавшая клан помещиков и ростовщиков. В

политической области была принята новая конституция, которая хотя и

сохранила институт императора, но лишила его «божественного знака»,

определив его роль подобно британскому монарху-«царствует, но не

управляет». Япония отказалась от войны в качестве средства национальной

политике. В стране утвердилась многопартийная парламентская система с

доминирующей Либерально-демократической партией.

В начале 1950х гг. Япония оставалась преимущественно аграрно-

индустриальной страной, где сельским трудом зарабатывала себе на жизнь

большая часть населения. В промышленности производительность труда была

почти в 6 раз ниже американского показателя. Через три десятилетия Япония

превратилась в передовую индустриальную державу. В 1983 г. объем

промышленного производства в Японии увеличился в 24 раза по сравнению с

1950 г. в течение 2-3х десятилетий среднегодовой темп промышленного

производства составлял около 14%. Ныне Япония-богатое и процветающее

государство, центр современной науки и передовой технологии.

Экономический подъем, названный японским «экономическим чудом», был

следствием ряда факторов. Как и Италия, Япония бедна полезными ископаемыми,

и поэтому она избрала экономическую политику заимствования и использования

зарубежного научно-технического опыта и изобретений при активной роли

государственного регулирования. Япония намного определила другие страны, в

числе и США, в автоматизации производства и внедрении роботов.

В новых условиях Япония продолжила курс «японский дух, европейское

знание», характеризующий сочетание традиций и модернизации в особых

условиях страны. Для осуществления стратегии модернизации в Японии было

создано государственное Управление экономического планирования. Собственные

усовершенствования и требовательность к качеству продукции обеспечили

японскому бизнесу ведущее место в мире по производству видео, аудио и

радиотехники, автомобилей и многих других товаров, имеющих безупречную

репутацию на мировом рынке. Япония, отказавшись от воссоздания большой

армии, несла незначительные расходы на военные нужды. Немаловажным

стартовым фактором был приток американского капитала и технологий.

Однако основная причина экономических успехов-это напряженный труд,

высокая трудовая этика, культура труда, корпоративная дисциплина, уважение

к старшим и другие восходящие к конфуцианским традициям нормы поведения

японцев. Японский опыт организации производства и трудовых отношений

становится достоянием и примером для других новых индустриальных стран.

Библиография

1. «Рассказы по новой истории» ред. А.А.Сванидзе

Изд. «Дрофа» М. 1996.



© 2009 РЕФЕРАТЫ
рефераты