рефераты
рефераты
Главная
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Логика
Военная кафедра
Банковское дело
Биржевое дело
Ботаника и сельское хозяйство
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство

Древний Вавилон


Древний Вавилон

Вавилон

Вавилон – крупнейший город древней Месопотамии, столица

Вавилонского царства в 19-6 вв. до н.э.,

Важнейший торговый и культурный центр Передней Азии. Вавилон происходит

от аккадских слов “Баб-илу” – “Врата бога”. Древний Вавилон возник на

месте более древнего шумерского города Кадингир, наз-

вание которого было впоследствии перенесено на Вавилон. Первое

упоминание о Вавилоне содержится в

надписи аккадского царя Шаркалишарри (23 в. до н.э.). В 22 в. Вавилон был

завоеван и разграблен Шульги,

царем Ура, шумерского государства, подчинившего себе всю Месопотамию.

В 19 в. происходивший из

аморитов (семитического народа, пришедшего с юго-запада) первый царь

первой вавилонской династии

Сумуабум завоевал Вавилон и сделал его столицей Вавилонского царства. В

конце 8 в. Вавилон был завое-

ван ассирийцами и в наказание за мятеж в 689 полностью разрушен

ассирийским царем Синахерибом. Че-

рез 9 лет ассирийцы начали восстанавливать Вавилон. Наибольшего

рассвета Вавилон достиг в период

Ново-Вавилонского царства (626-538 до н.э.). Навуходоносор II (604-561 до

н.э.) украсил Вавилон роскош-

ными постройками и мощными оборонительными сооружениями. В 538 году

Вавилон был взят войсками

персидского царя Кира, в 331 им овладел Александр Македонский, в 312

Вавилон был захвачен одним из

полководцев Александра Македонского Селевком, который переселил большую

часть его жителей в осно-

ванный им поблизости город Селевкию. Ко 2 в. н.э. на месте Вавилона

остались лишь развалины.

С 1899 по 1914 на месте Вавилона производились систематические

раскопки немецким археологом

Кольдевеем, обнаружившим много памятником Ново-Вавилонского царства.

Судя по данным этих раско-

пок, Вавилон, расположенный на двух сторонах Евфрата и перерезанный

каналами, в эту эпоху занимал

прямоугольную территорию, общая длина сторон которой достигала 8150

метров. На восточном берегу

Евфрата находилась главная часть города с храмом бога Мардука,

покровителя Вавилона, носившим наз-

вание “Э-сагила” (Дом поднятия головы), и большой семиэтажной башней,

называвшейся “Э-теменанки”

(Дом основания неба и земли). Севернее находился отделенный от города

каналом царский дворец с “вися-

чими садами” на искуственных террасах, построенный Навуходоносором II. Весь

город был окружен тремя

стенами, из которых одна достигала 7 м. толщины, другая – 7,8 м, а третья

– 3,3 м. Одна из этих стен была

икреплена башнями. Сложная система гидротехнических сооружений

позволяла затопить окресности Ва-

вилона. Через весь город мимо дворца проходила “священная дорога” для

религиозных процессий, ведшая к храму Мардука. Дорога, вымощенная

огромными каменными плитами и окаймленная крепостными сте-

нами, украшенными изображениями львов, вела через монументальные

крепостные ворота, носившие имя

богини Иштар.

Вавилония

Вавилония – примитивно-рабовладельческое (ранне-рабовладельческое)

государство Древнего Востока,

располагавшееся по среднему и нижнему течению рек Евфрата и Тигра.

Название свое получила от города

Вавилона, бывшего крупнейшим политическим и культурным центром

государства, достигавшего своего

расцвета дважды – в 18 и 7 веках до нашей эры. Собственно Вавилония

занимала лишь среднюю часть

Двуречья, от устья нижнего Заба (приток Тигра) на севере до города Ниппура

на юге, то есть страну Аккад,

которая в древних надписях часто противопоставлялась стране Шумер,

расположенной в Южной Месопо-

тамии. К востоку от Вавилонии простирались горные области,

населенные эламитами и другими племе-

нами, а к западу простиралась обширная пустынная степь, в которой

кочевали в 3-2м тысячелетиях до на-

шей эры племена аморитов.

Начиная с четвертого тысячелетия до нашей эры в Южной Месопотамии

жили шумеры, язык которых

относится к древнейшей группе языков народов Передней Азии. Племена,

населявшие среднюю часть Дву-

речья, говорили на аккадском языке, относящемся к семитической группе.

Древнейшие поселения, обнаруженные в собственно Вавилонии около

современного Джемдет-Насра и

древнего города Киша, относятся к концу 4-го и началу 3-го тысячелетия

до нашей эры. Население здесь

занималось главным образом рыболовством, скотоводством и земледелием.

Развивались ремесла. Камен-

ные орудия постепенно сменялись медными и бронзовыми. Необходимость

осушения болот и создания

оросительной сети обусловило применение рабского труда в глубокой

древности. Рост производительных

сил приводил к дальнейшему имущественному и социальному расслоению.

Углублению классовых про-

тиворечий способствовало развитие обмена с соседними странами, в

частности с Эламом, откуда привози-

ли камень, дерево и руду.

Обострение классовой борьбы привело к образованию древнейших

рабовладельческих государств, ко-

торые возникали в Аккаде, так же как и в Шумере, в третьем тысячелетие

до н.э. В 24 веке до нашей эры царь Саргон I (2369-2314 до н.э.)

объединил под своей властью Шумер и Аккад и создал ранне-рабовла-

дельческую державу, столицей которой стал город Аккад (Агаде-Сиппар).

Сохранившиеся документы указывают на развитие земледельческого

хозяйства, всецело основанного на

искусственном орошении. Были проведены новые каналы, оросительная система

объединялась в общегосу-

дарственном масштабе. Все хозяйство в целом основывалось на широкой

эксплуатации труда рабов и сво-

бодных общинников. Рабовладельцы смотрели на рабов, как на скот, налагая на

них клеймо собственности. Все земли считались принадлежащими царю.

Значительная часть их находилась в пользовании сельских общин и

обрабатывалась свободными общинниками. Цари отчуждали часть общинных земель

и передавали

вельможам, чиновникам и военачальникам. Так возникло в первичной форме

частное землевладение.

Натуральное хозяйство в основном все еще господствовало. Оценка

различных товаров иногда произво-

дилась при помощи серебра или зерна. С увеличением количества продуктов

развивалась меновая торгов-

ля. Была введена единая система мер и веса. Некоторые города

приобретали более широкое торговое зна-

чение. С развитием рабовладения и торговли была связана военная политика.

Цари Аккада предпринимали

походы с целью захвата добычи, рабов, а также расширения торговых

связей с соседними странами. Так,

Саргон I ходил войной к “серебряным горам” (г. Тавр в Малой Азии) и к

“кедровому лесу” (Ливан). Разви-

тие торговли ускоряло процесс классового расслоения.

Возникшая в результате острой классовой борьбы рабовладельческая

деспотия, созданная Саргоном I и

его преемниками, защищала интересы правящего класса рабовладельцев,

стремившихся подавить классо-

вый протест трудовых масс бедняков и рабов. Этой цели служил аппарат

государственной власти. Было ор-

ганизовано небольшое ядро постоянного войска, к которому во время

войны присоединялось ополчение.

Религиозная идеология использовалась для укрепления царской власти. Боги

считались покровителями ца-

ря, царской власти и государства, царей называли богами.

К концу 23 в. до н.э. ослабленная классовой борьбой и

длительными войнами аккадская рабовладель-

ческая деспотия стала приходить в упадок. Последний удар Аккадскому

царству нанесли горные племена

гутиев, населявшие области Загра. Гутии вторглись в Месопотамию,

опустошили страну и подчинили ее

своей власти. В клинописных текстах описывается разорение страны

завоевателями, которые разграбили богатые и древние города, разрушили

храмы и увезли статуи богов как трофеи. Гутиям, однако, не уда-

лось захватить всей Месопотамии. Южная часть Шумера сохранила некоторую

независимость. В резуль-

тате экономического упадка Аккада, разоренного гутиями, произошло

перемещение торговых и полити-

ческих центров на юг, а также расширение торговли южношумерийских

городов, в частности Лагаша, в

котором в это время правил Гудеа. Развитие торговли привело к

дальнейшему усилению Шумера. Уту-

хэгаль, царь Урука, возглавил борьбу против гутиев. Гутии были

изгнаны из Месопотамии, что способс-

твовало образованию большого Шумеро-Аккадского царства со столицей в Уре.

Многочисленные деловые документы этого времени из архива Лагаша,

Уммы и других городов указы-вают на значительное развитие хозяйства

крупных рабовладельцев, в частности рабовладельческого хозяй-

ства храмов. Государство приобретает все более централизованный

характер. Прежние самостоятельные

правители городов (патэси) становятся царскими наместниками. Дальнейшее

развитие рабовладельческого

хозяйства и внешней торговли приводило к усилению завоевательной

политики царей 3-й династии Ура

(2118-2007 до н.э.), которые объединили под своей властью почти всю

Месопотамию. Шульги, царь Ура, завоевал страну Субарту в Северной

Месопотамии и совершал походы в Элам, Сирию и даже в восточную

часть Малой Азии.

Однако последний расцвет Шумера был непродолжительным. В 21 в. до

н.э. Месопотамию наводнили племена Элама, захватившие Шумер и

образовавшие там новое царства с центром в Ларсе. С запада в до-

лину Евфрата вторглись кочевые племена аморитов, которые осели в Аккаде,

сделав своей столицей Исин.

В эту эпоху возвысилось Вавилонское царство, основанное царями из

династии аморитов (1-я вавилонская

династия). Его центром стал город Вавилон, выгодно расположенный на

скрещении торговых путей.

Древневавилонское государство достигло расцвета в царствование

Хаммурапи (1792-50 до нашей эры).

Вавилонские войска завоевали Шумер, одержали ряд побед над северными

государствами, в том числе и

над государством Мари, расположенным к западу от Евфратаю Главным

памятником этого периода явля-

ется кодекс Хаммурапи. Государство как крупнейший земельный собственник

было заинтересовано в даль-

нейшем развитии оросительного земледелия. Принимались меры для расчистки

старых каналов, сооруже-

ния новых, для установки водочерпалок и равномерного распределения воды

по всей стране. Наряду с зер-

новым хозяйством широко распространялись садоводство и скотоводство. Из

Вавилонии вывозили продук-

ты сельского хозяйства. В кодексе Хаммурапи в качестве предметов торговли

перечисляются хлеб, шерсть,

масло и финики. Помимо мелкой розничной существовала и оптовая торговля.

Развитие торговли и ростов-

щичества влекло за собой дальнейшее социальное расслоение сельских

общин и неизбежно приводило к

развитию рабства.

Большое значение имела патриархальная семья, в которой

развивались древнейшие виды домашнего рабства: главе семьи должны были

повиноваться все ее члены. Детей часто продавали в рабство. Другим

источником рабства была долговая кабала. Бедняки принуждены были брать

ссуды у богачей. Не имея возможности вовремя вернуть ссуду и

высокие ростовщические проценты, должники, согласно кодексу

Хаммурапи, возмещали свои долг личным трудом. Так должники становились

фактическими рабами ссу-

додателя, который их жестоко эксплуатировал. Стремясь несколько

смягчить острые формы классовой борьбы, законодатель обязывал кредитора

отпускать после трех лет службы родственников должника, от-

данных им кредитору в долговую кабалу. Больше всего рабов поставляли войны,

так как пленников обычно

обращали в рабство. Рабовладение достигло значительного развития.

Стоимость раба была невысокой и равнялась наемной плате за вола (168

грамм серебра). Рабов продавали, обменивали, дарили, передавали по

наследству. Законы всячески защищали интересы рабовладельцев, они

строго карали строптивых рабов, устанавливали наказания беглым рабам,

грозили строгим наказаниям их укрывателям. Раб только иногда имел право

владеть небольшим частным имуществом с разрешения своего хозяина.

Формы примитивного рабовладения постепенно разрушали сельскую общину.

Все земли считались при-

надлежащими царю, который мог отчуждать общинные земли, передавая их

отдельным лицам: это также вело к распаду общин и постепенному уменьшению

общинного землевладения. Наряду с общинным земле-

владением существовало, хотя и в небольшой степени, частное

землевладение, постепенно возраставшее в

связи с распадом древних сельских общин. Многие земли сдавались в аренду

частным лицам. В силу нату-

рального хозяйства того времени арендная плата, как правило, взималась в

виде определенной доли уро-

жая. Частые войны приводили к разорению мелких землевладельцев и

арендаторов, из среды которых вер-

бовались войны в царскую армию. Войны получали от царя земельные наделы.

Резкое деление общества на классы рабовладельцев и рабов, выделение

из общей массы свободных лю-

дей крупных богачей, владевших рабами, скотом и землей, появление

промежуточных слоев населения в виде неполноправных жителей завоеванных

территорий (мушкену), наконец, массовое разорение общин-

ников характеризуют более сложную, чем ранее, структуру вавилонского

общества, в котором развертыва-

лась острая классовая борьба. Это в свою очередь приводило к централизации

и укреплению государствен-

ного аппарата, необходимого рабовладельцам для подавления и эксплуатации

трудовых масс рабов и бед-няков. Так, в царствование Хаммурапи

оформляется типичная для Древнего Востока деспотия. Все управ-

ление страной было централизовано. Верховная власть сосредоточилась в

руках царя, руководившего раз-

личными отраслями управления при помощи множества чиновников.

Население должно было платить

налоги (на землю, скот и т.д.). Судебной властью были облечены

правители городов и областей. Были и

особые судьи. Существовали судебные коллегии “старейших и именитых людей

города”. Для укрепления

авторитета царя, царской власти и государства использовалась религиозная

идеология. Царь провозглашал-ся благим правителем, получавшим верховную

власть из рук богов.

Реакционные буржуазные историки, затушевая рабовладение и классовую

борьбу в Древнем Вавилоне, изображают государство “устойчивым, прочным,

унифицированным”, а его деятельность благодетельной для народа. На деле

Вавилонское царство было внутренне непрочным. Объединение всего Южного Меж-

дуречья, осуществленное при Хаммурапи, просуществовало не более 25 лет.

В середине 18 века до нашей эры Вавилонское царство стало клониться к

упадку. Восстановления внутри страны и иноземные нашест-вия ослабили мощь

Вавилонского царства. Шумер отпал от Вавилонии и стал самостоятельным

царством с центром в Исине. С востока в долину Двуречья вторглись

касситы. В течении более ста лет цари 1-й вави-

лонской династии вели упорную борьбу с касситами за господство в Южной

Месопотамии. При вавилон-

ском царе Самсудитане в 1595 году до н.э. Вавилон опустошили хетты, но

закрепить свою власть в стране

они не могли. Разоренный Вавилон перешел в руки касситов. Касситский

царь Агум II назвал себя царем

страны Кашшу (касситов) и Аккада, царем страны Вавилона, гутиев и

“четырех стран света”, претендуя,

таким образом, на восстановление державы Саргона и Хаммурапи. Касситским

царям не удалось основать большого и сильного государства. Вавилонское

царство, называвшееся в то время Кардуниаш – Крепость

земного правителя, ограничивалось в Средней и частично Южной Месопотамией.

В 15 в. до н.э. касситские

цари Кадашман-Энлиль и Бурнабуриаш, пытаясь укрепить свое влияние в

Северной Месопотамии, стре-

мились установить торговые и дружеские взаимоотношения с египетскими

фараонами 18-й династии. Ставшая независимой усилившаяся Ассирия нанесла

Вавилону в 13-12 вв. до н.э. тяжелые военные удары.

Сохранившиеся царские жалованные грамоты на землю, начертанные

на межевых камнях (кудурру), указывают на усиление частного землевладения,

что приводило к постепенному ослаблению царской влас-

ти. Это время ознаменовало политическим и культурным упадком Вавилона.

Вавилон несколько усилился в середине 12 века при царе из

династии вавилонского происхождения, сменившей касситов, - Навуходоносоре

I, который одержал ряд побед над эламитами и ассирийцами и пре-

тендовал на завоевание Сирии. В конце 2-го тысячелетия до н.э. в Южной

Месопотамии появилось семит-

ское племя халдеев, стремившееся завладеть Вавилоном. В 729 ассирийцы

завоевали Вавилон. Халдейский

вождь Меродах-Баладан, вступив в борьбу с ассирийцами, захватил

Вавилон и одержал победу над асси-

рийским царем Саргоном II в 721. Однако значительно более сильная

Ассирия одержала верх в борьбе с

халдеями. Сын и преемник Саргона II Синахериб во время одного из

вавилонских восстаний против Асси-

рии вновь завоевал Вавилонию и разрушил Вавилон в 689. Только в конце 7 в.

Вавилон, воспользовавшись ослаблении Ассирии, освободился от господства

ассирийцев. Халдейский полководец Набопаласар основал

новую династию вавилонских царей. Опираясь на вавилонскую торгово-

рабовладельческую аристократию и жречество, а также на военный союз с

Мимдией, Набопаласар нанес тяжелое поражение Ассирии. В 612

до н.э. халдейские и мидийские войска захватили и опустошили Ниневию.

На развалинах разгромленной

Ассирии выросло Ново-Вавилонское, или Халдейское, царство.

Рабовладение в Вавилоне достигло в этот период наибольшего развития.

Богатые рабовладельцы сосре-

доточили в своих руках большие стада, владели крупными поместьями, считали

себя собственниками воды и каналов, которые проходили по их землям.

Укрепление частной собственности богачей на землю и на во-

ду привело к еще более резкому классовому расслоению, к разорению

общинников и мелких собственни-ков, которые с течением времени превратились

в арендаторов, кабальных должников и рабов.

Значительного развития достигла торговля. Вавилон стал крупнейшим

торговым центром страны, где

продавали и покупали продукты сельского хозяйства, изделия ремесла,

недвижимость и рабов. Развитие

торговли привело к сосредоточению больших богатств в руках крупных

торговых домов “Сыновней Эги-

би” в Вавилоне и “Сыновней Эгиби” в Ниппуре, архивы которых

сохранились до наших дней. В связи с

этим менялся и самый характер рабства. Старые формы примитивного

домашнего рабства постепенно стали отмирать. Положение рабов резко

ухудшилось. Увеличилось количество частновладельческих рабов.

Набопаласар и его сын и преемник Навуходоносор II (604 – 561 до

н.э.) вели активную внешнюю поли-

тику. Навуходоносор II совершил походы в Сирию, Финикию и Палестину, где в

это время пытались утвер-

диться египетские фараоны 26-й династии. В 605 году до нашей эры в

битве при Кархемише вавилонские

войска разбили египетскую армию фараона Нехо, которого поддерживали

ассирийские отряды. В результа-

те победы Навуходоносор II захватил всю Сирию и продвинулся до границ

Египта. Однако Иудейское царство и финикийский город Тир оказали,

при поддержке Египта, упорное сопротивление Навуходоно-

сору II. В 586 году до н.э. Навуходоносор II после осады занял и разрушил

столицу Иудеи Иерусалим, пере-

селив в “вавилонский плен” большое количество иудеев. Тир в течении 13

лет выдерживал осаду вавилон-

ских войск и не был взят, но впоследствии подчинился Вавилону.

Навуходоносору II удалось одержать верх над египтянами и вытеснить их из

Передней Азии.

Последний расцвет Вавилона при Набопаласаре и Навуходоносоре II

нашел свое внешнее выражение в

большой строительной деятельности этих царей. Особенно крупные и

роскошные сооружения были возд-

вигнуты Навуходоносором, который заново отстроил Вавилон, ставший

крупнейшим городом Передней

Азии. Навуходоносор II выстроил большой дворец, роскошно украсил религиозно-

процессионную дорогу и

“Ворота богини Иштар”, соорудил “дачный дворец” со знаменитыми “висячими

садами”.



© 2009 РЕФЕРАТЫ
рефераты