Дворец-усадьба Останкино
Дворец-усадьба Останкино
Учебно-воспитательный комплекс 1861
Мой любимый уголок Москвы -
дворец-усадьба "Останкино".
(реферат по "Москововедению")
Ученица: Холодная Анна
Класс: 11”А”
Москва 2001 г.
Содержание
Содержание 2
Введение 3
Исторический очерк 3
Дворец-Театр 5
На сцене дворцового театра 8
Музей 9
Заключение 11
Список литературы. 13
Введение
Среди прославленных подмосковных усадеб "Останкино" занимает особое
место, представляя одну из вершин русской культуры XVIII столетия. Эпоха
Просвещения призывала дворянство к служению высоким целям, среди которых
занятия науками и искусствами почитались равными государственным и ратным
доблестям. Это вызвало к жизни появление нового типа аристократического
особняка - своего рода "дворца-храма", "дворца-музея". Последовательнее
всего он был разработан в проектах архитектора И.Старова, одна из лучших
работ которого – "Таврический дворец" - величалась "Русским Пантеоном".
Высшей точкой развития этого типа дворца стал другой "пантеон" - "Дворец
Искусств", задуманный графом Н. П. Шереметевым в центре Москвы на
Никольской улице, но воплощенный лишь в Останкине.
Этот уголок восемнадцатого века я полюбила с детства и посещала сначала с
родителями, а затем самостоятельно. Тихо шумящий лес успокаивает, а парк и
дворец, объединенные общей гармоничностью, доставляют эстетическое
наслаждение. Несмотря на то, что Останкино находится далеко от моего дома,
в транспортном отношении оно легко доступно и хорошо знакомо. Именно
поэтому я и взяла эту тему.
Исторический очерк
Усадьба "Останкино" - уникальный по сохранности памятник русской
архитектуры XVIII века, расположенный в северной части Москвы. Когда-то
подмосковная, эта усадьба располагается теперь в 20 минутах езды от Кремля
и привлекает любителей прекрасного строгими формами классицистической
архитектуры, изысканной красотой интерьеров дворца и уединенной тишиной
старинного парка.
Ансамбль усадьбы складывался на протяжении нескольких столетий. Первые
сведения о дворце относятся к середине XVI века.
Самый старый из ныне сохранившихся на территории усадьбы памятников –
"Церковь Живоначальной Троицы" конца XVII века с девятиярусным резным
иконостасом. Два его нижних яруса относятся ко времени постройки церкви,
остальные - к концу XVIII века. Пятиглавый храм в стиле "московского
узорочья" возведен из красного кирпича, отделанного белым резным камнем и
полихромными изразцами.
"Церковь Живоначальной Троицы" строилась князьями Черкасскими, владевшими
усадьбой с первой четверти XVI по середину XVIII века. Строительство храма
с двумя его приделами продолжалось около 14 лет, начиная с 1678 года. В
основном здание было закончено в 1683 году, и тогда же был освящен северный
Тихвинский придел, служивший домовой церковью; южный придел Александра
Свирского освятили лишь в 1691 году, а центральную часть храма - в 1692
году. По обычаю тех лет внутренняя отделка церкви и резьба иконостаса
отдавались в подряд другим мастерам уже после окончания постройки храма.
Этим и объясняются большие интервалы между концом строительства и
освящением церкви. Наибольшего труда потребовал пышный резной иконостас
главного храма, поэтому центральная часть церкви была закончена позднее
приделов.
Церковь в Останкине представляет характерный для московского зодчества
того времени тип бесстолпного храма, перекрытого сомкнутым сводом и
состоящго из трех частей: центральной и двух небольших приделов по
сторонам. Это, в сущности три церкви: большая и две малые. По основной
форме объемов все три храма одинаковы. Это квадратные призмы, перекрытые
ступенями пышных “кокошников”, подводящих к пятиглавию над большим храмом и
одноглавию над меньшими.
Здание поставлено на высокий цокольный этаж - подклет, который придает
ему при его изысканых пропорциях еще большую стройность и изящество. Так же
как и наружные крытые лестницы с ползучими арками всходов, подклет
воспроизводит основные злементы хором XVII века. Первоначально подклет
служил складским помещением, а в XIX веке в средней его части была устроена
зимняя церковь.
Обширная галерея-паперть с западной стороны служит объединяющим элементом
композиции. Каждая из трех частей имеет свой вход: скромные порталы ведут в
боковые приделы а более пышные в центральную часть храма.
Северное крыльцо сообщавшееся ранее с боярскими хоромами предназначалось
для хозяев усадьбы. Оно перекрыто обычной для московского зодчества кровлей
на прямой скат. Южное крыльцо, имеющее характерную для хором и деревянных
храмов форму в виде двух всходов с площадкой – рундуком, в 1878 году было
перекрыто вместо прежней двухскатной кровли шатром, завершаемым флюгером.
Западное крыло предназначавшееся для духовенства было при реставрации 1833
и 1878 годов перестроено: над ним возвышается теперь шатровая колокольня.
Первоначально у церкви колокольни не было. На ее месте находилась
небольшая звонница, аналогичная звоннице церкви в селе Тайнинском. Об этом
свидетельствует сохранившийся внутри здания старый каменный резной декор,
некогда украшавший всю часть западного фасада. Колокольня была построена
лишь в 1832 году по проекту крепостного архитектора Прахаева. В то время
она завершалась шпилем, характерным для построек, выполненных в стиле
“ампир”. Однако до нас она дошла уже в том виде, какой придал ей архитектор
Султанов, перестроивший колокольню в 1878 году.
Переделки, осуществлявшиеся в 30-х годах ХIХ века крепостным
архитектором Прахаевым и в 1877 - 1878 гг. архитектором Султановым, в целом
не изменили первоначального вида Останкинской церкви, и она по праву
считается одним из лучших и типичных памятников московского зодчества XVII
века.
При Черкасских Останкино представляло собой богатую княжескую резиденцию
с красивым храмом, большим барским домом и обширным садом. Усадьба была в
то время столь хороша и благоустроена, что здесь четыре раза подряд
принимали императрицу Елизавету Петровну.
Существующий ныне Останкинский дворец построен одним из самых богатых и
знатных людей своего времени графом Николаем Петровичем Шереметевым в
последнее десятилетие XVIII века. В род Шереметевых Останкино перешло в
1743 году в числе приданного за его матерью, урожденной княжной Черкасской.
Родители Николая Петровича в качестве подмосковной резиденции избрали
Кусково и потому до конца XVIII века Останкино имело преимущественно
хозяйственное значение. Тем не менее, над проектом этого необычного дворца
работали известные русские архитекторы Ф.Кампорези, В.Бренна и И.Старов.
Воплощали его крепостные архитекторы графа - А.Миронов и П.Аргунов.
Строительство длилось с 1792 по 1798 гг. Выстроен дворец целиком из дерева,
но оштукатуренные стены его кажутся каменными.
Дворец-Театр
Переломным моментом в истории дворца стало строительство здания театра -
решение, не имеющее аналогов в истории европейской архитектуры. "Намерен в
Останкине я строить театр..." - объявил граф Николай Петрович Шереметев
своему управителю 13 февраля 1790 года. Эта дата считается днём рождения
дворцового театра.
В отличие от большинства представителей просвещенного российского
дворянства того времени, склонность к модной тогда забаве - театру у
Н.П.Шереметева превратилась из увлечения в дело всей его жизни. Имея
прекрасно подготовленную труппу с обширным репертуаром и несколько
театральных помещений, Шереметев задумал уникальный для России проект
летней увеселительной резиденции. В духе эпохи Просвещения, склонной к
идеям общности культур и единства цивилизации, Останкино должно было стать
Пантеоном искусств, дворцом, в котором царит театр.
Первый проект "Вид на Сцену Останкинского театра", разработанный
крепостным архитектором А.Ф.Мироновым, был усовершенствован русским зодчим
И. Е. Старовым, принимавшим, наряду с Ф.Кампорези, В. Бренной и
П.Аргуновым, активное участие в проектировании Останкинского дворца.
Строительные работы начались в январе 1791 года и к весне Н.П.Шереметев уже
имел новую сцену. Его главенствующее положение - конкретно, в Останкинском
дворце и, символически, в иерархии искусств эпохи Просвещения, -
подчеркивается средствами архитектуры. Три торжественных портика главного
корпуса подняты на высокий рустованный цоколь. Центральный портик -
шестиколонный, коринфского ордера, увенчан фронтоном, а, главное, - высоким
видимым издалека бельведером. Стены дворца окрашены в "цвет утренней зари"
- аполлонов цвет. На этом фоне легко читаются стройные белые колонны,
лепные барельефы работы Ф.Гордеева и круглая скульптура в нишах,
объединенные сюжетами танцев и веселья.
Театральный зал в Останкине был спроектирован по образцам лучших
европейских театров XVIII века. Зрительный зал в форме подковы обеспечивал
хорошую видимость со всех мест и превосходную акустику. Небольшой, уютный,
оформленный в голубых и розовых тонах, он мог вместить до 250 зрителей.
Сцена получила в глубину 22 метра (при ширине 17м) и стала одной из самых
больших в России того времени. Ее обслуживали нижнее машинное отделение
(трюм) и верхнее, двухъярусное, частично сохранившее свое оборудование до
наших дней.
Строительные работы продолжались в несколько этапов. В результате,
пристроенное к деревянному зданию театра фойе бельэтажа, симметрично
расположенные "Итальянский" и "Египетский" павильоны и галереи составили П-
образный в плане ансамбль. Разновысокие объемы оживляют, но не лишают
классицистической строгости его композицию, не нарушенную и после разборки
в 1830-е гг. "Старых хором" и "Гостиного флигеля".
Принципиальная новизна замысла Шереметева заключались не только в том,
что театр занимал во дворце центральное место. Влияние идей театральности
ощущались во всем: в ориентации генеральной оси усадьбы на Кремль, в выборе
главной видовой точки на дальнем берегу пруда со стороны Москвы, в
оформлении парадного двора, напоминавшего сценическое пространство в
окружении флигелей-кулис, в постепенном развертывании интерьеров, сменяющих
друг друга как картины в спектакле, в выборе активных ярких цветов и
изобилия зеркал и позолоты в интерьерах строго классицистического на вид
здания, в соседстве подлинной роскоши с бутафорией, в реальной и иллюзорной
трансформации пространства. Кроме того, наполненные высококачественными
произведениями искусства, образующими галереи живописи, графики, скульптуры
и т.п., парадные залы дворца, помимо фойе, становились своеобразным
протомузеем.
К театральному залу из Вестибюля ведут два пути. Левые сенцы вводили
гостей в нижнее фойе - фойе партера. Оно занимало западное крыло дворца,
главную часть которого составлял "Итальянский павильон". Гармоничное
соединение в планировке павильона парадности и уединенности очаровывало
гостей, а обилие мраморной скульптуры на изысканном голубовато-зеленоватом
фоне стен напоминало о парке.
Через Правые сенцы гости поднимались в верхнее фойе. Сменяя друг друга
залы его образуют анфиладу бельэтажа, в которой контрастные цвета,
чередование объемов, игра света и тени, многочисленные "кунштюки"
представляют гостям "новый вкус" хозяина дворца - самобытную
театрализованную версию интерьера классицизма. Заканчивается фойе Картинной
галереей, яркие образы сюжетной живописи в которой предваряли красочность
театральных постановок.
Обращение классицистической архитектуры к античным формам и образному
языку древности, как и всякое подобное повторение, имеет сценический,
декорационный оттенок, перекликающийся с характером дворца. Идее "храма
искусств" соответствует оформление интерьеров дворца в "новом вкусе", как
назвал Н. П. Шереметев воплощенную в Останкине оригинальную
театрализованную версию классицизма. Она построена на театральных по своей
природе контрастах: цвета и света, обилия позолоты, разнообразных
светильников, роскоши предметов убранства, применения бутафории в
оформлении. Оригинальной особенностью Останкинского театра стала
возможность его быстрой трансформации в бальный зал, "воксал".
Парадные залы, ставшие в этом дворце одновременно и театральным фойе, и
галереями живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства,
разнообразием впечатлений готовили к восприятию спектакля.
На сцене дворцового театра
Останкинская сцена стала самой большой из имевшихся у Н.П.Шереметева и
позволяла ставить современные оперы западноевропейских и русских
композиторов, изобиловавшие массовыми действиями, быстрыми переменами
декораций и разнообразными эффектами.
Торжественное открытие театра состоялось 22 июля 1795 года. Представляли
лирическую драму "Зельмира и Смелон, или Взятие Измаила". Автор
стихотворного текста Павел Потемкин, писатель и генерал-аншеф, героически
проявил себя в штурме твердыни. Музыка, к сожалению, до нас не дошедшая,
принадлежала известному композитору Осипу Козловскому. Большую часть гостей
составляли участники взятия крепости. Декорации быстро сменяли одна другую.
Особенно впечатляюще была поставлена сцена штурма Измаила: под грохот пушек
и сверкание молний стены крепости рушились на глазах у пораженных зрителей.
На останкинской сцене выступала прославленная крепостная труппа графов
Шереметевых. Роль полковника российского войска Смелона исполнял ведущий
актер Петр Смагин. Партию красавицы турчанки Зельмиры - Прасковья Ковалева,
по сцене Жемчугова, крепостная актриса, лучшая певица труппы, ставшая
впоследствии графиней Шереметевой. В массовых действиях до семидесяти
актеров заполняли сцену. Постановка стала ярким зрелищем, подлинным
праздником для ума, зрения и слуха. В восторженном стихотворном отклике на
премьеру неизвестный автор благодарил Н.П.Шереметева, который, по его
словам, "всю славу россиян умел изобразить" и "победителей заставил слезы
лить".
Следующая серия спектаклей состоялась в Останкине весной 1797 года.
Принимали императора Павла I и. чуть позже, польского короля Станислава
Августа Понятовского. Гостям показывали комическую оперу знаменитого
французского композитора А.Э.Гретри "Сомнитские браки" с Жемчуговой в
главной роли.
Во время приемов, проходивших в Останкине, после спектакля в том же зале
давался бал, а затем следовал ужин в "Египетском павильоне". Он выстроен в
форме атриума и классицистические традиции оформления интерьеров отразились
в нем наиболее полно. "Должен рассказать тебе о доме графа Шереметева,
который третьего дня дал праздник королю польскому и избранной публике
человек в пятьсот. Ни один немецкий владетель, едва ли кто-либо из
курфюрстов имеет что-либо подобное... В нижнем этаже все блестит золотом,
мраморами, статуями, вазами. Можно бы подумать, что этим ограничиваются
владения хозяина, но поднимешься в бельэтаж и удивишься при виде нового, не
менее королевского великолепия. Большой прекрасный театр. Труппа, актеры,
танцовщики, капелла - все принадлежность хозяина", - записал очевидец.
Высокий профессионализм труппы, насчитывавшей до 200 актеров, певцов и
музыкантов, позволял ей успешно соперничать с императорским театром. Более
сотни опер, комедий, балетов составлял ее репертуар, включавший
произведения французских и итальянских композиторов - Гретри, Монсиньи,
Паизиелло, Пиччини, русские комические оперы Фомина, Козловского,
Пашкевича.
Расцвет Останкина был ярок, но краток. В 1801 году в Останкине состоялся
последний при жизни Н.П.Шереметева праздник в честь императора Александра
I. Вскоре труппа была распущена, а усадьба надолго оставлена владельцами.
Шереметевы, владевшие Останкиным до 1917 года, деятельности театра не
возобновляли. Не произошло это и в 1918 году, когда Останкинский дворец
стал музеем. Театр продолжал безмолвствовать. Только в 1988 году вновь
начались спектакли: музей приступил к восстановлению репертуара
Шереметевского театра.
Музей
В Останкине театрализованный мир "дворца искусств" гармонично сочетался с
образом усадьбы, каждая из которых по правилам эпохи моделировала свой
обособленный, во многом условный, идеальный мир. Отражением этого мира стал
Останкинский музей.
Музей обладает разнообразными коллекциями, в которые входят как предметы,
принадлежавшие владельцам Останкина - графам Шереметевым, так и те, что
были собраны после 1918 года, когда дворец был национализирован и превращен
в музей. Особую ценность представляют коллекции тех предметов убранства
интерьера, что бытовали в Останкине со времени его создания. Крупнейшая из
них - собрание золоченой и наборной мебели XVIII-первой половины XIX века
русского и западноевропейского производства. Это разнообразнейших форм и
типов курильницы, торшеры, геридоны, настенные украшения, панно, мебель,
выполненные часто специально для Останкина.
Значительную часть коллекции составляют работы резчика П.Споля, изделия
которого отличает богатство фантазии и тщательность отделки. Из музейных
собраний осветительных приборов конца XVIII века, связанных с определенными
усадебными интерьерами того времени, Останкинское по полноте и разнообразию
является единственным в стране. Из первоначального убранства дворца около
двухсот торшеров, бра, подсвечников, канделябров, жирандолей, фонарей,
люстр в основном русской и французской работы сохранилось к настоящему
времени.
В музее также сложилась интересная коллекция русского портрета XVIII-XIX
веков, в которой представлены работы Ивана и Николая Аргуновых,
Д.Левицкого, редкие полотна малоизвестных художников Горбунова, Парменова и
др. В коллекции графики и миниатюры XVIII-XIX веков входят произведения
лучших российских и иностранных художников.
Дворцовая скульптура представлена в большинстве своем мраморными
копиями, выполненными в XVIII веке в Италии с античных оригиналов. В конце
XVIII века во дворце было выставлено и тридцать подлинных антиков. Из них
до наших дней дошло только пять. Помимо антиков украшают интерьеры работы
западно-европейских скульпторов Кановы, Лемуана, Буазо, Трискорни и большое
количество разнообразных по форме и размерам мраморных, алебастровых и
бронзовых ваз.
Хорошо подобранное собрание русского, европейского и восточного фарфора,
начало которому было положено еще при фельдмаршале Борисе Шереметеве,
содержит редкие образцы ранних изделий. Это в первую очередь относится к
изделиям Мейсенской мануфактуры. Интересен ранний фарфор производства
Севрской, Венской мануфактур, английских заводов Дерби, Веджвуда, Лонгтон-
холла и немецких заводов Тюрингии. Обширную группу керамики,
коллекционирование которой началось еще князьями Черкасскими, составляют
редчайшие изделия японского и китайского фарфора XVI-XVIII веков.
Коллекция русских и западноевропейских вееров XVII-ХХ веков основана в
1958 году известным коллекционером Ф.Е.Вишневским и с тех пор значительно
расширилась, превратившись в одну из крупнейших в стране и ценнейших по
составу. Основную ее часть составляют веера и опахала, созданные во второй
половине XVIII века - времени наивысшего расцвета веерного искусства.
В музее хранится обширная коллекция подлинных чертежей, обмерных
рисунков, проектов XVIII века, связанных с проектированием и строительством
дворца в Останкине. Наряду с усадебным архивом и библиотекой, часть из
которой составляют книги Шереметевского собрания, эти материалы наглядно
демонстрируют историю появления уникального замысла, процесс проектно-
строительных работ, позволяют вести обширные реставрационные работы не
только во дворце, но и в парке.
Начало Останкинскому парку было положено еще в середине XVIII века.
Окончательно он сформировался на рубеже XVIII-XIX вв. и состоял из
Увеселительного и Прибавочного садов. Территория Увеселительного сада
примыкала к дворцу и включала в себя несколько гармонично соединенных
элементов ландшафтной архитектуры: регулярную часть с двумя восьмилучевыми
аллеями, партер, некогда опоясанный аллеями "Берсо", насыпную горку
"Парнас", несохранившиеся ныне "Собственный садик" и кедровую рощу, а также
несколько участков в модном тогда "английском", т.е. пейзажном стиле. В
этом же стиле был спланирован и обширный "Прибавочный сад" с несколькими
живописными прудами. Немногочисленные парковые строения до наших дней не
сохранились, но имеющиеся чертежи позволяют восстановить их в процессе
реставрации "Увеселительного сада".
Сегодня музей ведет активную выставочную работу, представляя временные
выставки из своих фондов как во дворце, так и за его пределами: в последние
годы ведущиеся реставрационные работы позволили открыть для посетителей
театр, часть парадных залов и парк.
Заключение
Я надеюсь на то, что ведущаяся реставрация вернет деревянному дворцу
былую крепость, актеры вновь будут выходить на сцену, и дух театра оживет в
этих стенах единственного в России и одного из немногих сохранившихся в
Европе театрального здания ХVIII века. Ведь, в настоящее время Останкино -
единственный в России театр XVIII века, сохранивший сцену, зрительный зал,
гримёрные комнаты и часть механизмов машинного отделения. Великолепные
акустические свойства этого театра, о которых специально заботились
архитекторы и строители, делают его лучшим по акустике залом Москвы, а
окружающие театр парадные залы не имеют себе равных в России по степени
сохранности богатого резного декора и золоченой мебели XVIII века,
наборного паркета, дошедшего до нас практически в первозданном состоянии.
Бесценные собрания осветительных приборов, скульптуры, мебели, составляющие
убранство дворца, размещены на своих первоначальных местах. Дворец почти в
полной мере сохранил первоначальный вид своеобразно решенных интерьеров в
комплексе с подлинными предметами убранства и редкими по красоте и качеству
коллекциями (осветительных, живописи, скульптуры, фарфора).
Список литературы.
1. К. Соловьев. "Прикладное декоративное искусство 17-18 века".
2. М. Ильин, Т. Моисеева. "Москва и Подмосковье".
3. И. Кондратьев. “Седая старина Москвы”
4. Ю. Александров. “Москва - диалог путеводителей”.
5. В. Рапопорт и др. "Кусково, Останкино, Архангельское"
|