Экономических учений
Экономических учений
1. Древний Египет. Памятником экономической мысли является «Поучение
гераклеопольского царя своему сыну». Автор «Поучения» обращает внимание
на необходимость эффективного функционирования аппарата управления,
который стоит между фараоном и населением.
2. Месопотамия. Здесь было характерно относительно быстрое развитие
частнособственнических начал и товарно-денежных отношений. Наиболее
известен кодекс законов старовавилонского царя Хамураппи. Основная тема
законов – создание условий, при которых «сильный не притеснял бы
слабого».
3. Крупнейшим памятником общественной мысли Древней Индии является
«Артхашастра» – тракт об искусстве политики и управления государством.
Слово «артха» означает польза, а «шастра» – наука, научное
произведение.
4. Основные течения общественной мысли Древнего Китая оформились в VI –
III вв. до н.э. Огромную роль в истории Китая сыграло конфуанство. Его
основоположником был Конфуций. Основной источник его учения – сборник
«Лунь юй». Свой социальный идеал Конфуций видел не в будущем, а в
прошлом страны. Он защищал интересы родовой знати, позиции которой
сильно пошатнулись.
1. Экономическая мысль Древней Греции. Она выражается в её ориентации на
натуральное хозяйство и на защиту аристократических форм
государственного устройства. Эти тенденции проявлялись в экономических
взглядах Ксенофонта, Платона и Аристотеля.
2. Экономическая мысль Древнего Рима. В отличие от Древней Греции, в
которой рабы эксплуатировались в сфере ремесла и торговли, в Древнем
Риме противоречия рабовладельческого способа производства достигли
наибольшей остроты и привели к возникновению колоната. Идеологом
римских рабовладельцев был Катон Старший.
1. В крупных странах Востока феодальные отношения стали формироваться в
III – VIII вв. н.э. Происходило дальнейшее смягчение рабовладельческих
отношений. Важной предпосылкой феодализации стали мероприятия
государственной власти по раздаче земель в частное владение и
пользование.
1. В эпоху феодализма в развитии экономической мысли Западной Европы был
сделан шаг вперед по сравнению с античностью. Господствующей формой
идеологии в странах Западной Европы в эпоху феодализма был католицизм.
Поэтому все рассуждения средневековых авторов по экономическим вопросам
были облегчены в религиозно-этическую форму. Крупнейшим представителем
средневековой экономической мысли являлся французский ученый Никола
Орем.
1. Восточные славяне уже в IX в. образовали феодальное государство.
Хозяйство Киевской Руси носило натуральный характер. Экономическая
мысль ещё не стала самостоятельной ветвью идеологии, а была составной
частью общественной мысли. Представителем Экономической мысли XVII в.
являлся А.Л. Ордин-Нащёкин. Он был крупным государственным деятелем,
политиком, инициатором ряда мероприятий в области укрепления
абсолютизма, покровительства русскому купечеству, укрепления
самостоятельности и независимости России и её экономического прогресса.
1. Доктрина торгового баланса. Ведущие принципы научного мировоззрения
меркантилистов хорошо известны: золото и сокровища любого рода как
выражение сути богатства; регулирование внешней торговли для
обеспечения притока в страну золота и серебра; поддержка промышленности
путём импорта дешёвого сырья и др. Сердце меркантилизма – доктрина
торгового баланса как непременного условия национального
благосостояния.
2. Механизм золотоденежных потоков. Страна получает доход от
международного обмена посредством: 1. зримого экспорта товаров; 2.
незримого экспорта услуг; 3. экспорта драгоценных металлов или 4.
импорта капитала в форме либо иностранных инвестиций внутри страны,
либо прибылей на свои инвестиции за рубежом, либо иностранных займов.
Страна расходует на международный обмен: 1. зримый импорт; 2. незримый
импорт; 3. импорт драгоценных металлов; 4. экспорт капитала в виде
заграничных активов. Эти четыре статьи в совокупности всегда
уравновешены.
1. Физиократы. Значение физиократов определялось тем, что они перенесли
исследование из сферы общения в сферу производства и этим заложили
основы для дальнейшего научного анализа капиталистической системы
производства.
2. «Экономическая таблица» Ф. Кенэ. В «Экономической таблице» общество
рассматривается как единый организм, объединяющий три основных класса
(класса производительного, собственников и класса бесплодного).
1. Смит выполнил исторически назревшею задачу – привёл в систему
накопленные ранее знания об экономической базе общества и изложил их,
руководствуясь общими теоретическими принципами. В экономическом учении
Смита большое значение придаётся накоплению капитала.
1. Дав анализ экономических явлений и процессов, Рикардо сформулировал
серию экономических законов, которые вошли в сокровищницу политической
экономии. Центральное место в учении Рикардо занимает теория стоимости.
1. Сэй продолжал труды Смита. Он завершает поражение идей физиократов.
Производить – значит просто создавать полезности, увеличивать
способность вещей отвечать нашим потребностям и удовлетворять наши
желания.
1. Мальтус известен своим законом о народонаселении. Он представляет рост
населения геометрической прогрессией, а рост производства
арифметической. Мальтус предполагает, что каждый член прогрессии
соответствует периоду в 25 лет.
1. Великие утописты (Шарль Фурье, Роберт Оуэн и др.) внесли ценный вклад в
экономическую науку, впервые указав на исторически преходящий характер
капитализма, отметив, что капиталистические отношения не являются
вечными и естественными.
1. Постановка и разработка социальных проблем, обращение к социальным
аспектам экономических явлений и процессов составляют одну из сильных
сторон марксистской методологии, подхода к познанию многосложной и
противоречивой действительности.
1. Экономисты-историки делали классической политической экономии три
главных упрёка, ставя ей в вину: 1. «универсализм»; 2. рудиментарную,
основанную на эгоизме психологию; 3. злоупотребление дедуктивным
методом.
1. А.И. Чупров подчёркивал, что изменения меновых пропорций товаров
совпадают с переменами в количестве труда, потребного для производства
тех же товаров. А.А. Исаев считал неверным мнение субъектистов о том,
что «чем более предмет полезен, тем он и более ценен». Н.А. Каблуков
подчёркивал, что приложение труда составляет главнейшею особенность
материального производства.
|