рефераты
рефераты
Главная
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Логика
Военная кафедра
Банковское дело
Биржевое дело
Ботаника и сельское хозяйство
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство

История летнего сада


История летнего сада

В первые десятилетия существования Петербурга Летний сад занимал

значительно более обширную территорию, нежели в наши дни. В его дворцово-

парковый комплекс включались прежде всего Первый и Второй Летние сады,

занимавшие территорию современного Летнего сада и ансамбля Инженерного

замка. Сады эти разделялись каналом. Сейчас на месте канала – широкая

аллея, пересекающая Летний сад от Фонтанки к Лебяжьему каналу.

Смыкавшийся со Вторым Летним садом Третий Летний сад занимал

территорию, ныне ограниченную рекой Мойкой, каналом Грибоедова, улицами

Итальянской и Садовой. Таким образом, комплекс Летних садов, начинаясь от

берега Невы, простирался почти до нынешнего Невского проспекта. Несколько

поодаль, у Фонтанки, размещался Четвертый Летний сад. Он часто именовался

Итальянским (и отходившая от него улица Жуковского в свое время, до 1902

года, называлась Малой Итальянской). Остатки этого сада сохранились на

участке между зданием филиала Публичной библиотеки (Фонтанка, дом 36).

Современный нам Летний сад раскинулся на территории в 11,7 гектара, его

отделяет от набережной Невы прекрасная ограда, сооруженная по проекту

архитектора Ю.М.Фельтена (как уже сказано, сына повара Петра 1) при участии

П.Е.Егорова в 1770-1784 годах. Монументальные колонны-монолиты из гранита,

увенчанные вазами и урнами, соединяют звенья ажурно-легкой, словно парящей

в воздухе решетки. Это один из лучших в мире образцов декоративных оград.

Летний сад привлекает не только тишиной тенистых аллей (в нем 2387

деревьев), но и богатым скульптурным убранством. Работы по сооружению сада

начались в 1704 году. Он создавался в регулярном стиле, в его планировке

господствовала геометрическая четкость линий, вдоль аллей стояли

подстриженные деревья. В саду били десятки фонтанов (оформленные на сюжеты

басен Эзопа), и питавшая их река получила в 1719 году название Фонтанки.

Наводнение 1777 года уничтожило эти водометы.

Для убранства сада со всех концов России и из западно-европейских стран

доставляли редкие деревья, кустарники и цветы, мраморные изваяния. Петр 1

не жалел средств для Летнего сада – центра общественно-культурной жизни

Петербурга того времени.

Привлекает выполненная скульптором П.Бараттой в 1722 году по

специальному заказу Петра 1 стоящая перед северным фасадом Летнего дворца

группа "Мир и изобилие" – аллегорическое изображение победы России в

Северной войне. Центральная фигура изображает Россию в виде молодой женщины

с рогом изобилия и опрокинутым факелом, символизирующим окончание Северной

войны со Швецией. Рядом – крылатая богиня Победа, венчающая Россию лавровым

венком. В другой руке Победа держит пальмовую ветвь – символ мира, ногой

она попирает поверженного льва.

Одно из старейших изваяний Летнего сада – бюст Яна Собесского,

польского короля, который прославился своими победами над турками. Разгром

войском Яна Собесского в сентябре 1683 года турецких полчищ под Веной

вернул польскому народу веру в свои силы и помог отстоять Польшу.

Примечателен бюст Агриппины. Эта римская императрица оставила о себе

недобрую славу. Распущенную и властолюбивая, она убрала со своего пути мужа

– императора Клавдия и возвела на престол сына – Нерона, рассчитывая при

нем править империей. Однако Агриппина была убита по приказу Нерона.

Изваяние императрицы помогает представить себе ее психологических образ.

Ощутима эмоциональная напряженность скульптуры.

Привлекательна установленная вблизи террасы у Лебяжьего канал

скульптурная группа "Амур и Психея". Один из мифов Древнего Рима

(пересказанный Апулеем) повествует, что Психея стала супругой бога любви

Амура. Но она лишь в темноте встречалась со своим избранником и никогда не

видела его лица. Злые сестры внушили Психее, что муж ее – отвратительное

чудовище. Ночью Психея зажигает светильник, чтобы взглянуть на мужа и убить

его ударом кинжала. Но на брачном ложе она видит прекрасного Амура, и

ненависть уступает место любви… Это изваяние создано в конце XVII века,

автор его неизвестен. Скульптурная группа симметрична: откинувшийся влево

спящий Амур и Психея, склонившаяся к нему, так порывиста, что кажется,

трепещет в воздухе край ее плаща. Вся эта композиция – характерный образец

стиля барокко.

А "в углу между Фонтанкой и Невою" (говоря словами С.Я.Маршака) стоит

двухэтажное здание Летнего дворца, построенное по проекту архитектора

Доменико Трезини в 1710-1714 годах. Внутренняя планировка каждого из этажей

одинакова – и в первом, и на втором этаже по шести залов, кухне, коридору и

комнате для дежурных денщиков или фрейлин. В первом этаже были комнаты

Петра, на втором – его жены Екатерины. Хорошо сохранились отделанная

изразцами кухня, вестибюль, украшенный художественной резьбой,

архитектурное убранство Зеленого кабинета на втором этаже, изразцовые печи

и живопись на потолках.

В экспозиции дворца-музея представлены подлинная одежда Петра 1,

токарные станки, сконструированные А.К.Нартовым – выдающимся механиком

петровского времени.

Нередко организуются выставки в изящном "Кофейном домике", построенном

в 1826 году.

На площадке вблизи южных ворот Летнего сада на высоком пьедестале из

темно-красного порфира в 1839 году была установлена декоративная ваза –

подарок шведского короля Николаю 1. Это украшение было выполнено в шведском

городе Эльфдалене из местного порфира. Общая высота вазы (с пьедесталом) –

4 метра 85 сантиметров. Ваза не монолитна – она собрана из пяти отдельно

выполненных частей.

В 1855 году в Летнем саду открыли памятник великому баснописцу

И.А.Крылову (скульптор П.К.Клодт). Это первый в России памятник литератору.

Пьедестал украшен горельефами на сюжеты крыловских басен "Лисица и

виноград", "Демьянова уха", "Фортуна и нищий", "Квартет", "Ворона и

лисица", "Мартышка и очки".

Мемориальная доска на ограде Летнего сада у Невы отмечает место, где в

апреле 1866 года террорист Д.В.Каракозов стрелял в Александра II.



© 2009 РЕФЕРАТЫ
рефераты