рефераты
рефераты
Главная
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Логика
Военная кафедра
Банковское дело
Биржевое дело
Ботаника и сельское хозяйство
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство

Крещение Руси


Крещение Руси

Святой Владимир.

Наша история о временах , предшествовавших принятию христианства , темна

и наполнена сказаниями , за которыми нельзя признать несомненной

достоверности. Этому причиною то , что наши первые летописцы писали не

ранее второй половины XI в. и о событиях , происходивших в их отечестве в

IX и X веках , за исключением немногих письменных греческих известий , не

имели других источников , кроме изустных народных преданий , которые , по

своему свойству , подвергались вымыслам и изменениям. С достоверностью

можно сказать , что , подобно всем северным европейским народам , и русский

только с христианством получил действительные и прочные основы для

дальнейшей выработки гражданской и государственной жизни , - основы без

которых , собственно , для народа нет истории. С давних времен восточная

половина нынешней Европейской России была населена народами племенами

чудского и тюркского , а в западной половине кроме народов литовского и

чудского племени , примыкавшим своими поселениями к балтийскому побережью ,

жили славяне под разными местными названиями , держась берегов рек :

Западной Двины , Волхова , Днепра , Припяти , Сожи , Горыни , Стыри ,

Случи , Буга , Днестра , Сулы , Десны , Оки с их притоками. Они жили

небольшими общинами , которые имели своё средоточение в городах -

укрепленных пунктах защиты , народных собраний и управления. Никаких

установлений , связующих между собой племена и признаки государственной

жизни , не было. Славянорусские племена управлялись своими князьями , вели

между собой мелкие войны и не в состоянии были охранять себя , а потому

часто были покоряемы. Религия их состояла в поклонении природе , в

признании мыслящей человеческой силы за предметами и явлениями внешней

природы , в поклонении солнцу , небу , воде , земле , ветру , деревьям ,

птицам , камням и т. п. и в разных баснях , верованиях , празднествах и

обрядах , создаваемых и учреждаемых на основании этого поклонения природе.

Их религиозные представления отчасти выражались в форме идолов , но у них

не было ни храмов , ни жрецов ; а потому их религия не могла иметь

признаков повсеместности и неизменяемости. Наиболее распространенная вера

была - язычество. Корнями своими славянское язычество уходит в слепую

древность. В его основании лежит некоторая духовная реальность. И хотя мы

лишены возможности непосредственного видения духовных источников , но все

же можем судить о них , памятуя слова господа : «По плодам их узнаете

их».Плоды язычества с его безнравственностью и жестокостью не оставляют

сомнений в богоборческой сущности того начала , которое стремится к

воплощению через многочисленные языческие культуры. И славянское язычество

не было исключением.

Древние славяне рассматривали мир как арену борьбы между добрым Белбогом и

злым Чернобогом. И тот , и другой требовали соответствующих жертв. Мнимая

самостоятельность злого начала служила оправданием его неизбежности ,

рождая культурные формы славянского сатанизма , обретшие позднее свое

законченное воплощение в почитании Перуна - верховного божества языческого

пантеона дохристианской Руси.

Летописи IV века , рассказывая о столкновении славян с Византией , самым

мрачным образом изображают их жестокость. Пленных распинали , расстреливали

из луков , вбивали гвозди в черепа. Жгли монастыри и церкви , оставляя

после себя горы трупов и груды дымящихся развалин.

Столь же беспощадны были и семейные обычаи. У них были неясные

представления о существовании человека после смерти : загробный мир

представлялся их воображению продолжением настоящей жизни. Поэтому вместе с

умершим воином на погребальном костре сжигались и его жены (одна или

несколько - славяне признавали множество).Они чествовали умерших

прародителей , считали их покровителями и приносили им жертвы. Закон

позволял умертвить новорожденную дочь , если её рождение казалось излишним.

В свою очередь , признавалось право детей на убийство родителей,

обременяющих семейство старостью или болезнью. Междородовые распри

передавались из поколения в поколение , подогреваемые обычаем кровной

мести , удовлетворявшейся лишь смертью обидчика или его потомков.

Справедливости ради надо сказать , что современные историки отмечали и

привлекательные черты славян , говоря , что они не знали ни хитрости , ни

обмана , хранили древнее простодушие и простоту нравов. С пленными ,

оставшимися в живых . наши предки обходились дружелюбно , назначая лишь

определенный срок их рабства , по истечению которого пленник мог , по

выбору , либо покинуть своих бывших хозяев , либо остаться с ними на равных

правах , как вольный человек.

Свято соблюдаемый обычай гостеприимства делал славянские земли безопасными

для путешественников , и хозяин головой отвечал обществу за безопасность

гостя-чужеземца. Купцы тем охотнее посещали славян , что между последними

не было ни воров , ни разбойников , хотя выгодной торговли в славянских

землях ждать не приходилось - суровые войны не знали роскоши и не ценили

золота. Соответственно такому духовному развитию было состояние их

житейской умелости. Они умели строить себе деревянные жилища , укреплять их

деревянными стенами , рвами и земляными насыпями , делать ладьи и

рыболовные снасти , возделывать землю , занимались скотоводством , умели

прясть , ткать , шить приготовлять кушанья и напитки : пиво , мёд , брагу ,

ковать металлы , обжигать глину на домашнюю посуду ; знали употребление

веса, меры , монеты ; имели свои музыкальные инструменты ; на войну

выходили с метательными копьями , стрелами и отчасти мечами. Все познания

их переходили от поколения к поколению очень медленно , но отношения с

Византийской империею и отчасти с арабским Востоком мало-помалу оказывали

на русских славян образовательное влияние. Из Византии заходило к ним

христианство. В половине XI века киевские князья Аскольд и Дир , собрав

дружину , на двухстах ладьях по Днепру вышли в Черное море , опустошили на

своём пути побережье и осадили Константинополь. Нападение оказалось

неожиданным и стремительным. Императора Михаила III в столице не было - он

возглавлял армию в войне с мусульманами и , несмотря на все старания , даже

вернувшись в город , не мог организовать надежную оборону. Царьград спасся

чудом. После молебна патриарх Фотий погрузил в море одну из главных святынь

города - ризу Божией Матери , хранившуюся во Влахернской церкви. Налетевший

после этого шторм разметал корабли русов , уничтожив большую часть флота и

сделав дальнейшую осаду невозможной. Пораженные князья прислали в

Константинополь посольство с просьбой о крещении. Это было первое ,

«Аскольдово» крещение Руси.

Почти одновременно с походом киевских князей на Царьград , в южных русских

областях святой Кирилл , просветитель славян , крестил двести семейств , у

которых нашёл Евангелие и Псалтырь своего же перевода. Для обращенных был

послан митрополит Михаил , крестивший все племя во главе со старейшинами. И

этому крещению предшествовало чудо - брошенное по требованию язычников в

костер Евангелие не сгорело. Но и это крещение Руси не оказало влияния на

её судьбу. Очаг православия на юге земли Русской со временем то ли угас ,

то ли оказался столь слабым , что не смог просветить окрестную языческую

тьму.

Такой варварский склад общественной жизни изменяется с принятием

христианской религии , с которою из Византии - самой образованной в те

времена державы , перешли к нам как понятия юридические и государственные ,

так и начало умственной и литературной деятельности. Принятие христианства

было переворотом , обновившим Русь и указавшим ей историческую дорогу.

Этот переворот совершен Владимиром , сыном воинственного Святослава ,

киевского князя и рабыни Малуши , ключницы его бабки княгини Ольги.

Святослав (отец Владимира), уезжая в Болгарию , разделил всё государство

своё на три части: старшему сыну Ярополку - отдал он Киев , второму - Олегу

- Землю Древлянскую , младшему - Владимиру - Новгород. От разделения Земли

русской предки наши сделались очень несчастливы : вместо одного государя

было у них три в одно время. После смерти Святослава между детьми его

началось междоусобие.

Первыми поссорились Ярополк с Олегом. Виноват в этом был старый воевода

Свенельд. В 975 году сын Свенельда , по имени Лют , вышел из Киева в лес

на охоту ; увидев его , Олег , князь древлянский , спросил у своих : «Кто

это такой?» Ему ответили : «Сын Свенельда» ; тогда Олег напал и убил

Свенельдича за то , что тот охотился с ним вместе в одном лесу. Отсюда

пошла ненависть между Ярополком и Олегом ; Свенельд , желая отомстить за

сына , всё подговаривал Ярополка : «Пойди на брата и отними у него

владения». На третий год Ярополк пошёл на Олега , в древлянскую землю.

Князь киевский победил древлянского. Когда Олег с воинами своими бежал в

город Овручь , то на мосту , перекинутом через ров к городским воротам ,

столпилось множество беглецов , и они столкнули нечаянно своего князя в

глубокий ров. За ним упало туда множество людей и лошадей. Олега раздавили

насмерть. Между тем Ярополк вошёл в город Олегов , захватил там всю власть

и послал искать своего брата во рву. С утра до полудни вытаскивали трупы

изо рва : наконец нашли Олега на самом дне , внесли во дворец и положили

на ковёр. Ярополк , который хотя был легковерен , но совсем не имел злого

сердца. Когда пришёл , долго плакал над Олегом , забыв , что он

победитель. Олега погребли у города Овруча. Владимир узнав , что Ярополк

захватил Древлянскую землю и убил Олега , испугался и убежал со своим дядею

Добрыней в Швецию. Ярополк скоро забыл о своём сбежавшем брате , а в

Новгород послал посадников.

После этого варяги сказали Владимиру : «Город то наш ; ведь мы его взяли ,

и потому хотим брать окуп на гражданах , по две гривны с человека».

Владимир отвечал им : «Подождите немного , пока сберут деньги за месяц».

Варяги ждали , ждали - и ничего не получили ; тогда они сказали Владимиру :

«Обманул ты нас ; позволь нам по крайней мере идти в Грецию». Владимир

отвечал : «Ступайте». Потом выбрал из них мужей добрых , смышлёных и

храбрых и роздал им города ; другие же пошли в Царь-град , к грекам.Но

Владимир ещё прежде них послал сказать императору : «Идут к тебе варяги :

не держи их в городе , а не то наделают они тебе бед , какие и у нас здесь

; лучше разошли их по разным местам , а сюда к нам не пускай ни одного».

С большой достоверностью можно принять вообще известие о том , что Владимир

, будучи еще язычником , был повелителем большого пространства нынешней

России и старался как о распространении своих владений , так и об

укреплении своей власти над ними. Таким образом , он повелевал Новгородской

землёю - берегами рек : Волхова , Невы , Мсты , Луги , - землёю

Белозерскою , землёю Ростовскою , землёю Смоленскую в верховьях Днепра и

Волги , землёю Полоцкою на Двине , землёю Северскою на Десне и Семи ,

землёю полян , или Киевскою , землёю Древлянскою и , вероятно , также

западною Волынью. Радимичи , жившие на Сожи , и вятичи , жители берегов

реки Оки и её притоков , хотели отложиться от подданства и были укрощены.

Владимир подчинил дани даже отдельных ятвягов , полудикий народ , живший в

лесах и болотах нынешней Гродненской губернии. Не должно , однако , думать

, чтобы это обладание имело характер государственный : оно ограничивалось

собиранием дани , где можно было собирать её , и такое собирание имело вид

грабежа. Сам Владимир укрепился в Киеве с помощью скандинавов , называемых

у нас варягами и раздал им в управление города , откуда со своими

вооруженными дружинами они могли собирать дани с жителей.

После смерти Ярополка Владимир , 17-летний юноша начал княжить один в Киеве

и поставил себе на холме разных богов за княжеским двором : Перуна

деревянного с серебренной головой и золотыми усами , Хорса , Стрибога ,

Даждь-бога (солнца) , Симаргла и Мокоша. Приносили им жертвы , называя

богами своими , приводили сыновей и дочерей своих и приносили жертвы.«И

осквернилась кровью земля Русская и холм тот» (под 980 год). В

благодарность богам за победу , одержанную над ятвягами (983 год) решено

было принести человеческую жертву. Старцы и бояре сказали : «Бросим жребий

на мальчиков и девиц ; на кого падет того и зарежем богам». В это время

жил в Киеве один варяг ; двор его стоял там , где теперь церковь св.

Богородицы , построенная Владимиром ; варяг этот пришёл из Греции , держал

веру христианскую , и был у него сын прекрасный лицом и душою ; на него то

и пал жребий. Посланные от народа пришли к старому варягу и сказали : «На

твоего сына пал жребий ; боги выбрали его себе , чтоб мы принесли его им в

жертву». Варяг отвечал : «То не боги , а дерево ; ныне есть , а завтра

сгниёт ; ни едят , не пьют , ни говорят ; сделанные руками из дерева ; бог

же один , которому служат греки и кланяются ; он сотворил небо и землю ,

звёзды и луну , и солнце , и человека и дал ему жить на земле ; а эти боги

что сотворили? Они сами сделаны руками человеческими ; не дам сына своего

бесам». Посланные пересказали слова варяга гражданам ; тогда

народ , взяв оружие , пошёл на варяга и разломал забор около его дома.

Варяг стоял на сенях с сыном ; ему кричали : «Отдай сына ; нам нужно

принести его в жертву богам». Он отвечал : «Если то в самом деле боги , то

пусть пошлют одного бога взять моего сына ; а вы из чего так хлопочете?» В

народе раздался яростный крик ; толпа бросилась , подрубили сени под обоими

варягами ; и таким образом убили их , и никто не знает , где их похоронили.

Руководимый язычником Добрыней , которому , после великих успехов последних

лет , не мог не доверять , юный Владимир , естественно , поддался обаянию

власти , могущества , богатства и роскоши Киевского двора. Действительно ,

за два года стать в 17-литнем возрасте из мальчика-эмигранта повелителем

огромной страны , от Балтийского моря до Черного , победителем могучих

князей Рогволода и Ярополка , обладателем многочисленных теремов и

богатств , народным героем , победившим иноземное влияние , - это ли не

обстановка , в которой юноша может увлечься своим счастьем и дать волю

страстям ? К двум своим жёнам , Олове и Рогнеде , он присоединяет

красавицу вдову Ярополка. От этих жён у него вскоре родится по сыну : от

Оловы - Вышеслав , от Рогнеды - Изяслав , от несчастной вдовы брата -

Святополк , уже в самом рождении которого лежит как бы печать его будущих

злодеяний. Чешская княжна Мальфреда и ещё одна чешка становятся его 4-ой и

5-ой жёнами. Огромные гаремы появляются в местах его княжеских резиденций :

по 200-300 женщин живет у него в теремах в Белгороде , Вышгороде и

Берестове. На ряду с теремною жизнью , князь любит пиры и веселья с

дружиной. Широко льётся вино и громко славят князя густеры ...

Не мало знает история примеров когда молодые государи , подпадая таким же

искушениям , погибали духовно и физически среди роскоши и разврата. Но

молодой князь не даёт себе изнежиться в Киевской роскоши. Почти непрерывно

, один за другим следуют его победоносные походы.

Оба царя услыхав это сильно огорчились и отвечали : « Не прилично

христианам выдавать сестер своих за неверных , если крестишься , то и

сестру нашу получишь , а вместе с нею и царство небесное . а с нами будешь

единоверник ; если же не хочешь креститься , то не можем выдать за тебя

сестры». Владимир отвечал послам императорским : «Скажите царям , что я

готов креститься , потому что и прежде испытал ваш закон , и мне нравится

ваша вера и богослужение».Цари , услыша это , обрадовались и послали ко

Владимиру сестру свою , именем Анну , которую насилу уговорили идти ; она

села на корабль , простилась с родными и с плачем поплыла через море. Когда

царевна Анна прибыла в Корсунь. Владимир крестился , а после крещения

обвенчался на Анне , и пошел с нею в Киев. Пришедши туда , он объявил чтобы

все и бедные и богатые крестились. Услыхав это люди шли с радостью ,

говоря : «Если б эта вера была не хороша , то князь и бояре не приняли бы

её». На другой день Владимир вышел с духовенством на Днепр , куда собралось

множество людей : все вошли в воду и стояли в ней - одни по шею , другие по

грудь , малолетние у берега , возрастные же дальше , и держали на руках

младенцев , а священники читали молитвы.

Владимир после крещения является чрезвычайно благодушным. Проникнутый духом

христианской любви , он не хотел даже казнить злодеев и хотя сначала

согласился было на увещание корсунских духовных , находившихся около него в

Киеве , но потом , с совета бояр и городских старцев , установил наказывать

преступников только денежною пенею - вирою , по старым обычаям , рассуждая

при этом ,что такого рода наказание будет способствовать умножению средств

для содержания войска.

Сохраняя племенную славянскую весёлость , Владимир примирял её с

требованиями христианского благочестия. Он любил пиры и празднества , но

пировал не с одними своими боярами , а хотел делиться своими утехами со

всем народом - и с старыми и малыми ;он отправлял пиршества

преимущественно в большие церковные праздники или по случаю освящения

церквей.

Владимир деятельно занимался распространением веры , крестил народ по

землям , подвластным ему , строил церкви по тем местам , где прежде стояли

кумиры , назначал духовных. В самом Киеве он построил церковь Святого

Василия на холме , где прежде стоял Перун и где приносили жертвы , и

церковь Богородицы , так называемую Десятинную , названную так оттого , что

князь назначил на содержание этой церкви и духовенства её десятую часть

княжеских доходов. Для прочного укрепления новопринятой веры Владимир

вознамерился распространить книжное просвещение и с этой целью в Киеве и в

других городах приказал набирать у значительных домохозяев детей и отдавать

их в обучение грамоте. Таким образом на Руси , какие-нибудь лет двадцать

, возросло поколение людей , по уровню своих понятий и по кругозору своих

сведений далеко шагнувших вперед от того состояния , в каком находились их

родители ; эти люди стали не только основателями христианского общества на

Руси , но также проводниками переходившей вместе с религиею образованности

, борцами за начала государственные и гражданские. Эта одна черта уже

показывает во Владимире истинно великого человека : он вполне понял самый

верный путь к прочному водворению начал новой жизни , которые хотел

привить своему полудикому народу , и проводил своё намерение , несмотря на

встречаемые затруднения. Тот час после крещения на Руси возникают школы с

учителями священниками и появляются книжники-любители просвещения .

собиравшие и переписывающие книги. Летописец говорит , что матери ,

отпуская детей в школы , плакали о них как о мёртвых.

Крещение Руси не следует представлять себе как простую перемену верований.

Христианство , став господствующей религией на Руси , выразилось не только

в проповеди и богослужении , но и в целом ряде новых установлений и

учреждений. Из Греции пришла на Русь иерархия : в Киеве стал жить русский

митрополит , поставляемый Константинопольским патриархом ; в других городах

были поставлены подчиненные митрополиту епископы. В Киеве и во всех

епархиях строились церкви и устраивались монастыри ; причты церквей и

братия монастырей подчинялись своему епископу , а через него митрополиту.

Таким образом власть митрополита простиралась на всю Русь и объединяла всё

духовенство страны. Вместе с христианством на Русь пришла письменность. Как

ни слабо она была на первых порах , она все же оказывала огучее влияние на

познавших её людей. Богослужебные и священные книги принесены были на Русь

на доступном для всех языке - славянвком . том самом . на котором изложили

их славянские первоучители св. Кирилл и Мефодий и их болгарские ученики.

Язык этих книг был вполне понятен русским , и «книжное учение» было

поэтому не затруднено. Митрополит и вообще духовенство управляли и судили

подчиненных им людей так , как это делалось в греческой церкви , на

основании особого сборника законов Номоканона , получившего на Руси в

болгарском переводе название Кормчей книги. В этом сборнике заключались

церковные правела Апостольские и Вселенских соборов , также гражданские

законы православных византийских императоров. Церкви принадлежали земли ,

на которых духовенство и монастыри вели хозяйство по-своему ,

руководствуясь византийскими обычаями и законам , устанавливая такие

юридические отношения к земледельцам , какие были приняты в Греции.

Таким образом на Руси вместе с новым вероучением появились новые власти ,

новое просвещение , новые законы и суды , новые землевладельцы и новые

землевладельческие обычаи. Так как Русь приняла веру из Византии то всё

новое ,что пришло вместе с верою , имело византийский характер и

служило проводником византийского влияния на Русь. Для того чтобы понять ,

как именно сказывалось это влияние , необходимо несколько ознакомиться с

теми чертами общественного быта Руси в дохристианское время , которые

наиболее характеризуют первобытность тогдашних общественных отношений.

Одной из наиболее ярко выраженных черт общественного быта Руси , как уже

говорилось ранее , в дохристианское время был обычай «кровной мести» и

вообще «мести» , он был так хорошо распространен , что признавался законом

как нормальное правило.

Родовой быт первоначально вел людей к обособлению. Роды жили замкнуто .

чуждались один другого и враждовали один с другим. А между тем каждому роду

было необходимо со стороны добывать невест для браков своих родичей. Отсюда

возник обычай добывать их насилием и хитростью , посредством «умычки» или

увоза. Впоследвтвии этот обычай смягчился : если невесту «умыкали» , то по

предварительному с ней уговору. В то же время возникли и другие формы

заключения брака : жених мирно приходил за невестой и выкупал её у рода ,

уплачивая за неё «вено». Кое-где , там , где нравы были мягче , брак

заключался ближе к нашим обычаям : невеста приезжала в дом жениха и за ней

привозили её приданное. Но так бывало , по словам летописца , только у

полян. В прочих же местах семейный быт отличался грубостью , тем более ,

что везде существовал обычай многожёнства. Предание говорит , что сам князь

Владимир до крещения своего держался этого обычая. Положение женщины в

семье . особенно при многоженстве , было очень тяжело . о чём

свидетельствуют народные песни. В них горько оплакивается судьба девушки ,

отдаваемой или продаваемой в чужой род.

В языческое время на Руси было лишь одно сословное различие : люди

делились на свободных и несвободных , или рабов. Свободные назывались

мужами , рабы носили название челядь (в единственном числе холоп или раба).

Положение рабов , очень многочисленных , было тяжко : они рассматривались

как рабочий скот в хозяйстве своего господина. Они не могли иметь

собственного имущества , не могли быть свидетелями в суде , не отвечали за

свои преступления. За них ответствовал господин , который имел право жизни

и смерти над своим холопом и наказывал его сам , как хотел. Свободные люди

находили себе защиту в своих родах и сообществах ; холоп мог найти себе

защиту только у господина ; когда же господин отпускал его на волю или

прогонял , раб становился изгоем и лишался всякого покровительства и

пристанища.

Христианская церковь не могла примириться с такими порядками. Вместе с

Христовым учением о любви и милости церковь принесла на Русь византийскую

культуру. Уча язычников вере , она стремилась улучшить их житейские

порядки. Под влиянием христианства отдельные лица из языческой среды

изменяли к лучшему свои взгляды и нравы , шли вслед Христу и являли примеры

нравственной христианской жизни и даже подвижничества. О самом князе

Владимире предание говорит , что он смягчился под влиянием новой веры

, стал милостив и ласков. Среди дружины и земских людей появилось много

благочестивых христиан , почитавших церковь , любивших книги и иногда

уходивших от мирских соблазнов в монастыри и в пустынное житьё. Через свою

иерархию и примеры ревнителей новой веры церковь действовала на нравы и

учреждения Руси. Проповедью и церковною практикой она показывала , как надо

жить и действовать в делах личных и общественных.

Церковь старалась поднять значение княжеской власти. Князей она учила ,

как они должны управлять : «воспрещать злым и казнить разбойников». «Ты

поставлен от Бога на казнь злым , а добрым на милование» , - говорило

духовенство князю Владимиру , указывая ему , что князь не может оставаться

безучастным к насилию и злу на своей земле , что он должен блюсти в ней

порядок. Такой взгляд духовенство основывало на убеждении , что княжеская

власть , как и вся земная власть , учинена от Бога и должна творить Божью

волю. Но так как «всяка власть от Бога» и так как князь «есть Божий слуга»

, то ему надлежит повиноваться и его надлежит чтить. Церковь требовала от

подданных князя , чтобы они «имели приязнь» к князю , не мыслили на него

зла и смотрели на него как на избранника Божия. Очень грубо было воззрение

языческой Руси на князей , как на дружинных конунгов , которые берут дань

за свои военные услуги земле и которых можно прогонять , если они не угодны

, и даже убивать (как древляне Игоря). Церковь всячески боролась с таким

взглядом и поддерживала авторитет князей , смотря на них , как на

прирождённых и богоданных государей. Когда князья сами роняли своё

достоинство в грубых ссорах и междоусобиях , духовенство старалось мирить

их и учить , чтобы они «чтили старейших» и «не переступали чужого предела».

Так духовенство проводило в жизнь идеи правильного государственного порядка

, имея перед собою пример Византии , где царская власть стояла очень

высоко.

Найдя на Руси ряд союзов , родовых и племенных , дружинных и городских ,

церковь образовала собою особый союз - церковное общество. В состав его

вошло духовенство , затем люди , которых церковь опекала и питала , и ,

наконец , люди , которые служили церкви и от неё зависели. Церковь опекала

и питала тех , кто не мог сам себя кормить : нищих , больных , убогих.

Церковь давала приют и покровительство всем изгоям , потерявшим защиту

мирских обществ и союзов. Церковь получала в своё владение сёла ,

населённые рабами. И изгои , и рабы становились под защиту церкви и

делались её работниками. Всех своих людей одинаково церковь судила и рядила

по своему закону (по Кормчей книге) и по церковным обычаям ; все эти люди

выходили из подчинения князю и становились подданными церкви. И как бы ни

был слаб или ничтожен церковный человек , церковь смотрела на него по-

христиански - как на свободного человека. Для церковного сознания все были

братья во Христе , и не было перед Господом ни раба , ни господина. В

церкви не существовало рабства : рабы , подаренные церкви , обращались в

людей , лично свободных ; они были только прикреплены к церковной земле ,

жили на ней и работали на пользу церкви. Таким образом , церковь давала

светскому обществу пример нового , более совершенного и гуманного

устройства , в котором могли найти себе защиту и помощь все немощные и

беззащитные.

Церковь затем влияла на улучшение семейных отношений и вообще

нравственности в русском обществе. На основании греческого церковного

закона , принятого и подтверждённого первыми русскими князьями в их

«церковных уставах» , все проступки и преступления против веры и

нравственности подлежали суду не княжескому , а церковному. Церковные

суды , во-первых , судили за святотатство , еретичество , волшебство ,

языческие моления. Церковные суды , во-вторых , ведали

все семейные дела , возникавшие между мужьями и жёнами , родителями и

детьми. Церковь старалась искоренить языческие обычаи и нравы в семейном

быту : многожёнство , умыкание и покупку жён , изгнание жены мужем ,

жестокости над жёнами и детьми и т. п. Применяя в своих судах византийские

законы , более развитые , чем грубые юридические обычаи языческого общества

, духовенство воспитывало лучшие нравы на Руси , насаждало лучшие порядки.

В особенности восставало духовенство против грубых форм рабства на Руси. В

поучениях и проповедях , в беседах и разговорах представители духовенства

деятельно учили господ быть милосердными с рабами и помнить , что раб -

такой же человек и христианин , как и сам его господин. В поучениях

запрещалось не только убивать , но и истязать раба. В некоторых случаях

церковь прямо требовала у господ отпуска рабов и рабынь на свободу. Получая

рабов в дар , церковь давала им права свободных людей и селила их на своих

землях; по примеру церкви иногда то же делали и светские землевладельцы.

Хотя такие примеры были редки , хотя увещания благочестивых поучений и не

искореняли рабства , однако изменялся и смягчался самый взгляд на раба , и

дурное обращение с рабами стало почитаться «грехом». Оно ещё не каралось

законом , но уже осуждалось церковью и становилось предосудительным.

Так широко было влияние церкви на гражданский быт языческого общества. Оно

охватывало все стороны общественного устройства и подчиняло себе одинаково

как политическую деятельность князей , так и частную жизнь всякой семьи.

Это влияние было особенно деятельно и сильно благодаря одному

обстоятельству. В то время , как княжеская власть на Руси была ещё слаба и

киевские князья , когда их становилось много , сами стремились к разделению

государства , - церковь была едина и власть митрополита простиралась

одинаково на всю Русскую землю. Настоящее единовластие на Руси явилось

прежде всего в церкви , и это сообщало церковному влиянию внутреннее

единство и силу.

Наконец , христианская вера на Руси совершила переворот в области

искусства. Языческая Русь не имела храмов и довольствовалась изваяниями

идолов. Христианство привело к созданию громадных каменных храмов в

главнейших городах. Киевский храм Успения Богоматери(Десятинная церковь)

был древнейшим каменным храмом в Киеве. За тем были построены киевская

церковь св. Софии , новгородская церковь св. Софии и другие храмы и церкви.

Они строились по византийским образцам и украшались богатейшими мозаиками и

фресками. Архитектурное дело и живопись под влиянием церковного

строительства достигли в Киеве значительного развития. А с ними вместе

развились и другие искусства и художественные ремёсла , в особенности же

ювелирное дело и производство эмали. Первыми мастерами во всех отраслях

художественного производства были , конечно , греки. Позднее под их

руководством появились и русские мастера. Развивалось таким образом

национальное искусство. Но оно в Киевской Руси отличалось резко выраженным

византийским характером , и поэтому известно в науке под именем русско-

византийского.

В 866 году в своей окружной грамоте , разосланной восточным епископам ,

патриарх Фотий писал : «Россы , славные жестокостью , победители народов

соседних , в гордости рискнувшие воевать с Римской империей , уже оставили

суеверие , исповедуют Христа и суть друзья наши , быв ещё недавно злейшими

врагами. Они уже приняли от нас епископа и священника , имея живое усердие

к христианскому богослужению». В это время Россия числится 60-м

архиепископством среди епархий константинопольского патриарха. Казалось бы

, крещение Руси состоялось. Но , увы - оно не оставило заметного следа в

русской истории. Следствием его стало лишь появление христиан в княжеской

дружине , никак не повлиявшее на распространение христианства в народе.

Третий раз Русь была крещена в 957 году в лице святой равноапостольной

княгине Ольги , приехавшей для этого в Константинополь. Крестил её сам

патриарх , благословивший Ольгу по совершении таинства дарственным крестом

с надписью : «Земля русская воздвигнута для жизни в Боге крещением

блаженной Ольги». И опять , несмотря на то , что в отсутствии сына -

воинственного Святослава - Ольга была правительницей страны , христианство

на Руси , даже пользуясь её покровительством , не прививалось. Были и

церкви и христианские общины , но лишь в больших торговых городах , где

всегда собирались люди самого разного вероисповедания. Народ же продолжал

коснеть в язычестве. Всё это , однако , были только приготовительные

явления. При князьях так называемого Рюрикова дома господствовало полное

варварство. Они облагали русские народы данью , подчиняли их себе ,

объединяли ; но их власть имела не государственные а разбойничьи черты. Они

окружали себя дружиною , составляли из охотников разных племен рать и

делали набеги на соседей - на области Византийской империи , на восточные

страны , прикаспийские и закавказские. Цель их была - приобретение добычи.

Но Владимир не даром жил у варягов. Через два года в 980 году он собрал там

сильное войско и пришёл в свой Новгород , выгнал оттуда посадников Ярополка

и послал их сказать брату : «Владимир идёт на тебя , пристроивайся к

битве». Отпустив посадников , Владимир сел в Новгороде и послал в Полоцк ,

к тамошнему князю Рогволоду свататься к его дочери Рогнеде. Рогнеда сказала

: «Не хочу разуть сына рабы» , попрекнув его низостью происхождения по

матери. Послы Владимира , возвратясь , пересказали ему речи Рогнеды ; тогда

Владимир , собрав большое войско варягов и славян , чудь и кривичей , пошёл

на Рогволода. В то самое время как уже хотели вести Рогнеду к Ярополку ,

пришёл Владимир на Полоцк , убил Рогволода , двоих сыновей его , и

женился насильно на Рогнеде. Когда Владимир пришёл к Киеву со множеством

войска , то Ярополк не мог противиться ему и затворился в городе с людьми

своими и воеводою Блудом. К этому Блуду Владимир прислал с такими речами :

«Возьми мою сторону ; если мне не удастся убить брата , то ты будешь мне

вместо отца и получишь от меня большую честь , ведь не я начал убивать

братьев , а он : я же пришёл на него из страха , чтоб он и меня не убил».

Блуд отвечал послам Владимира , что будет помогать их князю. Блуд

замыслил победить Ярополка коварством и начал отговаривать выходить из

города на битву , говоря : «Беги скорей из Киева ; киевляне пересылаются с

Владимиром , зовут его на приступ к городу , обещали предать тебя ему».

Ярополк послушался , выбежал из Киева и затворился в Родне , а Владимир

вошел в Киев и осадил Ярополка в Родне , где скоро сделался страшный голод.

Тогда Блуд стал уговаривать Ярополк помириться с братом и отправиться к

нему в киевский дворец. Ярополк послушался и в этом. Но как только он вошёл

в сени , два варяга бросились на Ярополка и умертвили его.

В 981 году идет Владимир на ляхов , берет Перемышль (на реке Сане) ,

Червен за Западным Бугом и другие города , дойдя таким образом до долины

реки Сана , то есть до западного рубежа расселения восточных славян , в это

время усваивающих название русских. С этого западного рубежа он идет на

рубеж восточный и снова подчиняет Киеву вятичей. В 982 году приходится ему

снова идти на вятичей и окончательно их замирить. В 983 году Владимир идет

на ятвягов за Неманом и подчиняет себе их землю. В 984 году - новый поход -

на радимичей на реке Соже и их окончательное подчинение Руси. В 985 году -

поход на болгар. Князь имеет успех , но , по совету Добрыни , решает не

делать здесь завоеваний , а лишь заключить прочный мир.

В 988 году пошел Владимир с войском на Корсунь , город греческий ,

корсунцы заперлись в городе и крепко оборонялись. Владимир послал сказать

им : «Если не сдадитесь , то три года простою здесь», но они его не

послушались. Тогда Владимир , устроив свое войско , велел делать насыпи

около города ; но корсунцы , подкопав городскую стену , уносили насыпанную

землю к себе в город. В это время один корсунский житель именем Настас -

пустил стрелу в стан русский , а на стреле было написано : « На Восток от

тебя колодезь ; из него вода идет в город ; откопай колодезь и перейми

воду». Владимир в тот час велел копать , и точно , воду переняли у граждан

; тогда последние , изнеможенные от жажды , сдались. Владимир вошел в город

с дружиной и послал сказать императорам Василию и Константину : « Вот я

взял Ваш славный город : слышу , что есть у вас сестра девица : если вы не

отдадите ее за меня , то и оставшемуся городу вашему будет тоже , что

Корсуню».

В 991 году пошел Владимир на хорватов. Только что возвратился он с

Хорватской войны , и вот печенеги пришли с той стороны , от реки Сулы ;

Владимир пошел против врагов и встретил их на реке Трубеж. Русские стали на

этой стороне , а печенеги на той , и не смели ни наши перейти на

печенежскую сторону , ни печенеги на нашу. Тогда приехал князь печенежский

к реке , позвал Владимира и сказал ему : «Выпусти ты своего воина , и я

своего - пусть борются , и если твой осилит моего , то не будем воевать три

года , если же наш одолеет , то будем разорять вашу землю целые три года».

После этого разговора князья разошлись розно ; Владимир , пришедши к себе

в стан , послал кликать по шатрам : «Нет ли такого , кто бы взялся биться

с печенегом? » - и не сыскался никто. На другое утро приехали печенеги и

привели своего бойца , а у наших никого не было. Стал тужить князь Владимир

и опять кликать по всему войску ; тогда пришел к князю старик и сказал

ему : « Князь! Вышел я сюда на войну с четырьмя сыновьями , а пятый ,

меньшой , остался дома ; с самого детства не было человека , кто бы одолел

его : однажды он мял воловью кожу , а я стал его за что-то бранить , так он

, на меня рассердясь , прорвал кожу руками». Князь , слыша это ,

обрадовался и послал за силачом ; когда он пришел , то князь рассказал ему

в чем дело ; то отвечал : «Не знаю , князь , могу ли биться с печенегом ;

но пусть испытают меня : нет ли здесь большого и сильного быка? Нашли быка

, большого и сильного , велели разъярить его горячим железом и пустили на

волю : когда бык бежал мимо силача , тот схватил его рукою за бок и вырвал

кожу с мясом. Владимир , видя это , сказал ему : «Можешь биться с

печенегом». На другое утро пришли печенеги и начали опять кричать : «Что

же? Нашелся ли боец? А наш уже готов!» Владимир еще за ночь велел своему

бойцу вооружиться , и вот оба показались. С печенежской стороны вышел

великан , страшный видом ; выступил и Владимиров богатырь: он был среднего

роста, и потому печенег, увидав его, начал смеяться. Размерили место между

обоими полками , пустили борцов : те схватились и начали крепко щемить друг

друга ; наш стиснул печенега руками и ударил его о землю ; тогда с обеих

сторон раздался крик ; печенеги побежали ; русские ударили вслед за ними и

погнали их. Владимир был очень рад , сделал богатыря знатным человеком , и

отца его тоже ; потом возвратился в Киев с победою и славою великою.

В 995 году опять пришли печенеги к городу Василеву. Владимир вышел против

них с малою дружиною , и когда вступил в битву , то не мог удержаться ,

побежал и едва укрылся от врагов под мостом. Тут обещался Владимир

поставить церковь св. Преображения в Василеве , потому что в тот день было

Преображение. Избавившись от беды , Владимир точно поставил церковь и

сделал большой праздник , наварил меду и созвал бояр своих , и посадников

, и старшин изо всех городов , и всяких людей много , а нищим роздал триста

гривен. Праздновав восемь дней , Владимир возвратился в Киев на Успение

Богородицы и тут опять сделал большой праздник , созвав бесчисленное

множество народа. Он приказал всякому , нищему и убогому , приходить на

княжий двор и брать все что надобно : питье , кушанье и деньги из казны.

Князь говорил также : «Ведь больные и слабые не могут дойти до моего двора»

- и потому велел сделать телеги , накладывать на них хлеб , мясо , рыбу ,

овощи разные , мед , квас и развозить по городу , спрашивая : «Где больные

и нищие , кто ходить не может?» - тем раздавали все это. Каждое

воскресенье завел он на дворе своем пиры , куда приходили бояре , дворяне

, соцкие , десяцкие , лучшие люди , при князе и без князя : на тех пирах

бывало множество мяса : говядины и дичины , было много всего. Вот , бывало

как подопьют , то и начнут роптать на князя , говоря : «Что это наше здесь

за житье горькое! дает нам есть деревянными ложками , а не серебряными!»

Владимир , услыхав ропот , велел подавать серебряные ложки и сказал : «С

серебром и золотом не найдешь дружины , а с дружиною найду и серебро и

золото , как дед мой и отец с дружиною доискались золота и серебра».

Владимир любил свою дружину и думал с нею обо всяких делах : об устройстве

земском , о войнах , об уставах земских. С окольными князьями жил он мирно

, и с польским князем , и с венгерским, и с богемским : были между нимии

мир и любовь.

В 997 году Владимир пошел к Новгороду за войском на печенегов , потому что

войны были беспрестанные. В это время печенеги , узнав , что князя нет ,

пришли и стали около Белгорода , не давая никому выхода , от чего сделался

вдруг большой голод. В такой беде граждане собрали вече и сказали :

«Пришлось помереть с голода , а от князя нет помощи ; сдадимся печенегам :

кого убьют , а кого в живых оставят ; нам все равно помирать же голодною

смертию». Так и решили. На этом вече не было одного старика и когда он

после спросил : «Зачем это собирали вече?» - то ему отвечали , что завтра

хотят сдаться печенегам. Старик послал за городскими старшинами и сказал им

: «Что это я слышал , будто вы хотите сдаться печенегам?» Те отвечали : «Да

что ж будешь делать? Люди не хотят терпеть голода». Тогда старик сказал им

: «Послушайте же меня , не сдавайтесь еще денька три и сделайте так , как я

вам скажу». Когда те обещали слушаться его , старик продолжал : «Сберите

хоть по горсти овса , или пшеницы , или отрубей». Старшины исполнили его

волю. Тогда он велел женщинам сделать раствор , на чем кисель варят ; велел

также выкопать колодезь , вставить в него кадку и налить ее раствором ;

велел выкопать и другой колодезь и в него вставить кадку. Потом велел

сыскать где-нибудь меду ; ему принесли его целое лукошко : спрятано оно

было в княжеском погребе ; старик приказал сделать из него сыту пресладкую

и вылить в кадку , которая стояла в другом колодезе. На другой день он

велел послать за печенегами ; граждане пошли и сказали им : «Возьмите у нас

заложников , а сами подите , человек с десять в город и посмотрите , что у

нас делается». Печенеги обрадовались , думая , что хотят им сдаться : взяли

заложников , а сами выбрали лучших мужей и послали в город проведать , что

там такое делается. Когда печенеги пришли в город , то жители сказали им :

«Зачем вы себя губите? Хоть десять лет стойте под нашим городом , ничего не

сделаете : у нас сама земля дает корм ; если же не верите , посмотрите

своими глазами». Сказав это , привели их к колодезю , где был раствор ,

почерпнули из него ведром и налили в котлы ; когда сварили кисель , то

взяли печенегов , и привели к другому колодцу , почерпнули сыты , и начали

есть , сперва сами , а потом дали и печенегам. Те удивились и сказали : «Ни

за что не поверят наши князья , если сами не отведают». Тогда граждане

налили горшок раствора и сыты из колодца и дали печенегам ; те пошли к

своим и рассказали им все , что с ними случилось. Князья печенежские

сварили себе кисель , поели , подивились , потом собрались и пошли прочь от

города.

Владимир прожил долгий век и княжил почти полста лет , возвеличив и укрепив

Киев и всю Русь. У Владимира было большое семейство. У него до греческой

царевны Анны , последней супруги его , были ещё жёны. Одна из них

прекрасная , но несчастная Рогнеда , дочь Рогвольда , оскорблённая ,

осиротевшая , опозоренная , ставшая лишь по имени женою ненавистного

князя , была им скоро забыта. Она взращивала рожденного от него сына ,

мучимая чувством мести , ревностью и оскорблённым самолюбием. И когда

однажды он её посетил и , случайно , у неё заснул , она решилась на

мужеубийство. К счастью , Владимир проснулся вовремя и удержал занесённую

над ним руку с ножом. Мужеубийство и у норманнов , и у славян влекло не

минуемо смерть для виновной. Княгиню же по норманнской традиции , мог

казнить только сам князь. И Владимир приказывает надеть Рогнеде княжеское

платье , сесть на богатой постели и ждать его. Но когда он вошёл с мячом в

руке , его встретил наученный матерью маленький , 4-5-летний Изяслав , став

, тоже с мечом на защиту матери. И грозный язычник не посмел свершить то ,

что повелевала ему норманнская честь. Он растерянно говорит : «А кто же

тебя знал , что ты здесь?!» Бросает меч и идёт собирать бояр и просить их

совета. А бояре советуют простить жену и даже вернуть ей и Изяславу землю

Рогвольда. Мало того , Рогнеда опять была в чести. От неё у Владимира было

ещё три сына : Мстислав , Всеволод , в том числе и Ярослав , родоначальник

всей последующей династии Рюриковичей , и две дочки. Другие же летописи

противоречат этому , сообщая , что Владимир имел от несчастной княжны

полоцкой одного только сына , Изяслава , и отпустил её с сыном в землю отца

; с тех пор потомки Рогнеды княжили особо в Полоцке и между ними и

потомством Ярослава существовала постоянная родовая неприязнь ,

поддерживаемая преданиями о своих предках. От других : чехини , гречанки ,

вдовы Яролополка , чехини второй и болгарки : Вышеслав , Святослав ,

Борис , Глеб , Станислав , Судислав , Позвизд. Кроме того он усыновил

Святополка , сына убитого брата своего Ярополка.

В конце жизни постигло Владимира сильное огорчение. В 1014 году его сын ,

Ярослав , который княжил в Новгороде и давал каждый год в Киев по две

тысячи гривен , а тысячу раздавал в самом Новгороде дружине , что делали и

все прежние посадники новгородские , в этот год вдруг не захотел давать

дани отцу своему. Владимир сказал : «Поправляйте дороги и мостите мосты» ,

- потому что хотел идти на Ярослава войною , да вдруг разболелся. Между тем

послышали , что печенеги идут на Русь ; Владимир выслал против них сына

Бориса , а сам сильно разболелся ; в этой болезни и умер. После кончины

Владимира бояре испугались , что его сыновья начнут борьбу за престол.

Приближённые Владимира хотели помочь сыну Владимира Борису , которого отец

накануне отправил в военный поход против печенегов. Чтобы скрыть смерть

князя до тех пор , пока не вернётся Борис , бояре тайно проломили заднюю

стену терема и ночью отнесли тело Владимира в церковь. Но народ узнал об

этом , и к церкви сошлось огромное количество людей. «И плакали по нём.

Бояре как по заступнику земли , бедные как по кормильцу». Тело Владимира

положили в мраморный гроб и похоронили в каменной церкви Святой Богородицы.

- Удивления достойно , сколько добра сотворил он Русской земле , - сказал о

нём летописец. Имя князя Владимира Святого - Владимира Красное Солнышко -

навсегда связано с крещением Руси. На самом высоком холме Киева ему

воздвигнут памятник. Холм этот получил название Владимирская горка. А сам

князь Владимир причислен к лику святых.

План.

1. Языческая Русь до крещения.

2. Как Владимир стал единовластным правителем Руси.

3. Первые годы правления Владимира.

4. Поход на Корсунь. Крещение Руси.

5. Владимир и Русь после крещения.

6. Владимир как военный , политический деятель.

7. Последние годы правления Владимира и смерть.

8. Значение личности Владимира и крещения Руси в истории государства

Российского.

Список использованной литературы.

1. Амелькин А. О. , Кретинин С. В. , Филюшкин А. И. Всемирная история в

лицах для детей. Книга для чтения. - Воронеж : Центрально-Чернозёмное

книжное издательство , 1996 год - 558 стр.

2. Бутромеев В. П. Всемирная история в лицах : Раннее средневековье.

Энциклопедия для школьников. Серия «Детский плутарх». - Москва :

издательство «ОЛМА-ПРЕСС» , 1999 - 320 стр.

3. Ошимова А. О. История государства Российского с его возникновения до

времён Петра I. - Москва : издательство ТКО АСТ , 1996 год - 464 стр.

4. Петухов Ю. Д. Научно-популярный литературно-художественный журнал № 3. -

Москва : культурно просветительское издательство «История» ,

«Метагалактика» , 1997 год - 288 стр.

5. Потапчук И. Чтение по русской истории. Хрестоматия для старшеклассников.

- Тула : издательство «Пересвет II» , фирма «Ослябя» , 1995 год - 592

стр.

6. Поспелов Н. П. , Лисовой Н. Н. Российские судьбы. Святая Ольга -

Владимир Святой. - Москва : издательство «Новатор» , 1996 год - 400

стр.

7. «Русская Православная Церковь 988 - 1988». - Москва : издание Московской

Патриархии , 1988 год.

8. Соловьёв С. М. Чтение и рассказы по истории. - Москва : издательство

«Правда» , 1989 год - 768 стр.



© 2009 РЕФЕРАТЫ
рефераты