Культура средневековой Европы
Культура средневековой Европы
Тема:
Культура средневековой Европы.
Древнерусская литература: семь веков.
Русская литература насчитывает почти тысячелетнюю историю. Это
одна из Старейших литератур Европы. Её начальный, или древ-нейший,
период длился более семи столетий, с 11 по 17 век, и имел
специфические черты, присущие средневековью, выражавшиеся,
прежде всего, в мировоззренческой основе литературы и её рукопис- ном
характере.
Литература на Руси появилась во второй половине 10 века с расп-
ространением христианства и славянской письменности. Христианст- во –
письменная религия. Возникновение и развитие письменности
обусловлено потребностью в изложении и распространении христи-
анского вероучения. С одной стороны, переводная литература дала
толчок развитию оригинальной древнерусской литературы, с другой - её
возникновение было в значительной степени подготовлено высо- ким
уровнем развития устного народно – поэтического словесного
творчества – сказок, былин, песен и т. д. Но в отличие от фольклора,
литература формировалась иным типом мышления, на иной эстети- ческой
основе. Фольклор – результат творчества широких народных масс. Его
среда обетования была гораздо шире среды обетования ли- тературы.
Литература – продукт деятельности не всей, а только обра- зованной
части общества.
Как область умственной деятельности, средневековая литература
тесным образом была связана с философско – мировоззренческими
представлениями писателей, выражая их прямо или отражая опосре-
дованно. Для древнерусской литературы эта связь была тем более
сильна, что в средневековый период художественный метод отраже- ния
бытия, присущий литературе, не существовал обособленно от на- учно –
познавательного метода по причине синкретизма средневеко- вого
личностного и общественного сознания. В результате развитие
литературы было тесным образом связано с развитием философско-
мировоззренческой мысли Древней Руси. При периодизации литера- турного
процесса необходимо не только исходить из смены и взаимо- отношений
исторических событий и эпох, но и учитывать процесс развития
мировоззрения в Древней Руси, не забывая о теснейшей свя- зи этих двух
процессов. В этой связи необходимо рассмотреть фило- софско –
мировоззренческие представления Древней Руси 10 – 17 вв., отражение
взглядов в литературе и влияние их на развитие литератур- ного процесса
средневековья.
Миры видимый и невидимый в сознании книжно – образованных людей 10
– 13 вв., к которым относились и писатели, составляют сот- ворённую
Богом Вселенную. В центре неё находится сам Творец. От- туда взирает он
на сотворённый мир и правит им. Его взор на мир – из центра мироздания,
из глубины иконы, отразили иконописцы в обрат- ной перспективе икон.
Человек, стоящий перед иконой и общающийся через неё с Богом, был
последним в ряду творений. В момент молитвы он составляет с ней целое,
как бы «замыкает» икону. Благодаря обрат- ной перспективе на человека
обращён идущий из глубины иконы взг- ляд Создателя.
«Что есть человек, что ты знаешь о нём?» - этими словами из
Псалтыри начинает свои рассуждения о человеке, о смысле жизни в
«Поучении» детям киевский князь Владимир Мономах (1053-1125).
Проблема человека в древнерусской литературе, на всём её семисот-
летнем протяжении, остаётся центральной. И весь путь её можно
обозначить как путь, начинающийся в 11 в. с постижения мироздания и
определения места человека в нём, до постижения в 16 – 17 веках
самого человека, попытки покрытия его внутреннего мира и характе- ра.;
от духовности к душевности.
В 11 веке человек представлялся как малый мир, «микрокосмос»,-
подобие большого мира, «макрокосмоса», Вселенной. «Сотворил Бог
человека, как бы некий второй мир: малый – в великом», - говорит
Иоанн Дамаскин.
Как и весь окружающий его мир, человек – божественное творе-
ние. И в значении своём они почти равнозначны. Наблюдая окружаю- щий
мир, человек убеждался в величии Творца. А человек – подобие Творца,
вершина его творения, и тем он возвышается над сотворён- ным видимым
миром.
Мир устроен волею Бога, и его движение изначально предопреде- лено.
Отсюда – провиденциализм в истории: события жизни не взаи- мосвязаны
между собой, каждое из них происходит повелением свы- ше. Такой взгляд
на историю отразился в крупнейшем историческом сочинении Киевской
Руси – «Повести временных лет» - первом оте- чественном летописном
своде, составленном около1113 года монома- хом Киево – Печерского
монастыря Нестором.
В основу «Повести» легли русские летописные своды 11 в. и ви-
зантийские хроники, тексты Священного писания и народные преда- ния и
легенды, рассказы очевидцев и личные впечатления составите- лей.
«Повесть» включила в себя разнообразные литературные жанры: от
кратких погодных записей, повестей, поучений, притч, преданий до
легендарно – библейских сказаний и княжеских житий.
Следует отметить, что историческая тематика занимает в древне-
русской литературе доминирующее место. Уже в одном из первых до- шедших
до нас историософском сочинении русского митрополита Илариона
«Слове о Законе и Благодати», написанном между 1037 и 1051 годами,
сделана удачная попытка осознать историческое место Древней Руси в
контексте мировой христианской истории. В «Повести временных лет» эта
тема получила своё дальнейшее развитие.
Литература Киевской Руси в 1238 – 1240 гг. была богата самыми
разнообразными по темам и жанрам произведениями. Период 11 – 13 веков
очень плодовит в жанрообразовательном плане. Древняя Русь быстро
усвоила жанровую систему, привнесённую переводной, преж- де всего,
церковной литературой, и стала формировать свою собствен- ную. Конечно
же, жанры церковной литературы занимали в древне- русской
письменности этого периода ведущее место, однако заметно и
значительное развитие жанров мирской литературы.
В мирской литературе на протяжении многих столетий доминиро- вала
историческая тематика, а среди жанров – историческая повесть, во
многих своих разновидностях: воинской повести, историческом
сказании, повести о княжеских преступлениях и других. Некоторые из них
входили в состав летописей, как изумительная по мастерству опи- сания
«Повесть об ослеплении Василька Теребовльского», помещён- ная в
«Повесть временных лет» под 1099 годом. Некоторые бытовали
самостоятельно: «Слово о полку Игореве», «Повесть о разорении Ря- зани
Батыем» - и позднее включались в сборники или своды.
«Слово о полку Игореве» - самая крупная жемчужина древнерус- ской
словесности. Окружающие его произведения только оттеняют его
достоинство. «Слово» Даниила Заточника впервые поставило проблему
интеллектуального служения князю, превосходства ума над физической
силой.
К середине 13 века уже сложилась определённая иерархическая
система жанров в Древней Руси. В церковной литературе высшую ие-
рархическую ступень занимали Евангелия, затем следовали книги
апостолов, Апокалипсис, жития святых. В светской литературе доми-
нировал жанр летописей, затем шли княжеские жизнеописания, исто-
рические повести, слова, послания и так далее.
Во второй половине 13 века начинался новый этап в истории древ-
нерусской литературы. Начался он переходным периодом, длившимся почти
столетие. В его продолжение в уже устоявшейся мировоззрен- ческой
системе появляются представления, которые вышли за рамки этой системы
и, в конечном итоге, её значительно изменили. Символ, как средство
раскрытия смысла, обретения истины, уступил место ре- алиям.
Накапливаемый практический опыт дал толчок познаватель- ному
мышлению. Развитие самостоятельного мышления привело к из- менению в
14 – 16 столетиях мировоззренческой системы. Общий взгляд на
мироздание, всеобщую историю, сменился в этот период конкретным
взглядом на русскую историю, её отдельные события и остановился,
наконец, на человеке.
Смена мировоззренческих взглядов сказалась в творчестве писате- лей
и изографоф. Происходящие перемены особенно заметны в иконе.
Постепенно, к концу 16 века, обратную перспективу вытесняет
привычная для нас линейная перспектива. Изограф взглянул на мир
глазами обыкновенного человека. В результате значительных измене- ний в
мировоззрении, в центре внимания литературы оказался чело- век.
Возник интерес к личности, к поступкам, чувствам и мыслям че- ловека,
отразившийся в исторической литературе и возникновении в 15 веке
оригинальных бытовых повестей. В произведениях появилась личностная
оценка писателя происходящих событий. Наряду с офици- альной
государственной точкой зрения, в литературе стал проявляться частный
взгляд на историю и личности.
Конечно, 16 век нельзя сравнивать ещё с 19 веком, с расцветом
глубоко психологической русской прозы, но всё же к концу 16 века
наметился существенный поворот во взглядах на человека. Причина этих
перемен – в возросшем интересе к знаниям. В 14 – 16 столетиях
переводится разнообразная средневековая научная литература, разви-
ваются ремёсла, прикладные знания. Появился значительный интерес к
своему историческому прошлому. Появляется осознание неповтори- мости эпох
и событий, ценности человеческой личности.
Интерес к личности привёл к усилению и обогащению личностно- го
начала в литературе. Стали выражаться различные мнения по по- воду тех
или иных явлений русской жизни, всё более отчётливо стали проявляться
особенности индивидуального стиля писателя.
Не случайно в этот период появляются первые профессиональные
писатели, которые наряду со своей основной деятельностью профес-
сионально занимались и литературой. Так, Киприан был митрополи- том,
Епифаний Премудрый – монахом, оба были авторами житий.
Расширение кругозора, стремление пополнить географические
знания способствовали появлению произведений о путешествиях.
Конец 15 века и век 16 – это расцвет публицистики в древнерус-
ской литературе. Впервые появляется вымысел в исторических произ-
ведениях.
17 век внёс свои значительные коррективы в средневековые пред-
ставления Древней Руси, и сказываются они, прежде всего, в секуля-
ризации мировоззрения: отделении религиозного начала от мирского.
Появляются новые виды литературы – драматургия и силлабическое
стихотворство.
Одна из важнейших заслуг 17 века в развитии литературы – от-
крытие характера. У персонажей лучших светских повестей 17 века уже
показано сложное переплетение добрых и плохих черт, возникает
представление о характере и его формировании под воздействием
обстоятельств и влиянием других персонажей, количество которых в
повести значительно расширяется. Повести заняли ведущее место в
литературе 17 века.
Литература подошла к новому периоду в своей истории.
Средневековая живопись.
Живопись – важное средство художественного отражения и ис-
толкования действительности, воздействия на мысли и чувства зрите- лей,
обладает существенным социальным содержанием и разнообраз- ными
идеологическими функциями.
Развитие западноевропейской живописи тесно связано с научны- ми
открытиями и общим расширением кругозора. Великие географи- ческие
открытия, переворот в мировоззрении людей, связанный с сис- темой
Коперника, обогатили сознание людей. В Голландии, началь- ный период
развития натюрморта нашёл своё отражение в творчестве Бальтазара ван дер
Аста, картины которого демонстрируют радость нового постижения
красоты природы. В композициях замечательных живописцев Питера Класа
(1597 или 1598 – 1661) и Виллема Класа Хеды (ок. 1594 – ок. 1680),
изображённые в картинах предметы объе- диняются, важным фактором
становится свет, падающий на предме- ты.
Ощущение вещественности предметов, их жизненного естества,
умение извлекать из сочетаний предметов действенные, характеризу- ют
творчество замечательного мастера Франсуа Рейкхалса, оказавше- го
значительное влияние на двух крупнейших мастеров голландской живописи
Абрахама ван Бейерена и Виллема Калфа. Абрахам ван Бей- ерен был
художником страстного кипучего темперамента, ищущим, стремящимся
передать в искусстве свою напряжённую жизнь.
Крупнейшим мастером натюрморта является фламандский живо- писец
Франс Снейдерс (1579–1657). В зрелый период своего творчест- ва он
создаёт монументальные декоративные полотна, в которых изображает
груды битой дичи, фруктов, овощей, цветов. Мощь, изо- билие природы,
яркая, жизнеутверждающая сила материи прославля- ются Снейдерсом в
его многочисленных, огромных по размеру ком- позициях, предназначенных
для украшения дворцов фламандских вельмож.
Изображения отдельных предметов, несущие в себе как символи-
ческое, так и чисто декоративное значение, мы видим во многих порт- ретах
кисти таких итальянских художников, как Венето, Морони, Лот- то,
Бронзино.
Ростки испанского натюрморта можно найти в творчестве Фран- сиско
Сурбарана (1598 –1664). Его картина «Детство Богоматери», где образ
юной Марии трактован столь живо и лирично, даёт нам яркое
представление о том, как испанский художник не только виртуозно
передаёт фактуру и форму вещей, но и каждую из них наделяет боль- шим
духовным смыслом.
К числу наиболее ярких представителей немецкого искусства 17 в.
принадлежит Георг Флегель, художник, предметы в картинах которо- го
обладают свойством вступать в непосредственный контакт со зри- телем.
Говоря о живописи, нельзя не упомянуть Леонардо да Винчи
(1452 –1519) - итальянского живописца, скульптора, архитектора, учё-
инженера. Сочетая разработку новых средств художественного языка с
теоретическими обобщениями, он создал образ человека, отвечаю- щий
гуманистическим идеалам Высокого Возрождения. Гуманисти- ческий
идеал женской красоты воплощён в портрете Моны Лизы (Джоконда).
Микеланджело Буонарротти (1475 – 1564) – итальянский скульп- тор,
живописец, архитектор, поэт . Он с наибольшей силой выразил глубоко
человечные, полные героического пафоса идеалы Высокого Возрождения, а
так же трагические ощущения кризиса гуманистичес- кого миропонимания в
период Позднего Возрождения. Монументаль- ность, пластичность и
драматизм образов, преклонение перед челове- ческой красотой появились
уже в ранних произведениях.
К Великим живописцам средневековья так же относятся Рафаэль
Санти и Рембрандт Харменс ван Рейн. Рафаэль Санти (1483 –1520)-
итальянский живописец и архитектор – с классической ясностью и
возвышенной одухотворённостью воплотил жизнеутверждающие иде- алы
Возрождения. Его ранние произведения проникнуты изяществом и мягким
лиризмом. Земное бытие человека, гармонию духовных и физических
сил прославил в росписях комнат Ватикана, достигнув безупречного
чувства меры, ритма, пропорций, благозвучия колорита, единства фигур и
величественных архитектурных фонов. В портретах создал идеальный тип
человека Возрождения. Проектировал собор святого Петра, строил
капеллу Киджи церкви Санта – Мария дель По- поло в Риме.
Рембрандт Харменс ван Рейн (1606 – 69) – голландский живопи- сец,
рисовальщик, офортист. Его новаторское искусство отличается
демократизмом и жизненностью образов. Сочетая глубину психоло-
гической характеристики с исключительным мастерством живописи,
основанной на эффектах светотени, писал портреты, в т. ч. групповые и
мифологические сцены. К 1660-м годам относятся наиболее слож- ные по
психологической структуре религиозные и исторические ком- позиции.
Широкая, свободная живопись Рембрандта приобретает
пространственную глубину, светотень выступает как средство раскры- тия
психологических коллизий.
Важнейший вклад в развитие средневековой культуры внёс анг-
лийский драматург и поэт Уильям Шекспир (1564 – 1616) – крупней- ший
гуманист эпохи Позднего Возрождения. В творчестве Шекспира отразились
социальные противоречия, предшествовавшие Английс- кой революции
17 века. Ранние пьесы проникнуты жизнеутверж- дающим началом:
«Укрощение строптивой», «Сон в летнюю ночь», «Ромео и Джульетта» и
т. д. В исторических хрониках запечатлён кризис феодальной системы.
Шекспировский канон включает 37 драм. Глубокий лиризм и поэтичная
образность присущи как поэмам и «Со- нетам», так и драмам (написанным
преимущественно белым стих- хом), отличающимся проникновенным знанием
характеров и страстей. Масштаб событий у Шекспира делает личные драмы
героев явлени- ями государственного и общественного значения.
Изображение харак- теров во всей их многогранности и движении –
важнейший вклад Шекспира в развитие человеческой культуры.
Николай Коперник (1473 – 1543) – польский астроном, совершив- ший
переворот в естествознании, отказавшись от принятого в тече- ние
многих веков учении о центральном положении Земли, объяснив видимые
движения небесных светил вращением планеты вокруг оси и обращением её
вокруг Солнца.
Галилео Галилей (1564 – 1642) – итальянский учёный, один из ос-
нователей точного естествознания – всю свою жизнь боролся против
схоластики, считая основой познания опыт. Заложил основы совре-
менной механики, построил первый телескоп. Активно защищал гели-
оцентрическую систему мира Коперника, за что был подвергнут суду
инквизиции.
Надо сказать, что в средние века большинство учёных подверга-
лось гонениям со стороны инквизиции – судебно – полицейского уч-
реждения для борьбы с ересями. Учёный, который опровергал учения церкви,
считался еретиком и обычно приговаривался к сожжению. Примером
тому может служить судьба итальянского философа – пан- теиста и поэта
Джордано Бруно (1548 – 1600), выдвинувшего концеп- цию о бесконечности и
беслисленном множестве миров Вселенной.
Работы Исаака Ньютона (1643 – 1727) – английского математика,
механика, астронома и физика – надолго определили пути развития
физики и математики. Значительная часть классической механики на- долго
сохранилась в виде, созданном Ньютоном. Закон всемирного тя- готения
постепенно осознавался как единый принцип, позволяющий строить
совершенную теорию движения небесных тел. Созданный им матемачический
анализ открыл новую эпоху в математике.
Трудно представить, какой была бы современная жизнь без гениев
средневековья, людей, которые не смотря на протесты церкви, про-
возглашали свет Высокой культуры. Об этих людях, известных нам со
школьной скамьи, можно написать очень много.
Используемая литература: А. Н. Ужанков «Хрестоматия по древнерусской
литературе»
Анатолий
Томилин «Рассказы об электричестве»
«Советский
Энциклопедический словарь»
М.
Шахнович «Тайны Прометея»
«Энциклопедический словарь математика»
Журнал
«Огонёк» 1987 года.
-----------------------
[pic]
|