рефераты
рефераты
Главная
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Логика
Военная кафедра
Банковское дело
Биржевое дело
Ботаника и сельское хозяйство
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство

Монополия на водку в России


Монополия на водку в России

Эссе о монополии. На водку.

Опыт трансперсонального восприятия.

Автор: Михаил Коган

История не терпит сослагательных наклонений. Я долго силился понять, что же

это все-таки значит, но так и не понял. Но, как мне кажется, это неплохое

начало для эссе.

В слове «монополия» девять букв. Странно, правда? Почему не семь или шесть?

Одно время мне казалось, что можно придумать слово и покороче. Позднее, я

понял, как сильно заблуждался. Ведь в латинском языке нет коротких слов.

Почему? Для многих исследователей-латинистов это до сих пор остается

загадкой. Что уж говорить о простом русском пареньке еврейской наружности и

с временной регистрацией в Москве… Однако, у меня есть кое-какие

предположения на сей счет. Мне кажется, древние просто выпендривались.

Представьте себе такую картину: Римская Империя, II в. до н. э. Какой-то

мальчик, безумно влюблен в какую-то девочку. Она не отвечает ему

взаимностью. Но в один прекрасный день он подходит к ней и таинственно

сообщает: «У меня дома есть монополия! Хочешь посмотреть?» Наивная девочка,

снедаемая любопытством, нерешительно кивает. Через час она уже не девочка.

А проходит чуть меньше года и она – молодая кормящая мать.

Но мы отвлеклись! А раз так, то почему бы ни отвлечься еще раз…

Поговорим о семантике и этимологии слова «монополия». Или не стоит?

Пожалуй, я ограничусь лишь тем, что приведу выдержку из Советского

Энциклопедического Словаря. В нем дается следующее толкование слова

«монополия»:

Монополия (от моно… и греч. полео – продаю), исключит. (монопольное)

право в к.-л. сфере деятельности гос-ва (напр., монополия внешней

торговли), орг-ции, фирмы и т.д.

Микроэкономическому учению не свойственна столь безудержная широта

обобщения. Но приведенное выше определение универсально для всех областей

знаний и объективно отображает смысл данного явления.

Итак, монополия на водку. От этого словосочетания у многих российских

граждан неприятно сводит мышцы живота, потеют подмышки. Бывает даже, что

случаются пароксизмы страха и легкие обмороки. Чтобы понять причины столь

характерной реакции людей, обратимся к истории водочной монополии в России.

Когда в 1386 году генуэзские купцы впервые привозят виноградный спирт

(аквавиту) в Москву, он становится известным при великокняжеском дворе, но

не производит особого впечатления. На протяжении пятидесяти лет в Россию

вновь и в большом количестве поступают образцы аквовиты. Их везут из

Флоренции (Италия) русские и греческие монахи, не удовлетворенные

результатами своих теологических изысканий, но готовые продолжить

совершенствовать свой дух новыми, более эффективными, методами. Однако

высшие сановники находят аквовиту зельем вредным, после чего следует запрет

на ее ввоз в Московское государство.

Но прогресс не остановить. И с 1474 года производство алкогольных продуктов

в России становится прочной (фиксируемой документально) государственной,

царской регалией. В это же время вводится монополия на производство и

продажу хлебного вина, а так же все прочее спиртные напитки – мед, пиво,

шнапс, ранее никогда не подвергавшиеся налогообложению. После это еще

десять лет (1480 – 1490 гг.) Великий князь ведет спор с православной

церковью с целью запретить ей производство алкогольных напитков и тем самым

ликвидировать брешь в государственной винной монополии. Но духовные

ценности превалируют над невежественной светскостью, и подвижники веры

продолжают очищение.

Во времена царской власти монопольная политика постоянно претерпевала какие-

то изменения. При Алексее Михайловиче питейное дело в России подверглось

реформированию. Была отменена система откупов, вводимая в периоды крайней

нужды и отдававшая целые области рынка в мохнатые лапы алчных и беспощадных

откупщиков. Была запрещена продажа водки в кредит, способствовавшая прежде

созданию «кабацких долгов» и закабалению людей. Кроме того, были уничтожены

частные и тайные кабаки.

Петр I уделял монопольной политике в отношении водки особое внимание,

решительно склоняясь к тому, что главное в период Северной войны (1705 г.)

– это получение наивысшей прибыли для государства от продажи водки.

В 1765 году правительство Екатерины II вводит привилегию винокурения для

дворянства, освобождая его от всякого налогообложения. А дворяне – это вам

не монахи! Политика Екатерины II привела не только к взяточничеству и

коррупции, но и к тому, что постепенно возобладала подрядно-откупная

система.

Конец произволу положил зрелый и рассудительный Александр I. В 1819 году

его правительство ввело строгую государственную монополию. Исключение было

сделано лишь для отдаленной Сибири, где центральная власть все равно была

не в силах бороться со злоупотреблениями откупщиков. Отныне, государство

брало на себя целиком производство водки и ее оптовую продажу, а разницу

отдавала в частные руки. Но, не обладая торговыми точками, государство не

могло еще ввести полной монополии в XIX в. Кроме того, предупреждая

спекуляцию государственной водкой, правительство установило твердую цену на

столь любимой всеми напиток – по 7 рублей ассигнациями за ведро. Учитывая

то, что простому русскому мужику ведра хватало на вечер, введение казенной

монополии на водку сразу же пополнило государственную казну – за год доходы

от водки увеличились почти на 10 млн. рублей. Но лишь выявилось подобное

положение, как розничные виноторговцы попытались взять реванш. Они стали

недоплачивать государству, воруя и фальсифицируя продукт, что привело к

снижению отчислений в казну. В целом и потребление водки в России стало

падать, ибо наличие домашнего дворянского винокурения сдерживало как рост

распространения пьянства, так и спрос на худшую по качеству казенную водку.

Рынок был насыщен товаром, и в этом случае приходилось страдать уже не

столько потребителю, сколько производителю. Но поскольку в России любой

производитель не желал зарабатывать прибыль путем повышения качества товара

и честной конкуренции, то основные поставщики водки – помещики –

потребовали отмены казенной монополии.

Правительство Николая I крайне нуждалось в деньгах после подавления

революции в Венгрии и в преддверии намечаемого широкого железнодорожного

строительства. В этих условиях в период с 1847 по 1851 год постепенно в

разных районах страны совершается переход к акцизно-откупной системе, когда

государство в монопольном порядке производит водку на своих казенных

винокурнях и продает ее откупщику по твердой цене в надежде, кроме того,

получить с него еще дополнительную прибыль, которая создается из суммы,

полученной откупщиков в результате розничной торговли. Но поскольку

откупщики, естественно, нажиться как можно больше, получив не только

розничную надбавку для казны, но и свою прибыль, то эта система привела к

невероятным злоупотреблениям и вызвала сильнейшее народное недовольство.

Вот почему после отмены крепостного права в России в общем русле

хозяйственных и социальных реформ была проведена и решительна отмена

ненавистной откупной системы.

Однако отмена крепостного права, открыв дорогу развитию капитализма в

России, заставила царское правительство не считаться с интересами и

требованиями какого-либо одного класса, а действовать согласно законам

капитализма, законам рынка. Вот почему выбор был сделан не в пользу

введения государственной монополии, а в пользу акцизной системы, как

приноровленной к капиталистическому хозяйству и действующей в странах

Западной Европы, на которую смотрели как на образец.

Но акцизная система «не пошла» в России, она провалилась как раз с точки

зрения своей экономической эффективности и с точки зрения влияния на

нравственность общества. Почему? Во-первых, она сразу сильно понизила цены

на спирт и водку, и питейный доход казны сразу упал со 100 млн. рублей до

85 млн. рублей. Во-вторых, не менее резко снизилось качество водки, ибо при

низких ценах возросло желание производителей не проиграть в барыше, что

вызвало многочисленные фальсификации, замену зернового сырья картофельным и

как результат – массовые отравления и смертельные случаи. В-третьих,

пьянство, сократившееся в период борьбы народа с откупной системой, вновь

достигло умопомрачительных размеров, причём не в виде роста объёмов

потребляемой водки, а по своим социальным и медицинским последствиям,

поскольку дешёвая низкосортная водка «для народа», бесконтрольность

«новой», «современной» рецептуры отдельных водочных фирм привели в целом к

катастрофическому росту алкоголизма, к массовому появлению хронических

алкоголиков, чего в России до эпохи капитализма при имевшемся многовековом

пьянстве всё же не наблюдалось.

В 1904 – 1905 годах, в период русско-японской войны, фактически был введён

запрет на торговлю водкой в ряде регионов страны. В годы первой русской

революции (1905 – 1907 гг.) ограничения на водочное производство и торговлю

сохранялись или действовали частично. Лишь в 1906-1913 годах, всего семь

лет подряд, водочная монополия осуществлялась во всем своём объёме и дала

ряд положительных результатов по сокращению, по крайней мере, внешних

проявлений пьянства.

2 августа 1914 года правительство России издало постановление о прекращении

продажи водки на период войны (1914 – 1918 гг.) и о сосредоточении всего

производства этилового спирта для технических нужд фронта и медицинских

целей.

В декабре 1917 года советское правительство продлило запрет на торговлю

водкой на время войны и революции, а затем в июле 1918-го ещё раз приняло

постановление о запрете производства самогона и торговли водкой на период

гражданской войны и иностранной интервенции.

26 августа 1923 года ЦИК СССР и СНК СССР издали совместное постановление о

возобновлении производства и торговли спиртными напитками в СССР.

С января 1924 года это постановление фактически вступило в силу и с это

времени мало что изменялось.

Перенесемся же в недалекое прошлое! В 1992 году произошло эпохальное

событие в истории производства водки в России – Указ президента Б. Н.

Ельцина, отменявший государственную монополию на водку (т.е. на её

производство, ввоз, продажу, её объёмы и цены). Таким образом, пятая

российская монополия или первая советская монополия на водку

просуществовала 68 с половиной лет и была самой продолжительной и

эффективной в стране после первой царской монополии (1474 – 1605 гг.),

введённой Иваном III и упразднённой фактически в период Смутного времени.

Отмена монополии на водку привело к появлению на рынке низкопробной,

фальсифицированной, а порой и вовсе опасной (ядовитой) продукции вместо

прежде чётко установленного государственного стандарта качества водки.

Кроме того, широкое распространение получило самогоноварение, в том числе

из непроверенного, некачественного сырья, как для домашних, так и для

торговых целей, причём более 98% самогонщиков вели, как правило, подпольный

бизнес, чтобы не подвергаться взиманию государственных налогов. Наводнение

российского рынка второсортной иностранной продукцией окончательно

испортило ситуацию в стране, вследствие чего, в 1993 году президент России

Б. Н. Ельцин отменил свой Указ от 7 июня 1992 г. и издал новый Указ № 918

от 11 июня 1993 г., вводивший монополию на водку в России. Это была, таким

образом, шестая российская монополия, если считать их по порядку введения с

конца XV века.

Отныне восстановлена вновь во всём её прежнем объёме пятая монополия на

производство, торговлю и употребление водки.

Эпилог

Резюмируем всё вышеизложенное. Сколько же времени существовала водочная

монополия в России на протяжении её истории? Дабы вам явственней

представлялась подлинная историческая картина, позволю себе поместить

небольшую таблицу. В ней указаны основные этапы водочной монополии в

России.

|Первая монополия |1474 – 1553 – 1598 – 1605 гг. |

|Вторая монополия |1652 – 1681 – 1689 гг. |

|Третья монополия |1697 – 1705 – 1716 гг. |

| |1734 – 1765 гг. |

|Четвертая монополия |1894 – 1902 – 1914 гг. |

|Пятая монополия |1924 – 1992 гг., 7 июня. |

|Шестая монополия |1993 г., 11 июня. |

Как видим, разрывы между периодами действия монополии немалые, причём самый

значительный в XVIII – XIX веках – 130 лет. Фактически периоды полного

действия монополий были всегда крайне кратковременными. Лишь первая

монополия (1474 – 1553 гг.) длилась непрерывно почти 80 лет. Вторая

монополия (1652 – 1681 гг.) – 29 лет, третья монополия (1697 – 1716 гг.) –

19 лет, а Четвёртая монополия (1902 – 1914 гг.) фактически осуществлялась

12 лет, и пятая (советская) осуществлялась 68 лет. Один год – с 7 июня 1992

года по 11 июня 1993 года – Россия была без водочной монополии со стороны

государства, что привело к росту пьянства, преступности и к падению доходов

государства. Это вынудило правительство пересмотреть своё решение и

восстановить традиционный для России порядок вещей – ввести водочную

монополию.



© 2009 РЕФЕРАТЫ
рефераты