рефераты
рефераты
Главная
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Логика
Военная кафедра
Банковское дело
Биржевое дело
Ботаника и сельское хозяйство
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство

Обитель на реке Лух


Обитель на реке Лух

- 4 -

ОСНОВАНИЕ МОНАСТЫРЯ

М

рачна была глушь непроходимых Луховских лесов. На всем их обширном

пространстве не было никаких селений. Лишь изредка, держась берегов лесных

речек, чтобы не заблудиться, посещали эти места бортники-пчеловоды,

отыскивая в дуплах деревьев или в заранее поставленных бортях диких пчел,

да рыбаки, ловившие по лесным речкам рыбу.[1]

Доподлинно известно, что до появления монастырских людей на левом,

возвышенном берегу реки Лух проживал пчеловод Флор. Его владения прозвали

флорищевыми горами. Сюда и устремились монахи.[2]

В первой половине XVIIв. в дебри Флорищева урочища пришел схимник-монах

Мефодий, который поселился здесь, недалеко от реки Лух, построив себе в

“зело густой чаще” под сосной келью.

В скором времени к нему пришли два инока Макарьевского монастыря из села

Пурех - вотчины князя Д.М.Пожарского - отец и сын, Варлаам и Макарий. Они

решили отречься от суетного мира, уединиться и, поставив обитель, посвятить

себя служению Богу, дабы спасти свои души.

Пустынное жительство анахоретов* привлекали высокие Флорищевы горы,

заросшие сплошь громадными соснами. У подножия этих сосен протекала

неширокая, но глубокая и быстрая лесная река Лух с небольшими глубокими

озерами. Впоследствии эти озера получили названия “Святое” и “Садок”. Из

Святого монахи брали для питья воду, а в Садке хранили выловленную рыбу.[3]

Поведал пришедшим инокам Мефодий о своем видении, будто бы показался

однажды старцу невиданный свет, исходящий из недр Флорищевой горы, а в

сиянии усмотрел Мефодий величественный храм, предвещающий будущую славу

этому месту. Отправились отшельники в Гороховец, просить у жителей помощи в

строительстве храма. Отвечали им: ”К чему храм, когда священника нет, место

глухое, пустынное, да и никто не пойдет к вам, когда и самим питаться

нечем”. Но настойчивыми оказались монахи, свято верили в чудесное

предзнаменование - деревянная церковь с приделами все же была

воздвигнута.[4]

По законам Русской Православной Церкви служба в новоиспеченном храме может

вестись только в том случае, если он будет освящен. И старец Мефодий

отправился к патриарху всея Руси Иосифу. 20 марта 1651 года патриарх Иосиф

повелел освятить церковь во имя “Успения Пресвятой Богородицы”[5] с

приделом в честь преподобного Ефрема Сирина.

С просьбой совершить акт освящения старец Мефодий обратился к настоятелю

Вязниковского Благовещенского храма, игумену Моисею, и тот освятил его.[6]

А в июне на строительство новой церкви была получена грамота и от царя

Алексея Михайловича. Это был первый документ, свидетельствующий о

юридическом образовании пустыни.[7]

Но сложилась такая ситуация: в пустыни** был освященный храм, а

служить в нем было некому. Ведь службу мог нести только

рукоположенный в сан священник, а Мефодий и его сподвижники были

простыми монахами. И так как церковь без священ-

ника существовать не могла, то его нашли. И 3 сентября 1653г. во Флорищи

приехал первый священник

протоиерей Иларион, который продолжал обустройство, стал создателем и

настоятелем монастыря.[8] Итак, обитель вступила в жизнь.

-----------------------

[1] Михайлов В. Флорищева пустынь. (Дзержинец- 28 января 1970г.)

[2] Асеевский А. Время. Пора собирать камни. (Нижегородские новости-14 июля

1994г.)

[3] Михайлов В. Флорищева пустынь. (Дзержинец- 28 января 1970г.)

[4] Шальнов С. Царь Фёдор и Флорищева пустынь. (Дзержинец- 25 ноября

1992г.)

[5] Михайлов В. Флорищева пустынь. (Дзержинец- 28 января 1970г.)

[6] Анучин С. История одного забвения. (Дзержинец- 8 июня 1990г.)

[7] Михайлов В. Флорищева пустынь. (Дзержинец- 28 января 1970г.)

[8] Иларион (13 ноября 1631г. (по старому стилю)- 1707гг.)- церковный

деятель, митрополит. Родился в семье священника. В миру носил имя Иоанн.

Отец - священник Зачатейского монастыря Анания, был весьма образован и

лично знаком с царем Алексеем Михайловичем. Мать Мелания умерла, когда

мальчику было 5 лет. В 8 лет Иоанн оказывается в Спасопреображенском

монастыре, куда удалился отец. В 16 лет Иоанн женится на дочери

кириковского священника-Ксении, но через полтора года Ксения умерла. 11

декабря ( по ст.стилю) 1653г. он постригается в монахи под именем Иларион.

13 марта 1653г. его посвящают в иеродьяконы и 3 сентября уходит во

Флорищеву пустынь. А 22 мая 1654г. иеродьякона Илариона возводят в сан

иеромонаха и утверждают в настоятели Флорищевой пустыни.

по статье Анучина “История одного забвения” (Дзержинец- 8 июня 1990г.)



© 2009 РЕФЕРАТЫ
рефераты