рефераты
рефераты
Главная
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Логика
Военная кафедра
Банковское дело
Биржевое дело
Ботаника и сельское хозяйство
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство

Образ иноплеменников по Повести временных лет (1060-1110) ([Доклад])


Образ иноплеменников по Повести временных лет (1060-1110) ([Доклад])

ОБРАЗ ИНОПЛЕМЕННИКОВ

ПО ПОВЕСТИ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

(1060-1110)

1. Предмет исследования.

Анализируется отрывок «Повести временных лет», записи с 1060 (6568) по

1110 (6618) включительно (50 лет). Это заключительный фрагмент летописи.

2. Исторические условия.

Это время правления Ярославичей, потомков Ярослава Мудрого (1019-1054).

Это – период складывания феодальной раздробленности. Власть самовластных

правителей удельных княжеств - местных князей - все более усиливается, все

сильнее становятся сепаратистские тенденции, все слабее и слабее становится

власть Великого киевского князя, которая после смерти Мстислава Великого

(1125-1132) становится чисто номинальной. Междоусобные войны между

удельными князьями опустошают Русскую землю. Каждый из них руководствуется

своими личными меркантильными интересами, заботится лишь о благе и

процветании собственного княжества, стремится подчинить себе соседей,

возвыситься над ними, сев на киевский стол. В силу этих и множества других

причин каждое отдельное княжество оказывается неспособным своими силами

противостоять иноземным нашествиям. Более того, очень часто русские князья

в собственные междоусобицы втягивают войска соседних народов: поляков,

половцев и других. Все это, без сомнения, со всех сторон ослабляло

Древнерусское государство.

3. Образ иноплеменников.

В промежуток с 1060 по 1110 год в летописи упоминаются разнообразные

народы, с которыми Русь так или иначе имела какие-либо контакты. Это и

греки, и дунайские болгары, и хазары, и берендеи, и многие, многие другие.

Наиболее часто, более 50 раз, на страницах анализируемого фрагмента

«Повести временных лет» встречаются упоминания о половцах - обитателях

поднепровских степей, беспокойных и воинственных соседях древнерусских

княжеств. Впервые упоминание о половцах встречается в записи под 1061

годом: «Впервые пришли половцы войною на Русскую землю», – сообщает

летописец.

Именно по отношению к половцам хронист применяет наиболее яркие и

выразительные эпитеты. Чаще всего он называет их «погаными». Однако этот

термин, имеющий в современности негативный оттенок, летописец использует в

несколько ином значении. Дело в том, что русское прилагательное «поганый»

происходит от латинского «paganus», что значит «язычник». Поэтому, называя

половцев «погаными», автор «Повести временных лет» прежде всего имеет в

виду их конфессиональную принадлежность, или, вернее сказать, отсутствие

таковой. Более десяти раз в анализируемом фрагменте применяется этот

эпитет.

Вообще, главным фактором, определяющим отношение хрониста к

иноплеменникам, является их конфессиональность. Отсутствие у половцев

принадлежности к какой-либо конфессии вызывает к ним особое недоверие, а в

отдельных случаях и неприязнь летописца.

Наиболее сильные эпитеты применяет автор «Повести временных лет» к

врагам, разоряющим христианские святыни. Так, в связи с разграблением Киево-

Печерского монастыря половцы характеризуются и как «безбожные враги»,

«окаянные». Половецкий хан Боняк удостоился даже названия «шелудивым» и

сравнения с хищником. Хронист называет их «оскорбителями», – оскорбителями,

прежде всего, христианских святынь, храмов, монастырей. Некрещеные

иноплеменники для него – «безбожные сыны Измаиловы, посланные в наказание

христианам», проливающие христианскую кровь, губящие христианские души и

русскую землю. Повторяясь, следует сказать, что отсутсвие христианской веры

во врагах было главным для летописца, определяющим, наряду с патриотизмом,

его отношение к воинственным иноплеменникам.

4. Осмысление летописцем нашествий иноплеменников.

Древнерусский хронист не просто фиксировал происходящее, но и по-своему

осмыслял историю, давая ей во многом отличное от современного толкование.

Нашествия иноплеменников воспринимались им с особых, свойственных человеку

того времени позиций.

Рассматривая то, как средневековый летописец осмыслял исторические

события, необходимо постоянно делать поправку на свойственное ему

мировоззрение. В представлении автора «Повести временных лет» любое событие

происходит по божьему промыслу, по неисповедимой воле всевышнего. Именно

Господь Бог вкладывает в сердца людей добрые помыслы, направляет их благие

действия. Однако в то же время он же и направляет врагов на разграбление

земель христиан. Это – наказание Господне за грехи. В связи с поражением на

реке Альте в 1068 году летописец сообщает: «Наводит Бог, в гневе своем,

иноплеменников на землю, и тогда в горе люди вспоминают о Боге;

междоусобная же война бывает от дъявольского соблазна» [122][1]. И далее:

«Когда же впадает в грех какой-либо народ, казнит Бог его смертью, или

голодом, или нашествием поганых...» [122]. В записи за 1093 год можно

прочитать: «Это Бог напустил на нас поганых, не их милуя, а нас наказывая,

чтобы мы воздержались от злых дел. Наказывает он нас нашествием поганых;

это ведь бич его, чтобы мы, опомнившись, воздержались от злого пути своего»

[159].

В пониманиии летописца каждое событие, каждое происшествие имело свой,

совершенно определенный смысл. Если битва происходит в один из церковных

праздников, то в зависимости от ее исхода, хронист воспринимает ее как

господне благоволение, или, напротив, как особо тяжкое наказание. После

двух поражений от половцев в 1093 году, случившихся в праздники Вознесения

Господня и в день святых мучеников Бориса и Глеба, он приводит слова

библейского пророка «Обращу праздники ваши в плач и песни ваши в рыдание»

[160].

Точно так же трактуются автором «Повести временных лет» и природные

явления, которые становятся для него «знамениями», предвещающими исход

сражения. «Знамения ведь на небе, или в звездах, или в солнце, или в

птицах, или в чем ином не к добру бывают; но знамения эти ко злу бывают:

или войну предвещают, или голод, или смерть» [121]. Знамение называется

добрым, если битва завершается победой над врагом и дурным, если происходит

обратное. За 1102 годом хронист записал: «Знамения ведь бывают одни к злу,

другие же к добру» [202].

Иноплеменники часто привлекаются русскими князьями к участию в их

междоусобных столкновениях. Наиболее часто в качестве наемной военной силы

привлекаются половцы и поляки. Кроме того, сами князья в распрях не могут

противостоять врагу поодиночке, подвергая Русь опустошительным набегам

соседей. На съезде в 1097 году в Любече князья пытаются прекратить усобицы:

«Зачем губим русскую землю, сами между собой устраивая распри? А половцы

землю нашу несут розно и рады, что между нами идут войны» [188]. В этом

фрагменте, безусловно, вразилась и воля самого летописца. Положить конец

бесконечным распрям удельных властелинов, дать достойный отпор

опустошительным набегам иноплеменников, восстановить величие и могущество

Руси – вот истинный посыл и страстное желание автора «Повести временных

лет», к несчастью, как показала история, лишенное всяческой надежды на

осуществление.

-----------------------

[1] Здесь и далее – в квадратных скобках указаны номера страниц в издании:

Повесть временных лет (Перевод Д.С. Лихачева). Серия Азбука-Классика. М,

1997.



© 2009 РЕФЕРАТЫ
рефераты