рефераты
рефераты
Главная
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Логика
Военная кафедра
Банковское дело
Биржевое дело
Ботаника и сельское хозяйство
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство

Образование казахской народности


Образование казахской народности

Министерство науки и высшего образования

Республики Казахстан

Евразийский государственный университет

им. Л.Н. Гумилева

Курсовая работа

Тема: Образование казахской народности

и

первого казахского ханства

выполнил: __________________

___________________________

проверил: __________________

__________________________

г.Астана, 2000

Оглавление

Введение....................................3

Глава 1. Образование казахской народности...........6

Глава 2. Образование первого казахского ханства....16

Заключение.........................................21

Библиография.......................................24

Введение

Процесс образования государственности у казахов, становления

суверенитета Республики Казахстан протекал в многообразных формах и

внутренних периодах, весьма сложно и непрямолинейно, хотя это был и есть

единый исторический процесс. Пройдя гипотетическую “стадию дикости”, когда

доминировали законы животного мира, предки казахов, также как и все

человечество, самоорганизовались в родовые и племенные общины и затем союзы

племен. Особенности их социального и политического развития определялись

потребностями естественного для данной географической и климатической среды

обитания, кочевого способа производства и образа жизни, потребностями в

пастбищах и целесообразном их распределении по районам и сезонам кочевок, в

обмене продуктами труда с земледельческими сообществами, в защите от врагов

и для расширения собственного жизненного пространства.[1]

Примерно в этот период появляются общественная власть родового

старшинства, и затем власть племенных вождей. Этот период в эпохе

потестарной власти можно назвать догосударственным периодом

этнополитогенеза казахов.

Переходной стадией к раннегосударственному периоду здесь стало

образование саками и массагетами племенных союзов.

Эпоха потестарной власти с его догосударственными и

раннегосударственными периодами подготавливала эпоху династической

казахской государственности. Однако естественный процесс складывания

казахской народности и становления собственной суверенности в истории

Казахстана испытал сильное деструктивное воздействие. Таковыми в

этнополитогенезе были мощные миграционные потоки, неопределенность границ,

смещение и исчезновение этнических групп и др.[2] Начавшийся здесь процесс

складывания надплеменной этнической общности сдерживался нашествием в

нынешние Среднюю Азию и Казахстан орд Чингизхана.

Лишь после распада монгольских улусов хана Джагатая на юго-востоке и

хана Джучи на северо-западе нынешней территорией Казахстана ((((-(( вв.)

вновь стали возникать этнополитические государственные образования.

С конца (( века начинается эпоха собственной династической

государственности казахов с образованием в 1470 г. Казахского ханства[3] -

итог противоречивого многовекового воздействия и взаимопроникновения

политических и этносоциальных процессов, происходивших на территории

нынешней Центральной Азии.

Настоящая курсовая работа посвящена изучению вопроса об

этнополитогенезе казахов, образовании казахской народности и первого

казахского государства. Именно этот вопрос остается на сегодняшний день,

несмотря на многочисленные научные исследования достаточно проблемным и

интересным для изучения.

Основными вопросами научного исследования данной курсовой работы

являются вопросы образования казахской народности и образования первого

казахского государства. В рамках изучения проблемы мы опирались на труды

таких ученых историков как Л.Н. Гумилев, Асфендиаров С.Д., Басин В.Я.,

Шакарим Кудайберды-улы и др.

Глава 1. Образование казахской народности

Одной из главных загадок казахской истории остается загадка

происхождения и время образования жузов.

В силу действия многих этнополитических и хозяйственных факторов на

территории Казахстана возникли три основных этнотерриториальных объединения

- Старший, Средний и Младший Жузы. Существование жузов отразило сложность

процесса образования казахской народности, наложило свою печать на

локальные культурно-бытовые особенности ее развития.

Жузы являлись специфической формой социально-политической организации

казахской народности. В истории казахов жузами принято называть

определенные союзы племен, осознающих свою принадлежность к единой

казахской народности и населяющих фиксированную традицией часть

общеказахской территории. В дореволюционной исторической литературе вместо

жуз употреблялся в давние времена вошедший в русский язык термин орда.

Принадлежа к одной казахской народности каждый из жузов имел свои

особенности, которые делали их отличными друг от друга.

Основываясь на исследованиях, проведенных учеными историками

Казахстана, мы попробуем обобщить и дать характеристику каждому из

казахских жузов.

Всего жузов - три: Улу жуз (Старший, или Большой, жуз), Орта жуз

(Средний, или Cрединный, жуз) и Киши жуз (Младший, или Малый, жуз).

Кочевья жузов располагались в порядке с юго-востока на северо-запад:

Улу жуз занимал юго-восточную часть Казахского ханства, Киши жуз - самую

западную, а Орта жуз - серединную территорию.

Жузы получили свое название не по числу принадлежавших к ним

кочевников (Киши жуз был самым многочисленным), но по старшинству входивших

в их состав родов. При этом старшинство между родами и жузами считалось по

прямой линии: "самый последний род" Улу жуза имел преимущество перед "Самым

старшим родом" Орта жуза и т.д. Оправдывалось это тем, что предок старше

(атасы улкен). Согласно этнографическим наблюдениям, порядок старшинства

соблюдался:

1) при определении места в боевом порядке;

2) при разделении военной добычи;

3) при вступлении в дом и рассаживании по местам;

4) при открытии торжества;

5) при представлении качества предлагаемого в гостях и на пирах кушанья.

В XVII самом начале XVIII вв. все три жуза управлялись биями -

родоначальниками, уполномоченными всеказахским ханом; а со времени после

кончины Тауке-хана (между 1715-1717гг.), последнего казахского хана, власть

которого признавалась во всем государстве, каждый жуз имел своего хана из

числа султанов - мужских потомков Чингиз-хана (ум. в 1227 г.).

Известно, что впервые имя одного из жузов - Улу жуза (по терминологии

источника "Казачья Большая орда") было зафиксировано в русским документе,

датируемом 1616 годом и имеющим заглавие: "Распросные речи в посольском

приказе служилых людей Т.Петрова и Н.Куницына о поездке в Калмыцкую

землю".[4]

В мусульманских источниках нигде казахские жузы не упоминаются

несмотря на то, что источники, описывающие состояние дел в Восточном Дешт-и

Кипчаке в XIII - начале XVII вв. достаточно обильны и рассказывают о

множестве деталей военно-политической и культурной жизни того времени. Из

ираноязычных и тюркоязычных сочинений мы узнаем и имена ханов и

взаимоотношения между ними, и о набегах и войнах, и маршрутах и способах

кочевания, и даже о таких этнографических подробностях, как, например,

технология изготовления мягких кожаных накидок. Но когда речь заходит о

территориально-административных структурах Казахского ханства, везде

фигурирует термин улус (удел владение, а также государство), и только.[5]

Над загадками казахских жузов бились поколения историков Казахстана,

но удовлетворительного и однозначного решения так и не нашли. Еще в 1911

году академик В.В.Бартольд в своей работе "История изучения Востока в

Европе и России" писал: "Мы не имеем точных сведений о том, как произошло

распадение этого (казахского - Т.С.) народа на три орды: Большую, Среднюю и

Малую (или Старшую, Среднюю и Младшую), из которых каждая имела своего

хана..."[6]

Нынешнее решение проблемы не слишком продвинулось с того времени.

Однако к настоящему времени накопилось достаточное количество наблюдений,

обоснованных на изучении все тех же известных науке источников для

определения хотя бы общих путей дальнейшего исследования.

Большинство исследователей склонялись к мысли о том, что разгадку

следует искать в тех триальных системах, которые реально существовали в

далеком прошлом у тюркских народов со времен гуннской империи и тюркского

каганата. [7]

Было известно, что организация войска и связанного с ним

административного управления в этих государствах строилась по схеме правое

крыло (западная - т.к. ориентация тогда была южная), левое крыло

(восточное) и центр. Центр войска и центральные области империи управлялись

непосредственно каганом, а левое и правое крылья, соответственно западные и

восточные области империи, наместниками-родичами.

Другой триальной системой известной у древних тюрков была система

брачных отношений, где три экзогамных рода в известной последовательности

устанавливали брачные связи.

Однако обе эти системы ни в малейшей степени не могут быть связаны с

тремя казахскими жузами, т.к. те первоначально не имели значения ни для

военной организации, ни для брачных связей. Что же касается деления огузов

(туркмен) на три группы - нижнюю, среднюю и верхнюю, которое впервые

зафиксировано в Х в. и сохранялось вплоть до XII в., то, думается, что

правы те ученые, которые считают, что это сугубо локальное разделение

неразрывно связано с речными долинами Сыр-Дарьи и Аму-Дарьи и никак не

распространялось за пределы этих долин, а главное по характеру отлично от

деления казахов на три жуза.

Какие же жизненные процессы и исторические обстоятельства XVI в.

предопределили возникновение тогда, а не ранее и не позднее совершенно

нового принципа самоорганизации племен объединенных самоназванием казак?

С момента возникновения Казахского ханства (Казахского улуса) в 1476-

71 гг. и вплоть до начала XVII в. господствовал только один принцип

объединения и управления страной - улусный принцип, при котором отдельные

роды и племена, сложившиеся в Восточном Дешт-и Кипчаке в XIII-XIV вв. часто

из осколков более древних племен, включались в политическую структуру малых

и больших улусов, возглавляемых султанами (например, улус Джаниш-султана,

Таниш-султана, Турсун-султана и т.п.), во главе с ханом и формировали один

большей улус-государство, которое в одном случае называли по имени одного

из ханов (например, Чагатайский улус, Узбекский улус и т.д.) или, как в

нашем случае, обозначали скоре социальным, чем политическим термином, до

того не имевшем этнографического значения - термином казак.

Первоначально Казахский улус (Казахское ханство) был военно-

политическим союзом группы племен Восточного Дешт-и Кипчака, отколовшихся

от массы родственных племен и возглавленных одной из ветвей династии

Чингизидов. Этническая консолидация этих племен в рамках одного государства

и под управлением одной династии (потомков Джучида Урус-хана) и стала тем

процессом, в ходе которого и в результате которого обозначались новые уже

не политические, а этнотерриториальные структуры - жузы.

Каковы были те факторы, которые направляли и стимулировали появление

новых структур?

Первым из них была территориальная целостность Казахского ханства в

условиях достаточно длительной военно-политической стабильности. Оставаясь

сообществом кочевых племен, Казахское ханство на рубеже XVI-XVII вв.

включило в свой состав территории с древними центрами городской и оседло-

земледельческой культуры, создавшими определенные зоны хозяйственного и

культурного притяжения для населения окружающих их степей.

Вторым фактором, в известной мере являющимся следствием первого, было

формирование аульной системы расселения, хозяйствования и быта. Именно этот

процесс бросается вперед при анализе источников XVII века. Уместно

вспомнить, что в XIII-XVI вв. в Дешт-и Кипчаке господствовала система

улусного кочевания, “... когда огромная масса, возглавленная ханом и

султанами, практически непрерывно перемещалась на своих кибитках,

смонтированных на арбах, влекомых верблюдами и лошадьми по

тысячекилометровым маршрутам тогдашних кочевий”.[8]

Не сразу и не повсеметно этот образ жизни заменялся иным -

перекочевки небольших семейных групп (аулов), связанных между собой не

только родственными, но и соседскими и иными отношениями, на ограниченных

территориях с относительно короткими маршрутами передвижения. Кибитки на

арбах, "шатры на колесах" сменяет разборная юрта, навьючиваемая на

верблюдов: к началу XVII века относятся последние по времени известные

сообщения об использовании жителями Кипчакской степи четырехколесных домов-

повозок, а в более поздних источниках упоминаются только двухколесные арбы

и содержатся лишь описания, хотя и нередко, и больших по размерам, но

разборных юрт и переносных кибиток.[9]

Переход от кочевания в кибитках на колесах к разборным юртам был

крупным изменением быта кочевого населения Дешт-и Кипчака, и этот фактор

предопределил наряду с родственными и генеалогическими связями племен и

родов внутри единой политической общности еще и связи территориальные в

границах относительно устойчивых зон постоянных перекочевок. Такого рода

зоны никак не совпадали с улусным (административным) или тюменным (военным)

дробление общегосударственной территории, и отношения внутри этих зон не

могли регулироваться возглавлявшими улусы царевичами-чингизидами. Новые

территориально-родовые связи требовали иных регуляторов, и ими стали

"большие люди" пастбищных общин - бии, "национальная" аристократия, элита

социальной группы кара-суйек (черная кость - ред.) почитаемые за знания и

умение интерпретировать многовековое народное право, многовековые обычаи,

только и позволяющие сохранять в степи присущее кочевым скотоводам

мироустройство. Именно вокруг биев начало формироваться межродовые

внутритерриториальные связи, которые постепенно превращали стихию кочевых

племен в хозяйственное и культурное сообщество, агрегация которого

осуществлялась единственно возможным тогда способом - через установление

генеалогических и иерархических взаимоотношений между родами и племенами,

между аульными пастбищными общинами.

Новые структуры и их главы - бии отнюдь не стремились разрушить или

нарушить уже установившуюся политическую и административную структуру

Казахского ханства с ее улусами, но для обозначения сформировавшихся

зональных сообществ они должны были использовать какие-то термины,

выходившие за рамки родоплеменных обозначений и никак не задевавшие

обозначения, связанные с высшим военно-политическим управлением. Очевидно,

таким термином и стал жуз (буквально "сто", "сотня").

Впервые этот термин как административный зафиксирован в сочинении

балхского историка Махмуда ибн Вали "Бахр ал-асрар".[10] Согласно сообщению

этого автора, Ак-Орда, одно из административных подразделений Джучиева

Улуса (Золотой Орды), была также известна под названием Йуз-Орда.

Мы практически ничего не знаем о бытовании этого термина в

последующее время - придворные историографы не опускались, как правило, до

таких низов народной жизни. Вряд ли сейчас или в ближайшем будущем станет

возможным однозначно ответить на вопрос, каким образом свершилось

превращение одного из невысоких военно-административных терминов в

обозначение крупных племенных (аульных) сообществ?

Становление жузов происходило не одновременно, и по мнению ряда

авторов скорее всего этот процесс начался в Семиречье, распространившись

оттуда на центральную, а вслед затем и западную части Казахского

ханства.[11] Отсюда, возможно, и иерархия жузов, когда старшим и

первоначально влиятельным стал именно Семиреченский жуз, а Орта (Средний)

жуз и Киши (Младший) по времени своего проявления(хотя и не уступали по

численности племен и территориям Старшему) оказались генеалогически на

более низких ступенях. Постепенное возвышение жузовых структур столь же

постепенно, но неуклонно вело к упадку прежней социально-политической

организации казахского общества - улусов. Прежняя правящая верхушка ханства

(султаны) неожиданно нашла свое место в новой социально-политической

организации: она стала с XVIII столетия (начало вхождения Казахских ханств

в состав Российской империи) если и не полновластной, то достаточно

влиятельной верхушкой всех трех жузов, при этом сохранив генеалогическую, а

значит и политическую обособленность - султаны не относят себя ни к одному

из тюрко-монгольских племен, ни к одному из казахских жузов, не разделяются

на колена.

Четырехвековое существование жузовой структуры оказало столь сильное

воздействие на этническое самосознание казахского народа, что и сейчас не

только сохраняется в памяти каждой казахской семьи, но и влияет на

повседневную жизнь казахов.

Несомненно, однако, что в недалеком будущем определяющая роль

останется за общенациональной идентификацией, а клановые и жузовые привязки

постепенно станут достоянием исторического прошлого.

[pic]

Глава 2. Образование первого казахского ханства

Процесс образования казахской народности в XIV-XV вв. в основном

завершился.

В середине XV в. - образовалось Казахское ханство - итог

противоречивого многовекового взаимодействия и взаимопроникновения

политических и этносоциальных процессов, происходивших на территории

нынешней Центральной Азии. В этнополитогенезе кочевых племен нельзя не

отметить особую важность события тех времен, которым стала откочевка в 1459

году потомков основателя династии казахских ханов Урус-хана[12] - Джанибека

и Гирея - с преданными им племенами. Значение этого события в том, как

отмечают казахские историки[13], что оно ускорило процесс сложения

казахской народности в результате выделения и обособления из конгломерата

родов, племен и формирующихся народностей Восточного Дешт-и Кыпчака, каким

было здесь население к началу XY столетия, известное под общим

собирательным названием узбеки.

Из Узбекского улуса выделились и перекочевали в Семиречье не просто

разрозненные племена, недовольные политикой хана Абулхаира, но объединение

родов и племен численностью до 200 тыс. человек, которые составляли в Дешт-

и Кыпчаке население улусов потомков Урус-хана. Дневние рода жалаир, найман,

алчин, кипчак и др. Стали этническими компонентами казахской народности.

Нарицательное слово “казак”, первоначально обозначавшее - свободный,

скиталец, изгнанник или группу кочевников, которые отделились, вышли из

какой-то подвластности и противостоящие ей, приобрело этнополитический

смысл. Тюркоязычные племена, объединенные под властью потомков Урус-хана,

обрели самоназвание и окончательно стали называться, правда, ни без

субъективных видоизменений, казаками, а страна их - Казакстан. Новое

этнополитическое качество степняков, утвердившихся на земле Семиречья,

положило начало развитию собственно казахской государственности, а термина

“казак” и “узбек” стали обозначать еще и разделение людей по месту

жительства, очерченного уже своего рода политическими границами.

Вплоть до смерти последснего казахского хана Тавекель-Мухаммад-батыр-

хана (Тауке) в 1718 году и превращения трех казахских жузов в

самостоятельные ханства в эпохе казахской государственности этот отрезок

времени можно выделить как почти 300-летний период централизованного

этнополитического объединения казахов, которое являлось ничем иным, как

государством. В этот период, например, в ханство сына Джанибека хана Касыма

(1511-1523 гг.) под одной его властью был объединен в эль, один народ более

миллиона казахов.[14] К этому времени относятся общие для них узаконения :

“Касыма праведный путь” (XYI в.), служившее основным законом; “Семь

узаконений” хана Тауке (вторая половина XYII в., закреплявшее

государственный строй и феодальное право казахов.

К этому же периоду этнополитогенеза относится внешнеполитическое

становление правосубъектности казахского государства, в частности, можно

привести пример самостоятельного установления по инициативе хана Тавеккеля

(1586-1598 гг.) дипломатических отношений Казахского ханства с Москвой.

“Официальные русско-казахские отношения, - писал В.Я. Басин, - начались, по-

видимому, не позднее 90-х годов XYI века ”[15] В первой четверти этого

столетия казахи, как самостоятельная народность стали известны и в западной

Европе.

Наследственная ханская власть периода централизованного

этнополитического объединения казахов заключалась в верховном праве

распоряжения всей территорией казахских улусов, распределении им пастбищ и

маршрутов кочевок, водных источников[16], в организации их вооруженной

защиты, в праве издавать общеобязательные повеления, а также казнить и

миловать. Хан вел переговоры с другими государствами, объявлял войну и мир,

заключал союзы.

Казахское ханство 16-18 вв. Было иерахизированной социально-

политической структурой, вобравшей в себя традиции кочевой

государственности, сочетавшей элементы монархии и феодальной республики.

Ежегодно созывались курултаи (народные собрания) из числа аристократов -

старейшин и правителей родов, султанов - для решения совместно с ханом

общегосударственных дел. Влиятельные родоначальники составляли при хане

совет биев - законосовещательный орган. Бии в родах олицетворяли судебную и

административную власть. И, в отличие от султанов - потомков чингизидов

(сословие “ак-суй-ек”), составляли элиту “кара-суйек” - родовую знать.[17]

Войско казахского ханства формировалось из вооруженных отрядов ханов,

султанов, биев и народного ополчения. Каждый род, жуз имели свое знамя

(тамгу) и свой боевой клич (уран), но все войско выступало под одним

небесно-голубым знаменем и ураном ханства. Общественные отношения

регламентировались ханскими установлениями, адатом (обычное право казахов)

и решениями советом биев (ереже). Политическими центрами Казахского ханства

на протяжении полутора столетий ( с конца 16 до первой половины 18 века)

были города Ташкент и Туркестан.

Активная внешняя политика государства, расширение владений,

укрепление государственности, при первых ханах, особенно при Касымхане в

начале XYI в., затем сменились усилением междоусобной борьбы, массовыми

откочевками людей.

Во 2-й половине XYI в. происходит новый политический подъем

Казахского ханства, спад междоусобиц, развитие скотоводческого и

земледельческого хозяйства, торговых отношений, расширяются контакты с

Россией и другими сопредельными странами.

Ханская власть того периода хоть и достигла в известной степени

всеохватывающего характера и имела однородное этническое основание, однако

элемент относительности в централизацию этой власти привносили борьба за

власть султанов разных улусов и практически непрекращающиеся войны с

узбеками и калмыками. Эти факторы препятствовали формированию такого

необходимого элемента в становлении государственной власти казахского

ханства, как организация населения по территориальному принципу. Основой

государственности оставалась родовая организация населения, ацикличный

характер скотоводческого хозяйства и кочевой образ жизни не обеспечивали

необходимой стабильности ханской власти, а казахскому обществу - всобщей

целостности.

С нач. XYIII в. участились набеги джунгар на казахские земли. Поэтому

хан Тауке предпринимает попытку объединения трех жузов. Казахское ханство,

раздираемое междоусобицей и противоречиями, ослабленное в изнурительной

войне с агрессором, ведет отчаянную борьбу за свою независимость.

В трудной экономической и политической ситуации встал вопрос о

вхождении в состав России, которое продолжалось около 150 лет.

Однако, это уже другой период в эпохе династической

государственности казахов, который требует отдельного разговора.

Заключение

Завершая исследование вопросов о зарождении казахской народности и

государственности в Казахстане, хочется сказать о том значении, какое имеет

понимание данного вопроса в деле становления государственной независимости

республики сегодня.

16 декабря 1991 года принимается Закон Республики Казахстан о

независимости (имеющего силу Конституционного Закона). Объявив о своей

независимости, Республика Казахстан стала представлять собой политически

самостоятельное государство с многонациональным укладом, с единым

монолитным организмом. 1995 г. 30 августа на всенародном референдуме

принимается ныне действующая Конституция Республики Казахстан.

В настоящее время в республике происходит интенсивный рост числа

совместных предприятий, открываются представительства крупнейших компаний

мира, разрабатываются и осуществляются проекты совместной разработки

природных ресурсов и переработки сырья и материалов, внедрение

прогрессивных технологий в аграрной сфере и т.д.

Богатые природные ресурсы Казахстана, социальная и политическая

стабильность в республике делают этот регион одним из наиболее

привлекательных для вложения иностранного капитала среди республик бывшего

Советского Союза.

Республика Казахстан стала полноправным членом мирового сообщества,

получив признание и поддержку абсолютного большинства государств мира. На

сегодня Казахстан признан 113 государствами, со 105-ю из них установлены

дипломатические отношения. Укрепляется взаимодействие, расширяется

сотрудничество с наиболее авторитетными международными структурами. В их

числе ООН, Европейское сообщество, Международный и Европейский банки

реконструкции и развития, Международный валютный фонд, МАГАТЭ, Красный

Крест, ЮНЕСЕФ, ЮНЕСКО, ВОЗ и др. Республика присоединилась более чем к 40

международным конвенциям, ею подписано около 400 многосторонних и более 700

двусторонних договоров и соглашений.

В 1997 г. принято решение о переносе столицы из г. Алматы в г.

Акмола, связанное с геополитическими, экономическими причинами развития

Казахстана.

Разработана и принята к реализации Программа "О мерах по реализации

стратегического развития Казахстана до 2030 года".

Политическое утверждение Казахстана сегодня неразрывно связана с его

политическим прошлым. Поскольку, как видно из настоящей работы, Казахстан

издавна был свободным государством, а временный его союз с Россией был

политическим шагом в борьбе за независимость.

Библиография

1. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. М., 1989. С. 43.

2. История Казахстана с древнейших времен и до наших дней. Очерк / Под

ред. М.К. Казыбаева и др. Алматы. 1993. С. 113.

3. Гумелев Л.И. Древняя Русь и Великая степь. М., 1989.

4. Асфендилов С. Д. История Казахстана с древнейших времен. Алма-Ата,

1993.

5. Гумилев Л.И. Древние тюрки. Л., 1968

6. Шакарим Кудайберды-улы. Родословная тюрков, киргизов, казахов и ханских

династий. Алма-Ата, 1990.

7. Карамзин Н.М. Предания веков М. 1988. С 195.

8. Утемиш-хаджи. Ченгиз-наме. Факсимиле, перевод, транскрипция,

текстологические примечания, исследование. В.П. Юдина. Алма-Ата. 1992. С.

61.

9. Абусеитова М.Х. Казахское ханство во второй половине XYI в. Алма-Ата,

1985. С. 89.

10. Кляшторный С.Г., Султанов Г.И. Казахстан: летопись трех тысячелетий.

Алма-Ата. 1992. С. 276.

11. Басин В.Я. Россия и казахские ханства в XYI- XYIII веках. Алма-Ата.

1971. С. 78.

12. Еенов А.Е. Возникновение и развитие социалистических земельных

правоотношений в Казахской ССР. Алма-Ата. 1963. С. 52.

-----------------------

[1] Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. М., 1989. С. 43.

[2] Там же, С. 15.

[3] История Казахстана с древнейших времен и до наших дней. Очерк / Под

ред. М.К. Казыбаева и др. Алматы. 1993. С. 113.

[4] Гумелев Л.И. Древняя Русь и Великая степь. М., 1989.

[5] Асфендилов С. Д. История Казахстана с древнейших времен. Алма-Ата,

1993.

[6] Гумилев Л.И. Древние тюрки. Л., 1968.

[7] Шакарим Кудайберды-улы. Родословная тюрков, киргизов, казахов и ханских

династий. Алма-Ата, 1990.

[8] Карамзин Н.М. Предания веков М. 1988. С 195.

[9] Кляшторный С.Г. , Султанов Г.И. Казахстан: летопись трех тысячелетий.

Алма-Ата. С. 276.

[10] Толыбеков С.Е. Кочевое общество казахов в Х((( - начале ХХ века. Алма-

Ата, 1971. С. 506.

[11] История Казахстана с древнейших времен и до наших дней. Очерк / Под

ред М.К. Казыбаева. Алматы. 1993.

[12] Утемиш-хаджи. Ченгиз-наме. Факсимиле, перевод, транскрипция,

текстологические примечания, исследование. В.П. Юдина. Алма-Ата. 1992. С.

61.

[13] Абусеитова М.Х. Казахское ханство во второй половине XYI в. Алма-Ата,

1985. С. 89.

[14] Кляшторный С.Г., Султанов Г.И. Казахстан: летопись трех тысячелетий.

Алма-Ата. 1992. С. 276.

[15] Басин В.Я. Россия и казахские ханства в XYI- XYIII веках. Алма-Ата.

1971. С. 78.

[16] Еенов А.Е. Возникновение и развитие социалистических земельных

правоотношений в Казахской ССР. Алма-Ата. 1963. С. 52.

[17] Зиманов С.З. Общественный строй казахов первой половины 14 века. Алма-

Ата. 1958. С. 184.



© 2009 РЕФЕРАТЫ
рефераты