Реформаторские проекты Александра I и М. М. Сперанского
Реформаторские проекты Александра I и М. М. Сперанского
Реформаторские проекты Александра I и М. М. Сперанского
Начало реформ
Вступив на престол, Александр не рискнул прямолинейно проводить
политику абсолютизма. Первые его внутриполитические мероприятия были
связаны с исправлением наиболее одиозных распоряжений Павла I, вызвавших
возмущение не только петербургской аристократии, но и широкой русской
общественности. Он выступил против деспотизма и самодурства отца, обещал
проводить политику “по законам и сердцу” своей бабки Екатерины II. В этом
сочетались как его либеральные воззрения, так и стремление завоевать
популярность в обществе. Александр восстановил отменённые Павлом
“Жалованные грамоты” дворянству и городам, объявил широкую амнистию людям,
которые подверглись преследованиям при Павле. Был вновь разрешён свободный
въезд и выезд за границу, ввоз иностранных книг, отменялись ограничения на
торговлю с Англией и раздражавшие людей регламентациями в быту, одеежде,
общественном поведении и т. д. Эти меры создали Александру славу либерала.
Вступив на престол, Александр дал понять, что намерен провести реформы
по самым насущным общесвенно-политическим проблемам. 5 апреля 1801 был
создан Непременный совет — законосовещательный орган при государе,
получивший право опротестовывать действия и указы царя. Однако основным
центром, в котором разрабатывались идеи преобразований, стал так называемый
Негласный комитет. В него вошли молодые друзья царя – граф П. А. Строганов,
польский князь А. Чарторыйский, граф В. П. Кочубей и граф Н. Н.
Новосильцев. Проекты, которые они разрабатывали, не привели к коренным
реформам. Дело ограничилось некоторыми частными преобразованиями, которые
лишь слегка подновили фасад Российской империи.
Реформы государственного управления.
В 1802 г. устаревшие коллегии, которые ещё с петровских времён являлись
главными органами исполнительной власти, были заменены министерствами. Эта
мера завершила процесс разграничения функций органов государственного
управления. Она привела к утверждению системы отраслевого управления,
смене коллегиальности на единоначалие, к прямой ответственности министров
перед императором, усилению централизации и укреплению самодержавия. В
России начала быстро складываться прослойка бюрократии, всецело зависящей
от милости царя и получаемого за службу жалованья. Было учреждено 8 первых
министерств: военно-сухопутных сил, военно-морских сил, иностранных дел,
юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции и народного просвещения. В
1810-1811 гг. при реорганизации министерств их количество увеличилось, а
функции были ещё более чётко разграничены. Для совместного обсуждения
министрами некоторых вопросов был учреждён Комитет министров (в 1857 г. он
был преобразован в Совет министров, просуществовавший до 1917 г.).
В 1802 г. был реформирован Сенат, ставший высшим судебным и
контролирующим органом в системе государственного управления. Его участие
в законодательной деятельности выразилось в том, что он получил право
делать “представления” императору по поводу устаревших законов.
Введение принципа единоначалия затронуло и управление православной
церковью, которая по-прежнему была подчинена государству. Духовными делами
ведал Святейший Синод, члены которого назначались императором. Во главе
Синода стоял обер-прокурор, человек, как правило, очень близкий к царю из
военных или гражданских чиновников. Его роль и полномочия всё больше
усиливались. При Александре I должность обер-прокурора исполнял в 1803-
1824 князь А. Н. Голицын, бывший с 1816 г. также и министром народного
просвещения.
Александр I надеялся с введением министерской системы центрального
управления навести порядок и укрепить государство. Но решительной победы с
злоупотреблениями достигнуто н было. В новых министерствах поселились
старые пороки. Разрастаясь, они поднимались до верхних этажей
государственной власти. Александру были известны сенаторы, бравшие взятки.
Желание изобличить их боролось в нём с опасением уронить престиж Сената.
Становилось очевидно, что одними перестановками в бюрократической машине
нельзя решить задачу создания такой системы государственной власти,
которая активно содействовала бы развитию производительных сил страны, а н
пожирала её ресурсы. Требовался принципиально новый подход к решению
задачи.
Разочарование в ближайшем окружении заставило его искать опору в людях,
лично ему преданных и не связанных с сановной аристократией. Он приближает
к себе сначала А. А. Аракчеева, а позднее М. Б. Барклая де Толли, ставшего
в 1810 военным министром, и М. М. Сперанского (1772 – 1839), которому
Александр поручил разработку нового проекта государственной реформы.
Сперанский происходил из семьи сельского священника. Выдающиеся
способности и трудолюбие выдвинули его на важные государственные посты. В
1807 г. Александр приблизил его к себе, а затем взял с собой, отправляясь
в Эрфурт на встречу с Наполеоном. Французский император быстро оценил
скромного статс-секретаря, внешне ничем не выделявшегося в русской
делегации. “Не угодно ли вам, государь, - в шутку спросил он Александра, -
обменять мне этого человека на какое-нибудь королевство?”
Сперанский отличался широтой кругозора и строгой системностью мышления.
Он не терпел хаоса и сумбура. Любой, самый запутанный вопрос в его
изложении приобретал упорядоченную стройность. В 1809 г. по поручению
Александра он составил проект коренных преобразований.
Осуществление проекта М. М. Сперанского могло бы способствовать началу
конституционного процесса в России. В основу государственного устройства
Сперанский положил принцип разделения властей – законодательной,
исполнительной и судебной. Каждая из них, начиная с самых нижних звеньев,
должна была действовать в строго очерченных рамках закона. Создавались
представительные собрания нескольких уровней во главе с Государственной
думой – всероссийским представительным органом. Дума должна была давать
заключения по законопроектам, представленным на её рассмотрение, и
заслушивать отчёты министров.
Все власти – законодательная, исполнительная и судебная – соединялись в
Государственном совете, члены которого назначались царём. Мнение
Государственного совета, утверждённое царём, становилось законом. Если в
Государственном совете возникало разногласие, царь по своему выбору
утверждал мнение большинства или меньшинства. Ни один закон не мог
вступить без осуждения в Государственной думе и Государственном совете.
Реальная законодательная власть по проекту Сперанского оставалась в
руках царя. Но Сперанский подчёркивал, что суждения Думы должны быть
свободными, они должны выражать “мнение народное”. В этом и заключается
его принципиально новый подход: действия властей в центре и на местах он
хотел поставить под контроль общественного мнения. Ибо безгласность народа
открывает путь к безответственности властей.
По проекту Сперанского избирательными правами пользовались все граждане
России, владеющие землёй или капиталами, включая государственных крестьян.
Мастеровые, домашняя прислуга и крепостные крестьяне в выборах не
участвовали, но пользовались важнейшими гражданскими правами. Главное из
них Сперанский сформулировал так: “Никто не может быть наказан без
судебного приговора”. Это должно было ограничить власть поещиков над
крепостными.
Осуществление проекта началось в 1810 г., когда был создан
Государственный совет. В течение 1810-11 в Государственном совете
обсуждались предложенные Сперанским планы финансовой, министерской и
сенатской реформ. Реализация первой из них привела к сокращению бюджетного
дефицита, к лету 1811 было завершено преобразование министерств.
Между тем сам Александр испытывал сильнейшее давление придворного
окружения, включая членов его семьи, стремившихся не допустить радикальных
реформ. Высшее дворянство, прослышав о планах Сперанского наделить
гражданскими правами крепостных, выражало недовольство. Против Сперанского
объединились все консерваторы, среди которых особо выделялся А. А.
Аракчеев, бывший фаворит Павла, попавший в милость и к новому императору.
Определенное влияние на него, по-видимому, оказала и «Записка о древней и
новой России» Н. М. Карамзина, которая дала, очевидно, повод императору
усомниться в правильности избранного им пути. Немаловажное значение имел
фактор и международного положения России: усиливавшееся напряжение в
отношениях с Францией и необходимость подготовки к войне давали
возможность оппозиции трактовать реформаторскую деятельность Сперанского
как антигосударственную. Сперанский был окружён платными и добровольными
шпионами, которые передавали царю каждое его неосторожное слово. В марте
1812 г. он был отстранён от дел и сослан в ссылку.
Реформы 1802-1812 гг. не изменили самодержавной сущности политической
системы России. Они усилили централизацию и бюрократизацию
государственного аппарата. Как и прежде, император обладал верховной
законодательной властью.
В последующие годы реформаторские настроения Александра I отразились во
введении конституции в Царстве Польском (1815), сохранении сейма и
конституционного устройства в Финляндии, присоединённой к России в 1809
г., а также в создании Н. Н. Новосильцевым по поручению царя “Уставной
грамоты Российской империи” (1819-1820). В проекте предусматривалось
разделение ветвей власти, введение представительных органов, равенство
всех граждан перед законом и федеративный принцип государственного
устройства. Однако все эти предложения остались на бумаге.
Использованная в докладе литература:
1. История России. Учебник. А. С. Орлов, В. А. Георгиев – М.: ПРОСПЕКТ,
1997
2. История Россия с начала XVII до конца XIX века. Л. В. Милов, П. Н.
Зырянов, А. Н. Боханов – М.: АСТ, 1996
|