РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАКТОР В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ И НАЦИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ИРЛАНДИИ
РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАКТОР В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ И НАЦИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ИРЛАНДИИ
РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАКТОР В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ И НАЦИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ИРЛАНДИИ.
Острейший социально-политический кризис в Северной Ирландии до сих
пор продолжает приковывать внимание мировой общественности. В чем же его
причины? Ответ кроется в многовековой истории борьбы ирландского народа
против англичан, в коварной политике лондонских правящих кругов по принципу
«разделяй и властвуй», в расколе страны в 1921 г., в сложившейся в
результате этого запутанной внутриполитической и социально-экономической
обстановке в провинции, являющейся ныне средоточием жгучих противоречий –
экономических, политических, классовых, социальных, национальных,
культурных, религиозных.
Особенностью истории Ирландии является весьма тесное переплетение
религиозных противоречий с политическими и этническими процессами.
Национальное развитие страны несет на себе отпечаток колониального
прошлого, когда политика английских властей приобрела религиозную окраску,
а церковь стала играть активную роль в системе управления.
Можно выделить несколько периодов, характеризующих роль религиозного
фактора в политической и общественной жизни Ирландии.
На стадии разложения первобытнообщинного строя ирландцы, как и другие
народы, обожествляли силы природы, звезды, леса, долины, реки, ручьи.
Почитался также сонм полубогов, так называемых сидов, напоминавших добрых
фей. По представлениям древних ирландцев, сиды активно вмешивались в жизнь
людей, участвовали в сражениях, вступали в любовные связи с людьми,
различными способами помогали им. Верили ирландцы и во множество духов,
воплощавшихся в различные существа, в зароки, запреты и заклинания, сны и
разные приметы. Важную роль в общественной жизни языческой Ирландии играли
жрецы – маги и прорицатели, которые, как и у кельтов Галлии, назывались
друидами. Они были хранителями и толкователями религиозных и родовых
обычаев и учителями юношества.
В процессе разложения первобытнообщинного строя и складывания
феодальных отношений все большую популярность среди знати стало приобретать
христианство. Немаловажное значение в распространении христианства на
острове имела миссионерская деятельность Патрика (373 – 463 гг.),
объявленного впоследствии католической церковью святым. В 432 – 1152 гг. в
стране существовала независимая «кельтская церковь», которая имела
своеобразные черты, отличающие ее от традиционных для католицизма порядков
и обычаев. Ее организация была приспособлена к клановому строю, и духовные
должности стали монополией определенных семей. Епархия епископа обычно
совпадала с территорией клана, а сам он избирался из людей угодных вождю и
связанных родовыми узами с членами кланов. Целибат (безбрачие духовенства)
не соблюдался, приходские священники жили в кланах и больше подчинялись
местным обычаем, чем порядкам католической иерархии. Епископы не обращались
в Рим для утверждения в должности, причитающиеся папе платежи за духовные
бенефиции собирались нерегулярно. Вожди часто присваивали церковное
имущество и доходы, а также облагали духовенство обычными для мирян
поборами. Монастырские общины в Ирландии сами избирали себе аббатов, не
соблюдая устав Бенедикта Нурсийского, регулировавший жизнь католических
монастырей в средневековой Европе. В 1152-1531 гг. «кельтскую церковь»
заменил католицизм феодального типа, выступавший союзником английской
экспансии. В конце 11-го века в Западной Европе значительно возросло
влияние папства. Ирландская церковь стала одним из объектов его
теократической политики, проводимой под знаком «очищения и единства». Синод
в Келлсе в 1152 г. признал главенство папы над ирландской церковью, осудил
браки среди духовенства и конкубинат (внебрачное сожительство), объявил
десятину обязательным для всех церковным побором, подтвердил независимость
католического духовенства от поборов и юрисдикции светских властей и создал
четыре архиепископства –Арма, Дублин, Кашел и Туам, оставив старшинство за
архиепископством Арма. Однако, несмотря на это, низшее духовенство
придерживалось старых церковных порядков.
Через три года после синода в Келлсе в Рим прибыл посол английского
короля Генриха II Плантагенета с просьбой разрешить завоевать Ирландию и
завершить подчинение ирландской церкви.
Первое вторжение английских колонизаторов на территорию Ирландии
произошло в 1169 году. Особенно активизировалось завоевание после 1485
года. Когда Генрих VIII, порвав с Римом в 1534 г. стал главой англиканской
церкви, и в Англии установилась государственная вера – протестантизм захват
Ирландии начал сопровождаться насильственным насаждением протестантской
веры, а также массовой конфискацией земель у ирландцев-католиков и
заселением их протестантами.
В XVIII веке в руках католического населения Северной Ирландии
осталась только одна седьмая часть земли.
В соответствии с принятыми законодательными актами, католики лишались
права голоса и возможности быть избранными в парламент и муниципальные
органы, получить профессию, занимать должности в армии, флоте, продвигаться
по службе, носить оружие. Они не могли открывать школу или учиться в ней,
им было запрещено даже исполнять народные песни и танцы. Католики были
лишены возможности издания и продажи книг, газет, облагались специальными
налогами.
Таким образом, с самого начала захвата Ирландии в основу проводимой
английскими колонизаторами политики был положен принцип «разделяй и
властвуй» по религиозному, национальному и классовому признакам. Принятые
законы, направленные против католического населения Ирландии, лишали его не
только политических, но и элементарных человеческих прав, усиливая раскол
на религиозной почве. Привилегии получал лишь тот, кто принимал
протестантское вероисповедание. Несмотря на это, ирландские крестьяне
остались приверженцами католической церкви, католиками были и многие англо-
ирландские лорды, ирландские вожди. Так в Ирландии после реформации
появились две церкви: одна – чужеземная, официальная, другая - преследуемая
английскими властями, но признаваемая большинством жителей острова.
Период 1782-1916 гг. характеризовался приспособлением католической
церкви, осуществлявшей контроль в сфере духовной жизни большинства
населения, к колониальным порядкам. Протестантизм, удерживавший
значительные политические позиции, продолжал играть роль опоры британского
господства.
В 1916-1972 гг. католицизм на юге и протестантизм на севере благодаря
усилиям буржуазно-националистических кругов получили статус официальных,
привилегированных религий, закрепляя тем самым искусственное расчленение
Ирландии. Наметившееся в 60 –начале 70-х годов XX в. признаки ослабления
религиозных барьеров не получили своего развития в условиях обострения
кризиса в Северной Ирландии.
В 1966 году представители ирландских профсоюзов совместно с
лейбористами Северной Ирландии во время встречи с министрами юнионистского
правительства предложили совместный меморандум «Права граждан Северной
Ирландии», к котором были разработаны основные требования, связанные с
проведением избирательной реформы, включением представителей католического
меньшинства в назначаемые правительством органы, устранением дискриминации
на религиозной или политической основе в вопросах занятости, жилища и др.
Встреча с представителями правительственного кабинета показала, что
юнионистское правительство не намерено считаться с растущим движением масс
в стране, с требованиями, выдвинутыми авторитетными и влиятельными
организациями. В 1969 году правительством было принято решение об
использовании войск против демонстрантов в Северной Ирландии, где в течение
трех дней продолжались сватки борцов за гражданские права с полицией. Это
решение знаменовало собой новый этап в развитии политического кризиса в
Северной Ирландии. В 1971 году в стране был введен закон об интернировании,
в соответствии с которым органы власти могут не только осуществлять аресты
без суда и следствия, но и заключать арестованных в тюрьмы или ссылать в
концлагеря без конкретных обвинений. В результате значительно возросло
число арестованных. От террора и насилия в первую очередь пострадал рабочий
класс. 90% убитых в Северной Ирландии являлись представителями рабочего
класса. Основная масса задержанных также рабочие.
Общественная жизнь Северной Ирландии до сих пор продолжает сохранять
конфессиональную оболочку. Способствующая этому политика администрации и
протестантских юнионистских партий подвергается резкой критике со стороны
прогрессивных организаций и свободомыслящих общественных деятелей. Успех
борьбы за гражданские права, за социальный прогресс для всего населения
Северной Ирландии в значительной степени зависит от того, как скоро и
насколько эффективно они сумеют разрушить искусственно созданный
религиозный барьер.
Ремизов Дмитрий Сергеевич
10а класс, школа №392.
РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАКТОР
В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ
И НАЦИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ
ИРЛАНДИИ.
Санкт-Петербург
2000
Список используемой литературы:
1. Религии мира. История и современность. Москва 1990 г.
2. И. Д. Бирюков. Ольстер. Кризис британской империалистической политики.
Москва 1985 г.
3. В. М. Татаринцев. Северная Ирландия: напряженность сохраняется. Москва
1972.
4. И. А. Крывелев. История религий. Москва 1988.
5. Н. П. Грибин. Трагедия Ольстера. Москва 1980.
6. И. Г. Рыбалкина. Истоки Северо-Ирландского кризиса. Москва 1981.
7. О. Л. Шахназаров. Ирландия: нерешенные проблемы. Москва 1986.
8. История Ирландии. Москва 1980.
|