рефераты
рефераты
Главная
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Логика
Военная кафедра
Банковское дело
Биржевое дело
Ботаника и сельское хозяйство
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство

Смутное время на Руси


Смутное время на Руси

НОВОСИБИРСКИИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

РЕФЕРАТ

ТЕМА: «СМУТНОЕ» ВРЕМЯ В ИСТОРИИ РОССИИ И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ

Студента 1-го курса

Факультета летательных аппаратов

Белоносова С.И.

МОСКВA 1996г.

ПЛАН

1.Предпосылки и причины смуты

2.Царь Борис Годунов и Лжедмитрий 1 (1598-1606)

3.Василий Шуйский и социальная смута. «Тушинский вор»

4.Королевич Владислав. Поляки в Москве. Патриарх Гермоген.

5. Первое земское ополчение.

6. Второе земское ополчение (Минин и Пожарский). Освобождение Москвы и

избрание на царство Михаила Романова.

7. Общий ход Смуты, ее характер и последствия.

1.Предпосылки и причины смуты

На рубеже 16 и 17вв. Московское государство переживало тяжелый и

сложный морально-политический и социально-экономический кризис, который

особенно проявлялся в положении центральных областей государства

С открытием для русской колонизации обширных юго-восточных пространств

среднего и нижнего Поволжья сюда устремился из центральных областей

государства широкий поток крестьянского населения, стремившегося уйти от

государева и помещичьего «тягла», и эта утечка рабочей силы повела к

недостатку рабочих рук в центре. Чем больше уходило людей из центра, тем

тяжелее давило государственное помещичье тягло на оставшихся. Рост

поместного землевладения отдавал все большее количество крестьян под власть

помещиков, а недостаток рабочих рук вынуждал помещиков увеличивать

крестьянские подати и повинности и стремиться всеми способами закрепить за

собой наличное крестянское население своих имений. Положение холопов

«полных» и «кабальных» всегда было достаточно тяжелым, а в конце 16в. число

кабальных холопов было увеличено указом, который предписывал обращать в

кабальные холопы всех тех прежде вольных слуг и работников, которые

прослужили у своих господ более полугода.

Во 2-ой половине 16в. особые обстоятельства, внешние и внутренние,

способствовали усилению кризиса и росту недовольства. Тяжелая Ливонская

война, продолжавшаяся 25 лет и кончившаяся полной неудачей, потребовала от

населения огромных жертв людьми и материальными средствами. Татарское

нашествие и разгром Москвы в 1571г. значительно увеличили жертвы и потери.

Опричнина царя Ивана Грозного, потрясшая и расшатавшая старый уклад жизни и

привычные отношения, усиливала общий разлад и деморализацию; в царствование

Грозного «водворилась страшная привычка не уважать жизни, чести, имущества

ближнего» (Соловьев).

Пока на Московском престоле были государи старой привычной династии,

прямые потомки Рюрика и Владимира Святого, население в огромном

большинстве своем безропотно и бесприкословно подчинялось своим «природным

государям». Но когда династии прекратились и государство оказалось

«ничьим», земля растерялась и пришла в брожение.

Высший слой московского населения, боярство, экономически ослабленное

и морально приниженное политикой Грозного, начало смуту борьбой за власть в

стране, ставшей «безгосударственной».

2.Царь Борис Годунов и Лжедмитрий 1 (1598-1606)

По смерти бездетного царя Федора Иоановича ( в январе 1598г) Москва

присягнула на верность его жене, царице Ирине, но Ирина отказалась от

престола и постриглась в монашество. Когда Москва вдруг осталась без царя,

взоры всех обратились на правителя Бориса Годунова. Его кандидатуру на

престол усиленно и настойчиво проводил патиарх Иов, но Борис долго

отказывался, уверяя, что ему никогда и на ум не приходило вступить на

высочайший престол Российского государства. Был созван земской собор из

представителей всяких чинов всех городов Московского государства, и собор

единодушно избрал на царство Бориса Федоровича.

Но родовитые бояре и князья, потомки Рюрика и Гедемина, затаили в душе

злобу и зависть к новому царю «выскочке», потомку татарского мурзы на

русском престоле.

С другой стороны, и Борис на престоле обнаружил недостаток

нравственного величия и трусливую подозрительность; опасаясь боярских

интриг и крамол, он завел систему шпионажа, поощрял доносы, награждал

доносчиков и преследовал подозреваемых или обвиняемых в измене бояр; в

1601 г. подверглись ссылке и заточению несколько бояр, в том числе братья

Романовы, из которых самый способный и популярный, Федор Никитич, был

подстрижен в монахи (под именем Филарета).

В общем правлении Борис старался поддерживать порядок и правосудие. Он

нанимал к себе на службу иностранцев, а русских молодых людей посылал

учиться за границу. При нем успешно продолжалась русская колонизация Сибири

и построение русских городов (Туринск, Томск).

Первые два года царствования Бориса были спокойными и благополучными.

В 1601г.случился в России повсеместный неурожай, который повторялся

следующие два года. В результате -голод и мор. Царь хотел помочь раздачей

хлеба из казны новыми каменными постройками в Московском Кремле, в

частности тогда была построена знаменитая кремлевская колокольня Ивана

Великого, однако этих мер было недостаточно. Многие из богатых людей в это

время отпускают на волю свою челядь, чтобы не кормить ее, и это увеличивает

толпы бездомных и голодных. Из отпущенных или беглых образовывались шайки

разбойников. Главным очагом брожения и беспорядков стала западная окраина

государства- Северская украйна, куда правительство ссылало из центра

преступные или неблагонадежные элементы, которые были полны недовольства и

озлобления и ждали только случая подняться против московского

правительства.

В это время в Польше против царя Бориса выступил молодой человек,

который назвал себя царевичем Дмитрием, сыном Ивана Грозного, и заявил о

своем намерении идти на Москву, добывать себе прародительский престол.

Московское правительство утверждало, что он был галичским боярским сыном

Григорием Отрепьевым, который подстригся в монахи и был дьяконом в Чудовом

монастыре в Москве, но потом бежал в Литву, поэтому его в последствии

называли Расстригой.

Некоторые польские паны согласились помогать ему и в октябре 1604 года

Лжедимитрий вошел в Московские поределы; издал воззвание к народу, что

Бог спас его, царевича от злодейских умыслов Бориса Годунова и он призывает

население принять его как законного наследника русского престола. Началась

борьба безвестного молодого авантюриста с могущественным царем, и в этой

борьбе Расстрига оказался победителем. Население Северной Украины

переходило на сторону претендента на московский престол, и города отворяли

ему свои ворота. На помощь претенденту, с одной стороны, пришли вместе с

поляками днепровские казаки, а с другой, пришли донские казаки, недовольные

царем Борисом, который пытался стеснить их свободу и подчинить их власти

московских воевод. Царь Бориc послал против мятежников большое войско, но в

его войске была «шатость» и «недоумение»,-не идут ли они против законного

царя?.. А бояре и воеводы хоть и не верили претенденту, но, не будучи

преданы Борису, вели военные операци вяло и нерешительно. В апреле 1605г.

царь Борис умер, и тогда его войско перешло на сторону претендента, а затем

и Москва (в июне 1605г.) с торжеством приняла своего законного

«природного» государя царя Дмитрия Ивановича (Федор Борисович Годунов и его

мать были убиты до прихода в Москву Лжедмитрия).

Новый царь оказался деятельными энергичным правителем, уверенно

сидевшем на прародительском престоле. дипломатических отношениях с другими

государствами он принял титул императора и пытался создать большой союз

европейских держав для борьбы против Турции. Но скоро он стал возбуждать

недовольство своих московских подданных, во-первых, тем, что он не соблюдал

старых русских обычаев обрядов, а во-вторых, тем, что пришедшие с ним

поляки держали себя в оскве высокомерно и заносчиво, обижали и оскорбляли

москвичей.

Недовольство особенно возросло тогда, когда в начале мая 1606г. к царю

приехала его невеста, Марина Мнишек, и он обвенчалсяс ней и короновал ее

как царицу,хотя она отказалась перейти в православие. Теперь бояре во главе

с князем Василием Шуйским решили, что настало время действовать. Шуйский

начал агитацию против Лжедимитрия тотчас после его воцарения; он был судим

собором из всех чинов людей и приговорен к смертной казни, но царь его

помиловал.

В ночь на 17 мая 1606г, подняв набатным звоном московсикй народ против

поляков, бояре сами с кучкой заговорщиков ворвались в Кремль и убили царя.

В это время москвичи были заняты избиением поляков и разграблением их

домов. Труп Лжедимитрия после поругания сожгли и, смешав пепел с порохом,

выстрелили им из пушки в ту сторону, откуда он пришел.

3.Василий Шуйский и социальная смута. «Тушинский вор»

Руководитель боярского заговора князь Василий Шуйский «был не скажем

избран, но выкрикнут царем»(Соловьев). Новый царь разослал грамоты по всему

государству, в которых обличал самозванца и еретика Расстригу, обманувшего

русский народ. При своем воцарении Шуйский принял формальное обязательство

никого не казнить и не наказывать конфискацией имущества и не слушать

ложные доносы, но эта присяга оказалась ложной. Шуйский три раза

всенародно и торжественно приносил ложную клятву: сначала он клялся, что

царевич Дмитрий случайно закололся сам, потом, что царевич жив и здоров,

идет занимать царский престол, наконец, что Дмитрий принял мученическое

убиение от своего лукавого раба Бориса Годунова.

Немудрено, что воцарение Шуйского послужило сигналом для всеобщей

смуты и борьбы всех против всех. Против боярского царя повсюду вспыхнули

восстания. «С осени 1606г. в государстве открылась кровавая смута, в

которой приняли участия все сословия московского общества, восстав одно на

другое» (Платонов). Города Северской Украйны поднялись под начальством

путивльского воеводы князя Шаховского (которого современники потом называли

«всей крови заводчиком»), а затем явился новый популярный вождь восстания,

бывший холоп, Иван Болотников. Он в своих воззваниях обращался к народным

низам, призывал их истреблять знатных и богатых и забирать их имущество;

под егоо знамена стали во множестве стекаться беглые холопы, крестьяне и

казаки, частью, чтобы отомстить своим угнетателям, частью «ради получения

скороприбытного и беструдного богатства», по выражению современника. В

Тульской и Рязанской областях поднялись против Шуйского служивые люди,

дворяне и дети боярские под начальством Пашкова, Сумбулова и Ляпунова. В

Поволжье поднялась мордва и другие недавно покоренные народы с целью

освободиться от русской власти.

Болотников с огромным скопищем «воровских людей» подошел к Москве, с

другой стороны подошли рязанские и тульские служивые люди; но когда

последние поближе познакомились со своим союзником, с его «программой» и

действиями, они решили избрать из двух зол меньшее, отступили от «воров» и

принесли повинную царю Василию. Болотников был разбит и ушел сначала в

Калугу, потом в Тулу, где был осажден царскими войсками и вынужден сдаться;

вожди восстания были казнены, масса его участников рассеилась, готовая

начать новую «кампанию», если найдется новый предводитель.

Таковой нашелся скоро в лице явившегося в Стародубе второго

Лжедмитрия. Он был, конечно, уже сознательным и очевидным обманщиком, но

проверкой его личности и его легальных прав мало кто интересовался; он был

только знаменем, под которое снова спешили собраться все недовольные

московским правительством и своим положением и все, кто стремился устроить

свою карьеру или приобрести «беструдное богатство». Под знаменами

самозванца собрались не только представители угнетенных народных низов, но

также часть служилых людей, казаки и, наконец, большие отряды польских и

литовских авантюристов, стремившихся за счет неразумных и метущихся в

междоусобии «русаков». Марина Мнишек,бывшая 8 дней царицею Московскою и

спасшаяся во время переворота 17 мая, согласилась стать женою нового

Лжедмитрия.

Собрав большое и довольно пестрое войско, Лжедмитрий подступил к

Москве и расположился станом в подмосковном селе Тушино (отсюда его

прозвище: «Тушинский вор»). Здесь были свои бояре и воеводы, свои приказы и

даже свой патриарх; таковым стал (как говорят современники-по принуждению)

митрополит Ростовский Филарет-бывший боярин Федор Никитович Романов. В

тушинский лагерь пришло из Москвы немало князей бояр, хотя они знали,

конечно, что они идут служить явному обманщику и самозванцу.

Одной из светлых страниц этого времени была знаменитая успешная

защита Троице-Сергиева, осажденного поляками, литовцами и русскими ворами

(с сентября 1608г.до января1610г.

Не будучи в состоянии одолеть тушинцев, царь Василий вынужден был

обратиться за помощью к шведам, которые согласились послать ему

вспомогательный отряд войска. Во главе московского войск стал вэто время

молодой талантливый племянник царя Василия-князь Михаил Скопин-Шуйский. С

помощью шведов и ополчений северных городов, которые поднялись против

власти тушинского правительства, Скопин-Шуйский очистил от тушинцев север

России двинулся к Москве.

Однако вмешательство шведов в русские дела вызвало вмешательство

короля польского Сигизмунда, который поставил Шуйскому в вину союз со

Щвецией и решил использовать московскую смуту в интересах Польши. В

сентябре 1609г. он перешел с большим войском и осадил сильную русскую

крепость Смоленск. В своих обращениях к русскому населению король возвещал,

что он пришел не для того , чтобы проливать русскую кровь, но для того ,

чтобы прекратить смуты, междоусобия и кровопролитие в несчастном

Московском государстве. Но смоляне во главе со своим воеводой Шеиным не

поверили королевским словам и в течение 21 месяца оказывали королю упорное

героическое сопротивление.

Приближение Скопина Шуйского и ссоры с поляками заставили Тушинского

вора осенью 1609г. оставить Тушин и бежать в Калугу. Тогда русские

тушинцы, оставшиеся без своего царя, послали послов под Смоленск к

польскому королю Сигизмунду и заключили с ним в феврвле 1610г. договор о

принятии на царство его сына, королевича Владислава.

В марте 1610 г. тушинский лагерь был покинут всеми его обитателями,

которые разошлись в разные стороны, и Скопин-Шуйский торжественно вступил в

освобожденную Москву. Москва радостно приветствовала молодого воеводу и

ожидала от него новых подвигов иуспехов в борьбе против неприятелей, но в

апреле Скопин внезапно заболел и умер (по слухам от отравы ).

Между тем от западной границы к Москве двигалось польское войско под

командой гетмана Жолкевского; при с.Клушино Жолкевский встретил и разбил

московское войско, бывшее под командой царского брата, князя Дмитрия

Шуйского, и приблизился к самой Москве. С другой стороны к Москве

подходили Калуги Тушинский вор. Город был в тревоге и в смятении, царь

Василий потерял всякое доверие и авторитет, 17 июля 1610г. он был свергнут

с престола, а 19-го насильственно пострижен в монахи.

4.Королевич Владислав. Поляки в Москве. Патриарх Гермоген.

После свержения Шуйского в Москве наступило междуцарствие. Во главе

правительства оказалась боярская дума-«князь Ф.И.Мстиславский с товарищи»

(так называемая «семибоящина»). Однако, это боярское правление не могло

быть длительным и прочным. Приближение Тушинского вора, за которым шел

призрак социального переворота и анархии, пугало всех бояр и всех «лучших

людей». Чтобы избавиться отвора и его притязаний бояре решили избрать на

московский престол польского королевича Владислава.

После того, как Жолкевский принял предложенные Владиславу условия,

Москва 27 августа торжественно присягнула королевичу Владиславу как своему

будущему государю с условием , что он обещает охранять православную веру.

На последнем условии категорически настаивал настаивал патриарх Гермоген,

который не допускал возможности занятия московского престола

неправославным.

Лжедимитрий был прогнан от Москвы и снова бежал в Калугу с Маринойи

казачьим атаманом Заруцким. К королю Сигизмунду под Смоленск было послано

посольство, во главе которого стояли митрополит Филарет и князь Василий

Голицын; посольству было поручено настаивать, чтобы королевич Владислав

принял православие и без промедления ехал в Москву, а королю со своим

войском было предложено выйти из пределов Московского государства.

Однако планы Сигизмунда были другие: он не хотел отпускать молодого

сына в Москву, тем более не хотел позволить ему принять православие; он

намеревался сам занять московский престол, но пока не открывал своих

планов. Поэтому русское посольство под Смоленском было вынуждено вести

длительные и бесплодные переговоры, в которых король, со своей стороны,

настаивал, чтобы послы со своей стороны побудили «смоленских сидельцев» к

сдаче.

Между тем Москва в сентябре 1610г. с согласия бояр была занята

польским войском Жолкевского, который скоро уехал оттуда передав команду

Гонсевскому. Во главе гражданского правительства стали боярин Михаил

Салтыков и «торговй мужик» Федор Андронов, которыеи пытались управлять

страной от имени Владислава. Летом (в июле) 1611г.был занят щведами

Новгород Великий почти без сопротивления жителей, что дополняет печальную

картину общего морального упадка и разложения.

Польская оккупация Москвы затягивалась, Владислав не принимал

православия и не ехал в Россию, правление поляков и польских клевретов в

Москве возбуждало все большее неудовольствие, но его терпели как меньшее

зло, ибо присутствие польского гарнизона в столице делало ее недоступной

для Тушинского (теперь Калужского) вора. Но в декабре 1610 г. Вор был убит

в Калуге, и это событие послужило поворотным пунктом в истории Смуты.

Теперь у служилых людей, и у «земских» людей вообще и у тех казаков, у

которых жило национальное сознание и религиозное чувство, оставался один

враг, тот, который занимал русскую столицу иноземными войсками и угрожал

национальному русскому государству и православной русской вере.

Во главе национально-религиозной оппозиции в это время становится

патриарх Гермоген. Он твердо заявляет, что если королевич не примет

православия, а «литовские люди» не уйдут из Русской земли, то Владислав нам

не государь. Когда его словесные доводы иувещания не оказали действия на

поведение противной стороны, Гермоген стал обращаться к русским людям с

прямыми призывами к восстанию на защиту церкви и отечества. Впоследствии,

когда патриарх был подвергнут заключению, его дело продолжали монастыри,

Троице-сергиев и Кирилло-Белозерский, рассылавшие по городам свои грамоты с

призывами к соединению и «великому стоянию» против врагов за святую

православную веру и за свое отечество.

«

5. Первое земское ополчение.

Голос патриарха Гермогена был скоро услышан. Уже в самом начале 1611

г. начинается широкое патриотическое движение в стране. Города

переписываются между собою, чтоб всем прийти в соединение, собирать ратных

людей и идти на выручку к Москве. «Главный двигатель восстания... был

патриарх, по мановению которого, во имя веры, вставала и собиралась Земля».

Весною 1611 г. к Москве подступило земское ополчение и начало его

осаду. В это время король Сигизмунд прекратил бесконечные переговоры под

Смоленском с русскими послами и велел увезти митрополита Филарета и князя

Голицына в Польшу как пленников. В июне 1611 г. поляки, наконец, взяли

Смоленск, в котором из 80.000 жителей, бывших там в начале осады,

оставалось в живых едва 8.000 человек.

Значительная часть Москвы в марте 1611 г. подверглась разгрому и

сожжению со стороны польского гарнизона, желавшего предупредить восстание,

причем было избито несколько тысяч жителей. Пришедшее под Москву земское

ополчение состояло из двух различных элементов: это были, во-первых,

дворяне и дети боярские, во главе которых стоял знаменитый в то время

рязанский воевода Прокопий Ляпунов, а во-вторых, казаки, во главе которых

стояли бывшие тушинские бояре, князь Дм.Трубецкой и казачий атаман Иван

Заруцкий. После многих разногласий и раздоров, воеводы и ополчения

договорились между собою и 30-го июня 1611 г. составили общий приговор о

составе и работе нового земского правительства - из Трубецкого, Заруцкого и

Ляпуннова, которых «выбрали всею землею» для управления «земскими и ратными

делами».

Однако приговор 30 июня не устранил антагонизма между дворянами и

казаками и личного соперничества между Ляпуновым и Заруцким. Дело кончилось

тем, что казаки, подозревая Ляпунова во враждебных умыслах, вызвали его в

свой круг для объяснения и здесь зарубили его. Оставшись без вождя и

напуганные казацким самосудом, дворяне и дети боярские в большинстве

разъехались из-под Москвы по домам. Казаки оставались в лагере под Москвой,

но они были недостаточно сильны, чтобы справиться с польским гарнизоном.

6. Второе земское ополчение (Минин и Пожарский). Освобождение Москвы и

избрание на царство Михаила Романова.

Неудача первого земского ополчения огорчила, но не обескуражила

земских людей. В провинциальных городах скоро снова началось движение за

организацию нового ополчения и похода на Москву. На этот раз исходным

пунктом и центром движения стал Нижний Новгород во главе с его знаменитым

земским старостою Кузьмою Мининым, который в сентябре 1611 г. выступил в

нижегородской земской избе с горячими призывами помочь Московскому

государству, не жалея никаких средств и никаких жертв. Городской совет, из

представителей всех слоев населения, руководил начальными шагами - сбором

средств и призывом ратных людей. Начальником земского ополчения был

приглашен «стольник и воевода» Дмитрий Михайлович Пожарский, способный

военачальник и человек с не запятнаной репутацией; хозяйственную и

финансовую часть взял на себя «выборный человек всей землею» Кузьма Минин.

В ноябре движение, начатое Нижним, охватило уже значительный приволжский

район, а в январе ополчение двинулось из Нижнего сначала к Костроме, а

потом к Ярославлю, куда оно прибыло к началу апреля 1612 г., встречая по

пути живейшее сочувствие и поддержку со стороны населения.

Узнав о движении нижегородского ополчения, Мих.Салтыков со своими

приспешниками потребовали от патриарха Гермогена, чтобы он написал грамоту

с запрещением нижегородцам идти к Москве. «...Он же рече им:»да будет им от

Бога милость и от нашего смирения благословление; на вас же изменниках да

излиется от Бога гнев и от нашего смирения будьте прокляты в сем веце и в

будущем»; и оттоле начаша его гладом томити и умре от глада в 1612 году

февраля в 17 день, и погребен в Москве в Чудове монастыре».

Земское ополчение оставалось в Ярославле около 4-х месяцев; это время

прошло в напряженной работе над восстановлением порядка в стране, над

созданием центральных правительственных учреждений, над собиранием сил и

средств для самого ополчения. Вокруг ополчения объединилось больше половины

тогдашней России; в городах работали местные советы из представителей всех

слоев населения, а из Ярославля назначали в города воевод. В самом

Ярославле образовался земский собор, или совет всея земли, из

представителей с мест и представителей от служебных людей, составлявших

ополчение; этот совет и был временной верховной властью в стране.

Помня судьбу Ляпунова и его ополчения, Пожарский не спешил идти к

Москве, пока не соберет достаточно сил. В конце июля ополчение Пожарского

двинулось из Ярославля к Москве. Услыхав о его движении, атаман Заруцкий,

увлекши с собой несколько тысяч «воровских» казаков, ушел из-под Москвы в

Калугу, а Трубецкой с большинством казацкого войска остался, поджидая

прихода Пожарского. В августе ополчение Пожарского подошло к Москве, а

через несколько дней к Москве подступил польский гетман Ходкевич, шедший на

помощь польскому гарнизону в Москве, но был отражен и вынужден отступить.

В сентябре подмосковные воеводы договорились, «по челобитью и

приговору всех чинов людей», чтобы им вместе «Москвы доступать и

Российскому государству во всем добра хотеть безо всякой хитрости», и вские

дела делать заодно, а грамоты от единого правительства писать отныне от

имени обоих воевод, Трубецкого и Пожарского.

22-го октября казаки пошли на приступ и взяли Китай-город, а через

несколько дней сдались, обессиленные голодом, поляки, сидевшие в Кремле, и

оба ополчения торжественно вступили в освобожденную Москву при звоне

колоколов и ликовании народа.

Временное правительство Трубецкого и Пожарского созвало в Москву

выборных из всех городов и из всякого чина людей «для земского совета и для

государственного избрания». Земский собор, заседавший в январе и феврале

1613 г., был по составу наиболее полным из московских земских соборов: на

нем были представлены все классы населения (за исключением холопов и

владельческих крестьян). Сравнительно легко договорились о том, чтобы

«литовского и шведского короля и их детей и иных некоторых государств

иноязычных нехристианской веры Греческого закона на Владимирское и

Московское государство не избирать, и Маринки и сына ее на государство не

хотеть». Решили избрать кого-нибудь из своих, но тут начались разногласия,

споры, козни и смуты, ибо среди «великородных» московских бояр, бывших

ранее союзниками или поляков, или Тушинского вора, не находилось достойного

и популярного кандидата. После долгих и безрезультатных споров 7 февраля

1613 г. выборные люди согласились на кандидатуре 16-летнего Михаила

Романова, сына томившегося в польском плену митрополита Филарета; но так

как они не знали, как отнесется к этой кандидатуре вся Земля, то было

решено устроить нечто вроде плебисцита, - «послали тайно, верных и

богобоязненных людей во всяких людех мысли их про государское избрание

проведывати, кого хотят государем царем на Московское государство во всех

гродех. И во всех городех и уездах во всех людех та же мысль: что быти на

Московском Государстве Государем Царем Михаилу Федоровичу Романову...». А

по возвращении посланных Земский Собор 21-го февраля 1613 г. единодушно

избрал и торжественно провозгласил царем Михаила Федоровича Романова. В

избирательной грамоте было сказано, что его пожелали на царство «все

православные хрестьяне всего Московского государства», а с другой стороны

были указаны его родственные связи с прежней царской династией: новый царь

- сын двоюродного брата царя Федора Ивановича, Федоа Никитича Романова-

Юрьева, а царю Федору Ивановичу - племянник...

7. Общий ход Смуты, ее характер и последствия.

«В развитии московской Смуты ясно различаются три периода. первый

может быть назван династическим, второй - социаным и третий - национальным.

Первый обнимает собою время борьбы за московский престол между различными

претендентами до царя Василия Шуйского включительно. Второй период

характеризуется междоусобной борьбою общественных классов и вмешательством

в эту борьбу иноземных правительств, на долю которых и достается успех в

борьбе. Наконец, третий период Смуты обнимает собою время борьбы московских

людей с иноземным господством до создания национального правительства с

М.Ф.Романовым во главе».

Борьба за власть и за царский престол, начатая московским боярством,

привела впоследствии к полному крушению государственного порядка, к

междоусобной «борьбе всех против» и к страшной деморализации, которая нашла

особенно яркое выраженние в тушинских «перелетам» и в тех диких и

бессмысленных зверствах и насилиях над мирным населением, которые совершали

шайки «воровских людей».

Нет сомнения, что в середине Смутного времени (начиная с 1606 г.) мы

наблюдаем элементы «классовой борьбы», или восстания бедных против богатых,

но в большей мере это было всеобщее междоусобие, которое одна из

ярославских грамот второго земского ополчения характеризует в следующих

словах: «собрався воры изо всяких чинов учинили в Московском государстве

междоусобное кровопролитие и восста сын на отца, и отец на сына, и брат на

брата, и всяк ближний извлече меч, и многое кровопролитие христианское

учинилося».

Современики точно и правильно пишут:»воры из всяких чинов», т.е. из

всех сословий и классов общества. Тушинский лагерь второго Лжедмитрия

считается характерым «воровским» лагерем, а между тем «у Вора были

представители очень высоких слоев московской знати». «Воровские люди» - это

была отнюдь не экономическая, но морально-психологическая категория - люди

без всяких морально-религиозных устоев и правовых принципов, а таковых

нашлось немало во всех классах общества, но все же они составляли

меньшинство населения. А кто были те «земские люди», которые поднялись

против домашних «воров» и иноземных неприятелей и восстановили разрушенное

«ворами» и внешними врагами национальное государство? Это были троицкие

монахи, посадские и деревенские, торговые и пашенные мужики центральных и

северных областей, средние служилые люди и значительная часть донских

казаков, - союз весьма пестрый в классовом отношении.

В период так называемого междуцарствия (1610-1613 гг.) положение

Московского государства казалось совершеннно безвыходным. Поляки занимали

Москву и Смоленск, шведы - Великий Новгород; шайки иноземных авантюристов

и своих «воров» разоряли несчастную страну, убивали и грабили мирное

население. Когда земля стала «безгосударной», политические связи между

отдельными областями порвались, но все же общество не распалось: его спасли

связи национальные и религиозные. Городские общества центральных и северных

областей, возглавляемые своими выборными властями, становятся носителями и

проповедниками национального сознания и общественной солидарности. В своей

переписке города призывают одни других «быти в любви и в совете и в

соединении друг с другом», и «в том крест целовати меж себя, что нам с

вами, а вам с нами и ожить и умереть вместе», и за «истинную христианскую

веру на разорителей нашея християнские веры, на польских и литовских людей

и на русских воров стояти крепко», а потом «выбрати бы нам на Московское

государство государя всею землею Российской державы». Вожди нижегородского

ополчения, со своей стороны, призывают города соединиться, «чтоб нам, по

совету всего государства, выбрати общим советом государя, чтоб без государя

московское государство до конца не разорилося»..., «и выбрати б нам

государя все Землею...всемирным советом».

Смутное время было не столько революцией, сколько тяжелым потрясением

жизни Московского государства. Первым, непосредственным и наиболее тяжелым

его следствием было страшное разорение и запустение страны; в описях

сельских местностей при царе Михаиле упоминается множество пустых деревень,

из которых крестьяне «сбежали» или «сошли безвестно куды», или же были

побиты «литовскими людьми» и «воровскими людьми». В социальном составе

общества Смута произвела дальнейшее ослабление силы и влияния старого

родовитого боярства, которое в бурях Смутного времени частью погибло или

было разорено, а частью морально деградировало и дискредитировало себя

своими интригами, «шалостью» и своим союзом с врагами государства.

В отношении политическом смутное время - когда Земля, собравшись с

силами, сама восстановила разрушенное государство, - показало воочию, что

государство Московское не было созданием и «вотчиною» своего «хозяина» -

государя, но было общим делом и общим созданием «всех городов и всяких

чинов людей всего великого Российского Царствия».



© 2009 РЕФЕРАТЫ
рефераты