рефераты
рефераты
Главная
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Логика
Военная кафедра
Банковское дело
Биржевое дело
Ботаника и сельское хозяйство
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство

София Киевская


София Киевская

София Киевская

Среди памятников прошлого в древнем Киеве - знаменитый архитектурный

комплекс Х1-ХУШ веков София Киевская. Его центральное здание, чудо, что

пришло к нам из средней древности, - Софиевский собор, сооруженный в 1Х по

приказу Ярослава на честь его победы над печенегами. Собор - не только

непревзойденный памятник древней архитектуры, но и мемориал победы наших

предков. Но нас интересует письменность, и прежде всего, книги. Начиная с

времен Ярослава София становится важнейшим культурным центром

Восточнославянского государства. В софийском соборе была первая известная

нам библиотека, заложенная Ярославом. Но наибольшее чудо Софии - это

известные всему миру Софиевские мозаики, очаровательные стародавние

фрески., что показывают ее стены. Изображения святых и портреты княжеской

семьи соседствуют тут с роскошными и утонченными орнаментом. Сцены

княжеской охоты или танцующих скоморохов можно увидеть над ступеньками, что

ведут на хоры. Кроме всего стены Софии оказались сокровищницей эпиграфики /

она изучает древние надписи, вырезанные, на твердых материалах/. На стенах

и столбах, покрытых фресками, рядом с изображениями святых, среди

красочного орнамента, находят историки надписи, которым почти 1000 лет.

Возможно, кто-то из посетителей собора, естественно, из тех, что

знали грамоту, от нечего делать нацарапывал на стенах рисунки и строки

слов, записывая события, что наиболее волновали киевлян того времени.

Некоторые события Софии Киевской посвящены тем историческим событиям, ро

которые вспоминает летопись. Например, Игнатьевской летописи дата смерти

Ярослава Мудрого вызвала у историков сомнения. но вот на стене Софиевского

собора было найдено графито, которое подтвердило: Ярослав Мудрый

действительно умер 20.02.1054г.. И это не единственная датированная

надпись, что делает графиты особенно ценными источниками изучения истории.

Киевской Руси. А случается совсем необыкновенное: чуть заметные,

нацарапанные несколько столетий назад небольшие буквы намекают на события,

о которых и упоминаний нет в других письменных памятниках. Не все, что

когда-то творилось, записывал верный князю летописей. Да и сами князья не

хотели разглашать о некоторых своих делах. Например, в одном из алтарей, на

столбе, найден текст, первых 2 ряда которого легко переводятся: "месяца мая

в 25-е утоплен... ". В 3 рядке несколько загадочных букв, - возможно имя

утопленника, но так зашифровано, что до сих пор не удалось прочитать. И

дальше одно слово: "Князе". Поэтому весь текст читается: " Месяца мая в 25-

е утоплен ... Князе". В повести Временных лет уточняется, что 26 мая 1093

г., во время битвы на реке Стучне, погиб младший брат Владимира Мономаха -

Растеслав Всеволодович. С печалью вспоминает о этом событии и автор "Слово

о полку Игореве". Похоронен Растислав Всеволодович в Софийском Соборе. Если

сопоставить 2 даты графито 25 мая, а в летописи 26-е, можно предположить,

что речь идет о смерти Растислава. Но почему же неизвестный нам автор

написал не "утонул", а "утоплен"?

Среди литературных памятников времени Киевской Руси широко известный

"Киево-Печерский патерик". Патерик это сборник произведений о жизни "святых

отцов" - чаще ченцов какого-нибудь монастыря. Патер - по латыни означает

священник, отец.

"Киево-Печерский патерик" - сборник не только " жития святых", но и

других религиозно-фантастических рассказов. В нем представлено много

фактических материалов, ведомостей о жизни Киева в 11-13 ст., в частности

рассказы о стычках, иногда и открытой борьбе Киево-Печерского монастыря с

киевскими князьями.



© 2009 РЕФЕРАТЫ
рефераты