Соловецкие юнги
Соловецкие юнги
Соловецкие юнги. Часть 1.
Владимир Константинович Зуев.
[pic]
1глава.
Обстановка на фронтах Великой Отечественной войны в
43 – м оставалась напряженной. Немецко – фашистские захватчики продолжали
топтать нашу землю, кровопролитные бои за ее каждый клочок не ослабевали.
Владимир Константинович, печатник Добрянской
типографии, хотел добровольно идти на фронт. Писал в районный комитет
комсомола и райвоенкомат. Отказывали. Ему тогда шел только семнадцатый год,
но в связи с тяжелой обстановкой на фронте народной комиссариат Военно –
Морского флота в мае 1942 года издал приказ о создании школы юнг ВМФ. По
здоровью подошел. Но опять вышла заминка. Не было совершеннолетия и
разрешения родителей.
Материнское сердце чувствовало, что сына не
удержать. Дороги Марии Михайловне были и интересы Родины.
- Благословляю, – попросту сказала она, - иди на битву с проклятым
врагом.
И тут вручила
Володе тетрадный лист, окропленный непрошеными слезами, со своим
письменным согласием. И вот с этого момента начались фронтовые дороги
Владимира Константиновича Зуева.
… Пермь - 2, архангельская пристань Соломбово. Пароход «Заря» взял курс по
Белому морю на Соловецкие острова, что у самого Полярного круга. Володе
Зуеву пришлось легче. Он попал по второму набору. Именно тяжелые испытания
достались на долю самых первых юнг. В условиях крайнего Севера они на
первых парах жили в палатках, ручными пилами и топорами валили лес,
корчевали пни, кирками долбили землю и лопатами выкапывали ее, чтобы
соорудить землянки, учебные корпуса, столовую, клуб. И в то же время каждый
старался овладеть морской специальностью.
-Но трудности не обошли и нас -, вспоминал Владимир
Константинович, – В условиях бомбежки приходилось улучшать жилище и бытовые
помещения. Нередко и без того короткий сон прерывала тревога, а с раннего
утра начиналась снова боевая учеба.
Владимир Константинович вместе со сверстниками
хотел скорее на фронт. И уже через один год, досрочно, получил морскую
специальность рулевого сигнальщика.
2 глава.
Судьба бросала Володю с Белого моря на Азовское, а затем на Черное море.
Катер, на котором он служил, был предназначен для уничтожения мин, которыми
«начинили» фашисты морские просторы.
Рулевому – сигнальщику в составе второй Керченской
бригады траления довелось очищать фарватеры у Севастополя, избороздить на
тральщике Азовское море и Керченский пролив. Он, как и другие его товарищи,
вылавливал смерть из воды.
Маленькие, но сплоченные экипажи тральщиков,
почти в каждом, из которых были юнги, мастерски выполняли своё
малозаметное, но важное дело – пробивали фарватеры в минных полях.
Володя быстро познакомился с экипажем, хорошо усвоил
устройство катера, оборудование боевого поста, рулевое хозяйство, изучил
компас, научился различать вехи и буи, вести катер по компасу. Во время
боевых походов он был особенно старателен, серьезен и подчеркнуто
официален. Громко повторял команды, выполнял их с похвальным усердием. А в
глазах – гордость: «Войны и мы юнги – настоящие моряки! Вот и мы воюем, а
не только носим красивую форму!» Навсегда моряку запомнились первые взрывы
мин в тралах, поднимающие вверх огромные фонтаны воды, камни и грязь,
летящие в небо.
3глава.
Первое задание.
Как – то катеру нужно было точно проникнуть на минное
поле, поставленное противником. Оно было таким плотным, что там и днем
тралили с большим риском.
Вся надежда была на знание и сметку рулевого –
сигнальщика. Экипаж катера, не смыкая глаз, нес бессменную вахту всю ночь.
Юнга сосредоточенно всматривался в ночной мрак, чтобы своевременно
обнаружить всплывающую мину и дать сигнал. На неоднократное предложение
командира – спуститься в кубрик отдохнуть, Володя отвечал: «Я делаю только
то дело, которое определенно боевой инструкцией, ни больше, ни меньше».
Командир тральщика оставался, доволен службой прикамского юнги и не раз
ставил его в пример всей команде. И для экипажа не было неожиданностью,
когда сам командир бригады траления капитан 2- го ранга Катунцевский вручил
молодому моряку медаль Ушакова. В то время подобную награду удалось
заслужить еще немногим.
4 глава.
Отгремели победные самолеты, а юнга был юнгой до самого
пятидесятого года, продолжал службу на флоте. Лишь после полного
разминирования морских просторов, вернулся в родную Добрянку. До войны
Владимир Константинович успел поработать печатником в типографии. А на
флоте Володя полюбил технику и без труда освоился в коллективе, тогдашнего
металлургического завода. После ликвидации предприятия перешел в ремонтно-
механический. Был газоэлектросварщиком. Заслужил много благодарностей,
премий, почетных грамот. Вместе с почетными грамотами бывший военный моряк
бережет серебряный слиток медали, напоминающий ему о боевом детстве.
Часть 2.
Лагунов Михаил Георгиевич.
[pic]
Отец Михаила рабочий, прошел гражданскую войну, большевиком был. Воевал он
на бронепоезде «Архангельск», на архангельском направлении. Потом с белыми
поляками, на киевском и полтавском направлениях. Пока не было электричества
в Добрянке, работал литейщиком, а когда поставили машину «Динамо» и стали
свет проводить, пошел работать электриком. Профессию электрика освоил на
бронепоезде. Мать домохозяйка. Когда Михаил пошел в школу в 1936 году, его
отец умер. Они остались вчетвером, он, два брата и мать. Старший брат за
отца. Но в 42-м году брата забрали на фронт. И пришлось Михаилу бросить
школу и идти работать киномехаником в кинотеатре. Однажды его встретила
пионервожатая из школы, где он учился, и предложила ему поехать на флот. У
Лагунова тогда была мечта стать летчиком. И поэтому сначала не соглашался,
но когда понял, что Россия нуждается в моряках, согласился. Написал
заявление и отдал в военкомат.
Прошло два месяца, про это дело он уже забыл. Как-то раз
собрался сено косить, выпросил велосипед и поехал на сенокос. Там он
встретил почтальона, который принес ему повестку. Михаил тут же вскрыл
письмо, где было написано: «Срочно явиться в военкомат».
Лагунов приехал военкомат. Там ему объяснили, что
необходимы добровольцы. Он, как это всегда делается, прошел медицинскую
комиссию. После чего его отправили в Пермь на воинский пересыльный пункт.
Как только прибыл, снова комиссия. По здоровью Миша подошел, а по росту не
проходит, нужно иметь рост 1,5 м., он всего на два сантиметра не дорос до
принятой нормы. Но ему повезло, приметил его старшина и взял под свою
ответственность. Погрузили мальчишек в вагоны «теплушки». Как только
приехали в Архангельск, снова медкомиссия. Погода в то время стояла
суровая, ветер с Ледовитого океана. Некоторые сразу струсили, не захотели
дальше ехать.
После Архангельска их отправили на Соловецкие острова. Во
время этого путешествия с ними произошло опасное событие. « Ночью транспорт
«Вятка» вышел в Белое море. Пассажиры, включая Михаила, всю ночь не спали,
находились на верхней палубе. Внизу транспорта опасно было находиться, так
как в случае попадании торпеды никто не уцелеет. Утром подошли к Соловкам.
Как только они стали выгружаться, из- под воды «выскочила» немецкая
подводная лодка и запустила торпеду. В эту опасную минуту Лагунов находился
на берегу и видел как маленькое судно «почтовое сообщение и связи с
берегом», пожертвовав собой, спасло их транспорт. После этого ужасного
происшествия, юнги впервые увидели, какая страшная бывает война, о которой
они так много слышали. Оправившись от инцидента, они пошли вглубь острова к
Соловецкому монастырю. Всю ночь шли, устали. Дорога вся разбита. Как только
они подошли к землянкам, командир скомандовал отбой. На другой день
началось строительство. Часть юнг рубят лес, другие копают котлованы для
следующих землянок, так как в одной тесно. Ставят печки, благоустраиваются
к зиме. Все сделали до снега. Затем началась учеба. Первая неделя, строевая
подготовка. Потом обучали стрелять. Бросали настоящие гранаты. Юнги, не
смотря на свой возраст, обороняли остров от фашистов. Фронт находился в
шестидесяти километров. Немецкие самолёты, летя бомбить Архангельск, не
забывали бомбить и Соловки. С подводных лодок высаживались диверсанты, для
уничтожения школы юнг. Но все же, не смотря на трудности, старались
учиться. Учились по двенадцать часов в сутки, восемь часов занятий и четыре
часа самоподготовки. Чем скорее закончат, тем быстрее на фронт попадут.
Программа рассчитана на один год, а управились раньше. После чего расписали
по флотам. Лагунов попал на дунайскую флотилию.
Как другие юнги, Михаил объездил почти всю Россию. Был в
Москве, в Севастополе, в Одессе, в Измаиле, в Белграде, наконец, в
Будапеште. В Будапеште он попал на бронекатер.
Сами рассказы Лагунова впечатляют самоотверженностью,
героизмом, подвигом наших моряков. Они не жалели своих сил и жизней для
защиты нашей Родины.
В Добрянке, после флота Миша работал электриком. Сейчас он на заслуженном
отдыхе, встречается с молодёжью, участник Советов ветеранов. Часто приходит
к памятнику Соловецких юнг, расположенному на берегу добрянского залива.
Заключение.
На овеянном легендами Большом Соловецком острове на
плечи подростков Зуеву, Лагунову и другим добрянским юнгам выпали далеко не
ребячьи испытания. В условиях сурового севера, живя в палатках, умываясь
снегом и ледяной водой, питаясь под открытым небом, ребята строили кубрики-
землянки, столовую, клуб и другие помещения, необходимые для учебы и жизни.
Наши ребята обороняли Соловецкий архипелаг. Несмотря на колоссальные
трудности, никто не хныкал, не просил скидок на молодость. У мальчишек
ковались характеры моряков, настоящих войнов.
А кто знает, если бы не война, гоняли эти мальчишки
футбольный мяч по пыльным улицам добрянского заводского поселка и не стали
бы героями и не проявили бы свою смекалку и умение ответственно,
добросовестно выполнять свою работу. Как и другие юнги, они помогли одолеть
врага на воде.
|