Средняя школа в последние десятилетия Российской империи
Средняя школа в последние десятилетия Российской империи
Cредняя школа в последние десятилетия
Российской империи
Успехи пореформенного развития среднего образования были
несомненны. Если в 1856 г. насчитывалось всего 78 гимназий и реальных
училищ, то к концу века – более 300, а к началу Первой мировой войны –
около 700. Теперь средние школы открывались не только в губернских, но и
уездных центрах. Школы располагались в специально выстроенных зданиях,
украшавших города своей архитектурой. Дети занимались в просторных классных
комнатах и кабинетах- лабораториях.
Однако в начале ХХ в. российское общество в целом
отрицательно относилось к казенной школе. Учащиеся и их семьи были
недовольны засильем классицизма и казарменной дисциплиной в гимназиях, тем,
что для выпускников реальных и специальных училищ были недоступны
университеты, а у женщин отсутствовала возможность получить университетское
образование.
О неблагополучии в средней школе свидетельствовало
ученическое движение, возникшее на рубеже ХIХ – ХХ вв. Создавались
нелегальные организации учащихся. Только в 1895 – 1904 гг. существовало
почти 150 союзов учащихся в 98 городах. Часть из них занималась
просветительством (например, петербургский Северный союз учащихся средних
школ). Учащиеся того времени требовали ввести «свободную школу» (т.е.
ликвидировать ограниченный доступ в средние и высшие учебные заведения);
изменить программы; отменить внешкольный надзор, обыски, унизительные
наказания; разрешить кружки, ученическое самоуправление.
Правительство также беспокоили проблемы образования.
Власти не могли игнорировать требования общественности и вынужденно шли на
отдельные и порой временные уступки.
Последняя серьезная попытка реформировать среднее
образование в императорской России была предпринята по инициативе министра
просвещения графа Павла Николаевича Игнатьева в 1915-1916 гг. По замыслу
авторов проекта средняя школа должна была состоять из двух ступеней – с
трехлетним и четырехлетним сроками обучения. При этом для первой (базовой)
ступени согласовывались курсы первых трех классов гимназий, высших
начальных училищ (в городах) и четырехклассных народных школ (в сельской
местности). Это означало, что окончивший первую ступень любой школы или
училища мог без экзаменов продолжить заниматься в гимназии на второй
ступени. В перечень дисциплин, преподаваемых на базовой ступени, входили
закон Божий, русский язык, математика, история, география, естествоведение,
гимнастика, танцы, ручной труд, пение и рисование.
На второй ступени (четвертый – седьмой классы гимназии)
учитывались индивидуальные интересы учащихся: устанавливались три отделения
– новогуманитарное, гуманитарно-классическое и реальное. В каждом из них
углубленно изучали соответствующие профилю предметы: на новогуманитарном –
русский и иностранные языки, историю; на гуманитарно-классическом – древние
языки; на реальном – физику, математику или естествоведение.
Впервые целью среднего образования становилось гармоничное
развитие всех способностей человека, чтобы молодые люди приобрели
необходимые «сведения и навыки для дальнейшей практической и научной
деятельности». Другой важной целью школы провозглашалось воспитание
«здорового патриотизма», сознательной любви к родине и желания служить на
ее благо. Для этого нужно было расширить курсы русской словесности,
отечественной истории и географии, краеведения.
Однако консервативно настроенный «педагогический персонал»
вкупе с консерваторами из числа депутатов Государственной думы графа
Игнатьева резко критиковали. Шквал нападок заставил правительство отклонить
этот проект.
Тем не менее, уровень грамотности населения России
оставался одним из самых низких в Европе. Средний уровень грамотности
составлял 21,1 %. Грамотное население сосредоточилось в крупных городах.
|