Владимиро-Суздальское княжество
Владимиро-Суздальское княжество
СООБЩЕНИЕ
ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОЕ КНЯЖЕСТВО
Владимиро-Суздальское княжество (или Ростово-Суздальская земля,
как оно называлось раньше) занимало территорию в междуречье Оки и Волги,
богатую плодородными почвами. Здесь к началу 12 в. уже сложилась система
крупного боярского землевладения. Плодородные земли были отделены друг от
друга лесами и получили название ополий (от слова «поле»). На территории
княжества даже существовал город Юрьев-Польский (расположенный в ополье).
Несмотря на более суровый климат в сравнении с Поднепровьем, здесь
удавалось получать сравнительно устойчивые урожаи, которые вместе с
рыболовством, скотоводством, лесными промыслами обеспечивали существование.
Славяне здесь появились относительно поздно, столкнувшись
преимущественно с финно-угорским населением. С севера в Волжско-Окское
междуречье в IX – X вв. пришли ильменские словене, с запада – кривичи, с
юго-запада – вятичи. Отдаленность и изолированность предопределили более
медленные темпы развития и христианизации здешних районов.
Географическое положение.
По своему географическому положению Владимиро-Суздальское
княжество было со всех сторон защищено естественными преградами – крупными
реками, топкими болотами и непроходимыми лесами. Кроме того, путь
кочевникам в ростово-суздальские земли преграждали южнорусские княжества,
принимавшие на себя основную тяжесть вражеских набегов. Процветанию
княжества способствовал и тот факт, что в эти земли шел постоянный приток
населения, бежавшего в леса то от половецких набегов, то от невыносимых
поборов княжеских гридников. Немаловажным являлось и то обстоятельство, что
в землях Северо-Восточной Руси пролегали выгодные торговые пути, важнейший
из которых – Волжский – связывал княжество с Востоком. Именно экономические
факторы в первую очередь способствовали возникновению здесь сильного
боярства, которое подталкивало местных князей к борьбе за отделение от
Киева.
Князья довольно поздно обратили свое внимание на Залесский край –
престолы в здешних городах были малопрестижные, уготовленные для младших
князей в роду. Лишь при Владимире Мономахе, на излете единства Киевской
Руси, началось постепенное возвышение Северо-Восточных земель. Исторически
сложилось так, что Владимиро-Суздальская Русь стала наследственной
«отчиной» Мономаховичей. Между здешними землями-волостями и потомками
Владимира Мономаха установились прочные связи, здесь раньше, чем в других
землях, привыкли воспринимать сыновей и внуков Мономаха как своих князей.
Приток наследия, вызвавший интенсивную хозяйственную деятельность,
рост и возникновение новых городов предопределили экономическое и
политическое возвышение края. В споре за власть ростово-суздальские князья
располагали значительными ресурсами.
Юрий Долгорукий
Правителем Северо-Восточной Руси был сын Владимира Мономаха Юрий,
прозванный Долгоруким за постоянное стремление расширить свои владения и
подчинить Киев. При нем к Ростово-Суздальской земле были присоединены Муром
и Рязань. Он оказывал ощутимое влияние на политику Новгорода. Заботясь о
безопасности владений, Юрий Долгорукий вел активное строительство
укрепленных городов-крепостей вдоль границ княжества. При нем Ростово-
Суздальское княжество превратилось в обширное и независимое. Оно уже не
отправляет свои дружины на юг бороться с половцами. Для него куда важнее
была борьба с Волжской Булгарией, которая пыталась контролировать всю
торговлю на Волге. Юрий Владимирович ходил походами на булгар, воевал с
Новгородом за небольшие, но важные в стратегическом и торговом отношении
пограничные земли. Это и была независимая, без оглядки на Киев, политика,
которая превращала Долгорукого в глазах жителей Ростова, Суздаля и
Владимира в своего князя.
С его именем связано основание в крае новых городов – Дмитрова,
Звенигорода, Юрьева-Польского и под 1147 г. первое упоминание о Москве,
заложенной на месте конфискованной усадьбы боярина Кучки.
Включившись в борьбу за киевский престол, Юрий Долгорукий не
забывал о своих северо-восточных владениях. Туда же стремился и его сын
Андрей – будущий князь Боголюбский. Еще при жизни отца в 1155 г. он бежал
из Киева в Ростово-Суздальскую землю, вероятно, приглашенный на княжение
местным боярством, и прихватил с собой знаменитую икону Владимирской божьей
матери. Спустя 12 лет после убийства отца в 1169 г. он совершил военный
поход на Киев, захватил его и подверг жестокому ограблению и разорению.
Андрей пытался подчинить своей власти и Великий Новгород.
Летопись называет Боголюбского «самовластцем» за его властолюбие,
стремление править единовластно. Князь начал с того, что согнал с ростово-
суздальских столов своих братьев. В последующем зависимые от него
родственники правили под его присмотром, не смея ни в чем ослушаться. Это
дало возможность князю временно консолидировать Северо-Восточную Русь.
Центр политической жизни Руси переместился на северо-восток. Но на
время правления Андрея Боголюбского Владимиро-Суздальским княжеством (1157
– 1174) приходится обострение борьбы с местным боярством. Первым делом
князь перенес столицу княжества из богатого Ростова в небольшей городок
Владимир-на-Клязьме. Здесь были возведены неприступные белокаменные Золотые
ворота, а также Успенский собор. Недалеко от города, у слияния двух рек –
Нерли и Клязьмы, он основал свою загородную резиденцию – село Боголюбово,
от названия которого и получил свое знаменитое прозвище. В Боголюбской
резиденции в результате боярского заговора Андрей и был убит темной
июньской ночью 1174 г.
Всеволод Большое Гнездо
Политику централизации русских земель вокруг Владимиро-
Суздальского княжества продолжил брат Андрея – Всеволод Большое Гнездо. Он
жестоко расправлялся с теми, кто участвовал в заговоре против брата, и
окончательная победа в борьбе между князем и боярством была в пользу князя.
Отныне княжеская власть приобрела черты монархии. Вслед за братом, Всеволод
попытался подчинить себе Новгород, сумел отодвинуть границу Волжской
Булгарии за Волгу.
«Волгу может веслами расплескать, а Дон шеломами вычерпать», --
написал о Всеволоде в 1185 г. автор «Слова о полку Игореве». В то время
этот князь был самым сильным властителем на Руси. Именно в его годы
появился титул великого князя владимирского.
Более двух десятилетий после смерти Всеволода Большое Гнездо
(1212 г.) земли Владимиро-Суздальского княжества были процветающим и
богатым владением, пока в 1238 г. экономический подъем не прервала новая
опасность – монголо-татарское нашествие, под ударом которого земли
распались на несколько мелких владений.
В XII в. продолжалась славянская колонизация. По-прежнему она шла
по двум направлениям: с северо-запада из Великого Новгорода и подвластных
ему областей и с юга из «Русской земли», как тогда назывался Киев и его
земли. В результате притока переселенцев расчищались под пашню лесные
урочища. Под воздействием славян в скотоводческо-промысловом хозяйстве
аборигенов возрастает значение земледелия. В свою очередь переселенцы
усваивают хозяйственный опыт местных скотоводов, охотников и рыболовов.
Растут старые города, появляются новые городские торгово-ремесленные
центры.
Освоение региона приводило к образованию значительных пахотных
площадей, особенно в благодатном
Ополье. Земледелие требовало большого труда и упорства. Но оно не
всегда вознаграждало земледельца. Часты были неурожаи из-за неблагоприятных
погодных условий. Средний урожай ржи с одной десятины в XII в. на лучших
землях Суздальского Ополья составлял около 50 пудов (800 кг).
В хозяйстве крестьян большое место сохранило скотоводство.
Разводили коров, овец, коз, свиней и лошадей. Археологи в раскопках
повсеместно находят железные косы, которые использовались для заготовки
сена для домашних животных. Лошади разводились для хозяйственных и ратных
дел.
В XII в. возникло огородничество. Главным орудием труда в нём
была деревянная лопата, имевшая по рабочему краю железную оковку -
«рыльце». Такие оковки найдены при раскопках в Суздале. На «златых вратах»
Рождественского собора г. Суздаля (начало XIII в.) есть изображение Адама,
держащего в руках лопату, сопровождающееся надписью: «Адам рыльцем землю
копал».
В XII в. берёт начало и садоводство. Тогда оно было делом
горожан. Это подтверждается раскопками в Суздале, когда в сгоревших
наземных постройках были найдены обугленные яблоки и открыта корневая
система сада на территории городской усадьбы. Предания сообщают о
разведении с XII в. на территории княжества вишнёвых садов.
Население Владимирского княжества продолжало заниматься охотой,
рыболовством и бортничеством. В раскопках на территории Владимира, Мурома,
Суздаля, Ярополча Залесского было найдено большое количество рыболовных
железных крючков разных размеров, берестяных поплавков, глиняных грузил для
сетей, игл костяных для плетения рыболовных сетей и перевесий.
Ремесла.В городах Владимирской Руси XII в. развивались ремёсла в
том же наборе, что и на остальной территории Древнерусского государства.
Летописи свидетельствуют о развитии деревообрабатывающих ремёсел.
Археологами во Владимире, Суздале, Муроме и Ярополче-Залесском найдены
пилы, тёсла, свёрла, буравы, долота, скобели, топоры, стамески. Ещё одна не
менее древняя профессия - гончарное дело. Свидетельством его развития в
крае явилось строительство Владимиром Мономахом в конце XI в. в Суздале
Успенского собора из шшнфы. На берегах р. Каменки были открыты три
плинфяных печи, в каждой из которых обжигалось за приём до 5000 штук
кирпича. Расцвет гончарного ремесла был связан с производством различных
видов поливных плиток и кирпичей. Поливные плитки изготавливались разных
размеров: от небольших, используемых для орнаментовки стен соборов, до
очень крупных половых плиток (19x19x4 см). Для покрытия плиток
использовалась красная, синяя, зелёная, коричневая, чёрная, жёлтая полива.
С середины XII в. берёт начало камнетёсное ремесло. В городах,
прежде всего во Владимире, появляется особая группа ремесленников-
каменотёсцев. Поэтому не случайно во время социального кризиса в княжестве
ростовские и суздальские бояре презрительно называют владимирцев «холопами
и каменщиками». В конце 40-х годов XII в. появляется артель каменотёсцев в
Суздале. Вероятно, её составили выходцы из Галицкой земли. Она участвовала
в строительстве белокаменных храмов в Переяславле-Залесском, Юрьеве-
Польском, Суздале и загородной княжеской резиденции Кидекше.
Широкое распространение получило кузнечное ремесло. Археологи в
разных местах нашли остатки домен, сыродутных горнов, а также
многочисленные орудия труда (молоты, клещи, наковальники, пробойники,
напильники, молотки). Во время раскопок под Вязни-ками обнаружены
многочисленные куски болотной руды в постройках того времени, что позволяет
сделать вывод о её добыче местным населением в XII в. Образцом кузнечного
мастерства являются кресты Успенского собора и крест на Дмитриевском
соборе, увенчанный фигуркой медного голубя-флюгера. К выдающимся изделиям
владимирских кузнецов можно отнести великолепные медные полы в
Рождественском и Успенском соборах Владимира.
Среди кузнецов выделялась особая категория - оружейники. Их рукам
принадлежат шлем Ярослава Всеволодовича и топорик Андрея Боголюбского,
которые являются не только памятниками кузнечного, но и ювелирного
мастерства. В числе изделий оружейников до нас дошли многочисленные
кольчуги. Среди образцов оружия тех лет следует отметить крепостной лук, от
которого сохранились семь стрел. Длина каждой стрелы составляет 169 см., а
вес равен 2, 5 кг. Видимо, их имел в виду автор «Слова о полку Игореве»,
указывающий, что владимирский князь Всеволод Большое-Гнездо стрелял
рязанскими Глебовичами как «шереширами». Имелась ещё и группа мастеров,
изготавливающих щиты. Русские кузнецы, в том числе и владимирские, в XII в.
знали не менее 16 различных специальностей и умели изготовлять до 150 видов
изделий из железа и стали.
Во Владимирском княжестве почти повсеместно распространялось
ткачество и прядение. Во многих пунктах археологами найдены различные
фрагменты сукна, войлока, мешковины, верёвки. В раскопах же находят большое
количество костяных и бронзовых иголок. Русские вышивальщицы знали до 50
приёмов шитья. В полуземлянке посада г. Суздаля была найдена берестяная
шкатулка, в которой лежали вещи, изготовленные из ткани, меха, кожи и
толстых льняных или шёлковых нитей. На ткани местами сохранились остатки
вышивки «серебряной нитью».
В ряде городов и селений издавна существовало кожевенное
производство. Кожевники выделывали юфть и сафьян (особые сорта коровьей и
козлиной кожи), которые шли на изготовление сапог, более грубые кожи - на
производство ремней, кошельков, лаптей и других необходимых в быту вещей. В
Суздале Н. Н. Ворониным были найдены «тупики», то есть рёбра коровы,
употребляемые для очистки кож.
Жителям края известно было и косторезное мастерство. В раскопках
встречаются многочисленные изделия из кости: иглы, гребни, стрелы, проколки
и пуговицы.
Широкое развитие получает ювелирное мастерство. Во Владимире,
Суздале и Ярополче найдены литейные мастерские медников. Ювелиры
использовали для своей работы до 60 литейных форм. Особую группу ювелиров
составляли златокузнецы. О разнообразии продукции владимирских ювелиров
говорят находки браслетов-запястьев, серебряных ожерельев, колтов, бус,
пуговиц и других украшений, выполненных в технике золочения, гравировки,
зерни и эмалей.
Владимирским мастерам принадлежало первенство по технике огневого
золочения и чернения. Русский мастер мог вытянуть из одного грамма серебра
нить в один километр.
Экономическое развитие Владимирской Руси было тесно связано и с
пролегавшими через её территорию древними торговыми путями. О торговых
связях со странами Востока говорят многочисленные сердоликовые и
хрустальные бусы, поливные сосуды и, конечно, клады восточных монет
(диргемов).
Существовала тесная связь Владимирской земли с Новгородом
Великим, особое место в торговых отношениях между ними занимала торговля
хлебом.
Прочные контакты Владимирская Русь имела с Византийской империей
и странами Западной Европы. Речные пути пролегали по Оке, Клязьме, Нерли,
но, кроме речных, существовали и сухопутные дороги. Перекрытие торговых
дорог могло закрыть проезд купцов и нарушить торговые отношения.
Города Ростово-Суздальской Руси делились на старые («старшие») и
новые (пригороды). К старшим относились бывшие центры племенных союзов -
Ростов, Суздаль, Муром, к пригородам - Владимир, Переяславль и вновь
возникавшие городские центры. Муром и Ростов впервые упоминаются в
летописях под 862 г. Население их было этнически неоднородным (славяне,
меря, мурома), но в XII в. в них уже преобладал славянский элемент. В
городах сосредотачивалось управление целой округой -волостью. Поэтому в них
размещались дворы князей, посадников, тысяцких, бояр и членов дружины. Но
основными жителями городов были ремесленники и торговцы. В каждом городке
имелись кузнецы, гончары, плотники, мастера золотых и серебряных дел и
другие специалисты. Специализация шла не по материалу, а по готовому
изделию. Седельник, например, должен был знать кожевенное дело, уметь
ковать стремена и чеканить узорчатые накладки на седельные луки. Селились
ремесленники группами по сходству профессий. Так в городах возникали
слободы (или концы) гончаров, кузнецов, кожевников и т. д. Дома
ремесленников были больше сельских изб, так как жилище часто совмещалось с
мастерской. В некоторых домах уже в XII в. имелись даже вытяжные трубы
-дымари, поставленные рядом с печью. Утварь горожан отличалась большим
разнообразием и лучшей отделкой. В домах имелись светильники, амфоры для
вина, бронзовые кресты, хитроумные замки и ключи. Но жёны ремесленников
также, как и крестьянки, мололи муку на жерновах, пряли пряжу и ткали.
Ремесленники работали на заказ и на рынок. Некоторые мастера владели
местами на торгу и сами продавали изделия.
В истории нашего края можно условно выделить пять этапов
строительства городов. Первый связан с деятельностью Владимира Мономаха в
Ростово-Суздальской земле, когда было построено десять городов-крепостей;
второй последовал за переносом столицы княжества из Ростова в Суздаль Юрием
Долгоруким, когда было построено 22 города; третий этап падает на период
правления Андрея Боголюбского, им было построено четыре города; на пятом
этапе во времена Всеволода Большое Гнездо было возведено ещё семь городов,
а в канун монголо-татарского нашествия князем Юрием Всеволодовичем
возводится один город - Нижний Новгород.
___________________________________________________________
При подготовке доклада были использованы данные из книг:
1. Учебник для 10 класса «История России с древнейших времен до конца XVII
века» (Н.И. Павленко, И.Л. Андреев)
2. «История России с древнейших времен до наших дней» (А.В. Века)
|