Хозяйство и быт Степной Скифии
Хозяйство и быт Степной Скифии
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ
Гуманитарная гимназия № 2
Историко –географическое направление
Хозяйство и быт Степной Скифии
Научно –исследовательская работа
ученика 11-А класса
гуманитарной гимназии №2
Сиротина Дмитрия
Николаев , 2001 г.
ПЛАН
I . ВСТУПЛЕНИЕ .
II . ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ .
1 . Хозяйственная деятельность скифов :
а) скотоводство ;
б) земледелие ;
в) домашнее производство ;
2 . Быт :
а) жилище ;
б) одежда ;
в) утварь ;
г) пища ;
III . ЗАКЛЮЧЕНИЕ .
ВСТУПЛЕНИЕ
Одним из основных этапов развития украинского общества является вопрос
развития скифов –кочевников , появившихся в начале VII в. до н.э. в степях
Причерноморья .появившись , скифы сразу обратили на себя внимание более
цивилизованных современников в странах Средиземноморья . Так , в одной из
книг Ветхого Завета читаем :«Вот , идёт народ из страны северной , и народ
великий поднимается от краёв земли ; держат в руках лук и копьё ; они
жестоки и немилосердны , голос их шумит , как море , и несутся на конях ,
выстроены , как один человек… Мы услышали весть о них , и руки , у нас
опустились , скорбь объяла нас…
Не выходите в поле и не ходите по дороге , ибо –меч неприятель , ужас со
всех сторон» .Пройдя огнём и мечем по странам Ближнего Востока , скифы
наконец осели в Северном Причерноморье , основав первое на территории
Украины крупное политическое объединение .
Когда персидский царь Дарий I пошёл походом на Скифию , чтобы наказать
скифов за их нападение на персидские земли ,то он был поражён тем ,что
скифы не покорились ему и не вступили с персами в открытый бой ,а убегали
от них ,опустошая свои собственные земли .Тогда могучий Дарий послал гонца
к скифскому королю Иданфирса ,через которого передал предложение сдаться
или вступить в открытый бой ,на что получил ответ ,что скифы не имеют ни
городов ,ни обрабатываемые земли, которые должны были защищать бы .
Единственное ,что заставило бы скифов воевать с персами –это отцовские
могилы .Если же персы желают воевать ,тогда пусть разыскивают те могилы и
пробуют разрушить их. Тогда и увидят ,будут ли скифы воевать за эти могилы
или нет .Вот как почитали скифы своих предков .Это далеко не единственная
черта , характеризующая скифов .Я заинтересовался именно скифами ,так как
их политическое объединение Великая Скифия находилась и на территории
Николаевщины .Однако нетронутых курганов скифов практически не осталось .
Один из курганов скифов был раскопан на территории Корабельного района
города Николаева в 80-е годы .Скифы являются одним из кочевых племён ,
которые поселились на территории Северного Причерноморья в период с VI-III
века до нашей эры .Одной из причин поселения скифов на территории Северного
Причерноморья является благоприятная погода этого региона . Природа степи
способствовала развитию многих отраслей хозяйства у скифов , например :
земледелие ,скотоводство .
Вся политическая власть Скифии принадлежала кочевникам –«царским
скифам».«Нас больше всех , и мы лучше всех», -утверждали они .Все прочие
скифские и нескифские племена Украины платили день «царским скифам».В споре
о том , «кто лучше всех» , «царские скифы» прибегали к неотразимому
аргументу –своей огромной , хорошо вооружённой и прекрасно
дисциплинированной коннице . Чтобы считаться настоящим воином , скиф должен
был испить крови первого убитого им врага . с противников снимали скальпы ,
из их черепов делали чаши , украшая золотом и серебром . Но превыше золота
и серебра ценились дружба и товарищество между воинами .
Скифское общество было обществом мужчин . Родословная велась по
отцовской линии . Имущество делилось между сыновьями . Многожёнство было
нормой . Юных жён часто убивали после смерти их мужа , чтобы положить в его
в могилу .
До сих пор в украинских степях высятся скифские могилы –курганы . Тут и
роскошное захоронения племенной знати , и убогие могилы простых людей . Так
что если судить по этим курганам , среди «царских скифов» существовало
заметное социально –экономическое расслоение .
Кроме военного грабежа , у скифов был ещё один немаловажный источник
обогащения –торговля с греческими колониями на Черномор-ском побережье .
Именно скифы первыми стали предлагать на рынок те товары украинской земли
что на долгие века останутся для неё традиционными ,-зерно , воск , мёд ,
меха , рабов . Взамен они получали вина , ювелирные изделия и другие
предметы роскоши , к которым быстро пристрастились .
Видимо , из этого же самого стремления к роскоши , к украшению жизни
возникло и высокооригинальное прикладное искусство скифов .
Декоративный «скифский стиль» легко узнаётся поего излюбленому мотиву
–животным . С неподражаемой грацией ведут свой вечный хоровод летящие олени
, кони , львы изящных скифских амфор .
Украина эпохи скифов –важная , хотя и отдаленная часть классической
Средиземноморской цивилизации . При посредничестве греческих колонистов
Причерноморья скифы не только вступили в контакт с Древней Элладой , но
сумели по достоинству оценить её . В то же время связи со Средиземноморским
миром втягивали скифов и в его конфликты .
Выбору научно –исследовательской работы на тему :« Хозяйство и быт
Степной Скифии»-способствовало ряд положений . Во –первых , каждый
уважающий себя человек обязан знать историю своих предков –тех , кто
положил начало формированию его народной этничности , и хочу донести
информацию о жизни скифов до учащихся моей школы . Во –вторых , поселения
скифов были обнаружены на территории Николаевщины –той части Украины , где
я родился ; так что история скифов тесно связана и с историей развития
Николаевщины да и всего юга украинских земель .
В –третьих , развитие скифов довольно интересно в хозяйственной
деятельности(земледелие , скотоводство , домашнее производство) и в
быту(жилище , одежда , утварь, пища).
Основная часть
Хозяйство
Скифы -наиболее яркие представители ранних евразийских номадов.
Поэтому все стороны их жизни ,в том числе хозяйство, носят
отчетливый отпечаток кочевого способа жизни .Здесь мы не касаемся
вопросов экономики, по отношению к которой хозяйство является
подчиненным попятием .За пределами работы также осталась проблема
взаимодействия Степной Скифии с античными центрами Северного
Причерноморья ,в экономическую систему которых входила экономика
номадов . Из всех сторон хозяйства отображены наиболее важные его
составляющие : скотоводство , земледелие и домашнее воспроизводство.
Скотоводство
Главным занятием скифского населения Степной Скифии долгое время
было КОЧЕВОЕ СКОТОВОДСТВО . Скифы , писал Геродот : “не основывают ни
городов , ни укреплений , но все они , будучими стрелками , возят свои
дома с собой , получая пропитание не от плуга, а от разведения
домашнего скота ...” . Кочевое скотоводство Степных Скифов основывалось
на разведении и круглогодичном содержании под открытым небом стадных
копытных (лошадей , овец , крупного рогатого скота) .В течении достаточно
долгого времени , т.е. весь период скифской архаики , этот вид
хозяйства был господствующим на всем Северном Причерноморье . Но с
середины V в. до н.э. в долине Днепра и на ближайших к ней участках
степи начинает возникать новая форма скотоводства -полукочевая ,
предполагающая зимнее содержание скота в загонах с подкормкой его
твердыми кормами . Длительное время - вплоть до гибели Великой Скифии
- эти два вида скотоводства сосуществовали , составляя экономическую
основу политического объединения именуемого Великая Скифия.
Но вернемся к кочевому скотоводству , определяющему хозяйственно-
культурный облик степи в период скифской архаики и сохраняющему
свое значение и в среднескифский период . Наиболее благоприятные
природные условия для ведение чисто кочевого скотоводства
существовали в самой южной и средней природных подзонах степи
(территории нынешней Одесской , Николаевской , Херсонской и Донецкой
областей) . В составе стада , определяемого по остатку костей в
погребениях и в насыпях курганов , преобладали животные , способные к
длительным перекочевкам - лошади и овцы , в меньшей мере
присутствует крупный рогатый скот . Об экстерьере животных можно
судить по изображениям на предметах скифской торевтики - в первую
очередь на Пекторали из кургана Толстая Могила , что на
Днепропетровщине (рис.1,1-2;4-6) на чаше из Братолюбовского кургана
на Херсонщине (рис.1;3) .
Сведений об организации скотоводческого хозяйства мало . Учитывая
особое значение качества пастбищ , расположение водопоев и
особенности выпаса лошадей и овец , можно предположить , что основная
направленность сезонных перекочевок кочевников - от водораздельных
пастбищ весной и летом - в долине рек , на подовые и пойменные
пастбища осенью и зимой . Возможным местом зимовки кочевников была
пропойменная зона Днепра . Не случайно Геродот писал , что Борисфен
(Днепр) “предоставляет прекраснейшие и изобильные пастбища для скота”.
Именно в этих районах по археологическим материалам прослеживается
возникновение первых зимовок скифов , затем превращающиеся в
стационарные поселения.
На рубеже V-VI вв. до н.э. в экономике Степной Скифии
происходят значительные изменения . Некогда плодородные пастбища
Северного Причерноморья под воздействием непомерного выпаса животных
и ряда других негативных влияний человеческой деятель- ности
ухудшаются . Вытаптывание пастбищ происходит в первую очередь на
водоразделах . Это закономерный процесс развития любого кочевого
общества . Также закономерности и поиски человеком лучших условий
существования и попытки изменить хозяйство , приспособившись к новым
условиям . Так на рубеже V и IV вв. до н.э. возникает полукочевое
скотоводство .
В стаде полуосёдлых скифов начинает преобладать крупный рогатый
скот , меньше становится лошадей и овец . По внешним признакам они
мало чем отличались от скота кочевых скифов (рис. 2;2-6) . В костных
материалах поселений полуосёдлых скифов фиксируются кости домашней
свиньи .
Кормовую базу полукочевого скотоводства составляли пойменные
пастбища , использование которых не требовало длительных перекочевок .
На левом берегу Днепра выделяются три массива плавневых пастбищ
-Великий Лук , Малая и Большая Плавни , на правом берегу -
Базавлукские плавни .
Ближе к ним в начале IV в. до н.э. и переселяется
большинство степных скифов . Здесь почти одновременно возникает более
100 поселений , селищ и городищ степных скифов . Обычно они
группировались вокруг городищ - укреплённого поселения , защищённого
земляным валом высотой более 2 м. Наиболее изучённым является
Каменское городище ,
расположенное на левом берегу Днепра в г. Каменка-Днепровская
Запорожской обл . За валами внутри территории городища располагалось
несколько разновременных посёлков . Переходящие к полукочевому образу
жизни скифы этим валом как бы отделялись от других , закрепляя за
собой пастбища обширной поймы . За пределами городища , на расстоянии
1-3 км по берегам небольших балок и над поймой формируется округа
городища , состоявшая из небольших незащищенных поселений , селищ ,
зимовок . В систему Каменского городища входит также Лысогорское
городище . В этой системе оно играло особую роль , которая
выражалась в поставке всему региону твердых кормов , о чем
свидетельствуют большие зерновые ямы этого памятника . С памятниками
оседлости Каменского региона связаны обширные курганы могильники -
Момай-гора , Солоха с группой курганов , Ильинские , Знаменские и др.
могильники .
Особую группу составляют скифские памятники о. Хортица , которые
группируются вокруг Савутинского городища , защищавшего единственный
на Днепре брод . Оно укреплено не только земляным валом , но и
сырцово-деревянными конструкциями на нём . Городище окружали поселения
и селища , а также безкурганные могильники .
Подобную структуру имел правобережный регион оседлости с
центральным Капуловским городищем , посёлками и селищами вокруг него
и курганами могильниками типа Кутянского , Никопольского ,
Капуловского, группы Чертомлыка и др .
Таким образом в Степной Скифии выделяются особые структуры
-эколого-экономические , состоящие из городища-центра , расположенного
на пересечении торговых путей , расселенческой зоны , в которой
сосредоточены неукреплённого поселения и селища , и зоны фильтрации
ресурсов с единичными и многочисленными погребальными памятниками . В
Степной Скифии таких районов пять : Каменский , Капуловский ,
Хортицкий , Приднестровский .Степное Побужье-Поингулье входило в
Ольвийский эколого-экономический район .
Оценивание в целом скотоводство степных скифов , отметим , что эта
отрасль имеет главную роль на каждом этапе развития хозяйства
степных скифов . Изменялись лишь формы её организации - если в
период скифской архаики существовало лишь кочевое скотоводство , то в
среднескифский период существуют две формы организации скотоводства-
кочевая и полукочевая .
Земледелие
Раскопки поселений Поднепровья свидетельствуют о том , что на
рубеже V-VI вв. до н.э. тут формируется новая отрасль экономики
Степной Скифии - земледелие . Земледелие степных скифов не связано со
способами обработки земли , применявшимися в Поднепровье в период
поздней бронзы . Земледелие скифов возникло из потребностей скифского
кочевого хозяйства и было ориентировано на производство твёрдых
кормов , столь необходимых для подкормки скота в зимнее время . По-
видимому , к IV в. до н.э. пастбища днепровской поймы перестали
обеспечивать кормами скот в зимнее время и появилась необходимость
в запасах пленчатого ячменя и проса . Именно эти культуры
преобладают в зерновых ямах городища Лысая Гора .
Палеоэкологическая ситуация в степи в этот период стала
причиной сложения “скифского” степного земледелия . В видовом
отношении среди культурных растений преобладали засухоустойчивые :
просо обыкновенное , ячмень пленчатый , в меньшей степени - полба . В
обработке земли использовался перелог . На небольшом участке целены
жгли травостой , потом при помощи ручного деревянного орудия (ни
одного плуга пока на
территории Степной Скифии не найденно) её обрабатывали и засеивали
. Через год-два участок запускали в перелог , который использовался
как пастбище . Приблизительно через десять лет участок вновь
обрабатівался .
Таким образом , земледелие степных скифов в IV в. до н.э.
играло вспомогательную роль в хозяйстве степных скифов и было
подчинено скотоводству . Объёмы его производства обеспечивали лишь
минима-льные потребности населения в кормовом зерне , и его вывозе
или о товарном характере земледелия в степи говорить не
приходится. Этим земледелие в степи по сути отличается от античной
земледельческой системы , ориентированном не только на внутренние
потребности античных центров Северного Причерноморья , но и на вывоз
определённой части хлеба в Грецию .
Домашнее производство
Все виды домашнего производства степных скифов - деревообработка ,
обработка камня , изготовление посуды , обработка скотоводческого сырья
, прядение и ткачество были полностью обеспечены собственным сырьём
. Зависимость от природных ресурсов обусловила концентрацию основных
видов домашнего производства степных скифов в Поднепровье . Именно в
пойме Днепра были сосредоточены леса-сырьё для деревообработки .
Использовалась древесина дуба , ясеня , бука , граба , клёна , берёзы ,
тополя, ольхи , липы , ивы . Способы обработки древесины степными
скифами довольно сложны - здесь и рубка , и раскол ствола дерева
при помощи клиньев , и лицовка поверхности долотом , теслом , и
гнутьё , и долбление . Т.е. деревообработка у степных скифов
достигала значительного уровня развития и находилась на стадии
превращения в ремесло .
Как и обработка дерева , обработка камня , была сосредоточена в
Степном Поднепровье , где расположены мощные выходы гранита и
песчаника . Уровень специализации в обработке этих материалов в
раннем железном веке оставался достаточно низким и это производство
не вышло за пределы домашнего .
Домашний характер имели прядение и ткачество , появившееся в
среде осёдлых скифов в среднескифский период . Сырьём для этих
видов домашнего производства были шерсть , конопля , крапива и ,
возможно , лён . Геродот так описывает сырьё для прядения и
ткачества у скифов : “ Растёт у них в стране конопля более всего
напоминающая лён , от которого отличается высотой и толщиной . Этими
качествами конопля немного превосходит лён . Она растёт и сама по
себе , и посеянная . Из неё скифы делают себе одежду , чрезвычайно
похожую на льняную . Тот , кто не очень хорошо её знает , не
различит - из льна эта одежда или из конопли ; тот , кто вовсе не
видал конопли , считает , что одежда льняная .“
Обработка скотоводческого сырья также
осуществлялась в рамках домашнего производства . Кочевники были
умелыми косторезами . Об этом свидетельствуют раскопки хозяйственного
комплекса на Каменском городище , мастером которого изготовлялись
костяные ручки к ножам и шильям , а также сами ножи , костяные
орудия для обработки кож . Сравнение материалов этой мастерской с
находками ножей с костяными ручками в погребениях Степной Скифии
позволяют говорить о том , что мастерская , обнаруженная на Каменском
городище , снабжала своими изделиями всё Степное Поднепровье .
Степные скифы обрабатывали шкуры животных , шили из них одежду
, умели валять войлок (о чём свидетельствуют находки войлока в
кургане Вишневая могила ) , делать верёвки из сухожилий лошадей ,
кожаную утварь из шкур , плетёные , крученые или шитые ремни для
упряжи , т.е. почти всё необходимое в скотоводческом хозяйстве
производилось в нём же .
Основные виды повседневной утвари также производились самими же
скифами . К среднескифскому периоду скифянки полностью усвоили способы
лепки посуды . К этому времени в скифском быту утвердились
наиболее рациональные формы посуды , удобные при кочевом и
полукочевом образе жизни (в основном горшки средних размеров и
небольшие миски ) , своя орнаментация посуды . Т.е. , к началу
среднескифского периода сформировался так называемый степной скифский
керамический комплекс . В основном эта посуда для приготовления
мясной и молочной пищи . Изготовление такой посуды не было
централизованным - каждая хозяйка могла вылепить необходимое ей
количество посуды и обжечь её на костре . Как видно из описанного
выше , у степных скифов ремесла как такового не было . Ремесленные
изделия , которые встречаются в скифских памятниках , в большинстве
случаев поступали сюда из Лесостепи или из античных центров
Северного Причерноморья .
Земледелие появилось в Степной Скифии в конце V - начале IV
вв. до н.э. - в начале как дополнительный компонент скотоводческой
экономики . Возникает оно из потребностей скотоводства - для
расширения кормовой базы последнего . Лишь в “позднескифское” время
земледелие под влиянием античности превращается в самостоятельную
отрасль экономики Нижнего Поднепровья .Земледелие степного региона на
протяжении всего периода существования Степной Скифии оставалось
дополнительной отраслью , ориентирован-ной на потребления внутри
общества . О его товарности и вывозе зерна за пределы Степной
Скифии говорить не приходится .
Б ы т
С хозяйством , способом жизни народа , неразрывно связан его быт
. Он играет роль связующего звена между производственной
(хозяйственной ) и непроизводственной сферой жизни . В связи с этим
изучение быта представляет особый интерес . Кроме того , быт , точнее
его основное составляющие - жилище , одежда , утварь , пища - достаточно
полно представлены археологически .
Ж и л и щ е
Одним из основных элементов материальной культуры , отражающих
приспособление человека к условиям обитания , является его жилище .
Подвижный образ жизни кочевников диктовал выбор лёгких строительных
материалов . Тип жилища отвечал не только требованиям окружающей
среды , но и техническому уровню эпохи , специфике местных
строительных материалов .
Первому периоду кочевания , когда кочевники не имеют определённой
территории для кочевания и передвигаются на значительные
расстояния , присущи единственный вид жилища - повозки с крытым
верхом . Существование у скифов таких передвижных жилищ фикси –
руется в первую очередь письменными источниками . Гиппократ подробно
сообщает о кибитках скифов : “ Наименьшие бывают четырёхколёсные , а
другие - шестиколёсные : они не проницаемы для света ни для ветров .
В эти повозки запрягают по две или три пары безрогих волов . В
таких помещаются женщины , а мужчины ездят верхом на лошадях “ .
Остатки повозок зафиксированы в 12 погребениях Степной Скифии .
Таким образом , жилище кочевника - скифа периода архаики
реконструируется как один из вариантов кочевнического крытого
войлоком или шкурами шалаша на повозке .
Во второй половине V-VI вв. до н.э. определяются пастбищные
территории . В местах , наиболее пригодных для зимнего выпаса скота
возникают зимовья . По - прежнему основным видом жилища является
повозка , плетеный верх которой снимается и превращается в наземное
жилище .
Позднее появляются сооружения с углублённой в землю основой -
полуземлянки или землянки . Следы подобных жилищ исследованы на
скифском городище Лысая Гора у г. Васильевка Запорожской обл .
Такая полуземлянка имела небольшое круглое в плане основное
помещение и круглое входное . Наземную часть сооружения можно
восстановить как конический шалаш , покоящийся на вертикальных стенах
без дополнительного крепления крыши .
В расположении входов в жилище Каменского и Лысогорского
городища проявляется одна общая закономерность . Большинство остатков
дверных проёмов располагается в южных или юго - западных , западных
стенах раскопанных жилищ . В соответствии с этнографическими данными
, например , по кочевым казахам , входы в жилище на зимовниках
располагались с подветренной стороны . В холодное время года в
Поднепровье преобладают восточные и северо - восточные ветры .
Сопоставляя “ розу ветров “ в холодную пору года и планы
строительных остатков , можно заметить , что скифы также располагали
входы в свои жилища с подветренной стороны . Жилища строились
самими скифами - специальных знаний для возведения столь простых
сооружений не требовалось .
Сведения об интерьере жилищ довольно скудны . Края полуземлянок
могли использоваться как круговые скамейки или лежанки . Земляная
скамейка или лежанка , расположенная в торцевой части одной из
полуземлянок городища Лысая Гора имела высоту 0,40 м . , в ширину
0,50 м . Подобное сооружение прослежено в землянке на поселение
Первомаевка .
В жилищах Каменского городища и на Лысой Горе выявлены остатки
очагов . Для жилых помещений городища Лысая Гора характерны
открытые очаги открытой формы . Очаг одной из полуземлянок был
обложен поставленными на ребро небольшими камнями . Изнутри они
обмазаны глиной , которая была прожжена на 2-3 см.
Для освещения жилищ использовались глиняные светильники . Один из
них найден в полуземлянке на поселении Лысая Гора . Он изготовлен
из лепного горшка с отбитым горлом и имел на стенках сквозные
отверстия для подвешивания . На внутренней поверхности сосуда -
толстый слой нагара . В качестве светильника использовались иногда
лепные чашечки , подобные находкам из материалов поселений у с. Нико
- лаевка .
О д е ж д а
Раскопки скифских погребений , как богатых , так и бедных ,
немногочисленные изображения скифов на предметах торевтики позволяют
реконструировать их одежду . Изображения на куль–обском, воронежском ,
гайманском сосудах , на “шлеме” из Передериевой Могилы позволяют
представить внешний облик скифа - воина . Остроконечные кожаные
башлыки закрывали голову . Кожаные безрукавки со свисающими острыми
концами пол , застеганные влево и опущенные мехом надевались поверх
рубах с длинными рукавами . Верхней одеждой были плащи из кожи
иногда даже человечьей : “ Многие из них делают из содранной кожи
верхние плащи с тем , чтобы носить , сшивая их , словно овчины ” .
Длинные кожаные штаны напоминающие шаровары и мягкая обувь без
каблука (или скифики ) завершали мужской костюм .
Женскую одежду восстановить труднее , так как изображения женщин
немногочисленны . Основным источником для восстановления женского
костюма остаются женские погребения . По положению бляшек в районе
головы можно восстановить головной убор - в виде кокошника или
конуса , обшитого золотыми бляшками . Изредка голову украшали повязки
- стленгиды , метапиды . Основу одежды составляло платье - рубашка с
длинными рукавами , поверх которого одевался плащ без рукавов ,
обшитый золотыми бляшками . Серьги , ожерелья , гривны и перстни из
золота , серебра и бронзы , стеклянные или пастовые бусы ,
многочисленные золотые нашивные бляшки (рис. 4) дополняли одежду
любой скифянки . Л.С. Клочко провёл реконструкцию скифского женского
костюма , что показано на
рисунке 3 .
У т в а р ь
Утварь степных скифов бедна и набор её подчинён образу жизни
и быта её создателей и потребителей . Предметы домашнего обихода
разделяют на группы по признакам функционально - бытового
предназначения , по материалам и техники изготовления . Наиболее
многочисленная посуда , разделенная на группы по материалам - лепная,
деревянная , каменная , металлическая . Прослеживается деление по
функциональному назначению - на столовую , кухонную или тару .
Анализ инвентаря погребений , связанного с погребением пищи дал
результаты , показывающие особенности быта различных слоёв насе –
ления . Причём , такое социальное расслоение в быту по погребениям
раннескифского периода не прослеживается . Замечено , что в наиболее
богатых погребениях скифской знати сооружались специальные помещения
- так называемые , хозяйственные ниши , в которых хранились пищевые
запасы погребённого .
При анализе инвентаря 26 ниш составлено представление о наборе
утвари наиболее богатых скифов . В хозяйственных нишах наиболее
богатых погребений хранились : посуда для варки ( котёл , котелок ,
железные крючки для мяса и щипцы ) и потребления ( блюда ,
подносы ) мяса или бульона ( деревянные чаши , иногда с обивками ) .
Отдельный блок составляла посуда для питья вина ( амфора , черпак ,
ситечко , килик , кувшин ) , молока или молочной водки (кожаные сосуды
, металлические или деревянные открытые сосуды ) .
Прослежены некоторые закономерности расположения хозяйственных ниш
в погребальном комплексе . Ниши с пищей располагались в области
головы погребённого , в то время как отсеки или отдельные ниши с
набором утвари для питья располагались в ногах (Двугорбая Могила ) .
Крайне редко хозяйственные ниши сооружались в дромосах. Сооружение
хозяйственных ниш с таким богатым набором инвентаря характерно для
погребений царского ранга или высшей скифской знати .
Менее богатые могли позволить себе простой набор инвентаря -
лепная керамика , деревянные сосуды , блюда или подносы для мяса и
греческая посуда для вина . Амфоры в таких курганах чаще всего
происходят из материалов тризны .
Типичный набор утвари рядовых погребений среднескифского
периода - лепной горшок и деревянное блюдо или поднос с частью
туши барана или коровы с одним - двумя железными ножами .
В наборе утвари как из погребений , так и из материалов
памятников оседлости , наиболее многочисленная группа лепной посуды .
Коллекция посуды , изготовленной без применения гончарного круга из
поселений среднескифского времени более многочисленна , но менее
разнообразна , по сравнению с керамическим комплексом архаического
периода . В погребениях IV в. до н.э. количество посуды, вылепленной
вручную уступает лишь амфорной таре , а в материалах памятников
оседлости ( за исключением Каменского городища ) оно чуть больше
или равно количеству амфор .
Именно в IV в. до. н.э. , с переходом к оседлости , скифские
женщины научились лепить посуду . В этот период появляется свой ,
чисто скифский набор лепной керамики - горшки особых форм и миски
.Они преобладают в материалах памятников IV в. до н.э. Горшки
разнообразны - с короткой дуговидной в разрезе шейкой , с горлом ,
отогнутым в виде раструба , с прямым горлом , с резко отогнутым
венчиком и почти цилиндрической шейкой , больших размеров ( рис. 5 ;
3,10,5,11 ) . Мисок немного , в основном это посуда с загнутым
внутрь венчиком и в форме перевёрнутого усечённого конуса .
Основные мотивы орнаментации сосудов скифской керамики - пальцево-
ногтевые вдавления , косые насечки по краям венчика , отпечатки
штампа или косые насечки в основании шейки ( рис. 5 ; 3,5,10 ) . В
среднескифский период почти полностью исчезает рельефный орнамент ,
крайне редко встречается прочерченный ( рис. 5 ; 11 ) .
Скифянки научились лепить сосуды , напоминающие формы греческих
гончарных - так появились лепные подражания античным формам
( рис. 5 ;6 ) . Некоторые из подражаний найдены в погребениях . Эти
находки свидетельствуют о сильном влиянии античного гончарного
производства на формирование скифского керамического комплекса .
Количество лепной посуды , имеющей аналогии в керамике фракийских
культур , по сравнению с периодом архаики заметно сокращается .
Группа состоит из горшков с короткой изогнутой шейкой , баночных
сосудов и мисок двух типов . Для посуды фракийского облика
характерен рельефный орнамент и тщательная обработка внешней
поверхности - заглаженная или заложенная поверхность .
В IV в. до н.э. на территории Степной Скифии появляются
первые сосуды меото-сарматского облика . Они более характерны для
керамики Елизаветовского городища . Два горшка , имеющие анологии в
керамике сарматских памятников найдены в скифских погребениях Крыма
.
Картографирование курганов IV в. до н.э. , в которых была
найдена лепная керамика , показывает их повышенную концентрацию
вблизи Днепровской поймы . Наиболее многочисленная коллекция таких
сосудов в таких могильниках , как Широкое , Шевченко , Любимовка ,
Вольная Украина , Гаймоново поле . Могильники , расположенные в “
открытой”
степи ( Носаки , Рясные Могилы , Златополь , Троицкое , Большая Белозёрка
) , дают единичные экземпляры лепных сосудов .
Соотношение основных разных в технологическом отношении групп
керамики (амфоры , столовая-чернолаковая керамика , простая гончарная,
лепная ) показывает различные уровни экономического развития регионов
Степной Скифии . Основная масса античной посуды поступала в Степное
Поднестровье , также много , как и в Поднестровье , керамики поступало
в Степной Крым , а вот Поднепровье , Побужье снабжалось античной
посудой в меньшем количестве . Причём , основная масса античного
импорта оседала в Поднепровье , в Левобережье .
В памятниках среднескифского периода греческая гончарная посуда
становится господствующей в группе столовой керамики , почти
полностью вытесняет лепную столовую посуду . Так количество
чернолаковой керамики в погребениях IV в. до н.э. увеличивается по
сравнению с предыдущим периодом более чем в 10 раз , количество
простой гончарной - почти в 9 раз .
Набор амфор из скифских погребений мало чем отличается от
амфорной тары хорошо изучённой по материалам античных памятников
Северного Причерноморья . Амфоры чаще всего встречаются в скифских
погребениях Поднестровья и Степного Крыма. В погребениях Крыма
амфора в ногах погребённого или в насыпи кургана - почти
обязательная деталь погребального комплекса ( коллекция гончарной
керамики из Акташского могильника ) . Меньше чем в Поднестровье или
в Крыму , но больше , чем в Поднепровье , амфор найдено в
погребениях Побужья . Равное количество погребений с амфорами на
Правобережье и Левобережье Днепра .
Амфорной тарой поселений Степной Скифии представлены все
основные центры виноделия Греции . В первой половине IV в. до н.э.
преобладали продукты , вывозившиеся в фасосской и гераклейской таре
. В слоях второй половины IV в до н.э. чаще встречаются фрагменты
синопских и херсонесских амфор . В материалах Каменского городища
много фрагментов амфор боснорского производства .
Часть амфорной тары имела клейма . Наиболее ранние клеймённые
амфоры появляются на Каменском городище - амфоры с о. Фасос .
Фрагменты амфор с фасосскими клеймами найдены в поселениях Маячка ,
Великая Знаменка и Высшетарасовка . Амфоры с гераклийским клеймением
встречаются на Каменском и Лысогорском городищах , на поселении
Князь-Григорьевка . Группа амфор с синопскими клеймами наиболее
многочисленна . Синопские клейма зафиксированы на амфорах Каменского
и Капуловского городищ и Волошского поселения . Крайне редко
встречаются амфоры с херсонесскими клеймами . Они найдены лишь на
Каменском и Лысогорском городищах . На Каменском городище найдено
много фрагментов амфор с монограммными клеймами . В целом коллекция
фрагментов амфор с клеймами подтверждает вывод о том , что
основными центрами , поставлявшими вино в Правобережную и
Левобережную Степную Скифию были о. Фасос , Гераклея , Пепарет ,
позднее - Синопа и Херсонес .
Иногда на стенках сосудов из памятников Степной Скифии
встречаются граффити . Так , на горле амфоры из Каменского городища
была процарапана большая “А” . На горле лепного сосуда из
материалов Каменского городища процарапаны знаки , напоминающие
магические .
Тара из Греции очень ценилась обитателями скифских поселений .
Многие амфоры имеют следы ремонта ( просверленные в стенках
отверстия , через которые “сшивались” стенки сосуда ) . Фрагменты
амфор , которые нельзя было отремонтировать использовались вторично
как инструменты -чаще всего -терочники или лощила для обработки кож
.
Посуда для питья вина ( а этот обычай уже прочно утвердился в
скифской среде ) представленабольшой группой чернолаковой керамики .
Широкие возможности импортанарядной греческой посуды затормозил
производство обитателями Северного Причерноморья своей лощевой лепной
керамики .Больше всего посуды для вина поступало в Поднестровье .
Количество погребений с чернолаковыми сосудами одинаково и в
Степном Крыму и в Поднепровье и в Побужье .
Чернолаковая керамика представлена в основном сосудами для вина.
Замечено что в конце V - первой половине IV вв. до н.э. в
Степное Причерноморье поступают кратеры и килики ( рис.6 ;2 ) . Чуть
позже в скифском быту появляются канфаровидные килики , а со второй
- третьей половины IV - канфары ( рис.6; 3,5 ) , и солонки ( рис.6 ; 4
) , часто имевшие штампованный орнамент ( рис.6 ; 1,7 ) . В материалах
памятников осёдлости фрагменты чернолаковой керамики встречаются
крайне редко .
Со второй половины IV в. до н.э. в степных скифских
погребениях появляются простая гончарная керамика - серо- и
красноглиняная .Чаще всего посуды этой группы встречаются в
памятниках Поднестровья и Степного Крыма . Стабильно невысокий
процент погребений с простой гончарной керамикой в Поднепровье и в
Побужье . Это сосуды для вина или для воды - сероглиняные кувшины (
рис.5 ; 9 ) .
Красноглиняные сосуды из погребений Степных Скифов - кувшины -
найдены в слоях городища Лысая Гора , Первомайского поселения и
поселения Чернеча , много фрагментов сероглиняных кувшинов и мисок
найдено на Каменском городище . Эти сосуды могут быть отнесены к
продукции Ольвии , где они распространены начиная с периода архаики
до первых веков н.э.
Деревянная утварь играет большую роль в обработке и потреблении
молочных продуктов . Чаще всего использовались неглубокие полусфери -
ческие чаши - для молока или бульона (рис.5 ; 7) . Их количество в
погребениях среднескифского периода по сравнению с захоронениями
более раннего времени заметно уменьшается . Количество же деревянных
блюд или подносов в погребениях среднескифского времени
увеличивается приблизительно в восемь раз . Встречаются в виде
скреплённых деревянных дощечек со слегка загнутыми бортами ( рис.6 ;
9 ) или блюда с высокими бортиками и выступающими бортиками по
бокам , подобные блюда из Трехбратнего кургана в Крыму ( рис.5 ;2 )
. Они использовались в качестве сосудов для готового вареного мяса
.
Металлическая утварь . Коллекция сосудов , изготовленных из металла
( бронзы , серебра , железа ) из погребений среднескифского периода
немногочисленна . В основном это бронзовые котлы . Большинство
происходит из курганов скифской знати . Скифские котлы литые ,
отличаются большими размерами (рис.6 ; 4 ) , их объёмы нередко
достигают 100 литров и больше . Котлы часто орнаментируются ( котёл
из Черномлыка ) . По-видимому , это сосуды лесостепного производства .
Для питья вина , кроме чернолаковых сосудов использовались
серебряные кубки , чаши , килики , ритоны и т.п. - т.е. парадная
посуда . Их коллекция не многочисленна . Чаще всего встречаются
серебряные или бронзовые килики на невысокой ножке с фигурными ,
возвышающимися над венчиками сосудов ручками ( рис. 5 ; 10,11 ) . Формы
античных и фракийских фиал повторяют серебряные чаши из Солохи ,
из кургана у села Владимировка .
Редкая находка в степных скифских погребениях - приспособление
для разлива вина - киафы - железные или бронзовые чашечки на длинной
ручке , которая иногда заканчивается лебединой головкой ( рис. 5 ; 8 )
. Иногда встречаются полусферические ковши с прикреплённой через
втулку деревянной или металлической ручкой . Последние , правда , могли
использоваться и для разлива бульона . В курганах , расположенных
ближе к античным центрам (чаще всего Побужье ) встречаются бронзовые
ситечки для процеживания вина - неглубокие широко открытые чашечки с
короткими фигурными или плоскими ручками , иногда также украшенными
птичьими головками ( рис.5 ; 6 )
Изучение всех видов утвари из погребений и материалов поселений
среднескифского периода позволяет получить представление не только
о материальной культуре степных скифов , но и о системе питания
этого народа .
П и щ а
Система питания один из наиболее консервативных элементов быта
и только по некоторым деталям можно судить о её изменениях . В
питании степных скифов присутствовала мясная , молочная и
растительная пища . В рационе степных скифов преобладало мясо -
костные остатки животных найдены в каждом третьем погребении
Степной Скифии IV в. до н.э. Встречались кости лошадей , овец и
крупного рогатого скота , редко - кости птиц .
При анализе системы питания замечены некоторые социальные
особенности потребителей . В отличии от рядовых могил , в
напутственной пище из богатых погребений (Мелитопольский ,
Александропольский , Краснокутский курганы , Гаймонова Могила , Малая
Цимбалка , Толстая Могила )отсутствует мясо крупного рогатого скота-
т.е. любимой , а может быть канонизированной пищей кочевника
остаётся конина .
О преобладании в рационе знатных скифов мясной пищи и
пренебрежение ими растительной пищи свидетельствуют некоторые данные
антропологии , в частности - патологические наросты на костях
позвоночника .
В костных кухонных остатках из материалов поселений и городищ
преобладают кости крупного рогатого скота . Основной способ
приготовления мяса - его варка . Геродот пишет ; “ Так как скифская
земля совершенно безлесна , то для варки мяса придумано у них
следующее : как только они cдерут шкуру с жертвенного животного ,
Они очищают кости от мяса и затем кладут мясо в котлы ( если
они у них окажутся ) местной выделки , похожие больше всего на
лесбосские кратеры . разве только много больших размеров . Бросив в
них мясо , варят его , поджигая снизу кости жертвенных животных .
Если же у них под рукой нет котла , они кладут всё мясо в
желудки жертвенных животных и , подлив воды , поджигают кости . Кости
горят прекрасно ,
а желудки легко вмещают мясо , очищенное от костей . И таким
образом бык варит сам себя , и остальные жертвенные животные – каждое
варит само себя .”
Новой составляющей системы питания степняков , перешедших к
полуоседлому способу ведения хозяйства становится мясо свиньи . Кости
этих домашних животных зафиксированы практически на всех поселениях
Приднепровья .
Основная утварь для приготовления мяса - котлы и ленные горшки
больших размеров . Для извлечения из котлов мяса использовались
щипцы ( рис. 6 ; 8 ) и крюки , для разделки - железные ножи с
костяными или деревянными ручками . Эта утварь встречается как в
хозяйственных нишах богатых погребений , так и в погребениях рядовых
скифов .
При разделки мяса скифы , подобно другим кочевым народам
соблюдали определённые правила . Например , в качестве напутственной
пищи погребённому обычно клали грудинку с отсечёнными костями
позвоночника или мясо передних конечностей .
У большинства кочевников соблюдался сезонный ритм питания .
Мясная пища преобладала осенью , когда перед зимовкой забивались
слабые и старые животные ,и зимой,
когда мясо долго хранится . В дневном рационе тяжёлая мясная пища
употреблялась вечером после трудового дня .
Сезонный характер мясной пищи принуждал скотовода к поискам
растительной пищи . Археологические данные позволяют определить
видовой состав зерновых культур .
В составе зерновых преобладали ячмень и просо - культуры хорошо
известные скотоводу и использующиеся для приготовления блюд из
толчёного зерна . Подсушенное на солнце зерно растирали на
зернотёрках (рис. 6 ;1 ) . Толченое зерно варилось в небольшом
количестве молока и воды .
Вопрос об употреблении степными скифами хлеба остаётся открытым
. Они несомненно знали выпечку хлеба из пресного теста . Но
отсутствие в материальной культуре жерновов позволяет нам высказать
предположение , что до состояния муки зерно скифы не размалывали и
мучные продукты в рационе степняков ещё не появились .
В целом растительная пища не отличалась разнообразием , но
потребности человека в белках растительного происхождения , углеводах
, минеральных веществах и витаминах обеспечивала .
Растительная пища кочевника , доставляемая путём собирательства,
чрезвычайно бедна : щавель , полевой лук , чеснок .
Широкое распространение у скифов получило вино греческого
производства , чему способствовали не только широкие возможности
греческого импорта , но и знакомство скифов с алкогольными напитками
типа молочной водки араки или кумыса . Молочные водки боле крепки
, чем виноградное вино , которое скифы сразу стали пить
неразбавленным и быстро пьянели , чем поразили греков . Спартанцы
желая выпить по-крепче, говорили - “Налей по-скифски “ .
Молочная пища . Молоко - универсальный продукт , который можно
употреблять в его естественном виде . Античные авторы преувеличивали
роль кобыльего молока в рационе кочевника . По удойности , пищевой
ценности , количеству вторичных продуктов кобылье молоко значительно
уступало овечьему ( в частности , по калорийности вдвое , а по
жирности - втрое ) . Из овечьего молока изготовлялся сухой сыр типа
бислага или арула у монголов , курата у киргизов . Сухой сыр ,
хранившейся века , найден в одном из алтайских курганов скифского
времени .
Хотя кобылье молоко по ряду качеств уступает другим видам
молока, оно не заменимо при изготовлении кумыса . В кобыльем молоке
, богатом сахаром и бедном жирами , за счёт специфической микрофлоры
с особой лёгкостью протекают процессы брожения , в результате
которых получается напиток , обладающий высокой калорийностью ,
повышенным содержанием витаминов , высокими вкусовыми качествами .
Считают , что кумысный грибок зародился в кожаном сосуде и затем ,
путём многолетнего отбора была получена закваска необходимого
качества . Много позже , кумысная закваска , попав в среду коровьего
молока , и постепенно обогатившись другими типами грибков ,
превратилась в новый вид кисломолочных продуктов.
Кроме того кумыс содержит алкоголь ( до 2,5 % ) , что повышает
его вкусовые качества по сравнению с другими молочными продуктами .
Лишь в условиях осёдлой жизни стал возможен обычай потребления
коровьего молока . В среднескифский период он находился на стадии
внедрения . Широкое использование коровьего молока для питания
человека стало боле реальным лишь благодаря улучшению пород
крупного рогатого скота , при котором человек добился развития
способность давать молоко в количествах , намного превышающих
потребности для вскармливания молодняка .
Оценивая в целом систему питания степных скифов , отметим
некоторые его особенности : выдвижение на первое место потребления
мяса крупного рогатого скота , появление в мясной пище свинины ;
знакомство с хлебом и увеличение доли зернового компонента в
питании степняков .
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучение хозяйства и быта степных скифов позволило заметить ,
что изменения в хозяйстве степных скифов связаны с изменением
природных ресурсов , которое чаще всего происходит под антропогенным
явлением .
Основной отраслью экономики Степной Скифии было скотоводства ,
которое существовало в двух формах - в виде кочевого (весь период
развития Степной Скифии )и полукочевого ( с конца V до III вв. до
н.э. ) . Показано , что в целом скотоводческая отрасль экономики
Степной Скифии могла обеспечивать необходимым только своё
собственное население , и что о товарном характере скотоводства
Степной Скифии говорить не приходится . Таким образом , земледелие
степных скифов в IV в. до н.э. играло вспомогательную роль в
хозяйстве степных скифов и было подчинено скотоводству . Объёмы его
производства обеспечивали лишь минима-льные потребности населения в
кормовом зерне , и его вывозе или о товарном характере земледелия
в степи говорить не приходится .
Изучение непищевой сферы экономики показало её развитие в виде
домашних промыслов, ориентированных на потребности лишь скифского
общества . Одним из основных элементов материальной культуры ,
отражающих приспособление человека к условиям
обитания , является его жилище . Подвижный образ жизни кочевников
диктовал выбор лёгких строительных материалов . Тип жилища отвечал
не только требованиям окружающей среды , но и техническому уровню
эпохи , специфике местных строительных материалов . Утварь степных
скифов бедна и набор её подчинён образу жизни и быта её
создателей и потребителей . Предметы домашнего обихода разделяют на
группы по признакам функционально - бытового предназначения , по
материалам и техники изготовления . Наиболее многочисленная посуда ,
разделенная на группы по материалам - лепная, деревянная , каменная ,
металлическая . Прослеживается деление по функциональному назначению -
на столовую , кухонную или тару . Оценивая в целом систему питания
степных скифов , отметим некоторые его особенности : выдвижение на
первое место потребления мяса крупного рогатого скота , появление в
мясной пище свинины ; знакомство с хлебом и увеличение доли
зернового компонента в питании степняков . Ни о каком развитие
ремёсел ( если считать ремесло , специализированном производством ,
оторванным от земледелия и скотоводства и ориентированном на
выпуске товара ) , в скифском обществе говорить не приходится .
Список используемой литературы :
1. Буйский С.Б. «Античные земледельцы нижнего Побужья»
2. Клюминцев В.Н. «Поселение земледельцев и скотоводцев позднего
бронзового века . Гранитно –степное Побужье»
3. Ахматова М.И. «Киммерийцы и скифы»
4. Ильинская В.А. и Тероножкин А.И. «Скифия VII-IV вв. до н.э.»
5. Рыбаков Б.А. «Геродотова Скифия»
6. Смирнов А.П. «Скифы»
7. Бунятин Е.П. «Древнейшие скотоводы украинских степей»
8. Мурзин В.Ю. «история скифов»
9. Флалко Е.Е. «Искусство скифов»
|