| Некоторые проблемы преступности на Государственной границе РФ (по данным 1994-95 гг.)
 Некоторые проблемы преступности на Государственной границе РФ (по данным 1994-95 гг.)Вопрос 2. Некоторые проблемы преступности на Государственной границе Российской Федерации (по данным 1994-1995 года)       Криминологическую   характеристику   конкретных   видов   преступности (государственной,  воинской,   транснациональной    и    иной)   мы    будем анализировать при изучении  прикладной части нашего  спецкурса.  Сегодня  же рассмотрим  только  общие  проблемы  Государственной  Границы,   прямо   или косвенно   связанные   с   негативным    социально-правовым    явлением    - преступностью.  На  их  (проблем)  существование,  в  1994  году,  оказывали влияние следующие факторы:       -усиление  военно-политической  напряженности   в  ряде  регионов   (в прибалтийском направлении, закавказском и северокавказском регионе, а  также в Республике Таджикистан);       -стремление преступных группировок превратить Государственную  границу в устойчивый канал незаконной миграции  граждан  третьих  стран,  вывозу  из России стратегического сырья, промышленной продукции и  других  материальных ценностей, контрабанды оружия,  боеприпасов  и  наркотиков;  создать  вокруг пограничных соединений и частей обстановку  с  повышенной  криминогенностью. Всего в течении 1994 года в отношении военнослужащих ПВ  РФ  и  объектов  ПВ совершено свыше 700 противоправных акций;       -активизация  националистических  и   реваншистских   сил,   требующих пересмотра  прохождения  линии  Государственной  границы  РФ,  особенно   на карельском,  прибалтийском  направлениях,  а  также  активным  формированием японской  стороной  выгодных  для  себя  ситуаций  для   решения   вопросов, связанных с “северными территориями”;       -стремление отдельных государств и особенно Китая  осуществить  “тихую экспансию” в Дальневосточном регионе посредством оседания китайских  граждан в российском приграничье;       -сохранение  напряженной  обстановки  на  морской  границе  РФ   и   в исключительных  экономических  зонах  Балтийского,  Японского,  Охотского  и Берингова морей;       -дальнейшее становление Государственной границы РФ  на  новых  рубежах при  отсутствии  необходимых  межгосударственных  договоров  и   пограничной инфраструктуры.  Создание  новых  пограничных  объединений  в   арктическом, закавказском, центрально-азиатском и дальневосточном регионах России;       -  нарастание  внутренних  проблем  ПВ,  связанных  с  комплектованием соединений   и   частей   офицерскими   кадрами,   призывным   контингентом, укреплением законности и правопорядка, обустройством войск,  финансированием и обеспечением военнослужащих всеми видами довольствия.       Эти проблемы продолжают оставаться насущными и в этом 1995 году.       За  1994  год  военнослужащие   ПВ   во   взаимодействии   с   другими правоохранительными органами   обеспечивая  выполнение  стоящих  перед  ними задач:       -задержали около 5 тысяч нарушителей  границы, среди которых  выявлены 9 членов террористических  организаций,  6  агентов  спецслужб  сопредельных государств;       -изъяли контрабанды  на  сумму  11,1  млрд.  рублей,  около  2-х  тонн наркотических веществ и свыше 1.5 тысячи единиц огнестрельного  и  холодного оружия.       Да, цифры впечатляющие, но никто не может посчитать  латентной  части: государственных преступлений; контрабанды; преступлений,  которые  не  могут обойтись без организованной преступности - связанных с  незаконным  оборотом наркотиков, оружия, торговли машинами, людьми и пр.  Если  бы  мы  могли  их получить, то,  думается, результаты нас не порадовали...       Проанализировав  аналитические  справки  и  обзоры  главного  штаба  и Управления воспитательной работы о состоянии  законности  и  правопорядка  в Пограничных  войсках  можно  сделать  несколько  основных  выводов   по   их содержанию:       -все негативные процессы, связанные с  преступностью,  происходящие  в обществе,  практически  по  всем  основным   направлениям   повторяют   свои тенденции и в пограничных войсках;       -между специальными службами ПВ,  на  которые  возложена  профилактика правонарушении, как внутри системы,  так  и  в  сфере  выполнения  одной  из основных функций ФПС - защиты интересов России на  государственной  границе, нет единого  методологического  подхода  к  изучению   этих  проблем.  Поиск решения   проблем  законности  и  правопорядка  невозможен    без   научного подхода, отработанных  методик и т.д.       Если учитывать, что эти справки и анализ готовили не  профессиональные криминологи,   а   люди,   имеющие   смутное   представление   об    основах криминологического анализа, то мы должны сказать им спасибо уже за  то,  что они  хоть  как-то  сравнили  данные  статистики   и   попытались   объяснить полученные результаты. Однако  Вы уже не будете иметь право проводить  такую примитивную экспертизу...       Характеризуя состояние законности, правопорядка и воинской  дисциплины в ПВ РФ (по имеющимся у автора данным) можно привести следующие данные:       1. Сравнивая 1994 и 1995 годы:       -  обстановка  сложная,  количественно-качественные  характеристики  - динамика  состояния характеризуется  увеличением;       - по уровню (на 1.000 человек) сравнить не  могу  (нет  данных  за  94 год), но сравнивая 93 и 95 годы  эта  динамика  имеет  обратный  характер  - соответственно 12,8 и 8.7 (по другой таблице у  меня  получилось  7.1).  См. таблицу №8: |№  |         Наименование           |1-е полу- |1-е полуго- |Динамика   | |п.п|                                |годие     |дие 1995 г.,|           | |.  |                                |1994 г.   |в скобках   |           | |   |                                |          |(на 1.000)  |           | |1. |Всего преступлений              |979       |1571(8.7)   |+ 592      | |1.1|Из них воинских                 |828       |1352 (7.5)  |+ 524      | |1.2|             обще уголовных     |145?      |219 (1.2)   |+ 74       | |   |                                |(по тексту|            |           | |   |                                |справки - |            |           | |   |                                |149)      |            |           | |1.3|             государственных    |6         |-           |- 6 (?)    | |.  |                                |          |            |           | |2. |Всего участников                |1018      |1625 (8.95) |+607       | |2.1|Из них офицеров                 |19        |38 (1.68)   |+ 19       | |2.2|           прапорщиков,мичманов |10        |24 (1.33)   |+ 14       | |2.3|           в/с по контракту     |12        |35 (1.68)   |+ 23       | |2.4|           в/с по призыву       |975       |1526 (11.7) |+551       | |3. |Самоубийств                     |26        |31          |+5         | |3.1|Попыток самоубийств             |25        |19          |+6         | |   |                                |          |            |           | |   |                                |          |            |           | |   |                                |          |            |           | |   |                                |          |            |           | |   |                                |          |            |           |       Как  бы  не  хотелось  об  этом  еще  раз  говорить,  но  ни  о  какой криминологической интерпретации этих данных не может быть и речи.       Теперь поговорим о структуре преступлений, то  есть  о  ее  внутреннем содержании в ПВ РФ. Опять же по “куцым” данным в сравнении  (1-ых  полугодий 94 и 95 годов):       1.доля тяжких преступлений - +107%;       из них:       - умышленных убийств - +200%;       -ТТП - +250%;       (лидерами являются ЗабПО - 37.9% и КОПО - 12.6%). Приведя  эти  цифры, авторы  справки  сделали  вывод  о   том,   что   они   свидетельствуют   “о профессионализации криминальной деятельности  пограничных  войск”.  Вы  меня извините, но что такое профессиональная преступность ...  и  свидетельствуют ли  эти  цифры  об  этом...  и  о  чем  они  свидетельствуют???   Надо  быть осторожнее с такими выводами...       2.Динамика роста самовольных оставлений части - +92%,  а  в  структуре воинских преступлений - 70% (основная  их  доля:  45%  в  учебных  частях  и центрах и 35% в отпусках). Лидеры - КОПО и ГПВ РФ в РТ;       3.Совершаемые в состоянии алкогольного и наркотического опьянения  115 (+180%), из них 60 (52.2%) в ГПВ РТ. Задайте  себе  вопрос   это  много  или мало и почему... какова  латентная часть ... и какова цена  латентной  части и зарегистрированной???...       4.Рост преступлений, совершаемых на службе по охране ГГ, в караулах  и внутренних нарядах:       -нарушений правил несения пограничной службы 37(+311%);       -уставных правил караульной и внутренней службы 37(+640%);       -халатное отношение к службе -67, из них 60 в ГПВ РТ. Опять вопрос - а на всей остальной границе все такие добросовестные, не  допускают  халатного отношения к службе?...       5.увеличение качественного состава субъектов преступлений в ПВ, т.  е. лиц, проходящих службу на профессиональной основе:       - офицеров  - 38 (+100%);       -прапорщиков - 24 (140%);       -военнослужащих по контракту - 35 (+192%)       и  так далее...   А теперь вернемся (стр.7 лекции)  и  сравним   явные основания для беспокойства  на  уровнях   всего  государства  и  пограничных войск...  Как видите - они практически идентичны.       З А К Л Ю Ч Е Н И Е.       Те фактические данные, которые мы сегодня рассмотрели  естественно  не будут аналогичными после окончания Вами института Пограничных войск РФ.  Они должны   стать   для   Вас   отправной   точкой   для   понимания   проблемы правонарушений, с которыми сталкиваются пограничники  как  граждане  России, при охране границы и  при  решении   внутренних  вопросов  в  своих  будущих подразделениях, а также на обслуживаемых участках.  В  процессе  дальнейшего курса  мы  научимся  прогнозировать,   планировать   саму   преступность   и осуществлять меры по ее предупреждению. |