рефераты
рефераты
Главная
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Логика
Военная кафедра
Банковское дело
Биржевое дело
Ботаника и сельское хозяйство
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство

Предмет криминологии


Предмет криминологии

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение . . . . . . . . . . . 1

1. Понятие криминологии . . . . . . . . 2

2. Предмет криминологии . . . . . . . . 4

а) преступность . . . . . . . . . 4

б) причины преступности . . . . . . . 7

в) личность преступника . . . . . . .

11

г) предупреждение преступника . . . . . .

12

Заключение . . . . . . . . . . .

13

Список литературы . . . .. . . . . .

14

ВВЕДЕНИЕ

Криминология - это самостоятельная междисциплинарная наука со

своей историей, использующая оригинальные методы исследования и имеющая

разветвленную сеть институтов и организаций во всем мире.

Общее представление о содержании данной науки можно получить

путем уяснения смысла ее названия, которое состоит из двух частей:

латинского слова "crime" (преступление) и греческого слова "logos"

(учение). Буквальный перевод сочетания этих двух слов на русский язык

означает "учение о преступлении". Принимая во внимание то обстоятельство,

что термин "преступление" практически равнозначен термину "преступность",

более точно, можно обозначить криминологию как "науку о преступности".

Причем, если уголовное право изучает преступление, ответственность и

наказание за них в законодательной форме и правоприменительной практике, то

криминология исследует преступность, ее причины и условия, личность

преступника и предупреждение преступлений как массовые социальные явления.

Таким образом, можно определить криминологию сугубо с практической

точки зрения, как науку о преступности и методах ее предупреждения. Но это

- весьма общее понятие. Более конкретно, можно сказать, что криминология

изучает преступность, виды преступности, преступления; их причины, иные

виды их взаимосвязей с различными явлениями и процессами; результативность

принимавшихся мер по борьбе с преступностью. На этой базе криминологи

вырабатывают рекомендации по совершенствованию борьбы с преступностью.

Важно отметить, что понимание социальной природы преступности,

знание причин и условий совершения различных преступлений, особенностей

лиц, преступивших закон, и механизма индивидуального преступного поведения

важны не только для успешной профилактической деятельности.

Криминологические знания помогают выявить уже совершенные преступления,

установить и изобличить преступников, правильно определить меру наказания

каждому из них, найти наиболее эффективные пути и средства индивидуального

исправления и перевоспитания. Знания криминологии необходимы не только

сотрудникам внутренних дел, но и работникам судов, прокуратуры, органов

юстиции и другим категориям служащих, в той или иной мере сталкивающихся с

проблемами правонарушений, их причин и условий.

Наука криминология имеет сложную структуру. В своей работе я хочу

рассмотреть базовый вопрос - понятие криминологии и ее предмет, т.к. эти

вопросы являются основными вопросами любой науки.

1. Понятие криминологии.

Впервые термин " КРИМИНОЛОГИЯ " появился на страницах печати в

конце девятнадцатого столетия. Сначала под ним понимали проблемы

этиологии (исследования причин преступности). О чем, в частности, можно

прочитать в книге Топинарда и Гарофало "Криминология". Примерно в то же

время специалистами правоведами были сформулированы ряд взглядов на

сущность и предмет криминологии, которые явились основой для создания

различных школ криминологии, существующих и в настоящее время. В общем виде

их можно свести к пяти основным направлениям:

Представители первого направления не выделяют криминологию в

качестве самостоятельной научной дисциплины, а считают ее частью уголовного

права, если его рассматривать в широком смысле слова. В настоящее время

такие взгляды представляют лишь исторический интерес.

Представители второго направления включают в нее изучение причин

преступности, методов борьбы с ней, проблемы уголовной политики, пенологии

и уголовного права. Эта концепция возникла в первые годы нашего столетия.

Ее основоположником стал австрийский юрист Ганс Гросс (1847-1915). Он

считал, что криминология включает в себя уголовную антропологию, уголовную

социологию, криминалистику, криминальную психологию, уголовную политику,

пенологию, уголовное право и ряд других отраслей науки. Мысль Г.Гросса об

объединении всех "вспомогательных по отношению к уголовному праву наук с

включением науки о следствии и пенологии" в единую систему криминологии

нашла отражение во взглядах ученых второй половины ХХ века, что на наш

взгляд, внесло много путаницы.

Третье направление, создателем которого был Лист (1851-1919) -

известнейший представитель социологической школы уголовного права,

рассматривает криминологию как науку о преступности и ее причинах наряду с

криминалистикой, уголовным правом и уголовной политикой.

Как можно заметить, два последних направления объединяет

одинаковое понимание содержания криминологии и криминалистики, что

объясняется их единой средой возникновения. Обе они возникли в силу

необходимости обеспечения потребностей практики познать причины такого

опасного социального явления, как преступность, и разработать эффективные

методы борьбы с ней. Причем в период своего возникновения они не имели

определенной сферы исследования, что в значительной мере повлияло на

последующий подход к проблеме связи между криминологией и криминалистикой.

Четвертое направление отражает современные тенденции развития

криминологических исследований. Оно рассматривает криминологические

проблемы в связи с пенитенциарными, т.е. большое внимание уделяется

изучению личности преступника, в т.ч. лиц с девиантным (отклоняющимся)

поведением и применяемых к ним мер. Этот подход наиболее широко

используется в США.

Последнее - пятое направление рассматривает криминологию как науку

о преступности и ее причинах. Это направление характерно для европейской

правовой школы.

Что же касается Российских правоведов, то они, в настоящее время,

придерживаясь консервативных взглядов, незначительно изменили свои взгляды

на предмет изучаемой дисциплины. В ряде учебников его основными составными

назывались: преступность, причины и условия преступности, личность

преступника, предупреждение преступности.

Проанализировав различные взгляды на понятие и предмет

Криминологии, я бы определила Криминологию как науку, изучающую

преступность, ее причины, личность преступника, а также разрабатывающая

меры предупреждения преступности.

2. Предмет Криминологии

Исходя из приведенного определения, в предмет изучения

криминологии входят четыре составляющие:

- преступность

- причины преступности

- личность преступника

- меры предупреждения преступности.

Преступность

Основным элементом науки криминологии является преступность как

исторически изменчивое социальное и уголовно-правовое явление,

представляющее собой целостную совокупность множества преступлений,

совершенных в конкретных исторических условиях за определенный период

времени. Понятием преступности охватывается совокупность преступлений,

рассматриваемых в виде фактов социальной действительности, а не юридических

конструкций типа, например, состава преступления. Правонарушения, не

образующие состав преступлений, но тесно связанные с ними, рассматриваются

при анализе причин и условий различных видов преступлений.

В этом своем реальном социальном бытии преступность подчиняется

определенным закономерностям и характеризуется такими количественно

качественными показателями, как уровень, структура и динамика.

Уровень преступности является количественной характеристикой,

измеряемой в абсолютном выражении суммой совершенных преступлений и их

участников (виновных лиц), а также в коэффициентах или индексах

преступности. Официальная статистика использует два показателя:

- количество зарегистрированных преступлений (и их субъектов) и

- по данным о судимости.

Уровень исчисляется из количества преступлений, совершенных на той

или иной территории за определенный период времени в расчете на заданное

число жителей, например, на 1 000, 10 000 или 100 000. Уровень

преступности в данном толковании и называется коэффициентом преступности.

Он рассчитывается по формуле:

К = П Х 1 000 (10 000 или 100 000)

Н,

где К - коэффициент преступности,

П - число преступлений

Н - численность населения (в целом или в возрасте от 14 лет и

старше).

Коэффициенты позволяют сравнивать интенсивность преступности в разных

административно-территориальных единицах с различной численностью

населения, а также в разные периоды в одном и том же районе, области с

учетом изменения численности населения.

Структура преступности раскрывает внутреннее содержание преступности,

соотношение групп или отдельных видов преступлений в общем их числе за

определенный период времени на определенной территории, выделенных по

разнообразным группировочным признакам: уголовно-правовым,

криминологическим, социально-демографическим и др. От того, какова

структура преступности, должно зависеть и “направление главного удара” в

борьбе с ней.

Показатель структуры определяет удельный вес (долю) тех или иных

преступлений (либо преступников), которые называют видами преступности, в

общей совокупности преступлений (преступников), взятых за 100%.

В своей работе я хочу остановиться на таких показателях структуры

преступности, как ее "география”, “экология” и “топография”.

География преступности занимается проблемами пространственно-

временного распределения девиантности, делинквентности и преступности

(места преступлений, места жительства преступников) в мире, частях света,

государствах, городах и в сельской местности (например, в районах,

граничащих с бывшими республиками СССР и пр.). Она изучает также проблемы

наличия чувства безопасности (вопрос о страхе населения перед

преступностью, отношение к уголовной юстиции, риска стать жертвой

преступления). Она выясняет также влияние социальной структуры того или

иного района на уровень и характер преступности, устанавливает пределы и

направления перемещений преступников (от места жительства к месту

преступления и обратно), изучает региональные различия в реакциях на

преступность.

В отличие от этого экология преступности исследует взаимодействие

среды, климата, природного ландшафта, растительного и животного мира,

структуры строительства - с одной стороны, и человеческих переживаний

(виктимизация - страх перед преступностью) и преступного поведения - с

другой.

Топография преступности сосредотачивается на анализе мест

преступления, которые могут быть и внутри зданий, и в квартирах, и в

магазинах, и в гостиницах, и в больницах.

Последней характеристикой преступности является - динамика

преступности, то есть изменение ее уровня и структуры за тот или иной

период времени (год, три года, пять лет, десять лет и т.д.), т.е. темп и

направление изменений основных черт совокупности преступных деяний. Анализ

динамики преступности в научно-практическом отношении имеет, по меньшей

мере, две цели:

1. Дать представление об изменениях показателей за прошедший период,

выявить тенденции и закономерности этих изменений;

2. На их основе осуществить прогноз о возможном характере

преступности в ближайшем и отдаленном будущем, что является основой

необходимого оптимального криминологического планирования мероприятий по

борьбе с ней.

Причины преступности

Причины преступности - представляют собой совокупность социально-

негативных экономических, демографических, идеологических, социально-

психологических, политических, организационно-управленческих явлений,

которые непосредственно порождают, продуцируют, воспроизводят

(детерминируют) преступность как свое следствие.

Наряду с собственно причинами преступности предметом

криминологического анализа являются ее условия. Это такие явления и

процессы, которые сами по себе преступности не порождают, но, сопутствуя

причинам и влияя на них, обеспечивают их действие, приводящее к

определенному следствию (совокупности деяний, нарушающих уголовный закон).

Исследование причин преступности раскрывает природу этого

социально-негативного явления, объясняет его происхождение, показывает, от

чего зависит существование преступности, что способствует ее сохранению, в

настоящее время его оживлению, а что этому противодействует. Только на

основе подобных знаний можно обеспечить эффективную борьбу с преступностью:

предвидеть происходящие в ней изменения, определить и осуществить

необходимые мероприятия по предупреждению преступных проявлений, их

сокращению.

Всякое явление, в том числе и преступность, имеет не только ряд

(иерархию) причин, но и ряд (иерархию) условий, способствующих наступлению

данного явления. Одни условия имеют сопутствующий характер - не оказывают

непосредственного воздействия на совершение преступлений (например, ночное

время при совершении кражи, разбоя, грабежа). Другие условия более

существенны (неорганизованность досуга, плохая воспитательная работа,

отсутствие контроля, способствующие хулиганству и правонарушениям в сфере

межличностных отношений в коллективе пограничной заставы). Особое значение

имеют необходимые условия, без которых причина не может породить следствие,

например, недостатки в охране оружия и боеприпасов при их хищениях.

Чтобы разобраться в многообразии причин и условий преступности,

полнее выявлять их на практике и целенаправленно осуществлять необходимые

мероприятия по их устранению и нейтрализации, нужны надлежащие их

дифференциация и классификация. Каждое направление криминологической мысли

(школы) проводят их по различным критериям, исходя, прежде всего, из

своего предмета исследования. Российские криминологи используют

классификации по различным критериям.

1. Классификация “по уровню действия (субординации)». С этой точки

зрения следует различать несколько видов этого подхода. Первый из них:

- причины и условия преступности в целом как определенного

социального явления, существующего в конкретных социальных условиях и

проявляющегося в совокупности общественно-опасных деяний - преступлений;

- причины и условия различных групп (видов, категорий) преступлений,

образующих структурные подразделения преступности (умышленные и

неосторожные, насильственные и корыстные и пр.);

- причины и условия отдельных видов преступлений - убийств,

хулиганства, воинских и пр.

Другой вид уровневого подхода предполагает выявление причин и

условий преступности (в целом и отдельных структурных ее подразделений) на

уровне всего общества (макро уровень), отдельных его социальных групп и

сфер общественной жизни и на уровне отдельного индивида.

Уровни эти взаимосвязаны, но содержание причин и условий преступности

на каждом из них не тождественно.

На обще социальном уровне мы выявляем наиболее общие причины и

условия, с которыми связано само существование преступности в данных

исторических условиях.

На уровне социальных групп фиксируются причины и условия, характерные

для этих групп и коллективов.

На индивидуальном уровне речь идет о причинах и условиях конкретного

преступления, совершенного отдельным лицом, здесь много индивидуального,

субъективного и ситуативного, порой случайного (особенности личности, ее

индивидуальный жизненный опыт, связи, знакомства, влияния, стечение

обстоятельств и т.п.). Вместе с тем обще социальные причины и условия

преступности трансформируются в индивидуальные, а наиболее типичные

индивидуальные причины и условия “складываются” в обще социальные.

Изучение причин и условий на обще социальном и групповом уровнях

имеет научно-познавательное значение и служит практике для разработки и

организации системы социальной профилактики преступности в рамках всего

государства, отдельных его регионов, социальных групп и коллективов.

Выявление причин и условий конкретного преступления (индивидуальный

уровень) подчинено непосредственно практическим - правильному решению

каждого конкретного дела, индивидуализации к субъекту интереса и

устранению обстоятельств, способствующих совершению им данного

преступления. Причины и условия конкретного преступления (индивидуальные

обстоятельства его совершения) могут быть нетипичными. Однако в

индивидуальных случаях всегда проявляется нечто общее. Поэтому научно-

практическое изучение причин и условий преступности основывается на

обобщении данных, полученных из различных источников.

2. Важное практическое значение имеет классификация причин и условий

преступности по их содержанию. Различают детерминанты преступности:

- политические;

- экономические;

- идеологические;

- социально-психологические;

- организационно-управленческие.

3. Надо подчеркнуть, что все детерминанты преступности проявляют себя

в подобном качестве через психологию, сознание людей, формируя или

поддерживая, оживляя или усиливая антисоциальные взгляды, стремления,

побуждения. Поэтому в конечном итоге преступность всегда связана с

социально-психологическими детерминантами.

Социально-психологические явления - взгляды, традиции, привычки -

часто называют субъективными детерминантами преступности, а все, что

находится вне индивида и влияет на его психологию - объективными ее

детерминантами. Это психологическая классификация:

Объективными являются причины и условия, существующие независимо от

воли и сознания людей (исторически обусловленный уровень развития

общества, экономики; стихийные бедствия и иные явления природы и пр.)

Субъективными причинами и условиями преступности считаются те ее

детерминанты, которые зависят от деятельности людей, являются, как правило,

результатом недостатков этой деятельности, ошибок и упущений (планировании,

культурно-воспитательной работе и пр.)

4. Причины и условия преступности можно различать и по

направленности, механизму их действия.

Одни из них детерминируют неблагоприятное нравственное формирование

личности (недостатки семейного, школьного, армейского воспитания,

отрицательное влияние окружения и пр.)

Другие связаны с внешними по отношению к индивиду условиями и

ситуациями, способствующими, облегчающими или даже провоцирующими

проявление антисоциальных взглядов и побуждений в конкретном преступном

посягательстве (плохая охрана оружия и техники, злоупотребление алкоголем и

пр.)

Первая группа детерминант больше связана с причинами преступности,

вторая - является преимуществу условиями совершения преступлений.

В свою очередь условия классифицируют на:

- формирующие (связаны с противоречиями в обществе) и

- способствующие (недостатки в системе профилактики и отсутствии

организации и управления).

5. И последняя классификация предлагается с точки зрения временной и

пространственной распространенности. Здесь различаются:

- причины и условия, действующие относительно постоянно и временно (в

связи с разовыми обстоятельствами или событиями);

- на всей территории государства, отдельных его регионах и

специфических зонах (республики, портовые города, курортные зоны,

прилегающие к государственной границе и пр.), а также имеющие местный,

локальный характер.

Личность преступника

Среди наиболее сложных, спорных и наименее разработанных

криминологических проблем является вопрос о личности преступника.

Значимость этой проблемы выражается прежде всего в том, что преступление

как акт человеческого поступка и волеизъявления конкретного лица в

значительной степени производно от его сущностной характеристики и

особенностей. Образно говоря, преступление и преступник являются теми

клеточками своеобразного организма преступности, изучение и познание

которых способны дать криминологический материал для последующей работы по

предупреждению преступлений.

Личность преступника изучается как система социально-

демографических, социально-ролевых, социально-психологических свойств

субъектов преступления. Применительно к личности преступника

рассматривается соотношение биологического и социального в ней.

Выделение личности преступника из всей массы людей осуществляется

на основе двух критериев: юридического и социального (социально-

психологического). Исходя только из юридического критерия, личность

преступника определяется как лицо, совершившее преступление. Однако в этом

суждении можно усмотреть элементы тавтологии. Такое понятие личности

преступника «имеет формальный оттенок».[1] Поэтому юридический критерий

должен быть по необходимости дополнен критерием социальным (социально-

психологическим), в соответствии с которым личности преступника присуща та

или иная степень антиобщественной направленности (ориентации) или, как

минимум, отдельные антисоциальные черты.

Данное положение относится не только к злостному, но и к, так

называемому, случайному преступлению, а также к лицам, совершающим

преступления в состоянии аффекта и даже по неосторожности. Сюда же

включается и изучение тех лиц, которые еще не нарушили уголовного закона,

но в силу антиобщественных взглядов и привычек, проявившихся, например, в

виде совершения соответствующих административных правонарушений, могут

встать на преступный путь.[2] То есть в предмет рассматриваемой отрасли

научных знаний входит личность правонарушителя, понимаемая в указываемом

выше смысле и включающая не только собственно преступника, но и другие

категории лиц, подвергающиеся целенаправленному профилактическому

воздействию.

В целом, данные о личностных свойствах применительно к субъектам

всех преступлений и отдельно по их видам содержат существенную информацию о

причинах преступлений, которая может быть использована при определении мер,

направленных на предупреждение новых преступлений.

Предупреждение преступности

Все, что рассматривалось выше о преступности, ее причинах,

личности преступника в конечном счете преследует цель – овладеть

современными криминологическими знаниями о предупреждении преступности.

По своей сути предупреждение преступности или иначе называемая -

профилактика преступности (эти два термина (с точки зрения этимологии)

идентичны и ими пользуются как взаимозаменяющими) - это специфическая

область социального регулирования, управления и контроля, имеющая

многоуровневый характер и преследующая цель борьбы с преступностью на

основе выявления и устранения ее причин и условий, иных детерминант.

Криминология изучает предупреждение преступности как сложную

динамическую систему. Ее функционирование связано с решением, как общих

задач социального развития, так и специализированных задач в области борьбы

с негативными явлениями. Как правило, в криминологии профилактическая

система государственных и общественных мер, направленных на устранение или

нейтрализацию, ослабление причин и условий преступности, удержание от

преступлений и коррекцию поведения правонарушителей, анализируется по:

направленности, механизму действия, этапам, масштабу, содержанию, субъектам

и другим параметрам.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение необходимо заметить, что все рассмотренные основные

элементы предмета криминологии, во-первых, органично взаимосвязаны, а во-

вторых, изучаются не только этой наукой. Например, преступность может

привлекать внимание социологов при исследовании ими социальных отклонений;

проблема личности преступника имеет наряду с криминологическим

криминалистический, оперативно-розыскной и другие аспекты; вопросы,

связанные с предупреждением преступности путем назначения и исполнения

наказания, изучаются в уголовном и исправительно-трудовом праве.

Но специфика криминологического подхода к изучению указанных выше

явлений проявляется в следующем:

1. Криминология изучает преступность и связанные с ней явления как

социально-правовую реальность.

2. Специфика криминологического познания состоит и в том, что в

нем делается выраженный акцент на причинном объяснении изучаемых этой

наукой социально-правовых явлений и процессов.

3. Во главу криминологических исследований ставится задача

предупреждения преступности.

4. Криминология принимает участие в разработке не только правовых,

но и иных по содержанию средств борьбы с преступностью, ее предупреждения

(социально-экономических, культурно-воспитательных и т.д.).

Некоторыми отечественными учеными предмет криминологии дополняется

историей криминологической науки, организацией и методикой изучения

преступности, криминологическим прогнозированием и т.п. В настоящее время

этот вопрос остается открытым и мы можем лишь наблюдать за его решением,

определив устоявшееся и апробированное представление о криминологии как

социально-правовой науке, которая изучает сущность, закономерности и формы

проявления преступности, ее причины и иные детерминанты, личность

преступника и других категорий правонарушителей, могущих встать на

преступный путь, а также систему предупреждения преступности и на этой

основе разрабатывает общую теорию предупредительного воздействия на

преступность и меры криминологической профилактики.

Список литературы

1. Криминология М., Изд. Московского университета, 1984;

2. Криминология М., Юридическая литература, 1988;

3. Холыст Б. Криминология. Основные проблемы. М., Юридическая литература,

1980;

5. Четвериков В.С. Криминология. М., ИНФРА-М, 1996.

-----------------------

[1] Стручков Н.А. «Проблема личности преступника» Л.,1983

[2] Антонян Ю.М. Изучение личности преступника М.,1982, с.45



© 2009 РЕФЕРАТЫ
рефераты