рефераты
рефераты
Главная
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Логика
Военная кафедра
Банковское дело
Биржевое дело
Ботаника и сельское хозяйство
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство

Преступность несовершеннолетних в Новгородской области


Преступность несовершеннолетних в Новгородской области

Государственный комитет РФ по высшему образованию

НОВГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени Ярослава Мудрого.

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА УГОЛОВНО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО КРИМИНОЛОГИИ НА ТЕМУ:

Преступность несовершеннолетних

в Новгородской области.

Выполнили: студенты группы 6284

Василевская Г.

Таскина И.

Артемьева А.

Проверил: старший преподаватель

кафедры уголовно-правовых

дисциплин

Молокоедов В. В.

Новгород

1999

План.

1. Введение. 3

2. Состояние и динамика преступности несовершеннолетних в Новгородской

области. 4

3. Особенности ответственности несовершеннолетних. 16

4. Основные направления предупреждения преступности несовершеннолетних на

общегосударственном и региональном уровнях.

18

5. Предупреждение преступности несовершеннолетних на территории

Новгородской области. 23

5.1 Учреждения социальной защиты, работающие с несовершеннолетними.

26

5.2 Комиссия по делам несовершеннолетних: задачи и функции.

27

6.Заключение. 31

7. Список литературы. 33

1. Введение.

В настоящей работе предпринята попытка исследования состояния и

динамики преступности несовершеннолетних в Новгородской области, а также

выявления факторов, способствующих ухудшению криминогенной ситуации в этой

сфере.

Актуальность данной темы обусловлена, с одной стороны, существенной

ролью, занимаемой подростковой преступностью в общей структуре

преступности, с другой - необходимостью коренного пересмотра

концептуальных подходов к профилактике противоправных проявлений проявлений

среди несовершеннолетних, к уголовно-правовой и уголовно-

неправительственной политике.

Изучение проблем подростковой преступности, равно как и преступности

общей, требует учета той конкретной ситуации – политической и социально-

экономической, на фоне которой формируются и развиваются криминогенные

процессы. К сожалению, приходится констатировать, что в настоящее время

политический и социально-экономический фон оказывает явно негативное

воздействие на молодежную, в том числе и подростковую среду.

Устойчивая тенденция к ухудшению экономических условий жизни основной

массы населения страны, в том числе с несовершеннолетними детьми приводит к

росту психоэмоциональных перегрузок и усилению кризиса в семейных

отношениях. В свою очередь указанные обстоятельства способствуют

возрождению детской безнадзорности как социального явления. Сказанное

характерно как для России в целом, так и для Новгородской области. В этих

условиях особую тревогу вызывает отсутствие единой федеральной программы

поддержки семьи и устойчивого финансирования тех мероприятий по поддержке

семьи, которые в нашем государстве все же осуществляются.

Однако на криминогенную ситуацию влияют не только экономические

факторы. Не менее актуален в этой связи продолжающийся идейно-нравственный

кризис. В молодежной, в том числе и подростковой среде, культивируются

негативные стереотипы поведения, получают все большее распространение

алкоголизм и наркомания, укореняется эгоистическая и иждевенческая

психология. Неопределенность настоящего, неуверенность в будущем, растущая

безработица, трудности, связанные с получением образования, падение

престижа ряда профессий порождают критическое отношение к учебе, ведут к

примитивизации сознания, а многих подростков толкают в криминальную среду.

Нынешняя молодежь взрослеет в годы больших перемен. Отечество предстает

перед нею как дом, в котором идет перманентный (постоянный) ремонт. Ее

мировоззрение, система нравственных ценностей складываются в мире кричащих

противоречий, стихийного, «дикого» рынка, правового нигилизма, социальной

незащищенности. В больном общество больше всех страдают самые чуткие - дети

и молодежь.

В исследовании, положенном в основу курсовой работы, использованы

статистические данные о состоянии преступности, которыми располагает

информационный центр при УВД области, информация, полученная из

подразделений по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних,

материалы комиссии по делам несовершеннолетних при администрации города

Новгорода. Определенное внимание уделено также анализу правовых мер борьбы

с преступностью несовершеннолетних, принимаемых на региональном и местном

уровнях.

2. Состояние и динамика преступности несовершеннолетних в Новгородской

области.

В Новгородской области, как и в других регионах страны усиливаются

процессы, негативно влияющие на криминализацию всего общества. Несмотря на

предпринятые со стороны администрации и правоохранительных органов города

меры организационно-правового и социально-экономического характера, в

городе не снижается уровень преступности, который имеет устойчивую

тенденцию не только к росту, но и перерастанию в более дерзкий, жестокий,

организованный вид. Социальной базой криминализации общества является

преступность в подростковой среде. Большую тревогу вызывает стремительный

рост преступности среди учащихся общеобразовательных учреждений. За

последние 3 года удельный вес учащихся школ, ПТУ, гимназий и т.д., которые

совершили противоправные деяния, возрос с 27% до 69,3%. Прогрессирует

алкоголизация и наркотизация молодежи.

[pic]

Приведенная выше диаграмма наглядно свидетельствует о крайне опасной

тенденции увеличения количества преступлений, совершенных

несовершеннолетними на территории Новгородской области в период с 1984 по

1997 годы. Как видно, эта тенденция имеет довольно устойчивый характер и,

что особенно важно отметить, рост преступлений подростков продолжался

несмотря на всю активную работу государственных органов, направленных на

борьбу с преступностью несовершеннолетних. Нельзя не признать, что в 1996 и

1997 годах наметилось снижение количества преступлений в сравнении с 1995

годом на 6% и 13,2 % соответственно. Но тем не менее, уровень преступности

продолжает оставаться на крайне высокой отметке и в сравнении с самым

«благополучным» 1984 годом составляет 230%. Поэтому вопрос о способах

профилактики и необходимых мерах, направленных на коренной перелом

сложившейся тревожной ситуации становится в настоящее время особенно

актуальным, так как ранее принимаемые меры, как видно, не достигли своей

цели. Следовательно, необходимо проведение серьёзного изучения проблемы

преступности несовершеннолетних на территории Новгородской области для

того, чтобы выработать новые, более прогрессивные и эффективные способы

профилактики и борьбы с подростковой преступностью, которые бы отвечали

реалиям нашего времени.

[pic]

Особо настораживающим является процесс увеличения доли преступлений,

совершенных подростками в общей массе зарегистрированных преступлений, что

свидетельствует об омолаживании преступности. В 1993 году почти каждое

пятое преступление было совершено несовершеннолетними.

[pic]

Приведенные выше данные несколько отличаются от общей картины

преступности несовершеннолетних. Если за 1996 и 1997 г.г. наблюдалось

некоторое снижение числа преступлений, совершенных подростками и их

удельный вес в общей массе преступлений, то число преступлений,

совершенных повторно, продолжало расти. Это свидетельствует о

неэффективности предпринимаемых государственными органами мер по

социальной и постпенитенциарной реабилитации и адаптации молодых

преступников. Также можно сделать вывод о том, что сами наказания не

выполняют своей функции.

Сведения о преступлениях, совершенных несовершеннолетними за 1991-1997

г.г. по Новгородской области.

| |1991|1992|1993|1994|1995| +/- |1996|1997|

| | | | | | |к91% | | |

|ВСЕГО ПРЕСТУПЛЕНИЙ |1147|1276|1619|1477|1563|36,3 |1470|1356|

|УД. ВЕС ОТ РАСКРЫТЫХ |16,6|16,8|18,4|15,7|13,9| | | |

|УМЫШЛЕННЫЕ УБИЙСТВА |2 |2 |5 |6 |5 |150,0|1 |5 |

|УД. ВЕС ОТ РАСКРЫТЫХ |2,7 |2,4 |4,9 |4,9 |3,9 | | | |

|ТЯЖКИЕ ТЕЛЕС. ПОВРЕЖ.|8 |6 |12 |14 |12 |50,0 |8 |5 |

|УД. ВЕС ОТ РАСКРЫТЫХ |4,2 |3,0 |3,9 |5,0 |4,1 | | | |

|ИЗНАСИЛОВАНИЯ |8 |4 |15 |17 |20 |150,0|11 |6 |

|УД. ВЕС ОТ РАСКРЫТЫХ |16,0|11,8|25,4|29,8|28,2| | | |

|ГРАБЕЖИ |42 |40 |94 |106 |88 |109,0|113 |72 |

|УД. ВЕС ОТ РАСКРЫТЫХ |24,3|18,8|28,3|29,8|20,9| | | |

|РАЗБОИ |11 |8 |15 |28 |20 |81,8 |20 |25 |

|УД. ВЕС ОТ РАСКРЫТЫХ |32,4|17,8|16,7|29,8|18,7| | | |

|КРАЖИ |789 |915 |1083|933 |1012|28,3 |904 |843 |

|УД. ВЕС ОТ РАСКРЫТЫХ |25,3|29,6|25,0|23,4|20,8| | | |

|В Т.Ч.: ТРАНС. |136 |105 |100 |106 |52 |-61,8|57 |58 |

|СРЕДСТВ | | | | | | | | |

|УД. ВЕС ОТ РАСКРЫТЫХ |62,7|61,4|41,3|45,6|45,6| | | |

|ХУЛИГАНСТВО |82 |63 |110 |122 |131 |59,8 |126 |118 |

|УД. ВЕС ОТ РАСКРЫТЫХ |18,8|16,8|21,2|17,5|15,3| | | |

В 1997 году подростками и с их участием было совершено 1356

преступлений, что на 7,8 % ниже, чем в 1996. Удельный вес подростковой

преступности составил 11,8% (в 1996- 12,3%). Между тем, подростки

продолжают оставаться наиболее криминально активной частью населения. В

1997 году в ОВД за различные правонарушения было доставлено 5357

подростков, что выше, чем в 1996 году – 4842.

При общем снижении роста преступности несовершеннолетних на территории ОМ-1

УВД г. Новгорода зарегистрирован рост со 144 в 1996 до 237- в 1997году.

Подобная ситуация зафиксирована и в Шимском ( с 15 до 30), Демянском ( с 27

до 47) и Окуловском ( с 44 до 49) районах.

Количество тяжких преступлений сократилось на 10,6% с 1996 по 1997 год

(с 1201 до 1074). С 11 до 6 снизилось количество изнасилований, со 113 до

72 – грабежей, со 126 до 118 – хулиганств.

Однако произошел рост по линии особо тяжких преступлений. В

Новгородской области в 1996 году зарегистрировано одно убийство, а в 1997

году – 5. Из них 2 убийства были совершены в Новгороде; в Боровичах,

Мошенском и Сольцах по одному убийству. Также возросло число разбоев,

совершенных подростками, с 20 до 25. (в Боровичах – 8, в Новгороде – 6, в

Крестцах – 3, Старая Русса и Сольцы по 2, Валдай и Парфино – по одному).

Наркомания и токсикомания среди детей и подростков приобрела в

последнее время форму настоящей эпидемии. Контингент вовлеченных детей

постоянно омолаживается. Последствия наркомании для населения города , для

его генофонда, роста потенциальной рабочей силы, будущего научного

потенциала - просто угрожающие. В 1997 году в области совершено 79

преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, что на 49,1%

больше, чем в 1996 году. Преступления, как правило, многоэпизодные,

групповые, 57% из которых связаны со сбытом наркотических средств.

Серьезную тревогу вызывает тот факт, что на территории города и области

наряду с наркотическими средствами растительного происхождения, как

марихуана, гашиш, маковая солома, опий все большее распространение среди

молодежи получают синтетические наркотики, получает распространение героин.

У органов внутренних дел имеется оперативная информация о том, что в

занятия преступной деятельностью, связанной со сбытом героина, вовлечены

несовершеннолетние.

На основании статистических данных можно констатировать, что происходит

значительное снижение количества подростков, совершивших преступление в

состоянии алкогольного опьянения ( см. диаграмму №4), этот показатель

снизился на 35,4%. Но в некоторых районах области ситуация несколько

отличается от той, которая зарегистрирована по Новгородской области вцелом.

Так например в Демянском районе с 1996 по 1997 год зафиксирован рост

преступлений, совершенных подростками в состоянии алкогольного опьянения с

4 до 12, в Окуловском с 8 до 17, в Шимском – с 5 до 14.

Количество работающих подростков в числе правонарушителей составило в

1997 году 68 человек, т. е. 7,1%. от общего числа совершивших

преступление. Для примера – в 1996 году было зарегистрировано 111 человек.

Эти данные свидетельствуют о незанятости значительной части молодёжи.

Сохраняется устойчивая тенденция увеличения числа несовершеннолетних,

совершивших преступления повторно.( см. диаграмму №3). С 1996 по 1997 года

это число увеличилось на 1,4%, по сравнению с базисным 1991 годом на

207,4%, а по сравнению с самым «благополучным» в этом отношении 1987 годом

на 367,2%. В 1997 году из числа несовершеннолетних, совершивших рецидив

129 подростков на момент совершения уже имели судимость: 109 были осуждены

условно ( в 1996 году – 106 человек), возвратились из ВТК – 19 человек ( в

1996 году – 12), один человек был ранее приговорён к исправительным

работам. В отдельных районах Новгородской области эти данные распределяются

следующим образом: в Демянском с 1996 по 1997 годы – с 0 до 7, в Парфинском

– с 6 до 11, в Шимском – с 3 до 11, в Чудовском – с 3 до 8, в Маловишерском

– с 8 до 11.

К числу негативных факторов, влияющих на подростковую преступность

следует отнести распространение попрошайничества, бродяжничества,

сиротства.

В Новгородской области насчитывается 1827 детей-сирот и оставшихся без

попечения родителей. Из них 1200 человек проживает в детских домах и

интернатах.

Настораживает также увеличение количества правонарушений, совершенных

несовершеннолетними, не достигшими возраста привлечения к уголовной

ответственности. ( в 1997 году было зарегистрировано 426 случаев).

Социальное положение несовершеннолетних, совершивших преступления в 1997

году по Новгородской области.

|ВСЕГО |952 |

|РАБОТАЮЩИЕ |68 |

|УЧАЩИЕСЯ ШКОЛ И ПТУ |489 |

|СТУДЕНТЫ ВУЗОВ И ТЕХНИКУМОВ |28 |

|БЕЗ ПОСТ. ИСТОЧНИКОВ ДОХОДОВ |286 |

| | |

| | |

| | |

|ИЖДИВЕНЦЕВ |78 |

|БЕЗРАБОТНЫХ |4 |

|ИНЫЕ |31 |

Данные за 9 месяцев 1997 и 1998г.г. о совершении преступлений

несовершеннолетними на территории ОМ-1 и ОМ-2 УВД г. Новгорода.

| | | |

| |За 9 мес. 1997 г. |За 9 мес. 1998г. |

| | | |

|ВСЕГО |366 |416 |

| | | |

|ТЯЖКИХ |292 |268 |

| | | |

|УМЫШ. УБИЙСТВА |2 |2 |

| | | |

|ТЯЖ. ТЕЛЕСНЫЕ |2 |1 |

| | | |

|ИЗНАСИЛОВАНИЯ |2 |1 |

| | | |

|КРАЖИ |178 |192 |

| | | |

|ГРАБЕЖИ |23 |19 |

| | | |

|РАЗБОИ |5 |9 |

| | | |

|ХУЛИГАНСТВА |31 |26 |

Статистические данные за 1998 год свидетельствуют об увеличении числа

преступлений, совершенных несовершеннолетними. В основном, это произошло за

счет увеличения краж личного имущества, почти в 2 раза увеличилось число

разбойных нападений за рассматриваемый период.

[pic]

[pic]

Криминологами установлена устойчивая зависимость между местом, ,

которое занимает данный населенный пункт по признаку привлекательности для

молодежного досуга и уровнем прступности несовершеннолетних. В целом по

стране до 20- 25% всех преступлений, совершаемых в крупных городах,

туристических центрах и курортных зонах приходится на подростков, постоянно

проживающих за пределами соответствующей территории.[1] В Новгородской

области мы можем утверждать, что подростковая преступность имеет «местное

происхождение». В диаграмме № 6, расположенной ниже, видно что доля

преступлений, совершённых «заезжими гастролёрами» крайне мала и составила в

1997 году всего 3,1%.

[pic]

Результаты опроса, направленного на изучение общественного мнения по

динамике преступности несовершеннолетних в Новгородской области.

В рамках этого опроса было изучено мнение 100 человек. Опрос выявил

следующие результаты.

1) Ваш пол:

1. мужской. 45%

2. женский. 55%

2) Ваше семейное положение:

1. Женат (замужем) 43%

2. Холост (не замужем) 37%

3. Разведен(а) 20%

3) Ваше образование:

1. Общее начальное 0%

2. Общее среднее 34%

3. Среднее профессиональное 29%

4. Высшее профессиональное 37%

4) Есть ли у Вас дети:

1. Да 36%

2. Нет 64%

5) Как Вы считаете преступность среди несовершеннолетних-

1. Выросла 78%

2. Снизилась 7%

3. Осталась на прежнем уровне 13%

4. Затрудняюсь ответить 2%

6) Какие факторы это обуславливают:

1. Положительная деятельность правоохранительных органов и социальных

структур. 4%

2. Неудовлетворительная деятельность правоохранительных органов и

социальных структур. 44%

3. Семья 38%

4. Другое 14%

7) Как лично Вы оцениваете деятельность правоохранительных органов по

предупреждению преступности несовершеннолетних.

1. Положительно 4%

2. Отрицательно 67%

3. Затрудняюсь ответить 29%

8) Наблюдали ли Вы случаи преступлений несовершеннолетних в среде своих

родственников и знакомых.

1. Да, довольно часто. 5%

2. Да, крайне редко. 31%

3. Нет. 24%

4. Затрудняюсь ответить. 40%

9) Совершались ли несовершеннолетними преступления против Вас и Ваших

близких.

1. Да 27%

2. Нет 70%

3. Затрудняюсь ответить 3%

10) Согласны ли Вы с мнением, что несовершеннолетний, впервые совершивший

преступление, в будущем обязательно продолжит свою преступную

деятельность.

1. Нет, не всегда. 31%

2. Да, но это зависит от подходов и методов перевоспитания подростков.

34%

3. Да, согласен. 8%

4. Затрудняюсь ответить. 27%

11) Считаете ли Вы, что данную тенденцию преступности несовершеннолетних

можно изменить.

1. Нет, это совершенно невозможно. 14%

2. Да, но не скоро 37%

3. Да. Но при усилии правоохранительных органов, социальных структур,

семьи и всего общества в целом. 48%

4. Затрудняюсь ответить. 1%

12) Какова должна быть роль государства в предупреждении преступности среди

несовершеннолетних.

1. Государство должно вырабатывать специальные программы, направленные на

пресечение данного явления с вовлечением к сотрудничеству

правоохранительных органов и социальных структур. 67%

2. Государство может оставаться безразличным. 1%

3. Государство должно привлекать международные организации. 12%

4. Затрудняюсь ответить. 20%

13) Реально ли по Вашему мнению повлиять на состояние преступности

несовершеннолетних через непосредственную работу в их среде.

1. Нет, современная молодежь апатична ко всему. 30%

2. Нет, т.к. нашему обществу и государству некогда этим заниматься. 34%

3. Да, но нужны квалифицированные программы. 20%

4. Затрудняюсь ответить. 16%

14) Ощущаются ли результаты профилактической работы в среде

несовершеннолетних по предупреждению преступности, которую ведут

правоохранительные органы и социальные структуры.

1. Никогда не слышал(а) о таковой. 61%

2. Да, были какие-то попытки. 17%

3. Правоохранительные органы и социальные структуры ведут серьезную работу

в этой области. 19%

4. Затрудняюсь ответить. 3%

15) Что, по-вашему, толкает несовершеннолетнего на совершение

преступления.

1. Недостаточная материальная обеспеченность. 42%

2. Желание самоутвердиться. 17%

3. Окружение и среда, в которой живет несовершеннолетний. 29%

4. Другое. 12%

16) Кто или что может подавить возникшее у несовершеннолетнего преступное

желание.

1. Семья. 65%

2. Школа и другие социальные структуры. 8%

3.Боязнь реального наказания. 14%

4.Другое. 13%

17) Что, по-вашему, ощущает несовершеннолетний, совершая преступление.

1. Материальное или моральное удовлетворение. 58%

2. Страх и боязнь. 4%

3. Относится безразлично. 20%

4. Другое. 18%

18) Влияют ли алкоголь и наркотики на рост преступности

несовершеннолетних.

1. Да. 71%

2. Нет. 24%

3. Влияют, но не всегда. 3%

4. Затрудняюсь ответить. 2%

19) Совершит ли преступление вновь несовершеннолетний уже понесший

наказание за предыдущее преступление.

1. Нет, т.к. он уже был наказан ранее. 27%

2. Да, независимо от того, что он ранее был наказан. 47%

3. Да, обязательно. 15%

4. Другое. 1%

20) Будет ли наблюдаться рост преступности несовершеннолетних в будущем.

1. Да, если ничего не изменится в политической, экономической, социальной

и культурной жизни страны. 70%

2. Нет, если принять вовремя определенные меры. 28%

3. Другое. 2%

21) Готовы ли вы лично принимать участие в мероприятиях, направленных на

профилактику и предупреждение подростковой преступности.

1. Нет, пусть этим занимаются те, кому положено – государство и

специальные органы. 10%

2. Я готов оказывать посильную помощь, но думаю, что вряд ли смогу каким-

либо образом повлиять на ситуацию с преступностью несовершеннолетних.

10%

3. Да, готов. Я считаю, что для борьбы с подростковой преступностью

необходимы усилия не только государства, но и всего общества в целом.

72%

4. Затрудняюсь ответить. 8%

Интерпретация статистического анализа.

Опрос показал, что большинство опрошенных мало интересуются состоянием

преступности в среде несовершеннолетних и мало знают о работе, проводимой

различными органами в этой области. Нельзя не отметить положительные

прогнозы граждан в тенденции снижения роста подростковой преступности,

которые они связывают с улучшением работы правоохранительных органов,

социальных структур, а также выработкой государственными и иными

компетентными органами квалифицированных и материально подкрепленных

программ в области борьбы с преступностью несовершеннолетних. Существует

готовность граждан помочь вышеперечисленным органам. Как отметили 65%

респондентов именно семья может реально повлиять на снижения количества

преступлений несовершеннолетних. Важным выводом является то, что

большинству опрошенных граждан очевиден высокий уровень подростковой

преступности в настоящее время, что и отражено в выше приведенных

статистических данных.

В 1998 году проводился статистический анализ, осуществленный

социологами и психологами Комитета по образованию Администрации

г.Новгорода. В рамках этого анализа было опрошено 78 учащихся, совершивших

правонарушения, и 78 учащихся, не совершавших правонарушения.

Для большего удобства данные были сведены в таблицу. Жирным шрифтом

выделены ответы учащихся, совершивших правонарушения. Обычный шрифт -

данные учащихся, не совершавших правонарушений.

Таблица распределения ответов

| | |Частично|И «да», |Частичн| Не |

| |Согласен|согласен|и «нет» |о |согласен|

| | | |% |не | |

| |% |% | |согласе|% |

| | | | |н | |

|1.Ребенок обременителен|10 |19 |16 |10 |44 |

|для своих родителей. |3 |22 |11 |8 |57 |

|2.Хулиганские поступки |31 |32 |6 |17 |13 |

|дети совершают от |32 |25 |9 |12 |21 |

|«нечего делать». | | | | | |

|3.Хулиганские поступки |35 |32 |90 |10 |13 |

|совершаются детьми за |32 |40 |4 |9 |14 |

|«компанию». | | | | | |

|4.Правонарушения |12 |27 |17 |18 |26 |

|совершаются потому, что|14 |31 |17 |14 |23 |

|что-то подобное делают | | | | | |

|и другие. | | | | | |

|5.Решиться на |29 |17 |10 |12 |32 |

|криминальные поступки |29 |10 |10 |19 |31 |

|может только смелый | | | | | |

|человек. | | | | | |

|6.Криминальные поступки|35 |25 |10 |12 |16 |

|совершаются тогда, |27 |29 |10 |13 |21 |

|когда есть уверенность,| | | | | |

|что нельзя будет | | | | | |

|установить, кто это | | | | | |

|делает. | | | | | |

|7.Во многих семьях не |49 |22 |4 |9 |16 |

|хватает денег на обеды |53 |17 |8 |6 |16 |

|для детей в школе. | | | | | |

|8.Дети часто получают |27 |29 |6 |16 |22 |

|наказания незаслуженно.|31 |22 |4 |23 |17 |

|9.Дом для ребенка – его|81 |10 |0 |3 |4 |

|опора. |74 |12 |0 |4 |3 |

|10.Чтобы не произошло |91 |5 |0 |1 |3 |

|со мной, родители будут|84 |12 |0 |1 |1 |

|любить меня. | | | | | |

|11.Родители, чаще |21 |49 |4 |16 |10 |

|всего, считаются с моим|39 |35 |5 |16 |4 |

|мнением. | | | | | |

|12.Чтение книг – это |13 |19 |16 |8 |44 |

|нудное и бессмысленное |10 |18 |8 |18 |44 |

|занятие. | | | | | |

|13.Ребенок учится |18 |25 |17 |18 |22 |

|плохо, чаще всего от |17 |30 |9 |12 |31 |

|того, что учителя не | | | | | |

|умеют объяснить свой | | | | | |

|предмет. | | | | | |

|14.Чтение- это огромное|29 |31 |9 |17 |13 |

|удовольствие. |35 |26 |10 |19 |8 |

|15.Самый любимый и |94 |5 |1 |0 |0 |

|уважаемый человек для |84 |10 |1 |1 |1 |

|ребенка – это его мать.| | | | | |

|16.Отец является |51 |26 |5 |12 |4 |

|образцом поведения для |51 |26 |6 |6 |8 |

|своих детей. | | | | | |

|17.Родители проводят |34 |43 |5 |12 |6 |

|много времени со своими|32 |39 |4 |16 |8 |

|детьми. | | | | | |

|18.Очень жаль, что нет |39 |18 |14 |6 |22 |

|детских клубов |43 |26 |10 |5 |13 |

|охотников, рыболовов, | | | | | |

|детского | | | | | |

|самодеятельного театра.| | | | | |

|19.Мне интересно |53 |36 |5 |4 |1 |

|общаться с родителями. |60 |23 |4 |6 |4 |

|20.Я провожу много |23 |45 |10 |10 |9 |

|времени, общаясь с |27 |43 |8 |11 |9 |

|родителями | | | | | |

Анализ данных в таблице позволил выявить следующие факторы, обуславливающие

преступность несовершеннолетних.

1. Первый фактор выделяет семьи очень обеспеченные (доминирующая роль

отца), не уважается мать, очевидно не работающая, она контролирует каждый

шаг ребенка. Ребенок ищет своего признания на улице. В данной ситуации

наблюдаются :

- успехи в учебе, которые не устраивают родителей;

- наказания за учебу, когда подняться выше своего уровня не

представляется возможным;

- наказания от человека, который не является примером;

- невозможность общаться с друзьями дома.

2. Второй фактор выделяет семьи с низким материальным уровнем, ребенок

чувствует себя обделенным по сравнению с другими, он плохо учится и за это

получает строгие наказания. Потеря родительского авторитета. Дети скорее

всего становятся на путь воровства; ищется среда , которая будет их

уважать. В данной ситуации наблюдаются :

- плохая учеба;

- низкая материальная обеспеченность;

- строгие наказания со стороны родителей.

3. Третий фактор выделяет семьи неполные. Мать и ребенок. В данной ситуации

наблюдаются :

- неудовлетворительные для матери успехи в учебе;

- учеба у людей в школе, которых он не уважает и не признает их

воздействия законными;

- дефицит общения дома.

Возможные правонарушения: насилие над теми, кто слабее их.

4. Четвертый фактор включает семьи, где дети испытывают эмоциональный

голод, эмоциональную неудовлетворенность. В данной ситуации наблюдаются :

- конфликтное общение с родителями;

- бездеятельность;

- конфликтное общение со сверстниками и учителями.

Эти дети обретают внутреннее равновесие в причинении боли другим без

разбора.

5. Пятый фактор включает в себя семьи с низким материальным уровнем из-за

неработающего отца. Отец не уважается. Эти дети не ищут компаний, именно на

них приходятся ограбления детей, изымания от них денег. В данной ситуации

наблюдаются :

- низкий материальный уровень;

- наказания от неуважаемого человека.

6. Шестой фактор: дети учатся плохо, за это не уважаются родителями дома,

взамен идет поиск авторитетов на стороне.

Факторы:

- плохая учеба;

- отсутствие значимости и в школе и дома;

- отсутствие значимой деятельности.

3. Особенности ответственности несовершеннолетних.

Ответственность имеет регулирующую, оценочную, мотивационную роль в

поведении человека. Именно обладая определенным сознанием, человек понимает

суть своих связей с обществом, необходимость существования этих связей и в

силу этого готов принять социальный контроль и выполнить предъявляемые ему

обществом требования. Во-вторых, ответственность - это реальная

необходимость ответа за свои отрицательные поступки. Подходя так к оценке

сущности ответственности, З. А. Астемиров ставит вопрос о способности

человека отвечать за свои действия. Он справедливо отмечает, что эта

способность зависит не только от состояния психики человека, но и от уровня

его знаний.[2] Естественно, что все это происходит с годами, и поэтому

способность понимать характер своих действий и отвечать за них возникает у

человека в определенном возрасте.

Уяснение сущности уголовной ответственности требует раскрытия в ней не

только объективного содержания, но и субъективных, личностно-

психологических моментов. С точки зрения субъективно-личностной

ответственность предполагает усвоение правосубъектными лицами требований

уголовного закона, запечатление в их сознании содержащихся в нем норм

(правил поведения) и сообразовывания ими своего поведения с этими нормами,

а также охватывает осознанную обязанность и вынужденность отвечать перед

органами правосудия в случаях совершения преступления и понести

заслуженное наказание.

Субъективно-личностный аспект ответственности непосредственно связан с

такими философскими (социологическими) категориями, как «свобода» и

«необходимость», и вместе с ними отражает степень формирования,

социализации личности.[3] По мере познания необходимости и постижения

свободы личность динамично приобретает способность нести ответственность в

той или иной форме. Ответственность в субъективном смысле вызревает точно

также, как вызревает и мужает человек, укрепляются его разум и воля,

расширяется кругозор. Поэтому ее можно отнести к свойствам личности. Это

важное положение, признаваемое в социологии и этике, почему-то отвергается

отдельными авторами-юристами. Признание ответственности «одним из решающих

элементов структуры личности, определяющим степень свободы и основное

направление поведения человека», а ее воспитание - одной из главных задач

воспитательной работы и составной частью формирования личности имеет прямое

отношение к проблеме ответственности вообще, к раскрытию сущности и

специфики ответственности несовершеннолетних, к ее субъективно-личностному

аспекту в частности.[4]

Отсюда вытекает очень важный и принципиальный вывод: по мере

формирования, социализации личности та или иная форма ответственности

становится ей внутренне присущей, а соответственно с этим и посильной.

Значит, нельзя не учитывать этого при решении вопроса об ответственности в

объективном смысле, при определении форм ответственности и ее субъектов.

Произвольное возложение ответственности противоречит природе самого

человека и поэтому не может дать ожидаемого результата. Это положение

приобретает особую остроту, когда речь идет об уголовной ответственности

несовершеннолетних.

Несовершеннолетний - это формирующаяся личность, постепенно познающая

«необходимость» и постигающая «свободу» и соответственно этому также

постепенно приобретающая способность принимать решения, то есть поступать

ответственно, на основе усвоения закономерностей общественного развития и

правил общежития. Иначе говоря, процесс формирования, социализации личности

несовершеннолетнего, определяемый как внешними, так и внутренними

условиями, сопряжен с постепенным (можно сказать, поэтапным, имея ввиду

возрастную эволюцию) приобретением им способности нести определенную форму

ответственности.

Требования уголовно-правовых норм, поскольку в них содержатся

нравственно-ценностные начала, имеют воспитательное значение для всех

членов общества, оказывают влияние на поведение каждого сознательного

человека. Однако в качестве их конкретных адресатов выступают не все члены

общества, а именно те, которые могут быть субъектами уголовной

ответственности. Круг этих лиц определяет сам уголовный закон, законодатель

на основе учета и правильной оценки закономерностей развития и формирования

личности. При этом решающее значение имеют два социально-биологических и

социально-психологических критерия - возраст и уровень сознания,

отражающий накопление социального опыта, степень социализации личности. Как

отмечает Б. Г. Ананьев, у человека «переход от одной функции к другой, от

одного уровня обязанностей, прав и ответственности к другому совершается по

мере накопления общественного опыта и возрастной эволюции. Каждое общество

и государство регулирует эти переходы определенными индексами права:

избирательного, трудового, уголовного и т. д.».[5]

Возрастные особенности и уровень сознания в их единстве и взаимной

связи являются предпосылками того, чтобы развивающаяся личность по мере

своего формирования могла выступать в качестве субъекта тех или иных

общественных отношений, носителем определенной формы социальной

ответственности, вытекающей из характера этих отношений. Иными словами, на

том или ином этапе своего развития и формирования личности человек несет (

или может нести) ответственность в определенной степени, в той или иной

форме, в зависимости от уровня сознания, его структурных элементов. Хотя

сознание само по себе не определяет характера общественных отношений, в

которые вступает личность, но оно позволяет человеку аккумулировать опыт,

причем не какой-то индивидуальный, а прежде всего общественный опыт, и

сделать его своим достоянием.

Принципиальным является вопрос о возрастном пороге, а также об уровне и

характере сознания, с которых начинается уголовная ответственность, о

«точке пересечения» двух этих критериев.

Уголовная ответственность в объективном смысле представляет собой

возложение на правосубъектных лиц сопряженной с определенными санкциями

обязанности не совершать деяния, признаваемые уголовным законом как

преступные ( позитивный аспект), а в случаях нарушения ими этой обязанности

- привлечение их к ответу перед органами правосудия посредством вменения в

вину совершенного преступления и применения соответствующих санкций

(негативный аспект). А в субъективном смысле она предполагает усвоение

правосубъектными лицами указанной обязанности, отражение ее в их сознании и

сообразовывании ими своего поведения и поступков с требованиями уголовного

закона (позитивный аспект), а в случаях нарушения этих требований и

совершения преступления - осознанную обязанность и вынужденность отвечать

за содеянное перед органами правосудия и понести заслуженное наказание (

негативный аспект).

Установление уголовной ответственности в законе происходит не

произвольно, а на основе учета закономерностей формирования личности,

объективных условий и субъективных предпосылок этого процесса.

Формирующаяся личность может быть признана субъектом уголовной

ответственности начиная с определенного возраста, по мере приобретения ею

необходимого уровня правого сознания, предполагающего способность осознания

общественной, общегосударственной значимости установлений уголовного

закона. Поэтому уголовная ответственность несовершеннолетних имеет свои

особенности.

По российскому законодательству уголовной ответственности подлежат

несовершеннолетние с 16 лет, а за особо тяжкие преступления, такие как,

убийства, разбои, грабежи – с 14 лет.

4. Основные направления предупреждения преступности несовершеннолетних

на общегосударственном и региональном уровне .

Криминология несовершеннолетних – важное направление криминологической

науки. Наиболее сложной и вместе с тем наименее разработанной в этом

направлении является проблема контроля государства и общества над

преступным поведением подростка. В основе научного обоснования решения этой

проблемы должна лежать концепция государственной политики предупреждения

преступности несовершеннолетних. В настоящей работе предпринята попытка

предложить основы такой концепции.

Политика предупреждения преступности не имеет вполне сложившегося

толкования с точки зрения ее содержания. Отчасти этим обусловлено

многообразие употребляемых законодателем, политиками, учеными-криминологами

и работниками системы правоохранительных органов терминов, наиболее

распространенный из которых – «борьба с преступностью». Учитывая

социальную, психологическую, экономическую специфику несовершеннолетних,

особенности причин и мотивации совершения ими преступлений, целесообразно

использовать термин не «борьба», а «предупреждение».[6]

Так, государственная политика предупреждения преступности

несовершеннолетних – это основанная на определенных идеях деятельность

системы государственных и негосударственных институтов по формированию и

реализации основных задач, принципов, направлений и средств предупреждения

явления преступности несовершеннолетних с целью защиты человека общества и

государства от преступных посягательств.

Государственная политика предупреждения преступности не автономна.

Она является важным компонентом политики в сфере укрепления законности и

правопорядка. Поскольку преступность проникает во все сферы

жизнедеятельности и оказывает на них существенное влияние, постольку

политика предупреждения преступности воздействует на все основные сферы

государственной политики. Каждая сфера должна стремиться к тому, чтобы

иметь своим особым объектом детей. Национальная политика нашего государства

в отношении несовершеннолетних нашла выражение в обязательных по

выполнению: Конвенции о правах ребенка, взятых на себя РФ; в Основных

направлениях государственной социальной политики по улучшению положения

детей в РФ до 2000 г. (Национальный план действий в интересах детей),

утвержденных Указом Президента РФ от 14.09.95 г. № 942; в Указе Президента

РФ от 1.06.92 г. № 543 «О первоочередных мерах по реализации Всемирной

декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е

годы»; в президентской программе «Дети России», утвержденной Указом

Президента РФ от 18.08.94г.

Предупреждение преступности несовершеннолетних, согласно подходу, по

которому каждая сфера политики должна иметь своим особым объектом детей,

является компонентом общей политики государства в сфере предупреждения

преступности. С другой стороны, политика предупреждения преступности

несовершеннолетних – компонент национальной политики государства в

отношении несовершеннолетних. С этой точки зрения совершенно оправданно

включение целевой программы «Профилактика безнадзорности и правонарушений

несовершеннолетних на 1997-98 годы» в президентскую программу «Дети

России».

Явление преступности несовершеннолетних занимает особое место среди

проблем криминологической этиологии и правовой феноменологии. Эта

особенность придает специфику целям политики предупреждения преступности

несовершеннолетних. С одной стороны, ее цель – защита прав и интересов

несовершеннолетних, а с другой – защита общества от правонарушений и

преступных посягательств несовершеннолетних. Такая конструкция цели

политики предупреждения преступности несовершеннолетних позволяет решать

многие вопросы криминологической и правовой практики.

С позиции формулирования цели не вызывает сомнения решения одной из

важнейших задач при разработке концепции ювенальной юстиции – обоснование

комплексного характера правосудия по делам несовершеннолетних. Идеальная

модель суда, занимающегося несовершеннолетними, - это суд межотраслевой

судебной юрисдикции, в котором решаются в комплексе вопросы как судебной

защиты прав несовершеннолетних (одна из форм защиты прав и интересов

несовершеннолетних как цель политики), так и юридической их отвественности

за совершенные проступки и правонарушения ( одна из форм защиты общества от

правонарушений и преступных посягательств несовершеннолетних как цель

политики).[7]

Игнорирование двойного содержания цели политики предупреждения

преступности несовершеннолетних приводит некоторых ученых к необоснованному

сужению жизненного пространства несовершеннолетних, на которых

распространяются интересы криминологии. По их мнению граница этого

пространства задана преступным поведением подростка.[8]

Предложенное понимание цели государственной политики предупреждения

преступности несовершеннолетних – защита прав и интересов и защита общества

от правонарушений и преступности несовершеннолетних – очерчивает те явления

и процессы, с которыми непосредственно связаны ее базовые положения.

Политика предупреждения преступности формируется с учетом:

- Социально-экономического состояния общества, его позитивных и

негативных тенденций с выделением факторов, тесно связанных с

преступностью несовершеннолетних;

- Социально-психологического состояния общества, его позитивных и

негативных тенденций на основе факторов, связанных с преступностью

несовершеннолетних ;

- Криминогенной ситуации и ее прогноза с выделением факторов,

влияющих на прогнозные оценки;

- Социального контроля (формального и неформального, внутреннего и

внешнего) и тенденции его развития с выделением факторов, влияющих

на дисфункцию социальных институтов и дезорганизацию социальных

общностей;

- Инфраструктуры профилактики и реабилитационного пространства и

возможностями (финансовыми, организационными, правовыми) ее

реформирования и развития.[9]

В политике предупреждения преступности выделяют 3 взаимосвязанных

элемента:

Первый – система идей, взглядов, лежащих в основе отношения государства

и общества к явлению преступности. Этот элемент выражает процесс

формирования политики предупреждения преступности;

Второй – деятельность государственных и негосударственных институтов

(средство воплощения идей и взглядов). Он выражает формы, способы

реализации политики.

Третий – последствия. Это показатель эффективности политики

предупреждения преступности.[10]

Пониманию взаимосвязи политики как идеи и политики как практики

способствует анализ направлений трансформации принципов политики

предупреждения преступности в праве. Например, в области уголовного права

они трансформируются прежде всего в определении:

- объема и характера уголовно-правового запрета (проблема

криминализации и декриминализации);

- видов и пределов санкций ( проблема пенализации и депенализации);

- направлений повышения эффективности воздействия уголовно-правовых

норм на правосознание молодежи.

Государство располагает многими средствами реализации политики

предупреждения преступности несовершеннолетних. Основные из них:

- социальная профилактика (меры, направленные на защиту прав и

интересов несовершеннолетних в основных сферах жизнедеятельности –

быта, образования, труда, досуга).

- Правовое сдерживание (профилактические нормы и система правового

воспитания).

- Криминологическая профилактика (меры, направленные на ослабление,

блокирование, нейтрализацию причин и условий преступности).

- Виктимологическая профилактика (меры, направленные на формирование

безопасного образа жизни несовершеннолетних, снижению риска стать

жертвой преступления и ослабление виктимогенной среды).

- Уголовно-правовое предупреждение (предупреждение преступлений

средствам уголовного права. Процесса и уголовно-исполнительного

права), ядро которого – обеспечение применения эффективного

наказания и его исполнение.

Право в политике – регулятор формирования и средство реализации

политики. А следовательно, одним из приоритетных направлений правовой

политики в рамках предупреждения преступности несовершеннолетних должны

стать:

- разработка критериев определения профилактического потенциала

права;

- расширение правового обеспечения предупреждения преступности за

счет более широкого включения в него норм гражданского,

административного

трудового, семейного права, закона РФ «Об образовании», закона «О

занятости населения РФ».

- Увеличение числа профилактических норм в УПК и УИК РФ;

- Разработка видов и механизмов назначения наказания

несовершеннолетним в рамках уголовно-правовой процедуры;

- Разработка правового регулирования осуществления процедуры

собеседования в семьях в соответствии с которым подростки и члены

их семей встречаются под надзором милиции с целью разрешения

конфликта и уменьшения вероятности повторного его возникновения.

Систему субъектов формирования и реализации политики предупреждения

преступности несовершеннолетних должны образовывать государственные и

негосударственные институты. Особое место среди институтов реализации

политики предупреждения преступности несовершеннолетних занимает система

«правоохранения».[11]

Цель системы правоохранения –обеспечение безопасности в обществе (

защита человека, общества и государства от преступных посягательств) путем

реализации закона и других норм права.

Субъектами политики предупреждения преступности несовершеннолетних

могут выступать и негосударственные институты. Однако в отличие от многих

стран, где некоторые важные функции предупреждения преступности

несовершеннолетних берет на себя гражданское общество, в России из-за

слабости гражданского общества, слабости политических партий и общественных

организаций, государство должно брать на себя выполнение практически всех

этих функций.

Проблема участия граждан и различных объединений как в процессе

формирования политики, так и в процессе ее реализации заслуживает

самостоятельного анализа. Следует отметить, что в основе правового

регулирования участия населения в предупреждении преступности должны лежать

три принципа: добровольность, государственное стимулирование, содействие,

поддержка (система социальных, экономических и других льгот),

дополнительная правовая и социальная защита.

Политика предупреждения преступности имеет три уровня: федеральный,

региональный и местный. Каждому из них присущи свои особенности

формирования и реализации политики. В основе этих особенностей лежит

конституционная реальность. Большинство общественных отношений, образующих

основные сферы жизнедеятельности несовершеннолетних, находятся в совместном

ведении РФ и ее субъектов.

Изложенное выше понимание политики предупреждения преступности

несовершеннолетних позволяет разработать ядро концепции – принципы

политики:

1. Подход к проблеме с учетом несовершеннолетних как особой группы

населения, которая нуждается в повышенной защите.

- Уважение основополагающих принципов прав ребенка;

- Выделение несовершеннолетних в качестве самостоятельной группы

социальной и правовой защиты;

- Рассмотрение несовершеннолетних как объекта и субъекта

профилактики;

- Организация подготовки специалистов, использующих дискреционные

полномочия.

2.Подход к проблеме с учетом ее приоритетности:

- решение всех задач, связанных с предупреждением преступности

несовершеннолетних, рассматривать не как «расходы» общества, а как

инвестирование в особую сферу, от развития которой зависит будущий

уровень безопасности общества.

- последовательное применение в отношении несовершеннолетних принципа

протекционизма.

- Ориентация законодателя не на содействие, а на обеспечение

реализации основных прав несовершеннолетних.

- Первоочередное целевое финансирование мероприятий, направленных на

социальную криминологическую и виктимологическую профилактику.

3.Подход к процессу модернизации законодательства с учетом соблюдения

принципа повышенной юридической защиты прав несовершеннолетних.

- Усиление профилактического потенциала права.

- Принятие специальных законов и специальных процедур для

несовершеннолетних.

- Поэтапное создание комплексной системы правосудия для

несовершеннолетних.

- Специализация следователей, прокуроров, судей.

- Обеспечение бесплатной юридической помощи несовершеннолетним.

4.Подход к проблеме с учетом приоритетности социальной профилактики.

- Диверсификация мер обращения с несовершеннолетними в зависимости от

характера и тяжести деяния.

- Приоритетность социально-психологической, педагогической

реабилитации.

- Использование альтернативных мер в целях обеспечения принципа,

согласно которому ограничение и лишение свободы несовершеннолетних

должны применяться в качестве крайней меры.

5. Подход к проблеме с учетом ее комплексности.

- Формирование многоуровневой системы предупреждения преступности

несовершеннолетних.

- Создание системы координации предупредительной деятельности в

соответствии с принципами: конкретности, дополнительности и

многоуровневого подхода.

- Создание единого пространства профилактики.

- Образование системы мониторинга деятельности по формированию и

реализации политики.

6. Подход к проблеме с учетом региональных условий.

- Оценка криминогенной ситуации.

- Реализация принципа полноты региональных инфраструктуры

реабилитационного пространства, профилактики и исполнения

уголовного наказания.

- Максимальное использование для предупреждения преступности

несовершеннолетних имеющихся в регионе ресурсов.

- Принятие законов и иных подзаконных актов.

- Согласование программ предупреждения преступности на региональном

уровне с программами потребностями на местном уровне.[12]

5. Предупреждение преступности несовершеннолетних на территории

Новгородской области.

В Новгороде и Новгородской области местные власти рассматривают борьбу с

подростковой преступностью в качестве одного из приоритетных направлений

своей деятельности. На реализацию этих целей направлен целый ряд

нормативных актов и документов. Администрацией г. Новгорода и

Новгородской области были приняты:

1. ПОСТАНОВЛЕНИЕ Администрации города Новгорода от 22.05.97 N 60 "О

ПРОВЕДЕНИИ ОПЕРАЦИИ "ПОДРОСТОК"; установлены сроки проведения операции,

выработаны цели и план мероприятий.

2. ПОСТАНОВЛЕНИЕ Администрации города Новгорода от 28.08.95 N 132 "О

ПРОВЕДЕНИИ ОПЕРАЦИИ "ПОДРОСТОК";

3. ПОСТАНОВЛЕНИЕ Администрации города Новгорода от 07.05.96 N 102 "О

ПРОВЕДЕНИИ ОПЕРАЦИИ "ПОДРОСТОК";

4. ПОСТАНОВЛЕНИЕ Администрации Новгородской области от 09.02.98 N 51 "О

ПРОГРАММЕ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ В ОБЛАСТИ НА 1998 - 1999 ГОДЫ"

5. ПОСТАНОВЛЕНИЕ Администрации Новгородской области от 11.04.96 N 130 "О

ПРОГРАММЕ УСИЛЕНИЯ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ В НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА

1996-1997 ГОДЫ"

6. ПОСТАНОВЛЕНИЕ Администрации города Новгорода от 20.02.96 N 33 "О

ПРОГРАММЕ УСИЛЕНИЯ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ В ГОРОДЕ НОВГОРОДЕ НА 1996 -

1997 ГОДЫ"

7. РЕШЕНИЕ Старорусской Думы от 28.05.98 N 90

"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ В ГОРОДЕ И РАЙОНЕ НА

1998 - 1999 ГГ."

8. ПОСТАНОВЛЕНИЕ Администрации города Боровичи и Боровичского района от

30.03.98 N 258 "О ПРОГРАММЕ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ В БОРОВИЧСКОМ

РАЙОНЕ

НА 1998 - 1999 ГОДЫ"

9. РАСПОРЯЖЕНИЕ Администрации города Новгорода от 05.09.96 N 2868рг "О

СОЗДАНИИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ОТКРЫТОГО ТИПА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ДЕВИАНТНЫМ

ПОВЕДЕНИЕМ".

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

НА ТЕРРИТОРИИ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ.

1. Цель:

активизировать работу всех заинтересованных ведомств по

предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних,

организации их досуга, защите прав и законных интересов, улучшению

обстановки в неблагополучных семьях, выявлению и устранению причин и

условий, способствующих подростковой преступности, повышению

эффективности работы, направленной на предупреждение

безнадзорности среди детей и подростков.

2. Основные меры :

формирование эффективной системы профилактики безнадзорности и

правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав и оказание им

правовой помощи;

выявление и пресечение фактов жестокого обращения с

несовершеннолетними, сексуального и иного насилия в отношении них,

оказание всех видов помощи несовершеннолетним пострадавшим;

выявление и пресечение фактов вовлечения несовершеннолетних в

преступную и антиобщественную деятельность;

проведение мероприятий по выявлению несовершеннолетних,

употребляющих наркотические средства, спиртные напитки, иные

одурманивающие вещества, и оказание им медицинской и

реабилитационной помощи;

выявление детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и

оказание им всех видов помощи;

выявление подростков - правонарушителей, групп

несовершеннолетних негативной направленности, принятие мер по

предупреждению их противоправного поведения и оказанию им

социальной поддержки и реабилитации;

осуществление мероприятий, направленных на возвращение в

учебные заведения для продолжения учебы детей, необоснованно их

покинувших;

выявление неблагополучных семей, фактов неисполнения или

ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию

несовершеннолетних родителями или иными лицами, на которых

возложены эти обязанности, принятие по данным фактам мер в

соответствии с законом;

выявление причин и условий, способствующих отклоняющемуся

поведению несовершеннолетних, подготовку и реализацию предложений по

устранению этих причин и условий;

принятие мер по обеспечению прав и социальных гарантий,

предоставляемых государством семье и несовершеннолетним,оказанию

помощи детям из малообеспеченных семей и семей из группы "риска".

Социальная политика семьи с несовершеннолетними неблагополучными детьми

является неотъемлемой составной частью социальной политики города. Мы живем

и трудимся в сложных жизненных условиях. Работать с детьми, семьей стало

гораздо труднее, потому что к традиционным проблемам предупреждения

подростковой преступности добавилось много новых, связанных с

экономическими противоречиями в стране. Преступления, совершаемые

несовершеннолетними, стали, к сожалению, «обычным делом».

В Новгороде наблюдается низкий уровень жизни значительной части семей.

По данным социологических исследований 1996 года средний балл самооценки

своего уровня жизни у жителей города составил 3,7 по 10-бальной шкале. На

протяжении 1992-1996 гг. разводами закончились от 63 до 73% браков. В

1996 году число детей, у которых развелись родители составило 1218, а в

целом в 1992-1996 гг. - 7750 детей.

Согласно Программе социальной политики семьи с несовершеннолетними

детьми на 1998-2000 гг., разработанной и утвержденной организациями,

учреждениями, работающими с неблагополучными семьями и детьми, основными

целями социальной политики семьи с несовершеннолетними в городе являются:

1. Обеспечение условий для выполнения семьей важнейших ее функций.

2. Обеспечение условий для совмещения трудовой деятельности и семейных

обязанностей с личными интересами человека.

3. Создание благоприятных условий для рождения и воспитания детей, охраны

материнства и детства.

Важнейшие принципы социальной политики семьи с несовершеннолетними

детьми в Новгороде:

1. Гарантия обеспечения равенства прав всех типов семей, независимо от

социального положения, на поддержку.

2. Дифференцированная социальная защита нуждающихся семей от нищеты и

насилия.

3. Защита прав детей и женщин.

4. Формирование и развитие системы новых учреждений социального

обслуживания семей и т.д.

Было принято много документов и нормативных актов о защите прав семьи,

детей, молодежи. Вот некоторые из них:

1. «О социальной поддержке студенческих семей с детьми « от 26.02.96 года

№ 128-рг (г. Новгород). Установлена ежемесячная денежная компенсация

малообеспеченным студенческим семьям, имеющим детей, в сумме двух

минимальных размеров оплаты труда одному из родителей.

2. «Об установлении родителям, имеющим статус безработного, пособия на

детей» от 22.03.96 №208-рг. Установлена ежемесячная выплата на детей в

размере 50% минимальной оплаты труда семьям, где родители имеют статус

безработного.

3. «О разработке областной комплексной Программы «Семья и дети» на 1997-

2000гг.» от 26.03.96 года №216 - рг.

4. «О проведении ежегодного фестиваля творчества детей и подростков с

ограниченными возможностями» от 10.04.95 г. №224-рг.

5. «Об утверждении целевой программы «Комплексные меры противодействия

злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту в

Новгородской области на 1994-1996гг.» от 28.11.94 г. №318.

6. «Положение о фонде поддержки молодежной политики области» от 21.03.94 г.

от 21.03.94 г. №182-рз. Средства фонда направлены в качестве оказания

финансовой помощи учреждениям по внешкольной работе на проведение

мероприятий с детьми, подростками, молодежью.

7. «Об утверждении Положения о комитете образования администрации

Новгородской области» от 15.05.95г. №128 (г. Новгород).

8.. «О переименования комитета по социальным вопросам администрации

Новгородской области и утверждении Положения о комитете социальной защиты

населения области» от 15.05.95 №128. На комитет возлагается

ответственность за работу и осуществление мер социальной поддержки семьи и

детей на принципах системности, адресности и дифференцированного подхода.

5.1 Учреждения социальной защиты, работающие с несовершеннолетними.

Свои функции семья реализует в основном через учреждения социальной

сферы администрации города, такие как: учреждения здравоохранения,

образования, культуры, торговли, социального обеспечения и т.д. С

появлением негосударственных учреждений, с одной стороны, появилась

возможность выбора этих услуг, а , с другой, высокая их стоимость делает их

все менее доступными.

Центр социальной помощи семье и детям.

В настоящий момент в Центре на учете состоит 7500 семей. Для них

усилена консультативная работа. На патронаже в Центре находится 130

неблагополучных семей. В школах города обучаются 3032 ребенка из

многодетных семей, 5595 - из неполных семей, 395 - опекаемых детей, 255

детей из семей беженцев и переселенцев. Выявлено 527 неблагополучных семей.

С января 1997 года создан психолого-педагогический центр «Доверие».

Специалисты ведут большую работу с родителями. За 1997 год

проконсультировано 1802 человека. За экстренной помощью обратились 155

несовершеннолетних, в основном с проблемами выбора профессии, учебы.

Действует молодежная линия экстренной психологической помощи

«Ровестник» - поступило 278 звонков; по телефонной линии «Сестра», где

встает проблема насилия в семье, поступило 306 звонков. Проведены акции

«Права человека, права ребенка», цель которых состояла в том, чтобы

привлечь внимание общественности к проблеме насилия над детьми в быту и

семье.

Социально-реабилитационный центр «Подросток».

Его основная задача - профилактика безнадзорности. Поступившие туда

дети получают различные виды помощи для дальнейшей адаптации в жизни.

Психотерапевтический Центр «Катарсис» проводит профилактику и прерывание

формирующейся химической зависимости у детей.

По структуре болезней подростков, состоящих на учете в Центре

существуют следующие подразделения: наркомания, токсикомания, алкоголизм.

С систематическим употреблением алкоголя состоит на учете - 391

человек.

Учащиеся школ лидируют среди других категорий несовершеннолетних по

употреблению спиртных напитков. Это говорит о доступной возможности

приобретения спиртного через торгующие предприятия.

Так, на основании Постановления Администрации города №73 от 3.04.96

«О торговле алкогольной продукцией на территории г.Новгорода» и в связи с

ростом преступности среди несовершеннолетних рекомендовано через комитет

по торговле и бытовому обслуживанию Администрации города ужесточить

контроль за продажей алкогольной продукции лицам до 18-ти лет.

Таким образом, можно сказать, что учреждения социальной защиты

оказывают в городе большое влияние на обеспечение защиты интересов семьи с

несовершеннолетними детьми.

5.2 Комиссия по делам несовершеннолетних : задачи и

функции.

Комиссия по делам несовершеннолетних является органом, который, в

первую очередь, занимается профилактикой, предупреждением правонарушений

среди несовершеннолетних.[13] Поэтому систему работы КДН можно представить

следующим образом:

1. Работа с родителями или лицами, их заменяющими, в виде вынесения

общественного порицания за невыполнение долга по воспитанию детей

(ограничение в дееспособности, лишение родительских прав).

2. Выявление негативной роли взрослых, вовлекающих подростков в преступную

деятельность.

3. Работа по профилактике преступлений несовершеннолетних

правонарушителей:

- учет правонарушителей;

- установление причин совершения преступлений;

- пути устранения этих причин.

Комиссией по делам несовершеннолетних за 1997 год проведено 31

заседание, на которых рассмотрено 984 материала в отношении подростков и

родителей.

КДН за 1997 год принимала участие в заседаниях народного суда по

рассмотрению дел в отношении несовершеннолетних. В современный период

правонарушение несовершеннолетнего рассматривается как свидетельство

недостатков в воспитательной работе, а совокупность фактов

антиобщественного поведения и правонарушений подростков на территории

города Новгорода - как серьезный показатель недостатков проводимой здесь

воспитательной и профилактической работы. В профилактике и ликвидации

правонарушений несовершеннолетних особенно велика роль общественности.

Одной из основных форм участия граждан в воспитательно-профилактической

работе с подростками является КДН при городской администрации.

КДН - государственный орган. Ее деятельность носит организационный и

правовой характер. Она наделена полномочиями властного характера. Почти все

лица, входящие в состав комиссии- представители государственных органов и

общественных организаций - выполняют свои обязанности безвозмездно.[14]

Главными задачами КДН являются:

1. Организация работы по предупреждению безнадзорности, правонарушений

несовершеннолетних.

2. Устройство и охрана прав и интересов несовершеннолетних.

3. Координация усилий государственных органов и общественных организаций по

указанным вопросам.

4. Рассмотрение дел о правонарушениях несовершеннолетних.

5. Осуществление контроля за условиями содержания и проведением

воспитательной работы с несовершеннолетними в учреждениях.

Комиссия систематически информирует о своей работе общественные

организации и коллективы. Состав КДН постоянен. Недопустима временная

замена члена КДН другим лицом. Как показала практика работы в КДН, при

существующем объеме работы комиссии одними силами общественности невозможно

обеспечить эффективность ее деятельности, объем работы все больше

увеличивается. Поэтому в декабре 1997 года в Новгороде создан отдел по

работе с несовершеннолетними, основными функциями которого являются:

1. Укрепление института семьи.

2. Усиление экономической, социальной, юридической, психологической

поддержки и защиты прав семьи и несовершеннолетних граждан.

3. Координация работы с неблагополучными детьми и семьями на территории

города.

Выносимые КДН постановления обладают юридической силой и подлежат

обязательному исполнению (указываются сроки исполнения). КДН строит свою

работу по плану совместно с прокуратурой, судом и милицией. КДН выявляет и

берет на учет:

1.Детей и подростков, оставшихся без родителей.

2.Несовершеннолетних, имеющих родителей, которые не обеспечивают надлежащих

условий для воспитания детей.

3.Подростков, оставивших школу и не работающих и других, нуждающихся в

государственной помощи.

4.Принимают меры к их устройству.

КДН выявляет семьи, в которых дети находятся в неблагоприятных условиях

воспитания, и ведет учет таких семей. На КДН возлагается рассмотрение дел

о несовершеннолетних в случаях:

- совершения общественно опасного действия в возрасте до 14 лет;

- совершения общественно опасного деяния в возрасте от 14 до 16 лет;

- совершения в возрасте до 16 лет мелкого хулиганства или в возрасте до

18 лет мелкой спекуляции или административного правонарушения;

- совершения другого антиобщественного поступка;

- уклонения от учебы или работы.

Основанием для рассмотрения дела в КДН является протокол по каждому

нарушению. КДН может применять к подросткам следующие меры воздействия:

1. Обязать подростка принести публичное извинение.

2. Вынести предупреждение.

3. Объявить выговор или строгий выговор.

4. Наложить на несовершеннолетнего, достигшего 16 лет и имеющего

самостоятельный заработок, штраф.

5. Передать несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их

заменяющих.

6. Направить несовершеннолетнего в специальное лечебно-воспитательное

учреждение.

7. Поместить несовершеннолетнего в случае совершения им общественно

опасного деяния в специальное лечебно-воспитательное учреждение.

В практике работы КДН широко применяется условное направление

подростков в спецучреждения. Эта форма воздействия является эффективной и в

большинстве случаев приносит положительные результаты. Необходимо отметить,

что КДН является органом, занимающимся профилактикой и предупреждением

правонарушений среди несовершеннолетних, поэтому работа с «нерадивыми»

родителями также является важным участком ее деятельности.[15]

Общественное порицание- это публичное осуждение родителей или лиц, их

заменяющих, за невыполнение ими своего долга по воспитанию детей. Оно

объявляется чаще всего на заседании КДН. КДН имеет право и наложить штраф

на родителей.

Ограничение в дееспособности применяется в отношении граждан, которые

вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими

веществами ставят свою семью в тяжелое материальное положение (ст.30 ГК

РФ).

Родители или один из них могут быть лишены родительских прав, если

будет установлено, что они уклоняются от выполнения своих обязанностей по

воспитанию детей или злоупотребляют своими родительскими правами. Лишение

родительских прав является крайней мерой воздействия.

КДН рассматривает дела:

1) переданные в порядке, предусмотренном ст.8 и 10 УПК РСФСР;

2) по представлению органов милиции, народного образования и

профессионально-технического образования;

3) по представлению родительских комитетов при школах, домовых комитетов,

при домоуправлениях и других организаций;

4) по заявлениям граждан;

5) по собственной инициативе.

КДН рассматривает дела в срок не позднее 15 дней с момента их

поступления. Основное количество дел о правонарушениях поступает из

инспекций по делам несовершеннолетних. Часть дел КДН передает в

товарищеский суд по месту учебы или работы подростка.

КДН обязана выявлять причины и условия, способствовавшие совершению

правонарушений несовершеннолетним. и принимать меры к их устранению. В

ходе обследования выявляются мотивы правонарушения, а также то вредное

влияние, в силу которого сформировался преступный умысел у подростка и

неблагоприятная обстановка в семье. В случае отказа несовершеннолетнего от

явки на комиссию без уважительных причин, он может быть доставлен через

органы милиции. Заседание комиссии является правомочным при наличии не

менее половины ее состава.

На КДН вызывается подросток, родители и представители воспитательных

учреждений. Комиссия вправе удалить несовершеннолетнего с заседания на

время исследования обстоятельств, обсуждение которых может отрицательно

повлиять на него. Заседания комиссии проводятся с большим тактом, умением и

опытом и должны оказывать на подростков воспитательное действие. Нельзя

допускать формальной процедуры разбирательства дела.

На заседаниях ведется протокол с краткой записью объяснений и

показаний вызванных людей.

Изучение обобщенных систематических данных помогает комиссии установить

причины совершения правонарушений несовершеннолетних, определив слабые

звенья в работе, и наметить пути к их устранению.

6. Заключение.

Настоящая работа позволяет сделать следующие выводы. На протяжении

1984-98 годов в Новгородской области наблюдается тенденция роста

преступности среди несовершеннолетних, носящая весьма устойчивый характер,

несмотря на все предпринимаемые государственными органами меры

профилактического характера. Это обстоятельство приводит к выводу о том,

что принимаемые меры, не достигали своей цели в силу недостаточной

эффективности и последовательности и нуждаются в пересмотре.

Особую тревогу вызывает то обстоятельство, что наряду с количественным

ростом подростковой преступности, возрастает ее удельный вес в общей

структуре преступности, опережающими темпами растет рецидив.

Криминализация молодежной, в том числе и подростковой среды происходит на

фоне таких негативных и потенциально опасных для генофонда нашего региона

явлений, как распространение наркомании и токсикомании, приобретающих

эпидемический характер.

К числу факторов, непосредственно влияющих на вовлечение

несовершеннолетних в преступную среду, следует отнести растущую незанятость

этой категории населения, безнадзорность, сиротство, распространение

бродяжничества и попрошайничества.

К сожалению, до настоящего времени одной из наименее разработанных в

криминологии несовершеннолетних является проблема контроля государства и

общества над преступным поведением подростков. Явление преступности

несовершеннолетних занимает особое место среди проблем криминологической

этиологии и правовой феноменологии, что определяет специфику

государственной политики в этой области. С одной стороны, цель такой

политики - защита прав и интересов несовершеннолетних, с другой – защита

общества от преступных посягательств с их стороны. Представляется, что

идеальной моделью суда, занимающегося несовершеннолетними, был бы суд

межотраслевой судебной юрисдикции, решающий в комплексе вопросы судебной

защиты прав несовершеннолетних и их юридической ответственности за

совершенные проступки и преступления.

Государство располагает разнообразными средствами реализации политики

предупреждения преступности несовершеннолетних. К их числу могут быть

отнесены: социальная профилактика, правовое сдерживание, криминологическая

профилактика, виктимологическая профилактика, правовое предупреждение и др.

С удовлетворением можно отметить, что в Новгороде и Новгородской

области местные власти рассматривают предупреждение подростковой

преступности в качестве одного из приоритетных направлений своей

деятельности, о чем свидетельствует последовательное осуществление

комплекса мер по усилению борьбы как с самими антиобщественными

проявлениями, так и с причинами, их пораждающими. В качестве примера можно

привести соответствующие положения Программ борьбы с преступностью в

области, в городах Новгороде, Боровичи, Старая Русса, регулярно проводимые

операции «Подросток» и т.д. Неотъемлемой частью социальной политики местных

властей является политика в отношении семей с несовершеннолетними детьми.

Было бы преждевременно говорить о том, что принимаемые меры способны

обеспечить перелом в сформировавшейся за долгие годы криминогенной ситуации

в подростковой среде, но уже сама последовательность и настойчивость в

реализации указанных мер создают предпосылки для определенного оптимизма.

Список литературы.

1. Архипов В. Д. Подросток и закон. Куйбышев, 1984.

2. Астемиров З.А. Уголовное наказание и ответственность несовершеннолетних.

М, 1976.

3. Барило Т. С. Комиссии по делам несовершеннолетних. Киев, 1976.

4. Борьба с вовлечением несовершеннолетних в преступную деятельность. Киев,

1986.

5. Борьба с преступностью на современном этапе. Барнаул, 1982.

6. Буянов М.И. «Ребенок из неблагополучной семьи». М. Просвещение, 1998 .

7. Домова А.И. «Социально-психологические аспекты преступности

несовершеннолетних». М. Юридическая литература, 1981.

8. Игошев К.Е. Психология преступных проявлений среди молодежи. М, 1971.

9. Карпец И. В. Преступность: иллюзии и реальность. М, 1992.

10. Косолапов Р., Марков В. Свобода и ответственность. М. Политиздат, 1979.

11. Криминологические исследования в мире. М, 1995.

12. Криминологические и уголовно-правовые идеи борьбы с преступностью. М,

1996.

13. Криминологические проблемы профилактики правонарушений молодежи. Киев

1986.

14. Кудрявцев В. Н. Закон, поступок, ответственность. М, 1990.

15. Кузнецова Н. Ф. Эффективность уголовного закона и ее значение в борьбе

с преступностью// Вестн. Моск. ун-та. Сер. Право. 1974. №4.

16. Лейкина Н. С. Личность преступника и уголовная ответственность. Л,

1968.

17. Лунеев В.В. Преступность 20 века. М, 1997.

18. Правонарушения несовершеннолетних и их предупреждение. Казань.

Издательство Казанского Университета, 1993.

19. Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних. М. Юридическая

литература, 1986.

20. Постановления и распоряжения администраций Новгородской области и

города Новгорода.

-----------------------

[1] Криминологические исследования в мире. М, 1995, с. 74.

[2] Астемиров З.А. Уголовное наказание и ответственность

несовершеннолетних. М, 1976, с. 56.

[3] Кудрявцев В. Н. Закон, поступок, ответственность. М, 1990, с. 90.

[4] Там же, с. 101.

[5] Астемиров З.А. Уголовное наказание и ответственность

несовершеннолетних. М, 1976, с. 66.

[6] Криминологические и уголовно-правовые идеи борьбы с преступностью. М,

1996, с. 19.

[7] Криминологические и уголовно-правовые идеи борьбы с преступностью. М,

1996, с. 39.

[8] Астемиров З.А. Уголовное наказание и ответственность

несовершеннолетних. М, 1976, с. 87.

[9] Криминологические проблемы профилактики правонарушений молодежи. Киев

1986, с. 113.

[10] Там же, с. 118.

[11] Криминологические проблемы профилактики правонарушений молодежи. Киев

1986, с. 124.

[12] Криминологические проблемы профилактики правонарушений молодежи. Киев

1986, с. 153.

[13] Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних. М. Юридическая

литература, 1986, с. 7.

[14] Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних. М. Юридическая

литература, 1986, с. 11.

[15] Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних. М. Юридическая

литература, 1986, с. 21.

-----------------------

Диаграмма №1

Диаграмма №2

Диаграмма №3

Таблица №1

Таблица № 2

Таблица № 3

Диаграмма №4

Диаграмма №5

- преступления, совершенные несовершеннолетними жителями Новгородской

области.

- общее количество преступлений, совершенных несовершеннолетними в

Новгородской области.

Диаграмма №6

Таблица № 4



© 2009 РЕФЕРАТЫ
рефераты