Позднее Возрождение. Феномен Т.Г. Шевченко в истории украинской и мировой культуры. Картины И. Репина Запорожцы пишут письмо турецкому султану, Бурлаки на Волге
Позднее Возрождение. Феномен Т.Г. Шевченко в истории украинской и мировой культуры. Картины И. Репина Запорожцы пишут письмо турецкому султану, Бурлаки на Волге
Восточноукраинский национальный университет
Имени Владимира Даля.
Контрольная работа
по курсу «Украинская и зарубежная культура»
выполнил студент группы КТз-221
Сороколет Олег Георгиевич
Вариант № 25.
Луганск – 2002г.
Задание 1.
« Позднее Возрождение »
Возрождение, или Ренессанс - эпоха в жизни человечества, отмеченная
колоссальным взлетом искусства и науки. Искусство Возрождения возникло на
основе гуманизма - течения общественной мысли, провозгласившего человека
высшей ценностью жизни. В искусстве главной темой стал прекрасный,
гармонически развитый человек, обладающий неограниченными духовными и
творческими возможностями. Гуманистов вдохновляла античность, служившая для
них источником знаний и образцом художественного творчества. Возникший в
XVI веке термин "возрождение" означал появление нового искусства,
возрождающего классическую древность, античную культуру. Тем не менее
искусство Ренессанса многим обязано художественной традиции Средних веков.
Старое и новое находилось в нерасторжимой связи и противоборстве.
Третий период искусства Возрождения, так называемый период "Позднего
Возрождения", отличается каким-то страстным, беспокойным стремлением
художников совсем произвольно, без разумной последовательности,
разрабатывать и комбинировать античные мотивы. Реализм Позднего
Возрождения обогатился пониманием противоречивости мира, интересом к
изображению массового действия, народным образам, взаимосвязи человека и
среды, к пространственной динамике. Многие черты искусства Позднего
Возрождения подготовили почву для новых тенденций, получивших развитие в
последующие эпохи.
В архитектуре особенно большую роль сыграло обращение к классической
традиции. Оно проявилось не только в отказе от готических форм и
возрождении античной ордерной системы, но и в классической соразмерности
пропорций, в разработке в храмовом зодчестве центрического типа зданий с
легко обозримым пространством интерьера. Особенно много нового было создано
в области гражданского зодчества. В эпоху Возрождения получают более
нарядный облик многоэтажные городские здания (ратуши, дома купеческих
гильдий, университеты, склады, рынки и т.д.), возникает тип городского
дворца (палаццо) - жилище богатого бюргера, а также тип загородной виллы.
Разрешаются по-новому вопросы, связанные с планировкой городов,
реконструируются городские центры.
В искусстве, на первое место выступила творческая индивидуальность
художника, как правило, универсально одаренной личности. Микеланджело,
например, был архитектором, скульптором, живописцем, поэтом, воином, а
Леонардо да Винчи совмещал в себе практически все специальности тогдашних
науки, искусства, ремесла, был универсальным гением. В искусстве
Возрождения тесно переплелись пути научного и художественного постижения
мира и человека. Его познавательный смысл был неразрывно связан с
возвышенной поэтической красотой, в своем стремлении к естественности оно
не опускалось до мелочной повседневности. Искусство стало всеобщей духовной
потребностью.
В XV-XVII вв. Украина, находясь на периферии европейских культурных
процессов, все же была к ним причастна. Входя значительной частью своей
территории вначале в состав Литовского (точнее Литовско-Русского)
княжества, а затем польской Речи Посполитой, Украина переживала период
вначале ренессансной, а затем ренессансно-барочной культуры.
Ренессансные процессы на Украине происходили в первую очередь в городах,
находившихся в этот период под значительным европейским влиянием. В XVI
веке на территории Украины более 250 городов имели магдебурское право, то
есть были самоуправляемыми. Большинство населения в них составляли выходцы
из Западной Европы, в первую очередь из немецких земель. Они несли с собой
распространяющиеся по Европе идеи индивидуализма, национальной и
экономической независимости, реформации церкви и т.д.. Не стоит забывать и
о «моде» на ренессансную архитектуру, новые ренессансные тенденции в
искусстве (в первую очередь в церковном), в быту, стиле жизни.
Борясь за равные с иностранцами-иноверцами права в городской и религиозной
жизни, православные украинцы – русины начинают объединяться в особые
организации, получившие название братств. В братских школах учили чтению и
письму, позже – риторике, грамматике, диалектике, музыке, изучали Святое
Писание, входили в программу и арифметика, и церковное пение. Обращалось
особое внимание на славянский и греческий языки: по-гречески говорили и
писали. Гетьман Сагайдачный в своем завещании назначил отдельные фонды на
содержание учителей греческого языка в братских школах Львова и Киева.
Позже, в практических интересах, вводятся латынь (язык преподавания во всех
европейских университетах) и польский языки. В середине XVI века в реестрах
насчитывалось более 2 тысяч православных братских школ, и не только в
городах.
На средства братств талантливые юноши могли продолжать образование в
европейских университетах, в Кракове, Праге, Лейпциге, Вене, Париже,
Волонье, Падуе, Гейдельберге. Например, в реестрах Гейдельбергского
университета за XVI век значилось 800 студентов, прибывших из украинских
земель, больше половины из них – русины (украинцы), которые обычно
записывались как «рутены». Иногда они достигали блестящих научных успехов.
Видным гуманистом, вокруг которого группировались польские литераторы-
гуманисты, был профессор римской литературы Павел Русин из Кросна.
Выпускник Краковского университета, сын дрогобычского ремесленника Юрий
Дрогобыч (настоящая фамилия Котермак) был видным ученым конца XV века в
области астрономии, математики и медицины. В Волонском университете он
получил степень доктора медицины и там же в 1483 году был избран деканом
медицинского факультета, где преподавал медицину и астрономию. Юрий
Дрогобыч был первым украинским автором, чья книга вышла в Риме: там
напечатано его сочинение «Прогностическая оценка текущего», то есть научных
знаний и фактов в плане их продуктивности. Юрй Дрогобыч был учителем
знаменитого немецкого поэта-гуманиста Конрада Цельса. Ректором Волонского
университета, являющегося центром европейской юридической науки, на
протяжении 24 лет был украинец Григорий Ореховский (Оржеховский).
Не все студенты-выпускники европейских университетов возвращались на родную
Украину, продолжая научную карьеру в Европе. Потребность Украины в ученых
возросла с открытием Академии: сначала Острожской, затем – Киево-
Могилянской.
Научная проблематика украинского ренессанса окружала проблематику
религиозную. Страстный поборник православия богатейший украинский магнат
князь Василий-Константин Острожский для перевода на славяно-русский язык
Священного Писания собирает настоящий научный коллектив, приглашая из
европейских университетов ученых без различия вероисповедания: среди них
были, кроме православных, и протестанты и католики. Так возникла в 1580
году Острожская Академия – фактически первое научное и высшее учебное
заведение на землях Украины. Просуществовав недолго, она, однако сыграла
весьма важную роль в национальном культурном процессе. Академия подготовила
научно выверенный перевод Священного Писания с греческих и армейских
текстов и в 1580-81 годах издала его в Острожской типографии князя. Это
украинское издание широко известно как Острожская Библия – первая печатная
Библия славянского мира.
В многочисленных типографиях наряду с богослужебной и религиозно-
полемической литературой издаются в Украине XVI века грамматики, словари-
лексиконы («Грамматика словенска языка» Лаврентия Зизания). В период
украинского Ренессанса закладываются основы украинской грамматики,
лексикологии, музыковедения. Особенно значительную роль в становлении
научной мысли сыграла группа ученых, работавших в Киево-Печерской лавре при
архимандрите Елисее Плетенецком, человеке широкой образованности и
взглядов. Из этой гуманистической богословско-полемической атмосферы
разовьется в последствии Киево-Могилянская Академия.
Центром ренессанской культуры на украинских землях в XVI веке был Львов.
Здесь наиболее отчетливо «прочитываются» черты новой культурной эпохи. Они
сказываются и в духовной жизни, в самосознании народа как отдельного
этноса, имеющего собственную национальную идею, и в искусстве: архитектуре,
живописи. Скульптуре. Украинских художников из Львова приглашали
расписывать не только православные церкви, но и католические костелы на
территории Речи Посполитой. Это позволяет говорить о «Львовском Ренессансе»
как отдельном культурном феномене (заметим, что в истории архитектуры этот
термин употребляется применительно к ренессансным зданиям, возведенным во
Львове: ансамбль Успенского братства, капелла Боимов, так называемая «Чорна
кам’яниця» и др.).
Демократизм украинской ренессансной культуры даст свои плоды в культуре
украинского барокко, духовным центром которого станет вначале Киев, а затем
Запорожская Сечь.
Однако, как пример данной Эпохи, безусловно можно выделить Леонардо да
Винчи.
Среди титанов Возрождения Леонардо был, без сомнения, одной из наиболее
гениальных личностей. Все в нем поражает: и совершенно необычайная
разносторонность, и сила мысли, и научная пытливость, и практический склад
ума, и техническая изобретательность, и богатство художественной фантазии,
и выдающееся мастерство живописца, рисовальщика и скульптора. Отразив в
своем творчестве наиболее прогрессивные стороны Возрождения, он стал тем
великим, подлинно народным художником, чье историческое значение далеко
переросло рамки его эпохи. Он смотрел не в прошлое, а в будущее. Вот почему
он особенно близок нам, строящим новый мир.
Чтобы хотя бы вкратце рассказать о взглядах и убеждениях Леонардо,
потребовались бы десятки страниц. Однако о некоторых из них стоит
упомянуть. Он придерживался идей Пифагора о том, что Земля имеет
сферическую форму, что материя состоит из четырех элементов: земли,
воздуха, огня и воды, и что гармония и пропорции определяются числами.
Леонардо принимал идею Платона о макрокосме и микрокосме, но решительно
отказывался принимать его доктрину об идеях, которой отрицается прямая
очевидность смысла.
Когда Леонардо употреблял слова «искусство», «наука», «математика», то
смысл их несколько отличался от современного. Возлюбленная им математика -
«единственная наука, которая содержит в себе собственное доказательство», -
состояла для него прежде всего из геометрии и законов пропорции. Его
привлекало лишь то, что можно узреть; абстракции, ассоциирующиеся с
современно высшей математикой, не представляли для него никакого интереса.
Согласно определению Леонардо, искусство (и особенно живопись) – это наука,
более того, даже «королева наук», потому что она не только дает знание, но
и «передает его всем поколениям во всем мире». В его работах вопросы
искусства и науки практически неразделимы. В центре внимания и Леонардо-
ученого и Леонардо-художника стоит природа, т.е. реальный видимый мир. Но в
отличие от науки, искусство, по мнению Леонардо, рассматривает прежде всего
«качество форм». «Живопись, - говорит он, - распространяется на
поверхности, цвета и фигуры всех предметов, созданных природой, а философия
проникает внутрь этих тел, рассматривая в них их собственные свойства.
Леонардо полагает, что «живопись с философским и тонким размышлением
рассматривает все качества форм: моря, местности, деревья, животных, травы
и цветы – все то, что окружено тенью и светом. И поистине, живопись -
наука и законная дочь природы, ибо она порождена природой…» Для Леонардо
наука и искусство – две стороны одного и того же процесса - процесса
познания мира. Но специфика искусства состоит в том, что оно
распространяется не на «прерывные и непрерывные количества», а «трудится
над качеством», которое для Леонардо есть красота природы и ее творений.
Как истинный человек Возрождения, Леонардо влюблен в красоту реального
мира. Пристально изучая природу, Леонардо преклоняется перед ее красотой.
Его научные интересы обычно непосредственно перерастают в эстетические
увлечения: занимаясь растением как ботаник, он восторгается им как
художник, анализируя человеческое тело как анатом, он незаметно для себя
начинает его прославлять за совершенство пропорций. Все его подкупает в
природе: и ее разнообразие, и ее чувство меры.
Леонардо да Винчи творил в разных видах и жанрах искусства, однако
наибольшую славу ему принесла живопись.
Одной из самых ранних живописных работ Леонардо является «Мадонна с
цветком» или «Мадонна Бенуа». Уже здесь художник выступает как подлинный
новатор. Он преодолевает рамки традиционного сюжета и придает изображению
более широкий, общечеловеческий смысл, каковыми являются материнская
радость и любовь. В этом произведении отчетливо проявились многие
особенности искусства художника: четкая композиция фигур и объемность форм,
стремление к лаконичности и обобщению, психологическая выразительность.
Продолжением начатой темы стало полотно «Мадонна Литта», где ярко
проявилась еще одна особенность творчества художника – игра на контрастах.
Завершением темы явилась картина «Мадонна в гроте», в которой отмечено
идеальное композиционное решение, благодаря которому изображенные фигуры
Мадонны, Христа и ангелов сливаются с пейзажем в единое целое, наделенное
спокойным равновесием и гармонией.
Одной из вершин творчества Леонардо является фреска «тайная вечеря» в
трапезной монастыря Санта Мария Делла Грацие. Эта работа поражает не только
общей композицией, но и точностью. Леонардо не просто передает
психологическое состояние апостолов, но делает это в момент, когда оно
достигает критической точки, переходит в психологический взрыв и конфликт.
Этот взрыв вызван словами Христа: «Один из вас предаст меня». В этом
произведении Леонардо в полной мере использовал прием конкретного
сопоставления фигур, благодаря которому каждый персонаж предстает как
неповторимая индивидуальность и личность.
Второй вершиной творчества Леонарда стал знаменитый портрет Моны Лизы, или
«Джоконда». Это произведение положило начало жанру психологического
портрета в европейском искусстве. При его создании великий мастер с блеском
использовал весь арсенал средств художественной выразительности: резкие
контрасты и мягкие полутона, застывшая неподвижность и всеобщая текучесть и
изменчивость, тончайшие психологические нюансы и переходы. Весь гений
Леонардо заключен в удивительно живом взгляде Моны Лизы, ее таинственной и
загадочной улыбке, мистической дымке, покрывающей пейзаж. Это произведение
относится к числу редчайших шедевров искусства.
Леонардо говорил: «Хороший художник должен уметь писать две главные вещи:
человека и представление его души.
Сила его ума, его гениальные научные предвидения, его замечательные
технические изобретения, наконец, его великое реалистическое искусство -
все это повергало в изумление уже людей Ренессанса, склонных воспринимать
Леонардо как живое воплощение того идеала всесторонне развитой личности, о
котором мечтали лучшие из мыслителей и писателей XV- XVI веков.
Задание 2.
«Феномен Т.Г.Шевченка в истории украинской и мировой культуры»
Уже для многих поколений украинцев – и не только украинцев – Тарас
Григорьевич Шевченко значит так много, что сама собой образуется иллюзия,
толи мы всё про него знаем,все в нём понимаем, и он всегда с нами,в нас.Но
это только иллюзия. Шевченко как явление великое и вечное – неисчерпаемый и
бесконечный. Волей истории он отождествленный с Украиной и вместе с её
развитием продолжается в ней. Он растет и развивается во времени, в истории
и нам еще идти до его осознания. Мы на вечном пути к Шевченко…
Тараса Шевченко мы понимаем настолько, насколько понимаем себя – свое
время и Украину в нём. Но что бы лучше понять его как нашего современника,
нужно полностью охватить его как современника людей, проблем, общества ХIХ
столетия. Он сам приходит в наш день. Но и мы должны прийти в его время.
Только так между нами и им будет полное взаимопонимание.
Мы преклоняемся перед высоким образом Кобзаря, его гражданской
принципиальностью и моральной чистотой, чувством национальной и социальной
справедливости, преданностью правде и свободе. Можем ли мы сполна
представить себе, что за этим стояло, сколько это требовало душевных сил и
борьбы, сколько это стоило мучений и боли, сколько для этого нужно было
озарения мысли и высоты духа? Что бы это представить, нужно хорошо знать не
только самого Шевченко, а и его эпоху, атмосферу жизни общества, его
современников. А также конкретный контекст политической, идеологической,
культурной жизни Российской империи середины ХIХ столетия, в котором
зарождалось и утверждалось новое, шевченковское самоутверждение Украины.
Когда посмотреть на отношение российской общественности и журналистики 30-
50-х годов ХIХ столетия до Украины и возрожденной украинской литературы, то
бросается в глаза резкость и противоречивость картины оценок, размышлений,
прогнозов. На самом деле все было сложнее, драматичнее и запутанней.
Российская общественность первой половины ХIХ столетия находилась
значительной мерой в плену предрассудков и элементарного незнания
исторических, культурно-традиционных, языковых и других аспектов процесса
возрождения украинской литературы – как повышения национального возрождения
в целом. Известное высказывание Виссариона Белинского про то, что якобы
только воссоединившись с Россией, Украина отрыла двери образования и
цивилизации.
Под этим углом взора появление великого Шевченковского феномена не было
случайностью, а, наоборот, закономерностью. Это хорошо подчеркнул еще
Николай Костомаров: «Поэзия Шевченко – законная, любимая дочь старорусской
поэзии, той далекой от нас поэзии, про какую догадками можем судить из
произведений Игорева певца».
В период, что непосредственно предшествовал Шевченко, литература и
общественная мысль Украины в значительной степени была ограничена не только
провинциализмом, а и сервилизмом, верноподданством, обусловленным
колониальным положением, национальным гнетом.
Слово «Украина» - одно из часто употребляемых у поэзии Т.Шевченко. Чувство
преданной любви к Отчизне высказано с такой силой преданности, что к нему
тяжело отыскать аналогии.
Но только единовременно (социально и национально) униженное положение
Украины могло стать и стало – в творчестве Шевченко прежде всего –
источником величезной революционной энергии.
Шевченковская поэзия – постоянный суд над всяким деспотизмом в корне.
Именно по тому, что Шевченко был преданным сыном порабощенного народа и
стремился к его освобождению, он так искренне проникся долей других
униженных народов царской России и никакие запреты или барьеры не
сдерживали его солидарных чувств. Никогда и ни в чем не выделял Шевченко
свой народ над другими, вообще не искал в нем черт, которые были бы присущи
только ему одному и больше никому. Он был не националистом или
интернационалистом, а просто Человеком в большом смысле этого слова.
Шевченко - творец в украинской литературе, в духовной жизни Украины того
могучего и беспощадного духа национальной самокритики, того национального
стыда, в котором всегда есть потребность во время всякого национального
возрождения. Эти мотивы знакомы многим литературам мира, а особенно
литературам народов, которые испытали на себе национальное унижение,
переживали катастрофу или упадок и которые подымались на великое дело
национального возрождения. Поразительные аналогии к этим мотивам Шевченко
мы найдем в творчестве Беранже, Гюго, у Лессинга, Шиллера, Гейне, Займе,
других немецких поэтов-демократов первой половины ХIХ столетия, у Герцена,
Чернышевского, Салтыкова-Щедрина и др. Но наибольше – у поэтов национально-