рефераты
рефераты
Главная
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Логика
Военная кафедра
Банковское дело
Биржевое дело
Ботаника и сельское хозяйство
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство

Абай Кунанбаев (1845-1904)


Абай Кунанбаев (1845-1904)

«Министерство образование РК»

на тему:

«Абай Кунанбаев»

«Джамбул Джабаев»

Выполнил: Русанов.И.А.

Проверил: Аскарова.М.К.

«Ак-Су 2001г»

Огромную роль в просвещении своего народа сыграл основоположник

письменной казахской литературы поэт

Абай Кунанбаев (1845-1904). Сын богатого и деспотично-

го феодала Кунанбая, Абай порвал со своим отцом, многи-

ми обычаями предков, оспаривал установления корана,что-

бы обратиться к подлинным источникам света и знания.

Он хотел навсегда избавить родину от нищеты духа ,стре-

мился к тому, чтобы его соотечественники приобщились

к достижениям мировой культуры. И Абай многое для это-

го сделал. Его лирические и философские стихи глубоко

содержательны, художественно совершенны, связаны с

народной поэзией. Немало новых форм стиха введено им

в казахскую литературу. Серьёзно и строго относился Абай

к творческой работе поэта. Он писал:

Стих-это вождь средь слов, ценнейший их отбор,

Талантливый поэт слагает речь в узор…

Абай был знаком с деятелями русского освободительного

движения, учениками Чернышевского, сосланными в Си-

бирь, и высоко ценил передовую русскую культуру. «Пом-

ни ,- писал он ,- что главное – научиться русской науке .

Наука, знание…искусство – всё это у русских. Для того что-

бы избежать пороков и достичь добра, необходимо знать

русский язык и русскую культуру. Русские видят мир.Если

ты будешь знать их язык , то на мир откроются и твои гла-

за.» Таков был завет Абая.

В разоблачительных сатирах Абая Кунанбаева ясно разли-

чимы идеи революционных демократов, слышатся отзвуки

социальной борьбы, гневные ноты протеста. Всё это вызы-

вало открытое недовольство богатого байства и привело к

тому, что поэт был отдан под надзор русской полиции как

политически неблагонадёжный.

В романе лауреата Ленинской премии Мухтара Ауэзова

«Абай» есть несколько особенно примечательных эпизодов.

В одном из них рассказывается о том, как пылкое письмо

пушкинской Татьяны вызвало у Абая желание переложить

его на казахский язык. Рассказано, как бережно и долго поэт искал нужные

слова, как исполнил перед слушателями

вдохновлённые Пушкиным, только что рождённые стихи,

как сама собою сложилась мелодия, как её подхватили юные ученики поэта – и

смятённые чувства влюблённой

русской девушки стали песней, которая долго звучала на

казахских праздниках и соревнованиях акынов. В других

эпизодах, там, где Абай выступает как защитник угнетён-

ных от произвола и как учитель поэтической молодёжи,

образы лермонтовского бунтаря Вадима и «народных зас-

тупников» Некрасова помогают казахскому просветителю

определить истинное назначение поэта.

Вслед за русскими поэтическими собратьями Абай учил

молодёжь видеть в трагедии ограбленных бедняков, в при-

теснении слабого сильным и бедного богатым общую при-

чину- несправедливость существовавшего тогда социально-

го устройства – и вместе с народом искать дорогу к свободе.

Джамбул Джабаев.(1846-1945)

Народный казахский певец-акын Джамбул пел свои

песни, аккомпанируя на народном инструменте - домбре.

Эти песни слышали во всех уголках Советского Союза.

Знаменитый акын родился в Жетысу (Семиречье) у

подножья горы Джамбул, по имени которой он и был наз-ван Джамбулом. Отец

будущего народного поэта был

бедным скотоводом-кочевником.

Вырос Джамбул в юрте. Вместе с семьёй он переезжал

С кочёвья на кочёвье. Его дядя, брат отца, был известным

домбристом (домбра - народный струнный инструмент).

Джамбул очень любил слушать его песни и двенадцать

Лет от роду научился играть на домбре. «Когда инструмент попал мне в

руки, я забыл о шалостях, - вспоминает

Джамбул, -мне казалось, что звенит не домбра, а моё моло-

дое сердце». Это решило судьбу певца Казахстана.

Природа одарила его сильным голосом. В четырнадцать лет Джамбул

решил жить самостоятельно. Во время

«уразы» (магометанского поста) он ходил по юртам и пел

«жарапазан» (обрядовую песню).

Когда Джамбулу исполнилось пятнадцать лет, он поехал в аул к

знаменитому акыну Суюнбаю, который, выступав

песню Джамбула, сказал: «У тебя есть способность быть

акыном. Ты обладаешь хорошим голосом. Слова, которые

ты поёшь, выбраны очень удачно».

Джамбул стал учеником Суюнбая. Акын, выезжая в

аулы, брал с собой ученика. Сперва Джамбул исполнял песни, сложенные

учителем, затем он стал петь и свои

собственные. Он готовился к состязаниям с акынами. Для

этого он изучал историю своей родины, сказания казахского

героического эпоса, песни раздольной степи.

И песнь его становилась всё сердечнее, всё сильнее

воздействовала на людей. «Когда я пел о народе, я пел и о себе. Когда же я

пел о себе, я одновременно пел о народе».

Постепенно ширились слава Джамбула.

Песня в степи - большая сила. Песни Джамбула летели

по степям, как ветер. Местные казахские богачи боялись его

песен.

«Так прожил я до 55 лет, - рассказывает Джамбул. -…В

55 лет я стал сутул, как старый беркут, глаза - померкли, а голос

ослаб. Вместо домбры у меня в руках появилась

палка. Вместо широкой степи - узкая постель».

Семидесятилетний Джамбул увидел зарю новой жизни.

Он услышал имя Ленин и стал свидетелем победоносного

шествия Красной Армии.

Преображалась его родная степь. И вот престарелый

певец, который, казалось, уже завершал свой творческий и

жизненный путь, пробудился к новой жизни:«Почувствовав

прилив свежих сил, взял я в руки домбру. Вернулась моя

молодость, и я запел». Эта возвращённая революцией твор-

ческая молодость певца-акына нашла своё выражение в

многочисленных ярких песнях и поэмах, посвящённых

новой жизни в обновлённой казахской степи.

Во всех твоих произведениях, больших и малых,

Джамбул остаётся верен традициям поэзии Востока-цвети-

стой и пёстрой, как убранство и быт народов Азии, богатой

сравнениями и метафорами, изобилующей мудрыми изрече-

ниями.

Явления истории и культуры других народов Джамбул

умеет делать глубоко своими, национальными. Так,Пушкин у него становится

«акыном», Калинин - «аксакалом» (т.е.

«белобородым» - самым старшим), Горький тоже прибли-

жен к степям, к Казахстану: «В степном озаренном лучами

краю о солнечном Горьком я песню пою».

В дни войны Джамбул слагает песни о борьбе советских

Людей и фашизмом. Стихи Джамбула, посланные им в

Осажденный гитлеровцами Ленинград ( «Ленинградцы, дети мои»), были

поддержкой для героических защитнеков

города.

Когда нависла угроза над Сталинградом, акын пел своё

«Письмо сталинградцам». В великой битве на бнрнгу волге смертью героя погиб

сын поэта Алгадай. Ему Джамбул посвятил песнь «На смерть сына», призывающую

отомстить

за него захватчикам.

Джамбул Джабаев умер в июне 1945 г., не дожив всего

нескольких месяцев до своего столетия.



© 2009 РЕФЕРАТЫ
рефераты