рефераты
рефераты
Главная
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Логика
Военная кафедра
Банковское дело
Биржевое дело
Ботаника и сельское хозяйство
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство

Александр Николаевич Островский


Александр Николаевич Островский

Александр Николаевич Островский

( 1823-1886)

Александр Николаевич Островский родился в 1823 году в Москве: в

Замоскворечье, - в старинном купеческом и чиновничьем районе. Отец будущего

драматурга, образованный и умелый судебный чиновник , а затем - известный в

московских коммерческих кругах стряпчий (адвокат), нажил изрядный достаток;

поднимаясь по служебной лестнице , получил права потомственного дворянина,

стал помещиком; понятно, что ему хотелось и сына пустить по юридической

части .

Александр Островский получил неплохое домашнее образование - с

детства пристрастился к литературе, владел немецким и французским языками,

хорошо знал латынь, охотно занимался музыкой. Он успешно окончил гимназию и

в 1840 году поступил на юридический факультет Московского университета. Но

карьера юриста Островскому не нравилась, неодолимо влекло его к себе

искусство. Он старался не пропускать ни одного спектакля: много читал и

спорил о литературе, страстно полюбил музыку. В то же время сам пробовал

писать стихи и рассказы.

Охладев к занятиям в университете, Островский оставил учение. Несколько лет

по настоянию отца служил мелким чиновником в суде. Здесь будущий драматург

насмотрелся человеческих комедий и трагедий. Окончательно разочаровавшись в

судебной деятельности, Островский мечтает стать писателем.

Во времена юности Островского крестьяне и купцы одевались , ели , пили

и веселились не так, как люди просвещенных сословий. Даже общая

православная вера не до конца объединяла их с образованными. В русской

земле словно существовало два разных, мало связанных , мало понятных друг

для друга мира. Но в середине 19 века границы этих миров начали постепенно

разрушаться. Образованные люди стали искать способы преодолеть разрыв,

восстановить не столько государственное - оно-то было ! - сколько духовного

и культурное единство русского народа. А простые, верные старинному укладу

люди с развитием деловой жизни все чаще вынуждены сталкиваться с

современным им государством. Приходилось обращаться в суды для разрешения

имущественных и наследственных споров , в разных учреждений получать

разрешения на промысел и торговлю. Чиновники их обманывали, запугивали и

обирали. Поэтому самые сметливые стали учить своих детей, начали

приспосабливаться к «европеизированной» жизни. Но на первых порах часто

принимали за образованность лишь различные внешние стороны высший сословий.

Богатые, но еще вчера жившие по старинке люди и новые требования,

которые властно предъявляет им современная жизнь, - вот основа комедийных

конфликтов молодого Островского, да еще таких , где смешное переплетено с

грустным: ведь причуды имеющих власть не только забавны, но и опасны для

бедных: зависимых и угнетенных.

Его всероссийская известность началась со второй комедии - «Свои люди

сочтемся !» (или «Банкрот» 1849 г.) Пьеса имела огромный успех у читателей

после публикации в журнале «Московитянин». Однако постановка ее были

запрещена по указанию самого царя Николая 1 . Цензурный запрет продержался

одиннадцать лет.

Уже в комедии «Свои люди - сочтемся!» проявились основные черты

драматургии Островского: умение через семейно-бытовой конфликт показать

важным общерусские проблемы, создать яркие и узнаваемые характеры не только

главных , но и второстепенных персонажей. В его пьесах звучит сочная,

живая народная речь. И у каждой из них - не простой, заставляющий

задуматься конец.

После того: как в комедии «Свои люди - сочтемся!» была создана столь

безотрадная картина, Островскому захотелось показать героев положительных,

способных противостоять безнравственности и жестокости современных

отношений. Он опасался поселить в своих зрелищах чувство безнадежности.

Именно такие, взывающие сочувствия герои и появляются в комедии «Не свои

сани не садись» (1853) (первая из пьес Островского которая пошла на сцене )

и «Бедность не порок» (1954).

В 1956 г Островский совершил путешествие по Волге: от истоков реки

до Нижнего Новгорода. Полученные впечатления многие годы питали его

творчество. Отразились они и в «Грозе» (1959) одной из самых знаменитых его

пьес. Действие пьесы происходит в вымышленном глухом городе Калинове.

Островский показал в пьесе не только внешние обстоятельства трагедии:

суровость свекрови, безволие мужа и его приверженность к вину; равнодушное

формальное отношение калиновцев к вере; не только властную грубость богатых

купцов, нищету и суеверие жителей. Главное в пьесе - внутренняя жизнь

героини, возникновение в ней чего-то нового, еще неясного ей самой. Драма

Островского как бы запечатлела народную Россию на переломе, на пороге новой

исторической эпохи.

В 60 г.г. в творчестве островского появляется и герой дворянин. Но

такой, который занят не правдоискательством, а успешной карьерой. Например

в комедии «На всякого мудреца довольно простоты» - целая галерея дворянских

типов, по-разному переживающих отмену крепостного права. Главные герои

«Леса» - двое из дворянского рода Гурмыжских: богатая и немолодая помещица,

проматывающая имение с любовниками, и ее племянник актер.

В последних произведениях Островского в центре событий все чаще

оказывается женщина. Писатель словно разочарован в нравственных

достоинствах деятельного героя, «делового человека», интересы и жизненные

силы которого слишком часто полностью поглощает борьба за материальный

успех. В конце своего творческого пути он написал драму «Богатые невесты»ю

Но самая прославленная пьеса Островского о судьбе: как тогда выражались, «

девушки на выданье» - «Бесприданница» (1878 г)

В последние десятилетия жизни Островский создает своего рода

художественный памятник отечественному театру. В 1972 г. он написал

стихотворную комедию «Комик 17 столетия»о рождении первого русского театра.

Но гораздо более известны пьесы Островского о современном ему театре -

«Таланты и поклонники» (1981) и «Без вины виноватые» (1983). Здесь он

показал как заманчива и трудна жизнь актеров .

Проработав для русской сцены без малого сорок лет Островский создал

целый репертуар - около пятидесяти пьес. Произведения Островского и до сих

пор остаются на сцене. И через полтораста лет не трудно увидеть рядом

героев его пьес.

Умер Островский в 1886 году в своем любимом заволжском имении

Щелыково, что в костромских дремучих лесах: на холмистых берегах маленьких

извилистых речек. Жизнь писателя по большей части и протекала в этих

сердцевинных местах России: где смолоду он мог наблюдать исконные, еще мало

затронутые современной ему городской цивилизацией обычаи и нравы, слышать

коренную русскую речь.



© 2009 РЕФЕРАТЫ
рефераты