рефераты
рефераты
Главная
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Логика
Военная кафедра
Банковское дело
Биржевое дело
Ботаника и сельское хозяйство
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство

Анализ стихотворения Ахматовой Родная земля


Анализ стихотворения Ахматовой Родная земля

«Серебреный век ».

Анализ стихотворения Ахматовой « Родная земля».

Поздняя Анна Андреевна Ахматова выходит из жанра «любовного дневника»,

жанра, в котором она не знала соперников и который она оставила, может

быть, даже с некоторым опасением и оглядкой, и переходит на раздумья о роли

и судьбе поэта, о религии, о ремесле, отечестве. Появляется острое ощущение

истории. Ахматова написала о А.С. Пушкине: «Он не замыкается от мира, а

идет к миру». Это была и ее дорога – к миру, к ощущению общности с ним.

Раздумья о судьбе поэта приводят к раздумьям о судьбе России, мира.

В эпиграф стихотворения Анны Андреевны Ахматовой «Родная земля» вынесены

две финальные строчки стихотворения, сочиненного самой Ахматовой в

послереволюционные годы. А начинается оно так:

«Не с теми я, кто бросил землю

На растерзания врагам».

А.А. Ахматова не пожелала тогда примкнуть к числу эмигрантов, хотя многие

из ее друзей оказались за границей. Решение остаться в советской России не

было ни компромиссом с советским народом, ни согласием с выбранным ею

курсом. Дело в другом. Ахматова чувствовала, что только разделив судьбу с

собственным народом, она сможет сохраниться как личность и как поэт. И это

предчувствие оказалось вещим. В тридцатые – шестидесятые годы ее

поэтический голос приобрел неожиданную силу и мощь. Вобрав в себя всю боль

своего времени, ее стихи возвысились над ним и стали выражением

общечеловеческих страданий. Стихотворение «Родная земля» подводит

своеобразный итог отношению поэта к своей родине. Само название имеет

двойной смысл. «Земля» - это и страна с населяющими ее людьми и со своей

историей, и просто почва, по которой ходят люди. Ахматова как бы возвращает

значению утраченное единство. Это позволяет ей ввести в стихотворение

замечательные образы: «грязь на калошах», «хруст на зубах», - получающие

метафорическую нагрузку. В отношении Анны Ахматовой к родной земле нет ни

грани сентиментальности. Первое четверостишие построено на отрицании тех

действий, которые принято связывать с проявлением патриотизма:

«В заветных ладанах не носим на груди,

О ней стихи навзрыд не сочиняем …».

Эти действия кажутся ей недостойными: в них нет трезвого, мужественного

взгляда на Россию. Анна Ахматова не воспринимает свою страны как

«обетованный рай» - слишком многое в отечественной истории свидетельствует

о трагических сторонах русской жизни. Но нет здесь и обиды за те действия,

которые родная земля «приносит живущим на ней». Есть гордая покорность той

доле, которую она нам представляет. В этой покорности, однако, нет никакого

вызова. Более того, в ней нет и осознанного выбора. И в этом – слабость

патриотизма Ахматовой. Любовь к России не является для нее итогом

пройденного духовного пути, как это было у Лермонтова или Блока; эта любовь

дана ей изначально. Ее патриотическое чувство впитано с материнским молоком

и поэтому не может быть подвергнуто никаким рационалистическим коррективам.

Связь с родной землей ощущается даже не на духовном, а на физическом

уровне: земля представляет собой неотъемлемую часть нашей личности, потому

что всем нам предначертано телесно слиться с нею – после смерти:

«Но ложимся в нее и становимся ею,

Оттого и зовем так свободно – своею».

В стихотворении выделяются три раздела, что подчеркнуто и графически.

Первые восемь строк построены, как цепь параллельных отрицательных

конструкций. Концы фраз совпадают с концами строк, что создает мерную

«настойчивую» информацию, которая подчеркнута ритмикой пятистопного ямба.

После этого следует четверостишие, написанное трехстопным анапестом. Смена

размеров на протяжении одного стихотворения – явление достаточно редкое в

поэзии. В данном случае этот ритмический перебой служит для

противопоставления потоку отрицаний, заявления о том, как же все-таки

воспринимается коллективным лирическим героем родная земля. Заявление это

носит достаточно сниженный характер, что усиливается анафорическим

повтором:

«Да, для нас это грязь на калошах,

Да, для нас это хруст на зубах …».

И, наконец, в финале трехстопный анапест сменяется четырехстопным. Такой

перебой метра придает двум последним строкам широты поэтического дыхания,

которые находят опору в бесконечной глубине заключенного в них смысла.

Поэзия Анны Андреевны Ахматовой «питалась - даже в первоначальных стихах –

чувством родины, болью о родине, и эта тема звучала в ее поэзии все громче

… О чем бы она ни писала в последние годы, всегда в ее стихах ощущалась

упорная дума об исторических судьбах страны, с которой она связана всеми

корнями своего существа». (К. Чуковский)

Не с теми я, кто бросил землю

На растерзание врагам.

Их грубой лести я не внемлю,

Им песен я своих не дам.

Но вечно жалок мне изгнанник,

Как заключенный, как больной.

Темна твоя дорога, странник,

Полынью пахнет хлеб чужой.

А здесь, в глухом чаду пожара

Остаток юности губя,

Мы ни единого удара

Не отклонили от себя.

И знаем, что в оценке поздней

Оправдан будет каждый час...

Но в мире нет людей бесслезней,

Надменнее и проще нас.

Июль 1922

Петербург



© 2009 РЕФЕРАТЫ
рефераты