рефераты
рефераты
Главная
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Логика
Военная кафедра
Банковское дело
Биржевое дело
Ботаника и сельское хозяйство
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство

Ахматова


Ахматова

О

б Анне Ахматовой много писано, да многое уже и сказано. Писали о ней в

разные времена по-разному – восторженно, с насмешкой, с презреньем, такими

зазорными словами, что сейчас и сложно вообразить, как такое возможно о

женщине и о поэте; писали потом уважительно, потом как бы с украдкой, с

опаской, а теперь чаще всего торжественными словами.

Она родилась в Одессе в 1889 году, в семье флотского и военного

инженера. Детство и отрочество ее прошли в Царском селе. Девичья фамилия

Анны Андреевны – Горенко, а псевдоним Ахматова взят по фамилии прабабки с

материнской стороны.

Себя она несколько раз называла «петербурженкой». И конечно,

творчество ее и даже облик принадлежит Петербургу – Петрограду –

Ленинграду. В образе многих поэтов есть какое-то таинственное соответствие

духу и строению избранного ими города.

Вхождение ее в литературу было внезапным и победительным. О раннем ее

формировании знал, может быть, один ее муж, Николай Гумилев. Анна Андреевна

писала, как показывала Гумилеву стихи и он посоветовал ей заняться танцами.

Но вскоре, во время африканского путешествия Гумилева, готов был «Вечер».

Эта первая книга вышла в свет в 1912 году:

«Так беспомощно грудь холодела,

Но шаги мои были легки.

Я на правую руку надела

Перчатку с левой руки…»

Вскоре Гумилев писал ей: «Твои строки о «приморской девчонке» … мало

того, что нравятся мне, они меня пьянят. Так просто сказано так много, и я

совершенно убежден, что из всей послесимволисткой поэзии ты да, пожалуй (по-

своему), Нарбут окажетесь самыми замечательными».

Как-то Анна Андреевна заметила: «Слава пришла сразу только к

Хлебникову и ко мне».

Блок записал о ней еще до выхода «Вечера», что стихи Анны Ахматовой

«чем дальше, тем лучше».

А вскоре после выхода «Вечера» наблюдательный Корней Иванович

Чуковский отметил в ней черту «величавости», той царственности, без которой

нет ни одних воспоминаний об Анне Андреевне.

Осип Мандельштам после второй ее книги «Четки» (1914) предсказал

провидчески: «Ее поэзия близится к тому, чтобы стать одним из символов

величия России».

«Вечер» и «Четки» единодушно были признаны книгами любовной лирики.

Правда, говорилось, что и любовь может быть величавой, и вспоминали Сафо,

Данте и Петрарку. К таким поэтам примеряли Ахматову.

Ахматовой повезло. У нее были блестящие предшественники. Но учителем

она назвала Иннокентия Анненского, необычайного поэта.

…Кто был предвестием, предзнаменованьем,

Всех пожалел, во всех вдохнул томленье-

И задохнулся…-

Так позже скажет о нем Ахматова в стихотворении «Учитель».

Ахматова поначалу причисляла себя к акмеизму. Это естественно, потому

что главой творческого объединения молодых, названного ими «Цех поэтов»,

был ее муж Николай Гумилев и вращалась она в кругу таких ярких талантов,

прочно вошедших в историю отечественной литературы, как С.Городецкий,

О.Мандельштам, В.Нарбут, М.Лозинский.

Да Ахматова с самого начала не умещалась в рамки какой-либо школы. Она

могла оттолкнуться от символизма, но не от главной его величины –

Александра Блока. Он и был ее сокровенным учителем. Она и в ту, боевую пору

акмеизма не могла отказаться от Блока. Во второй книге «Четки» (1914)

Ахматова поместила известное стихотворение, посвященное встрече с Блоком в

декабре 1913 года,- «Я пришла к поэту в гости». Отозвался на эту встречу и

Блок стихотворением «Красота страшна, вам скажут…»

Ахматова возвращает поэзию к «лирическому реализму», к точности слова,

к реальной сущности переживания, к его жизненному подтексту. Женщина из

объекта поэзии становится ее субъектом.

После явления Ахматовой нарастающим потоком в поэзию хлынули женщины,

теперь их в нашей поэзии, вероятно, больше, чем мужчин. До Ахматовой

любовная лирика была надрывной или туманной, мистической и экстатической.

После первых ахматовских книг стали любить «по-ахматовски». И не одни

только женщины. Есть свидетельство, что Маяковский часто цитировал стихи

Ахматовой и читал их любимым.

В военные и революционные годы Ахматова выпустила три книги – «Белая

стая» (1917), «Подорожник» (1921) и «Anno Domini» (1922). В названных

книгах Ахматова в основном остается автором любовной лирики. Как сказал

А.Твардовский о стихах Ахматовой, «они отличаются необычайной

сосредоточенностью и взыскательностью нравственного начала».

К началу 20-х годов в основных своих чертах сложилась поэтическая

система Ахматовой. Главные из них – дисциплина стиха, ясность,

сдержанность, сжатость. Эти признаки, во многом почерпнутые в русской

классической традиции, часто мешают увидеть новаторские стороны ахматовской

поэтики. Проза была стихией, из которой росла Ахматова. Ее стихи можно было

рассматривать как спрессованные романы.

В общении Анна Андреевна была необычайно естественна и проста. Охотно

слушала стихи. Охотно их читала. Умела разговаривать откровенно и

задушевно. И особо поражала несравненным своим остроумием. Это не была

простая шутливость или желание позабавить. Это была подлинная острота ума,

глубокого, иронического, беспощадного и часто печального.

Анна Андреевна Ахматова умерла в марте 1966 года.

Ахматова была не из тех, кто много пишет. Даже полное собрание ее

сочинений не будет многотомным. Она не то чтобы писала с трудом,- наверное,

для нее не существовало технических трудностей стиха. Но писание для нее

было трудом душевным, почти физическим.

Свои книги Анна Ахматова строила не по хронологии, а по единому

композиционному замыслу. Они читаются как целостное поэтическое

произведение.

«Время от ее вступления в литературу до наших дней,- писал

В.Жирмунский в 1970 году,- превышает число лет, прошедших от смерти Пушкина

до начала русского символизма. Это целая эпоха, обозначенная в жизни страны

и всего человечества величайшими историческими сдвигами и потрясениями (…)

А между тем связь поэзии Ахматовой с традициями прошлого не отягчает ее

творчество ненужным балластом времени; напротив, делает ее живой и нужной

для современного читателя».

Список используемой литературы:

1. Ахматова А. Я - голос ваш… - М.: Кн. Палата,1989.- Вступительная

статья Давида Самойлова.



© 2009 РЕФЕРАТЫ
рефераты