рефераты
рефераты
Главная
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Логика
Военная кафедра
Банковское дело
Биржевое дело
Ботаника и сельское хозяйство
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство

Булгаков (биография)


Булгаков (биография)

Как и всякий советский гражданин сталинской эпохи, Михаил Афанасьевич

Булгаков должен был при поступлении на очередную «службу» писать

автобиографию, прилагавшуюся к печатному «листку по учету кадров». Таких

официальных документов он собственноручно составил несколько, все они

являются и литературными произведениями, важными источниками для научной

биографии великого русского писателя.

В Отделе рукописей Государственного Литературного музея (фонд 151,

опись 1, единица хранения 278) хранится автобиография М. А. Булгакова,

датированная мартом 1931 года и содержащая малоизвестные сведения о его

театральной деятельности.

Родился в 1891 году в Киеве. Сын профессора. Окончил Киевский

университет по медицинскому факультету в 1916 году. Тогда же стал

заниматься литературой, нигде не печатаясь до 1919 года.

В годы 1919-1921, проживая на Кавказе, писал фельетоны, изредка

помещаемые в газетах, изучал историю театра, иногда выступал в качестве

актера.

В 1921 году переехал в Москву, где служил в газетах репортером, затем

фельетонистом.

В годы 1922-1924, продолжая газетную работу, писал сатирические

повести и роман «Белая гвардия».

В 1925 году, по канве этого романа, написал пьесу, которая в 1926 году

пошла в Московском Художественном театре под названием «Дни Турбиных» и

была запрещена после 289-го представления.

Следующая пьеса «Зойкина квартира» шла в театре имени Вахтангова и

была запрещена после 200 представления.

Следующая - «Багровый остров» шла в Камерном театре и была запрещена

приблизительно после 50-го представления.

Следующая - «Бег» была запрещена после первых репетиций в Московском

Художественном театре.

Следующая - «Кабала Святош» была запрещена сразу и до репетиций не

дошла.

Через 2 месяца по запрещении «Кабалы» (в мае 1930 года) был принят в

Московский Художественный театр на должность режиссера, находясь в которой,

написал инсценировку «Мертвых душ» Гоголя.

В марте 1931 года был принят кроме режиссуры и в актерский состав

Московского Художественного театра.

Творчество Булгакова - вершинное явление русской художественной

культуры двадцатого века. Трагична судьба Мастера, лишенного возможности

быть напечатанным, услышанным. С 1927 года по 1940, до дня своей смерти,

Булгаков не увидел ни одной своей строчки в печати. Булгаков был своего

рода пророком. С горьким чувством он пишет, что после окончания войны (1-ой

мировой): "...западные страны зализывают свои раны, они поправятся, очень

скоро поправятся (и будут процветать!), а мы... мы будем драться, мы будем

платить за безумие дней Октябрьских, ... за все!"

В своем знаменитом письме "Правительству СССР", написанном в один из

самых драматических, страшных моментов его жизни, его самосознания, в конце

марта 1930 года, Булгаков считает одной из главных черт своих сатирических

повестей "глубокий скептицизм в отношении революционного процесса...".

Булгаков, вероятно, наиболее четко, чем кто-либо из его современников, со

всей определенностью поставил вопрос о свободе слова, о свободе печати как

непременном условии свободы творчества. Булгаков, рыцарь Чести, сделал свой

выбор - готовность к любым трудностям, кроме жертвы свободой художественной

мысли.

Как художник слова, Булгаков, прежде всего сатирик, хотя его палитра

всегда многоцветна, глубока, неповторима и многопланова. Он смелый сатирик.

Его главный принцип - "сатира не терпит оглядки".

Булгаков считал своим учителем Салтыкова-Щедрина, его любимейшим

писателем был Гоголь, недаром своему сокровенному герою Мастеру - он

придает портретное сходство с Гоголем.

Сочинять Булгаков начал очень рано в отроческие годы. Насмешливость,

художественный артистизм, тяга к театральности, а впоследствии и

пристальный анализ формировали его неповторимый стиль.

Ранняя проза Булгакова заложила булгаковскую тайну - тайну

фантастического, фантасмагорического, тайну двоения и самоотрицания, тайну

дьявольщины. Это не только дань литературной традиции (в том числе немецких

романтиков, особенно Гофмана): социальная и литературная жизнь была столь

нелепа, алогична, безобразна, что вполне могла казаться сверхъестественной.

Все лучшее, написанное Булгаковым в 20 годах, - непримиримое отрицание

поверженной и исковерканной действительности, той, что вошла в его

произведения, по которой пронесся бесовский шабаш.

Уже в двадцатые годы Булгаков сознавал, что существует крепчайшая

тайная связь автора с каждой созданной им страницей. Создав мысль - образ

или целый художественный мир, автор как бы сообщает им прочность

несокрушимой реальности - "рукописи не горят".

Однако при очевидной склонности автора к фантастике, его сатира беспощадно

реалистична, конкретна, исторически и психологически достоверна; время,

города и люди слиты здесь в картину живописную и убедительную, недаром есть

понятия "Булгаковская Москва", "Булгаковский Киев".

Булгаков-писатель и Булгаков-человек до сих пор во многом – загадка. Неясны

его политические взгляды, отношение к религии, эстетическая программа. Его

жизнь состояла как бы из трех частей, каждая из которых чем-то

примечательна. До 1919 года он врач, только изредка пробующий себя в

литературе. В 20-е годы Булгаков уже профессиональный писатель и драматург,

зарабатывающий на жизнь литературным трудом и осененный громкой, но

скандальной славой «Дней Турбиных». Наконец, в 30-е годы Михаил Афанасьевич

– театральный служащий, поскольку существовать на публикации прозы и

постановки пьес уже не может – не дают (в это время он пишет свой нетленный

и главный шедевр - «Мастера и Маргариту»). Надо сказать, что Булгаков –

феноменальное явление советских времен. Он с детства ненавидел писать на

«социальный заказ», в то время как в стране конъюнктурщина и страх губили

таланты и выдающиеся умы. Сам Михаил Афанасьевич был твердо уверен, что

никогда не станет «илотом, панегиристом и запуганным услужающим». В своем

письме правительству в 1930г. он признавался: «Попыток же сочинить

коммунистическую пьесу я даже не производил, зная заведомо, что такая пьеса

у меня не выйдет». Эта невероятная смелость была, очевидно, вызвана тем,

что Булгаков никогда не отступался от своих творческих позиций, идей и

оставался самим собой в самые тяжелые моменты жизни. А их у него было

немало. Ему полной мерой довелось испытать на себе давление мощной

административно-бюрократической системы сталинских времен, той, которую он

впоследствии обозначил сильным и емким словом «Кабала». Многие его

творческие и жизненные установки, реализованные в художественных

произведениях и пьесах, встретили жестокий отпор. В жизни Булгакова были

полосы кризисов, когда произведения его не печатали, пьесы не ставили, не

давали работать в любимом МХАТе.

Со Сталиным у Булгакова были особые отношения. Вождь критиковал многие

его произведения, прямо намекая на антисоветскую агитацию в них. Но

несмотря на это Михаил Афанасьевич не испытал на себе того, что называлось

страшным словом ГУЛАГ. И умер не на нарах (хотя в те времена забирали за

гораздо меньшие прегрешения), а в собственной постели (от нефросклероза,

унаследованного от отца). Булгаков знал, что в Советском Союзе его вряд ли

ждет блестящее литературное будущее (его произведения постоянно

подвергались чудовищной критике), доведенный до нервного расстройства,

открыто писал Сталину (письмо это приобрело широкую известность): «…я

обращаюсь к Вам и прошу Вашего ходатайства перед Правительством СССР ОБ

ИЗГНАНИИ МЕНЯ ЗА ПРЕДЕЛЫ СССР ВМЕСТЕ С ЖЕНОЮ МОЕЙ Л.Е. БУЛГАКОВОЙ, которая

к прошению этому присоединяется». На самом деле, Булгаков по-своему любил

Родину, не представлял себе жизни без советского театра, но.… Однажды он

сказал: «Нет такого писателя, чтобы он замолчал. Если замолчал, значит, был

ненастоящий. А если настоящий замолчал – погибнет». Почему же Вождь не

ликвидировал «антисоветчика», «буржуазного писателя» Булгакова? Говорят,

писатель «сразил» его необыкновенным обаянием и чувством юмора. А Сталин

еще и ценил его как драматурга: смотрел пьесу «Дни Турбиных» 15 раз! Л.Е.

Белозерская (жена Михаила Афанасьевича) так описывает Булгакова при первой

встрече с ним: «Нельзя было не обратить внимание на необыкновенно свежий

его язык, мастерский диалог и такой неназойливый юмор.… Передо мной стоял

человек лет 30 – 32-х; волосы светлые, гладко причесанные на косой пробор.

Глаза голубые, черты лица неправильные, ноздри грубо вырезаны; когда

говорит, морщит лоб. Но лицо, в общем, привлекательное, лицо больших

возможностей. Это значит – способно выражать самые разнообразные чувства. Я

долго мучилась, прежде чем сообразила, на кого же все-таки походил Михаил

Булгаков. И вдруг меня осенило – на Шаляпина!»

Таким был М. А. Булгаков. Врач, журналист, прозаик, драматург, режиссер, он

был представителем той части интеллигенции, которая, не покинув страну в

трудные годы, стремилась сохранить себя и в изменившихся условиях. Ему

пришлось пройти через пристрастие к морфию (когда работал земским врачом),

гражданскую войну (которую он переживал в двух ее пылавших очагах – родном

городе Киеве и на Сев. Кавказе), жестокую литературную травлю и вынужденное

молчание, и в этих условиях ему удалось создать такие шедевры, которыми

зачитываются во всем мире.



© 2009 РЕФЕРАТЫ
рефераты