| Булгаков (биография) 
 Булгаков (биография)       Как и всякий советский гражданин сталинской эпохи, Михаил  Афанасьевич Булгаков  должен  был  при  поступлении   на   очередную   «службу»   писать автобиографию, прилагавшуюся к печатному «листку  по  учету  кадров».  Таких официальных  документов  он  собственноручно  составил  несколько,  все  они являются и литературными произведениями,  важными  источниками  для  научной биографии великого русского писателя.       В Отделе рукописей Государственного  Литературного  музея  (фонд  151, опись 1, единица хранения  278)  хранится  автобиография  М.  А.  Булгакова, датированная мартом 1931 года и  содержащая  малоизвестные  сведения  о  его театральной деятельности.       Родился  в  1891  году  в  Киеве.  Сын  профессора.  Окончил  Киевский университет  по  медицинскому  факультету  в  1916  году.  Тогда   же   стал заниматься литературой, нигде не печатаясь до 1919 года.       В годы  1919-1921,  проживая  на  Кавказе,  писал  фельетоны,  изредка помещаемые в газетах, изучал историю  театра,  иногда  выступал  в  качестве актера.       В 1921 году переехал в Москву, где служил в газетах репортером,  затем фельетонистом.       В  годы  1922-1924,  продолжая  газетную  работу,  писал  сатирические повести и роман «Белая гвардия».       В 1925 году, по канве этого романа, написал пьесу, которая в 1926 году пошла в Московском Художественном театре  под  названием  «Дни  Турбиных»  и была запрещена после 289-го представления.       Следующая пьеса «Зойкина квартира» шла в  театре  имени  Вахтангова  и была запрещена после 200 представления.       Следующая - «Багровый остров» шла в Камерном театре и  была  запрещена приблизительно после 50-го представления.       Следующая - «Бег» была запрещена после первых репетиций  в  Московском Художественном театре.       Следующая - «Кабала Святош» была запрещена сразу  и  до  репетиций  не дошла.       Через 2 месяца по запрещении «Кабалы» (в мае 1930 года) был  принят  в Московский Художественный театр на должность режиссера, находясь в  которой, написал инсценировку «Мертвых душ» Гоголя.       В марте 1931 года был принят кроме  режиссуры  и  в  актерский  состав Московского Художественного театра.       Творчество  Булгакова  -  вершинное  явление  русской   художественной культуры двадцатого века. Трагична  судьба  Мастера,  лишенного  возможности быть напечатанным, услышанным. С 1927 года по 1940,  до  дня  своей  смерти, Булгаков не увидел ни одной своей строчки  в  печати.  Булгаков  был  своего рода пророком. С горьким чувством он пишет, что после окончания войны  (1-ой мировой): "...западные страны зализывают свои раны,  они  поправятся,  очень скоро поправятся (и будут процветать!), а мы... мы будем драться,  мы  будем платить за безумие дней Октябрьских, ... за все!"       В своем знаменитом письме "Правительству СССР", написанном в  один  из самых драматических, страшных моментов его жизни, его самосознания, в  конце марта 1930 года, Булгаков считает одной из главных черт  своих  сатирических повестей  "глубокий  скептицизм  в  отношении  революционного  процесса...". Булгаков, вероятно, наиболее четко, чем кто-либо из  его  современников,  со всей определенностью поставил вопрос о свободе слова, о свободе  печати  как непременном условии свободы творчества. Булгаков, рыцарь Чести, сделал  свой выбор - готовность к любым трудностям, кроме жертвы свободой  художественной мысли.       Как художник слова, Булгаков, прежде всего сатирик, хотя  его  палитра всегда многоцветна, глубока, неповторима и многопланова. Он смелый  сатирик. Его главный принцип - "сатира не терпит оглядки".       Булгаков  считал  своим  учителем  Салтыкова-Щедрина,  его  любимейшим писателем был  Гоголь,  недаром  своему  сокровенному  герою  Мастеру  -  он придает портретное сходство с Гоголем.       Сочинять Булгаков начал очень рано в отроческие  годы.  Насмешливость, художественный  артистизм,  тяга   к   театральности,   а   впоследствии   и пристальный анализ формировали его неповторимый стиль.       Ранняя  проза  Булгакова   заложила   булгаковскую   тайну   -   тайну фантастического, фантасмагорического, тайну двоения и  самоотрицания,  тайну дьявольщины. Это не только дань литературной традиции (в том числе  немецких романтиков, особенно Гофмана): социальная и литературная  жизнь  была  столь нелепа, алогична, безобразна, что вполне могла казаться  сверхъестественной.       Все лучшее, написанное Булгаковым в 20 годах, - непримиримое отрицание поверженной  и  исковерканной  действительности,  той,  что  вошла   в   его произведения, по которой пронесся бесовский шабаш.       Уже в двадцатые годы  Булгаков  сознавал,  что  существует  крепчайшая тайная связь автора с каждой созданной им страницей. Создав  мысль  -  образ или  целый  художественный  мир,  автор  как  бы   сообщает   им   прочность несокрушимой реальности - "рукописи не горят". Однако при очевидной склонности автора к фантастике, его  сатира  беспощадно реалистична, конкретна,  исторически  и  психологически  достоверна;  время, города и люди слиты здесь в картину живописную и убедительную, недаром  есть понятия "Булгаковская Москва", "Булгаковский Киев". Булгаков-писатель и Булгаков-человек до сих пор во многом – загадка.  Неясны его политические взгляды, отношение к религии, эстетическая  программа.  Его жизнь  состояла  как  бы  из  трех  частей,   каждая   из   которых   чем-то примечательна. До 1919  года  он  врач,  только  изредка  пробующий  себя  в литературе. В 20-е годы Булгаков уже профессиональный писатель и  драматург, зарабатывающий  на  жизнь  литературным  трудом  и  осененный  громкой,   но скандальной славой «Дней Турбиных». Наконец, в 30-е годы Михаил  Афанасьевич –  театральный  служащий,  поскольку  существовать  на  публикации  прозы  и постановки пьес уже не может – не дают (в это время он пишет свой  нетленный и главный шедевр - «Мастера и Маргариту»).  Надо  сказать,  что  Булгаков  – феноменальное явление советских времен. Он с  детства  ненавидел  писать  на «социальный заказ», в то время как в стране конъюнктурщина  и  страх  губили таланты и выдающиеся умы. Сам Михаил  Афанасьевич  был  твердо  уверен,  что никогда не станет «илотом, панегиристом и запуганным  услужающим».  В  своем письме  правительству  в  1930г.  он  признавался:  «Попыток   же   сочинить коммунистическую пьесу я даже не производил, зная заведомо, что такая  пьеса у меня не выйдет». Эта невероятная смелость  была,  очевидно,  вызвана  тем, что Булгаков никогда не отступался  от  своих  творческих  позиций,  идей  и оставался самим собой в самые тяжелые  моменты  жизни.  А  их  у  него  было немало.  Ему  полной  мерой  довелось  испытать  на  себе  давление   мощной административно-бюрократической системы сталинских времен, той,  которую  он впоследствии  обозначил  сильным  и  емким  словом  «Кабала».   Многие   его творческие   и   жизненные   установки,   реализованные   в   художественных произведениях и пьесах, встретили жестокий отпор.  В  жизни  Булгакова  были полосы кризисов, когда произведения его не печатали, пьесы  не  ставили,  не давали работать в любимом МХАТе.       Со Сталиным у Булгакова были особые отношения. Вождь критиковал многие его  произведения,  прямо  намекая  на  антисоветскую  агитацию  в  них.  Но несмотря на это Михаил Афанасьевич не испытал на себе того,  что  называлось страшным словом ГУЛАГ. И умер не на нарах (хотя в  те  времена  забирали  за гораздо меньшие прегрешения), а в  собственной  постели  (от  нефросклероза, унаследованного от отца). Булгаков знал, что в Советском Союзе его  вряд  ли ждет   блестящее   литературное   будущее   (его   произведения    постоянно подвергались  чудовищной  критике),  доведенный  до  нервного  расстройства, открыто писал  Сталину  (письмо  это  приобрело  широкую  известность):  «…я обращаюсь к Вам и прошу Вашего  ходатайства  перед  Правительством  СССР  ОБ ИЗГНАНИИ МЕНЯ ЗА ПРЕДЕЛЫ СССР ВМЕСТЕ С ЖЕНОЮ МОЕЙ Л.Е.  БУЛГАКОВОЙ,  которая к прошению этому присоединяется». На самом деле,  Булгаков  по-своему  любил Родину, не представлял себе жизни без советского  театра,  но.…  Однажды  он сказал: «Нет такого писателя, чтобы он замолчал. Если замолчал, значит,  был ненастоящий. А если настоящий замолчал  –  погибнет».  Почему  же  Вождь  не ликвидировал «антисоветчика»,  «буржуазного  писателя»  Булгакова?  Говорят, писатель «сразил» его необыкновенным обаянием и  чувством  юмора.  А  Сталин еще и ценил его как драматурга: смотрел пьесу «Дни Турбиных»  15  раз!  Л.Е. Белозерская (жена Михаила Афанасьевича) так описывает Булгакова  при  первой встрече с ним: «Нельзя было не обратить  внимание  на  необыкновенно  свежий его язык, мастерский диалог и такой неназойливый юмор.…  Передо  мной  стоял человек лет 30 – 32-х; волосы светлые, гладко причесанные на  косой  пробор. Глаза  голубые,  черты  лица  неправильные,  ноздри  грубо  вырезаны;  когда говорит, морщит  лоб.  Но  лицо,  в  общем,  привлекательное,  лицо  больших возможностей. Это значит – способно выражать самые разнообразные чувства.  Я долго мучилась, прежде чем сообразила, на кого же  все-таки  походил  Михаил Булгаков. И вдруг меня осенило – на Шаляпина!» Таким был М. А. Булгаков. Врач, журналист, прозаик, драматург, режиссер,  он был представителем той части интеллигенции, которая,  не  покинув  страну  в трудные годы, стремилась сохранить  себя  и  в  изменившихся  условиях.  Ему пришлось пройти через пристрастие к морфию (когда работал  земским  врачом), гражданскую войну (которую он переживал в двух ее пылавших очагах  –  родном городе Киеве и на Сев. Кавказе), жестокую литературную травлю и  вынужденное молчание, и в этих условиях ему  удалось  создать  такие  шедевры,  которыми зачитываются во всем мире. |