рефераты
рефераты
Главная
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Логика
Военная кафедра
Банковское дело
Биржевое дело
Ботаника и сельское хозяйство
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство

Детство Пушкина


Детство Пушкина

Род Пушкиных – старинный дворянский род, ведущий свою родословную с 13

века, к концу 18 века этот род, отмеченны й летописями, обеднел. Но

бедность эта была весьма относительной.

Отец поэта, Сергей Львович, служивший в молодости в гвардии, а потом в

Коммисариате, менее всего был склонен заниматься серьезными делами, читал

французские романы, не удосужился побывать в своих деревнях, полагаясь на

крепостного приказчика.

Когда однажлы к нему пришла депутация крестьян сжалобами на мошенника-

управляющего, он прогнал ее, не потрудившись даже узнать. В чем дело.

Сергей Львович терпеть не мог деревни.

Такой же беспечной была и мать поэта, Надежлда осиповна, урожденная

Ганнибал, внучка арапа Ибрагима, о котором правнук- поэт рассказывал в

совей повести «Арап Петра Великого». Красавица, прозванная на свете за

смуглый цвет лица «парекрасной креолкой», поглощенная выездами и успехами

на балах, она мало вникала в домашние дела, а если и вникала , То , по

врожденной вспыльчивосати и экцентричности, только увеличивала беспорядок в

доме, управление которым всецело предал ей Сергей Львович.

Но домашнее нейстройство было скрыто доском светской жизни. Жизнь

родителей была сосредоточена в гостинной, а дети росли под присмотром

бабушки и крепостной няни, да гувернеров –иностранцев. Будущий поэт в

раннем детстве приводил в отчаяние своих светских рлдителей. Его насильно

заставляли бегать и играть со свертснпиками. Еще в детстве между ним и

продителями возникла та сухость отношений, которая продолжалась до конца

его жизни. Его заставляли быть любехзным, светским ребенком, но он и в

детстве не терпел насилия, оно проьбуждало в нем гнев и досаду.

Лоднажды на прогулке, он «незамеченный никем, отстал от общества и

преспокойно уселся посереди улицы. Ситдел он до тех пор, пока не заметил ,

что из одного дома кто-то смострит на негь и смеется. Замкнутый,

молчаливый, бегающий от гостей, теряющий носовые платки- вот ччто мы узнаем

из воспоминаний о дестве поэта. Внутренний мир был скрыт от окружающих.

Кудрявый мальчик со смуглым лицом и живыми глазами рос и развивался для

всех незаметно. Семи лет он впервые попал в деревню, в поджмомковноеимениек

Захарово. Здесь характер его резко изменился. Он стал до крайности резвым.

Родители теперь были уже в отчаянии от его шалостей, сменявшихся капризной

угрюмостью. Даже добрая бабушка, Мария Алексеевна Гваннибал, говаривала про

своего люьбимца:»Не знаю, что выйдет из моего старшщего внука. Мальчик умен

и охотник до книжек, а учится плохо, редко когда урок свой порядком сдаст,

то его не расшевелишь, не прогонишь играть с детьми, то вдруг так

развернется и расходжится, что ничем его не уймешь, нет у него середины».

Теперь малени=ький Пушкин уже не убегал в жетскую из гостинной, где в

числе посетителей бюывали Карамзин, Батюшков, жуковский. «Он внимательно

прислушивался к их суждениям и разговорам, знает корифееев нашей словесноти

не по одним их произведениям, но и по живому слову, выражающему характер

человека, западающему часто в юный ум невольно и неизгладимо».

Среди разговоров светских знакомых и литературных друзей отца, в

обществе, где ценились тонкие мадригалы, эпиграммы, каламбуры, находило

пищу и остроумия Пушкина.

Воспитание, полученное Пушкиным в родном доме, черезвычайно характерно

для полуфранцукзских нравов русского дворянсткого общества начала 19 в.

Учебные занятия с гувернерамиЮ, большей частью плохими педагогами, не

понимавшими своего живого и своенравного ученика, пользы принесли ему

немногоЮ но немало доставили ему огорчений. В плане автобиографических

записок пушкин упоминает:»Первые неприятности- гуавернантки. Моли

непричтные воспоминания – Кат.П. и Ан.Ив. – Нестерпимое состояние».

Сведения о первых учителях пушкина сохранились очень сукудные. Сам он в

упомянутом плане автобиографии называет две фамилии- Монфор и Русло, но не

указывает, ьбыли ли они гувернерами или приходящими учителями.

В воспоминаниях сестры полэта Павлищевой сказано, что воспитание детей

«вверено было иностранцамиЮ гувернерам и гувернанткам. Первым восмпитателем

был эмигрант граф Монфор, челдовек образованный, музыкант и живописец,

потом русло, который писал хорошо французские стихи, далее Шедель и другие,

им как воджилось тоггда, была дана полная воля над детьми.

Настоящим и делтеным наставником в русском языке был священник Беликов,

принадлежавший к числу образвоанных представителей духовенства. Воспитанник

Славяно-греко-латинской академии в Москве, он влажал латинским,

французским, немецкими языками. Детям пушкиных он преподавал закон Божий,

русский язык и арифметику.

Пушкин вспоминал :»Гувернантки были сноснее гуверненво , хотя и не

бличстали напускными педагогическими ухватками. Но из них большая часть по

образвоанию и уму стояла ниже всякой критики, поражая своей наивностью. Так

одна их них удивлялась, поячему волки не гуляют по Москве, почему десертом

не служат сальные свечи.»

В программу воспитания детей входили и танцы. Маленьких пушкиных

родители водили на уроки танцев к Трубейким и сушковым. Пол четвергам детей

возили на знаменитые детские балы танцмейстера Иогеля.

Для развития будущего поэта большое значение, нежели уроки, имело

самостоятельное чтение. «Чтение – вот лучшее учение». Мальчик забирался в

отцовскую библиотеку и пожирал книгу одну за одной, в основном

фрванцузскипе роиманы. При поступлении в лицей пугкин поразил сверстников

своей начитанностью. «Все мы виели,- вспоминал пушин, друг пушкина,- что

Пушкин нас опередитл, многое прочел, о чем мы и не слыхивали, все. Что

читал, помнил»

Чтение пробудило в ребенке творческую фантазию. Он стал писать по-

французски маленькие комедии и разыгрывал их перед сестрой, которая

изображала публику. Позднее пушкин считал такого роджа упражнения в чужом

зяке вредными для русской поэтической техники.

Лет десяти пушкин сочинил героико-комическую поэиту в шести песнях.

Содержанием ее была война между карлами и карлицами во времена короля

дагоберта. Поэма называалась «Толиада». Гувернантка похитила тетрадку юного

поэта и отдала ее гевернеру Шеделю, жалуясь, что мальчик не знает своего

урока. Шедель прочитал первые стихи и рахохотался. Тогда маленький автор

расплакался и в пылу оскорбленного самолюбия бросил свою поэму в печку.

Воспитание Пушкина «мало заключало в себе русского». Но, к счастью,

чсреди его воспитательниц были две замечательные русские женщины:бабушка

Мария Александровна и няня Арина Родионовна, крепостная из вотчины

Ганнибалов – Кобрино,

Бабушка, много испытавшая на своем веку, носохзранившая душевную

бодрость и мягкость, внесла в детскую пушкиных тот уют, которого дети не

могли видеть в светской гостинной. У бабушки поэт учился читать и писать по-

русски. Нужно хаметить, что она отдичнгол писала по-русски, бабушка была и

хранительницей семейных преданий. Внучек залезал в рабочую корзину и жадно

слуал ее рассказы и старине. От нее, как волшебгую сказку. Он узнал повесть

и жизни своего прадеда, арапа Ибрагима.

От бабушки пушкин еще в детстве мог слышать расскащзы и о прошлом

немекой слободы, связаной с реформами петра, от нее мог узнать предания о

годунове и Дмитрии Самозванце. В жвух верстах от Захарова находится село

Вязекмы, где был похоронен брат поэта николай. Село вяземы принадлежало

борису Годунову. Которым были построены каменная двухярусная церковь и

каменная звонница. Память о годунове жила в рассказах и преданиях местных

жителей.

Таким образом, когда впоследствии пушкин встретид название годжуновского

села в рассказе Карамзина о подмосковных воиснких потехах самозванца и о

прибюлижении Марины Мнишек к Москве, то мог допнолнить картину

повестевования ихз собственых воспоминаний о вяземах.

Захзарово было богатой деревней, в ней раздавплись русские песни,

устраивались праздники, хороводы, и пушкин имел возможность принять

впечатьления народа. В мир народной поэзии, к тому зеленому дубу у

лдукоморья, вокруг которого ходит кот ученый, уводиои ребенка сказки и

песни арины Роджионовны. Образы бабущки и няни сливались в его стихах с

образом музы, которая посетила его на слабом утре дней златых, она

склонялась над колыбелью поэжта веселой старушкой. В шушуне и в больших

очках. Няня и бабушка- предания старины и мир народной поэзии – были для

поэта связующим звенолм с историческим прошлым и с живой жизнью народа. Им

поэт обязан своим трезвым реалихзмом и глубоким пониманием родного языка.

Когда пушкин подрос, он перешел на попечсенье крепостного дядтьки никиты

Тимофеича Козлова. Никитьа среди дворни пушкиных был человек выдающийся: он

любил читать и даже сочинял стихи. С нНикитой Козловым пушкин совершал

далекие прогулки по москве и ее окрестностям, взбирался на колокольню Ивана

Великого, посещал монастыри, народные гуляния, джадно впитывал

впечатленияуличной жизнги, прислушивался к живому и образному говору

московской толпы. Разговорный язык простого народа (не читающего

иностранных книг, не выражающего, как мы, своих мыслей на французском

языке) достоин также глубюочайщего изучения»- писал Пушкин в 1830 г.,

замечая, что писателям следует «иногда прислушиваться к московским

просвирням. Они говорят удивительно чистым и правильным языком».

Совершая прогулки по московским улицам, Пушкин видел многое, что вскоре

было уничтожено опустошительным пожаром !*!»г.



© 2009 РЕФЕРАТЫ
рефераты