рефераты
рефераты
Главная
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Логика
Военная кафедра
Банковское дело
Биржевое дело
Ботаника и сельское хозяйство
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство

Фантастические образы в романе М.А. Булгакова Мастер и Маргарита


Фантастические образы в романе М.А. Булгакова Мастер и Маргарита

Фантастические образы в романе М.А.Булгакова

«Мастер и Маргарита»

Михаил Булгаков – писатель с необычной судьбой: основная часть его

литературного наследия стала известна читающему миру только четверть века

спустя после его смерти. При этом последний его роман – «Мастер и

Маргарита» - принес автору мировую славу.

На мой взгляд, своеобразие романа «Мастер и Маргарита» заключается в

том, что он требует от читателя выхода за пределы привычных эстетических

представлений и сведений. Иначе часть художественного смысла романа

остается невидимой, а некоторые его страницы могут показаться не более чем

порождением страшной фантазии автора.

Дьявол был нередким гостем на страницах литературы двадцатых годов,

его сразу узнавали читатели. Внешнее сходство с Мефистофелем было

подчеркнуто и именем Воланд, которое встречается в «Фаусте» как одно из

имен дьявола. Десятилетие спустя, во время авторских чтений, реакция была

уже совсем иной. Изменился литературный и общественный фон, углубилась и

усложнилась роль Воланда в завершенном романе, становившемся, как сознавал

автор, итогом его драматической судьбы. Слушателями владело огромное

напряжение, желание понять, «что бы это значило». Необходимо заметить, что

Булгаков в своем романе достаточно точно описал неузнавание Воланда всеми,

кроме Мастера и Маргариты. Будто предвидя реакцию читателя, автор устами

Мастера рассказал, что тот пробовал читать свой роман «кой – кому, но его и

половины не понимают».

Первые слушатели романа – современники автора – были чрезмерно

сосредоточены на разгадывании Воланда, испуганы невольными ассоциациями, к

которым вело их всемогушество героя в наказании одних и поощрении других

персонажей романа. Для меня же «сатанизм» Воланда очевиден так же, как и

божественность Иешуа. Но ведь из этого следует, что Воланд – герой

отрицательный. Может быть, мое мнение ошибочно, но я считаю, чтоэто не так.

Я думаю, что человек обязан знать свои недостатки, познать самого себя,

увидеть в себе отрицательное, что очень трудно, так как зло способно

скрыться в самых дальних уголках подсознания, просто исчезнуть, едва

показавшись, и даже иметь видимость добра. И в этом случае встреча с

Воландом необходима.

Создавая фигуру Воланда, Булгаков опирался на устоявшуюся литературную

традицию, которая сменила средневековые представления о дьяволе и злых

демонах, иначе сформировав, как писал В.М. Журмунский, «загадочный и

сложный, опоэтизированный и фантастический мир сверхъестественных существ…

бессмертных, но открытых страстям и страданиям, а главное – не поддающихся

однозначной оценке с точки зрения традиционных критериев добра и зла. Эти

существа оказываются таинственным образом связанными с человеком: он может

вступать с ними в общение и даже подчинять своей воле, хотя бы на время».

Автор романа опирался на древнейшие книги, раскрывающие сущность добра и

зла, - Ветхий завет, Талмуд и другие. Там он нашел, по-видимому, и такую

функцию Воланда, которая приводит в недоумение сегодняшнего даже

искушенного читателя: почему именно Воланд выполняет волю Иешуа

относительно судьбы мастера? А ведь в Ветхом завете Сатана еще враг Бога и

людей, как в Новом завете, а земной администратор божественного правосудия,

нечто вроде судебного исполнителя.

Итак, подведя итог сказанному, хочу заметить, что Воланд –

фантастический персонаж. Но когда нам необходима встреча с ним, мв всегда

найдем его в себе. И он всегда подскажет, за какое дело, сотворенное нами,

мы обязаны нести ответственность, чтобы это зло не росло, не множилось, не

превратилось в глобальную катастрофу.



© 2009 РЕФЕРАТЫ
рефераты