рефераты
рефераты
Главная
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Логика
Военная кафедра
Банковское дело
Биржевое дело
Ботаника и сельское хозяйство
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство

Фольклор для детей


Фольклор для детей

Казанский государственный

педагогический университет

«Детский

фольклор»

Руководитель: Карпеева Т.А.

Выполнила: ст. 104 гр. ФРФ

Фаттахова Д.И.

ВВЕДЕНИЕ

Сказка понятие обобщающее. Наличие определенных жанровых признаков

позволяет отнести то или иное прозаическое произведение к сказкам. Жизнь

сказки - это непрерывный творческий процесс. В каждую эпоху происходит

частичное или полное обновление сказочного сюжета. И на примере сказки П.П.

Ершова «Конек-горбунок» мы проследим проявление народных традиций в

литературной сказке.

анализ

П.П. Ершов еще будучи гимназистом увлекался фольклором. «Среди

стариков он внимательно прислушивался к рассказам о поверьях, обычаях,

жизни русского народа». В 1834 году сказка Ершова предстала на суд

взыскательной публики и до сих пор является образцом литературной обработки

народной сказки. В чем же ее особенность? На мой взгляд в отношении

писателя к форме повествования: здесь ощущается влюбленный в свое дело

русский сказочник, а не просто писатель, интерпретирующий сказку.

Кроме того, «Конек-горбунок» состоит из ряда сказочных сюжетов,

которые появляются в народных сказках. Например:

V Отец поручает трем сыновьям оберегать свое добро, а выполняет это

младший сын (в народной сказке это вариация конфликта главного героя с

социальными силами - предательство старших братьев или тема

несправедливого раздела имущества).

V Чудесный конь помогает положительному герою.

V Перо чудесной птицы приносит горе и т.п.

Все эти мотивы встречаются в сказках «Сивка-бурка», «Свинка – золотая

щетинка», «Жар-птица и Василиса-царевна».

Ершов в сказке удивительно точно передает мифическое мироощущение

народа. Уже с первых строк мы видим не невежественный русский народ, с

ограниченным кругозором, а ум способный мыслить возвышенно, величественно.

Ершов не просто говорит, что в такой-то семье живет такой-то мужик, а

выносит повествование за рамки обыденности на какой-то вселенский простор:

За горами, за лесами,

За широкими полями,

Против неба – на земле,

Жил старик в одном селе.

Село – это частичка вселенной, но автор показывает и более реальную

жизнь крестьянского народа:

Братья сеяли пшеницу

Да возили в град-столицу:

Знать, столица та была

Недалече от села.

В сказке по народному показаны и праздничные стороны крестьянского

труда

Чистить коней начинает,

Умывает, убирает,

Гривы длинные плетет,

Разны песенки поет…

А убрав их в оба чана

Нацедить сыты медвяной

И насыпал дополна

Белоярого пшена

Сказочный мир Ершова органично слит с крестьянской повседневностью и

даже волшебные, сказочные образы обладают земной красотой, земными чертами.

Например, Жар-птица – это ветер, облако, молния плюс жар в

крестьянской печи, рыжий петух за околицей. С ней связан и образ зарницы

(когда над хлебным полем вспыхивают огоньки).

Царь-девица живет в сказочном золотом дворце, этот мотив тоже взят из

народного фольклора, точнее периода языческих поверий о дворце бога –

Ярилы.

Подъезжают; у ворот

Из столбов хрустальный свод;

Все столбы те завитые

Хитро в змейки золотые,

На верхушках три звезды,

Вокруг терема сады,

На серебряных там ветках

В раззолоченных во клетках

Птицы райские живут.

Ершовский Иванушка – типичный персонаж русского фольклора. Он дурачит

окружающих, разыгрывает из себя глупца. Он не жаден, ему не нужны деньги,

почести и слава. Среди других героев Иванушка-дурачок, самый свободолюбивый

человек. Он простодушен, но правдив. В общении с царем он свободен и смел:

Чудно дело! Так и быть,

Стану царь тебе служить.

Только чур со мной не драться

И давай мне высыпаться,

А не то я был таков.

Образ Конька-Горбунка, можно сказать «двойник» Иванушки-дурачка.

Иванушка-дурачок под своей глупость прячет качества, которые свойственны

русскому богатырю, Конек-Горбунок – «паршивенький» жеребенок, который также

таит все признаки могучего коня. Конек-Горбунок не только чудесный помощник

(как в народной сказке), а еще и верный друг и товарищ.

Ершов сохраняет традиционные повторы в сказке (братья идут сторожить

хлеба), совмещает народные и литературные традиции того времени.

Ершов уловил и воплотил в своей «волшебной сказке» самую суть

народной культуры, которая связана с ранними языческими и с более поздними

христианскими представлениями.

Биографическая справка

[pic]

Ершов Петр Павлович - известный писатель (1815 - 1869), уроженец Сибири;

образование получил в Петербургском университете; был директором тобольской

гимназии. Печатал стихотворения в "Библиотеке для Чтения" Сенковского и в

"Современнике" Плетнева . Известность доставила Ершову сказка "Конек-

Горбунок", написанная им еще на студенческой скамье и впервые напечатанная

отрывком в 3 т. "Библиотеки для Чтения" 1834 г., с похвальным отзывом

Сенковского; первые четыре стиха сказки набросал Пушкин, читавший ее в

рукописи. "Теперь этот род сочинений можно мне и оставить", - сказал тогда

Пушкин. Великому поэту понравилась легкость стиха, с которым - говорил он -

Ершов "обращается как с своим крепостным мужиком". Вслед затем она вышла

отдельной книжкой и при жизни Ершова выдержала 7 изданий; начиная с 4-го

издания, в 1856 г., она выходила с восстановлением тех мест, которые в

первых изданиях заменены были точками. "Конек-Горбунок" - произведение

народное, почти слово в слово, по сообщению самого автора, взятое из уст

рассказчиков, от которых он его слышал; Ершов только привел его в более

стройный вид и местами дополнил. Простой, звучный и сильный стих, чисто

народный юмор, обилие удачных и художественных картин (конный рынок,

земский суд у рыб, городничий) доставили этой сказке широкое

распространение; она вызвала несколько подражаний (например, Конек-Горбунок

с золотой щетинкой).

-----------------------

Град небесный у Ершова явно выраженные русские черты. Иллюстрация

Милославского В.А.



© 2009 РЕФЕРАТЫ
рефераты