Фортунатов Филипп Фёдорович
Фортунатов Филипп Фёдорович
Фортунатов
Филипп Федорович
(1848 - 1914)
Ф. Ф. Фортунатов оставил неизгладимый след в истории русского
языкознания выдающийся учёный-лингвист, индоевропеист-компаративист,
славист, индолог, литуанист, знаток многих индоевропейских языков
(ведийский, санскрит, пали, греческий, латинский, старославянский,
готский, литовский, латышский, армянский, бактрийский), специалист в
области сравнительно-исторической фонетики и акцентологии, палеографии и
орфографии, теоретической грамматики, воспитатель блестящей плеяды
языковедов, научная деятельность которого длилась 43 года (начиная с
изучения литовских говоров в 1871 году), академик Петербургской академии
наук (с 1902 года), профессор Московского университета, ученик Ф. И.
Буслаева.
Фортунатов, как никто другой, умел генерировать новые лингвистические
идеи, был основоположником формально-лингвистического направления в
исследовании языка, основателем Московской лингвистической школы. Он
предложил концепцию распределения слов по формальным (грамматическим)
классам на основе наличия или отсутствия в словах формальных показателей,
противопоставив тем самым свою оригинальную теорию общепринятой теории
частей речи. Нередко несколько слов в трудах этого ученого порождало
новые научные поиски. Так, в общем курсе сравнительного языковедения,
который он читал в Московском университете в 1901-1902 гг., было
сформулировано учение о грамматической форме слова, которую Фортунатов
понимал как его морфологическую членимость. Это положение вызвало в
лингвистике взрыв плодотворных идей, многие из которых разрабатываются и
в наши дни.
В трудах по сравнительно-историческому языкознанию он пересмотрел и
обновил трактовку ряда сложных идей, касающихся сути древнейших процессов
в индоевропейских языках. Фортунатов сформулировал положение о том, что
индоевропейский язык, как и всякий другой, должен иметь свою историю и
диалектное членение. В результате этих изысканий Фортунатов открыл закон
о передвижении ударения от начала слова к его концу в славянских и
балтийских языках, что некогда было обусловлено фонетической позицией.
Этот закон получил название "закон Фортунатова - де Соссюра" (оба
лингвиста открыли его независимо друг от друга).
Фортунатов много занимался также теорией правописания. Он внес большой
вклад в подготовку реформы русской орфографии, которая была осуществлена
уже после его смерти. Идеи Фортунатова продолжили развивать его ученики -
М. Н. Петерсон, А. М. Пешковский, Д. Н. Ушаков и др. (первое поколение
Московской лингвистической школы) и ученики его учеников – Р. И.
Аванесов, А. А. Реформатский, П. С. Кузнецов, Г. О. Винокур и др.
|