рефераты
рефераты
Главная
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Логика
Военная кафедра
Банковское дело
Биржевое дело
Ботаника и сельское хозяйство
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство

Фортунатов Филипп Фёдорович


Фортунатов Филипп Фёдорович

Фортунатов

Филипп Федорович

(1848 - 1914)

Ф. Ф. Фортунатов оставил неизгладимый след в истории русского

языкознания выдающийся учёный-лингвист, индоевропеист-компаративист,

славист, индолог, литуанист, знаток многих индоевропейских языков

(ведийский, санскрит, пали, греческий, латинский, старославянский,

готский, литовский, латышский, армянский, бактрийский), специалист в

области сравнительно-исторической фонетики и акцентологии, палеографии и

орфографии, теоретической грамматики, воспитатель блестящей плеяды

языковедов, научная деятельность которого длилась 43 года (начиная с

изучения литовских говоров в 1871 году), академик Петербургской академии

наук (с 1902 года), профессор Московского университета, ученик Ф. И.

Буслаева.

Фортунатов, как никто другой, умел генерировать новые лингвистические

идеи, был основоположником формально-лингвистического направления в

исследовании языка, основателем Московской лингвистической школы. Он

предложил концепцию распределения слов по формальным (грамматическим)

классам на основе наличия или отсутствия в словах формальных показателей,

противопоставив тем самым свою оригинальную теорию общепринятой теории

частей речи. Нередко несколько слов в трудах этого ученого порождало

новые научные поиски. Так, в общем курсе сравнительного языковедения,

который он читал в Московском университете в 1901-1902 гг., было

сформулировано учение о грамматической форме слова, которую Фортунатов

понимал как его морфологическую членимость. Это положение вызвало в

лингвистике взрыв плодотворных идей, многие из которых разрабатываются и

в наши дни.

В трудах по сравнительно-историческому языкознанию он пересмотрел и

обновил трактовку ряда сложных идей, касающихся сути древнейших процессов

в индоевропейских языках. Фортунатов сформулировал положение о том, что

индоевропейский язык, как и всякий другой, должен иметь свою историю и

диалектное членение. В результате этих изысканий Фортунатов открыл закон

о передвижении ударения от начала слова к его концу в славянских и

балтийских языках, что некогда было обусловлено фонетической позицией.

Этот закон получил название "закон Фортунатова - де Соссюра" (оба

лингвиста открыли его независимо друг от друга).

Фортунатов много занимался также теорией правописания. Он внес большой

вклад в подготовку реформы русской орфографии, которая была осуществлена

уже после его смерти. Идеи Фортунатова продолжили развивать его ученики -

М. Н. Петерсон, А. М. Пешковский, Д. Н. Ушаков и др. (первое поколение

Московской лингвистической школы) и ученики его учеников – Р. И.

Аванесов, А. А. Реформатский, П. С. Кузнецов, Г. О. Винокур и др.



© 2009 РЕФЕРАТЫ
рефераты