рефераты
рефераты
Главная
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Логика
Военная кафедра
Банковское дело
Биржевое дело
Ботаника и сельское хозяйство
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство

Габдулла Тукай


Габдулла Тукай

Зеленодольский Механический Колледж

Реферат На Тему:

Габдулла Тукай

Выполнил: студент I курса

гр.221

Газеев Марат

Проверил: Галимова Н. З.

2002 год

Габдулла Тукай

Имя Габдуллы Тукая известно не только в Татарии, но и далеко за её

пределами. Его знают все, кто ценит искусство, кто любит поэзию. Творчество

Тукая многогранно: он поэт и публицист, литературный критик и общественный

деятель. Для развития татарской поэзии и в целом культуры он сделал также

много, как Пушкин для русской поэзии и культуры.

Габдулла Тукай родился в апреле 1886 года в деревне Кушлавыч бывшей

Казанской губернии. Оставшись рано сиротой, Габдулла первое время жил у

дедушки, который в 1889 году отправил мальчика в Казань. В 1895 году

девятилетний Габдулла приехал в Уральск к двоюродной сестре. Оставшись рано

сиротой, Габдулла первое время жил у дедушки, который в 1889 году отправил

мальчика в Казань. В 1895 году девятилетний Габдулла приехал в Уральск к

двоюродной сестре.

В Уральске прошли детство и юность поэта. Здесь он поступил в медресе,

в этом городе начал писать стихи. В этом уральском городке молодой Тукай

познакомился с творчеством великих русских поэтов - Пушкина и Лермонтова.

Их стихи покорили сердце начинающего поэта.

Работая в типографии корректором и экспедитором, Габдулла Тукай не мог

мириться с той эксплуатацией, которая здесь царила. За десять рублей в

месяц от него требовали, казалось, невозможного. В таком же положении жили

наборщики и другие рабочие. Однажды Тукай высказал рабочим, что надо

защищать свои права и не бояться хозяина.

Хозяин типографии заметил, что молодой корректор подбивает рабочих к

недовольству, но принимать крутых мер не стал, так как боялся едких стихов

Тукая, который уже печатался в газетах. Он только побольше загрузил работой

вольнодумца.

Но Тукай всегда был верен тому, что наметил. Он решил дать бой

хозяину, и стал готовить рабочих типографии к выступлению с требованием

увеличить зарплату. Видя, что юноша тверд характером, хозяин решил

разделаться с Тукаем и уволил его из типографии.

Перед молодым Тукаем встал вопрос, куда пойти? К этому времени он уже

был известным поэтом. Его талантом восторгались многие, владельцы казанских

и других газет приглашали поэта к себе на работу. Среди них была и

оренбургская газета миллионера-золотопромышленника Рамеева "Вакыт"

("Время"). И хотя Тукай знал, что Рамеев поэт и что у него есть неплохие

стихи, он все же не пошел к нему. Его мечтой стала Казань, где более бурно,

нежели в Оренбурге или Уфе, кипела жизнь. И он устремился в Казань.

Тукай любил свой народ и, пожалуй, из татарских писателей прошлого

никто не сумел с такой глубиной и художественной силой выразить дух

народности, как сделал это он.

Тукай горячо, самозабвенно любил Казань. С этим городом у него связано

все лучшее в жизни. Но вместе с тем в Казани он пережил и много горьких

минут.

Поэт говорит, что татарский народ найдет счастье только в единстве с

русским народом, на земле отцов. Тукай гневно отвергает идею, которую

старались протащить сбежавшие в Турцию Г. Р. Ибрагимов и Ю. Акчура. Не с

Турцией, а с народами России найдем мы счастье, пишет Тукай.

С народом России мы песни певали,

Есть общее в нашем быту и морали...

Вовеки нельзя нашу дружбу разбить,

Нанизаны мы на единую нить.

За период жизни Тукая в Казани нет, пожалуй, ни одного его

поэтического сборника, на который не налагался бы арест. Дружба Тукая с Ф.

Амирханом, Г. Камалом, Г. Кулахметовым и большевиком Хусаином Ямашевым

способствовала формированию идейных взглядов поэта. Он с большой теплотой

пишет о первом татарском большевике X. Ямашеве.

Казань, в которой поэт прожил свои последние годы, была мила Тукаю, он

посвятил ей немало прекрасных строк. Поэт называет ее "светозарной",

городом науки и искусства.

Когда здоровье Тукая ухудшилось, поэту советовали поехать лечиться на

юг, но у него не было на это средств. Друзья собрали ему немного денег и

отправили лечиться в деревню. Но болезнь была уже запущена. В деревне поэту

стало еще хуже. Было решено положить Тукая в больницу. Врачи, осмотрев

больного, спросили его, почему он раньше не обратился в больницу? На это

поэт шутливо ответил:

Музей классика татарской литературы народного поэта Габдуллы Тукая

Музей открыт в 1986 году к столетию со дня рождения поэта. Дом, в

котором расположился музей, - бывший коммерческий особняк, памятник

архитектуры ХХ века, находящийся в Старо-Татарской слободе.

Экспозиция музея отражает казанский период жизни Г. Тукая: здесь он

жил дважды - в детстве, а затем приехал сюда в 1907 году из Уральска после

учебы в медресе. В Казани он состоялся как поэт, журналист, общественный

деятель. Похоронен на кладбище в Ново-Татарской слободе.

Важное место в экспозиции занимают прижизненные издания Габдуллы

Тукая. Среди мемориальных вещей - подлинные фотографии поэта разных лет.

Одна из них, 1908 года, сделана для сборника его стихотворений. Большой

интерес представляют и личные вещи - фаянсовая шкатулка, которую поэт купил

сестре с первого гонорара: тюбетейка Габдуллы Тукая, его домра,

металлический стакан для карандашей, плетеная дорожная корзина для

путешествий. Здесь же посмертная маска поэта и фотографии его похорон.

Габдулла Тукай

[pic]

Имя Габдуллы Тукая известно не только в Татарии, но и далеко за её

пределами. Его знают все, кто ценит искусство, кто любит поэзию. Творчество

Тукая многогранно: он поэт и публицист, литературный критик и общественный

деятель. Для развития татарской поэзии и в целом культуры он сделал также

много, как Пушкин для русской поэзии и культуры.

Работая в типографии корректором и экспедитором, Габдулла Тукай не

мог мириться с той эксплуатацией, которая здесь царила. За десять рублей в

месяц от него требовали, казалось, невозможного. В таком же положении жили

наборщики и другие рабочие. Однажды Тукай высказал рабочим, что надо

защищать свои права и не бояться хозяина.

Хозяин типографии заметил, что молодой корректор подбивает рабочих к

недовольству, но принимать крутых мер не стал, так как боялся едких стихов

Тукая, который уже печатался в газетах. Он только побольше загрузил работой

вольнодумца.

Но Тукай всегда был верен тому, что наметил. Он решил дать бой

хозяину, и стал готовить рабочих типографии к выступлению с требованием

увеличить зарплату. Видя, что юноша тверд характером, хозяин решил

разделаться с Тукаем и уволил его из типографии.

Перед молодым Тукаем встал вопрос, куда пойти? К этому времени он

уже был известным поэтом. Его талантом восторгались многие, владельцы

казанских и других газет приглашали поэта к себе на работу. Среди них была

и оренбургская газета миллионера-золотопромышленника Рамеева "Вакыт"

("Время"). И хотя Тукай знал, что Рамеев поэт и что у него есть неплохие

стихи, он все же не пошел к нему. Его мечтой стала Казань, где более бурно,

нежели в Оренбурге или Уфе, кипела жизнь. И он устремился в Казань.

Тукай любил свой народ и, пожалуй, из татарских писателей прошлого

никто не сумел с такой глубиной и художественной силой выразить дух

народности, как сделал это он.

Тукай горячо, самозабвенно любил Казань. С этим городом у него

связано все лучшее в жизни. Но вместе с тем в Казани он пережил и много

горьких минут.

Разоблачая националистическую буржуазию, ее идеологов, поэт говорит,

что татарский народ найдет счастье только в единстве с русским народом, на

земле отцов. Тукай гневно отвергает идею, которую старались протащить

сбежавшие в Турцию Г. Р. Ибрагимов и Ю. Акчура. Не с Турцией, а с народами

России найдем мы счастье, пишет Тукай.

С народом России мы песни певали,

Есть общее в нашем быту и морали...

Вовеки нельзя нашу дружбу разбить,

Нанизаны мы на единую нить.

Казань, в которой поэт прожил свои последние годы, была мила Тукаю,

он посвятил ей немало прекрасных строк. Поэт называет ее "светозарной",

городом науки и искусства.

Борьба с самодержавием, с буржуазными националистами отняла у поэта

много силы. Здоровье Тукая резко ухудшилось. Поэту советовали поехать

лечиться на юг, но у него не было на это средств. Друзья собрали ему

немного денег и отправили лечиться в деревню. Но болезнь была уже запущена.

В деревне поэту стало еще хуже. Было решено положить Тукая в больницу.

Врачи, осмотрев больного, спросили его, почему он раньше не обратился в

больницу? На это поэт шутливо ответил: "Мне говорили, что больница - это

первая станция к смерти. А мне хотелось немножко пожить на свете".

В пять часов вечера 11 апреля 1913 года поэта не стало. Габдулла

Тукай умер в расцвете творческих сил и таланта, как писал Горький, "от

голода и чахотки".

Татарский народ высоко чтит память о выдающемся народном поэте.

Именем Тукая в республике названы госфилармония, премия, которой

удостаиваются лучшие литературные произведения и произведения искусства,

его имя носит улица Казани. На месте нынешней Тукаевской улицы были две -

Тихвинская и Екатерининская. Вторая шла от нынешней улицы Татарстан к

Кабану.

[pic]

Тукай жил в номерах "Булгар" (угол Кирова и Татарстан). На этом доме

установлена мемориальная доска. Есть она и на доме, стоящем на углу улиц

Островского и Кави Наджми. Во времена Тукая здесь была больница (ныне

клиника ГИДУВа).

Прах Габдуллы Тукая покоится на татарском кладбище в Приволжском

районе.

Как я горд, народ прекрасный,

Что тебе принадлежу!

Быть хочу твоим поэтом,

За тебя стоять стеной.

Близок сердцу дух народный,

Я мечтаю, край родной,

Жить с тобой одной печалью

Или радостью одной

Чувства выше нет на свете,

Чем любовь к тебе народ,

Одержим одной я страстью –

сердцем быть всегда с тобой

23 марта 2002года Президент Татарстана посетил Музей изобразительных

искусств РТ и ознакомился с развернутой здесь большой выставкой,

посвященной 105-й годовщине со дня рождения основоположника татарского

профессионального изобразительного искусства Баки Урманче. По ходу

экскурсии необходимые пояснения к выставке, на которой представлено 130

живописных, графических и скульптурных работ мастера, Президенту давали

заместитель директора музея по науке Ольга Пиульская и вдова художника -

старший научный сотрудник ИЯЛИ им. Г.Ибрагимова Флора Вагаповна Ахметова-

Урманче, рассказавшая, в частности, об истории создания произведений,

которые привлекли особое внимание высокого гостя.

На выставке Президент внимательно вглядывался в те картины, которые

экспонируются впервые, восхищался иллюстрациями к произведениям Габдуллы

Тукая, портретами деятелей культуры и татар - полководцев Великой

Отечественной войны, многоцветьем пейзажей родного Татарстана. А картина "У

сепаратора" так понравилась Минтимеру Шариповичу, что он выразил пожелание,

чтобы она стала украшением художественной галереи Президентского дворца.

Это полотно относится к лучшим произведениям раннего периода творчества

Баки Урманче, когда он в 20-е годы прошлого столетия преподавал в Казанском

художественном техникуме.

Картина, по словам Шаймиева, всколыхнула у него воспоминания детства.

В этой картине все, как в жизни, - сказал он. - Сепаратор в то

далекое время был еще большой редкостью. Помню, как мама делала сметану на

таком сепараторе, а потом масло. И мы, дети, ждали, когда все это будет на

столе.

Президент охотно отвечал на вопросы журналистов и подчеркнул в беседе

с ними, что творчество Баки Урманче составило целую эпоху в татарском

изобразительном искусстве.

После знакомства с выставкой Минтимер Шарипович оставил теплый отзыв о

ней в Книге почетных гостей: "Творчество нашего великого мастера Баки

Урманче поражает своей философской глубиной, входит в наши души, восхищает.

Это одна из самых прекрасных страниц нашей истории. Я благодарю от всей

души тех, кто хранит это бесценное наследие".

На прощание Флора Вагаповна подарила Президенту Татарстана альбом

"Баки Урманче. Графические портреты" и свою новую книгу "Татарский эпос", а

директор музея Анатолий Сластунин - прекрасно выполненное издание, только

что увидевшее свет в Москве, - "Государственный музей изобразительных

искусств Республики Татарстан".

Материал взят из книги В. Белокопытова и Н. Шевченко, Их именами

названы улицы Казани. Казань, Таткнигоиздат, 1973 год.



© 2009 РЕФЕРАТЫ
рефераты