рефераты
рефераты
Главная
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Логика
Военная кафедра
Банковское дело
Биржевое дело
Ботаника и сельское хозяйство
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство

Гюстав Флобер Саламбо


Гюстав Флобер Саламбо

В ряду крупнейших писателей-реалистов 19 века во Франции справедливо

называют имя Гюстава Флобера.

Он родился 12декабря 1821 года в Руане. Он был младшим сыном известного

руанского хирурга, рос при городской больнице, и «медицинские» впечатления

сыграли свою роль в выработке его эстетики. Не окончив из-за болезни курс

права в Сорбонне, он рано избрал себе литературную карьеру, однако ничего

не публиковал вплоть до 1856. Его первые новеллы и хроники носили на себе

печать увлечения романтизмом. С 1846 жил уединенно в загородной усадьбе

Круассе, лишь иногда совершая путешествия (самое большое — на Восток в 1849-

51).

Расцвет творчества Флобера приходится на 50-60-е годы. Первую известность

получил в 1857, после публикации романа «Госпожа Бовари» и нашумевшего

судебного процесса, на котором эта книга была обвинена в «оскорблении

нравственности» (суд вынес оправдательный приговор). С этого момента Флобер

стал признанным лидером нового художественного направления — реализма,

прямым учителем Г. де Мопассана. Позднее был объявлен предтечей натурализма

(Э. Золя, Ш. М. Ж. Гюисманс, братья Э. и Ж. Гонкур). Сделавшись знаменитым,

он по-прежнему основную часть времени аскетически замкнуто жил в Круассе,

общаясь с миром в многочисленных письмах, многие из них — к поэтам Луизе

Коле, Луи Буйе, прозаикам Золя, Жорж Санд, И. С. Тургеневу и др. —

представляют собой исключительно содержательные документы, в которых нашло

отражение его эстетическое кредо.

Три больших реалистических романа были созданы им за 20 лет:”Госпожа

бовари”, “Саламбо”, “Воспитание чувств”.

Флобер был поистине “блудным сыном буржуазии”. Противоречивую суть его

творчества можно было бы выразить в краткой формуле: он был вечным бунтарем

против буржуазии и вечным пленником ее…

“Саламбо”

Этот роман, как и некоторые другие произведения зрелого Флобера — обращен

не к современному быту, а к баснословным временам древности: сюжет —

история мятежа войска наемников против Карфагена (3 в. до н. э.). Эпические

описания походов и сражений, садистские сцены убийств и жертвоприношений

образуют не столько исторический роман, сколько языческую мистерию о любви-

вражде солнечного бога Молоха и лунной богини Танит, отраженную в истории

карфагенской царевны Саламбо и вождя восставших наемников Мато.

В силу,каких причин обратился он к сюжету из далекой древности, к

восстанию наемных войск против карфагенской республики, разразившемуся в 3

веке до н.э.?

По-разному отвечали на этот вопрос французские критики. Побудительным

толчком к созданию романа могло стать заметное во Франции увлечение

археологическими разысканьями. Нет, вероятнее всего Флобера вдохновил,

указывали другие, пример близких к нему литераторов. Подобные объяснения не

затронули все же важнейшей причины, обусловившей рождение замысла

“Саламбо”.

Существовали достаточно серьезные политические мотивы, вынудившие писателя

уйти в прошлое. Еще и еще раз оказывалось справедливым излюбленное

изречение Флобера: сюжеты не выбирают, их навязывает писателю жизнь…

Писатель избрал удаленный от современности сюжет, который мог бы

гарантировать ему проявление творческой свободы и независимости. Но живая

действительность по пятам преследовала Флобера. Задуманный как далекий от

злобы дня “карфагенский роман” в ходе работы над ним стал приобретать для

автора все более актуальное звучание.

С избранным сюжетом были связаны огромные трудности: ведь дело шло о том,

чтобы воссоздать средствами искусства Карфаген таким, каким он был в

действительности.

Был предпринят поистине гигантский труд по собиранию крупиц прямых и

косвенных свидетельств о Карфагене. Понадобились и громадные усилия от

Флобера-художника, чтобы использовать исторические показания.

Над романом “Саламбо” писатель работал с 1857 по 1862 г.г.

В ходе долгой и кропотливой работы над романом перед Флобером вставали

двоякого рода трудности. Одна трудность была связана с изучением

материальной культуры далекого прошлого. Неизмеримо сложней был вопрос о

психологии столь удаленной от современности эпохи.

В “Саламбо” на первый план выдвинут вооруженный конфликт между наемниками

и Карфагеном, резко подчеркнуто огромное значение опоры республики –

наемной армии.

В критической литературе о “Саламбо” обычно говорят только о конфликте

купцов Карфагена с наемными солдатами, Все произведение сводят к этому. В

действительности же, писатель, сумел за указанным конфликтом разглядеть

напластование иных противоречий. В романе намечен троякого рода конфликт.

Показ противоречий внутри самого Карфагена представляет собой наиболее

интересную сюжетную линию в “Саламбо”.

Однако тема развертывающейся социальной драмы неприметно затухает к концу

романа. Интерес перемещается на батальные перипетии борьбы между наемниками

и Карфагеном. Сюжет раздваивается. Все более грандиозный разворот

батальной темы совмещается с романтической историей любви варвара Мато и

Саламбо.

Важную роль в развитии сюжета романа играет религия. Страшную силу над

персонажами имеют религиозные традиции.

В сознании Флобера далекое прошлое и настоящее тесно переплеталось. В

период работы над романом большую остроту во Франции и за ее пределами

приобрел “религиозный вопрос”.

Для Флобера в его романе таился по-своему гуманистический смысл. Он

полагал, что акт гуманности – воскресить пером людей, переставших “быть”,

исчезнувших, постичь то, чем они жили, что волновало их – словом, открыть в

мертвом живое. Вместе с тем, что было противоречиво, Флобер пытался

усмотреть доказательство своей человечности именно в уходе от

современности.

В какую же форму облек свое гуманное отношение к человечеству, Флобер?

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что перед выходом “Саламбо” в

свет Флобер отверг предложение издателя сопроводить роман иллюстрациями.

В романе затемняется писателем, как бы зашифровывается многое, что

относится к области личных интересов и переживаний, Например, он стремится

облечь образ Саламбо в неопределенную, скрадывающую конкретные детали,

туманную форму. В ее портрете опущено все индивидуально неповторимое.

Уже в 20 веке некоторые буржуазные критики пробовали связать роман Флобера

с империалистическими тенденциями эпохи. В наше время “Cаламбо” как роман,

якобы предсказавший кровавые расовые столкновения, которые в перспективе

ожидают современное человечество. Другие критики рассматривают “Саламбо”

как книгу, полную романтического мистицизма, или как “роман поэта”, не

роман исторический, а “чудо пластики” т.д. Эти и подобные им толкования

далеки от истины.

… Одной из самых трагических фигур французской литературы прошлого встает

перед нами Густав Флобер. Все его творчество свидетельствует о том, что он

объявил войну буржуазии, внутренне так и не разорвав всех связей с нею.

Пусть помнит читатель: как близок и как далек от нас этот человек и

художник, духовная трагедия которого состояла в том, что он оказался на

перепутье разных исторических дорог…



© 2009 РЕФЕРАТЫ
рефераты