Гюстав Флобер Саламбо
Гюстав Флобер Саламбо
В ряду крупнейших писателей-реалистов 19 века во Франции справедливо
называют имя Гюстава Флобера.
Он родился 12декабря 1821 года в Руане. Он был младшим сыном известного
руанского хирурга, рос при городской больнице, и «медицинские» впечатления
сыграли свою роль в выработке его эстетики. Не окончив из-за болезни курс
права в Сорбонне, он рано избрал себе литературную карьеру, однако ничего
не публиковал вплоть до 1856. Его первые новеллы и хроники носили на себе
печать увлечения романтизмом. С 1846 жил уединенно в загородной усадьбе
Круассе, лишь иногда совершая путешествия (самое большое — на Восток в 1849-
51).
Расцвет творчества Флобера приходится на 50-60-е годы. Первую известность
получил в 1857, после публикации романа «Госпожа Бовари» и нашумевшего
судебного процесса, на котором эта книга была обвинена в «оскорблении
нравственности» (суд вынес оправдательный приговор). С этого момента Флобер
стал признанным лидером нового художественного направления — реализма,
прямым учителем Г. де Мопассана. Позднее был объявлен предтечей натурализма
(Э. Золя, Ш. М. Ж. Гюисманс, братья Э. и Ж. Гонкур). Сделавшись знаменитым,
он по-прежнему основную часть времени аскетически замкнуто жил в Круассе,
общаясь с миром в многочисленных письмах, многие из них — к поэтам Луизе
Коле, Луи Буйе, прозаикам Золя, Жорж Санд, И. С. Тургеневу и др. —
представляют собой исключительно содержательные документы, в которых нашло
отражение его эстетическое кредо.
Три больших реалистических романа были созданы им за 20 лет:”Госпожа
бовари”, “Саламбо”, “Воспитание чувств”.
Флобер был поистине “блудным сыном буржуазии”. Противоречивую суть его
творчества можно было бы выразить в краткой формуле: он был вечным бунтарем
против буржуазии и вечным пленником ее…
“Саламбо”
Этот роман, как и некоторые другие произведения зрелого Флобера — обращен
не к современному быту, а к баснословным временам древности: сюжет —
история мятежа войска наемников против Карфагена (3 в. до н. э.). Эпические
описания походов и сражений, садистские сцены убийств и жертвоприношений
образуют не столько исторический роман, сколько языческую мистерию о любви-
вражде солнечного бога Молоха и лунной богини Танит, отраженную в истории
карфагенской царевны Саламбо и вождя восставших наемников Мато.
В силу,каких причин обратился он к сюжету из далекой древности, к
восстанию наемных войск против карфагенской республики, разразившемуся в 3
веке до н.э.?
По-разному отвечали на этот вопрос французские критики. Побудительным
толчком к созданию романа могло стать заметное во Франции увлечение
археологическими разысканьями. Нет, вероятнее всего Флобера вдохновил,
указывали другие, пример близких к нему литераторов. Подобные объяснения не
затронули все же важнейшей причины, обусловившей рождение замысла
“Саламбо”.
Существовали достаточно серьезные политические мотивы, вынудившие писателя
уйти в прошлое. Еще и еще раз оказывалось справедливым излюбленное
изречение Флобера: сюжеты не выбирают, их навязывает писателю жизнь…
Писатель избрал удаленный от современности сюжет, который мог бы
гарантировать ему проявление творческой свободы и независимости. Но живая
действительность по пятам преследовала Флобера. Задуманный как далекий от
злобы дня “карфагенский роман” в ходе работы над ним стал приобретать для
автора все более актуальное звучание.
С избранным сюжетом были связаны огромные трудности: ведь дело шло о том,
чтобы воссоздать средствами искусства Карфаген таким, каким он был в
действительности.
Был предпринят поистине гигантский труд по собиранию крупиц прямых и
косвенных свидетельств о Карфагене. Понадобились и громадные усилия от
Флобера-художника, чтобы использовать исторические показания.
Над романом “Саламбо” писатель работал с 1857 по 1862 г.г.
В ходе долгой и кропотливой работы над романом перед Флобером вставали
двоякого рода трудности. Одна трудность была связана с изучением
материальной культуры далекого прошлого. Неизмеримо сложней был вопрос о
психологии столь удаленной от современности эпохи.
В “Саламбо” на первый план выдвинут вооруженный конфликт между наемниками
и Карфагеном, резко подчеркнуто огромное значение опоры республики –
наемной армии.
В критической литературе о “Саламбо” обычно говорят только о конфликте
купцов Карфагена с наемными солдатами, Все произведение сводят к этому. В
действительности же, писатель, сумел за указанным конфликтом разглядеть
напластование иных противоречий. В романе намечен троякого рода конфликт.
Показ противоречий внутри самого Карфагена представляет собой наиболее
интересную сюжетную линию в “Саламбо”.
Однако тема развертывающейся социальной драмы неприметно затухает к концу
романа. Интерес перемещается на батальные перипетии борьбы между наемниками
и Карфагеном. Сюжет раздваивается. Все более грандиозный разворот
батальной темы совмещается с романтической историей любви варвара Мато и
Саламбо.
Важную роль в развитии сюжета романа играет религия. Страшную силу над
персонажами имеют религиозные традиции.
В сознании Флобера далекое прошлое и настоящее тесно переплеталось. В
период работы над романом большую остроту во Франции и за ее пределами
приобрел “религиозный вопрос”.
Для Флобера в его романе таился по-своему гуманистический смысл. Он
полагал, что акт гуманности – воскресить пером людей, переставших “быть”,
исчезнувших, постичь то, чем они жили, что волновало их – словом, открыть в
мертвом живое. Вместе с тем, что было противоречиво, Флобер пытался
усмотреть доказательство своей человечности именно в уходе от
современности.
В какую же форму облек свое гуманное отношение к человечеству, Флобер?
Обращает на себя внимание то обстоятельство, что перед выходом “Саламбо” в
свет Флобер отверг предложение издателя сопроводить роман иллюстрациями.
В романе затемняется писателем, как бы зашифровывается многое, что
относится к области личных интересов и переживаний, Например, он стремится
облечь образ Саламбо в неопределенную, скрадывающую конкретные детали,
туманную форму. В ее портрете опущено все индивидуально неповторимое.
Уже в 20 веке некоторые буржуазные критики пробовали связать роман Флобера
с империалистическими тенденциями эпохи. В наше время “Cаламбо” как роман,
якобы предсказавший кровавые расовые столкновения, которые в перспективе
ожидают современное человечество. Другие критики рассматривают “Саламбо”
как книгу, полную романтического мистицизма, или как “роман поэта”, не
роман исторический, а “чудо пластики” т.д. Эти и подобные им толкования
далеки от истины.
… Одной из самых трагических фигур французской литературы прошлого встает
перед нами Густав Флобер. Все его творчество свидетельствует о том, что он
объявил войну буржуазии, внутренне так и не разорвав всех связей с нею.
Пусть помнит читатель: как близок и как далек от нас этот человек и
художник, духовная трагедия которого состояла в том, что он оказался на
перепутье разных исторических дорог…
|