рефераты
рефераты
Главная
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Логика
Военная кафедра
Банковское дело
Биржевое дело
Ботаника и сельское хозяйство
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство

История одного города - сатира на прошлое России или предостережение о будущих опасностях общественного развития


История одного города - сатира на прошлое России или предостережение о будущих опасностях общественного развития

«История одного города» – сатира на прошлое России или предостережение о

будущих опасностях общественного развития»

…я совсем не историю предаю осмеянию,

а известный порядок вещей.

Сатирика Салтыкова-Щедрина занимает одно из первых мест в мировой

литературе. «История одного города» - «странная и замечательная книга», в

которой писатель обратился к историческому прошлому России, чтобы с большей

силой и гневом обличить современный ему государственный строй, рождающий

Угрюм-Бурчеевых, Брудастых, Прыщей, Грустиловых, Перехват–Залихватских. Это

сатира, бичующая народную пассивность и долготерпение, призывающая к

активному действию. Произведение Салтыкова–Щедрина наполнено подлинными

фактами и событиями русской жизни, поднятыми на уровень грандиозного

обобщения.

В «Истории одного города» можно разглядеть две силы, действующие

одновременно : власть и терпеливо выносящий свою борьбу город Глупов. В

романе, написанном как бы в форме хроники, речь идет о конкретном городе,

со сказочной историей, а с другой стороны мы можем наблюдать, что все герои

и происходящее города напоминают нам историю страны.

«Опись градоначальникам» представляет собой краткие биографические

справки с описанием «подвигов» двадцати двух правителей города Глупова.

«Перехват – Залихватский, Архистратиг Стратилатович, майор. О сем умолчу.

Въехал в Глупов на белом коне, сжег гимназию и упразднил науки». В России к

тысяча восемьсот семидесятому году сменилось как раз такое же число царей.

И поэтому я считаю, что «История одного города» задумана и исполнена как

карикатура на историю России вплоть до начала Х1Х века, как пародия на

труды русских историков. Это естественное первое мое впечатление,

восприятие. Даже Тургенев, высоко оценивший произведение, писал : «Это в

сущности сатирическая история русского общества во второй половине прошлого

и начале нынешнего столетия».

«Мрачные идиоты» и «прохвосты», правившие городом Глуповым,-

правдивое воплощение деспотизма, произвола в царской России. Именно поэтому

картина, созданная Салтыковым–Щедриным, отображала не только русскую

действительность, но и современную писателю жизнь западноевропейских

государств Франции, Германии.

«История одного города создана писателем, горячо любящим народ,

страстно ненавидящим угнетение и произвол.

Суровыми, горькими, полными осуждения словами, порицал Щедрин

благодушие, смирение и пассивность народа, «выносящего на своих плечах

Бородавкиных, Угрюм-Бурчеевых» и им подобных.

Он твердо верил, что народ проложит себе дорогу. Сатира Щедрина и

ставила своей целью приближение того дня, когда народ положит конец

существованию царских властей, она не только не убивала веры и в

возможность его освобождения, но и звала к борьбе и протесту. «…ежели мое

дело справедливое, так ссылай ты меня хоть на край света, - мне и там с

правдой будет хорошо!»

Писатель знал, что только борьбой может быть завоевана свободная и

счастливая жизнь. «Из города Глупова в Умнов дорога лежит через манную

кашу, - утверждал сатирик.

Салтыков–Щедрин - великий мастер художественного преувеличения,

заострения образов, фантастики и, в частности, сатирического гротеска,

показывающего, явления реальной жизни в причудливой, невероятной форме, что

позволяет ярче раскрыть их сущность. Брудастый–Органчик «тут же, на самой

границе, пересек уйму ямщиков». «И остался бы» он «на многие годы

пастырем», если бы однажды утром в его кабинете не увидели необычное

зрелище «градоначальниково тело… сидело за письменным столом, а перед ним…

лежала… совершенно пустая градоначальникова голова».

Еще более жестоким представителем глуповских властей был

Угрюм–Бурчеев – самая зловещая фигура во всей галерее градоначальников.

Народная молва присвоила ему звание «сатаны». «Начертавши прямую линию, он

замыслил втиснуть в нее весь видимый и невидимый мир, и притом с таким

непременным расчетом, чтоб нельзя было повернуться ни взад, ни вперед, ни

направо, ни налево».

Приказ Угрюм–Бурчеева о назначении шпионов по всем поселенным

единицам был «каплей, переполнившей чашу». Произошел разрыв долго

сдерживаемого негодования против самодержавного деспотизма.

Но действительно ли повесть Щедрина - только пародия на Россию

второй половины восемнадцатого – начала девятнадцатого века, карикатура на

реальные государственные события? С одной стороны, кажется, что думать так

есть основания, так как автор в произведении упоминает и Сперанского, и

Карамзина, и других лиц той эпохи. К тому же сквозь них можно просмотреть

их же прототипы : в образе Угрюм–Бурчеева, Грустилова, Негодяева,

Перехват–Залихватского. И поэтому я думаю, что Салтыков–Щедрин, создавая

«Историю одного города», опирался на русскую действительность, события. Но

все же сатира писателя состоит не только в осмеянии прошлого России, но и в

предостережении о будущих опасностях общественного развития, в важнейших

проблемах современности. Он сам так об этом и говорил : «Мне нет никакого

дела до истории, и я имею в виду лишь настоящее. И еще: «…я совсем не

историю предаю осмеянию, а известный порядок вещей». С этой точки зрения,

фантастика, гротеск, ограниченность пространства – все это средства

художественного обобщения, создающего картины – варианты государственного

устройства.

Повторяя историю, Щедрин показывает, что его произведение в момент

своего появления, в последующие времена зазвучат в высшей степени

актуально. Она раскроет окно в мир не только в прошлое, но и в настоящее и

в будущее России. Реальная действительность сливается с сатирикой писателя.

Она как бы стремиться догнать ее и даже превзойти. Сатира настолько глубока

и остроумна, что сейчас, я думаю, воспринимается чем - то злободневным.

Салтыков–Щедрин использует и все средства и способы обличения, чтобы

вызвать чувство отвращения к деятелям самодержавия, что достается уже в

«Описи градоначальникам». За этой краткой главой следует развернутая

сатирическая картина деятельности наиболее «отличившихся» правителей города

Глупова. Их свирепость, бездушие и тупоумие заклеймены сатириком в образах

Прыща, Негодяева, Брудастого.

Наряду с этим нетрудно было бы проследить, как в разных

произведениях одного времени сатирик то в большей, то в меньшей мере

прибегал к гиперболе. Она служит к наиболее яркому раскрытию самых

реакционных сторон политики самодержавия, и выражению вызываемых ими

негодования и насмешки сатирика, и, наконец, в сочетании с фантастикой,

служит средством эзоповского языка.

Фантастика Салтыкова–Щедрина – фантастика, которая не уводит от

действительности, а только служит средством идейно – художественного

познания и сатирического разоблачения отрицательных явлений общественной

жизни.

«История одного города» является популярным произведением и в

сегодняшнее время. Автор продолжает свой путь, свою борьбу там, где

существует самовластие, осмеивая и копируя прошлое России, предостерегая ее

от ошибок в будущем.



© 2009 РЕФЕРАТЫ
рефераты