Киевский период в творчестве Александра Ивановича Куприна
Киевский период в творчестве Александра Ивановича Куприна
Содержание
ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ 2
РЕФЕРАТ 4
Введение 5
Глава І. Становление А.И. Куприна как писателя: 7
1. Киевские знакомства Куприна
2. Сотрудничество в периодических изданиях
1.2.1. «Русское богатство»
2. «Киевское слово»
3. «Киевлянин»
Глава ІІ. А.И. Куприн в периодических изданиях _
2.1 Рассказы киевского периода
2. «Киевские типы»
3. «Миниатюры»
Выводы _
список использованной литературы _
Реферат
Текст курсовой работы ___ с., ___ источников
ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ в данной работе является киевский период жизни и
творчества А.И. Куприна (работа в периодических изданиях)
ЦЕЛЬЮ РАБОТЫ является рассмотрение периода становления А.И. Куприна как
писателя, работа в газетах и журналах г. Киева. В ходе исследования
предполагается решить следующие задачи:
- рассмотреть связь жизни и раннего периода творчества А.И. Куприна
- изучить темы творчества Александра Ивановича Куприна в Киеве и работу
его в периодических изданиях древнего города;
- рассмотреть формирование Куприна как мастера короткого рассказа
- проанализировать сборники «Киевские типы» и «Миниатюры»
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ – метод системного анализа и описательный.
НАУЧНАЯ НОВИЗНА данной работы состоит в попытке описать период
формирования творчества Александра Ивановича Куприна, проанализировать
его работу в газетах и журналах как журналиста и как начинающего
писателя.
ОБЛАСТЬ ПРЕМЕНЕНИЯ - школьное преподавание русской литературы,
подготовка к семинарам.
КАЗЕННЫЙ МАЛЬЧИК, АРМЕЙСКАЯ ЖИЗНЬ, КИЕВСКИЙ ПЕРИОД, РУССКОЕ БОГАТСТВО,
КИЕВЛЯНИН, ЖИЗНЬ И ИСКУССТВО, РАССКАЗЫ КИЕВСКИЕ ТИПЫ, ОЧЕРКИ МИНИАТЮРЫ,
ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ, МАЛЕНЬКАЯ ХРОНИКА, КУСТ СИРЕНИ, ЖИЗНЬ ВСЕХ СЛОЕВ
ГОРОДСКОГО ОБЩЕСТВА
введение
Среди выдающихся русских писателей начала XX века одно из наиболее
видных и своеобразных мест принадлежит Александру Ивановичу Куприну. Начав
литературную деятельность в самом конце 80-х годов прошлого века, Куприн за
свою почти пятидесятилетнюю творческую жизнь создал немало значительных
произведений, выдержавших испытание временем.
Александр Иванович Куприн родился 7 сентября 1870 года в уездном
городе Наровчате Пензенской губернии, в семье мелкого чиновника-секретаря
мирового съезда Ивана Ивановича Куприна. Отца своего будущий писатель не
помнил, он умер от холеры в августе 1871 года и годовалый Саша вместе со
старшими сестрами, Софьей и Зинаидой, остался на попечении матери - Любви
Алексеевны Куприной.
через два с лишним года после смерти мужа вдова с тремя детьми
переезжает в Москву, где устраивает дочерей в закрытые учебные заведения, а
сама с сыном поселяется в Кудринском вдовьем доме. В нем, описанном много
лет спустя в рассказе "Святая ложь", Куприн прожил до шестилетнего
возраста. Летом 1876 года он был отдан в Разумовский сиротский пансион, в
котором пробыл четыре года.
По окончании пансиона Куприн в августе 1880 года был принят во Вторую
Московскую военную гимназию, которая через два года после этого
реорганизовалась в кадетский корпус. Здесь будущий писатель провел ровно
восемь лет - до августа 1888 года а, о том, что представляло собой это
учебное заведение, Куприн рассказал в своей известной повести "На переломе"
("Кадеты").
Осенью 1888 года Куприн поступает в 3-е Военное Александровское
училище, готовившее пехотных офицеров, и кончает его в чине подпоручика в
августе 1890 года.
В это время Куприн впервые печатается. Это небольшой рассказ
"Последний дебют" в журнале "Русский сатирический листок" от 3 декабря
1899, № 48, который автор считал не удавшимся.
Окончив юнкерское училище, Куприн в августе 1890 года был направлен на
службу в 46-й пехотный Днепровский полк.
В годы военной службы Александр Иванович не оставлял занятия
литературой. Было написано много стихотворений и, кроме того, несколько
произведений в прозе.
Однако, необходимо было совершенствовать свое мастерство, а для этого
нужно было уехать из провинции.
Единственным возможным, хотя и трудно достижимым средством вырваться
в те годы из захолустной армейской среды было для офицера поступление в
Академию генерального штаба. Куприн решил использовать этот путь, и в конце
лета 1893 года он едет в Петербург сдавать экзамены в Академию. Экзамены
шли успешно, но перед самым окончанием их молодой офицер по распоряжению
командующего войсками Киевского военного округа генерала Драгомирова был
неожиданно отозван обратно в полк, распростившись с надеждой попасть в
Академию. Вернувшись в полк Куприн еще в течение года «тянет» служебную
лямку и только осенью 1894 года он принимает решение выйти в отставку,
покидает Проскуров и переезжает в Киев.
Я всегда восхищалась умением Александра Ивановича Куприна так
красочно и реалистично описывать своих героев, вкладывать глубокий смысл в
краткие рассказы, поэтому я очень рада, что мне представилась возможность
глубже изучить его жизнь. И, не смотря на то, что широкая известность и
слава придут к нему намного позже темой своей работы я выбрала именно
Киевский (ранний) период его творчества, так как, по-моему, как раз тогда и
формировался тот Куприн, которым позже будут восхищаться, память о котором
пронесут сквозь века.
Свои рассказы Куприн писал легко, не задумываясь, брал талантом, но
прекрасно понимал, что на одном таланте без большого жизненного материала
долго не продержишься. В одном из своих писем он писал о том, что, когда он
вышел из полка, «самое тяжелое было то, что у меня не было никаких знаний -
ни научных, ни житейских. С ненасытной и до сей поры жадностью я накинулся
на жизнь и на книги». [15,9]
Живя в Киеве, так как специальности Александр Иванович не имел,
занимается журналистской деятельностью, пробует себя в роли начинающего
писателя, иногда приходится работать на заводе, грузчиком, зубным врачом,
землемером, актером, рыбаком, управляющим имением и т.д. Благодаря этому
Александр Иванович Куприн получил огромный и интереснейший материал,
основываясь на который написал, и после переезда из Киева, множество
замечательных рассказов.
Куприн изъездил всю Россию, меняя одну профессию за другой. Он изучил
эту страну и знал ее во всех ее качествах, любил жить одной жизнью с
простыми людьми, выспрашивать их, следить за ними, запоминать их язык, их
говор.
Обосновавшись в Киеве, Куприн много путешествовал по Украине, ездил
по украинским селам и местечкам, подолгу жил в Одессе, Екатеринославе,
Житомире, Севастополе, бродил по югу Украины с передвижными цирками.
[16,148]
И так постепенно, из года в год, Куприн стал таким же бывалым
человеком, как Горький, с которым он потом подружился, как Лесков, - стал
знатоком своего народа и его описателем. Поэтому он никогда не чувствовал
недостатка материала. Все занимало его, и обо всем он 'рассказывал живо, со
вкусом, ни на минуту не сомневаясь в том, что это интересно и всем
окружающим.
Глава І. Становление Куприна как писателя.
Как я уже говорила, А.И. Куприн пробовал себя в роли писателя и поэта
еще находясь на службе в армии, но лишь с появлением Куприна в Киеве
начинается его формирование как профессионального писателя, все свое время
он отдает литературе, которая становится для него основным источником
существования. Оказавшись без средств к существованию, Куприн живет в
гостинице «Днепровский порт», о чем напишет в дальнейшем в произведении «По-
семейному», но большее время Куприн прожил у своих друзей и знакомых: у
журналиста М.Н. Киселева, у братьев Сергея и Михаила Каришевых. вынужден
идти в любые издания, заниматься всеми видами газетной работы, до
полицейской хроники включительно. [4,9]
В 1894 году в солидном столичном журнале «Русское богатство», в
котором уже был напечатан его юношеский «Последний дебют», было
опубликовано «Дознание», что стало хорошим началом для молодого писателя.
Беллетристикой «Русского богатства» руководил В.Г. Короленко, выдающийся
писатель-революционер, демократ и последовательный реалист. Его правой
рукой был критик Н.К. Михайловский, воспитанный «Отечественными записками»
и нелегальной «Народной волей».[16,148] Обычно в «Русское богатство» и в
другие «толстые» журналы попадали авторы, имевшие предварительный опыт
работы в мелких столичных и провинциальных изданиях, которые «заслужили»
право появиться в «большой прессе» [1,9]. Но Куприн прошел иной путь
спустившись, после «Русского богатства», в мелкую провинциальную прессу.
С сентября 1894 года Куприн начинает сотрудничать в газетах «Киевское
слово», "Жизнь и искусство", а с февраля 1895 года - в газете «Киевлянин»,
а также в ряде иногородних газет: «Волынь» в Житомире, «Донская речь»,
«Приазовский край» в Ростове–на-Дону, «Самарская газета», «Донская речь» в
Новочеркасске, «Одесские новости» и проч. Он печатает в этих газетах
рассказы, очерки, статьи и стихи, подписывая их различными псевдонимами:
Алеко, А. Незабудкин, А. Поспелов, В. Теплов, Киевлянин, NN.; криптонимами:
А. И. К., А. К., А. К-рин., К., К-н, а иногда и такие как Януш, Еgo, -инъ и
др. Лишь под немногими из своих произведений этих лет ставит он полную
подпись.[1,10].
Из всего напечатанного в киевских газетах: фельетоны, рецензии,
судебные отчеты, передовые статьи – на данный момент наиболее рассмотрены
и, по словам В. Афанасьева, «представляют наибольший интерес» его рассказы.
В ранних произведениях 1893-1896 г. еще много ученического,
подражательного, но вместе с тем в них видны реалистическое дарование
молодого писателя, неуклонный рост мастерства. Многие картины и зарисовки
имеют совершенно ясную острую социальную направленность, проникнут глубокой
симпатией к простому человеку. Это видно в рассказах армейской тематики
(«Дознание», «Прапорщик армейский»), рассказах обличающих чиновников-
взяточников и пройдох («Негласная ревизия», «Просительница»). В раннем
периоде творчества обнаруживается склонность Куприна к психологическому
анализу («Страшная минута», «Ночлег»).
В серии фельетонов и очерков Куприн дает зарисовки обитателей
большого города. Источником вдохновения, для написания этих произведений,
служит изображение реальной, окружающей автора жизни с стремлением
преодолеть журналистскую, газетную фотографичность. Меткость рисунка,
сочность красок отличают серию «Киевские типы», в которую объединены эти
фельетоны и очерки. В них появилась большая зоркость и наблюдательность
Куприна. Содержание очерков значительно шире объединяющего их заглавия.
Некоторые критики отмечали это как недостаток, может им хотелось, чтобы
Куприн ограничивался забавными этюдами.
Редакция газеты «Киевское слово» в предисловии к очерку «Вор»
оправдывалась, что новая серия «Киевских типов» не будет выходить за рамки
Киева, но очерки Куприна действительно имели всероссийских характер и в
этом и была их сила. Наиболее значительными оказались «Студент - драгун»,
«Лжесвидетель», «Босяк», «Вор», «Художник», «Доктор», «Хайжушка».
Киевский период был плодотворным в жизни и творчестве А.И. Куприна.
Не смотря на ряд не совсем приятных моментов, пребывание в Киеве и работа в
газетах дали Александру Ивановичу возможность познакомится ближе с жизнью
различных слоев городского населения, сделать ценные наблюдения, которые в
дальнейшем отразятся в произведениях, а так же лягут в основу ряда коротких
рассказов, объединенных под заголовком «Киевские типы».
Писатель умел близко сходиться с простыми людьми, жить их заботами,
радостями и печалями, возможно именно в этом и кроется секрет его
писательского своеобразия.
К началу ХІХ века Куприн был уже лично знаком с А. Чеховым,
Л. Андреевым, Н. Михайловским, Л. Толстым, М. Горьким, Ф. Батюшковым,
И. Репиным и др. Среди его знакомых были и жившие в Киеве украинские
писатели М. Старицкий, Б. Гринченко, Леся Украинка. [16,147]
В Киеве А.И. Куприн тесно общается с местными литературными силами.
Это М.Н. Киселев (Чалдон), Е. Кибаленко, И.М. Левинский, К.В. Назарьева,
Ю.В. Ревякин и другие. Писатель очень быстро привыкает к повседневному
труду за письменным столом, оттачивает свое перо «быстрописателя»,
приобретает необходимый писательский навык, которым будет пользоваться
постоянно.
Дружба с Киселевым оказала благотворное влияние на Куприна, человека
неуравновешенного и порывистого. По совету Киселева Куприн много читал,
познакомился с произведениями Г.И. Успенского, чье творчество потом очень
ценил. Благодаря наставлениям Киселева, ездил в Донбасс, изучал жизнь
рабочих и как результат этой поездки стала повесть «Молох».
Позднее Куприн напишет о М.Н. Киселеве как о «лучшем, преданнейшем
друге, лучше и ближе которого, кажется, не было за всю жизнь».[8,21]
В Киевских газетах под рубриками «Из записной книжки репортера» и
«Маленькая хроника» печатались репортерские заметки Куприна, насыщенные
диалогами, сценками, яркими зарисовками.
Куприна-журналиста интересовало буквально все. Он с увлеченностью
работал репортером, считая, что репортерская работа – разновидность
литературной деятельности. Репортер должен все видеть, все знать и все
уметь рассказать.
Профессия журналиста благотворно сказалась на художественном
творчестве Куприна. Сотрудничество Куприна с киевскими газетами и журналами
совпало с широким распространением и популярностью в те годы в русской
литературе очерков «городского типа». Как раз в «Русском богатстве» этому
жанру уделялось заметное место еще в конце 1880-х годов и до второй
половины 1890-х годов.
Глава ІІ. «Киевские типы» и «Миниатюры».
Почти три четверти всего написанного А.И. Куприным с 1894 по 1900
года появилось на страницах киевских газет. Здесь же, в Киеве, увидели свет
и первые книжки Александра Ивановича – «Киевские типы» (1896 год) и
«Миниатюры» (1897 год).
Отличительной чертой этих очерков было то, что они представляли итог
определенного наблюдения, изучения и обобщения конкретного материала;
вместе с тем Куприн не руководствовался модным в то время натурализмом, в
них нет фотографий, не смотря на то, что каждая черта тщательно срисована с
натуры. [3,18] Этому способствовала тщательная наблюдательность Куприна-
очеркиста, повышенный интерес и внимание к маленьким, неизменным, а иногда
и деклассированным , брошенным на дно жизни людям. Уже самим выбором
объекта для зарисовок писатель утверждает мысль о том, что каждый человек,
не зависимо от его общественного положения, представляет интерес, имеет
право на внимание. В «Киевских типах» наряду со студентами фигурирует
босяк, наряду с доктором – вор, и о каждом из них писатель рассказывает
живо и увлеченно.
Стремясь нарисовать типические фигуры представителей той или иной
социальной категории, той или иной профессии, Куприн дает обобщенные
образы, а героев часто называет не по именам, а по принадлежности к той или
иной группе – певчий, пожарный, квартирная хозяйка, художник и так далее.
Как не пестры очерки, в целом все же воссоздают они страшную картину
падения, деградации человеческой личности в условиях собственного мира.
«Киевские типы» принадлежат к широко распространенному в конце 80-х –
начале 90-х годов в русской литературе типу очерков «городских типов».
Первая книга рассказов Куприна была издана в Киеве при
непосредственной помощи жены старшего брата Карышева, Сергея Алексеевича,
популярного в Киеве нотариуса. В доме Карышевых устраивались вечера, к ним
приезжал из Петербурга известный баритон Мариинского театра Л.Г. Яковлев,
приходившийся родным братом жене Сергея Алексеевича Анне Григорьевне.
С.А. Карышев позже вспоминал, что в свое время именно он предложил
Куприну написать что-то для одной из киевских газет и, после того как
Карышев написал редактору рекомендательное письмо, молодого писателя.
[16,150]
Куприн задавался целью изобразить «собирательные черты тех групп
индивидуумов, на которые известная профессия и местные условия имели то или
иное влияние». [3,23]
Тематически «Киевские типы» можно разделить на две группы зарисовок:
одна из них – портреты, в которой без всякого шаржа и утрировки, по
сатирически остро показаны черты обывателей и мещанства; другая группа –
портреты босяков и деклассированных людей, промышляющих кто чем может.
Очерк «Студент - драгун» имел значительный успех, объяснявшийся
исключительной меткостью образной характеристики. В студентах-
белоподкладочниках, сынках богатых родителей, было воплощено все духовное
убожество паразитической среды. Щегольски затянутые в новенькие мундиры,
рисуясь военной выправкой, эти представители золотой молодежи
бездельничали, развратничали, играли целыми днями на бильярде. Их
чванливость была равна их невежеству.
Один из самых ярких очерков серии «Киевские типы» - «Художник» имеет
отчетливо выраженную сатирическую направленность. В очерке рассказывается о
декадентствующем живописце, который презрительно отвергает реалистическое
искусство, как классическое, так и современное.
Куприн и сам испытал влияние декадентства, хотя оно и было
кратковременным и лишь в самом начале творчества. Автор высмеивает подобных
деятелей, претендующих на роль новаторов, но в большинстве своем
посредственных, а то и просто бездарных. Такие люди губят подлинные
таланты, и только немногим удается вырваться из этой «инертной и бездарной»
среды. К этой же теме можно отнести и другие очерки об «имущих» - «Доктор»,
«Квартирная хозяйка», «Заяц». Проходит вереница людей, все мелочное
существование которых подчинено одной задаче – выколачивать деньги; людей у
которых нет ни тени любви к своему делу.
Все эти очерки интересны еще и тем, что они, как я уже говорила,
являются своеобразными набросками, эскизами к более поздним произведениям
писателя. Например, квартирная хозяйка в одноименном очерке, по мнению
многих исследователей, прообраз содержательницы меблированных комнат Анны
Фридриховну в рассказе «Река жизни». Вообще роль киевских впечатлений во
всем последующем творчестве писателя чрезвычайно велика.
Сборник рассказов «Миниатюры» объединил в себе более двадцать
произведений писателя, печатавшихся в газетах и журналах Киева и Житомира.
В.Д. Карышева сыграла решающую роль в издании второй книги Куприна
«Миниатюры». Дочь Карышевых, Лидия, вспоминала, что ее мать сама выбирала
для книги шрифт, бумагу и прочее. [16,150]
Куприн горячо сочувствует своему герою, хотя и видит свойственные ему
слабости, которые порой изображает в тонах мягкой, дружеской иронии.
Как уже отмечалось, ранние рассказы Куприна пестры, разнообразны и не
равноценны. Но какими бы пестрыми ни казались эти купринские произведения,
в них все же при более внимательном взгляде проявляются главная, ведущая
линия, связанная со стремлением их автора раскрыть духовную красоту
человека - труженика, человека из народа, показать неприглядный облик
«хозяев жизни». Эти характерные особенности раннего творчества Куприна
найдут отчетливое воплощение в его первом крупном произведении – повести
«Молох», который был посвящен Варваре Дмитриевне Карышевой, жене приятеля
Куприна Михаила Алексеевича Карышева, инженера, служившего на Юго-западной
железной дороге, а позднее переведенного на Донбасс, куда позднее вместе с
семьей своих приятелей переезжал также и Куприн.
Выводы
Первые рассказы Александра Ивановича Куприна, во многом еще
художественно несовершенны, привлекают тематическим разнообразием,
вниманием к простому человеку, прославлением его нравственных достоинств –
самоуважения, находчивости, гордости. Куприн принадлежит к тем писателям,
которые умеют заинтересовать читателя сюжетом рассказа, поразить
неожиданной развязкой. Но под час у него внимание к маленькому человеку
оборачивается сентиментальностью, а динамичность повествования – внешней
занимательностью.
В киевских газетах Куприным было напечатано свыше сорока рассказов.
Наряду с реалистическими произведениями, какими являются «Дознание» и
«Ночлег», психологически тонкими рассказами, как «Негласная ревизия» и «К
славе», чудесной полной большой человечности миниатюре «Allez», которой
восхищался Л.Н. Толстой, в творчестве раннего Куприна встречаются слабые,
мелодраматические произведения: «Странный случай», «Каприз», типичные для
журналов и газет тех времен.
О «Миниатюрах» Куприн позднее говорил, что без стыда не может
вспомнить, столько в этой книге было плохих рассказов. «Она, слава богу, не
привлекла внимания даже безработных провинциальных критиков… Разошлась она
быстро благодаря пошлейшей обложке…» [12,29], но для читателя и
исследователя она очень ценна.
Прямо Куприн говорит о любви к человеку не так уж часто. Но каждым
своим рассказом он призывает к человечности.
Он повсюду искал ту силу, что могла бы поднять человека до состояния
внутреннего совершенства и дать ему счастье. В поисках он шел по разным
путям, часто заблуждался, но в конце концов пришел к единственно
правильному решению, что только величайший гений социализма приведет к
расцвету человечности в этом измученном противоречиями мире.
Он пришел к этому решению поздно, после трудной и сложной жизни,
после дружбы и разрыва с Горьким, после своего противоречивого и не всегда
ясного отношения к революционным событиям, после некоторой склонности к
анархическому индивидуализму, - пришел уже в старости, больной и утомленный
своим непрерывным писательским трудом Тогда он вернулся из эмиграции на
родину, в Россию, в Советский Союз, и этим поставил точку под всеми своими
исканиями и раздумьями.
Украина занимает видное место в творчестве писателя. И это не
случайно. Многое в жизни Куприна было связано с нею.
Военная служба молодого выпускника Александровского пехотного училища
протекала в Украине – в Проскурове и Волочиске. «Поединок» - наиболее
значительное из произведений Куприна, в которых нашли свое воплощение
впечатления тех лет. На украинском материале написаны рассказы из
крестьянской жизни, к которым впоследствии присоединились и такие вещи, как
«Олеся», «Конокрады», «Лесная глушь», «Серебряный волк», «На глухарей».
Не довелось Куприну после возвращения на Родину побывать на Украине,
в Киеве, в Одессе, в Крыму, где он провел когда-то немало счастливых дней,
где были созданы самые известные его произведения.
Для читателей Куприн остается одним из лучших представителей
классического реализма, певцом человеческой преданности и любви, верности и
мужества, одним из самых любимых русских писателей.
Мы должны быть благодарны Куприну за все за его глубокую
человечность, за его тончайший талант, за любовь к своей стране, за
непоколебимую веру в счастье своего народа и, наконец, за никогда не
умиравшую в нем способность загораться от самого незначительного
соприкосновения с поэзией и свободно и легко писать об этом.
Список использованной литературы
1. Афанасьев В.А. Александр Иванович Куприн. - М., 1972
2. Афанасьев В.А. Александр Иванович Куприн «Критико-биографический очерк»
гос. из-во «Худ.лит.». - М., 1960
3. Берков П.Н. Александр Иванович Куприн «Критико-биографический очерк» Из-
во Академия наук СССР. – М., - Л., 1956
4. Волков А. Творчество А.И. Куприна. - М., 1981
5. Дейч А.И. День нынешний и день минувший. - М, 1969
6. Крутикова Л.В. А.И. Куприн (1870–1934): из-во «Просвещение». - Л., 1971
7. Кулешов Ф.И. Творческий путь А.И. Куприна 1907-1938 года 2-е изд-е.. -
М., 1987
8. Кулешов Ф.И. Творческий путь А.И. Куприна. - Минск, 1983
9. Куприн А.И. листригоны: Рассказы, очерки, воспоминания. – Симферополь:
Таврия, 1984
10. Куприн А.И. Собрание сочинений. В 9 т. Под общ. ред. Н.Н. Акоповой. -
М., «Худ.лит.», 1973
11. Куприн А.И. Собрание сочинений. В 9-ти томах. Под общ. ред. Н.Н.
Акоповой. Вступительная статья Ф.И. Кулешова. Прим. И.А. Питляр. т. І-
ІІ. Произведения 1889 - 1896 г.. - М., «Худ.лит.»,1970
12. Лилин В. А.И. Куприн.-Л.,1975
13. Михайлов О.Н. А.И. Куприн.-М.,1981
14. Паустовский К. Поток жизни. Заметки о прозе. – К.,1985
15. Смирнова Л.А. История литературы конца хІх – начала хх вв.. - Л.,1997
16. Хинкулов Л. На рубеже веков (Александр Куприн)// Хинкулов Л. Золовые
ворота Киева. - К., 1988
17. Хінкулов Л. Олександр Іванович Купрін // Хінкулов Л. Літературні
зістрічі: Розповіді про письменників у Києві. -К.,1980
|