рефераты
рефераты
Главная
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Логика
Военная кафедра
Банковское дело
Биржевое дело
Ботаника и сельское хозяйство
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство

Киевский период в творчестве Александра Ивановича Куприна


Киевский период в творчестве Александра Ивановича Куприна

Содержание

ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ 2

РЕФЕРАТ 4

Введение 5

Глава І. Становление А.И. Куприна как писателя: 7

1. Киевские знакомства Куприна

2. Сотрудничество в периодических изданиях

1.2.1. «Русское богатство»

2. «Киевское слово»

3. «Киевлянин»

Глава ІІ. А.И. Куприн в периодических изданиях _

2.1 Рассказы киевского периода

2. «Киевские типы»

3. «Миниатюры»

Выводы _

список использованной литературы _

Реферат

Текст курсовой работы ___ с., ___ источников

ОБЪЕКТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ в данной работе является киевский период жизни и

творчества А.И. Куприна (работа в периодических изданиях)

ЦЕЛЬЮ РАБОТЫ является рассмотрение периода становления А.И. Куприна как

писателя, работа в газетах и журналах г. Киева. В ходе исследования

предполагается решить следующие задачи:

- рассмотреть связь жизни и раннего периода творчества А.И. Куприна

- изучить темы творчества Александра Ивановича Куприна в Киеве и работу

его в периодических изданиях древнего города;

- рассмотреть формирование Куприна как мастера короткого рассказа

- проанализировать сборники «Киевские типы» и «Миниатюры»

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ – метод системного анализа и описательный.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА данной работы состоит в попытке описать период

формирования творчества Александра Ивановича Куприна, проанализировать

его работу в газетах и журналах как журналиста и как начинающего

писателя.

ОБЛАСТЬ ПРЕМЕНЕНИЯ - школьное преподавание русской литературы,

подготовка к семинарам.

КАЗЕННЫЙ МАЛЬЧИК, АРМЕЙСКАЯ ЖИЗНЬ, КИЕВСКИЙ ПЕРИОД, РУССКОЕ БОГАТСТВО,

КИЕВЛЯНИН, ЖИЗНЬ И ИСКУССТВО, РАССКАЗЫ КИЕВСКИЕ ТИПЫ, ОЧЕРКИ МИНИАТЮРЫ,

ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ, МАЛЕНЬКАЯ ХРОНИКА, КУСТ СИРЕНИ, ЖИЗНЬ ВСЕХ СЛОЕВ

ГОРОДСКОГО ОБЩЕСТВА

введение

Среди выдающихся русских писателей начала XX века одно из наиболее

видных и своеобразных мест принадлежит Александру Ивановичу Куприну. Начав

литературную деятельность в самом конце 80-х годов прошлого века, Куприн за

свою почти пятидесятилетнюю творческую жизнь создал немало значительных

произведений, выдержавших испытание временем.

Александр Иванович Куприн родился 7 сентября 1870 года в уездном

городе Наровчате Пензенской губернии, в семье мелкого чиновника-секретаря

мирового съезда Ивана Ивановича Куприна. Отца своего будущий писатель не

помнил, он умер от холеры в августе 1871 года и годовалый Саша вместе со

старшими сестрами, Софьей и Зинаидой, остался на попечении матери - Любви

Алексеевны Куприной.

через два с лишним года после смерти мужа вдова с тремя детьми

переезжает в Москву, где устраивает дочерей в закрытые учебные заведения, а

сама с сыном поселяется в Кудринском вдовьем доме. В нем, описанном много

лет спустя в рассказе "Святая ложь", Куприн прожил до шестилетнего

возраста. Летом 1876 года он был отдан в Разумовский сиротский пансион, в

котором пробыл четыре года.

По окончании пансиона Куприн в августе 1880 года был принят во Вторую

Московскую военную гимназию, которая через два года после этого

реорганизовалась в кадетский корпус. Здесь будущий писатель провел ровно

восемь лет - до августа 1888 года а, о том, что представляло собой это

учебное заведение, Куприн рассказал в своей известной повести "На переломе"

("Кадеты").

Осенью 1888 года Куприн поступает в 3-е Военное Александровское

училище, готовившее пехотных офицеров, и кончает его в чине подпоручика в

августе 1890 года.

В это время Куприн впервые печатается. Это небольшой рассказ

"Последний дебют" в журнале "Русский сатирический листок" от 3 декабря

1899, № 48, который автор считал не удавшимся.

Окончив юнкерское училище, Куприн в августе 1890 года был направлен на

службу в 46-й пехотный Днепровский полк.

В годы военной службы Александр Иванович не оставлял занятия

литературой. Было написано много стихотворений и, кроме того, несколько

произведений в прозе.

Однако, необходимо было совершенствовать свое мастерство, а для этого

нужно было уехать из провинции.

Единственным возможным, хотя и трудно достижимым средством вырваться

в те годы из захолустной армейской среды было для офицера поступление в

Академию генерального штаба. Куприн решил использовать этот путь, и в конце

лета 1893 года он едет в Петербург сдавать экзамены в Академию. Экзамены

шли успешно, но перед самым окончанием их молодой офицер по распоряжению

командующего войсками Киевского военного округа генерала Драгомирова был

неожиданно отозван обратно в полк, распростившись с надеждой попасть в

Академию. Вернувшись в полк Куприн еще в течение года «тянет» служебную

лямку и только осенью 1894 года он принимает решение выйти в отставку,

покидает Проскуров и переезжает в Киев.

Я всегда восхищалась умением Александра Ивановича Куприна так

красочно и реалистично описывать своих героев, вкладывать глубокий смысл в

краткие рассказы, поэтому я очень рада, что мне представилась возможность

глубже изучить его жизнь. И, не смотря на то, что широкая известность и

слава придут к нему намного позже темой своей работы я выбрала именно

Киевский (ранний) период его творчества, так как, по-моему, как раз тогда и

формировался тот Куприн, которым позже будут восхищаться, память о котором

пронесут сквозь века.

Свои рассказы Куприн писал легко, не задумываясь, брал талантом, но

прекрасно понимал, что на одном таланте без большого жизненного материала

долго не продержишься. В одном из своих писем он писал о том, что, когда он

вышел из полка, «самое тяжелое было то, что у меня не было никаких знаний -

ни научных, ни житейских. С ненасытной и до сей поры жадностью я накинулся

на жизнь и на книги». [15,9]

Живя в Киеве, так как специальности Александр Иванович не имел,

занимается журналистской деятельностью, пробует себя в роли начинающего

писателя, иногда приходится работать на заводе, грузчиком, зубным врачом,

землемером, актером, рыбаком, управляющим имением и т.д. Благодаря этому

Александр Иванович Куприн получил огромный и интереснейший материал,

основываясь на который написал, и после переезда из Киева, множество

замечательных рассказов.

Куприн изъездил всю Россию, меняя одну профессию за другой. Он изучил

эту страну и знал ее во всех ее качествах, любил жить одной жизнью с

простыми людьми, выспрашивать их, следить за ними, запоминать их язык, их

говор.

Обосновавшись в Киеве, Куприн много путешествовал по Украине, ездил

по украинским селам и местечкам, подолгу жил в Одессе, Екатеринославе,

Житомире, Севастополе, бродил по югу Украины с передвижными цирками.

[16,148]

И так постепенно, из года в год, Куприн стал таким же бывалым

человеком, как Горький, с которым он потом подружился, как Лесков, - стал

знатоком своего народа и его описателем. Поэтому он никогда не чувствовал

недостатка материала. Все занимало его, и обо всем он 'рассказывал живо, со

вкусом, ни на минуту не сомневаясь в том, что это интересно и всем

окружающим.

Глава І. Становление Куприна как писателя.

Как я уже говорила, А.И. Куприн пробовал себя в роли писателя и поэта

еще находясь на службе в армии, но лишь с появлением Куприна в Киеве

начинается его формирование как профессионального писателя, все свое время

он отдает литературе, которая становится для него основным источником

существования. Оказавшись без средств к существованию, Куприн живет в

гостинице «Днепровский порт», о чем напишет в дальнейшем в произведении «По-

семейному», но большее время Куприн прожил у своих друзей и знакомых: у

журналиста М.Н. Киселева, у братьев Сергея и Михаила Каришевых. вынужден

идти в любые издания, заниматься всеми видами газетной работы, до

полицейской хроники включительно. [4,9]

В 1894 году в солидном столичном журнале «Русское богатство», в

котором уже был напечатан его юношеский «Последний дебют», было

опубликовано «Дознание», что стало хорошим началом для молодого писателя.

Беллетристикой «Русского богатства» руководил В.Г. Короленко, выдающийся

писатель-революционер, демократ и последовательный реалист. Его правой

рукой был критик Н.К. Михайловский, воспитанный «Отечественными записками»

и нелегальной «Народной волей».[16,148] Обычно в «Русское богатство» и в

другие «толстые» журналы попадали авторы, имевшие предварительный опыт

работы в мелких столичных и провинциальных изданиях, которые «заслужили»

право появиться в «большой прессе» [1,9]. Но Куприн прошел иной путь

спустившись, после «Русского богатства», в мелкую провинциальную прессу.

С сентября 1894 года Куприн начинает сотрудничать в газетах «Киевское

слово», "Жизнь и искусство", а с февраля 1895 года - в газете «Киевлянин»,

а также в ряде иногородних газет: «Волынь» в Житомире, «Донская речь»,

«Приазовский край» в Ростове–на-Дону, «Самарская газета», «Донская речь» в

Новочеркасске, «Одесские новости» и проч. Он печатает в этих газетах

рассказы, очерки, статьи и стихи, подписывая их различными псевдонимами:

Алеко, А. Незабудкин, А. Поспелов, В. Теплов, Киевлянин, NN.; криптонимами:

А. И. К., А. К., А. К-рин., К., К-н, а иногда и такие как Януш, Еgo, -инъ и

др. Лишь под немногими из своих произведений этих лет ставит он полную

подпись.[1,10].

Из всего напечатанного в киевских газетах: фельетоны, рецензии,

судебные отчеты, передовые статьи – на данный момент наиболее рассмотрены

и, по словам В. Афанасьева, «представляют наибольший интерес» его рассказы.

В ранних произведениях 1893-1896 г. еще много ученического,

подражательного, но вместе с тем в них видны реалистическое дарование

молодого писателя, неуклонный рост мастерства. Многие картины и зарисовки

имеют совершенно ясную острую социальную направленность, проникнут глубокой

симпатией к простому человеку. Это видно в рассказах армейской тематики

(«Дознание», «Прапорщик армейский»), рассказах обличающих чиновников-

взяточников и пройдох («Негласная ревизия», «Просительница»). В раннем

периоде творчества обнаруживается склонность Куприна к психологическому

анализу («Страшная минута», «Ночлег»).

В серии фельетонов и очерков Куприн дает зарисовки обитателей

большого города. Источником вдохновения, для написания этих произведений,

служит изображение реальной, окружающей автора жизни с стремлением

преодолеть журналистскую, газетную фотографичность. Меткость рисунка,

сочность красок отличают серию «Киевские типы», в которую объединены эти

фельетоны и очерки. В них появилась большая зоркость и наблюдательность

Куприна. Содержание очерков значительно шире объединяющего их заглавия.

Некоторые критики отмечали это как недостаток, может им хотелось, чтобы

Куприн ограничивался забавными этюдами.

Редакция газеты «Киевское слово» в предисловии к очерку «Вор»

оправдывалась, что новая серия «Киевских типов» не будет выходить за рамки

Киева, но очерки Куприна действительно имели всероссийских характер и в

этом и была их сила. Наиболее значительными оказались «Студент - драгун»,

«Лжесвидетель», «Босяк», «Вор», «Художник», «Доктор», «Хайжушка».

Киевский период был плодотворным в жизни и творчестве А.И. Куприна.

Не смотря на ряд не совсем приятных моментов, пребывание в Киеве и работа в

газетах дали Александру Ивановичу возможность познакомится ближе с жизнью

различных слоев городского населения, сделать ценные наблюдения, которые в

дальнейшем отразятся в произведениях, а так же лягут в основу ряда коротких

рассказов, объединенных под заголовком «Киевские типы».

Писатель умел близко сходиться с простыми людьми, жить их заботами,

радостями и печалями, возможно именно в этом и кроется секрет его

писательского своеобразия.

К началу ХІХ века Куприн был уже лично знаком с А. Чеховым,

Л. Андреевым, Н. Михайловским, Л. Толстым, М. Горьким, Ф. Батюшковым,

И. Репиным и др. Среди его знакомых были и жившие в Киеве украинские

писатели М. Старицкий, Б. Гринченко, Леся Украинка. [16,147]

В Киеве А.И. Куприн тесно общается с местными литературными силами.

Это М.Н. Киселев (Чалдон), Е. Кибаленко, И.М. Левинский, К.В. Назарьева,

Ю.В. Ревякин и другие. Писатель очень быстро привыкает к повседневному

труду за письменным столом, оттачивает свое перо «быстрописателя»,

приобретает необходимый писательский навык, которым будет пользоваться

постоянно.

Дружба с Киселевым оказала благотворное влияние на Куприна, человека

неуравновешенного и порывистого. По совету Киселева Куприн много читал,

познакомился с произведениями Г.И. Успенского, чье творчество потом очень

ценил. Благодаря наставлениям Киселева, ездил в Донбасс, изучал жизнь

рабочих и как результат этой поездки стала повесть «Молох».

Позднее Куприн напишет о М.Н. Киселеве как о «лучшем, преданнейшем

друге, лучше и ближе которого, кажется, не было за всю жизнь».[8,21]

В Киевских газетах под рубриками «Из записной книжки репортера» и

«Маленькая хроника» печатались репортерские заметки Куприна, насыщенные

диалогами, сценками, яркими зарисовками.

Куприна-журналиста интересовало буквально все. Он с увлеченностью

работал репортером, считая, что репортерская работа – разновидность

литературной деятельности. Репортер должен все видеть, все знать и все

уметь рассказать.

Профессия журналиста благотворно сказалась на художественном

творчестве Куприна. Сотрудничество Куприна с киевскими газетами и журналами

совпало с широким распространением и популярностью в те годы в русской

литературе очерков «городского типа». Как раз в «Русском богатстве» этому

жанру уделялось заметное место еще в конце 1880-х годов и до второй

половины 1890-х годов.

Глава ІІ. «Киевские типы» и «Миниатюры».

Почти три четверти всего написанного А.И. Куприным с 1894 по 1900

года появилось на страницах киевских газет. Здесь же, в Киеве, увидели свет

и первые книжки Александра Ивановича – «Киевские типы» (1896 год) и

«Миниатюры» (1897 год).

Отличительной чертой этих очерков было то, что они представляли итог

определенного наблюдения, изучения и обобщения конкретного материала;

вместе с тем Куприн не руководствовался модным в то время натурализмом, в

них нет фотографий, не смотря на то, что каждая черта тщательно срисована с

натуры. [3,18] Этому способствовала тщательная наблюдательность Куприна-

очеркиста, повышенный интерес и внимание к маленьким, неизменным, а иногда

и деклассированным , брошенным на дно жизни людям. Уже самим выбором

объекта для зарисовок писатель утверждает мысль о том, что каждый человек,

не зависимо от его общественного положения, представляет интерес, имеет

право на внимание. В «Киевских типах» наряду со студентами фигурирует

босяк, наряду с доктором – вор, и о каждом из них писатель рассказывает

живо и увлеченно.

Стремясь нарисовать типические фигуры представителей той или иной

социальной категории, той или иной профессии, Куприн дает обобщенные

образы, а героев часто называет не по именам, а по принадлежности к той или

иной группе – певчий, пожарный, квартирная хозяйка, художник и так далее.

Как не пестры очерки, в целом все же воссоздают они страшную картину

падения, деградации человеческой личности в условиях собственного мира.

«Киевские типы» принадлежат к широко распространенному в конце 80-х –

начале 90-х годов в русской литературе типу очерков «городских типов».

Первая книга рассказов Куприна была издана в Киеве при

непосредственной помощи жены старшего брата Карышева, Сергея Алексеевича,

популярного в Киеве нотариуса. В доме Карышевых устраивались вечера, к ним

приезжал из Петербурга известный баритон Мариинского театра Л.Г. Яковлев,

приходившийся родным братом жене Сергея Алексеевича Анне Григорьевне.

С.А. Карышев позже вспоминал, что в свое время именно он предложил

Куприну написать что-то для одной из киевских газет и, после того как

Карышев написал редактору рекомендательное письмо, молодого писателя.

[16,150]

Куприн задавался целью изобразить «собирательные черты тех групп

индивидуумов, на которые известная профессия и местные условия имели то или

иное влияние». [3,23]

Тематически «Киевские типы» можно разделить на две группы зарисовок:

одна из них – портреты, в которой без всякого шаржа и утрировки, по

сатирически остро показаны черты обывателей и мещанства; другая группа –

портреты босяков и деклассированных людей, промышляющих кто чем может.

Очерк «Студент - драгун» имел значительный успех, объяснявшийся

исключительной меткостью образной характеристики. В студентах-

белоподкладочниках, сынках богатых родителей, было воплощено все духовное

убожество паразитической среды. Щегольски затянутые в новенькие мундиры,

рисуясь военной выправкой, эти представители золотой молодежи

бездельничали, развратничали, играли целыми днями на бильярде. Их

чванливость была равна их невежеству.

Один из самых ярких очерков серии «Киевские типы» - «Художник» имеет

отчетливо выраженную сатирическую направленность. В очерке рассказывается о

декадентствующем живописце, который презрительно отвергает реалистическое

искусство, как классическое, так и современное.

Куприн и сам испытал влияние декадентства, хотя оно и было

кратковременным и лишь в самом начале творчества. Автор высмеивает подобных

деятелей, претендующих на роль новаторов, но в большинстве своем

посредственных, а то и просто бездарных. Такие люди губят подлинные

таланты, и только немногим удается вырваться из этой «инертной и бездарной»

среды. К этой же теме можно отнести и другие очерки об «имущих» - «Доктор»,

«Квартирная хозяйка», «Заяц». Проходит вереница людей, все мелочное

существование которых подчинено одной задаче – выколачивать деньги; людей у

которых нет ни тени любви к своему делу.

Все эти очерки интересны еще и тем, что они, как я уже говорила,

являются своеобразными набросками, эскизами к более поздним произведениям

писателя. Например, квартирная хозяйка в одноименном очерке, по мнению

многих исследователей, прообраз содержательницы меблированных комнат Анны

Фридриховну в рассказе «Река жизни». Вообще роль киевских впечатлений во

всем последующем творчестве писателя чрезвычайно велика.

Сборник рассказов «Миниатюры» объединил в себе более двадцать

произведений писателя, печатавшихся в газетах и журналах Киева и Житомира.

В.Д. Карышева сыграла решающую роль в издании второй книги Куприна

«Миниатюры». Дочь Карышевых, Лидия, вспоминала, что ее мать сама выбирала

для книги шрифт, бумагу и прочее. [16,150]

Куприн горячо сочувствует своему герою, хотя и видит свойственные ему

слабости, которые порой изображает в тонах мягкой, дружеской иронии.

Как уже отмечалось, ранние рассказы Куприна пестры, разнообразны и не

равноценны. Но какими бы пестрыми ни казались эти купринские произведения,

в них все же при более внимательном взгляде проявляются главная, ведущая

линия, связанная со стремлением их автора раскрыть духовную красоту

человека - труженика, человека из народа, показать неприглядный облик

«хозяев жизни». Эти характерные особенности раннего творчества Куприна

найдут отчетливое воплощение в его первом крупном произведении – повести

«Молох», который был посвящен Варваре Дмитриевне Карышевой, жене приятеля

Куприна Михаила Алексеевича Карышева, инженера, служившего на Юго-западной

железной дороге, а позднее переведенного на Донбасс, куда позднее вместе с

семьей своих приятелей переезжал также и Куприн.

Выводы

Первые рассказы Александра Ивановича Куприна, во многом еще

художественно несовершенны, привлекают тематическим разнообразием,

вниманием к простому человеку, прославлением его нравственных достоинств –

самоуважения, находчивости, гордости. Куприн принадлежит к тем писателям,

которые умеют заинтересовать читателя сюжетом рассказа, поразить

неожиданной развязкой. Но под час у него внимание к маленькому человеку

оборачивается сентиментальностью, а динамичность повествования – внешней

занимательностью.

В киевских газетах Куприным было напечатано свыше сорока рассказов.

Наряду с реалистическими произведениями, какими являются «Дознание» и

«Ночлег», психологически тонкими рассказами, как «Негласная ревизия» и «К

славе», чудесной полной большой человечности миниатюре «Allez», которой

восхищался Л.Н. Толстой, в творчестве раннего Куприна встречаются слабые,

мелодраматические произведения: «Странный случай», «Каприз», типичные для

журналов и газет тех времен.

О «Миниатюрах» Куприн позднее говорил, что без стыда не может

вспомнить, столько в этой книге было плохих рассказов. «Она, слава богу, не

привлекла внимания даже безработных провинциальных критиков… Разошлась она

быстро благодаря пошлейшей обложке…» [12,29], но для читателя и

исследователя она очень ценна.

Прямо Куприн говорит о любви к человеку не так уж часто. Но каждым

своим рассказом он призывает к человечности.

Он повсюду искал ту силу, что могла бы поднять человека до состояния

внутреннего совершенства и дать ему счастье. В поисках он шел по разным

путям, часто заблуждался, но в конце концов пришел к единственно

правильному решению, что только величайший гений социализма приведет к

расцвету человечности в этом измученном противоречиями мире.

Он пришел к этому решению поздно, после трудной и сложной жизни,

после дружбы и разрыва с Горьким, после своего противоречивого и не всегда

ясного отношения к революционным событиям, после некоторой склонности к

анархическому индивидуализму, - пришел уже в старости, больной и утомленный

своим непрерывным писательским трудом Тогда он вернулся из эмиграции на

родину, в Россию, в Советский Союз, и этим поставил точку под всеми своими

исканиями и раздумьями.

Украина занимает видное место в творчестве писателя. И это не

случайно. Многое в жизни Куприна было связано с нею.

Военная служба молодого выпускника Александровского пехотного училища

протекала в Украине – в Проскурове и Волочиске. «Поединок» - наиболее

значительное из произведений Куприна, в которых нашли свое воплощение

впечатления тех лет. На украинском материале написаны рассказы из

крестьянской жизни, к которым впоследствии присоединились и такие вещи, как

«Олеся», «Конокрады», «Лесная глушь», «Серебряный волк», «На глухарей».

Не довелось Куприну после возвращения на Родину побывать на Украине,

в Киеве, в Одессе, в Крыму, где он провел когда-то немало счастливых дней,

где были созданы самые известные его произведения.

Для читателей Куприн остается одним из лучших представителей

классического реализма, певцом человеческой преданности и любви, верности и

мужества, одним из самых любимых русских писателей.

Мы должны быть благодарны Куприну за все за его глубокую

человечность, за его тончайший талант, за любовь к своей стране, за

непоколебимую веру в счастье своего народа и, наконец, за никогда не

умиравшую в нем способность загораться от самого незначительного

соприкосновения с поэзией и свободно и легко писать об этом.

Список использованной литературы

1. Афанасьев В.А. Александр Иванович Куприн. - М., 1972

2. Афанасьев В.А. Александр Иванович Куприн «Критико-биографический очерк»

гос. из-во «Худ.лит.». - М., 1960

3. Берков П.Н. Александр Иванович Куприн «Критико-биографический очерк» Из-

во Академия наук СССР. – М., - Л., 1956

4. Волков А. Творчество А.И. Куприна. - М., 1981

5. Дейч А.И. День нынешний и день минувший. - М, 1969

6. Крутикова Л.В. А.И. Куприн (1870–1934): из-во «Просвещение». - Л., 1971

7. Кулешов Ф.И. Творческий путь А.И. Куприна 1907-1938 года 2-е изд-е.. -

М., 1987

8. Кулешов Ф.И. Творческий путь А.И. Куприна. - Минск, 1983

9. Куприн А.И. листригоны: Рассказы, очерки, воспоминания. – Симферополь:

Таврия, 1984

10. Куприн А.И. Собрание сочинений. В 9 т. Под общ. ред. Н.Н. Акоповой. -

М., «Худ.лит.», 1973

11. Куприн А.И. Собрание сочинений. В 9-ти томах. Под общ. ред. Н.Н.

Акоповой. Вступительная статья Ф.И. Кулешова. Прим. И.А. Питляр. т. І-

ІІ. Произведения 1889 - 1896 г.. - М., «Худ.лит.»,1970

12. Лилин В. А.И. Куприн.-Л.,1975

13. Михайлов О.Н. А.И. Куприн.-М.,1981

14. Паустовский К. Поток жизни. Заметки о прозе. – К.,1985

15. Смирнова Л.А. История литературы конца хІх – начала хх вв.. - Л.,1997

16. Хинкулов Л. На рубеже веков (Александр Куприн)// Хинкулов Л. Золовые

ворота Киева. - К., 1988

17. Хінкулов Л. Олександр Іванович Купрін // Хінкулов Л. Літературні

зістрічі: Розповіді про письменників у Києві. -К.,1980



© 2009 РЕФЕРАТЫ
рефераты