рефераты
рефераты
Главная
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Логика
Военная кафедра
Банковское дело
Биржевое дело
Ботаника и сельское хозяйство
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство

Комедии Аристофана. Место комедии в античном обществе


Комедии Аристофана. Место комедии в античном обществе

Всемирная Литература.

КОМЕДИИ АРИСТОФАНА. МЕСТО КОМЕДИИ В АФИНСКОМ ОБЩЕСТВЕ.

Драматические представления в Афинах ведут своё начало то обрядов,

посвящённых богу Дионису- покровителю виноградарства и виноделия. Культ

Диониса, постепенно вобравший в себя космические представления древних

греков о смене времён года, о вечной "борьбе" зимы и лета пользовался

особенно широким распространением среди земледельцев, и, позднее стал

государственным культом Афин. Именно в рамках культа бога Диониса произошло

формирование основных жанров греческой драмы - сначала трагедии, позже,

комедии. При этом включение трагедийных постановок в состав всенародных

празднеств в честь Диониса относится к концу шестого века до нашей эры.

В Афинах существовало несколько праздников, посвящённых Дионису:

Великие Дионисии и Ленеи. Театральные представления, проходившие дважды в

год носили общенародный характер. На них собиралось всё взрослое население

Аттики. Представления проходили в Театре Диониса, расположенного под

открытым небом естественным амфитеатром на склоне Акрополя, вмещавшим

порядка семнадцати тысяч человек. На праздники в Театр Диониса приходило

втрое больше человек, чем на самое важное и многолюдное собрание.

Представления были не только развлечением, но также они были составной

частью религиозного праздника и открывались торжественным жертвоприношением

в честь бога Диониса, совершаемым от лица государства. У афинского театра

была ещё одна интересная особенность, дающая наиболее наглядное

представление о его месте в жизни афинского общества: театральные

представления носили характер художественного соревнования, происходившего

перед многотысячной аудиторией. Театральные представления разыгрывались

перед многотысячной толпой зрителей, а в конце, судейская коллегия из 10

человек, выносила решение о достоинствах и недостатках трагических и

комических поэтов. Имена победителей, что очень характерно и важно, с точки

зрения значимости этих состязаний, заносились на мраморную доску. Кроме

самого автора, который был и постановщиком своих произведений, на мраморной

доске гравировались имя артиста, исполнившего главную роль, и хорега,

человека, обычно богатого афинского гражданина, который брал на себя

расходы по содержанию хора.

МЕСТО ХОРА, СТРУКТУРА АНТИЧНОЙ КОМЕДИИ.

Каждая комедия открывается прологом, в начале которого, обычно, в

диалогической форме, излагается содержание пьесы и действующие лица. Часто,

пролог является достаточно большой сценой, с участием нескольких лиц, и

неизменными шуточными обращениями к зрителям. В прологе выясняются

намерения главного героя, и те силы, которые ему противостоят. Так

завязывается сюжетный конфликт, получающий своё дальнейшее развитие уже при

непосредственном участии хора. Так называемый парод - выход хора на

сценическую площадку означает начало новой части комедии.

В античной комедии хор занимает одну из главных ролей и оживлённо

участвует в действии. Хор, может состоять из реальных людей: женщин,

стариков, всадников, или из животных, птиц, или чего другого, к примеру,

облаков. Аристофан, например, назвал иногда свои комедии по тем одеждам, в

которых выступал хор: "Лягушки", "Облака". Хор оживлённо участвует в

действии: приходит на помощь герою, попавшему в беду или выступает против

его замыслов. При этом вступительные песни хора, исполняемые поочерёдно

двумя полу хореями строятся симметрично, а непосредственный контакт между

действующими лицами и хором устанавливает корифей - предводитель хора.

Именно корифею принадлежат реплики в диалоге с актёрами. Выход хора придаёт

новую остроту намеченной в прологе борьбе, так как возникает необходимость

открытого столкновения мнений, которое находит выражение в сцене агона-

спора, так же имеющего симметричное построение. Сначала хор исполняет

песнь, выражающую его отношение к предстоящей борьбе - оду -, затем,

корифей обращается со словами одобрения к одной из противоборствующих

сторон, после чего начинается развитие аргументов. Обычно, последним в

споре выступает персонаж, которому волей автора суждено одержать победу в

схватке. Следующая часть античной комедии - парабаса, являющаяся обращением

хора к зрителям, обычно не связана с сюжетом комедии. Она является

своеобразным лирическим отступлением, в котором поэт обращается к

аудитории, выдвигая свою точку зрения на актуальные проблемы. Таково обычно

содержание первой части парабасы - анапестов, исполняемых корифеем. Затем

следуют симметричные выступления двух полу хорей. Ода и антода, эпиремма и

антэпиремма, содержащие прославление родины, богов, и здесь же, отметим

этот факт, нападки на граждан полиса, чьё поведение автор считает

несовместимым с гражданской моралью. Предполагают, что парабаса

представляет собой древнейшую хоровую часть комедии, обличительную по

своему основному назначению. В нескольких комедиях Аристофана в их второй

части встречается ещё одна хоровая партия, построенная на чередовании од и

эпирем. Её принято называть малой парабасой. Поскольку чаще всего конфликт

исчерпывается в конце агона, эписодии, следующие за парабасой, уже не

развивают основного действия, а только подчёркивают значение победы

одержанной одним из героев. В этот момент появляются другие претенденты на

победу, помимо главного героя, и тогда, он нередко пускает в ход дубину или

палку, высмеивая их недостатки. Наконец, всё приходит к благополучному

финалу, заключительная песня хора завершает античную комедию.

АРИСТОФАН. "ЖЕНЩИНЫ В НАРОДНОМ СОБРАНИИ"

В своих комедиях Аристофан затрагивает насущные проблемы афинского

полиса - государства. Иногда, в его комедиях жёстко высмеиваются лица,

которые были хорошо известны современникам, но история сохранила для нас

лишь их имена.

Комедия "Женщины в народном собрании" впервые была поставлена на

Ленеях в 392 году до нашей эры. Это время тяжелейшего кризиса афинской

демократии, формального восстановления правления "тридцати тиранов". Сильно

упала политическая активность граждан. За участие в народном собрании

пришлось устанавливать плату: сначала один, а затем и три обола. Комедия

"Женщины в народном собрании" с точки зрения композиции является

новаторской. Парод ещё сохраняется, но парабаса уже отсутствует, хор

утрачивает свою ведущую роль.

Комедии Аристофана поразили меня своей физиологичностью, и отсутствием

у Аристофана внутренней цензуры. Они написаны по принципу " что

естественно, то не позорно." Так, в самом начале комедии, происходит диалог

между Блепиром и его соседом. Они разговаривают на улице, возле дома

соседа, где Блепир устраивается, чтобы справить нужду. Диалог происходит

между испражняющимся Блепиром и стоящем не вдалеке соседом. После

достаточно длинного диалога, во время которого Блепир всё время методично

испражняется, сосед, наконец, его спрашивает: "Да ты решил сходить канатом

якорным?"

Может быть, во времена древних греков не существовало каких- то

условностей, моральные нормы отличались от нынешних. Но всё равно, я как то

плохо представляю ту же сцену в "Ромео и Джульетте" Шекспира. Вот, как я её

вижу, в стиле комедии Аристофана.

Джульетта, выглядывая из окна, обращается к Ромео, сидящему внизу, под

кустом.

Джульетта: Ромео, где ты?

Ромео: Да здесь я, дура, под кустом внизу сижу.

Джульетта: "Что делаешь, приятель, положить присел?"

Ромео: "Да, говорят все кошки ночью серы. Никто и не приметит, как

присяду я."

Джульетта: "Давай быстрее, или ты сходить решил канатом якорным?"

Бред.

Всё, что стоит в кавычках взято из первого эписодия комедии "Женщины в

народном собрании" Аристофана. Всё же, цивилизация не стоит на месте.

Комедия поражает с самого начала: в прологе, подробно описывается

процесс эпиляции в области бикини, по древне гречески, с помощью зажжённого

фонаря. Комедия "Женщины в народном собрании" была написана на актуальную

тему кризиса полисной демократии. Женщины решают захватить власть в городе,

и, для этого переодевшись мужчинами, явиться на народное собрание в облике

мужчин и проголосовать за передачу властных полномочий женщинам. Для этого,

вечером, они похищают у своих мужей плащи, башмаки и, нацепив бороды,

отправляются на народное собрание. Имея численное преимущество, женщины

"протаскивают" законопроект, по которому, вся власть в их городе переходит

к женщинам, то есть к ним. Своей предводительницей женщины избирают

Праксагору, наиболее умную из всех.

Далее мы встречаем идею о коммунизме: женщины издают постановление, по

которому, все должны сдать всё в общую казну, не остаётся частной

собственности, впрочем, как и частной жизни. Женщины предлагают жить

счастливой коммуной детей цветов. Общие жёны, общие мужья, общие дети. И

всё было бы хорошо, если бы не закон, по которому, молодые девушки должны

уступать места в постели лицам пожилого возраста. И в четвёртом эписодии,

юноша, идущей к своей любимой, оказывается атакованным сексуально

неудовлетворенными старухами. Сразу тремя. А если, всё по тому же закону,

он откажется , то его оставят без обеда. Совсем. По своему построению

комедия заканчивается пиром победивших женщин, но логически, на мой взгляд,

комедия заканчивается терзаниями юноши: зайти "на чашку чаю" к старухе или

остаться без обеда. Я предпочёл бы остаться без обеда.

Куликов Никита, 21.05.03



© 2009 РЕФЕРАТЫ
рефераты