рефераты
рефераты
Главная
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Логика
Военная кафедра
Банковское дело
Биржевое дело
Ботаника и сельское хозяйство
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство

Конармия. Анализ новеллы Бабеля Мой первый гусь


Конармия. Анализ новеллы Бабеля Мой первый гусь

“Конармия” И. Э. Бабеля — это сборник небольших рассказов, связанных

темой гражданской войны и единым образом повествователя.

“Конармия” написана на основе дневников Бабеля (когда он сражался в

Первой конной армии). Сражался сам Бабель под именем Лютова.

На основании этого можно сделать вывод, что главный герой выражает

мировоззрение самого Бабеля.

При внимательном рассмотрении дневник и рассказы оказываются

непохожими. Но это можно понять. Форма отстранения автора Дневника от

реальности, продиктованная в ситуации гражданской войны необходимостью

самосохранения, в “Конармии” превращается в эстетический прием, дающий

возможность, с одной стороны, - обнажить грубость и варварство казаков, а с

другой - позволяющий акцентировать отчуждение еврейского интеллигента,

пытающегося жить в чуждой ему, чудовищно жестокой жизни

Новелла «Мой первый гусь». Как и большинство новелл этого сборника

написана от первого лица – Кирилла Васильевича Лютова.

Автор обнажает грубость и варварство казаков, акцентирует отчуждение

еврейского интеллигента, пытающегося жить в чуждой ему, чудовищно жестокой

жизни.

Это видно буквально с первых же строк рассказа: «Ты грамотный?»

спросил Савицкий, и узнал, что Лютов «грамотный» («кандидат прав

Петербургского университета»), а ведь это армия рабочих крестьян. Он чужой.

Потом, когда он закричал ему: « Ты из киндербальзамов… и очки на

носу», когда он смеясь воскликнул: «Шлют вас, не спросясь, а тут режут за

очки», - Бабель был точен в изображении того как веками копившаяся

классовая ненависть огрубляет человеческое поведение. Лютов смиренно и

покорно сгибается перед казаками. Автор изобразил его поведение с иронией.

Что-то есть в его страхе женственное. Чувствуя , что он здесь чужой, Лютов

хочет стать своим. Для достижения этой цели, он бесстрастно убивает гуся.

Когда победа, казалось, достигнута, когда казаки наконец говорят: «парень

нам подходящий» - Лютов, торжествуя, читает им речь в газете, появляется

ощущение ,что победа-то его какая-то странная, неполная. «…Мы спали шестеро

там, согреваясь друг от друга».

Конфликт тут внешний, и лишь в финале рассказа становится понятным,

что бесстрастие мнимое. А в душе героя томление, «внутренний жар»,

«пылающий лоб». “ И только сердце, обагренное убийством, скрипело и текло”

(“истекает голова убитого гуся под сапогом солдата). Это “сопровождение”

любой войны. И это необходимо пережить. Между Лютовым и красноармейцами

есть дистанция. В нем ещё осталось что-то человеческое. Этим и объясняется

высокий слог финала.

В системе ценностей героя нет будущего. Есть только настоящее. Вся

жизнь будто пульсирующее переживание. Наверное именно поэтому так важна

жизнь, и так трагична смерть.

Бабелевский мир по сути раскрываемых в нем простейших общечеловеческих

отношений трагичен - из-за постоянного вмешательства смерти в течение

жизни.

Необычен пейзаж у Бабеля. «деревенская улица лежала перед

нами, круглая и желтая, как тыква, умирающее солнце испускало на небе

свой розовый дух». Пейзажу задано два противоречащих тона: тепла и

всеразрушающей смерти. Всё находится в движении. Отношения «неба» и земли»

абсолютно независимы друг от друга. Так и получается, что состояние героя

противоречиво. Он ведь делает этот поступок независимо от своего

внутреннего состояния.

«Солнце падало на меня из-за зубчатых пригорков». Взаимосвязь тут

между небесными и земными гранями опять предстает в необычной форме.

Движение солнца вертикально. И эта вертикальность будто не оставляет выбора

для главного героя своей прямолинейностью.

Так, мне кажется, пейзаж непосредственно связан с действиями героя.

Сюжета тем не менее как такого нет. . Бабель намеренно строит сюжет на

видении мира, отражающем, главным образом, сознание одного человека -

Лютова. Таким образом, автор “Конармии” освобождает себя от необходимости

мотивации происходящего и, что важнее, от раскрытия логики собственно

военных событий - для книги о войне “Конармия” содержит удивительно мало

фабульного действия как такового. Сюжетный ряд строится таким образом ,

чтобы передать зрительное, слуховое восприятие главного героя..

Автор подчеркивает мгновенность, внезапность, отрывочности действий и

отсутствие связи между ними. Чтобы показать всю ценность жизни. Этого он

добивается использую глаголы совершенного видов: особенно - в глаголах

стилистически нейтральных: “закричал”, “прокричал”, “произнес”. Может

усиливаться словом “вдруг”, которое чаще всего употребляется именно рядом с

нейтральными глаголами речи. Порою действия бессмысленны и оборванны:

«…подошел ко мне совсем близко, потом отскочил в отчаянии и побежал в

первый двор». Все внутренне-смятенное состояние человека выражено здесь в

действии, и наблюдатель-автор, ничего не объясняя, как бы механически

восстанавливает последовательность этих безумных “шагов” и “жестов”,

логически не связанных между собой. Всё как бы построено по схеме

краткости. Структура стиля Бабеля предсталение живого мира как нечто

осколочное и оборван, нет в нем цельности.

Повествование ведется на литературном языке. Но тем не мене стилевой

рисунок словесной формы пестрый и разноголосый. Во многом этому

способствуют казаки, вводя в разговор естественную живую речь: «…обязаны вы

принять этого человека к себе в помещение и без глупостев, потому этот

человек пострадавший по ученой части...»

Во всех рассказах “Конармии” есть присутствие самого автора, который

вместе с ее героями прошел трудный путь к постижению смысла этой кровавой

борьбы. В описаниях событий есть жестокая правда могучего кровавого потока

жизни.



© 2009 РЕФЕРАТЫ
рефераты