Конармия. Анализ новеллы Бабеля Мой первый гусь
Конармия. Анализ новеллы Бабеля Мой первый гусь
“Конармия” И. Э. Бабеля — это сборник небольших рассказов, связанных
темой гражданской войны и единым образом повествователя.
“Конармия” написана на основе дневников Бабеля (когда он сражался в
Первой конной армии). Сражался сам Бабель под именем Лютова.
На основании этого можно сделать вывод, что главный герой выражает
мировоззрение самого Бабеля.
При внимательном рассмотрении дневник и рассказы оказываются
непохожими. Но это можно понять. Форма отстранения автора Дневника от
реальности, продиктованная в ситуации гражданской войны необходимостью
самосохранения, в “Конармии” превращается в эстетический прием, дающий
возможность, с одной стороны, - обнажить грубость и варварство казаков, а с
другой - позволяющий акцентировать отчуждение еврейского интеллигента,
пытающегося жить в чуждой ему, чудовищно жестокой жизни
Новелла «Мой первый гусь». Как и большинство новелл этого сборника
написана от первого лица – Кирилла Васильевича Лютова.
Автор обнажает грубость и варварство казаков, акцентирует отчуждение
еврейского интеллигента, пытающегося жить в чуждой ему, чудовищно жестокой
жизни.
Это видно буквально с первых же строк рассказа: «Ты грамотный?»
спросил Савицкий, и узнал, что Лютов «грамотный» («кандидат прав
Петербургского университета»), а ведь это армия рабочих крестьян. Он чужой.
Потом, когда он закричал ему: « Ты из киндербальзамов… и очки на
носу», когда он смеясь воскликнул: «Шлют вас, не спросясь, а тут режут за
очки», - Бабель был точен в изображении того как веками копившаяся
классовая ненависть огрубляет человеческое поведение. Лютов смиренно и
покорно сгибается перед казаками. Автор изобразил его поведение с иронией.
Что-то есть в его страхе женственное. Чувствуя , что он здесь чужой, Лютов
хочет стать своим. Для достижения этой цели, он бесстрастно убивает гуся.
Когда победа, казалось, достигнута, когда казаки наконец говорят: «парень
нам подходящий» - Лютов, торжествуя, читает им речь в газете, появляется
ощущение ,что победа-то его какая-то странная, неполная. «…Мы спали шестеро
там, согреваясь друг от друга».
Конфликт тут внешний, и лишь в финале рассказа становится понятным,
что бесстрастие мнимое. А в душе героя томление, «внутренний жар»,
«пылающий лоб». “ И только сердце, обагренное убийством, скрипело и текло”
(“истекает голова убитого гуся под сапогом солдата). Это “сопровождение”
любой войны. И это необходимо пережить. Между Лютовым и красноармейцами
есть дистанция. В нем ещё осталось что-то человеческое. Этим и объясняется
высокий слог финала.
В системе ценностей героя нет будущего. Есть только настоящее. Вся
жизнь будто пульсирующее переживание. Наверное именно поэтому так важна
жизнь, и так трагична смерть.
Бабелевский мир по сути раскрываемых в нем простейших общечеловеческих
отношений трагичен - из-за постоянного вмешательства смерти в течение
жизни.
Необычен пейзаж у Бабеля. «деревенская улица лежала перед
нами, круглая и желтая, как тыква, умирающее солнце испускало на небе
свой розовый дух». Пейзажу задано два противоречащих тона: тепла и
всеразрушающей смерти. Всё находится в движении. Отношения «неба» и земли»
абсолютно независимы друг от друга. Так и получается, что состояние героя
противоречиво. Он ведь делает этот поступок независимо от своего
внутреннего состояния.
«Солнце падало на меня из-за зубчатых пригорков». Взаимосвязь тут
между небесными и земными гранями опять предстает в необычной форме.
Движение солнца вертикально. И эта вертикальность будто не оставляет выбора
для главного героя своей прямолинейностью.
Так, мне кажется, пейзаж непосредственно связан с действиями героя.
Сюжета тем не менее как такого нет. . Бабель намеренно строит сюжет на
видении мира, отражающем, главным образом, сознание одного человека -
Лютова. Таким образом, автор “Конармии” освобождает себя от необходимости
мотивации происходящего и, что важнее, от раскрытия логики собственно
военных событий - для книги о войне “Конармия” содержит удивительно мало
фабульного действия как такового. Сюжетный ряд строится таким образом ,
чтобы передать зрительное, слуховое восприятие главного героя..
Автор подчеркивает мгновенность, внезапность, отрывочности действий и
отсутствие связи между ними. Чтобы показать всю ценность жизни. Этого он
добивается использую глаголы совершенного видов: особенно - в глаголах
стилистически нейтральных: “закричал”, “прокричал”, “произнес”. Может
усиливаться словом “вдруг”, которое чаще всего употребляется именно рядом с
нейтральными глаголами речи. Порою действия бессмысленны и оборванны:
«…подошел ко мне совсем близко, потом отскочил в отчаянии и побежал в
первый двор». Все внутренне-смятенное состояние человека выражено здесь в
действии, и наблюдатель-автор, ничего не объясняя, как бы механически
восстанавливает последовательность этих безумных “шагов” и “жестов”,
логически не связанных между собой. Всё как бы построено по схеме
краткости. Структура стиля Бабеля предсталение живого мира как нечто
осколочное и оборван, нет в нем цельности.
Повествование ведется на литературном языке. Но тем не мене стилевой
рисунок словесной формы пестрый и разноголосый. Во многом этому
способствуют казаки, вводя в разговор естественную живую речь: «…обязаны вы
принять этого человека к себе в помещение и без глупостев, потому этот
человек пострадавший по ученой части...»
Во всех рассказах “Конармии” есть присутствие самого автора, который
вместе с ее героями прошел трудный путь к постижению смысла этой кровавой
борьбы. В описаниях событий есть жестокая правда могучего кровавого потока
жизни.
|