рефераты
рефераты
Главная
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Логика
Военная кафедра
Банковское дело
Биржевое дело
Ботаника и сельское хозяйство
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство

Критика российской действительности в пьесе А.М. Горького На дне


Критика российской действительности в пьесе А.М. Горького На дне

Критика российской действительности в пьесе

А.М.Горького “На дне”

Хорошо, когда прочитанная книга оставляет след в душе. И если он

яркий, мы вдруг задумываемся над тем,

какое значение имеет для нас это произведение, что оно дало нам.

Со времени создания пьес Горького прошло много лет, но и теперь

они читаются и идут в театрах. Видимо,

им предопределена долгая жизнь. Можно сказать, что это - энциклопедия

предреволюционной России, история,

запечатленная мастерски и жизненно, но нельзя забывать, что в них много

общечеловеческого, подходящего не

только к прошлой, но и к нынешней жизни.

“Человек - это великолепно! Это звучит... гордо!” Эти слова,

сказанные на заре ХХ века, определяли твор-

ческую линию писателя. Он любил людей, поэтому его воображение,

пронизанное прекрасной мечтой о вели-ком призвании человека, рождало такие

изумительные образы, как Данко.

Но он же выступал и со страстным, горячим протестом против всего,

что принижало человека, против всех

“свинцовых мерзостей жизни”.

В пьесе “На дне” с большой силой и непревзойденным художественным

мастерством показаны те ужасные

условия жизни, которые толкают на “дно” ее, в “яму”. И тогда человек

перестает быть человеком. Да разве ж

это люди обитают в омерзительной ночлежке Костылева ? Они утратили все

человеческое, потеряли даже об-лик человека, превратились в жалких,

никому не нужных существователей.

Конечно, во многом они сами виноваты в том, что с ними

случилось: у них не хватило твердости или уме-ния бороться с судьбой,

желания трудиться, преодолевать трудности. Но виноваты и социальные

условия. Это

была эпоха быстрого обогащения одних и обнищания других, эпоха, когда

рушились остатки вековых устоев. В

каждой загубленной судьбе мы видим сплав общественных и личных проблем.

Но даже и здесь, “на дне” жизни, действуют свои неумолимые

волчьи законы. Здесь свои “короли” и под-

властные, эксплуататоры и эксплуатируемые, хозяева и работники. Законы

общества преследуют человека от

рождения до смерти, от царских чертогов до вонючей ночлежки. Только в

последних все гораздо обнаженнее, а

отношения более дикие. И в этом обвинение строю и обществу! Жизнь

здесь для нормального человека хуже

каторги. Она толкает людей на преступления, черствость, бесчестность.

Ворует Васька Пепел, умирает в страш-

ных муках Анна, идет на самое ужасное в жизни Настя, окончательно спивается

Актер. Они уже не поднимутся.

А ведь это люди, которые знали когда-то и другую жизнь. И поэтому

полна страстных мечтаний о будущем

Наташа, думает о светлых чувствах Настя, верит в свою мечту больной и

опустившийся Актер. У них только и

осталось в жизни, что вера. “У нас нет имени! Даже собаки имеют клички, а

мы нет!” - с горьким чувством вос-

клицает Актер. И в этом возгласе нестерпимая обида человека, выброшенного

за борт жизни. У них отняли все, у этих забытых людей, но не смогли

отнять веры в лучшее. Этим качеством с избытком обладал сам Горький,

наделял он им и своих героев.

Странник Лука, появляющийся в пьесе, сумел заронить и зажечь в

сердце каждого искру надежды и мечты. Но после его ухода еще тяжелее

стала жизнь ночлежников. Люди эти так изломаны, что им уж нечего ждать. И

надежда, оброненная Лукой, лишь разбередила их раны. Поманил странник, а

дороги не показал.

Как ореховая скорлупа, раздавлены мечты Клеща о лучшем времени, и

в результате мы видим его падшим

крайне низко: “Никогда уже он не выберется отсюда”. И читателю становится

не по себе от этих слов.

Пьеса утверждает: так больше жить невозможно !

Многие свои мысли вкладывает автор в уста Сатина. Порой странно

слышать такие высокие слова от ка-

торжника и шулера. Мы понимаем, что в Сатине погибли недюжинная натура,

сильный, ясный ум. Гордые сло-

ва о человеке стали крылатыми, они заставляют верить, что люди достойны

лучшей участи.

Пьеса “На дне” проникнута горячим и страстным призывом любить

человека, сделать так, чтобы имя это

действительно звучало гордо. Пьеса имела огромный политический резонанс,

звала к переустройству общества,

выбрасывающего людей “на дно”. Нет и не может быть счастья, пока человек

несвободен, пока несправедли-

вость господствует на каждом шагу. Человек достоин счастья и свободы потому

уже, что он Человек !

Сейчас, в эпоху, когда мы вновь заговорили о гуманизме и

милосердии, когда призываем “милость к пад-

шим”, пьеса Горького обретает иное значение. Это не только исторический

документ, не просто выдающееся

творение человеческого ума, это и произведение, которое вновь и вновь

будет обращать взоры людей к вечным

проблемам добра, милосердия, социальной справедливости.



© 2009 РЕФЕРАТЫ
рефераты