Лев Толстой Война и Мир
Лев Толстой Война и Мир
В 1867 году Лев Николаевич Толстой закончил работу над
поизведением " Война и мир " . Говоря о своём романе , Толстой
признавался , что в " Войне и мире " он " любил мысль народную " .
Автор поэтизирует простоту , доброту , нравственность народа . Толстой
видит в народе источник нравственности , необходимой для всего
общества . С . П . Бычков писал : " По мысли Толстого , чем ближе
дворяне стоят к народу , тем острее и ярче их патриотические
чувства , богаче и содержательнее их духовная жизнь . И , напротив ,
чем дальше они от народа , тем суше и черствее их души , тем
непривлекательнее их моральные принципы " . *** Лев Николаевич
Толстой отрицал возможность активного воздействия личности на
историю , поскольку предусмотреть или изменить направление
исторических событий нельзя , ибо они зависят от всех и ни от
кого в отдельности . В своих философско - исторических отступлениях
Толстой рассматривал исторический процесс как сумму , складывающуюся
из " бесчисленного количества людских произволов " , то есть усилий
каждого человека . Совокупность этих усилий выливается в
историческую необходимость , отменить которую никто не может . По
мнению Толстого , историю делают массы , и её законы не могут
зависеть от желания отдельного исторического лица . Лидия Дмитриевна
Опульская писала : " Толстой отказывается признать силой , руководящей
историческим развитием человечества , какую бы то ни было " идею " ,
а также желания или власть отдельных , пусть даже и " великих "
исторических деятелей . " Есть законы , управляющие событиями , отчасти
неизвестные , отчасти нащупываемые нами , - пишет Толстой . - Открытие
этих законов возможно только тогда , когда мы вполне отрешимся от
отыскивания причин в воле одного человека , точно так же , как
открытие законов движения планет стало возможно только тогда , когда
люди отрешились от представления утверждённости Земли " . Перед
историками Толстой ставит задачу " вместо отыскания причин ...
отыскание законов " . Толстой остановился в недоумении перед
осознанием законов , которые определяют " стихийно - роевую " жизнь
народа . Согласно его взгляду , участник исторического события не
может знать ни смысла и значения , ни - тем более - результата
совершаемых действий . В силу этого никто не может разумно
руководить историческими событиями , а должен подчиняться стихийному ,
неразумному ходу их , как подчинялись древние фатуму . Однако
внутренний , объективный смысл изображённого в " Войне и мире "
вплотную подводил к осознанию этих закономерностей . Кроме того , в
объяснении конкретных исторических явлений сам Толстой очень близко
подходил к определению действительных сил , руководивших событиями .
Так , исход войны 1812 года был определён , с его точки зрения , не
таинственным и недоступным человеческому пониманию фатумом , а "
дубиной народной войны " , действовавшей с " простотой " и "
целесообразностью " . *** Народ у Толстого выступает как творец
истории : миллионные массы простых людей , а не герои и полководцы
творят историю , двигают общество вперёд , создают всё ценное в
материальной и в духовной жизни , совершают всё великое и
героическое . И эту мысль - " мысль народную " - Толстой доказывает на
примере войны 1812 года . Лев Николаевич Толстой отрицал
войну , горячо спорил с теми , кто находил " красоту ужаса " в
войне . При описании войны 1805 года Толстой выступает как писатель
- пацифист , но при описании войны 1812 года автор переходит на
позиции патриотизма . Война 1812 года предстаёт в изображении
Толстого как война народная . Автор создаёт множество образов
мужиков , солдат , суждения которых в совокупности составляют народное
мироощущение . Купец Ферапонтов убеждён , что французов не пустят в
Москву , " не должны " , но , узнав о сдаче Москвы , он понимает , что
" решилась Расея ! " . А если уж Россия гибнет , то нечего спасать
своё добро . Он кричит солдатам , чтобы забирали его товары , лишь
бы ничего не досталось " дьяволам " . Мужики Карп и Влас отказались
продавать сено французам , взяли в руки оружие и ушли в партизаны
. В период тяжких испытаний для Отечества " делом народным " ,
всеобщим становится защита Родины . Все герои романа проверяются с
этой стороны : одушевлены ли они всенародным чувством , готовы ли на
подвиг, на высокую жертву и самоотвержение. В любви к Родине ,
патриотическом чувстве равны князь Андрей Болконский и солдат его
полка . Но князь Андрей не только одушевлён всеобщим чувством , а и
умеет сказать о нём , анализировать его , понимает общий ход дел .
Настроение всего войска перед Бородинским сражением именно он в
состоянии оценить и определить . Сами многочисленные участники
величественного события действуют по тому же чувству , и даже не
бессознательно , - просто они очень немногословны . " Солдаты в моём
батальоне , поверите ли , не стали водку пить : не такой день ,
говорят " , - вот и всё , что слышит князь Андрей про солдат от
батальонного командира Тимохина . Пьер Безухов вполне понимает смысл
" неясных " и тоже слишком кратких слов солдат : " Всем народом
навалиться хотят , одно слово - Москва . Один конец сделать хотят "
. Солдаты выражают уверенность в победе , готовность умереть за
Родину . В романе " Война и мир " Толстой описывает войну 1812 года
лишь на территории России , справедливую войну . Д . С . Лихачёв
писал : " Историческая сторона романа в её нравственно - победной
части вся оканчивается в России , и ни одно событие в конце
романа не переходит за пределы Русской земли . Нет в " Войне и
мире " ни Лейпцигской битвы народов , ни взятия Парижа . Это
подчёркивается смертью у самых границ Кутузова . Дальше этот
народный герой " не нужен " . Толстой в фактической стороне событий
усматривает ту же народную концепцию оборонительной войны ...
Вторгающийся враг , захватчик не может быть добр и скромен . Поэтому
древнерусскому историку не надо иметь точных сведений о Батые ,
Биргере , Торкале Кнутсоне , Магнусе , Мамае , Тохтамыше , Тамерлане ,
Эдигее , Стефане Батории или о любом другом ворвавшемся в Русскую
землю неприятеле : он , естественно , в силу одного только этого
своего деяния , будет горд , самоуверен , надменен , будет поизносить
громкие и пустые фразы . Образ вторгшегося врага определяется
только его деянием - его вторжением . Напротив , защитник отечества
всегда будет скромен , будет молиться перед выступлением в поход ,
ибо ждёт помощи свыше и уверен в своей правоте . Правда , этическая
правда на его стороне , и этим определён его образ " . ***
По Толстому , бесполезно противиться естественному ходу событий ,
бесполезно пытаться исполнять роль вершителя судеб человечества . Во
время Бородинской битвы , от исхода которой многое зависело для
русских , Кутузов " не делал никаких распоряжений , а только
соглашался или не соглашался на то , что предлагали ему " . В этой
кажущейся пассивности проявляются глубокий ум полководца , его
мудрость . Сказанное подтверждают и проницательные суждения Андрея
Болконского : " Он всё выслушает , всё запомнит , всё поставит на
своё место , ничему полезному не помешает и ничего вредного не
позволит .Он понимает , что есть что - то сильнее и значительнее его
воли , - это неизбежный ход событий , и он умеет видеть их , умеет
понимать их значение и , ввиду этого значения , умеет отрекаться от
участия в этих событиях , от своей личной воли , направленной на
другое ". Кутузов знал , что " решают участь сраженья не распоряжения
главнокомандующего , не место , на котором стоят войска , не
количество пушек и убитых людей , а та неуловимая сила , называемая
духом войска , и он следил за этой силой и руководил ею ,
насколько это было в его власти " . Слитность с народом , единение
с простыми людьми делает Кутузова для писателя идеалом
исторического деятеля и идеалом человека. Он всегда скромен и прост
. Выигрышная поза , актёрство ему чужды . Кутузов накануне Бородинского
сражения читал сентиментальный французский роман мадам Жанлис "
Рыцари Лебедя " . Он не хотел казаться великим человеком - он был
им . Поведение Кутузова естественно , автор постоянно подчёркивает его
старческую слабость . Кутузов в романе - выразитель народной мудрости
. Сила его в том , что он понимает и хорошо знает то , что
волнует народ , и действует сообразно этому. Правота Кутузова в его
споре с Бенигсеном на совете в Филях как бы подкрепляется тем ,
что на стороне " дедушки " Кутузова симпатии крестьянской девочки
Малаши . С. П. Бычков писал : " Толстой , с присущей ему огромной
проницательностью художника , правильно угадал и великолепно
запечатлел некоторые черты характера великого русского полководца
Кутузова : его глубокие патриотические чувства , его любовь к
русскому народу и ненависть к врагу , его близость к солдату .
Вопреки лживой легенде , созданной официозной историографией об
Александре I - спасителе отечества и отводившей Кутузову
второстепенную роль в войне , Толстой восстанавливает историческую
истину и показывает Кутузова как вождя справедливой народной войны
. Кутузов был связан с народом тесными духовными узами , и в этом
заключалась его сила как полководца . " Источник необычайной силы
прозрения в смысл совершающихся явлений , - говорит Толстой о
Кутузове , - лежал в том народном чувстве , которое он носил в себе
во всей чистоте и силе его . Только признание в нём этого
чувства заставило народ такими странными путями его , в немилости
находящегося старика , выбрать , против воли царя , в представителя
народной войны " . *** В " Войне и мире " создаются как бы
два идейных центра : Кутузов и Наполеон . Мысль о развенчании
Наполеона возникла у Толстого связи с окончательным уяснением
характера войны 1812 года как справедливой войны со стороны
русских . Образ Наполеона раскрывается Толстым с позиции " мысли
народной " . С. П. Бычков писал : " В войне с Россией Наполеон
выступал в роли захватчика , стремившегося поработить русский народ ,
он был косвенным убийцей многих людей , эта мрачная деятельность и
не давала ему , по мысли писателя , права на величие . Толстой
развенчивал легенду о Наполеоне с позиций подлинного гуманизма .Уже
с первого появления Наполеона в романе раскрываются глубоко
отрицательные черты его характера . Толстой тщательно , деталь за
деталью , выписывает портрет Наполеона , сорокалетнего , откормленного
и барски изнеженного человека, надменного и самовлюблённого . "
Круглый живот " , " жирные ляжки коротких ног " , " белая пухлая шея
", " потолстевшая короткая фигура " с широкими , " толстыми плечами "
- вот характерные черты внешности Наполеона . При описании утреннего
туалета Наполеона накануне Бородинского сражения Толстой усиливает
разоблачительный характер первоначальной портретной характеристики
императора Франции : " Толстая спина " , " обросшая жирная грудь " , "
выхоленное тело ", " опухшее и жёлтое " лицо , " толстые плечи " - все
эти детали рисуют человека , далёкого от трудовой жизни ,
разжиревшего , глубоко чуждого основам народной жизни . Наполеон был
эгоистически самовлюблённым человеком , самонадеянно считавшим , что
вся вселенная повинуется его воле . Люди для него не представляли
интереса . Писатель с тонкой иронией, иногда переходящей в сарказм ,
разоблачает претензии Наполеона на мировое господство , его постоянное
позирование для истории , его актерство. Наполеон всё время играл ,
в его поведении и в его словах не было ничего простого и
естественного . Это выразительно показано Толстым в сцене любования
Наполеона портретом сына на Бородинском поле . Наполеон подошёл к
портрету , чувствуя , " что то , что он скажет и сделает теперь , -
есть история " ; " сын его в бильбоке играл земным шаром " - в этом
выражалось величие Наполеона , но он хотел выказать " самую простую
отеческую нежность " . Разумеется , это было чистое актерство. Он не
выражал здесь искренних чувств " отеческой нежности " , а именно
позировал для истории , лицедействовал . Эта сцена ярко раскрывает
самонадеянность Наполеона , полагавшего , что с занятием Москвы будет
покорена Россия и осуществятся его планы завоевания мирового
господства . Как игрока и актёра писатель изображает Наполеона и в
ряде последующих эпизодов . Накануне Бородина Наполеон произносит : "
Шахматы поставлены , игра начнётся завтра " . В день битвы после
первых пушечных выстрелов писатель замечает : " Игра началась " .
Далее Толстой показывает , что эта " игра " стоила жизни десяткам
тысяч людей . Так раскрывался кровавый характер войн Наполеона ,
стремившегося поработить весь мир . Война - не " игра " , а жестокая
необходимость , думает князь Андрей . И в этом заключался
принципиально иной подход к войне , выражалась точка зрения мирного
народа , вынужденного взяться за оружие при исключительных
обстоятельствах , когда над родиной нависла угроза порабощения " . ***
На борьбу с захватчиками поднялся весь русский народ . Лев
Николаевич Толстой считал , что роль отдельной личности в истории
незначительна , что творят историю миллионные массы простых людей .
Тушин и Тихон Щербатый - типичные представители русского народа ,
поднявшегося на борьбу с врагом . Лидия Дмитриевна Опульская писала
о Тушине : " Толстой намеренно и много раз подчёркивает невзрачность
своего героя : " Небольшой сутуловатый человек , офицер Тушин ,
спотыкнувшись на хобот , выбежал вперёд , не замечая генерала и
выглядывая из - под маленькой ручки " ; " ... закричал он тоненьким
голоском , которому он старался придать молодцеватость , не шедшую к
его фигуре . - Второе , - пропищал он . - Круши , Медведев ! " ; "
Маленький человек , с слабыми , неловкими движениями ... выбегал вперёд
и из - под маленькой ручки смотрел на французов " . Толстой не
смущался даже тем , что слово " маленький " дважды употреблено в
одной фразе . Вслед за нею - его грозный приказ : " Круши , ребята
! " , хотя выстрелы заставляют его " каждый раз вздрагивать " . Потом
ещё будет сказано про " слабый , тоненький , нерешительный голосок "
. Однако солдаты , " как и всегда в батарейной роте , на две головы
выше своего офицера и вдвое шире его " ( " как всегда " - это
Толстой видел на Кавказе и в Севастополе ) - " все , как дети в
затруднительном положении , смотрели на своего командира , и то
выражение , которое было на его лице , неизменно отражалось на их
лицах " . В итоге авторского описания происходит преображение : " Сам
он представлялся себе огромного роста , мощным мужчиной , который
обеими руками швыряет французам ядра " . Глава заканчивается
неожиданно , но вполне в духе толстовского представления о людях
подвига : " - До свидания , голубчик , - сказал Тушин , - милая душа !
прощайте , голубчик, - сказал Тушин со слезами , которые неизвестно
почему вдруг выступили ему на глаза " . Андрею Болконскому придётся
защищать Тушина перед начальством , и его слова прозвучат уже
торжественно : " Я был там и нашёл две трети людей и лошадей
перебитыми , два орудия исковерканными и прикрытия никакого ...
Успехом дня мы обязаны более всего действию этой батареи и
геройской стойкости капитана Тушина с его ротой " . Так из
противоречий , из сочетания " малого " и " великого ", скромного и
поистине героического создаётся образ рядового защитника Родины .
Нетрудно видеть , что и облик руководителя народной войны - Кутузова
- строится по тем же художественным законам ". *** Толстой
создаёт яркий образ неутомимого партизана , мужика Тихона Щербатого ,
приставшего к отряду Денисова . Тихон отличался богатырским здоровьем
, огромной физической силой и выносливостью . В борьбе с французами
он проявляет ловкость , отвагу и бесстрашие . Характерен рассказ
Тихона о том , как на него набросились четыре француза " со
шпажонками " , а он на них пошёл с топором . Это перекликается с
образом француза - Фехтовальщика и русского , орудующего дубинкой .
Тихон и есть художественная конкретизация " дубины народной войны "
. Лидия Дмитриевна Опульская писала : " Тихон - образ вполне ясный .
Он как бы олицетворяет собою ту " дубину народной войны " , которая
поднялась и со страшной силой гвоздила французов до тех пор , пока
не погибло всё нашествие . Он сам , добровольно ,попросился в
отряд Василия Денисова. В отряде , постоянно нападавшем на вражеские
обозы , оружия было много . Но Тихону оно было не нужно - он
действует иначе , и его поединок с французами , когда надо было
достать " языка " , вполне в духе общих рассуждений Толстого о
народной освободительной войне : " Пойдём , говорю, к полковнику . Как
загалдит . А их тут четверо . Бросились на меня с шпажками . Я на
них таким манером топором : что вы , мол , Христос с вами , -
вскрикнул Тихон , размахнув и грозно хмурясь , выставляя грудь " . ***
Народному патриотизму Толстой противопоставляет лжепатриотизм
светской знати , основная цель которой - ловить " кресты , рубли ,
чины " . Патриотизм московских аристократов заключался в том , что
они вместо французских блюд ели русские щи , а за французские
слова назначали штраф . Облик Александра I в толстовском
изображении непригляден . Черты двуличия и лицемерия , которые были
присущи " высшему свету " , проявляются и в характере царя. Особенно
ярко они видны в сцене приезда государя в армию после победы над
врагом . Александр заключает Кутузова в объятия , бормоча при этом :
" Старый комедиант " . С. П. Бычков писал : " Нет , не Александр I был
" спасителем отечества " , как это тщились изобразить казённые
патриоты , и не среди приближённых царя надо было искать истинных
организаторов борьбы с врагом . Напротив, при дворе , в ближайшем
окружении царя , существовала группа откровенных пораженцев во главе
с великим князем и канцлером Румянцевым , которая боялась Наполеона
и стояла за заключение с ним мира ". *** Платон Каратаев -
вогплощение " всего русского, доброго и круглого " , патриархальности ,
смирения, непротивления , религиозности - всех тех качеств , которые так
ценил Лев Николаевич Толстой у русского крестьянства . Лидия
Дмитриевна Опульская писала : " Образ Платона сложнее и
противоречивее, он чрезвычайно много значит для всей историко -
философской концепции книги . Не больше , впрочем, чем Тихон Щербатый
. Просто это - другая сторона " мысли народной " . ***
Патриотизм и близость к народу в наибольшей степени присущи Пьеру
Безухову , князю Андрею Болконскому , Наташе Ростовой . В народной
войне 1812 года была заключена та огромная нравственная сила ,
которая очищала и перерождала любимых героев Толстого , выжигала в
их душе многие сословные предрассудки , себялюбивое чувство . В
Отечественной войне судьба князя Андрея идёт той же дорогой , что
и судьба народная . Андрей Болконский сближается с простыми
солдатами . " В полку его называли " наш князь " , им гордились и
его любили " , - писал Толстой . Он начинает видеть главное
назначение человека в служении людям , народу . Ещё до войны 1812
года князь Андрей понял , что будущее народа зависит не от воли
правителей , а от самого народаю. Лидия Дмитриевна Опульская писала :
" Уже поняв внутренние пружины войны , Андрей Болконский ещё
заблуждался относительно мира . Его тянуло в высшие сферы
государственной жизни, " туда , где готовилось будущее , от которого
зависели судьбы миллионов " . Но судьбы миллионов решают не Адам
Чарторыжский , не Сперанский , не император Александр , а сами эти
миллионы - такова одна из главных идей толстовской философии истории
. Встреча с Наташей Ростовой и любовь к ней ясно подсказывают
Болконскому , что преобразовательные планы холодного и самоуверенного
Сперанского не могут сделать его , князя Андрея , " счастливее и
лучше " ( а это всего важнее в жизни ! ) и не имеют никакого
отношения к жизни его богучаровских мужиков . Так впервые народная
точка зрения входит как критерий в сознание Болконского " . ***
Простые русские солдаты сыграли также решаю щую роль в
моральном обновлении Пьера Безухова . Он прошёл через увлечение
масонством , благотворительностью , и ничто не дало ему нравственного
удовлетворения . Только в тесном общении с простыми людьми он понял
, что цель жизни в самой жизни : " Пока есть жизнь , есть и
счастье " . Уже на Бородинском поле , ещё до встречи с Каратаевым ,
у Пьера Безухова зарождается идея опрощения : " Солдатом быть ,
просто солдатом ! " Встречи с простыми солдатами произвели
сильнейшее действие на его душу , потрясли его сознание , возбудили
желание переменить , перестроить всю свою жизнь . Лидия Дмитриевна
Опульская писала : " Душевное спокойствие , уверенность в смвсле жизни
Пьер обратает , пережив героическое время 12 - го года и страдания
плена рядом с простыми людьми , с Платоном Каратаевым . Он
испытывает " ощущение своей ничтожности и лживости в сравнении с
правдой , простотой и силой того разряда людей , которые
отпечатлелись у него в душе под названием они " . " Солдатом быть ,
просто солдатом " , - с восторгом думает Пьер . Характкрно , что и
солддаты , хоть не сразу , но охотно приняли Пьера в свою среду и
прозвали " наш барин " , как Андрея " наш князь " . Пьер не может
стать " просто солдатом " , капелькой , сливающейся со всей
поверхностью шара . Сознание своей личной ответственности за жизнь
всего шара неистребимо в нём . Он горячо думает о том ,что люди
должны опомниться , понять всю преступность , всю невозможность войны
" . *** Положительные черты Наташи Ростовой с особенной
яркостью раскрываются в тот момент , когда она , перед вступлением
французов в Москву , одушевлённая патриотическим чувством , заставляет
сбросить с подвод семейное добро и взять раненых и когда она же
- в другую , счастливую и радостную минуту - русской пляской и
восхищением народной музыкой проявляет всю силу заключённого в ней
национального духа . От Наташи исходит энергия обновления ,
освобождения от фальшивого , ложного, привычного , выводящая " на
вольный божий свет " . И здесь её роль равносильна тому , что даёт
ищущим героям Толстого общение с народом . Лидия Дмитриевна
Опульская писала : " В образе Наташи воплощается одна из главных
идей романа: красоты и счастья нет там , где нет добра , простоты и
правды " . *** В романе " Война и мир " облик каждого героя
неразделим с его языковой характеристикой . Язык дворянской знати -
офранцуженный , выражения и обороты его , несмотря на изысканность ,
стали привычными штампами , употребляемыми в светской беседе для
любого случая . Лев Николаевич Толстой - знаток и ценитель великого
русского языка. По речи героев произведения мы можем судить об
отношении к ним автора . Толстой не вкладывает в уста своих
любимых героев офранцуженный русский язык . " Мысль народная "
- главная идея романа " Война и мир " . Толстой знал , что жизнь ,
простая жизнь людей , с её " частными " судьбами , интересами и
радостями , идёт своим чередом , независимо от встреч Наполеона с
Александром , дипломатической игры или государственных планов
Сперанского . Лишь те исторические события , которые приводят в
движение народные массы , касаются судеб национальных , способны
изменить - пусть драматически , но всегда благотворно - отдельного
человека . Так очищаются и возвышаются в бедствиях Отечественной
войны его любимые герои : Андрей Болконский , Пьер Безухов , Наташа
Ростова . Каждый участник исторических событий для Толстого не менее
важен , чем Наполеон . Направление воли миллионов людей , которые , с
точки зрения Наполеона и тогдашней исторической науки , были
бесконечно малыми единицами , определяет историческое развитие .
|