рефераты
рефераты
Главная
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Логика
Военная кафедра
Банковское дело
Биржевое дело
Ботаника и сельское хозяйство
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство

Лев Толстой Война и Мир


Лев Толстой Война и Мир

В 1867 году Лев Николаевич Толстой закончил работу над

поизведением " Война и мир " . Говоря о своём романе , Толстой

признавался , что в " Войне и мире " он " любил мысль народную " .

Автор поэтизирует простоту , доброту , нравственность народа . Толстой

видит в народе источник нравственности , необходимой для всего

общества . С . П . Бычков писал : " По мысли Толстого , чем ближе

дворяне стоят к народу , тем острее и ярче их патриотические

чувства , богаче и содержательнее их духовная жизнь . И , напротив ,

чем дальше они от народа , тем суше и черствее их души , тем

непривлекательнее их моральные принципы " . *** Лев Николаевич

Толстой отрицал возможность активного воздействия личности на

историю , поскольку предусмотреть или изменить направление

исторических событий нельзя , ибо они зависят от всех и ни от

кого в отдельности . В своих философско - исторических отступлениях

Толстой рассматривал исторический процесс как сумму , складывающуюся

из " бесчисленного количества людских произволов " , то есть усилий

каждого человека . Совокупность этих усилий выливается в

историческую необходимость , отменить которую никто не может . По

мнению Толстого , историю делают массы , и её законы не могут

зависеть от желания отдельного исторического лица . Лидия Дмитриевна

Опульская писала : " Толстой отказывается признать силой , руководящей

историческим развитием человечества , какую бы то ни было " идею " ,

а также желания или власть отдельных , пусть даже и " великих "

исторических деятелей . " Есть законы , управляющие событиями , отчасти

неизвестные , отчасти нащупываемые нами , - пишет Толстой . - Открытие

этих законов возможно только тогда , когда мы вполне отрешимся от

отыскивания причин в воле одного человека , точно так же , как

открытие законов движения планет стало возможно только тогда , когда

люди отрешились от представления утверждённости Земли " . Перед

историками Толстой ставит задачу " вместо отыскания причин ...

отыскание законов " . Толстой остановился в недоумении перед

осознанием законов , которые определяют " стихийно - роевую " жизнь

народа . Согласно его взгляду , участник исторического события не

может знать ни смысла и значения , ни - тем более - результата

совершаемых действий . В силу этого никто не может разумно

руководить историческими событиями , а должен подчиняться стихийному ,

неразумному ходу их , как подчинялись древние фатуму . Однако

внутренний , объективный смысл изображённого в " Войне и мире "

вплотную подводил к осознанию этих закономерностей . Кроме того , в

объяснении конкретных исторических явлений сам Толстой очень близко

подходил к определению действительных сил , руководивших событиями .

Так , исход войны 1812 года был определён , с его точки зрения , не

таинственным и недоступным человеческому пониманию фатумом , а "

дубиной народной войны " , действовавшей с " простотой " и "

целесообразностью " . *** Народ у Толстого выступает как творец

истории : миллионные массы простых людей , а не герои и полководцы

творят историю , двигают общество вперёд , создают всё ценное в

материальной и в духовной жизни , совершают всё великое и

героическое . И эту мысль - " мысль народную " - Толстой доказывает на

примере войны 1812 года . Лев Николаевич Толстой отрицал

войну , горячо спорил с теми , кто находил " красоту ужаса " в

войне . При описании войны 1805 года Толстой выступает как писатель

- пацифист , но при описании войны 1812 года автор переходит на

позиции патриотизма . Война 1812 года предстаёт в изображении

Толстого как война народная . Автор создаёт множество образов

мужиков , солдат , суждения которых в совокупности составляют народное

мироощущение . Купец Ферапонтов убеждён , что французов не пустят в

Москву , " не должны " , но , узнав о сдаче Москвы , он понимает , что

" решилась Расея ! " . А если уж Россия гибнет , то нечего спасать

своё добро . Он кричит солдатам , чтобы забирали его товары , лишь

бы ничего не досталось " дьяволам " . Мужики Карп и Влас отказались

продавать сено французам , взяли в руки оружие и ушли в партизаны

. В период тяжких испытаний для Отечества " делом народным " ,

всеобщим становится защита Родины . Все герои романа проверяются с

этой стороны : одушевлены ли они всенародным чувством , готовы ли на

подвиг, на высокую жертву и самоотвержение. В любви к Родине ,

патриотическом чувстве равны князь Андрей Болконский и солдат его

полка . Но князь Андрей не только одушевлён всеобщим чувством , а и

умеет сказать о нём , анализировать его , понимает общий ход дел .

Настроение всего войска перед Бородинским сражением именно он в

состоянии оценить и определить . Сами многочисленные участники

величественного события действуют по тому же чувству , и даже не

бессознательно , - просто они очень немногословны . " Солдаты в моём

батальоне , поверите ли , не стали водку пить : не такой день ,

говорят " , - вот и всё , что слышит князь Андрей про солдат от

батальонного командира Тимохина . Пьер Безухов вполне понимает смысл

" неясных " и тоже слишком кратких слов солдат : " Всем народом

навалиться хотят , одно слово - Москва . Один конец сделать хотят "

. Солдаты выражают уверенность в победе , готовность умереть за

Родину . В романе " Война и мир " Толстой описывает войну 1812 года

лишь на территории России , справедливую войну . Д . С . Лихачёв

писал : " Историческая сторона романа в её нравственно - победной

части вся оканчивается в России , и ни одно событие в конце

романа не переходит за пределы Русской земли . Нет в " Войне и

мире " ни Лейпцигской битвы народов , ни взятия Парижа . Это

подчёркивается смертью у самых границ Кутузова . Дальше этот

народный герой " не нужен " . Толстой в фактической стороне событий

усматривает ту же народную концепцию оборонительной войны ...

Вторгающийся враг , захватчик не может быть добр и скромен . Поэтому

древнерусскому историку не надо иметь точных сведений о Батые ,

Биргере , Торкале Кнутсоне , Магнусе , Мамае , Тохтамыше , Тамерлане ,

Эдигее , Стефане Батории или о любом другом ворвавшемся в Русскую

землю неприятеле : он , естественно , в силу одного только этого

своего деяния , будет горд , самоуверен , надменен , будет поизносить

громкие и пустые фразы . Образ вторгшегося врага определяется

только его деянием - его вторжением . Напротив , защитник отечества

всегда будет скромен , будет молиться перед выступлением в поход ,

ибо ждёт помощи свыше и уверен в своей правоте . Правда , этическая

правда на его стороне , и этим определён его образ " . ***

По Толстому , бесполезно противиться естественному ходу событий ,

бесполезно пытаться исполнять роль вершителя судеб человечества . Во

время Бородинской битвы , от исхода которой многое зависело для

русских , Кутузов " не делал никаких распоряжений , а только

соглашался или не соглашался на то , что предлагали ему " . В этой

кажущейся пассивности проявляются глубокий ум полководца , его

мудрость . Сказанное подтверждают и проницательные суждения Андрея

Болконского : " Он всё выслушает , всё запомнит , всё поставит на

своё место , ничему полезному не помешает и ничего вредного не

позволит .Он понимает , что есть что - то сильнее и значительнее его

воли , - это неизбежный ход событий , и он умеет видеть их , умеет

понимать их значение и , ввиду этого значения , умеет отрекаться от

участия в этих событиях , от своей личной воли , направленной на

другое ". Кутузов знал , что " решают участь сраженья не распоряжения

главнокомандующего , не место , на котором стоят войска , не

количество пушек и убитых людей , а та неуловимая сила , называемая

духом войска , и он следил за этой силой и руководил ею ,

насколько это было в его власти " . Слитность с народом , единение

с простыми людьми делает Кутузова для писателя идеалом

исторического деятеля и идеалом человека. Он всегда скромен и прост

. Выигрышная поза , актёрство ему чужды . Кутузов накануне Бородинского

сражения читал сентиментальный французский роман мадам Жанлис "

Рыцари Лебедя " . Он не хотел казаться великим человеком - он был

им . Поведение Кутузова естественно , автор постоянно подчёркивает его

старческую слабость . Кутузов в романе - выразитель народной мудрости

. Сила его в том , что он понимает и хорошо знает то , что

волнует народ , и действует сообразно этому. Правота Кутузова в его

споре с Бенигсеном на совете в Филях как бы подкрепляется тем ,

что на стороне " дедушки " Кутузова симпатии крестьянской девочки

Малаши . С. П. Бычков писал : " Толстой , с присущей ему огромной

проницательностью художника , правильно угадал и великолепно

запечатлел некоторые черты характера великого русского полководца

Кутузова : его глубокие патриотические чувства , его любовь к

русскому народу и ненависть к врагу , его близость к солдату .

Вопреки лживой легенде , созданной официозной историографией об

Александре I - спасителе отечества и отводившей Кутузову

второстепенную роль в войне , Толстой восстанавливает историческую

истину и показывает Кутузова как вождя справедливой народной войны

. Кутузов был связан с народом тесными духовными узами , и в этом

заключалась его сила как полководца . " Источник необычайной силы

прозрения в смысл совершающихся явлений , - говорит Толстой о

Кутузове , - лежал в том народном чувстве , которое он носил в себе

во всей чистоте и силе его . Только признание в нём этого

чувства заставило народ такими странными путями его , в немилости

находящегося старика , выбрать , против воли царя , в представителя

народной войны " . *** В " Войне и мире " создаются как бы

два идейных центра : Кутузов и Наполеон . Мысль о развенчании

Наполеона возникла у Толстого связи с окончательным уяснением

характера войны 1812 года как справедливой войны со стороны

русских . Образ Наполеона раскрывается Толстым с позиции " мысли

народной " . С. П. Бычков писал : " В войне с Россией Наполеон

выступал в роли захватчика , стремившегося поработить русский народ ,

он был косвенным убийцей многих людей , эта мрачная деятельность и

не давала ему , по мысли писателя , права на величие . Толстой

развенчивал легенду о Наполеоне с позиций подлинного гуманизма .Уже

с первого появления Наполеона в романе раскрываются глубоко

отрицательные черты его характера . Толстой тщательно , деталь за

деталью , выписывает портрет Наполеона , сорокалетнего , откормленного

и барски изнеженного человека, надменного и самовлюблённого . "

Круглый живот " , " жирные ляжки коротких ног " , " белая пухлая шея

", " потолстевшая короткая фигура " с широкими , " толстыми плечами "

- вот характерные черты внешности Наполеона . При описании утреннего

туалета Наполеона накануне Бородинского сражения Толстой усиливает

разоблачительный характер первоначальной портретной характеристики

императора Франции : " Толстая спина " , " обросшая жирная грудь " , "

выхоленное тело ", " опухшее и жёлтое " лицо , " толстые плечи " - все

эти детали рисуют человека , далёкого от трудовой жизни ,

разжиревшего , глубоко чуждого основам народной жизни . Наполеон был

эгоистически самовлюблённым человеком , самонадеянно считавшим , что

вся вселенная повинуется его воле . Люди для него не представляли

интереса . Писатель с тонкой иронией, иногда переходящей в сарказм ,

разоблачает претензии Наполеона на мировое господство , его постоянное

позирование для истории , его актерство. Наполеон всё время играл ,

в его поведении и в его словах не было ничего простого и

естественного . Это выразительно показано Толстым в сцене любования

Наполеона портретом сына на Бородинском поле . Наполеон подошёл к

портрету , чувствуя , " что то , что он скажет и сделает теперь , -

есть история " ; " сын его в бильбоке играл земным шаром " - в этом

выражалось величие Наполеона , но он хотел выказать " самую простую

отеческую нежность " . Разумеется , это было чистое актерство. Он не

выражал здесь искренних чувств " отеческой нежности " , а именно

позировал для истории , лицедействовал . Эта сцена ярко раскрывает

самонадеянность Наполеона , полагавшего , что с занятием Москвы будет

покорена Россия и осуществятся его планы завоевания мирового

господства . Как игрока и актёра писатель изображает Наполеона и в

ряде последующих эпизодов . Накануне Бородина Наполеон произносит : "

Шахматы поставлены , игра начнётся завтра " . В день битвы после

первых пушечных выстрелов писатель замечает : " Игра началась " .

Далее Толстой показывает , что эта " игра " стоила жизни десяткам

тысяч людей . Так раскрывался кровавый характер войн Наполеона ,

стремившегося поработить весь мир . Война - не " игра " , а жестокая

необходимость , думает князь Андрей . И в этом заключался

принципиально иной подход к войне , выражалась точка зрения мирного

народа , вынужденного взяться за оружие при исключительных

обстоятельствах , когда над родиной нависла угроза порабощения " . ***

На борьбу с захватчиками поднялся весь русский народ . Лев

Николаевич Толстой считал , что роль отдельной личности в истории

незначительна , что творят историю миллионные массы простых людей .

Тушин и Тихон Щербатый - типичные представители русского народа ,

поднявшегося на борьбу с врагом . Лидия Дмитриевна Опульская писала

о Тушине : " Толстой намеренно и много раз подчёркивает невзрачность

своего героя : " Небольшой сутуловатый человек , офицер Тушин ,

спотыкнувшись на хобот , выбежал вперёд , не замечая генерала и

выглядывая из - под маленькой ручки " ; " ... закричал он тоненьким

голоском , которому он старался придать молодцеватость , не шедшую к

его фигуре . - Второе , - пропищал он . - Круши , Медведев ! " ; "

Маленький человек , с слабыми , неловкими движениями ... выбегал вперёд

и из - под маленькой ручки смотрел на французов " . Толстой не

смущался даже тем , что слово " маленький " дважды употреблено в

одной фразе . Вслед за нею - его грозный приказ : " Круши , ребята

! " , хотя выстрелы заставляют его " каждый раз вздрагивать " . Потом

ещё будет сказано про " слабый , тоненький , нерешительный голосок "

. Однако солдаты , " как и всегда в батарейной роте , на две головы

выше своего офицера и вдвое шире его " ( " как всегда " - это

Толстой видел на Кавказе и в Севастополе ) - " все , как дети в

затруднительном положении , смотрели на своего командира , и то

выражение , которое было на его лице , неизменно отражалось на их

лицах " . В итоге авторского описания происходит преображение : " Сам

он представлялся себе огромного роста , мощным мужчиной , который

обеими руками швыряет французам ядра " . Глава заканчивается

неожиданно , но вполне в духе толстовского представления о людях

подвига : " - До свидания , голубчик , - сказал Тушин , - милая душа !

прощайте , голубчик, - сказал Тушин со слезами , которые неизвестно

почему вдруг выступили ему на глаза " . Андрею Болконскому придётся

защищать Тушина перед начальством , и его слова прозвучат уже

торжественно : " Я был там и нашёл две трети людей и лошадей

перебитыми , два орудия исковерканными и прикрытия никакого ...

Успехом дня мы обязаны более всего действию этой батареи и

геройской стойкости капитана Тушина с его ротой " . Так из

противоречий , из сочетания " малого " и " великого ", скромного и

поистине героического создаётся образ рядового защитника Родины .

Нетрудно видеть , что и облик руководителя народной войны - Кутузова

- строится по тем же художественным законам ". *** Толстой

создаёт яркий образ неутомимого партизана , мужика Тихона Щербатого ,

приставшего к отряду Денисова . Тихон отличался богатырским здоровьем

, огромной физической силой и выносливостью . В борьбе с французами

он проявляет ловкость , отвагу и бесстрашие . Характерен рассказ

Тихона о том , как на него набросились четыре француза " со

шпажонками " , а он на них пошёл с топором . Это перекликается с

образом француза - Фехтовальщика и русского , орудующего дубинкой .

Тихон и есть художественная конкретизация " дубины народной войны "

. Лидия Дмитриевна Опульская писала : " Тихон - образ вполне ясный .

Он как бы олицетворяет собою ту " дубину народной войны " , которая

поднялась и со страшной силой гвоздила французов до тех пор , пока

не погибло всё нашествие . Он сам , добровольно ,попросился в

отряд Василия Денисова. В отряде , постоянно нападавшем на вражеские

обозы , оружия было много . Но Тихону оно было не нужно - он

действует иначе , и его поединок с французами , когда надо было

достать " языка " , вполне в духе общих рассуждений Толстого о

народной освободительной войне : " Пойдём , говорю, к полковнику . Как

загалдит . А их тут четверо . Бросились на меня с шпажками . Я на

них таким манером топором : что вы , мол , Христос с вами , -

вскрикнул Тихон , размахнув и грозно хмурясь , выставляя грудь " . ***

Народному патриотизму Толстой противопоставляет лжепатриотизм

светской знати , основная цель которой - ловить " кресты , рубли ,

чины " . Патриотизм московских аристократов заключался в том , что

они вместо французских блюд ели русские щи , а за французские

слова назначали штраф . Облик Александра I в толстовском

изображении непригляден . Черты двуличия и лицемерия , которые были

присущи " высшему свету " , проявляются и в характере царя. Особенно

ярко они видны в сцене приезда государя в армию после победы над

врагом . Александр заключает Кутузова в объятия , бормоча при этом :

" Старый комедиант " . С. П. Бычков писал : " Нет , не Александр I был

" спасителем отечества " , как это тщились изобразить казённые

патриоты , и не среди приближённых царя надо было искать истинных

организаторов борьбы с врагом . Напротив, при дворе , в ближайшем

окружении царя , существовала группа откровенных пораженцев во главе

с великим князем и канцлером Румянцевым , которая боялась Наполеона

и стояла за заключение с ним мира ". *** Платон Каратаев -

вогплощение " всего русского, доброго и круглого " , патриархальности ,

смирения, непротивления , религиозности - всех тех качеств , которые так

ценил Лев Николаевич Толстой у русского крестьянства . Лидия

Дмитриевна Опульская писала : " Образ Платона сложнее и

противоречивее, он чрезвычайно много значит для всей историко -

философской концепции книги . Не больше , впрочем, чем Тихон Щербатый

. Просто это - другая сторона " мысли народной " . ***

Патриотизм и близость к народу в наибольшей степени присущи Пьеру

Безухову , князю Андрею Болконскому , Наташе Ростовой . В народной

войне 1812 года была заключена та огромная нравственная сила ,

которая очищала и перерождала любимых героев Толстого , выжигала в

их душе многие сословные предрассудки , себялюбивое чувство . В

Отечественной войне судьба князя Андрея идёт той же дорогой , что

и судьба народная . Андрей Болконский сближается с простыми

солдатами . " В полку его называли " наш князь " , им гордились и

его любили " , - писал Толстой . Он начинает видеть главное

назначение человека в служении людям , народу . Ещё до войны 1812

года князь Андрей понял , что будущее народа зависит не от воли

правителей , а от самого народаю. Лидия Дмитриевна Опульская писала :

" Уже поняв внутренние пружины войны , Андрей Болконский ещё

заблуждался относительно мира . Его тянуло в высшие сферы

государственной жизни, " туда , где готовилось будущее , от которого

зависели судьбы миллионов " . Но судьбы миллионов решают не Адам

Чарторыжский , не Сперанский , не император Александр , а сами эти

миллионы - такова одна из главных идей толстовской философии истории

. Встреча с Наташей Ростовой и любовь к ней ясно подсказывают

Болконскому , что преобразовательные планы холодного и самоуверенного

Сперанского не могут сделать его , князя Андрея , " счастливее и

лучше " ( а это всего важнее в жизни ! ) и не имеют никакого

отношения к жизни его богучаровских мужиков . Так впервые народная

точка зрения входит как критерий в сознание Болконского " . ***

Простые русские солдаты сыграли также решаю щую роль в

моральном обновлении Пьера Безухова . Он прошёл через увлечение

масонством , благотворительностью , и ничто не дало ему нравственного

удовлетворения . Только в тесном общении с простыми людьми он понял

, что цель жизни в самой жизни : " Пока есть жизнь , есть и

счастье " . Уже на Бородинском поле , ещё до встречи с Каратаевым ,

у Пьера Безухова зарождается идея опрощения : " Солдатом быть ,

просто солдатом ! " Встречи с простыми солдатами произвели

сильнейшее действие на его душу , потрясли его сознание , возбудили

желание переменить , перестроить всю свою жизнь . Лидия Дмитриевна

Опульская писала : " Душевное спокойствие , уверенность в смвсле жизни

Пьер обратает , пережив героическое время 12 - го года и страдания

плена рядом с простыми людьми , с Платоном Каратаевым . Он

испытывает " ощущение своей ничтожности и лживости в сравнении с

правдой , простотой и силой того разряда людей , которые

отпечатлелись у него в душе под названием они " . " Солдатом быть ,

просто солдатом " , - с восторгом думает Пьер . Характкрно , что и

солддаты , хоть не сразу , но охотно приняли Пьера в свою среду и

прозвали " наш барин " , как Андрея " наш князь " . Пьер не может

стать " просто солдатом " , капелькой , сливающейся со всей

поверхностью шара . Сознание своей личной ответственности за жизнь

всего шара неистребимо в нём . Он горячо думает о том ,что люди

должны опомниться , понять всю преступность , всю невозможность войны

" . *** Положительные черты Наташи Ростовой с особенной

яркостью раскрываются в тот момент , когда она , перед вступлением

французов в Москву , одушевлённая патриотическим чувством , заставляет

сбросить с подвод семейное добро и взять раненых и когда она же

- в другую , счастливую и радостную минуту - русской пляской и

восхищением народной музыкой проявляет всю силу заключённого в ней

национального духа . От Наташи исходит энергия обновления ,

освобождения от фальшивого , ложного, привычного , выводящая " на

вольный божий свет " . И здесь её роль равносильна тому , что даёт

ищущим героям Толстого общение с народом . Лидия Дмитриевна

Опульская писала : " В образе Наташи воплощается одна из главных

идей романа: красоты и счастья нет там , где нет добра , простоты и

правды " . *** В романе " Война и мир " облик каждого героя

неразделим с его языковой характеристикой . Язык дворянской знати -

офранцуженный , выражения и обороты его , несмотря на изысканность ,

стали привычными штампами , употребляемыми в светской беседе для

любого случая . Лев Николаевич Толстой - знаток и ценитель великого

русского языка. По речи героев произведения мы можем судить об

отношении к ним автора . Толстой не вкладывает в уста своих

любимых героев офранцуженный русский язык . " Мысль народная "

- главная идея романа " Война и мир " . Толстой знал , что жизнь ,

простая жизнь людей , с её " частными " судьбами , интересами и

радостями , идёт своим чередом , независимо от встреч Наполеона с

Александром , дипломатической игры или государственных планов

Сперанского . Лишь те исторические события , которые приводят в

движение народные массы , касаются судеб национальных , способны

изменить - пусть драматически , но всегда благотворно - отдельного

человека . Так очищаются и возвышаются в бедствиях Отечественной

войны его любимые герои : Андрей Болконский , Пьер Безухов , Наташа

Ростова . Каждый участник исторических событий для Толстого не менее

важен , чем Наполеон . Направление воли миллионов людей , которые , с

точки зрения Наполеона и тогдашней исторической науки , были

бесконечно малыми единицами , определяет историческое развитие .



© 2009 РЕФЕРАТЫ
рефераты