рефераты
рефераты
Главная
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Логика
Военная кафедра
Банковское дело
Биржевое дело
Ботаника и сельское хозяйство
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство

Литература в годы Великой Отечественной войны


Литература в годы Великой Отечественной войны

Великая Отечественная война – это тяжёлое испытание, выпавшее на долю

русского народа. Литература того времени не могла оставаться в стороне от

этого события.

Так в первый день войны на митинге советских писателей прозвучали такие

слова: «Каждый советский писатель готов все, свои силы, весь свой опыт и

талант, всю свою кровь, если это понадобится, отдать делу священной

народной войны против врагов нашей Родины». Эти слова были оправданны. С

самого начала войны писатели почувствовали себя «мобилизованными и

призванными». Около двух тысяч писателей ушли на фронт, более четырехсот из

них не вернулись. Это А. Гайдар, Е. Петров, Ю. Крымов, М. Джалиль; совсем

молодыми погибли М. Кульчицкий, В. Багрицкий, П. Коган.

Фронтовые писатели в полной мере разделяли со своим народом и боль

отступления, и радость побед. Георгий Суворов, писатель-фронтовик, погибший

незадолго до победы, писал: «Свой добрый век мы прожили как люди, и для

людей».

Писатели жили одной жизнью со сражающимся народом: .мерзли в окопах,

ходили в атаку, совершали подвиги и ...писали.

О, книга! Друг заветный!

Ты в вещмешке бойца

Прошла весь путь победный

До самого конца.

Твоя большая правда

Вела нас за собой.

Читатель твой и автор

Ходили вместе в бой.

Русская литература периода ВОВ стала литературой одной темы – темы

войны, темы Родины. Писатели чувствовали себя "окопными поэтами" (А.

Сурков), а вся литература в целом, по меткому выражению А. Толстова, была

"голосом героической души народа". Лозунг "Все силы – на разгром врага!"

непосредственно относился и к писателям. Писатели военных лет владели всеми

родами литературного оружия: лирикой и сатирой, эпосом и драмой. Тем не

менее первое слово сказали лирики и публицисты.

Стихи публиковались центральной и фронтовой печатью, транслировались по

радио наряду с информацией о важнейших военных и политических событиях,

звучали с многочисленных импровизированных сцен на фронте и в тылу. Многие

стихи переписывались в фронтовые блокноты, заучивались наизусть. Стихи "Жди

меня" Константина Симонова, "Землянка" Александра Суркова, "Огонек"

Исаковского породили многочисленные стихотворные ответы. Поэтический диалог

писателей и читателей свидетельствовали о том, что в годы войны между

поэтами и народом установился невиданный в истории нашей поэзии сердечный

контакт. Душевная близость с народом является самой примечательной и

исключительной особенностью лирики 1941-1945 годов.

Родина, война, смерть и бессмертие, ненависть к врагу, боевое братство

и товарищество, любовь и верность, мечта о победе, раздумье о судьбе народа

– вот основные мотивы военной поэзии. В стихах Тихонова, Суркова,

Исаковского, Твардовского слышится тревога за отечество и беспощадная

ненависть к врагу, горечь утрат и сознание жестокой необходимости войны.

В дни войны обострилось чувство отчизны. Оторванные от любимых занятий

и родных мест миллионы советских людей как бы по-новому взглянули на

привычные родные края, на дом, где родились, на самих себя, на свой народ.

Это нашло отражение и в поэзии: появись проникновенные стихи о Москве

Суркова и Гусева, о Ленинграде Тихонова, Ольги Берггольц, о Смоленщине

Исаковского.

Видоизменился в лирике военных лет и характер так называемого

лирического героя: прежде всего он стал более земным, близким, чем в лирике

предшествующего периода. Поэзия как бы вошла в войну, а война со всеми её

батальными и бытовыми подробностями в поэзию. "Приземление" лирики не

помешало поэтам передавать грандиозность событий и красоту подвига нашего

народа. Герои часто терпят тяжелые, подчас нечеловеческие лишения и

страдания:

Впору поднять десяти поколеньям

Тяжесть, которую подняли мы.

(писал в своих стихах А.

Сурков)

Любовь к отечеству и ненависть к врагу – это тот неиссякаемый и

единственный источник, из которого черпала в годы ВОВ свое вдохновение наша

лирика. Наиболее известными поэтами того времени были: Николай Тихонов,

Александр Твардовский, Алексей Сурков, Ольга Берггольц, Михаил Исаковский,

Константин Симонов.

В поэзии военных лет можно выделить три основные жанровые группы

стихов: лирическую (ода, элегия, песня), сатирическую и лирико-эпическую

(баллады, поэмы).

ПРОЗА.

В годы Великой Отечественной войны получили развитие не только

стихотворные жанры, но и проза. Она представлена публицистическими и

очерковыми жанрами, военным рассказом и героической повестью. Весьма

разнообразны публицистические жанры: статьи, очерки, фельетоны, воззвания,

письма, листовки.

Статьи писали: Леонов, Алексей Толстой, Михаил Шолохов, Всеволод

Вишневский, Николай Тихонов. Они воспитывали своими статьями высокие

гражданские чувства, учили непримиримо относиться к фашизму, раскрывали

подлинное лицо "устроителей нового порядка". Советские писатели

противопоставляли фашистской лживой пропаганде большую человеческую правду.

В сотнях статей приводились неопровержимые факты о зверствах захватчиков,

цитировались письма, дневники, свидетельские показания военнопленных,

назывались имена, даты, цифры, делались ссылки на секретные документы,

приказы и распоряжения властей. В своих статьях они рассказывали суровую

правду о войне, поддерживали в народе светлую мечту о победе, призывали к

стойкости, мужеству и упорству. "Ни шагу дальше!" – так начинается статья

Алексея Толстова "Москве угрожает враг".

По настроению, по тону военная публицистика была либо сатирической,

либо лирической. В сатирических статьях беспощадному высмеиванию

подвергались фашисты. Излюбленным жанром сатирической публицистики стал

памфлет. Статьи, обращенные к родине и народу, были весьма разнообразны по

жанру: статьи - обращения, призывы, воззвания, письма, дневники. Таково, к

примеру, письмо Леонида Леонова "Неизвестному американскому другу".

Публицистика оказала огромное влияние на все жанры литературы военных

лет, и прежде всего на очерк. Из очерков мир впервые узнал о бессмертных

именах Зои Космодемьянской, Лизы Чайкиной, Александра Матросова, о подвиге

молодогвардейцев, которые предшествовали роману "Молодая гвардия". Очень

распространен в 1943-1945 годах был очерк о подвиге большой группы людей.

Так, появляются очерки о ночной авиации "У-2" (Симонова), о героическом

комсомоле (Вишневского), и многих других. Очерки, посвященные героическому

тылу представляют собой портретные зарисовки. Причем с самого начала

писатели обращают внимание не столько на судьбы отдельных героев, сколько

на массовый трудовой героизм. Наиболее часто о людях тыла писали Мариетта

Шагинян, Кононенко, Караваева, Колосов.

Оборона Ленинграда и битва под Москвой явились причиной создания ряда

событийных очерков, которые представляют собой художественную летопись

боевых операций. Об этом свидетельствуют очерки: "Москва. Ноябрь 1941 года"

Лидина, "Июль - Декабрь" Симонова.

В годы Великой Отечественной войны создавались и такие произведения, в

которых главное внимание обращалось на судьбу человека на войне.

Человеческое счастье и война – так можно сформулировать основной принцип

таких произведений, как "Просто любовь" В. Василевской, "Это было в

Ленинграде" А. Чаковского, "Третья палата" Леонидова.

В 1942 году появилась повесть о войне В. Некрасова «В окопах Сталинграда».

Это было первое произведение неизвестного тогда писателя-фронтовика,

дослужившегося до капитана, провоевавшего под Сталинградом все долгие дни и

ночи, участвовавшего в его обороне, в страшных и непосильных боях, которые

вела наша армия. В произведении мы видим стремление автора не только

воплотить личные воспоминания о войне, но и попытаться психологически

мотивировать поступки человека, исследовать нравственно-философские истоки

подвига солдата. Читатель увидел в повести великое испытание, о котором

написано честно и достоверно, столкнулся со всей бесчеловечностью и

жестокостью войны. Это была одна из первых попыток психологического

осмысления подвига народа.

Война стала для всех большой бедой, несчастьем. Но именно в это время

люди проявляют нравственную суть, «она (война) как лакмусовая бумажка, как

проявитель какой-то особенный». Вот, например, Валега — малограмотный

человек, «...читает по слогам, и спроси его, что такое родина, он, ей-богу

ж, толком не объяснит. Но за эту родину... он будет драться до последнего

патрона. А кончатся патроны — кулаками, зубами...». Командир батальона

Ширяев и Керженцев делают все возможное, чтобы сберечь как можно больше

человеческих жизней, чтобы выполнить свой долг. Им противопоставлен в

романе образ Калужского, который думает только о том, чтобы не попасть на

передовую; автор также осуждает и Абросимова, который считает, что если

поставлена задача, то ее надо выполнять, несмотря на любые потери, бросая

людей под губительный огонь пулеметов.

Читая повесть, чувствуешь веру автора в русского солдата, у которого,

несмотря на все страдания, беды, неудачи, нет никаких сомнений в

справедливости освободительной войны. Герои повести В. П. Некрасова живут

верой в будущую победу и готовы без колебаний отдать за нее жизнь.

В этом же суровом сорок втором происходят события повести В. Кондратьева

«Сашка». Автор произведения тоже фронтовик, и воевал он подо Ржевом так же,

как и его герой. И повесть его посвящена подвигам простых русских солдат.

В. Кондратьев так же, как и В. Некрасов, не отступил от правды, рассказал о

том жестоком и тяжелом времени честно и талантливо. Герой повести В.

Кондратьева Сашка очень молод, но он уже два месяца на передовой, где

«просто обсохнуть, согреться — уже немалая удача» и «...с хлебцем плохо,

навару никакого. Полкотелка... пшенки на двоих — и будь здоров».

Нейтральная полоса, которая составляет всего тысячу шагов, простреливается

насквозь. И Сашка ночью поползет туда, чтобы добыть своему ротному

командиру валенки с убитого немца, потому как у лейтенанта пимы такие, что

их за лето не просушить, хотя у самого Сашки обувь еще хуже. В образе

главного героя воплощены лучшие человеческие качества русского солдата,

Сашка умен, сообразителен, ловок — об этом свидетельствует эпизод захвата

им «языка». Один из главных моментов повести — отказ Сашки расстреливать

пленного немца. Когда его спросили, почему он не выполнил приказ, не стал

стрелять в пленного, Сашка ответил просто: «Люди же мы, а не фашисты».

В главном герое воплотились самые лучшие черты народного характера:

мужества, патриотизм, стремление к подвигу, трудолюбие, выносливость,

гуманизм и глубокая вера в победу. Но самое ценное в нем — способность

размышлять, умение осмыслить происходящее. Сашка понимал, что «не научились

еще воевать как следует что командиры, что рядовые. И что учеба на ходу, в

боях идет по самой Сашкиной жизни. 'Понимал и ворчал, как и другие, но не

обезверил и делал свое солдатское дело, как умел, хотя особых. геройств не

совершал».

«История Сашки — это история человека, оказавшегося в самое трудное время

в самом трудном месте на самой трудной должности — солдатской», — писал о

герое Кондратьева К. М. Симонов.

Тема подвига человека на войне получила свое развитие в литературе

послевоенного времени.

Использованная литература:

История русской советской литературы. Под редакцией проф. П.С. Выходцева.

Издательство "Высшая школа", Москва – 1970

Ради жизни на земле. П. Топер. Литература и война. Традиции. Решения.

Герои. Изд. третье. Москва, "Советский писатель", 1985

> Русская литература ХХ века. Изд. "Астрель", 2000



© 2009 РЕФЕРАТЫ
рефераты