Литературные критики о произведениях А.С. Пушкина
Литературные критики о произведениях А.С. Пушкина
«Что нового в жизни и в самом себе Вы нашли, прочтя роман»
«Душа сказала мне давно:
Ты в мире молнией промчишься!
Тебе всё чувствовать дано,
Но жизнью ты не насладишься.»
Веневитинов.
В. Г. Белинский: «Пушкин принадлежит к числу творческих гениев, тех
величайших исторических фигур, которые, работая для настоящего,
приготовляют будущее, следовательно, не могут принадлежать только одному
прошлому». С этим суждением остаётся только согласиться. Необходимо
добавить, что гений Пушкина, на мой взгляд, заключается не только в
бессмертии сюжетов его произведений: мало кто из писателей пытается
ответить в одном произведении сразу же на несколько вопросов. Другими
словами, берутся за решение какой- либо одной - показать глупость народной
жизни, «закулисную» жизнь светского общества, бессмысленное бытие народа и
т. д. А Пушкин в данном произведении делает многочисленные лирические
отступления, в которых и размышляет на многочисленные темы. Поэтому
почерпнуть из этого творения можно о- очень многое.
Начнём с начала- сюжет: вот уж поистине жизненная ситуация. Это далеко
не любовный треугольник, даже не знаю как и назвать. Есть чему поучиться!
После прочтения волей- неволей задумываешься о том, какая всё- таки сложная
эта штука- жизнь: никогда не знаешь где найдёшь, где потеряешь (у Онегина
наоборот- он потерял, а лишь потом нашёл, но было поздно).
Пушкин очень много рассуждает о жизни. Он показывает жизнь большого
города с многочисленными балами и развлечениями, город с «парадного
подъезда», где всегда весело и шумно. И сквозь это проводит тему
одиночества, какого- то отчуждения, причём делает это так, что самому
читателю становиться грустно. А ведь так на самом деле: смотришь на город-
все куда- то торопятся, смеются, кричат, разговаривают и шутят - короче -
город живёт шумной и бурной жизнью. А стоит лишь чуть- чуть приглядеться -
там задумчивое лицо с бездонными глазами, здесь люди с рассеяно-
отчуждёнными выражениями лиц. Невольно вспоминается отрывок из
стихотворения Рылеева:
«С
тяжкой грустью, с чёрной думою
Я с
тех пор один брожу,
И
могилою угрюмою
Мир
печальный нахожу.
Всюду
встречи безотрадные!
Ищешь,
суетный, людей,
А
встречаешь трупы хладные
Иль
бессмысленных детей... »
Хотя, учитывая мои годы, можно сказать, что ЭТО не так уж и заметно.
Следующее «новшество» - это язык. Конечно, муза Пушкина была вскормлена
и воспитана творениями предшествующих поэтов (можно сказать более- она
приняла их в себя, как «своё законное состояние и возвратила их миру в
новом, преображённом виде»(Белинский) ), но то, как он ею лепит настроение
читателя, возвышает его к божественным началам, и в очередной раз
доказывает, что им (автором) руководит гений. Его язык чертовски
привлекателен. Где надо- там короткие, лаконичные предложения (ибо
«краткость - сестра таланта»); где необходимо дать полное описание, там
появляется вязкая, текучая речь, словно рождественская ёлочка, обвешенная
гирляндами прилагателных. Красота! И с её помощью Пушкин, как человек,
познавший высший свет и высокие чувства, любовь и страсть прилюбодеяния,
мастерски действует на восприятие читателя. Он открыл новые возможности,
которые дарит нам речь. Нужно лишь научиться пользоваться ею, ибо ещё
Цицерон сказал - «Речь дана всем, ум- удел немногих.»
В этом произведении автор показал нам высокое знание античности и
истории. А это, в очередной раз, доказывает, что история учит многому: это
ведь не книжный ум, а жизненная школа, где в роли преподавателей выступают
"великие мира сего". К сожалению это поздно начинаешь осознавать.
Спускаемся на землю и переходим к «людской» теме. «Будучи многою суетою
смущаем во многих хлопотах, связанных со средним образованием, и из- за
телесных недомоганий великих, бывающих у меня постоянно»(Библия), не помня
я названия романа и имени персонажа, в котором происходил конфликт высоких
намерений с низменными действиями. Так вот Пушкин подкинул ещё «материал
для размышления» (вообще, такие действия присущи величайшим): очевидно, что
речь пойдёт о Евгении.
Прочитал я роман, отложил книгу и подумал: «Так какой же на самом деле
Онегин?» Может это игра Пушкина- показать главного героя, этого
«страдающего эгоиста», в начале с одной точки зрения, потом с другой , а
затем- с третьей? Или же настолько глубока натура Евгения, что даже сам
автор предаёт его на суд читателю? В жизни ведь получается аналогично- у
каждого есть свои закоулки души и, следовательно, каждый может быть
непонятым. Есть о чём призадуматься! Прочтя роман, понимаешь, что
озлобленный ум есть тоже признак высокой натуры, ибо такой человек не
доволен не только окружающими, но и самим собой. И ещё, как- то дико
понимать, что существуют люди, подобные Онегину, которые не знают, что им
надо.
Вообще, читая этот роман, меняешь угол зрения на многие вещи. В
некотором смысле, это произведение можно назвать философским. В своих
философских отступлениях автор показывает быт того времени, при этом даёт
оценку, размышляет, пытается найти ответы на многие коренные вопросы бытия.
И в этих ответах находишь очень много нового для себя. С чем- то можно
согласиться, а с чем- то и поспорить. Закончить сие творение хочу словами
вышеуказанного величайшего мастера пера, но с учётом возможностей
быстрорастущего гения нижеподписавшегося:
«Пересмотрел всё
очень строго:
Противоречий
очень много,
Но их исправить
не хочу.
Цензуре долг
свой заплачу,
И учительницам
на съеденье
Плоды трудов
своих отдам.
Иди же к
школьным берегам
Новорождённое
творенье,
И заслужи мне
славы дань:
Одни пятёрки,
шум и брань!»
P. S. душевно надеюсь, что шума и брани будет не очень много. Не сочту за
дерзость мысль о том, что брани совсем не будет.
»
|