рефераты
рефераты
Главная
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Логика
Военная кафедра
Банковское дело
Биржевое дело
Ботаника и сельское хозяйство
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство

Литературные критики о произведениях А.С. Пушкина


Литературные критики о произведениях А.С. Пушкина

«Что нового в жизни и в самом себе Вы нашли, прочтя роман»

«Душа сказала мне давно:

Ты в мире молнией промчишься!

Тебе всё чувствовать дано,

Но жизнью ты не насладишься.»

Веневитинов.

В. Г. Белинский: «Пушкин принадлежит к числу творческих гениев, тех

величайших исторических фигур, которые, работая для настоящего,

приготовляют будущее, следовательно, не могут принадлежать только одному

прошлому». С этим суждением остаётся только согласиться. Необходимо

добавить, что гений Пушкина, на мой взгляд, заключается не только в

бессмертии сюжетов его произведений: мало кто из писателей пытается

ответить в одном произведении сразу же на несколько вопросов. Другими

словами, берутся за решение какой- либо одной - показать глупость народной

жизни, «закулисную» жизнь светского общества, бессмысленное бытие народа и

т. д. А Пушкин в данном произведении делает многочисленные лирические

отступления, в которых и размышляет на многочисленные темы. Поэтому

почерпнуть из этого творения можно о- очень многое.

Начнём с начала- сюжет: вот уж поистине жизненная ситуация. Это далеко

не любовный треугольник, даже не знаю как и назвать. Есть чему поучиться!

После прочтения волей- неволей задумываешься о том, какая всё- таки сложная

эта штука- жизнь: никогда не знаешь где найдёшь, где потеряешь (у Онегина

наоборот- он потерял, а лишь потом нашёл, но было поздно).

Пушкин очень много рассуждает о жизни. Он показывает жизнь большого

города с многочисленными балами и развлечениями, город с «парадного

подъезда», где всегда весело и шумно. И сквозь это проводит тему

одиночества, какого- то отчуждения, причём делает это так, что самому

читателю становиться грустно. А ведь так на самом деле: смотришь на город-

все куда- то торопятся, смеются, кричат, разговаривают и шутят - короче -

город живёт шумной и бурной жизнью. А стоит лишь чуть- чуть приглядеться -

там задумчивое лицо с бездонными глазами, здесь люди с рассеяно-

отчуждёнными выражениями лиц. Невольно вспоминается отрывок из

стихотворения Рылеева:

«С

тяжкой грустью, с чёрной думою

Я с

тех пор один брожу,

И

могилою угрюмою

Мир

печальный нахожу.

Всюду

встречи безотрадные!

Ищешь,

суетный, людей,

А

встречаешь трупы хладные

Иль

бессмысленных детей... »

Хотя, учитывая мои годы, можно сказать, что ЭТО не так уж и заметно.

Следующее «новшество» - это язык. Конечно, муза Пушкина была вскормлена

и воспитана творениями предшествующих поэтов (можно сказать более- она

приняла их в себя, как «своё законное состояние и возвратила их миру в

новом, преображённом виде»(Белинский) ), но то, как он ею лепит настроение

читателя, возвышает его к божественным началам, и в очередной раз

доказывает, что им (автором) руководит гений. Его язык чертовски

привлекателен. Где надо- там короткие, лаконичные предложения (ибо

«краткость - сестра таланта»); где необходимо дать полное описание, там

появляется вязкая, текучая речь, словно рождественская ёлочка, обвешенная

гирляндами прилагателных. Красота! И с её помощью Пушкин, как человек,

познавший высший свет и высокие чувства, любовь и страсть прилюбодеяния,

мастерски действует на восприятие читателя. Он открыл новые возможности,

которые дарит нам речь. Нужно лишь научиться пользоваться ею, ибо ещё

Цицерон сказал - «Речь дана всем, ум- удел немногих.»

В этом произведении автор показал нам высокое знание античности и

истории. А это, в очередной раз, доказывает, что история учит многому: это

ведь не книжный ум, а жизненная школа, где в роли преподавателей выступают

"великие мира сего". К сожалению это поздно начинаешь осознавать.

Спускаемся на землю и переходим к «людской» теме. «Будучи многою суетою

смущаем во многих хлопотах, связанных со средним образованием, и из- за

телесных недомоганий великих, бывающих у меня постоянно»(Библия), не помня

я названия романа и имени персонажа, в котором происходил конфликт высоких

намерений с низменными действиями. Так вот Пушкин подкинул ещё «материал

для размышления» (вообще, такие действия присущи величайшим): очевидно, что

речь пойдёт о Евгении.

Прочитал я роман, отложил книгу и подумал: «Так какой же на самом деле

Онегин?» Может это игра Пушкина- показать главного героя, этого

«страдающего эгоиста», в начале с одной точки зрения, потом с другой , а

затем- с третьей? Или же настолько глубока натура Евгения, что даже сам

автор предаёт его на суд читателю? В жизни ведь получается аналогично- у

каждого есть свои закоулки души и, следовательно, каждый может быть

непонятым. Есть о чём призадуматься! Прочтя роман, понимаешь, что

озлобленный ум есть тоже признак высокой натуры, ибо такой человек не

доволен не только окружающими, но и самим собой. И ещё, как- то дико

понимать, что существуют люди, подобные Онегину, которые не знают, что им

надо.

Вообще, читая этот роман, меняешь угол зрения на многие вещи. В

некотором смысле, это произведение можно назвать философским. В своих

философских отступлениях автор показывает быт того времени, при этом даёт

оценку, размышляет, пытается найти ответы на многие коренные вопросы бытия.

И в этих ответах находишь очень много нового для себя. С чем- то можно

согласиться, а с чем- то и поспорить. Закончить сие творение хочу словами

вышеуказанного величайшего мастера пера, но с учётом возможностей

быстрорастущего гения нижеподписавшегося:

«Пересмотрел всё

очень строго:

Противоречий

очень много,

Но их исправить

не хочу.

Цензуре долг

свой заплачу,

И учительницам

на съеденье

Плоды трудов

своих отдам.

Иди же к

школьным берегам

Новорождённое

творенье,

И заслужи мне

славы дань:

Одни пятёрки,

шум и брань!»

P. S. душевно надеюсь, что шума и брани будет не очень много. Не сочту за

дерзость мысль о том, что брани совсем не будет.

»



© 2009 РЕФЕРАТЫ
рефераты