рефераты
рефераты
Главная
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература зарубежная
Литература русская
Логика
Военная кафедра
Банковское дело
Биржевое дело
Ботаника и сельское хозяйство
Бухгалтерский учет и аудит
Валютные отношения
Ветеринария
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство

М.А.Булгаков Добро и зло в романе Мастер и Маргарита


М.А.Булгаков Добро и зло в романе Мастер и Маргарита

Сочинение

Тема: М.А.Булгаков “Добро и зло в романе Мастер и

Маргарита”

На протяжении всей жизни человек сталкивался и будет сталкиваться с

добром и злом. Поэтому вопрос, что есть добро и что есть зло будет

волновать человечество всегда. Тема добра и зла в романе Михаила Булгакова

"Мастер и Маргарита" -- одна из ключевых, автор показывает читателям эту

вечную борьбу добра и зла.

«Мастер и Маргарита» построен как роман в романе: в одной книге

описывает события двадцатых-тридцатых годов нашего века и события

библейских времен. И мотивы и сюжеты обоих романов постоянно перекликаются.

Тема добра и зла развивается на протяжении всей книги.

Прежде всего, раскрытие проблемы добра и зла связано с образом

Воланда, одним из главных персонажей романа Мастера. Вопрос заключается в

том, творит ли Воланд зло? Мне кажется, что нет, он не несет людям зло.

Булгаков недаром пишет, что он "вечно хочет зла и вечно совершает благо".

Воланд указывает на пороки людей и провоцирует их на проявление этих

качеств. Так, например, в сцене в Варьете, когда люди бросались за деньгами

и одеждой, Воланд продемонстрировал человеческую жадность. Воланд точно

определяет "кто есть кто": Степа Лиходеев, известный человек в культурном

мире Москвы, - бездельник, развратник и пьяница; Никанор Иванович Босой-

взяточник; Фокин, буфетчик "Варьете",- вор; барон Майгель, служащий одной

из контор, - доносчик, а "тщательно маскирующийся под пролетария" поэт А.

Рюхин - закоренелый лицемер

В слово "добро" автор вкладывает очень много глубокого смысла. Это не

характеристика человека или поступка, а образ жизни. Очень важна для автора

идея Иешуа, что «все люди добрые". То, что она высказывается в описании

времени, когда жил Понтий Пилат, то есть "двенадцать тысяч лун" назад, при

повествовании о Москве двадцатых-тридцатых годов раскрывает веру и борьбу

писателя в вечное добро, несмотря на сопутствующее ему зло, что тоже

обладает вечностью. "Изменились ли эти горожане внутренне?"--прозвучал

вопрос сатаны, и хотя ответа не последовало, читатель явно ощущает, что

"нет, они все так же мелочны, жадны, эгоистичны и глупы". Таким образом,

главный свой удар, гневный, неумолимый и разоблачающий, Булгаков обращает

против людских пороков, "самым тяжким" из них считая трусость, которая

порождает и беспринципность, и жалость человеческой натуры.

Итак, тема добра и зла у Булгакова - это проблема выбора людьми

принципа жизни, а предназначение того зла, которое несут в романе Воланд и

его свита, - воздать каждому в соответствии с этим выбором. Автор считает

только человека способным преодолеть любое зло вопреки обстоятельствам и

соблазнам. Через судьбу Маргариты представляет он нам путь добра к

самораскрытию с помощью чистоты сердца с горящей в нем огромной, искренней

любовью, в которой и заключается его сила. Маргарита у писателя - идеал.

Мастер - тоже носитель добра, потому что оказался выше предрассудков

общества и жил, руководствуясь душой. Поэтому автор дарует ему тот покой, о

котором мечтал герой. На земле у Мастера остался ученик и бессмертный

роман, которым суждено продолжать борьбу добра со злом. На мой взгляд, М.

Булгаков хотел показать нам, что грань между добром и злом, действительно,

еле заметна: ведь не сразу осознаешь смысл поступков Воланда и его свиты.

Да и в жизни, делая добро, мы можем и не замечать, как наши поступки

порождают зло.

Евгений



© 2009 РЕФЕРАТЫ
рефераты